Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2017. № 2
ИЗ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Е.С. Волкова, И.Ю. Хрулева
ФОРМИРОВАНИЕ БРИТАНСКОЙ СИСТЕМЫ КОЛОНИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МАССАЧУСЕТСА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII - НАЧАЛА XVIII в.
В статье проанализированы основные этапы становления британской системы колониального управления на примере Массачусетса, самой богатой и влиятельной колонии Новой Англии, отличающейся большей политической самостоятельностью, пуританским вероисповеданием, а также быстрым экономическим ростом.
Последняя четверть XVII в. — эпоха создания основополагающих принципов британской колониальной политики и действенной системы контроля за американскими колониями. На протяжении второй половины XVII — начала XVIII в. политическая система и политический статус Массачусетса претерпевает существенные изменения. Став королевской провинцией, колония теряет важные элементы самоуправления, а принцип веротерпимости подрывает авторитет новоанглийского пуританизма. Наряду с усилением контроля со стороны Великобритании и стабилизацией политических институтов Массачусетса растет политическая активность населения, закладываются основы гражданского общества.
Ключевые слова: Новая Англия, Массачусетс, американский пуританизм, славная революция в Северной Америке.
The article is devoted to the analysis of the main stages in the formation of the British colonial administration system in the case of Massachusetts. Being the richest and the most influential in New England, this colony was remarkable for its political autonomy, Puritan beliefs and quick economic growth. The topic is relevant as it has not been sufficiently analyzed in either Russian or foreign literature.
The last quarter of the XVII century was the period when the basic principles of British colonial control and management system for American colonies were formed. During the second half of the XVII and the beginning of the XVIII centuries the political status of Massachusetts was undergoing a great transformation. The colony became a royal province and lost important ele-
Волкова Елена Сергеевна — кандидат исторических наук, старший преподаватель факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
Хрулева Ирина Юрьевна — кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
ments of self-government. The religious tolerance undermined the authority of New England Puritanism. Together with the growing control of Great Britain and stabilization of the Massachusetts political institutions, political activity increased sharply and the basis for the formation of the civil society was created.
Key words: New England, Massachusetts, American Puritanism, Glorious Revolution in North America.
Последняя четверть XVII в. — эпоха, на которую приходится выработка основополагающих принципов британской колониальной политики и создание действенной системы контроля за соблюдением американскими колониями норм и правил, регламентирующих экономическую жизнь подданных Британской империи.
Проблемам, связанным с историей британских колоний в Америке и колониальной политикой Великобритании, посвящено большое количество работ в зарубежной1 и отечественной2 исто-
1 Anglo-American Political Relations, 1675—1775 / Ed. by A.G. Olson, R.M. Brown. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1970; Bremer F.J. Congregational Communion: Clerical Friendship in the Anglo-American Puritan Community, 1610—1692. Boston: Northeastern University Press, 1994; Butler J. Becoming America: The Revolution before 1776. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2000; Elliott J.H. Empires of the Atlantic World. Britain and Spain in America, 1492—1830. New Haven: Yale University Press, 2006; Foster S. The Long Argument. English Puritanism and the Shaping of New England Culture, 1570—1700. Williamsburg, Virginia: UNC Press, 1984; Puritan and Puritanism in Europe and America: A Comprehensive Encyclopedia / Eds. F.J. Breemer, T. Webster. Oxford, UK: ABC-CLIO, 2006. Vol. 1-2; Puritan New England: Essays on Religion, Society and Culture / Eds.: A.T. Vaughan, F.J. Bremer. NY.: St. Martin's Press, 1977; Puritanism: Transatlantic Perspectives on a Seventeenth-Century Anglo-American Faith / Ed.: F.J. Bremer. Boston: Northeastern University Press, 1993; The British Atlantic Empire before the American Revolution / Ed. by P. Marshall, G. Williams. L.: Taylor & Francis, Inc., 1980; The British Atlantic Warld, 1500-1800 / Ed. by D. Armitage, M.J. Braddick. NY.: Palgrave Macmillan, 2002.
2 Акимов ЮГ. От межконтинентальных конфликтов к битве империй: англофранцузское соперничество в Северной Америке в XVII — начале XVIII в. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005; Волкова Е.С. Идейная борьба по вопросам финансово-экономического развития колонии Массачусетс в первой четверти XVIII в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2012. № 2. С. 68-79; Ерофеев И.А. Империя создавалась так... Английский колониализм в XVIII веке. М.: Наука, 1964; Киселев А.А. Рождение империи. Британское государство и колониализм в XVII—XVIII вв. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012; Согрин В.В. Демократия в США: от колониальной эры до XXI века. М.: Весь мир, 2011; Он же. Исторический опыт США. М.: Наука, 2010; Его же. Политическая власть, демократия и олигархия в Северной Америке колониального периода // Новая и новейшая история. 2001. № 1. C. 29—50; Он же. Политическая история США. М.: Весь мир, 2001; Соколов А.Б. «Правь, Британия, морями»? Политические дискуссии в Англии по вопросам внешней и колониальной политики в XVIII веке. Ярославль, 1996; Он же. Колониальная политика Великобритании в XVIII—XIX вв. Ярославль, 1993; Хрулева И.Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. М.: Путь, 2002.
риографии. Современные исследователи признают значительное влияние английских событий на политическое и социо-культур-ное развитие новоанглийских колоний, а также отмечают важность периода конца XVII — первой четверти XVIII в. для становления и институциализации системы колониального управления3. Очевидно, что историю новоанглийских колоний и, в частности, Массачусетса невозможно рассматривать в отрыве от важнейших событий истории Англии, последствия которых оказывали значительное влияние и во многом определяли развитие новоанглийского общества.
Первые десятилетия своей истории британские колонии в Северной Америке развивались относительно автономно, так как английское правительство не имело реальных возможностей для вмешательства в колониальные дела. Недостаток внимания к американским владениям в самом начале колонизации можно также объяснить неясностью перспектив получения дохода.
