Научная статья С. 120-128
УДК 343.9
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ, СУЩНОСТИ И ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (часть 2)
Валерий Иннокентьевич Шестаков
Институт проблем безопасности и устойчивого развития, Москва, Россия shestakovvi@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы действующего законодательства в области профессиональной сыскной деятельности и частной детективной деятельности и предложены пути их решения. Обоснована необходимость принятия общего федерального закона о профессиональной сыскной деятельности, отдельного Федерального закона «О частной детективной деятельности», внесении изменений в другие федеральные законы, а также поддержана идея о целесообразности формирования новой отрасли права — детективного права как своевременного реагирования государства на необходимость упорядочения сложившихся детективных правоотношений.
Ключевые слова: сыскология, детективология, профессиональная сыскная деятельность, частная детективная деятельность, детективные услуги, детективное право
Для цитирования: Шестаков В. И. Системный подход к пониманию правовой природы, сущности и правовому регулированию частной детективной деятельности (часть 2) // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 4 (35). С. 120-128.
Research article
A SYSTEMATIC APPROACH TO UNDERSTANDING THE LEGAL NATURE, ESSENCE AND LEGAL REGULATION OF PRIVATE DETECTIVE ACTIVITY (part 1)
Valery I. Shestakov
Institute for Security and Sustainable Development, Moscow, Russia
shestakovvi@mail.ru
Abstract. The article examines the problems of the current legislation in the field of professional detective activity and private detective activity and proposes ways to solve them. Justified the need for a general federal law on professional detective activities, a separate federal law "On private detective activities", amendments to other federal laws, and also supported the idea of the expediency of the formation of a new branch of law - detective law as a timely response of the state to the need to streamline the existing detective legal relations.
Keywords: detective science, detectiveology, professional detective activity, private detective activity, detective services, detective law
For citation: Shestakov VI. A systematic approach to understanding the legal nature, essence and legal regulation of private detective activity (Part 2). Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2022;(4):120-128. (In Russ.)
Окончание (начало в № 2, 2022). © В. И. Шестаков
Рассмотрим обозначенные ранее элементы, характеризующие частную детективную деятельность.
2. Сущность частной
детективной деятельности
Определить сущность частной детективной деятельности, значит, раскрыть самое главное и существенное присущее ей внутреннее содержание. Согласно статье 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» под частной детективной деятельностью понимается оказание детективных услуг, предусмотренных частью 2 статьи 3 данного Закона. Поэтому именно они определяют суть рассматриваемого вида деятельности и характеризуют её содержание.
Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (часть 2 статьи 3) предусматривает 8 видов детективных услуг. В зависимости от направленности и статуса заказчиков их можно классифицировать на:
• услуги по защите прав и законных интересов участников гражданского и уголовного судопроизводств (п. 1, 7);
• услуги по защите прав и законных интересов ребёнка (п. 8);
• услуги по защите прав и законных интересов предпринимателей (п. 2, 3, 4);
• услуги по защите имущественных прав и законных интересов юридических и физических лиц (п. 6,8 в части, касающейся поиска имущества должника в соответствии с исполнительным документом);
• услуги по защите прав и законных интересов юридических и физических лиц, связанных с признанием гражданина без вести пропавшим (п. 5).
Рассмотрим каждый из перечисленных видов детективных услуг.
Сбор сведений для невластных участников гражданского и уголовного судопроизводств направлен на обеспечение их права на представление доказательств, заявление ходатайств, всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств гражданского и уголовного дел. Для участников уголовного и гражданского судопроизводств предоставленная Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» возможность заключить договор с частным детективом на сбор сведений позволяет им реализовать предоставленное Конституцией РФ право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29).
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом (ст. 35) лица, участвующие в деле (стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства), вправе представлять доказательства. При этом законодатель не указывает способы собирания такими лицами доказательств, а лишь указывает в части 2 статьи 57 ГК РФ, что в случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, они вправе ходатайствовать перед судом об оказании им содействия в собирании и истребовании доказательств. Однако для таких случаев есть ещё один законный способ получения указанными лицами необходимых доказательств. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (п. 1 части 2 ст. 3) предоставляет право лицам, участвующими в деле, за исключением прокурора, заключить с частным детективом возмездный договор на сбор сведений по гражданскому делу. Полученные от частного детектива сведения позволяют заинтересованным лицам реализовать предоставленные законодательством право на представление доказательств, заявление ходатайств о приобщении к гражданскому производству полученных от частного детектива сведений (предметов, документов) в качестве доказательств, о допросе лиц в качестве свидетелей, об истребовании доказательств, об отводе прокурора, судьи, о назначении экспертизы и т. п.
