= 26
Энергобезопасность в документах и фактах
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Организация обеспечения пожарной безопасности на предприятии
О.И. Жилин,
заместитель директора по учебной и научной работе АНО "Институт безопасности труда", кандидат технических наук, доцент
Проблема обеспечения пожарной безопасности в нашей стране является весьма актуальной.
По данным официальной статистики, в Российской Федерации регистрируется более 210 тысяч пожаров (рис.1), число погибших (рис.2) при них значительно превышает средние показатели США, Великобритании и других высокоразвитых стран (рис.3), материальный ущерб составляет десятки миллиардов рублей. Доля от общего числа пожаров в России, приходящаяся на объекты предприятий, учреждений и организаций, составляет около 30%, а причиненного материального ущерба - около 50% соответственно.
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Рис.2. Статистические данные о количестве погибших при пожарах, в тысячах
По материалам Концепции федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года'
259 4 260,8 246 246,3
239,2 231,5 2269
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Рис. 1. Статистические данные о количестве пожаров,
2,07 Индивидуальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к гибели отдельного человека в результате воздействия опасных факторов пожара
Россия Франция Великобритания Япония США Рис.3. Индивидуальный пожарный риск в 2006 году
в тысячах
20
218,6
211,2
Пожарная безопасность
27 =
Основными причинами возникновения пожаров (рис.4) являются: неосторожное обращение с огнем, нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования, нарушения правил проведения огневых работ и т.д.
низации знал свои функции и обязанности, за невыполнение которых непосредственно он будет отвечать в установленном порядке.
Другие причины
36,5
Неосторожное обращение с огнем
44,2
Руководитель организации
Ответственный за пожарную безопасность организации
гветственные за пожарную безопасность структурных подразделений, участков и технических систем, должностные лица
19,3
Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования
Рис.4. Причины пожаров, в процентах
На предприятиях часто отсутствует или не соблюдается противопожарный режим, недооценивается реальная опасность пожаров, персонал не имеет элементарных знаний в области пожарной безопасности. Этому в значительной степени способствует недостаточная деятельность руководителей и должностных лиц по организации обеспечения пожарной безопасности.
Вместе с тем за несоблюдение требований пожарной безопасности в зависимости от вида нарушения и тяжести последствий законодательством Российской Федерации установлена соответствующая дисциплинарная, материальная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Например, в соответствии со статьей 219 Уголовного кодекса РФ за нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет. К сожалению, определенная часть руководителей узнает о возможных санкциях только в период проведения проверки органами государственного пожарного надзора или после пожара.
Основой успешной реализации любой сферы деятельности, в том числе и пожарной безопасности, является организационная ее составляющая.
Как грамотно построить систему пожарной безопасности?
В первую очередь руководствоваться следующим принципом: обеспечение пожарной безопасности в организации - это работа всего коллектива, а не отдельных должностных лиц. При этом для эффективного ее выполнения в основном не требуются материальные или временные затраты.
Особое внимание необходимо обратить на рациональное распределение обязанностей и ответственности всего персонала.
Руководитель и ответственный за пожарную безопасность организации должны делегировать свои полномочия в этой области другим сотрудникам (рис.5) таким образом, чтобы каждый работник орга-
Остальные работники организации, командированный персонал и т.д.
Рис.5. Структура распределения обязанностей и
ответственности в области пожарной безопасности
Практический опыт показывает, что ответственными за пожарную безопасность различных объектов рационально назначать руководителей, подчиненные которых работают на данных участках. Это обусловлено тем, что этим должностным лицам предоставлены соответствующие властные полномочия и "рычаги управления", в том числе и в отношении привлечения работников к дисциплинарной ответственности. Количество лиц, назначенных ответственными за пожарную безопасность, и участков, закрепленных за ними, должно быть таким, чтобы они реально в полной мере могли выполнять возложенные на них в этой области обязанности, в том числе и контрольные функции.
Ответственными за пожарную безопасность соответствующих инженерных систем (электроустановок, систем отопления и вентиляции и т.д.) целесообразно назначать должностных лиц, организующих их эксплуатацию.
Распределение обязанностей и ответственности между персоналом организации осуществляется посредством издания локальных нормативных правовых актов, основными из которых с юридической точки зрения являются приказ об обеспечении пожарной безопасности и инструкции о мерах пожарной безопасности.
Рациональный подход к разработке приказа предложен в приложении 2 к Правилам пожарной безопасности для города Москвы. Там же приведена рекомендуемая его структура. В то же время она содержит не все аспекты, которые должны быть определены данным документом.
Инструкции о мерах пожарной безопасности разрабатываются в соответствии Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) и должны содержать рациональный объем материала. Работники не будут внимательно изучать документы, состоящие из нескольких десятков страниц и включающие вопросы, не характерные для их деятельности и поведения на территории организации. В то же время основным предназначением инструкций является доведение
гаимшю
= 28
Энергобезопасность в документах и фактах
Установлены следующие виды обучения работников мерам пожарной безопасности:
- противопожарный инструктаж;
- пожарно-технический минимум.
Ответственность за организацию и своевременность обучения несут руководители и должностные лица. Требования к обучению приведены в нормах пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций".
Сроки, место и порядок проведения противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума рационально установить в соответствующих приложениях (рис.6) к приказу об обеспечении пожарной безопасности.
Приложение №__к приказу ...
Утверждаю Руководитель организации
Подпись, фамилия, инициалы
"_"___200__года
Система проведения противопожарных инструктажей
Вид инструктажа Ответственный за проведение инструктажа Категории работников, с которыми проводится инструктаж, сроки и причины проведения инструктажа
Ответственный за пожарную безопасность________
(наименование объекта, подпись, фамилия, инициалы)
Приложение №__к приказу ...
Утверждаю Руководитель организации
Подпись, фамилия, инициалы
"_"___200__года
Система проведения пожарно-технических минимумов
Категория обучаемых Периодичность обучения Место проведения обучения Преподаватель Ответственный за обучение Программа обучения
Ответственный за пожарную безопасность________
(наименование объекта, подпись, фамилия, инициалы)
Рис.6. Вариант оформления сроков, места и порядка проведения противопожарного и пожарно-технического минимума
до работников тех требований, которые они должны выполнять. Поэтому поверхностное отношение к их разработке может привести к тому, что ответственность за нарушения, повлекшие пожар, будут нести руководители и должностные лица, а не те работники, действия которых привели к происшествиям, так как соответствующая информация по их предупреждению не была доведена документально оформленным образом.
Анализ причин возникновения пожаров показывает, что большинство из них происходит по вине людей. Поэтому одним из важнейших направлений в области пожарной безопасности является обучение работников.
Пожарная безопасность
29 =
Для привлечения работников предприятий к работе по предупреждению и борьбе с пожарами на объектах могут создаваться пожарно-технические комиссии (ПТК) и добровольные пожарные дружины (ДПД). ПТК и ДПД создаются приказом руководителя предприятия. Функции, права и обязанности их членов определяются в соответствующих приложениях к приказу об обеспечении пожарной безопасности.
При наличии на объектах горючей среды вероятность возникновения пожара всегда существует. Поэтому пожарная безопасность должна обеспечиваться и решением задачи минимизации ущерба в случае возникновения пожара (обеспечение безопасности людей при пожаре, ограничение его распространения, создание условий для успешного тушения пожара). Для этого, прежде всего, необходимо организовать:
- обучение персонала действиям при пожаре;
- создание условий для быстрой и безопасной эвакуации людей;
- обеспечение средствами и системами пожаротушения и пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, противо-дымной защиты, а также поддержание их в надлежащем состоянии и т.д.
В организациях формирование знаний и умений, привитие практических навыков правильного поведения персонала в условиях пожара должно проводиться в рамках обучения мерам пожарной безопасности, особое внимание при этом следует уделять организации проведения противопожарных тренировок.
В соответствии со статьей 16 ППБ 01-03 на объектах с массовым пребыванием людей должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
В плане проведения противопожарной тренировки целесообразно отразить отрабатываемые вопросы, отведенное на них время, действия руководителя тренировки и персонала. Для оценки эффективности действий людей и выявления недостатков назначаются посредники. Результаты проведения противопожарных тренировок необходимо фиксировать документально в соответствующем журнале или в виде акта.
Своевременную эвакуацию людей, даже при высоком уровне их подготовки, в условиях пожара можно обеспечить при соблюдении установленных требований к эвакуационным путям и выходам, эвакуационному освещению, системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах и т.д.
Важная роль в обеспечении пожарной безопасности в условиях пожара отводится первичным средствам пожаротушения и системам пожарной автоматики, которые нередко находятся в ненадлежащем состоянии или вовсе отсутствуют.
В соответствии с ППБ 01-03 на каждом объекте следует назначить приказом лиц, ответственных за
приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения. Для качественной эксплуатации установок пожарной автоматики (пожарной сигнализации, пожаротушения и т.д.) приказом или распоряжением администрации должны быть назначены лица, ответственные за их эксплуатацию, обслуживающий персонал для производства технического обслуживания и ремонта, а также оперативный (дежурный) персонал для круглосуточного контроля за работоспособным состоянием установок. Руководители организаций, в которых не имеется возможности собственными силами осуществлять техническое обслуживание установок и содержать обслуживающий персонал, обязаны заключить договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт установок со специализированными организациями, имеющими лицензию Государственной противопожарной службы на проведение соответствующего вида работ. При этом ответственность с администрации предприятия за выполнение требований к содержанию установок не снимается.
Что затрудняет качественно организовать систему пожарной безопасности на предприятии?
Одна из проблем: в Российской Федерации действует большое количество нормативных документов в области пожарной безопасности, которые, по оценке некоторых специалистов, содержат свыше 150 тысяч требований. Естественно, в полном объеме знать и, тем более, выполнять все требования, как правило, не представляется возможным. Это, в свою очередь, снижает интерес руководства организации к сфере обеспечения пожарной безопасности. Срабатывает принцип "как не старайся - нарушения всегда будут".
Для разрешения данной проблемы и повышения эффективности функционирования системы пожарной безопасности в настоящее время проходит обсуждение проект Федерального закона №487983-4 "О техническом регламенте "Общие требования пожарной безопасности", принятие которого в значительной мере будет влиять на состав нормативных документов и требований в сторону их сокращения, что повысит уровень возможности их реализации.
Кроме того, в ближайшее время предполагается сокращение мер воздействия со стороны надзорных органов. 14 мая Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев подписал указ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Данный нормативный правовой акт предусматривает усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
Вместе с тем снижение административных управляющих воздействий предполагает повышение роли руководителей и должностных лиц в регулировании уровня пожарной безопасности путем оценки пожарных рисков и приведения их значений в соответствие с нормативными требованиями. Соответственно возрастает их ответственность за организацию и обеспечение пожарной безопасности на предприятии.
гаимшю