Массачусетс всегда отстаивал права на собственное вероисповедание и самоуправление, при этом, не ставя под сомнение английское господство. Хартия компании Массачусетского залива 1629 г. предусматривала избрание губернатора Общим собранием свободных колонистов (фрименов), а также его заместителя и восемнадцати помощников, составляющих магистрат, который имел право издавать законы, не противоречащие английским, и должен был ежегодно переизбираться4. Однако участие в политической жизни и право голоса определялись членством в церкви. Впоследствии, согласно предписаниям и законам, входившим в состав «Свода законов» колонии Массачусетс, вместо общего собрания фрименов, т.е. полноправных колонистов, была введена система представительства от городов5. Члены магистрата и народные избранники должны были заседать раздельно, и обе палаты имели право вето по отношению к решениям другой6.
Ситуация начинает кардинально меняться с Реставрацией Стюартов на английском престоле. Рассматривая колонии как источ-
3 Bremer F.J. The Puritan Experiment, New England Society from Bradford to Edwards. Lebanon, New Hampshire: Rev Sub, 1995. P. 209; Butler J. Op. cit. P. 117; Hawke D.F. The Colonial Experience. Indianapolis: Bobbs-Meirill, 1966. P. 315; Leder L.H. Liberty and Authority. Early American Political Ideology, 1689—1763. Chicago: Quadrangle Books, 1968. P. 131.
4 Charter of the Massachusetts Bay, March 4, 1628/29 // Foundations of Colonial America. A Documentary History / Ed. by W.K. Kavenagh. NY., 1973. Vol. 2. P. 51.
5 Book of General Laws and Liberties Governing the Inhabitants of the Massachusetts, 1647 // Foundations of Colonial America. A Documentary History. Vol. 2. P. 302.
6 Ibid. P. 301.
ник средств для улучшения тяжелого финансового положения монархии, Карл II стремился к созданию системы централизованного управления заморскими колониальными владениями. Одной из первых мер английского правительства по ужесточению контроля над деятельностью колоний было расширение полномочий Тайного Совета по регулированию заморской торговли, прежде всего надзор за неукоснительным соблюдением Навигационных актов7. Противоречия среди колониальной элиты делали ее более послушной воле монарха, как гаранта и защитника своих привилегий. Способность колоний к противостоянию натиску королевской власти снижалась из-за многочисленных религиозных, территориальных и этнических распрей, а также из-за вполне реальной угрозы военного вмешательства со стороны метрополии.
Английское правительство периода Реставрации настораживало заметное усиление колоний Новой Англии, которые отличались большей политической самостоятельностью, пуританским вероисповеданием, наличием конфедерации8, а также быстрым экономическим развитием. Власти самой крупной и экономически развитой новоанглийской колонии — Массачусетса, осознавая свою миссию как последнего форпоста, цитадели пуританизма, всемерно подчеркивали свое право на самоуправление, которое, по их мнению, гарантировала хартия 1629 г. Массачусетс последней из британских колоний выступил с верноподданническими заявлениями в адрес нового монарха Карла II, не забыв при этом детально перечислить «свободы» Массачусетса как корпоративной колонии9. Более того, власти колонии не побоялись предоставить убежище на своей территории двум судьям, участвовавшим в вынесении смертного приговора Карлу I.
Неудивительно поэтому, что именно ситуация в Массачусетсе стала объектом пристального внимания имперских чиновников и лично самого монарха. Массачусетс как наиболее богатая и влиятельная колония, сосредоточившая в своих руках всю тор-
7 Навигационные акты — ряд законов, принятых английским парламентом с целью усилить зависимость колоний от метрополии и контроль за их деятельностью. В торговле с колониями разрешалось использовать только английские суда и суда других английских колоний. Запрещалось перевозить товары на иностранных судах, торговать с другими странами напрямую.
8 Конфедерация, объединившая Массачусетс, Новый Плимут, Коннектикут и Нью-Хейвен, в 1643 г. получила официальное оформление в документе, названном «Статьи Конфедерации», согласно которому руководящая роль предоставлялась Комитету, состоящему из восьми представителей — полноправных членов церкви, по два от каждой колонии.
9 Records of the Governor and Company of the Massachusetts Bay in New England / Ed. by Nathaniel B. Shurtleff. Boston, 1854. Vol. 4. Part 2. P. 24-26.
говлю региона10, внушал английской короне наибольшие опасения. Вероятно, именно поэтому, руководствуясь соображениями ослабления крупнейшей колонии Новой Англии, Карл II признал законность образования двух новых колоний — Коннектикута и Род-Айленда, на месте поселений, которые уже существовали долгое время11.
Дарование Род-Айленду и Коннектикуту королевских хартий с новой силой разожгло территориальные споры между новоанглийскими колониями. Утвердив веротерпимость в Род-Айленде, монарх спровоцировал усиление религиозных распрей в регио-не12. Крайне внимательно Карл II отнесся к жалобе квакеров13 на жестокость и нетерпимость религиозной политики Массачусетса. Желая намеренно унизить власти непокорной колонии, монарх назначил своим эмиссаром квакера Самюэля Шаттука, высланного из Массачусетса, въезд которому в колонию был запрещен под страхом смертной казни. По распоряжению Карла II, Шат-тук должен был доставить в Массачусетс королевский указ о приостановлении судебных разбирательств по делам квакеров и о высылке их из колонии в Англию14.
Своими указами монарх неоднократно учреждал специальные комиссии, инспектировавшие положение дел в Новой Англии и контролировавшие соблюдение королевских указов и Навигационных актов. Членами комиссий Ричардом Николсом и Эдмундом Рэндольфом было отмечено, что «Массачусетс самостоятельно решает вопрос изготовления денег, предоставляет избирательное право только членам конгрегационалистских церквей, а также не
10 Report of His Majesty's Commission Concerning the Massachusetts // Records of the Governor and Company of the Massachusetts Bay in New England. Vfol. 4. Part 2. P. 139.
11 История Коннектикута начинается с 1636 г. с переселением Т. Хукера из Массачусетса. Род-Айленд также берет начало своего существования с 1636 г., когда Роджер Уильямс основал Провиденс на землях, отданных ему индейскими племенами нарагансетов. Впоследствии к нему присоединились другие (сторонники Э. Хатчинсон, У. Коддингтона и Дж. Кларка), вследствие чего был основан целый ряд поселений таких как Портсмут, Ньюпорт, Уорвик. Подробнее см.: Хрулева И.Ю. Указ. соч.