Обеспечение прав участников уголовного судопроизводства на представление доказательств и заявления ходатайств осуществляется частным детективом путём оказания услуги, предусмотренной пунктом 7 части 2 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса).
Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст. 42, 44, 46, 47, 53, 54) предоставляют право невластным участникам уголовного судопроизводства представлять доказательства, заявлять ходатайства, приносить жалобы на действия и решения властных участников уголовного судопроизводства. Кроме того, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предоставляет им возможность заключить гражданско-правовой договор с частным детективом на сбор сведений по уголовному делу и использовать полученные от него
сведения в доказывании, обосновании ходатайств, жалоб. Использование невластными участниками уголовного судопроизводства сведений, полученных от частного детектива, является одной из гарантий реализации указанными лицами права на представление доказательств, а, следовательно, и на участие в доказывании, на заявление ходатайств, принесение жалоб [7, с. 122-143].
Как следует из содержания пункта 7 части 2 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частный детектив осуществляет сбор сведений по уголовному делу, то есть, собирает информацию, необходимую для ответа на вопросы, поставленные участником уголовного судопроизводства и указанные в договоре. В зависимости от статуса участника уголовного судопроизводства частному детективу может быть поручено, собрать сведения о соучастниках преступления, их местонахождении; об очевидцах преступления; лицах, пострадавших от преступления и размере причиненного им вреда; о месте нахождения предметов и орудий преступления, документов, имеющих значение для рассмотрения уголовного дела. Другими словами, частный детектив вправе собирать сведения по уголовному делу как об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК РФ), так и о других обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.
Содержание и объём собираемых частным детективом сведений определяются процессуальным положением участника процесса, заключившего договор с частным детективом, осуществляемой им процессуальной функции, его процессуальными интересами, а также предметом договора (сведения по вопросам, поставленным заказчиком).
Необходимо иметь в виду, что термин «сведения» нужно понимать в широком его значении. Он включает в себя и сведения (информацию), носителем которой являются предметы и документы.
Важно учитывать и то, что сведения, собираемые частным детективом, и доказательства по уголовному делу — не одно и то же. Как верно указано в названии рассматриваемой услуги, частный детектив собирает и передаёт участнику уголовного судопроизводства не доказательства, а сведения. Доказательствами они становятся после того, как орган расследования или суд, путём производства соответствующих следственных действий, установят их относимость и допустимость, определят достоверность.
Для понимания сущности данной услуги нужно учитывать и ряд других обстоятельств, её характеризующих. Собирание частным детективом сведений по договору с участником уголовного судопроизводства никоим образом не следует рассматривать как «параллельное» расследование уголовного дела. Частный детектив, при оказании указанной услуги, не вправе инициативно осуществлять какие-либо сведения по уголовному делу. Приступить к собиранию сведений по уголовному делу (правильнее было бы говорить о сборе сведений для участника уголовного судопроизводства) частный детектив вправе только после заключения гражданско-право-го возмездного договора с конкретным участником уголовного судопроизводства.
