Научная статья на тему 'Формирование основных принципов английского колониального управления в начале XVII В. На примере Нового Плимута'

Формирование основных принципов английского колониального управления в начале XVII В. На примере Нового Плимута Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
712
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОТЦЫ-ПИЛИГРИМЫ / АНГЛИЯ / КОЛОНИСТЫ / КОЛОНИАЛИЗМ / ПУРИТАНИЗМ / НОВЫЙ ПЛИМУТ / УИЛЬЯМ БРЭДФОРД / COLONIAL ADMINISTRATION / COLONISATION / PILGRIM FATHERS / PURITANS / NEW ENGLAND / PLYMOUTH COLONY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савинов Кирилл Леонидович

В статье рассматриваются основные элементы колониального управления англичан в начале XVII в. на примере колонии радикальных пуритан-сепаратистов Новый Плимут. В этот период, еще до расцвета своей колониальной империи, Англия создавала способ управления поселениями в Новом Свете методом проб и ошибок через королевские хартии, акционерные компании, договоры между колонистами. В истории Нового Плимута были последовательно реализованы различные принципы колониального управления, что позволяет судить об их свойствах, и понять, как рядовые колонисты реагировали на государственные и коммерческие институции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shaping British Colonial Governance in the Early XVIIth Century: The Case of New Plymouth

The article is dedicated to the analysis of structure of colonial governance in the British colonies in the early XVII century. On the example of New Plymouth a settlement of radical puritans we could see how different strategies of management and control of English settlers in America were tested in real life and how settlers adapted the colonial institutions to serve their own purposes.

Текст научной работы на тему «Формирование основных принципов английского колониального управления в начале XVII В. На примере Нового Плимута»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2016. № 2

К.Л. Савинов

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ АНГЛИЙСКОГО КОЛОНИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В НАЧАЛЕ XVII в. НА ПРИМЕРЕ НОВОГО ПЛИМУТА

В статье рассматриваются основные элементы колониального управления англичан в начале XVII в. на примере колонии радикальных пуритан-сепаратистов Новый Плимут. В этот период, еще до расцвета своей колониальной империи, Англия создавала способ управления поселениями в Новом Свете методом проб и ошибок через королевские хартии, акционерные компании, договоры между колонистами. В истории Нового Плимута были последовательно реализованы различные принципы колониального управления, что позволяет судить об их свойствах, и понять, как рядовые колонисты реагировали на государственные и коммерческие институции.

Ключевые слова: самоуправление, отцы-пилигримы, Англия, колонисты, колониализм, пуританизм, Новый Плимут, Уильям Брэдфорд.

The article is dedicated to the analysis of structure of colonial governance in the British colonies in the early XVII century. On the example of New Plymouth — a settlement of radical puritans — we could see how different strategies of management and control of English settlers in America were tested in real life and how settlers adapted the colonial institutions to serve their own purposes.

Key words: Colonial administration, colonisation, Pilgrim Fathers, Puritans, New England, Plymouth Colony.

История Нового Плимута, первого английского поселения в американском регионе Новая Англия, раскрывает все сложности, связанные с управлением колониями в начале XVII в. Англия ассоциируется с эффективной колониальной империей, но первые колониальные проекты англичан были разрозненны, зачастую плохо подготовлены, осуществлялись методом проб и ошибок. Ключевым был вопрос об управлении поселением, которое должно было одновременно не терять связь с метрополией и приносить прибыль, и быть достаточно автономным, чтобы пережить испытания Нового Света.

Савинов Кирилл Леонидович — аспирант исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]

Новый Плимут был основан отцами-пилигримами — группой радикальных пуритан-сепаратистов из деревни Скруби, которые в 1608 г. сначала бежали от религиозных репрессий английской монархии в Голландию, а в 1620 г. отправились в Новый Свет. Отцы-пилигримы смогли наладить контакты с коренными жителями, организовать торговлю пушниной и сельское хозяйство. Принятая ими модель организации использовалась и другими группами колонистов, которые прибыли в регион в 1630-х гг. в ходе «Великого исхода» пуритан с Британских островов1.

В Новом Плимуте были последовательно реализованы различные принципы организации колониального поселения — правление из-за океана согласно королевской хартии2 и предписаниям акционерной компании, самоуправление колонистов на основе общественного договора3 и власть харизматических лидеров религиозной общины, которые в светских делах руководствовались наставлениями протестантских теологов4. Таким образом, история поселения дает возможность проследить, как эти принципы осуществлялись на практике.