12 Hubbard W. General History of New England: From the Discovery to MDCLXXX [i.e. 1680]. Boston, 1815. P. 621.
13 Квакеры — члены религиозной христианской общины, основанной в Англии в 1647 г. Дж. Фоксом, проповедовавшим учение о «внутреннем свете». В основе их вероучения лежит представление о внутреннем откровении Святого Духа, авторитет которого выше Священного Писания, являвшегося для пуритан единственным источником истинной веры.
14 Royal Order to Send Accused Quakers to England, Sept. 9, 1661 // Foundations of Colonial America. A Documentary History. Vol. 1. P. 538.
соблюдает Навигационные акты». Более того, «требование членов комиссии устранить отмеченные нарушения встретило серьезное сопротивление массачусетских властей»15. Яростный оппонент пуританской олигархии Массачусетса Эдмунд Рэндольф докладывал королю, что «жители Массачусетса нарушают все акты торговли и навигации, посредством чего они оккупировали большую часть вест-индской торговли»16. Таким образом, отчеты комиссий о нарушениях в исполнении распоряжений метрополии в Массачусетсе дали монарху основания для вмешательства и отзыва хартии колонии.
Отмена хартии Массачусетса сопровождалась созданием гиперцентрализованной системы управления колониями по образцу испанских вице-королевств. Новоанглийские колонии Массачусетс, Новый Плимут, Нью-Гэмпшир, Род-Айленд и Коннектикут перешли под единый контроль и стали составлять Доминион Новая Англия. Королевская администрация была сосредоточена в руках королевского генерал-губернатора и Совета, члены которого назначались, а не избирались населением колоний. Местные представительные органы власти были упразднены. В 1688 г. в состав Доминиона вошли также Нью-Йорк и Нью-Джерси17. Очевидно, подобная участь постигла бы и другие британские колонии в Северной Америке, однако осуществлению этих планов помешала начавшаяся в метрополии «Славная революция» 1688— 1689 гг.
Проводником политики метрополии на усиление контроля над колониями в Новом Свете стал Эдмунд Андрос, человек решительный и жесткий, лично преданный Якову II и адепт англиканской церкви. Андрос хорошо разбирался в военном деле, что требовалось для организации эффективной защиты колоний от набегов союзных французам индейских племен. Яков II не без оснований считал, что сами колонисты тщетно пытаются одержать победу над индейцами, и им необходим профессиональный военный руководитель18.
15 Records of the Governor and Company of the Massachusetts Bay in New England. Vol. 4. Part 2. P. 176-178, 181.
16 Commission of E. Randolph as Secretary and Register of the Territory and Dominion of New England, Sept. 21, 1685 // Foundations of Colonial America. A Documentary History. Vols. 1-3. / Ed. by W.K. Kavenagh. NY., 1973. Vol. 1. P. 159.
17 Edward Randolph on New York's Inclusion in the Dominion, September 12, 1688 // The Glorious Revolution in America. Documents on the Colonial Crisis of 1689. Ed. by Michael G. Hall, Lawrence H. Leder, Michael G. Kammen. Chapel Hill, 1964. P. 96.
18 Records of the Governor and Company of the Massachusetts Bay in New England. Ed. by Nathaniel B. Shurtleff. Boston, 1854. Vol. 4. Part 2. P. 384-385.
Андрос, назначенный генерал-губернатором Доминиона, получил практически неограниченную исполнительную, военную, законодательную власть. Это был решительный шаг к полному подчинению королевскому абсолютизму не только пуританских колоний Новой Англии, но и всех остальных британских колоний в Северной Америке. Однако именно в Новой Англии ужесточение английской колониальной политики и трансформация политических институтов происходит наиболее болезненно, поскольку политическое устройство колоний отличалось наибольшим демократизмом благодаря корпоративному статусу, дарованному прежними королевскими хартиями.
Руководствуясь закрытыми инструкциями, полученными непосредственно от монарха, Андрос должен был реорганизовать систему земельных отношений, а именно ввести в колониях Новой Англии квит-ренту, а также взыскать налог с тех земельных наделов, владельцы которых не имели королевского подтверждения прав собственности19. Согласно другому предписанию Якова II, Андрос управлял Доминионом без выборной ассамблеи. Вместо избираемых ранее в новоанглийских колониях магистратов учреждался назначаемый губернатором Совет.
Реорганизована была и судебная система, основу которой в Новой Англии до учреждения Доминиона составлял принцип выборности всех постов. При Андросе все судьи и присяжные назначались губернатором. Особая опасность этого нововведения состояла в том, что чиновники администрации Андроса подбирали лояльных кандидатов, готовых безоговорочно поддерживать новый режим, в то время как их деловые и моральные качества, которые ранее были предметом самого пристального внимания пуританских общин и магистратов, отныне никого не интересовали. В судебных инстанциях процветали поборы, чиновники брали взятки за самые незначительные услуги. Коррупция в колониях достигла такого масштаба, что молодой пуританский священник Коттон Мезер писал: «Лисы превратили правосудие в птичью ферму».
Согласно воле монарха, Андрос должен был следить за соблюдением принципа веротерпимости, что ощутимо ударило по позициям пуританской церкви в Массачусетсе и других колониях Новой Англии. Поскольку Андрос и многие представители колониальной администрации были англиканами, англиканская церковь пользовалась особым покровительством властей. Был отменен специальный налог на содержание пуританских священнослужи-
19 Шё. VI. 4. РаП 2. Р. 475-478.
телей, поскольку, по мнению главы новой королевской администрации, «священники Новой Англии такие же вероотступники от англиканской церкви, что и квакеры, и им следует рассчитывать только на добровольные пожертвования своей паствы»20. Яков II назначил на ряд высоких постов в колониальной администрации Доминиона единоверцев-католиков, что вызвало особую ненависть подавляющего большинства населения в Новой Англии, исповедующего протестантизм21.
Для жесткого контроля за соблюдением Навигационных актов в Бостоне учреждается суд вице-адмиралтейства, в работе которого не предусматривалось участие присяжных заседателей. Администрация Доминиона давала санкцию на немедленный обыск, «если возникнет какое-либо подозрение или сомнение в отношении капитанов судов или торговцев»22.