Прежде чем заключить договор на сбор сведений по уголовному делу, частный детектив должен удостовериться в том, что заказчик данной детективной услуги обладает статусом участника уголовного судопроизводства, имеющего право заключить указанный договор. Далее, частный детектив не вправе для сбора сведений по уголовному делу производить какие-либо процессуальные действия. Для этого он вправе осуществлять только действия, предусмотренные статьей 5 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Частный детектив не является участником уголовного судопроизводства и поэтому не вступает в уголовно-процессуальные отношения, как с властными, так и невластными участниками уголовного судопроизводства. Его отношения с невластными участниками уголовного судопроизводства являются гражданско-правовыми отношениями. Уголовно-процессуальные отношения с властными участниками уголовного судопроизводства могут возникнуть у частного детектива только в случае вызова его на допрос в качестве свидетеля либо на основании ходатайства заказчика данной услуги или по инициативе органов расследования или суда. Кроме того, такие уголовно-процессуальные отношения могут возникнуть и при исполнении частным детективом требования, предусмотренного пунктом 7 части 2 статьи 7 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», обязывающего частного детектива в течение суток с момента заключения договора с заказчиком письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьём производстве находится уголовное дело. Предметом допроса частного детектива в качестве свидетеля могут являться обстоятельства,
связанные с оказанием услуги по сбору сведений по уголовному делу.
Характеризуя услугу, предусмотренную пунктом 7 части 2 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», следует обратить внимание на ряд общих признаков, которые присущи сведениям, собираемым частным детективом и сведениям, полученным органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и представляемыми органам предварительного расследования и суду.
С точки зрения теории доказательств правовая природа сведений, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности и частной детективной деятельности, по существу, одинакова. Результаты частной детективной деятельности по своей правовой природе сходны с результатами оперативно-розыскной деятельности, и те и другие относятся к информации, полученной не процессуальным путём, поэтому они используются в доказывании по уголовному делу на одних и тех же условиях — должны отвечать требованиям, предъявляемым к доказательствам (относимость, допустимость, достоверность). И те и другие сведения направлены на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, с той лишь разницей, что сведения, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, представляются властным участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения (в орган предварительного расследования или в суд), а сведения, полученные в процессе осуществления частной детективной деятельности, передаются как отдельным участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения (потерпевшему, гражданскому истцу, частному обвинителю), так и участникам уголовного судопроизводства со стороны защиты.
Как результаты оперативно-розыскной деятельности, так и результаты частной детективной деятельности получены в результате законной профессиональной деятельности и в порядке, установленном законодательством. И, наконец, в случае использования в доказывании сведений, полученных в ходе оперативно-розыскной и частной детективной деятельностей, к ним предъявляются одинаковые требования — они должны отвечать требованиям, предъявляемым Уголовно-процессуальным кодексом РФ к доказательствам.
Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (п. 8 части 2 статьи 3) предоставляет
частному детективу право оказывать на договорной основе с взыскателем услугу, связанную с поиском ребёнка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребёнка, порядке общения с ребёнком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребёнка или об осуществлении в отношении такого ребёнка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации. По своему характеру и содержанию она направлена на защиту прав и законных интересов ребёнка и взыскателя. Речь в данном случае идёт о защите прав ребёнка, предусмотренных п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Если указанные права ребёнка нарушены и принятые судебным приставом-исполнителем действия, предусмотренные законом, не привели к установлению местонахождения ребёнка, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (ст. 65) предусматривает исполнительный розыск ребёнка. В соответствии с п. 1.1 ч. 1 статьи 65 ФЗ № 229 указанного Федерального закона под исполнительным розыском ребёнка понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, предусмотренные данной статьёй исполнительно-розыскные действия, направленные на установление местонахождения ребёнка. Непосредственно объявление розыска ребёнка производится на основании соответствующего заявления взыскателя либо по инициативе судебного пристава-исполнителя, в производстве которого находится исполнительное производство.
Частный детектив осуществляет поиск ребёнка только в рамках исполнительного производства, которое содержит одно из следующих требований: 1) об отобрании ребёнка; 2) о передаче ребёнка; 3) о порядке общения с ребёнком; 4) о возвращении ребёнка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации; 5) об осуществлении в отношении ребёнка, незаконно перемещённого в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.
Заказчиком данной услуги могут быть взыскатели (гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ). Судебный пристав-исполнитель таким правом не наделён. В соответствии с пунктом 11 статьи 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной деятельности.
Таким образом, оказание частным детективом услуги по поиску ребёнка на основании договора с взыскателем является дополнительным средством защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов, как ребёнка, так и заказчиков данной услуги, способствует реализации государственной политики в области охраны прав детей, обеспечению максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребёнка.
