Научная статья на тему 'Системный подход к противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности - важнейшая составляющая деятельности по профилактике пожаров'

Системный подход к противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности - важнейшая составляющая деятельности по профилактике пожаров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
915
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПОЖАРОВ / ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жилин О. И.

В основу статьи положен анализ нормативных правовых актов и нормативных документов, содержащих требования к противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности, роли данных мероприятий в пожарной профилактике. Внесены предложения по повышению мотивации и эффективности их проведения с учетом современного развития экономических отношений и изменений положений технического регулирования в области пожарной безопасности. Приведены основные направления обучения мерам пожарной безопасности персонала организаций и некоторые рекомендации по их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности - важнейшая составляющая деятельности по профилактике пожаров»

йл

0. И.Жилин

канд. техн. наук, доцент, заместитель директора по учебной и научной работе Автономной некоммерческой организации "Институт безопасности труда"

УДК 614.841.3

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЕ И ОБУЧЕНИЮ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ -ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОЖАРОВ

В основу статьи положен анализ нормативных правовых актов и нормативных документов, содержащих требования к противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности, роли данных мероприятий в пожарной профилактике. Внесены предложения по повышению мотивации и эффективности их проведения с учетом современного развития экономических отношений и изменений положений технического регулирования в области пожарной безопасности. Приведены основные направления обучения мерам пожарной безопасности персонала организаций и некоторые рекомендации по их реализации.

Ключевые слова: профилактика пожаров, требования пожарной безопасности, нарушение требований пожарной безопасности, меры пожарной безопасности.

Обязательность противопожарной пропаганды*1 и обучения мерам пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом РФ "О пожарной безопасности" [1] и "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03) [2]. Данные мероприятия должны организовывать и проводить органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации. Например, Правительство г. Москвы ежегодно издает распоряжения об усилении пожарной безопасности в столице, в которых органам исполнительной власти, департаментам, префектурам и т. д. ставятся конкретные задачи, в том числе:

• проведение конкурсов на противопожарную тематику;

• организация ежемесячного разъяснения в образовательных учреждениях, окружных и районных средствах массовой информации требований пожарной безопасности;

Противопожарная пропаганда — целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения.

• осуществление регулярных встреч с населением по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

• размещение информации по пожарной безопасности на стендах префектур, управ, подъездах жилых домов;

• распространение листовок-памяток для населения о соблюдении мер пожарной безопасности в быту и правил поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций и т. д. Школьники, учащиеся и студенты должны приобретать знания, умения и навыки в области пожарной безопасности при изучении предметов и дисциплин "Основы безопасности жизнедеятельности", "Безопасность жизнедеятельности", проведении внеклассных мероприятий (викторин, конкурсов, соревнований и т. п.), участии в добровольных дружинах юных пожарных и т. д.

С руководителями и ответственными за пожарную безопасность дошкольных учреждений в рамках пожарно-технического минимума изучаются рекомендации по обучению детей дошкольного возраста основам правил пожаробезопасного поведения.

Требования к обучению персонала организаций установлены в "Нормах пожарной безопасности. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645 [3].

Вместе с тем по данным МЧС РФ в 2008 г. только в результате неосторожного обращения с огнем произошло 44,8 % пожаров. Остальные причины пожаров также связаны в основном с "человеческим фактором": нарушение правил устройства и эксплуатации электроустановок и печей, проведения огневых работ и т. д.

Количество погибших при пожарах в Российской Федерации в 2008 г. составило 15 165 чел., что с учетом численности населения страны существенно превышает среднестатистические мировые показатели. Так, индивидуальный пожарный риск, т. е. степень опасности, ведущей к гибели отдельного человека в результате воздействия опасных факторов пожара, в России в 3-5 раз выше, чем в большинстве других экономически развитых стран.