Когда в 1619 г. отцы-пилигримы приняли решение о переселении в английские владения в Новом Свете, им было необходимо

1 О «Великом исходе» и «пуританском эксперименте» см.: DexterH.M., DexterM. England and Holland of Pilgrims. Boston, 1905; Langdon G.D. Pilgrim Colony: A History of New Plymouth 1620-1691. New Haven; L.: Yale University Press, 1966; White B.R. The English Separatist Tradition: From the Marian Martyrs to the Pilgrim. Oxford: Oxford University Press, 1971; Demos J. A Little Commonwealth: Family Life in Plymouth Colony. NY.: Oxford University Press, 1970; Bremer F.J. The Puritan Experiment: New England Society from Bradford to Edwards. NY.: St. Martin's Press, 1976; Dillon F. The Pilgrims. Garden City, NY: Doubleday, 1975; Хрулева И.Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. М., 2002; Хрулева И.Ю. Пуританская Новая Англия в процессе самоопределения: антиномианский кризис // США: становление и развитие национальной традиции и национального характера. Материалы VI научной конференции Ассоциации изучения США. Москва, 27-28 января 1999 г. М., 1999; Хрулева И.Ю. У истоков американской демократии: политическая доктрина новоанглийского радикального пуританизма // США: Эволюция основных идейно-политических концепций (Памяти профессора Н.В. Сивачева). М., 2004. С. 141-162.

2 Gorges F. The Compact with the Charter and Laws of the Colony of New Plymouth: Together with the Charter of the Council at Plymouth, and an Appendix, Containing the Articles of Confederation of the United Colonies of New England, and Other Valuable Documents: Published Agreeably to a Resolve, Passed April 5, 1836; Peirce Patent of 1621 // MayflowerHistory.com [Site]. URL: http://mayflowerhistory.com/pierce-patent (дата обращения 09.09.2014).

3 Records of the Colony of New Plymouth in New England / Ed. by N.B. Shurtleff, D. Pulsifer. NY.: AMS Press, 1968.

4 The Works of John Robinson: Pastor of the Pilgrim Fathers. L.: John Snow, 1851. Vol. 1-3.

встроиться в уже существующую систему организации и управления колониями. В Англии начала XVII в. таким инструментом являлись акционерные компании. Компании, изначально предназначенные для торговли с Московским царством или Османской империей, показались королевской власти и теоретикам освоения Нового Света удобной формой для организации форпостов в Америке. Именно торговцам принадлежало большинство кораблей, они нанимали моряков и опытных капитанов, а главное, располагали финансовыми ресурсами, которых не было у короны5.

Первые компании для освоения Северной Америки были учреждены королем Яковом I в 1606 г. Лондонская и Плимутская — Виргинские компании, действовали по единой хартии, но на разной территории6. Несмотря на инициативу короны, основой финансового благосостояния компаний были вложения акционеров. Пик финансовой поддержки компаний со стороны населения пришелся на период с 1601 г. (когда была основана знаменитая Ост-Индская компания) до 1620 г., когда английскую промышленность охватил кризис сукноделия7. Если в XVI в. компании насчитывали до 500 акционеров, то в XVII в. их было около пяти тысяч, причем многие участвовали сразу в нескольких предприятиях.

Тем не менее, компании, преуспевшие в привлечении средств и организации первых экспедиций, не могли справиться с неудачами, которые были скорее правилом, чем исключением в Новом Свете. Так, одна из двух Виргинских компаний — Плимутская, практически сразу прекратила свое существовании после неудачного основания поселения на реке Сакадахок, сведя свою деятельность к рыбным промыслам8.

Это происходило потому, что пайщики, которые благодаря колониальной литературе9 рассчитывали на золотые горы и отсутствие трудностей, практически сразу выходили из предприятия. Разрыв между ожиданием и реальностью был слишком велик. Информация об Америке всегда имела отрывочный характер, от излишнего оптимизма очевидцы могли прийти к выводу о невоз-

5 Bailyn B. The New England Merchants in the Seventeenth Century. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1955. P. 18.

6 The Constitution and Finance of English, Scottish and Irish Joint-Stock Companies to 1720. Cambridge: The University Press, 1910. P. 72.

7 Rabb T.K. Investment in English Overseas Enterprise, 1575—1630 // The Economic History Review. New Series. 1966. Vol. 19. No 1. P. 76.

8 Bailyn B. Op. cit. P. 62.

9 Bridenbaugh C. Vxed and Troubled Englishmen: 1590—1642. NY.: Oxford University Press, 1968.

можности успешного поселения, а материальные ресурсы напрямую зависели от моральной поддержки и имиджа колонии.