К услугам по защите прав и законных интересов предпринимателей относятся услуги, предусмотренные пунктами 2, 3, 4 и пункта 8 (в части, касающейся поиска лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом) части 2 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а именно:
• изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадёжных деловых партнеров;
• установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
• выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
• поиск в соответствии с исполнительным документом лица, являющегося должником заказчика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Несмотря на различный характер услуг, составляющих данный вид, их объединяет то, что все они направлены на обеспечение безопасности предпринимательской деятельности заказчиков детективных услуг путём выявления, предупреждения и пресечения правонарушений
в сфере экономической деятельности, информационного обеспечения предпринимательской деятельности, имущественных прав заказчика, защиты коммерческой и иной охраняемой законом тайны, выявления недобросовестных работников.
Оказание указанных услуг юридическим и физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, также способствует реализации гражданами своего конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).
Услуги по защите прав и законных интересов юридических ифизических лиц, являющихся собственниками имущества или владеющих им на ином законном основании (п. 6, 8 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации») направлены на обеспечение права собственности. В ходе их оказания частный детектив осуществляет поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества, а также поиск имущества должника в соответствии с исполнительным документом. Заказчиками указанных детективных услуг могут быть любые юридические и физические лица.
К отдельному виду детективных услуг отнесён поиск без вести пропавших граждан, которые оказываются в целях защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц (родственники, знакомые, органы опеки и попечительства и другие лица). Поиску без вести пропавшего лицапредшествует признание судом лица безвестно отсутствующим в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 42). Из буквального толкования пункта 5 части 2 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» можно сделать вывод, что частный детектив вправе заключить договор на поиск пропавшего лица только в том случае, если заказчиком является гражданином Российской Федерации. Однако на практике частные детективы заключают такие договоры и с лицами, не являющимися гражданами Российской Федерации (лицами без гражданства, иностранными гражданами, в том числе проживающими на территории России). Правомерность такой практики основывается на положениях Конституции РФ, согласно части 3 статьи 62 иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, частный детектив, оказывая услуги по поиску пропавших без вести лиц, осуществляет защиту прав и законных интересов заинтересованных лиц, не только являющимися гражданами России, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства.
Обязанность розыска лиц, пропавших без вести, возлагается на правоохранительные органы. Поиск таких лиц по договору с заинтересованными лицами служит дополнительным средством для их своевременного обнаружения. Сведения, полученные детективом, могут быть использованы правоохранительными органами для эффективного поиска пропавших без вести лиц, что является одним из способов оказания им содействия в решении стоящих перед ними задач.
3. Правовое регулирование
частной детективной деятельности
Создание цивилизованного рынка детективных услуг и дальнейшее его развитие, повышение эффективности частной детективной деятельности невозможно при отсутствии законодательства, отвечающего потребностям практики, интересам потребителей детективных услуг, происходящим изменениям в стране. Отсутствие основательной правовой базы, постоянное запаздывание с принятием необходимых законов существенно тормозит развитие частного сыска в России, не способствует решению частными детективами задач по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, защите прав и законных интересов заказчиков детективных услуг.
Характерной особенностью последнего времени является то, что детективное законодательство рассматривается как единая система, единое целое и одновременно как составная, логически непротиворечивая часть сыскного законодательства и всей правовой системы российского законодательства. В настоящее время у детективного сообщества имеется чёткое представление относительно того, каким должно быть детективное законодательство в целом, и в каком направлении оно должно совершенствоваться. Важно и то, что в отличие от прошлых лет, это понимание материализовано в конкретных документах, законопроектах [4,с.237-244; 6,с.60-68; 9].
Так учеными, рассматривающими частную детективную деятельность как один из видов профессиональной сыскной деятельности, обосновывается целесообразность формирования новой отрасли права — детективного права как своевременного реагирования государства на необходимость упорядочения
сложившихся детективных правоотношений. Они определяют детективное право как социально обусловленную систему правовых норм, регулирующую отношения (детективные отношения), возникающие в детективной деятельности в связи и по поводу оказания законных детективных услуг [2; 11]. Другими словами, детективное право — это система правовых норм, регулирующих публично-и частноправовые отношения, возникающие в процессе осуществления частной детективной деятельности.
