УДК 1:008+94(73)«16»:274(045)
ЖИГАЛЬЦОВА Татьяна Валентиновна,
аспирант кафедры культурологии ирелигиоведе-ния Поморского государственногоуниверситета имени М.В. Ломоносова. Автор двух научных публикаций
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПУРИТАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО СВЕТА
В статье представлена формулировка и обоснование системного подхода к исследованию культуры первых пуританских колоний: Новый Плимут и Массачусетс. Автор выявляет ряд факторов, повлиявших на трансформацию первоначальной модели культуры пуритан.
Культурная антропология, системный подход, модели культуры, «свой-чужой»
С середины XX века в культурной антропологии стала преобладать теория «универсальной модели культуры», основывающаяся на идее наличия в различных культурах схожих элементов. Например, Б. Малиновский выявил три элемента, функционирующих в любой культуре: первичные биологические потребности, социальные узы, символические акты1. Мы согласны с авторами Ю.Ю. Дубенской и Т.В. Жидковой в том, что для раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса необходимо и достаточно определить, с чем связаны и чем вызываются смены состояния культурной системы, особенности ее функционирования в целом и в отдельных ее подсистемах в тех или иных конкретно-исторических условиях2. Исходя из посыла о том, что культура - самоорганизующаяся сложная динамически развивающаяся система, цель которой -сохранение своей целостности, рассмотрим трансформацию ряда свойств и характеристик подсистем культуры на примере культуры первых пуританских колоний Северной Америки -
Новый Плимут, основанной в 1620 году, и Массачусетс, основанной в 1630 году.
Первые колонисты - представители одной европейской (английской) культуры, исповедующие одну религию - пуританизм. Консолидация группового «мы» в исследуемых колониях основывается на знании пуританами истории мученичества кальвинистов в Англии, авторитетных трудов религиозных наставников. Осознание себя как отличительной группы пришло к ним после столкновения с другими религиозными течениями, что способствовало обостренному восприятию отличительных черт своей идеологии. Но после прибытия в Новый Свет в каждой из колоний первоначальные свойства и характеристики культуры меняются значительно. Это в дальнейшем вылилось в межколониальные конфликты религиозного характера.
Пуритане стремились построить на необжитых (с их точки зрения) территориях идеальную христианскую общину - «Город на Холме»3 . Джон Уинтроп, губернатор Массачусетса, написал речь на борту корабля «Арабелла»
во время переезда из Англии в Северную Америку, в которой определил цель и значение путешествия: «И ежели мы подобным образом сохраним единство духа в узах мира, Господь станет нашим Господом и с радостью поселится среди нас как среди избранного его народа и благословит все наши начинания. Посему должны мы иметь в виду, что будем подобно городу на Холме, взоры всех народов будут устремлены на нас; и если мы обманем ожидания нашего Господа в деле, за которое взялись..., мы станем притчей во языцех по всему миру, отверзнув уста врагов, хулящих пути Господа и его поборников»4. Уинтроп требовал создать в Новой Англии цитадель противостояния «Антихристу» в лице иезуитов. Это, по его мнению, могло стать величайшей заслугой перед Господом5. Пуритане Нового Плимута, в частности У. Брэдфорд, основывая свою колонию, также верили в этот идеал, но разделяли светскую и церковную власть. Пуритане же Массачусетса считали, что «религия и политика объединены одной целью - построение общества на основе искупительного спасения, нераздельны как мораль и политика»6.
Самоорганизующиеся культуры задаются характером целеполагания. Как мы видим, цели у пуритан были одни, но осуществляться они стали по-разному. Плимутцы в первые годы совместной жизни старались разрешать конфликты, возникающие между членами колонии. Они устанавливали равные цены на товары, законы против ростовщичества и прочее. В 1636 году Общее собрание приняло «Великие основы» -свод законов колонии. Историк Л.Ю. Слезкин пишет, что принятие «Основ» было результатом оппозиции колонистов безграничной власти Магистрата. Например, право наделения землей перешло от Магистрата к Общему собранию7. С одной стороны, в «Основах» нет статьи определяющей вероисповедание, с другой - Магистрат стал устанавливать дни отдыха и церковных церемоний, применяя наказание к отсутствующим на богослужениях. Также были сооружены места для телесных наказаний, смертная казнь назначалась за мятеж, преднамеренное убийство, колдовство, поджог кора-
бельных верфей, половые извращения. Строго наказывались внебрачные связи. За пьянство, безделье, сквернословие применялось телесное наказание. Таким образом, пуританизм переходил из области общественных отношений, в область политическую, становился официальной религией колонии.
Политическое устройство колонии Массачусетс было схоже с устройством Нового Плимута, но Магистрат обладал правом «вето» при расхождении с Ассамблеей. Уинтроп считал, что воспитание народа первичнее его волеизъявления, т.к. в Ветхом Завете нет ни слова о демократии, и этот принцип не противоречит заповеди о почитании старших8. Противоречивость данной политики заключается в том, что, с одной стороны, выборы магистратов и церковных лидеров осуществлялись всеми членами сообщества (за исключением сервентов), с другой - не было ответственности избранных лиц перед избиравшими их колонистами, т.к. законная власть, по их мнению, была дана Богом (Послание к Римлянам, 13.1). Отношения между членами пуританской общины были строго регламентированы уже с момента создания колонии. В дальнейшем, в 1648 году, была издана «Книга общих законов и правил», объединившая и узаконившая светские и библейские права, обязанности членов колонии. Особенно остро стояла проблема принадлежности того или иного члена к сообществу. В 1637 году Генеральная Ассамблея издала указ, запрещающий поселяться в колонии тем, чьи убеждения не были одобрены Магистратом. Таким образом, колониям не удалось создать христианскую общину, основанную на всеобщем равенстве и братстве.