К сожалению, в реальности граждане часто не знают общих требований пожарной безопасности, причин возникновения пожаров, нарушают правила курения, пользования открытым огнем, оставляют под напряжением на длительное время без присмотра телевизоры, компьютеры и другие электроприемники, не принимают меры к поддержанию электрооборудования в пожаробезопасном состоянии. Доля пожаров в жилом секторе от общего числа по России в 2008 г. составила 71,3 %.

Практический опыт организации и проведения занятий на предприятиях показывает, что на многих из них имеют место грубые нарушения установленных нормативными документами требований. Слабые знания руководителей и должностных лиц не позволяют им организовать эффективную деятельность по предупреждению пожаров, обеспечению при их возникновении возможности быстрой и безопасной эвакуации людей, являются причиной непонимания важности деятельности в области пожарной безопасности.

Таким образом, имеет место противоречие: с одной стороны, документально сформирована система противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности, с другой — основная часть пожаров происходит по вине людей вследствие незнания и (или) несоблюдения требований пожарной безопасности. Соответственно можно сделать вывод, что на практике мероприятия по противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности часто не выполняются либо проводятся формально и несистематически.

В целях формирования систематизированных знаний, умений и навыков граждан по соблюдению требований пожарной безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях представляется необходимым более активно проводить противопожарную пропаганду по телевидению, прежде всего по центральным каналам. Для этого можно ввести регулярную передачу, в которой рассматривать наи-

более актуальные темы по безопасности жизнедеятельности, в том числе по охране труда, пожарной и промышленной безопасности и т. д.

Необходимо повышать эффективность обучения мерам пожарной безопасности работников и мотивацию руководителей организаций по его проведению. В настоящее время в системе обучения имеются определенные недостатки, в частности:

• на занятиях не всегда раскрываются возможности положительного влияния работы в области пожарной безопасности на экономическую и социальную составляющие деятельности организации, что очень важно для руководителей;

• нерациональна продолжительность отрыва от работы некоторых категорий персонала при прохождении обучения в рамках пожарно-тех-нического минимума.

Например, до недавнего времени продолжительность обучения в г. Москве руководителей, главных специалистов и ответственных за пожарную безопасность организаций составляла 40 ч, руководителей структурных подразделений и ответственных за пожарную безопасность в них — 24 ч. В условиях развития экономических отношений такой отрыв руководящего персонала от исполнения должностных обязанностей, как правило, не представлялся возможным. Это приводило к тому, что на практике часто приходилось "неофициально" оптимизировать за счет "методического мастерства" процесс обучения. Еще худшей была ситуация, когда представители предприятий находили учебные учреждения, в которых обучение можно было пройти формально.

С принятием в конце 2007 г. норм пожарной безопасности [3] объем учебных программ стал составлять в основном от 8 до 14 ч, что в значительной мере повысило привлекательность и реализуемость прохождения пожарно-технического минимума.

Что касается экономической заинтересованности, то ведущий специалист в сфере экономики охраны труда Питер Дорман отмечает:"... компании с небезупречной репутацией в этой области*2 зачастую также отличаются вялыми, малоэффективными производственными процессами. .Здесь, как правило, сочетаются низкая производительность и безучастное отношение к работникам.". Сказанное в полной мере можно отнести и к сфере пожарной безопасности. Знание и соблюдение персоналом требований пожарной безопасности в значительной степени положительно влияет на культуру поведения и дисциплину работников, а соответственно, возрастают производительность труда и качество оказываемых услуг. При рациональном подходе финансовые затраты на противопожарную

*2 Охрана труда.

34

0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНаСТЬ 2009 ТОМ 18 №8

пропаганду и обучение мерам пожарной безопасности значительно меньше, чем на проведение большинства других противопожарных мероприятий.