Определены и научно обоснованы концептуальные подходы к правовому регулированию частной детективной деятельности [4, с. 237-244]. Специалистами ННФ «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» разработаны Модельный закон и проект федерального закона о частной детективной деятельности, о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в части, касающейся использования результатов частной детективной деятельности в доказывании по уголовным делам [5, с. 13-51, 166-175; 6, с. 87-93].
В настоящее время частная детективная деятельность регулируется Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним подзаконными правовыми актами. Анализ его содержания свидетельствует о том, что принятый в 1992 году закон к настоящему времени существенно устарел, поскольку в основном отражает реалии, характерные для того времени, когда детективная деятельность находилась в стадии зарождения, отсутствовала практика, многие актуальные вопросы были теоретически не проработаны. Кроме того, с момента его принятия существенно изменилось законодательство Российской Федерации, составляющее правовую основу детективной деятельности.
Наличие в указанном Законе нечётких формулировок и положений, устаревших терминов, затрудняет их понимание, допускает двоякое толкование, что в итоге создаёт серьёзные проблемы в его применении на практике, побуждает частных детективов вынужденно идти на нарушение законодательства. Значительная часть его норм и положений противоречат друг другу и нормам, содержащимся в других законах.
Существующая практика совершенствования детективного законодательства путём внесения в него изменений оказалась бесперспективной. Значительного улучшения его содержания от такого «латания» не произошло. Наоборот, внесённые в него изменения
в ряде случаев ухудшили его, привнесли новые противоречия, несогласованности с другими отраслями права. Поэтому необходимо отказаться от дальнейшего «латания» действующего законодательства и приступить к разработке принципиально нового детективного законодательства, отвечающего потребностям практики и науки, в том числе, формирующейся новой науки о профессиональной сыскной деятельности — сыскологии.
Было бы правильным приступить к решению этой задачи с разработки концепции сыскного законодательства. В ней, на основе системного подхода к правовому регулированию частной детективной деятельности, определиться с перечнем необходимых для этого законов, их содержанием, последовательностью принятия.
В законотворческой деятельности существует принципиальное положение относительно последовательности принятия законов: вначале принимаются законы более высокого уровня, которые носят общий, базовый характер, а затем на их основе разрабатываются законы частного характера.
С учётом положений сыскологии о единой профессиональной сыскной деятельности и её видовом характере, вначале следует подготовить и принять общий, базовый федеральный закон «О профессиональной сыскной деятельности». Идею о необходимости разработки и принятии такого федерального закона поддерживают и сторонники сыскологии [1; 3, с. 100-101; 10]. Он будет составлять ядро правовой основы сыскного законодательства, являться «рамочным», общим законом по отношению ко всем другим законам, регулирующим виды профессиональной сыскной деятельности, служить методологической основой для видового законодательства и ориентиром для решения частных вопросов, возникающих при осуществлении различных видов сыскной деятельности.
Следует отметить, что содержание предлагаемого указанного федерального закона учёными, занимающимися проблемами профессиональной сыскной деятельности, детально не рассматривалось. Ими обосновывалась лишь необходимость разработки и принятия такого закона, а также вносились отдельные предложения частного характера, как, например, чётко разграничить государственную и негосударственную профессиональную сыскную деятельность.
Представляется, что Федеральный закон «О профессиональной сыскной деятельности» должен содержать следующие основные положения.
В целях унификации сыскной терминологии в нём следует дать основные понятия, характеризующие профессиональную сыскную деятельность, определить её правовую основу, цели, задачи, принципы, виды, сферу деятельности каждого вида сыскной деятельности, средства, прописать общие признаки, присущие всем видам профессиональной сыскной деятельности, а также осветить другие вопросы общего характера.
Подготовка проекта указанного федерального закона предполагает мобилизацию интеллекта всего сыскного сообщества, средоточие результатов его научной деятельности в едином координирующем методологическом центре исследований теории и практики сыска. Учитывая, что профессиональный сыск включает в себя как государственный, так и частный сыск, то таким центром могло бы стать одно из государственных научных учреждений. Специалисты ННФ «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» готовы принять активное участие в его разработке, в частности, по такому научному направлению как детективология, который располагает для этой работы всем необходимым. Его специалисты более двадцати лет занимаются проблемами частного сыска. Ими разработаны Концепция детективного законодательства, проекты Федеральных законов «О частной детективной деятельности», «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс», проекты Модельных законов «О негосударственной (частной) сыскной деятельности», «О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности» и др.
В связи с тем, что подготовка проекта Федерального закона «О профессиональной сыскной деятельности» и его принятие потребует значительного времени в настоящее время для совершенствования детективного законодательства следует, наряду с работой по подготовке указанного общего федерального закона, сосредоточить внимание на подготовке и принятии нового, отдельного Федерального закона «О частной детективной деятельности».
Необходимость подготовки отдельного закона, регламентирующего частную детективную деятельность, обусловлена следующими обстоятельствами.
Практика детективной деятельности нуждается в законодательстве, отвечающем современным реалиям, основанном на действующем законодательстве, новым научным направлениям в данной сфере.
Существует потребность в принятии отдельного федерального закона, регулирующего частную детективную деятельность.
В настоящее время частная детективная и охранная деятельности необоснованно регулируются одним законом — Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с законодательством (п. 31, 32 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») частная детективная и охранная деятельности представляют собой два отдельных, самостоятельных вида деятельности, у которых практически нет ничего общего, что давало бы основание регулировать их в одном законе. Они различны по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам, правовой природе. Охранная деятельность в основном нацелена на обеспечение сохранности имущества юридических и физических лиц, защите жизни и здоровья охраняемых граждан, в то время как детективная — представляет собой разновидность сыскной, юридической деятельности, а её содержанием является сбор сведений в рамках оказываемых детективных услуг. Различно и содержание указанных видов деятельности. Согласно части 1 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» детективная деятельность осуществляется для сыска, частная охранная деятельность — для охраны. Далее, указанный Закон запрещает одному лицу заниматься одновременно частной детективной и частной охранной деятельностью.
Наличие отдельного закона о детективной деятельности целесообразно и с точки зрения юридической техники. В Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» содержится немало отсылочных норм, которые одновременно распространяются как на частную детективную, так и на частную охранную деятельности. Однако с учётом существенных различий между этими видами деятельности применить их практически невозможно.
Кстати, идея о необходимости подготовки самостоятельного закона о частной детективной деятельности высказывалась законодателем ещё в 1991 году.
Так, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1027-1 Комитету Верховного Совета РСФСР по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью совместно с Комитетами Верховного Совета РСФСР по безопасности и по законодательству поручалось в двухмесячный срок разработать и представить в Верховный Совет РСФСР проект закона РСФСР «О негосударственных детективных службах в РСФСР». Однако по каким-то причинам это
Постановление Верховного Совета РСФСР исполнено не было, и в 1992 году был принят ныне действующий общий закон — Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
По пути регулирования частной детективной деятельности в отдельном законе идёт международная законотворческая практика. Так, в марте 2017 года Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств приняла отдельный Модельный закон «О негосударственной (частной) сыскной деятельности», проект которого был подготовлен автором настоящей статьи и директором ННФ «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» В. А. Ананьевым.
По существу, однозначную позицию относительно необходимости подготовки и принятия отдельных федеральных законов, регулирующих частную детективную и частную охранную деятельности, занимают представители соответствующих правоохранительных органов, учёные и практики.