Режим Андроса опирался на английские регулярные войска, которые нужно было содержать, платить жалованье солдатам и офицерам. Неудивительно, что это было очень дорогое правительство: жалованье одного Андроса в 1200 фунтов в год превышало расходы на содержание прежнего правительства Массачусетса. Все финансовые издержки реорганизации системы колониального управления тяжелым бременем ложились на население колонии. Администрация жестко регламентировала экономическую жизнь Доминиона, продавая лицензии на право заниматься той или иной коммерческой деятельностью23. Вводимые многочисленные налоги собирались без предварительной процедуры утверждения их депутатами нижней палаты колониальной ассамблеи. Священник из Ипсвича Джон Уайз призвал колонистов бойкотировать распоряжение губернатора, поскольку обложение налогами собственников без согласия их представителей есть нарушение исконных прав колонистов как подданных английской короны. Над Уайзом и его сторонниками состоялся суд, в ходе которого судья, обращаясь к горожанам, заявил: «Вы не имеете никаких привилегий кроме тех, что вас не покупают и не продают, как рабов»24.
20 Edmund Andros Papers (1686—1687) // Massachusetts Historical Society Manuscript Collection.
21 Narratives of the Insurrections, 1675-1690 / Ed. by Ch.M. Andrews. NY., 1915. P. 332.
22 Edmund Andros Papers (1686-1687); Further Queries upon New English Affairs. Boston, 1690. P. 9.
23 Обязательному лицензированию, например, подвергалась вся печатная продукция. См.: Edmund Andros Papers (1686-1687).
24 Court Records, 1687 // Cushing J.D. The Laws and Liberties of Massachusetts, 1641-1691. NY.: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1976. Vol. 1. P. 302.
В результате судебного разбирательства по «делу Уайза» впервые на повестку общественно-политической жизни Британской Америки был поставлен вопрос о правах колонистов как английских подданных. Уайз, отказываясь платить не вотированные представительными учреждениями налоги, апеллировал к английской правовой традиции. Его оппоненты, напротив, утверждали, что колонисты, покинув метрополию, лишились всех свобод и привилегий жителей Англии: «английские законы не последуют за вами на край света»25, следовательно, главная юридическая норма в Америке — приказ монарха.
Как следует из многочисленных жалоб и обвинений в адрес политики притеснения26, проводимой Андросом, наибольшее возмущение у колонистов вызывали меры в отношении церкви, земельной собственности и налогообложения.
Весть о государственном перевороте в Англии, известном как «Славная революция», и свержении Якова II достигла колоний только в апреле 1689 г.27, причем генерал-губернатор Доминиона пытался скрыть эту информацию. Недовольство деспотическим режимом Андроса, неприятие его жесткого курса в вопросах землевладения, налогообложения и соблюдения торговых регламента-ций, религиозный конфликт стали причинами восстания в Массачу-сетсе28. Дело обошлось без кровопролития, губернатор и несколько ключевых членов его администрации были арестованы. Жители Бостона провозгласили возвращение к порядкам, существовавшим до отмены хартии 1629 г. Был избран магистрат. Массачусетс, как и другие колонии Новой Англии, восстановил институты самоуправления и принял верноподданническое обращение в адрес нового английского монарха — Вильгельма III.
«Счастливые подданные короля Вильгельма»29 в Америке пытаются объяснить причины выступления, решительно отвергая обвинения своих оппонентов в мятеже. В результате в 1689—1691 гг. разгорается настоящая памфлетная война: каждая из сторон дает
25 Revolution in New England Justified and People There Vindicated. Boston, 1691.
P. 8.
26 Narrative of The Proceedings of Andros, 1691 // Narratives of the Insurrections, 1675-1690. P. 239.
27 Sewall S. The Diary of Samuel Sewall, 1674-1729 / Ed. by M.H. Thomas. NY.: Farrar, Straus and Giroux, 1973. Vol. 1. P. 164.
28 Letter from Captain George to Pepys (1689) // Narratives of the Insurrections, 1675-1690. P. 212-213.
29 «Общее мнение подданных Их Величеств в Новой Англии таково — никогда англичане не были так счастливы, как сейчас, имея своих нынешних правителей». См.: Revolution in New England Justified and People There Vindicated. P. A5.
свое объяснение произошедшему, считая точку зрения противников «вероломной ложью»30. Авторы многочисленных памфлетов, «оправдывая революцию в Новой Англии и защищая жителей колоний от наговора врагов», перечисляют «чудовищные последствия» правления Андроса: обнищание людей, угроза резни со стороны индейцев, опасность французского вторжения31.
«Если бы счастливая революция не произошла бы в Англии, а затем и в Новой Англии», неизвестно, как бы развивались события, считают новоанглийские авторы. В борьбе за благосклонность нового монарха используются любые средства. Андроса, например, обвиняют в том, что он «подстрекал индейцев к выступлениям против англичан»32. Оправданием действий восставших должны были стать опасения, что после бегства Якова II во Францию, «его ставленник и доверенное лицо сэр Э. Андрос мог бы совершить предательство и передать их во власть французского короля»33. Угроза потери Англией своих колоний — один из главных аргументов противников режима Андроса: «Если какой-либо иностранный правитель или государство во времена тех бед послал бы фрегат к берегам Новой Англии и пообещал ту же защиту, что и во времена прежнего правления, это могло бы стать непреодолимым искушением»34. Новому монарху, напротив, объясняют ценность этих территорий, населенных преимущественно «здравомыслящими, работящими людьми», и призывают Вильгельма принять титул «императора Америки»35.
В памфлетах вновь и вновь поднимается принципиально важный вопрос, каковы права англичан, «рисковавших своими жизнями, путешествуя за океан, чтобы увеличить королевские владения, обогатить и прославить английскую нацию»? Неужели в «награду за все невзгоды и потери их лишат английских свобод»36? Авторы памфлетов утверждают, что, даже находясь за тысячи миль от метрополии, колонисты не утратили «древние права и свободы», и
30 Ibid.
31 Further Queries upon New English Affairs; Revolution in New England Justified and People There Vindicated; A Narratives of the Proceedings of Sir Edmund Andros. Boston, 1691; The Present State of New English Affairs. Boston, 1689; At the Townhouse in Boston, April 18th, 1689. Boston, 1689; A Narrative of the Miseries of New England, by Reason and an Arbitrary Government Erected There. Boston, 1691.
32 Revolution in New England Justified and People There Vindicated. Р. 25.
33 Ibid. P. 37; A Narrative of the Miseries of New England, by Reason and an Arbitrary Government Erected There. P. 8.
34 A Narrative of the Miseries of New England, by Reason and an Arbitrary Government Erected There. Boston, 1691. Р. 8.
35 The Present State of New English Affairs. P. 1.
36 Revolution in New England Justified and People There Vindicated. Р. 43.
никто не вправе лишать население Британской Америки их привилегий, иначе они окажутся в «том же рабском положении, что и жители Франции или Турции». Поэтому выступление колонистов против деспотического правления Андроса так же оправданно, как и действия англичан против «католической тирании» Якова II во время «Славной революции»37.
В апреле 1688 г. в Лондон отправился пуританский священник Инкрис Мезер, пытавшийся вести переговоры, как при дворе Якова, так и позднее при дворе Вильгельма с целью возвращения Массачусетсу прежней хартии. И. Мезер, в течение шестидесяти двух лет служивший священником во Второй Церкви Бостона, а также на протяжении шестнадцати лет занимавший пост президента Гарвардского колледжа, пользовался в новоанглийском обществе глубоким уважением и авторитетом.
Решение Вильгельма III заставило себя ждать более года, что лишь усугубило политическую нестабильность в Массачусетсе. Отказавшись признать легитимность новой власти в колонии, новый монарх продемонстрировал, что не намерен кардинальным образом менять политику своих предшественников по ужесточению контроля над колониями в Северной Америке. Остро нуждаясь в финансовых средствах для ведения активной внешней политики, Вильгельм продолжил курс по наведению порядка и унификации системы колониального управления. Освобожденные из-под стражи и полностью оправданные Андрос и Николь-сон получили назначения на высокие посты в администрации южных колоний.
Однако Вильгельм понимал необходимость компромисса с элитой Массачусетса для стабилизации ситуации, для чего даровал колонии новую хартию в 1691 г. Массачусетс утратил статус корпоративной колонии, и отныне «губернатор, вице-губернатор и секретарь провинции назначаются королем»38. Другими принципиальными положениями, отличавшими новую хартию, явились введение имущественного (взамен религиозного) ценза и провозглашение политики веротерпимости в отношении всех протестантов. Метрополия оставила в силе все Навигационные акты и иные распоряжения, регламентирующие торговую деятельность. Вместе с тем хартия 1691 г. существенно расширила границы колонии за счет включения в нее территории Нового Плимута. Хартия под-
37 Ibid. P. 43; A Narrative of the Miseries of New England, by Reason and an Arbitrary Government Erected There. P. 7—8.
38 Charter of the Massachusetts Bay, 1691 // Foundations of Colonial America. A Documentary History. Vol. 2. P. 203.
твердила все земельные права частных лиц, городов и учебных заведений. Окончательно был снят вопрос о взимании квит-ренты с жителей Новой Англии. Среди всех королевских колоний генеральная ассамблея Массачусетса получила наибольшие полномочия. Депутаты колониального собрания избирали Совет колонии, вотировали жалованье губернатора, контролировали вопросы налогообложения и расходования средств.
Однако новая хартия 1691 г. не способствовала установлению политической и социальной стабильности в колонии, напротив, принятие данного документа стало причиной идейного размежевания. Мнения разделились между теми, кто поддерживал новую хартию, и ее противниками, выступавшими за возвращение хартии 1629 г. Против новой хартии выступал влиятельный политический деятель колонии Элиша Кук39, обрушившийся с резкой критикой на Инкриса Мезера, считая провалом его политическую миссию.
В защиту своего отца и против нападок тех, кто считал, что Инкрис Мезер принес в жертву права колонистов, его сын Кот-тон Мезер написал несколько политических басен, где выступил в поддержку новой хартии. Священник стремился объяснить условия и положения документа, при этом акцентируя внимание на таких преимуществах, как право ежегодно избирать депутатов в законодательное собрание, а также свободно исповедовать религию. «Никто не сможет потревожить пения птиц во славу своего Создателя»40. По мнению пуританского священника, нет причин ставить под сомнение заслуги Инкриса Мезера41 и критиковать новую хартию, которая предоставила колонии статус королевской провинции42, тем самым признав равенство прав колонистов и жителей метрополии43.
Принятие новой хартии, в свою очередь, привело к изменению не только политического устройства колонии, но и к утверждению новых политических идей. Принцип веротерпимости и связанные
39 Элиша Кук (16.09.1637—31.10.1715) — видный общественный деятель, выпускник Гарвардского колледжа, принимавший активное участие в политической жизни, с 1694 по 1702 гг. ежегодно избирался в Общее собрание Массачусетса.
40 Mather C. The New Settlement of the Birds in New England // Selections from Cotton Mather / Ed. by K.B. Murdock. NY., 1926. Р. 364.
41 Ibid. Р. 365.
42 С принятием хартии 1691 г. термин «Провинция» все чаще используется для обозначения колонии Массачусетс как в официальных документах, так и в сочинениях самих жителей колонии.
43 Mather C. Magnalia Christi Americana; Or, The Ecclesiastical History of New-England, From...the Year 1620, Unto the Year... 1698. In seven books. London, 1702. Second edition, reprint. Vols. 1-2. NY., 1967. Vol. 1. Р. 200-201.
с ним новые критерии избирательного права в теории допускали к управлению политической жизнью колонии представителей любой протестантской деноминации, а какие-либо методы принуждения к вере не допускались. Однако на деле ситуация складывалась несколько иначе. Немаловажным является тот факт, что с конца XVII в. практически все назначаемые королем губернаторы Массачусетса являлись англиканами по своим религиозным воз-зрениям44.
Колониальная политика метрополии, характеризующаяся уси-лени ем вмешательства во внутренние дела колоний, отчетливо проявилась в Массачусетсе в начале XVIII в. В 1702 г. на пост губернатора колонии был назначен Джозеф Дадли. Согласно королевским инструкциям, новый губернатор должен был предоставить карту с точным описанием всей территории под его управлением, а также отчеты о военных операциях, внутриполитическом и экономическом состоянии колонии45. Особенно тщательно губернатору предписывалось следить за осуществлением торговых операций, обеспечивая корону всей необходимой информацией, контролировать издательскую деятельность в колонии, «чтобы ни одна книга, памфлет или другие материалы не печатались без предварительно полученного разрешения и лицензии»46. Примечательно, что в самой Англии цензура была отменена еще в 1695 г.
Среди жителей Новой Англии Джозеф Дадли неизбежно ассоциировался с режимом Эдмунда Андроса, так как еще до официального прибытия нового губернатора он занимал должность временного уполномоченного, проводя политику в интересах короны, чем уже в 1686 г. заслужил критику со стороны представителей колониальной ассамблеи и обвинения в превышении своих полномочий47.
В этой связи неудивительно, что его назначение вызвало недовольство, как сторонников, так и противников новой хартии, прежде всего, в лице Инкриса и Коттона Мезера, с одной стороны, и Элиша Кука, с другой, которые оказались солидарны в данном вопросе. Как справедливо отмечает Ф. Бример, в данный период «политические события объединили жителей Бостона»48.
44 Джозеф Дадли (1702-1714), Уильям Тэйлер (1715-1716), Самюэль Шут (1716-1722), Уильям Даммер (1722-1727).
45 Queen Anne's Instructions to Governor Dudley, 1702 // Foundations of Colonial America. A Documentary History. Vol. 2. P. 318-327.
46 Ibid. P. 325-326.
47 The General Courts Answer to Joseph Dudley. Boston, 1686.
48 Bremer F.J. The Puritan Experiment, New England Society from Bradford to Edwards. Р. 218.
Одним из поводов широкого недовольства администрацией Джозефа Дадли стало осуществление торговли в Канаде сподвижниками губернатора Самюэлем Ветчем и Джоном Борландом, в то время как английские и французские колонисты находились в состоянии военной конфронтации49.
С резкой критикой политики губернатора выступил Коттон Мезер, обвиняя его в деспотизме и взяточничестве50. По мнению священника, Джозеф Дадли использовал избранных народом представителей местной законодательной власти не иначе как «орудие для осуществления своих собственных устремлений»51. Однако, несмотря на все обвинения и недовольство, Дадли оставался на посту губернатора Массачусетса вплоть до 1714 г.
В соответствии с английской политической традицией в начале XVIII в. в Массачусетсе происходит формирование политически ориентированных групп, за которыми в историографии закрепилось название «партия страны» («сельской партии») и «партии Двора»52, иначе называемые «американскими вигами» и «американскими тори» по аналогии с английскими партиями. Важно отметить, что американские «виги» и «тори» не являлись политическими партиями в традиционном понимании, не имея организации, устава и программы, не ставя перед собой четких целей и задач. Выразителем идей «сельской партии», пользующейся поддержкой торговых слоев и фермерства, являлась нижняя палата ассамблеи. Именно ее представители, как отмечается в анонимном памфлете, появившемся в Бостоне в 1722 г., являются «истинными патриотами» и «стражами человеческой свободы»53.
Подобно английским вигам, сторонники «сельской партии» Массачусетса выступали против абсолютистского правления, за расширение полномочий парламентской власти, представительное правление и свободу торговли. Эти и другие принципы, выражающие, прежде всего, интересы рядовых колонистов, а не колониальной администрации, составляли так называемую вигскую
49 Англо-французское противостояние в колониях происходило в ходе войн короля Вильгельма (1689-1697) и королевы Анны (1702-1713).
50 Mather C. The Deplorable State of New-England. Boston, 1721. Р. 3, 6-7.
51 Ibid. Р. 14.
52 Bremer F.J. The Puritan Experiment, New England Society from Bradford to Edwards. Р. 218-219; Breen T.H. The Character of the Good Ruler: A Study of Puritan Political Ideas in New England, 1630-1730. New Haven: Yale University Press, 1970. P. 205-276; Dinkin R.J. Voting in Provincial America. A Study of Elections in the Thirteen Colonies, 1689-1776. Westport, Conn.; L., UK: Greenwood Press, 1977. P. 9.
53 English Advice to the Freeholders of the Province of the Massachusetts Bay. Boston, 1722. Р. 1.
риторику, которая, по мнению американского историка Дж. Бат-лера, пользовалась значительным влиянием на американском континенте в конце XVII — первой четверти XVIII в.54 Выразителем подобных взглядов стала бостонская газета Дж. Франклина New-England Courant, где, в частности, неоднократно были опубликованы отрывки из памфлетных сочинений представителей левого крыла английских вигов Джона Тренчарда (1662-1723) и Томаса Гордона (1691-1750), в которых затрагивался целый спектр вопросов, начиная с тем, связанных с человеческой природой и честью, и заканчивая свободой слова55. Именно благодаря этим мыслителям, по мнению Б. Бейлина, «лидеры колонистов сохраняли контакт с мощной традицией передовой мысли Просвещения. Она обеспечивала революционных лидеров единым словарем и единой теоретической основой»56.
«Партия двора» концентрировала вокруг себя сторонников губернатора и приверженцев политики, проводимой английской короной. В число сторонников входили также успешные торговцы, назначенные короной должностные лица. Немаловажным является и тот факт, что политическое размежевание имело также религиозную окраску: «партия Двора» пользовалась поддержкой членов англиканской церкви, в то время как многие пуританские священники и прихожане разделяли взгляды «сельской партии».
Важность религиозной составляющей в процессе идейного размежевания первых политически ориентированных групп становится еще более очевидной, если обратить пристальное внимание на тенденции внутриполитического развития в самой Англии, где на протяжении 1690-х гг. и первого десятилетия XVIII в. существовала угроза якобитского восстания. Так называемые якобиты выступали за реставрацию на британском престоле католической ветви династии, основателем которой являлся Яков II, свергнутый во время «Славной революции». Практически сразу якобитское движение подняло восстание, сконцентрировавшись на территории Шотландии и Ирландии. Основные очаги восстания были подавлены уже в 1690 г., однако вскоре последовал очередной всплеск активности якобитского движения в связи со смертью королевы Марии.
54 Butler J. Op. cit. Р. 115.
55 См.: New England Courant. 1721. September 4, 11; October 9, 16, 23, 30.
56 Бейлин Б. Политический опыт и радикальные идеи в Америке XVIII века // Русское открытие Америки: Сборник статей, посвященный 70-летию академика Николая Николаевича Болховитинова. М.: РОССПЭН, 2002. C. 47.
Важной мерой для политического развития Англии стало принятие в 1701 г. Акта об устроении, согласно которому католики исключались из английского престолонаследия, однако это не помешало якобитскому движению продолжать борьбу, восстания в горных районах Шотландии продолжались вплоть до 1715 г., приняв после 1707 г. форму национальной борьбы за независимость. При этом, интересно, что вскоре политика Вильгельма вызвала недовольство и некоторых представителей партии вигов, выразителями идей которых стали уже вышеупомянутые Джон Тренчард и Томас Гордон, однако главными объектами их критики оставались по-прежнему католики и якобиты57.
Вместе с тем в начале XVIII в. в Великобритании усилилась роль парламента, и с 1714 г. доминирующее положение в нем заняли виги, остававшиеся у власти вплоть до 1762 г. В Массачусетсе же в начале XVIII в. губернатор наделялся правом вето, мог по своему усмотрению созывать и распускать ассамблеи, утверждал по представлению нижней палаты совет колонии, т.е. фактически располагал рядом прав, которые в самой Англии корона уже на тот момент утратила.
В рассматриваемый период вигская риторика явно присутствовала в дебатах нижней палаты ассамблеи Массачусетса, а ее главным выразителем стал Элиша Кук — младший58. В этой связи показательным является тот факт, что в 1719 г. губернатор Шут отказался признать избрание Элиша Кука на пост спикера, объявив его, по словам бостонского судьи С. Сьюэла, своим личным врагом и врагом короля59. Данная акция, в свою очередь, вызвала ответную реакцию, выразившуюся в принятии решения о сокращении жалованья губернатору на 200 фунтов60. Несмотря на то, что метрополия требовала от ассамблеи предоставления губернатору фиксированного жалованья, в 1720 и 1721 г., тем не менее, было принято решение о его сокращении. Реакция же губернатора выразилась в резкой критике в адрес ассамблеи61.
57 Jacobson D.L. Introduction // The English Libertarian Heritage / Ed. by D.L. Jacobson. NY., 1965. P. XIX—XLVII.
58 Элиша Кук мл. (20.12.1678—24.09.1737) — политический и общественный деятель, избирался в ассамблею с 1713 по 1734 гг.
59 Sewall S. Op. cit. Vol. 2. P. 916.
60 Ассамблея ежегодно выделяла определенное количество денежных средств, которые составляли жалованье губернатору колонии, данная прерогатива часто использовалась представителями местной законодательной власти в качестве рычага давления на колониальную администрацию, прежде всего, в лице губернатора.
61 Sewall S. Op. cit. Vol. 2. P. 978.
Так, в одном из обращений к Георгу I С. Шут заявляет: «Я нахожу, что нижняя палата ассамблеи, избираемая ежегодно, обладает всеми теми же правами, что и палата представителей, и гораздо большими, они имеют право раз в год назначать представителей в совет... устанавливать жалованье губернатора и вице-губернатора... Вышеупомянутая палата также ежегодно назначает жалованье казначея, посредством чего она обладает единоличной властью над этой важной функцией, которую она часто использует для запугивания.»62.
Однако ни угрозы, ни критика, по-видимому, не оказали должного воздействия на представителей ассамблеи, которые вскоре бросили губернатору новый вызов, самовольно приняв решение о перерыве в заседаниях с 12 по 18 июля 1721 г., при этом инициатива во многом исходила от Элиша Кука. Представители ассамблеи возобновили работу 19 июля после шестидневного перерыва, отказавшись признать обвинения в свой адрес по поводу самовольного решения о прекращении работы ассамблеи. На следующий день губернатор объявил о ее роспуске63.
Губернатор Шут попытался также расширить свои полномочия в вопросе контроля над публикациями. В марте 1721 г. губернатор потребовал от ассамблеи принятия закона о лицензии, который бы предоставил ему необходимые полномочия по контролю за прессой, где, по его словам, широкое распространение получили «раскольнические и скандальные издания»64. Однако попытка губернатора не увенчалась успехом.
Таким образом, в первой четверти XVIII в. все ярче проявляется заинтересованность широких слоев населения вопросами политического и социально-экономического устройства, в новоанглийском обществе ощущается заметный рост политической активности, которая находит свое отражение не только в идейной борьбе, но и в реальном противостоянии представителей местной законодательной и исполнительной власти Массачусетса. Нельзя не согласиться с Т. Брином, который не без основания утверждает, что с начала XVIII в. существовало уже «две отдельные Новые Англии», и многие колонисты «вели себя так, будто бы Бог ушел
62 Memorial from Governor Samuel Shute to George I, 1723 // The Classical Period of the First British Empire, 1689—1783. The Foundations of a Colonial System of Government. Select Documents on the Constitutional History of the British Empire and Commonwealth / Ed. by F. Madden, D. Fieldhouse. Westport, Conn., 1985. Vol. II. P. 392.
63 Sewall S. Op. cit. Vol. 2. P. 981.
64 The Boston Gazette. 1721, March 13-20.
из политики или, по крайней мере, стал играть второстепенную роль»65.
Период конца XVII в. — первой четверти XVIII в. представляет переходную эпоху в истории колонии Массачусетс и Новой Англии в целом. Политическая система колонии претерпевает изменения. Колония теряет важные элементы самоуправления, принцип веротерпимости размывает религиозное единообразие и подрывает авторитет новоанглийского пуританизма. Усиливается контроль со стороны Великобритании, формируется механизм имперского колониального управления, происходит окончательное оформление и стабилизация политических институтов Массачусетса. Вместе с тем наблюдается рост политической активности населения, на фоне которого происходит формирование первых политически ориентированных и конкурирующих друг с другом групп, постепенно закладываются основы гражданского общества.
Список литературы
Акимов Ю.Г. От межконтинентальных конфликтов к битве империй: англо-французское соперничество в Северной Америке в XVII — начале XVIII в. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2005.
Бейлин Б. Политический опыт и радикальные идеи в Америке XVIII века // Русское открытие Америки: Сборник статей, посвященный 70-летию академика Николая Николаевича Болховитинова. М.: РОССПЭН, 2002. С. 37-49.
Волкова Е.С. Идейная борьба по вопросам финансово-экономического развития колонии Массачусетс в первой четверти XVIII в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2012. № 2. С. 68-79.
Ерофеев И.А. Империя создавалась так. Английский колониализм в XVIII веке. М.: Наука, 1964.
Киселев А.А. Рождение империи. Британское государство и колониализм в XVII—XVIII вв. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012.
Согрин В.В. Демократия в США: от колониальной эры до XXI века. М.: Весь мир, 2011.
Согрин В.В. Исторический опыт США. М.: Наука, 2010.
Согрин В.В. Политическая власть, демократия и олигархия в Северной Америке колониального периода // Новая и новейшая история. 2001. № 1. С. 29—50.
Согрин В.В. Политическая история США. М.: Весь мир, 2001.
Соколов А.Б. Колониальная политика Великобритании в XVIII—XIX вв. Ярославль, 1993.
65 Breen T.H. Puritans and Adventures. Change and Persistence in Early America. NY., 1980. P. 205.
Соколов А.Б. «Правь, Британия, морями»? Политические дискуссии в Англии по вопросам внешней и колониальной политики в XVIII веке. Ярославль, 1996.
Хрулева И.Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. М.: Путь, 2002.
A Narrative of the Miseries of New England, by Reason and an Arbitrary Government Erected There. Boston, 1691.
A Narratives of the Proceedings of Sir Edmund Andros. Boston, 1691.
Anglo-American Political Relations, 1675-1775 / Ed. by A.G. Olson, R.M. Brown. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1970.
At the Townhouse in Boston, April 18th, 1689. Boston, 1689.
Breen T.H. Puritans and Adventures. Change and Persistence in Early America. NY, 1980.
Breen T.H. The Character of the Good Ruler: A Study of Puritan Political Ideas in New England, 1630-1730. New Haven: Yale University Press, 1970.
Bremer F.J. Congregational Communion: Clerical Friendship in the Anglo-American Puritan Community, 1610-1692. Boston: Northeastern University Press, 1994.
Bremer F.J. The Puritan Experiment, New England Society from Bradford to Edwards. Lebanon, New Hampshire: Rev Sub, 1995.
Butler J. Becoming America: The Revolution before 1776. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2000.
Cushing J.D. The Laws and Liberties of Massachusetts, 1641-1691. NY.: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1976.
Dinkin R.J. Voting in Provincial America. A Study of Elections in the Thirteen Colonies, 1689-1776. Westport, Conn.; L., UK: Greenwood Press, 1977.
Edmund Andros Papers (1686-1687) // Massachusetts Historical Society Manuscript Collection.
Elliott J.H. Empires of the Atlantic World. Britain and Spain in America, 1492-1830. New Haven: Yale University Press, 2006.
English Advice to the Freeholders of the Province of the Massachusetts Bay. Boston, 1722.
Foster S. The Long Argument. English Puritanism and the Shaping of New England Culture, 1570-1700. Williamsburg, Virginia: UNC Press, 1984.
Foundations of Colonial America. A Documentary History / Ed. by WK. Kavenagh. NY., 1973. Vol. 1-3.
Further Queries upon New English Affairs. Boston, 1690.
Hawke D.F. The Colonial Experience. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1966.
Hubbard W. General History of New England: From the Discovery to MDCLXXX [i.e. 1680]. Boston, 1815.
Leder L.H. Liberty and Authority. Early American Political Ideology, 1689-1763. Chicago: Quadrangle Books, 1968.
Mather C. Magnalia Christi Americana; Or, The Ecclesiastical History of New-England, From... the Year 1620, Unto the Year...1698. In seven books. London, 1702. Second edition, reprint. Vols. 1-2. NY., 1967.
Mather C. The Deplorable State of New-England. Boston, 1721.
Narratives of the Insurrections, 1675—1690 / Ed. by Ch.M. Andrews. NY., 1915.
New England Courant. 1721. September 4, 11; October 9, 16, 23, 30.
Puritan and Puritanism in Europe and America: A Comprehensive Encyclopedia / Eds.: EJ. Breemer, T. Webster. Oxford, UK: ABC-CLIO, 2006. Vol. 1-2.
Puritanism: Transatlantic Perspectives on a Seventeenth-Century Anglo-American Faith / Ed.: F.J. Bremer. Boston: Northeastern University Press, 1993.
Puritan New England: Essays on Religion, Society and Culture / Eds.: A.T. Vaughan, F.J. Bremer. NY: St. Martin's Press, 1977.
Records of the Governor and Company of the Massachusetts Bay in New England / Ed. by Nathaniel B. Shurtleff. Boston, 1854.
Revolution in New England Justified and People There Vindicated. Boston, 1691.
Selections from Cotton Mather / Ed. by K.B. Murdock. NY., 1926.
Sewall S. The Diary of Samuel Sewall, 1674-1729 / Ed. by M.H. Thomas. NY.: Farrar, Straus and Giroux, 1973.
The Boston Gazette. 1721, March 13-20.
The British Atlantic Empire before the American Revolution / Ed. by P. Marshall, G. Williams. L.: Taylor & Francis, Inc., 1980.
The British Atlantic World, 1500-1800 / Ed. by D. Armitage, M.J. Braddick. NY.: Palgrave Macmillan, 2002.
The Classical Period of the First British Empire, 1689-1783. The Foundations of a Colonial System of Government. Select Documents on the Constitutional History of the British Empire and Commonwealth / Ed. by F. Madden, D. Fieldhouse. Westport, Conn., 1985. Vol. III.
The English Libertarian Heritage / Ed. by D.L. Jacobson. NY, 1965.
The General Courts Answer to Joseph Dudley. Boston, 1686.
The Present State of New English Affairs. Boston, 1689.