Дополнительной мотивацией руководителей и должностных лиц организаций в отношении подготовки персонала является повышение их роли и ответственности в регулировании уровня пожарной безопасности в связи с вступлением в действие Федерального закона № 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [4] и снижением административных управляющих воздействий со стороны надзорных органов. Следует знать, что за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности гибель людей, в Уголовном кодексе РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Основу системы обучения мерам пожарной безопасности работников организаций составляют:

• противопожарные инструктажи;

• пожарно-технический минимум;

• противопожарные тренировки.

Порядок проведения противопожарных инструктажей и пожарно-технического минимума устанавливается приказом по организации. В данном документе также указываются должностные лица, ответственные за обучение мерам пожарной безопасности. Вариант системы противопожарных инструктажей приведен в приложении.

При проведении противопожарных инструктажей до работников доводятся инструкции о мерах пожарной безопасности, с юридической точки зрения относящиеся к основным локальным нормативным документам в области пожарной безопасности. Эти инструкции разрабатываются в соответствии с ППБ 01-03 [2] и должны содержать рациональный объем информации, характерной для деятельности и поведения работников. Поверхностное отношение к их разработке может привести к тому, что ответственность за нарушения, повлекшие пожар, будут нести руководители и должностные лица, а не те работники, действия которых привели к происшествиям, так как соответствующая информация по их предупреждению не была доведена до персонала документально оформленным образом.

Категории работников организаций, подлежащие обучению пожарно-техническому минимуму, требования к его проведению определены в нормах пожарной безопасности [3]. Например, обучение должны проходить:

• руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;

• руководители структурных подразделений;

• работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;

• работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы, и т. д. Представляется целесообразным проводить работу по оптимизации учебных программ пожарно-технического минимума по продолжительности обучения, структуре и тематике материала, в том числе:

• установить квалификационные требования к знаниям, умениям и навыкам работников в сфере пожарной безопасности;

• разработать единую структуру курса пожарно-технического минимума, базирующуюся на логической последовательности организации и реализации мероприятий по предупреждению пожаров и минимизации в случае их возникновения тяжести последствий. Это позволит повысить восприимчивость и понимание слушателями материала занятий;

• в рамках пожарно-технического минимума давать представление об управлении рисками в сфере пожарной безопасности. Такой подход широко распространен в развитых зарубежных странах и основан на принципе непрерывного совершенствования деятельности в области производственной безопасности.

Особое внимание следует обратить на подготовку лиц, ответственных за пожарную безопасность организаций. Именно от их компетентности, умения принимать аргументированные решения и объяснять их актуальность руководителям и должностным лицам зависит уровень обеспечения пожарной безопасности. Поэтому лицам, ответственным за пожарную безопасность организаций, рационально проходить повышение квалификации*3 в области пожарной безопасности.

Отдельные вопросы обеспечения пожарной безопасности должны включаться и в другие направления подготовки персонала: охрана труда, нормы и правила работы с электроустановками и т. д.

При проведении занятий целесообразно применять современные методики обучения, повышающие уровень восприятия и понимания материала. Так, исследования показывают, что объем усвоения материала при применении средств наглядного отображения информации повышается на 30 % по сравнению с обычным (голосовым) ее изложением.

В настоящее время все большую популярность приобретает дистанционное обучение. Оно позволяет проходить обучение без отрыва от производства в удобное для слушателя время, отсутствует не-

*3 В соответствии с "Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" установлено, что минимальный объем учебной программы повышения квалификации составляет 72 ч.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №_

к приказу

УТВЕРЖДАЮ Руководитель организации

(подпись, фамилия, инициалы)

" 200 г.

Система противопожарных инструктажей

Вид инструктажа

Вводный противопожарный инструктаж

Ответственный за проведение инструктажа

Руководитель организации или лицо*, ответственное за пожарную безопасность в организации

Кто и когда проходит инструктаж

Проходят:

- работники, вновь принимаемые на работу;

- сезонные работники;

- командированные в организацию работники;

- обучающиеся, прибывшие на производственное обучение и практику;

- иные категории работников (граждан) по решению руководителя.

Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте

Лицо*, ответственное за пожарную безопасность в структурном подразделении

Проходят:

- работники, вновь принятые на работу;

- работники, переводимые из одного подразделения данной организации в другое;

- работники, выполняющие новую для них работу;

- сезонные работники;

- командированные в организацию работники;

- обучающиеся, прибывшие на производственное обучение и практику;

- специалисты строительного профиля, выполняющие строительно-монтажные и иные работы на территории организации.

Проводить до начала производственной деятельности.

Повторный противопожарный инструктаж

Лицо*, ответственное за пожарную безопасность в структурном подразделении

Проходит персонал, с которым проводится первичный инструктаж на рабочем месте.

Проводить не реже одного раза в год; с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, — не реже одного раза в полугодие.

Внеплановый противопожарный инструктаж

Лицо, ответственное за пожарную безопасность в организации, или руководитель работ, имеющий необходимую подготовку

Проводить:

- при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;

- при изменении технологического процесса производства, замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов, а также при других изменениях, влияющих на пожарную безопасность;

- при нарушении работниками организаций требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;

- для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов Государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организаций;

- при перерывах в работе более чем на 60 календарных дней, а в случае выполнения работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности, — на 30 календарных дней;

- при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных производствах;

- при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.

0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2009 ТОМ 18 №8

Продолжение приложения

Вид инструктажа Ответственный за проведение инструктажа Кто и когда проходит инструктаж

Целевой противопожарный инструктаж Лицо, ответственное за пожарную безопасность в организации, или руководитель работ, имеющий необходимую подготовку Проводить: - при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огневые работы); - при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; - при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, при производстве огневых работ во взрывоопасных производствах; - при проведении экскурсий в организации; - при организации массовых мероприятий с обучающимися; - при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей (собрания, конференции и т. д.), с числом участников более 50 чел.

* Назначается приказом (распоряжением) руководителя организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответственный за пожарную безопасность (наименование объекта, подпись, фамилия, инициалы)

обходимость прибытия к месту учебы из удаленных населенных пунктов и т. д. Вместе с тем следует обратить внимание, что для использования дистанционных образовательных технологий необходимо выполнить требования, установленные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137.

Анализ поведения людей при пожарах показывает, что значительная их часть впадают в панику или в ступор. Это свидетельствует об отсутствии практической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях.

В соответствии с ППБ 01-03 [2] на объектах с массовым пребыванием людей должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тре-

нировки всех задействованных для эвакуации работников.

Именно противопожарные тренировки являются основой формирования навыков правильного поведения персонала в условиях пожара. В плане их проведения целесообразно отразить отрабатываемые вопросы, отведенное на них время, действия руководителя тренировки и персонала. Для оценки эффективности действий людей и выявления недостатков назначаются посредники. Результаты противопожарных тренировок необходимо фиксировать документально в соответствующем журнале или в виде акта.

Таким образом, внедрение системного подхода к проведению противопожарной пропаганды и обучению мерам пожарной безопасности в значительной степени способствует предупреждению пожаров, повышает эффективность действий людей в экстремальных ситуациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О пожарной безопасности : федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ : принят Гос. Думой 18 ноября 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 35. — Ст. 3649.

2. ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации : утв. МЧС России 18.06.2003: ввод. в действие с 30.06.2003. — М.: ГУГПС и ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2003.

3. Нормы пожарной безопасности. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций : утв. МЧС России 12.12.2007 : ввод. в действие с 12.12.2007 // Бюллетень строительной техники. — 2008. — № 3.

4. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности : федер. закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ : принят Гос. Думой 4 июля 2008 г. : одобр. Советом Федерации 11 июля 2008 г. — М.: ФГУ ВНИИПО, 2008. — 157 с.

Материал поступил в редакцию 18.09.09.

©Жилин О. И., 2009 г. (е-таИ: [email protected]).

0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2009 ТОМ 18 №8

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.