В разрыве между образом и реальностью состояла основная проблема акционерных компаний — неспособность адекватно осуществлять управление колонией. Так, колонистами основанного Виргинской компанией Джеймстауна управляли два совета: один из них находился в колонии, другой — в Лондоне. Предписания из метрополии следовало выполнять неукоснительно: вместо того, чтобы обслуживать интересы колонистов, корабли должны были проводить разведку территорий, сами же поселенцы сначала обязывались искать золото, затем выращивать табак, и у них не было времени на то, чтобы обеспечить себе пропитание10. Компании, основанные для колонизации Гвианы или Бермудских островов, посылали колонистов без всякого представления о том, с какими климатическими условиями им предстояло столкнуться и как поселенцы должны обеспечивать себя11.

Акционерной компанией, к которой обратились отцы-пилигримы, стало предприятие лондонского купца Томаса Уэстона. В 1620 г. Плимутская виргинская компания была преобразована в Совет Новой Англии с правом предоставлять разрешения на поселение, и Уэстон вместе с группой пайщиков приобрел патент на территории севернее Виргинии. Причиной согласия пилигримов стало обещание финансирования и независимость в определении внутреннего устройства будущей колонии. Совет Новой Англии слабо контролировал те предприятия, на которые выдавались патенты. Так, патент пилигримов был выдан на имя некоего мистера Пирса, который не участвовал в первой экспедиции, так никогда и не вступил во владение своими землями12.

В договоре с купцами прописывались материальные условия и общественное устройство будущей колонии:

«3. После переезда переселенцы и пайщики останутся компаньонами на 7 лет <...> за каковой срок все барыши и выгоды от торговли, менового торга, различных работ, рыболовства и всего прочего <...> пойдут до раздела в общую казну.

4. По прибытии на место выделено будет нужное число людей, сведущих в снаряжении кораблей и лодок для морского рыболовства; остальных же употребят, смотря по их умению, для работ на

10 Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. Виргиния, Новый Плимут. 1606-1642. М., 1978. С. 45.

11 Bridenbaugh C. Op. cit. P. 106-107.

12 Брэдфорд У. История поселения в Плимуте. М., 1987. С. 111.

суше, как то: постройки домов, пахоты, сева, а также изготовления предметов для поселения нужных. <...>

10. Все поселенцы получают пищу, одежду и все необходимое из общей казны и складов указанного поселения»13.

Недовольство пилигримов вызвали два условия: они хотели получить два дня для работы на самих себя, а также возмущались тому, что после семи лет разделу подвергнутся не только прибыли, но и дома пилигримов, так что их часть могла достаться находящимся в Англии купцам. Суть этого соглашения не устраивала пилигримов, которые согласно документу не могли владеть собственностью и оказывались в неоплатном долгу перед теми, кто не рисковал своими жизнями и оставался в метрополии14. Главная же проблема этого договора заключалась в том, что он не определял то, как Новый Плимут должен был управляться, кто должен был руководить колонией и решать спорные вопросы.

Практически сразу по прибытии в Новый Свет пилигримы сделали все возможное, чтобы отойти от отдельных пунктов этого договора, ссылаясь в первую очередь на то, что составленные в Англии правила оказались непригодны в Америке. Тем не менее, руководители Нового Плимута и купцы никогда не отрицали важность этого документа и не пытались полностью от него отказаться. Дело в том, что договор и хартия Совета Новой Англии были не просто регламентирующими документами. Главной их функцией было подтверждение самого факта колонизации новых территорий. Хартия и договор делали необжитые земли Северной Америки территориями английской короны и опосредованно давали на них права отцам-пилигримам.

Хартия позволяла запустить все те механизмы поддержки колонии, которые осуществляли акционерные компании. Для английского права именно факт обладания документом, а не право завоевания, как в случае с испанскими колониями, или право первооткрывателей, как в случае с португальскими, означало владение территориями15. Так, основатель первого английского поселения в Гвиане Роберт Харкурт, несмотря на свои заслуги, потерял права на эти территории сразу по возвращении в Англию, потому что не смог добиться получения хартии16.

13 Там же. С. 56-62.

14 Брэдфорд У. Указ. соч. С. 56-62.

15 Seed P. Ceremonies of Possession in Europe's Conquest of the New World, 1492-1640. Cambridge, UK; NY., NY: Cambridge University Press, 1995. P. 96.

16 Harcourt R. A Relation of a \foyage to Guiana. L., 1613. Reprint: Boston, 1926. P. XVI.

Губернатор Нового Плимута Уильям Брэдфорд, автор «Истории поселения в Плимуте» недаром уделяет так много места обсуждению этих договоренностей, так как именно они определяли первые годы существования колонии и затем влияли на все юридические и финансовые отношения с метрополией в первой половине XVII в. Брэдфорд последовательно доказывает потомкам, что он и другие пилигримы заключали договоры с честными намерениями и собирались исполнять условия, а все, что пошло не так, было связано с внешними обстоятельствами и вероломством другой стороны17.

Тем не менее, когда пилигримы после многих месяцев трудного плавания оказались у берегов Новой Англии, им потребовались более прочные основания для организации поселения. Официально причиной заключения второго важного договора колонии так называемого «Договора на "Мэйфалуэр"» (по названию корабля колонистов), стал тот факт, что корабль приплыл севернее территорий, на которые распространялась юрисдикция хартии, но его необходимость, скорее всего, стала понятна лидерам сепаратистов еще раньше18.

С самого начала пилигримы знали, что вместе с ними в Америку отправятся обычные англичане, которые не были членами радикальной религиозной секты. Среди отцов-пилигримов эти люди немедленно получили прозвище «чужаки». Они составляли чуть более половины от числа первых колонистов, и сепаратистам, несмотря на подозрительность, было необходимо заручиться их поддержкой и встроить в привычную для общины систему контроля.

Неспособность колонистов договориться между собой, приспособиться к трудностям Нового Света была одной из главных причин провала многих колониальных поселений. В Англии не существовало, в отличие от Португалии и Испании, целого сословия бедного воинственного дворянства, жаждавшего отправиться в Новый Свет за землями и золотом. Большинство английских колонистов были молодыми мужчинами из низших слоев населения, не владевших никакими профессиями кроме сельского труда19. Они получали информацию о месте своего переселения при вербовке, возможно, делали выбор на основании слухов или советов

17 Burnham M. Merchants, Money, and the Economics of "Plain Style" in William Bradford's Of Plymouth Plantation // American Literature. 2000. Vol. 72. No 4. P. 696.

18 Брэдфорд У. Указ. соч. С. 87.

19 Bridenbaugh C. Op. cit. P. 54.

знающих людей, но не обладали достаточной мотивацией для слож-

" 20 ных условий ранней колонизации20.

Несмотря на все усилия акционеров и составителей хартий выстроить четкую иерархию и систему подчинения в факториях и первых поселениях, дисциплина этих молодых людей была ужасна. В сочетании с трудностями морского путешествия и основания поселения, малым количеством припасов и противоречивыми указаниями капитанов и губернаторов это часто приводило к бунтам и неповиновению21.

Оказавшись в Америке, молодые колонисты часто отказывались принимать иерархию и социальные нормы Старого Света. Новизна Нового Света подталкивала их к переосмыслению привычного положения вещей. Ранняя история полна примеров, когда отдельные колонисты или их группы выступали против авторитета капитана, называя, например, новые территории своими именами, а не именами монархов, или носили неподобающую их статусу одежду. Пьянство и различные личные отношения между колонистами и индейцами тоже были не редкостью22.

Похожая ситуация сложилась и на корабле «Мэйфлауэр». Колонисты из числа «чужаков» провозгласили, что теперь никто им не указ23, отрицая иерархии и обязательства Старого Света24. Поэтому пилигримы предложили компромиссное для всех колонистов решение, связать себя новым общественным договором, который подходил для условий Нового Света.

Договор был направлен на сохранение статус-кво и равную правовую защиту всех колонистов, в то же время он провозглашал принятие новых законов, которые могли постепенно двигать колонию к строгой дисциплине сепаратистов. В формулировках документа на первый взгляд не было какой-либо специфики, присущей сепаратистам. Это было связано с теориями пастора пилигримов преподобного Робинсона, который считал, что магистрат, осуществляющий гражданское управление, для лучшей

20 Cressy D. Coming Over: Migration and Communication between England and New England in the Seventeenth Century. Cambridge, Mass.: Cambridge University Press, 1987. P. 48.

21 Harcourt R. Op. cit. P. 99.

22 Bach R.A. Colonial Transformations: The Cultural Production of the New Atlantic World, 1580-1640. NY., NY: Palgrave, 2000. P. 67; Vaughan A.T., Richter D.K. Crossing the Cultural Divide: Indians and New Englanders, 1605-1763. Worcester: American Antiquarian Society, 1980.

23 Брэдфорд У. Указ. соч. С. 87.

24 Bach R.A. Op. cit. P. 70.

защиты интересов церкви сам по себе должен быть светским. Не следует допускать смешения церковных и мирских законов25.

Если говорить о форме договора, то исследователь Сэмуэль Эллиот Моррисон пишет, что она была скопирована с патента на отдельное поселение, созданного Виргинской компанией26. Но существенным отличием «Договора на "Мэйфлауэр"» от других подобных документов является то, что объединение осуществлялось непосредственно между колонистами без посредников в лице компании или без специального разрешения короля. В первых строках упоминаются Бог и король, но лишь как фигуры, легитимирующие соглашение. Само же оно инспирировано решением людей. Точно так же, как ковенант сепаратистов (их отделение от «испорченной» англиканской церкви) являлся сознательным выбором членов общины27.

Это ясно видно в полном тексте договора, который отличается от королевских хартий лаконичностью и обобщениями, преобладающими над конкретными указаниями. Пилигримы еще не знали, с чем им предстоит столкнуться, все колонисты оставили в этом соглашении пространство для маневра:

«Во имя господа бога, аминь. Мы, нижеподписавшиеся, верноподданные могущественного короля нашего Якова, божией милостью владыки Великобритании, Франции и Ирландии, защитника веры и пр., предприняв во славу божию, ради распространения христианской веры, во славу короля и родины нашей основание первой колонии в северной части Виргинии, настоящим торжественно, перед богом и друг другом, договариваемся объединиться в политическое сообщество, дабы лучше способствовать указанным выше целям; и посредством сего вводить время от времени справедливые законы, постановления и указы, какие окажутся наиболее соответствующими общему благоденствию колонии и каковым обязуемся мы подчиняться. В чем и подписываемся...»28

Здесь интересно переплетаются черты классического английского колониального документа с прославлением короля, миссионерством как причиной переселения, даже намеками на завоевания. Но, с другой стороны, «объединение в политическое сообщество»

25 Brachlow S. The Communion of Saints: Radical Puritan and Separatist Ecclesiology, 1570-1625. Oxford: Oxford University Press, 1988. P. 272.

26 Morison S.E. The Plymouth Colony and Virginia // The Virginia Magazine of History and Biography. 1954. Vol 62. No 2. P. 153.

27 White B.R. Op. cit. P. 137.

28 Брэдфорд У. Указ. соч. С. 87-88.

(covenant and combine ourselve together into a Civil Body Politic) связывало этот документ с протестантскими воззрениями пилигримов29. Идея церковного ковенанта была распространена на все общество и именно такой документ подписали все колонисты.

Идею договора, скорее всего, предложил преподобный Робинсон, оставшийся в Голландии. В напутственном письме он пишет пилигримам о том, что «поскольку составили вы как бы государство, то должны иметь правительство, и не среди вас людей особо над прочими выдающихся, пусть мудрость и благочестие ваше проявится не в том только, что изберете лиц, которые всецело преданы общему благу <...> но и в том, что воздадите им должную честь и окажете повиновение законному их правлению, видя в них не собственную их обыкновенность, но божью волю, указывающую путь ко благу вашему»30. Последняя фраза, в которой говорится о повиновении избранному правительству вне зависимости от того, кто именно будет в него входить, свидетельствует о том, что главы конгрегации осознавали необходимость включения в руководство будущей колонии и чужаков.

В письме пастор фактически говорит о необходимости постепенной интеграции «чужаков» в общину пилигримов, что было необходимо для успешного предприятия. Он пишет о том, что для сепаратистов недопустимо быть слишком требовательными к своим новым товарищам. При всем их стремлении построить «церковь святых», это может создать трудности при организации поселения. «Есть <...> причины, почему именно вам подобает особенная терпимость. <...> Вам еще не знакомы свойства и слабости многих спутников ваших; а потому сугубая нужна сдержанность, чтобы <...> не слишком давать волю негодованию; и много тут нужно мудрости и милосердия, чтобы не причинить обиду нечаянно»31. Конечной целью было бы обращение наилучшей части чужаков к пуританизму и сепаратизму под контролем членов общины32.

После заключения договора и нескольких разведывательных экспедиций колонисты нашли пригодное для поселения место и начали строительства первого дома, что символически и практически означало рождение Нового Плимута. Но трудности поселения только начинались.

29 Там же.

30 Там же. С. 72.

31 Брэдфорд У. Указ. соч. С. 71.

32 Из того же письма: «Еще об одном надлежит позаботиться, <...> чтобы, объединяясь для трудов, объединились вы и душевно» (Брэдфорд У. Указ. соч. С. 71).

Если обратить внимание на факты и представить самоощущение этих людей, то можно только поражаться их храбрости: многомесячное путешествие на корабле, долгие поиски места для поселения, которые сопровождались конфликтами с индейцами, и в завершении всего — тяжелая болезнь, которая унесла половину пассажиров33.

Эта эпидемия, связанная с истощением путешественников, не была чем-то исключительным для путешествий того времени, но ее опасность нельзя недооценивать. Экспедиция другого сепаратистского пастора мистера Блэквела, которая отправилась в Новый Свет на несколько лет раньше, погибла в полном составе еще до того как корабль приплыл к берегам Виргинии. Пассажирам «Мэйфлауэр» повезло больше — они добрались до мыса Код невредимыми и лишь там цинга и простуда оказали свое губительное влияние.

Брэдфорд связывает историю борьбы с болезнью с формированием гражданского и политического общества поселения. Программа, которую заложили пилигримы «Соглашением на "Мэйфлауэр"», была реализована именно во время эпидемии. Сплоченность пилигримов, их готовность оказать бескорыстную помощь произвела большое впечатление на «чужаков» и экипаж «Мэйфлауэр» в первую зиму, проведенную в Новой Англии, когда цинга и холод привели к гибели более чем половины членов экспедиции. Может показаться, что взаимовыручка была естественным шагом для выживания в незнакомых условиях во время опасной экспедиции. Однако Брэдфорд детально описывает злоключения матросов, которые в момент опасности «отвратились друг от друга, говоря, что не хотят рисковать собственной жизнью, и, помогая другим, самим схватить заразу»34.

Средоточием светской власти в Новом Плимуте был губернатор, и история этой должности наглядно демонстрирует, как пилигримы добились власти в колонии. До отплытия существовала некая изначальная договоренность о том, что губернатором будет один из пилигримов Джон Карвер. Этот человек участвовал в переговорах с Томасом Уэстоном и его купцами, и был одним из тех, кто закупал продовольствие и организовывал экспедицию в Англии. Его назначение также было компромиссом. За время,

33 Plymouth Probate Records of Mayflower Passengers // MayflowerHistory.com [Site]. URL: http://mayflowerhistory.com/probate-records (дата обращения: 09.09.2014).

34 Брэдфорд У. Указ. соч. С. 89.

проведенное в Англии, он заслужил доверие пайщиков и был знаком со многим из «чужаков», его отличала умеренность по многим вопросам, в отличие от импульсивного Кэшмена. Вот почему, после подписания договора на «Мэйфлауэр» он был «избран, а вернее утвержден»35, по выражению Брэдфорда, безо всяких осложнений.

Однако Джон Карвер, пережив первую трудную зиму, умер в середине весны, так что встал вопрос об избрании нового губернатора36. Им стал Уильям Брэдфорд, будущий автор «Истории поселения в Плимуте». Именно по этой причине мы мало что можем узнать о том, как происходило избрание. «История» и памфлеты, написанные с участием Брэдфорда, обходят стороной непосредственно связанные с ним события. Неизвестно и то, какую роль будущий губернатор играл в жизни конгрегации до своего избрания.

В Голландии он занимался сукноделием, как и большинство пилигримов. Быть может, он проявил себя во время поисков места для поселения, так как участвовал во всех разведывательных экспедициях37. В результате своего усердия он заболел, притом так тяжело, что в момент избрания в апреле (прибытие в Новый Свет и болезнь происходили в декабре-январе) был еще очень слаб38. Брэдфорд был несменяемым лидером колонии (хотя выборы проходили каждый год и иногда пост занимал кто-нибудь другой, пусть и ненадолго), но отличался мудростью и мягкостью, в полном соответствии с заветами Робинсона. Политика Брэдфорда была направлена на распространение принципов управления конгрегацией на всю колонию. Постепенно складывалось подчиненное сепаратистской идее единство, для чего он прибегал к изгнанию из колонии обратно в Англию тех, кто мог это единство подорвать39.

В дальнейшем, большую роль в единстве колонии сыграл институт помощников губернатора — магистратов. Законодательно этот институт оформился лишь в 1623 г.40 Однако в действительности ассистентами были избраны те люди, которые уже давно

35 Там же. С. 88.

36 WinslowE. Mourt's Relation (1622). Reprint: Boston, 1865. P. 44.

37 Ibid. P. 43.

38 Брэдфорд У. Указ. соч. С. 94.

39 Porry J. Three Visitors to the Early Plymouth (1963). Amherst, MA: University of Massachusetts Press, 1997. P. 38.

40 Брэдфорд У. Указ. соч. С. 133.

оказывали влияние на жизнь колонии. Двое из них точно не были сепаратистами, по крайней мере, поначалу. Это военный капитан Стэндиш, и некий богатый колонист Гопкинс.

Единство колонистов Нового Плимута многократно подвергалось разнообразным испытаниям. Оставшиеся в Голландии члены конгрегации приплыли лишь в 1629 г., а до этого момента с каждым годом прибывало все больше и больше англикан, которых также приходилось включать в выстроенную руководителями колонии систему. Это происходило потому, что купцы-авантюристы, отчаявшись заработать на рыбной ловле или получить контроль над колонией, стали продавать принадлежавшие им по договору большие наделы земли новым колонистам. Они, в свою очередь, на правах собственников желали большей независимости от губернатора и его помощников, особенно в сфере торговли с индейцами41.

Но этим чужакам было трудно обойтись своими силами, и чаще всего помощь со стороны магистрата оказывалась нужнее, чем претензии на десятки акров земли, которую еще только предстояло обработать, или доходы от торговли пушниной. Постепенно распределение земли и монополия на пушного зверя перешли под полный контроль губернатора42.

Действия отцов-пилигримов в Плимуте вполне укладываются в схему, которую американский историк Ларзер Сифф описал для теократического общества массачусетских пуритан середины XVII столетия. «Общество, сформированное церковным ковенан-том, определяется тремя признаками, характерными для типичного сильного общества: принятие в него было трудным; исключение из него (добровольное или путем отлучения) было трудным; и после того как человек становился членом такого общества, ему было трудно жить свободным от его влияния»43.

Теория о сильном обществе, которое сплачивает вокруг себя людей при помощи механизма принятия и изгнания, отлично работала для Нового Плимута. Многие колонисты действительно не допускались в общину и становились пусть и чужаками, но членами поселения, к которым присматривались, стремясь узнать, какими могли бы быть их намерения и, что важно, грехи в Новом

41 Там же. С. 127.

42 Records of the Colony of New Plymouth in New England. P. 40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43 Ziff L. The Social Bond of Church Covenant // American Quarterly. 1958. Vol. 10. No 4. P. 456.

Свете. При описании прибытия очередного корабля из Англии Брэдфорд всегда упоминает о том, что нескольких «нерадивых» колонистов пришлось отправить назад44. Назад отправлялись лишь самые некомфортные элементы: молодые непрофессиональные работники или некомпетентные специалисты, или те, кто мог претендовать одновременно на влияние на других колонистов.

Применимы к Плимуту и слова о том, что, однажды попав под влияние церковной общины, выйти из-под него или оставаться независимым почти невозможно. Уже в первый год Брэдфорд запретил англиканам традиционное празднование Нового года с уличным гуляньем и спортивными соревнованиями, и отправил их по домам заниматься богоугодными делами45. Однако губернатор разрешил им не работать, пойдя на компромисс между полным отрицанием «языческого» праздника сепаратистами и традициями обычных англичан. Примечательно, что Брэдфорд не отправил их праздновать по домам, а именно молиться и заниматься богоугодными делами. Здесь прослеживается сепаратистское отрицание частной жизни, жителям колонии дается точное указание на то, чем они должны заниматься, оставаясь наедине. То же недопущение непрозрачности личной жизни проявилось, когда одного из колонистов изгнали за то, что он, будучи холостым, возможно вступал в интимную связь со своей служанкой46.

Пилигримы, получив патент и корабли для переселения, по прибытии в Новый Свет смогли беспрепятственно «передоговориться» с остальными пассажирами, а вскоре, при содействии своих сторонников, получили новый патент. Как показала история, дальнейшие отношения Нового Плимута с мистером Уэстоном и акционерами также развивались не в пользу последних. Сепаратистам удалось сыграть на слабости колонизационных институтов47.

Акционерные компании и королевские хартии оказались применимы лишь для организации экспедиций. Сохранение и развитие колоний Новой Англии основывалась на самоуправлении, регуляции общественной жизни при помощи религиозных норм, стремлении к автономии от метрополии48. Более того, несмотря на то, что Новый Плимут не был первой английской колонией в Северной Америке, в общественном сознании США начиная

44 Брэдфорд У. Указ. соч. С. 323.

45 Там же. С. 101.

46 Там же. С. 160.

47 HillD. The English to New England. L.: Gentry Books, 1975. P. 163.

48 См.: Хрулева И. Духовные предпосылки Американской революции // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. № 1. С. 15—24.

с XIX в. именно колонии Новой Англии ассоциируются с первым опытом самоуправления, а «Договор на "Мэйфлауэр"» часто называют первой американской конституцией49.

Список литературы

Брэдфорд У. История поселения в Плимуте. М., 1987.

Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. Виргиния, Новый Плимут. 1606-1642. М., 1978.

Хрулева И.Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. М., 2002.

Хрулева И. Духовные предпосылки Американской революции // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. № 1. С. 15-24.

Хрулева И.Ю. Пуританская Новая Англия в процессе самоопределения: антиномианский кризис // США: становление и развитие национальной традиции и национального характера. Материалы VI научной конференции Ассоциации изучения США. Москва, 27-28 января 1999 г. М., 1999.

Хрулева И.Ю. У истоков американской демократии: политическая доктрина новоанглийского радикального пуританизма // США: Эволюция основных идейно-политических концепций (Памяти профессора Н.В. Сивачева). М., 2004. С. 141-162.

Bach R.A. Colonial Transformations: The Cultural Production of the New Atlantic World, 1580-1640. NY, NY Palgrave, 2000.

Bailyn B. The New England Merchants in the Seventeenth Century. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1955.

Brachlow S. The Communion of Saints: Radical Puritan and Separatist Ecclesiology, 1570-1625. Oxford: Oxford University Press, 1988.

Bremer F.J. The Puritan Experiment: New England Society from Bradford to Edwards. NY.: St. Martin's Press, 1976.

Bridenbaugh C. Vexed and Troubled Englishmen: 1590-1642. NY: Oxford University Press, 1968.

Burnham M. Merchants, Money, and the Economics of "Plain Style" in William Bradford's Of Plymouth Plantation // American Literature. 2000. Vol. 72. No 4. P. 695-720.

Cressy D. Coming Over: Migration and Communication between England and New England in the Seventeenth Century. Cambridge, Mass.: Cambridge University Press, 1987.

Demos J. A Little Commonwealth: Family Life in Plymouth Colony. NY: Oxford University Press, 1970.

Dexter H.M., Dexter M. England and Holland of Pilgrims. Boston, 1905.

Dillon F. The Pilgrims. Garden City, NY Doubleday, 1975.

49 Cm.: Sargent M.L. The Conservative Covenant: The Rise of the Mayflower Compact in American Myth // The New England Quarterly. 1988. Vol. 61. No 2. P. 233-251.

Gorges F. The Compact with the Charter and Laws of the Colony of New Plymouth: Together with the Charter of the Council at Plymouth, and an Appendix, Containing the Articles of Confederation of the United Colonies of New England, and Other Valuable Documents: Published Agreeably to a Resolve, Passed April 5, 1836.

Harcourt R. A Relation of a Voyage to Guiana. L., 1613. Reprint: Boston, 1926.

HillD. The English to New England. L.: Gentry Books, 1975.

Langdon G.D. Pilgrim Colony: A History of New Plymouth 1620—1691. New Haven; L.: Yale University Press, 1966.

Morison S.E. The Plymouth Colony and Virginia // The Virginia Magazine of History and Biography. 1954. Vol 62. No 2. P. 147-165.

Peirce Patent of 1621 // MayflowerHistory.com [Site]. URL: http://may-flowerhistory.com/pierce-patent

Plymouth Probate Records of Mayflower Passengers // MayflowerHistory. com [Site]. URL: http://mayflowerhistory.com/probate-records

Porry J. Three Visitors to the Early Plymouth (1963). Amherst, MA: University of Massachusetts Press, 1997.

Rabb T.K. Investment in English Overseas Enterprise, 1575-1630 // The Economic History Review. New Series. 1966. Vol. 19. No 1. P. 70-81.

Records of the Colony of New Plymouth in New England / Ed. by N.B. Shurtleff and D. Pulsifer. NY.: AMS Press, 1968.

Sargent M.L. The Conservative Covenant: The Rise of the Mayflower Compact in American Myth // The New England Quarterly. 1988. Vol. 61. No 2. P. 233-251.

Seed P. Ceremonies of Possession in Europe's Conquest of the New World, 1492-1640. Cambridge, UK; NY., NY Cambridge University Press, 1995.

The Constitution and Finance of English, Scottish and Irish Joint-Stock Companies to 1720. Cambridge: The University Press, 1910.

The Works of John Robinson: Pastor of the Pilgrim Fathers. L.: John Snow, 1851. Vol. 1-3.

Vaughan A.T., Richter D.K. Crossing the Cultural Divide: Indians and New Englanders, 1605-1763. Worcester: American Antiquarian Society, 1980.

White B.R. The English Separatist Tradition: From the Marian Martyrs to the Pilgrim. Oxford: Oxford University Press, 1971.

Winslow E. Mourt's Relation (1622). Reprint: Boston, 1865.

Ziff L. The Social Bond of Church Covenant // American Quarterly. 1958. Vol. 10. No 4. P. 454-462.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.