Проект Федерального закона «О частной детективной деятельности» подготовлен и в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации [6, с. 60-93]. Законопроект содержит следующие принципиально новые, по сравнению с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», положения, а именно:
• значительно расширен понятийный аппарат. В частности, определены такие понятия как «детективная организация», «работник детективной организации, непосредственно участвующий в оказании детективных услуг», «помощник детектива», «заказчик детективной услуги», «детективные мероприятия», «результаты детективной деятельности»;
• унифицирована терминология по всему тексту законопроекта («детективная деятельность» вместо «детективная (сыскная) деятельность», «детективные услуги» вместо «детективные (сыскные услуги)», «заказчик детективной услуги» вместо «заказчик (клиент)»;
• предоставлено право на осуществление детективной деятельности не только детективам, но и детективным организациям, что будет способствовать развитию рынка детективных услуг. Как свидетельствует практика, заказчики относятся к детективным организациям с большим доверием;
• предусмотрены новые виды детективных услуг, а именно: сбор сведений, предметов
и документов по арбитражным делам, делам об административных правонарушениях;
• сбор сведений по делам исполнительного производства;
• сбор сведений, предметов и документов для подачи физическими и юридическими лицами заявления в правоохранительные органы о совершенном или готовящемся преступлении или представления иска в суд;
• сбор сведений по установлению наступления страхового случая;
• сбор сведений сторонам для разрешения спора в третейском суде;
• определены участники детективной деятельности, их правовой статус, порядок его приобретения и утраты, права и обязанности, ответственность;
• значительно расширены права детектива. Ему, например, предоставляется право исследовать предметы и изучать документы с согласия их владельца; осуществлять внешний осмотр транспортных средств и других объектов для получения необходимой информации; осуществлять действия по закреплению (фиксации) следов события [7, с. 71-82; 4, с. 38-47].
Федеральный закон «О частной детективной деятельности» будет составлять основу формирующейся новой отрасли права — детективного права, под которой понимается социально обусловленная система правовых норм, регулирующая ведущие общественные отношения (детективные отношения), возникающие в детективной деятельности в связи и по поводу оказания детективных услуг [8]. Его принятие будет способствовать совершенствованию законодательства в области профессионального сыска, формированию цивилизованного рынка детективных услуг, более эффективному использованию возможностей частного сыска в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений, в обеспечении национальной безопасности.
После принятия проекта указанного Федерального закона «О профессиональной сыскной деятельности» необходимо будет приводить в соответствие с ним нормативные правовые акты, регулирующие частную детективную деятельность.
Список источников
1. Зникин В. К. Возможности сыскологии в разработке проекта федерального закона «О профессиональной сыскной деятельности» // Оперативник (сыщик). 2012. № 4 (33). С. 14-16.
2. Краткая сыскная энциклопедия: Деятельность оперативно-розыскная, контрразведывательная, частная сыскная (детективная) / авт.-сост. ШумиловА. Ю. Москва : Шумилова И. И., 2000.
3. Шестаков В. И. Негосударственная сфера безопасности, охранная деятельность, частный сыск (становление, современное состояние, перспективы). В 5 т. Т. 4. Москва : РадиоСофт, 2017.
4. Шестаков В. И. Негосударственная сфера безопасности, охранная деятельность, частный сыск (становление, современное состояние, перспективы). В 5 т. Т. 1. Москва : РадиоСофт, 2017.
5. Шестаков В. И. Негосударственная сфера безопасности, охранная деятельность, частный сыск (становление, современное состояние, перспективы). Т. 5. Москва : РадиоСофт, 2017.
6. Шестаков В. И. Вопросы теории, практики и правового регулирования негосударственной сферы безопасности, частной охраны и сыска. Москва : РадиоСофт, 2021.
7. Шестаков В. И., Перцев А. А. , Ананьев В. А. Концептуальные и практические проблемы охранной и детективной деятельности и пути их решения. Москва : Мир безопасности, 2015.
8. Шумилов А. Ю. Сыскология, криминосыскология, метасыскология, хомосыскология, их научно значимые проявления и литература об этих новых сыскных науках. Некоторые определения // Оперативник (сыщик). URL: http://www.oper-ord.ru/syskology/syskology01/ (дата обращения: 25.02.2022).
9. Шумилов А. Ю. Некоторые проблемы становления оперативно-разыскной науки, кримино-сыскологии и детективологии // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 3. С. 125-128.
10. Шумилов А. Ю. Совершенствование профессионального негосударственного сыска (детективной деятельности): вопросы теории / А. Ю. Шумилов // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 6. С. 127-129.
11. Шумилов А. Ю. Частное детективное и охранное право как наука // Российская криминологическая энциклопедия : преступность и борьба с ней в понятиях и комментариях / под общ. ред. А. И. Долговой. Москва : НОРМА : ИНФРА-М, 2000. С. 777-778.
Дата поступления статьи / Received: 02.03.2022. Дата рецензирования статьи / Revised: 12.05.2022. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 30.09.2022.