Способом обеспечения системного существования культуры в обеих колониях стало строжайшее поддержание «внутреннего гомеостазиса» (от греч. Ъут^в — подобный и 81аЙ8 — состояние). Если первоначальная консолидация группового «мы» была невероятно сильна, то через несколько лет физически тяжелой жизни в колониях внутреннее равновесие стало насильственно поддерживаться страхом быть изгнанным из колонии и остаться без средств к
Жигальцова Т.В. Системный подход к исследованию пуританской культуры Нового Света
существованию. Уравновешивание отношений с внешней средой - «внешнего гомеостаза» в колониях происходило за счет четкого разделения между «своими» и «чужим» членами общины. Это является важнейшим механизмом поддержания стабильности системы во времени.
Грань между «своим» и «чужим» у пуритан была точно определена религиозными установками. Идентичность отдельных членов сообщества поддерживалась религиозными молитвами, проповедями на морально-этические темы. Выход кого-либо из пуританской общины воспринимался как потеря человеком истинного пути Спасения. Религиозная нетерпимость характерна для всей истории Массачусетса в исследуемый нами период. Например, Роджер Уильямс, священник, бежал из Массачусетса в декабре 1635 года. Он подвергался преследованиям за свое свободомыслие, образовал колонию - Род-Айленд, в основу которой положил принцип «свободы и равенства в отношении пользования землей и управления»9. В дальнейшем отношения между колонистами (не только
пуританами) становятся все более зависимыми от пуританской этики. Все больше обострялось чувство «своего» общества, состоявшего из «проверенных» переселенцев.
Вновь прибывавшие колонисты должны были пройти годичный испытательный срок. Губернатор отводил им участки под жилье на границах поселка. Новые колонисты освобождались от общих рабочих повинностей, кроме совместной обороны, от торговли с индейцами на меха. Они должны были внести в общий фонд один бушель маиса на содержание губернатора и прочих должностных лиц поселения, подчиняться установленным и будущим законам10. «Недостойных»11 отсылали обратно. По истечении срока службы сервенты получали участок в пять акров из земли хозяина, а не из общинной земли (с 1636 года).
Мы сочли целесообразным составить таблицу факторов принятия-непринятия в «свои» в рассматриваемых религиозных сообществах, учитывая динамику изменений их представлений во времени (см. таблицу)
ФАКТОРЫ ПРИНЯТИЯ-НЕПРИНЯТИЯ в «свои»
В РАССМАТРИВАЕМЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СООБЩЕСТВАХ
. Факторы отказа от принятия
Факторы рекрутирования в «свои» г г
. и изгнания из «своих»
членов иных религиозно-этнических сообществ -
членов сообщества
Плимутская община пуритан
Принадлежность к протестанской вере и соблюдение договора 1620 года (в первые годы основания колонии) Не соблюдение моральных норм, принятых в общине (не соответствие уровню благочестия)
Исповедование пуританизма (с середины 30-х годов XVII века) Не способность выдержать годичный испытательный срок
Проявление своего благочестия Индейское происхождение (влияние Массачусетса с середины 30-х годов XVII века)
Пуритане Массачусетса
Прохождение проверки на чистоту пуританской веры, проводимой священником общины Принадлежность к другой религиозной конфессии. Идолопоклонство
Одобрение морально-этических, религиозных убеждений Магистратом колонии Не принятие политики проводимой руководством колонии
Индейское происхождение
Таким образом, изменение модели культуры пуритан объясняются следующими факторами:
- социальными конфликтами между членами одного сообщества;
- разногласиями на религиозной почве;
- фанатическим стремлением лидеров колоний к идеалу общинной жизни;
- тяжелыми условиями жизни;
- внешним воздействием: стычками с индейцами, миссионерской деятельностью, эпидемическими болезнями;
- заимствованиями в области материальной культуры и образа жизни, обменом техническими, хозяйственными достижениями.
Примечания
1 Дубенская Ю.Ю., Жидкова Т.В. Система и модель культуры II Системные исследования культуры. СПб., 2009. С. 547.
2 Там же. С. 550.
3 Bulkeley P. A City set upon a Hill //The annals ofAmerica: encyclopedia. V. 1:1493-1754.1976.P.212.
4 Уинтроп Д. Речь, написанная на борту «Арабеллы» во время переезда с острова Великобритания в Новую Англию в Северной Америке II Американские писатели о литературе. М., 1987. С. 3.
5ПокровскийН.Е. Ранняя американская философия: пуританизм. М.,1989. С. 57.
6 Там же. С.71.
7 Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории: Виргиния, Новый Плимут. 1606-1643. М., 1978. С. 318.
8Покровский Н.Е. Указ. соч. С. 72.
9 Уильямс Р. Письмо Джону Коттону-младшему в свою защиту. 25 марта 1671 года II Американские писатели о литературе. С. 10.
10Бредфорд У. История поселения в Плимуте / пер. 3. Александровой. М., 1987. С. 127-128.
11 Там же. С. 124.
Zhigaltsova Tatiana
SYSTEM APPROACH TO THE STUDY OF PURITAN CULTURE OF THE NEW WORLD
The author formulates and substantiates a system approach to studying the culture of the first puritan colonies of New Plymouth and Massachusetts. The author distinguishes a number of factors that influenced the transformation of the original model of Puritan culture.
Контактная информация: e-mail\ [email protected]
Рецензент - Теребихин H.M., доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и религиоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова