Научная статья на тему '«Череда бедствий»: апокалиптические ожидания, ксенофобия, лжесвидетельство и стыд в контексте культурно-политического кризиса в Новой Англии 1680–90-х гг'

«Череда бедствий»: апокалиптические ожидания, ксенофобия, лжесвидетельство и стыд в контексте культурно-политического кризиса в Новой Англии 1680–90-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ АНГЛИЯ / МАССАЧУСЕТС / КОННЕКТИКУТ / НЬЮ-ХЭМПШИР / МЭН / ПЛИМУТ / ЭСХАТОЛОГИЯ / КСЕНОФОБИЯ / ПУРИТАНЕ / NEW ENGLAND / MASSACHUSETTS / CONNECTICUT / NEW HAMPSHIRE / MAINE / PLYMOUTH / XENOPHOBIA / ESCHATOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гальцин Дмитрий Дмитриевич

В 1680–90-е гг. пуританская Новая Англия претерпела ряд политических и культурных изменений, которые к началу XVIII в. превратили эту группу колоний из конгломерата «теократий» в гораздо более светское и открытое сообщество британских провинций. События, которые определили как сам кризис, так и его исход — учреждение королевского доминиона Новая Англия в 1686 г. и его ликвидация в результате бостонской «революции» в 1689 г., «война короля Вильгельма» с французами и их союзниками-алгонкинами и ведовские процессы в Сэйлеме 1692 г. В статье на материалах текстов, оставленных преимущественно колониальной элитой (пасторы, магистраты, общественные деятели), рассматриваются некоторые аспекты кризиса колониальной культуры (эсхатологические представления, религиозная нетерпимость, ксенофобия, лжесвидетельство в судах, стыд за пуританское сообщество), связанные с процессом осознания себя колонистами частью большого мира британской Атлантики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“A Train of Disasters”: Apocalypse, Xenophobia, Shame and False Witness in New England Crisis of 1680–90s

In 1680–90s Puritan New England underwent political and cultural transformations that would eventually turn it from a Puritan “covenanted society”, virtually independent of the mother country, into a much more open and secular royal province. The events that shaped the crisis and transformations alike were the establishment of a royal Dominion of New England in 1686 and its downfall in the bloodless Boston revolution of 1689, “King William’s War” with the French and their Algonquin allies and Salem witchcraft trials of 1692. The article touches upon some aspects of colonial culture crisis of the time, such as eschatology, religious intolerance, xenophobia, false witness and shame for the Puritan community, that manifested in the birth of the colonists’ new identity as members of a larger British Atlantic community. The sources are mostly socially significant texts (such as sermons or pamphlets), written by New England Puritan political and cultural elite of the period.

Текст научной работы на тему ««Череда бедствий»: апокалиптические ожидания, ксенофобия, лжесвидетельство и стыд в контексте культурно-политического кризиса в Новой Англии 1680–90-х гг»

Д. Д. Глльцин

«Череда бедствий»:

АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ, КСЕНОФОБИЯ, ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВО и стыд в контексте культурно-политического кризиса в Новой Англии 1680-90-х гг.*

В 1680-90-е гг. пуританская Новая Англия претерпела ряд политических и культурных изменений, которые к началу XVIII в. превратили группу колоний из конгломерата «тео-кратий», основанных на пуританском ковенанте и практически независимых от метрополии, в гораздо более светское и открытое сообщество британских провинций1. События, которые определили как сам кризис, так и его исход — учреждение королевского доминиона Новая Англия в 1686 г. и его ликвидация в результате бостонской «революции» в 1689 г., «война короля Вильгельма» с французами и их союзниками-алгонкинами и ведовские процессы в Сэйлеме 1692 г.2

Работа над статьей проводилась при поддержке программы Фулбрайт (Ful-bright Visiting Scholars 2011-2012). Я благодарю Шерил Адамс (Cheryl Adams), сотрудника отдела гуманитарных и общественных наук Библиотеки Конгресса США, за ее внимание к моей работе и ценные замечания.

1 Новая Англия здесь — собирательное название английских колоний в Америке: Плимут (основан в 1621 г.), Массачусетс (1630 г.), Коннектикут (1638 г.), а также малозаселенные Мэн и Нью-Хэмпшир. Термин «теократия» применительно к пуританским режимам широко распространен в литературе; я использую его в кавычках, поскольку в строгом смысле тео-кратиями колонии пуританской Новой Англии не являлись. Общие работы см.: Слезкин Л. Ю. У истоков американской истории: Массачусетс, Мэриленд, 1630-1642. М., 1980; Хрулева И. Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII в. М., 2002.

2 См.: Акимов Ю. Г. От межколониальных конфликтов к битве империй: англо-французское соперничество в Северной Америке в XVII — начале XVIII вв. СПб., 2005.

Историки давно задавались вопросом о причинах и 4 характере такой трансформации колониального общества. В начале 1680-х гг. мы наблюдаем в Новой Англии (особенно, в Массачусетсе) пуританскую «теократию», то после 1695 г. в роли лидера региона выступает королевская провинция, где сохраняется пуританское наследие, однако где пресвитериане, англикане, баптисты и даже квакеры пользуются § равными с конгрегационалистами политическими права- » ми. Ведущий пуританский проповедник с кафедры защища- а ет свободу вероисповедания, а жизнь общества становится § более светской. В колонии появляются бумажные деньги, а туда проникает европейская мода и идеи раннего Просвеще- § ния, — в этот период совершается прогрессивный переход т Новой Англии «от колонии к провинции» 3. Пуританские и

колонии Новой Англии постепенно стали терять свою административную и культурную герметичность с 1680-х гг., когда там были учреждены королевские колонии, сменившие

3 См., например: Lustig M. L. The Imperial Executive in America: Sir Edmund Andros, 1637-1714. Madison, 2002; Lovejoy D. S. The Glorious Revolution in America. Middletown, 1987; Sosin J. M. English America and the Revolution of 1688: Royal Administration and the Structure of Provincial Government. Lincoln, 1982; Johnson R. R. Adjustment to Empire: The New England Colonies, 1675-1715. Rutgers, 1981; Baker E. W., Reid J. G. The New England Knight: Sir William Phips, 1651-1695. Toronto, 1998.

о

корпоративные и владельческие колониальные режимы. ^ В 1686 г. корона начала большой административный экспе- д римент, создав доминион Новая Англия, объединивший под н

властью одного губернатора колонии Массачусетс, Коннек- я тикут, Нью-Хэмпшир и Мэн, к которым в 1688 г. были также . присоединены Нью-Йорк и Нью-Джерси. Доминион централизованно управлялся из Бостона; представительные органы, прежде существовавшие в колониях, были упразднены. Эдмунд Андрос, губернатор доминиона, своим авторитарным стилем управления и непопулярной налоговой политикой настроил против себя бостонскую политическую элиту, колониальное ополчение и атлантических купцов и 18 апреля 1689 г. был свергнут восставшими бостонцами. Губернатор

° и другие чиновники доминиона были заключены под стражу, ^ а в новоанглийских колониях, в ожидании новых политиче-Щ ских решений со стороны метрополии, были восстановлены старые режимы. Поскольку бостонская «революция» по времени совпадала со Славной революцией в Англии и оказалась направлена против фаворита низложенного Якова II Андроса, королевская администрация приняла распад

^ доминиона как данность и не стала применять санкции про

тив восставших. Бостонский пастор Инкрис Мэзер в 1691 г. ® добился от нового короля Вильгельма III новой хартии для ® Массачусетса. Королевская провинция Массачусетс (куда ^ теперь входили Мэн и Плимут) управлялась губернатором, назначаемым королем, как и при доминионе, но могла иметь ассамблею представителей, как при старом «теократическом» режиме. В годы правления губернатора Уильяма Фип-са (1691-1695 гг.) новая королевская провинция дрейфовала между старым «теократическим» политическим идеалом и новым, просвещенческим представлением о врожденных «свободах английских подданных» и «хартийных привилегиях» колонистов.

Жители Новой Англии воспринимали десятилетие 16851695 гг. как время великих бед. Для колонистов индейские набеги во время войны, поражение Уильяма Фипса при осаде Квебека в 1690 г. и финансовый кризис, который за ним последовал, были катастрофами невиданного масштаба. Сэйлемские ведовские процессы, получившие скандальную известность по обе стороны Атлантики, казалось, навсегда испортят репутацию Новой Англии в глазах всего христианского мира. В сочинениях 1680-90-х гг., оставленных нам культурной и политической пуританской элитой, мы можем наблюдать следы не только политического кризиса, но и своеобразного кризиса восприятия.

Пуритане Новой Англии жили в мире, который очень скоро должен был найти свой конец в апокалиптической битве Христа и Антихриста. «Не узрим ли мы вскоре крушение империи папства? ... Не брезжит ли уже нам день,

когда царства сего мира станут царствами Господа нашего 4 и Христа Его!»? — спрашивал Коттон Мэзер в проповеди р 1689 г.4 Тем не менее, пока мир лежал во зле. Вокруг верных д Христу церквей пуританских новоанглийских конгрегаций б бушевал антихристианский хаос, стремившийся поглотить д наследие святых. Такое самоощущение было не ново: пури- т танские проповедники XVII в., как в Новой, так и в старой И Англии десятилетиями распространяли среди своих слуша- » телей мировоззрение осажденной крепости. Однако впер- а вые угрозы, которые связывались с концом света, обрели § физический облик. В 1685-95-е гг. возрождается интерес к а толкованию книги Откровения, а подтверждения скорого и конца искали и находили всюду — в поражениях и победах, в т благочестии и в обмирщении общества. Бостонский пастор ч Коттон Мэзер подсчитал, что второе пришествие случится в самом конце XVII в.5 Судья Сэмьюэль Сьюолл старался доказать, что Америке предстоит стать местом тысячелетнего царства Христа. Сама бостонская «революция» 1689 г. ^ ее участниками оправдывалась как мера, нацеленная про- д тив планов «Великой Алой Блудницы» («the Great Scarlet н Whore») — католической церкви, выступавшей в кальви- я нистской экзегезе как Антихрист. Сэйлемские ведовские ... процессы наглядно продемонстрировали колониальному обществу, что дьявол особо ненавидит пуританскую Новую Англию и стремится ее уничтожить. Пуританскую проповедь-«иеремиаду», жанр, расцвет которого пришелся на 1670-80-е гг., в 1690-е гг. потеснил новый жанр —

4 Mather C. The wonderful works of God commemorated praises bespoke for the God of heaven in a thanksgiving sermon delivered on Decemb. 19, 1689. Boston, 1690. P. 41. Те же настроения сохранялись и в конце 1690-х гг.: Noyes N. New-Englands Duty and Interest to be an Habitation of Justice, and Mountain of Holiness // Election Day Sermons / Ed. by S. Bercovitch. New York, 1984. P. 67-68.

5 Mather C. Things for a Distressed People to Think Upon: ffered in the sermon to the General Assembly of the province of the Massachusetts Bay, at the anniversary election, May 27, 1696 // Days of Humiliation: Times of Affliction and Disaster: Nine Sermons For Restoring Favor With an Angry God (1696-1727) / Ed. by G. H. Orians. Gainsville, 1970. P. 35.

«наступательная» проповедь, сосредоточенная не столько на моральной деградации самих пуритан, сколько на задаче борьбы с врагами — Новой Англии и, следовательно, Бога.

Первыми врагами оказались соотечественники из метрополии. Присутствие в Бостоне англикан с 1686 г. было постоянным источником неудовольствия пуританской элиты. В 1687 г. губернатор Андрос распорядился, чтобы в Южной (Третьей) церкви Бостона проводилось англиканское богослужение по очереди с собраниями пуританской конгре-гации6. В Бостоне это восприняли как начало религиозных притеснений. Такие обычаи, как празднование майского дня, «покаянного четверга» и ночи Гая Фокса у пуритан считались суевериями, чем-то «нечистым» с религиозной точки зрения и чуждым Новой Англии. Службы по Книге Общей молитвы и колокольный звон в память о казни Карла I воспринимались как политические демонстрации, направленные непосредственно против пуритан7. Наибольшую тревогу у пуританских пасторов вызывал тот факт, что многим колонистам, по-видимому, нравилось новое богослужение и обычаи («смешанные танцы» мужчин и женщин, заздравные тосты, клятва с рукой на Библии). Политическое и религиозное значение придавалось как нововведениям в религиозной и политико-правовой сфере, так и новым явлениям повседневной жизни8. Однако именно англиканские формы богослужения в первую очередь беспокоили элиту9. Инкрис Мэзер доказывал, что литургия согласно Книге Общей

6 Van Dyken S. Samuel Willard, 1640-1707: Preacher of Orthodoxy in an Era of Change. Grand Rapids, 1972. P. 66-67.

7 The Diary of Samuel Sewall 1674-1729. Vol. 1: 1674-1708. New York, 1973. P. 90, 128, 133, 82, 140; 132, 159.

8 Mather I. A testimony against several prophane and superstitious customs, now practised by some in New-England: the evil whereof is evinced from the Holy Scriptures, and from the writings both of ancient and modern divines. London, 1687. Ср.: An Arrow Against Profane and Promiscuous Dancing Drawn Out of the Quiver of the Scriptures. by Ministers of Christ at Boston in New-England. Boston, 1684.

9 Согласно члену правительства доминиона Эдварду Рэндольфу, пасторы Новой Англии называли англиканских священников «жреца-

О PQ Н

с

Н ^

И

О

Л PQ О

к

Л

н

я «

S

Рч

S ч н Л

молитвы — «папистская» по своей сути, и что присутствие на англиканской службе — грех для обращенного христиа-нина10. Сын Инкриса Мэзера Коттон Мэзер называл фарисеев «людьми Высокой церкви» своего времени11. Бостонские проповедники Джошуа Муди, подвергавшийся тюремному заключению в Нью-Хэмпшире при королевском губернаторе, и Сэмьюэль Уиллард в 1689-90 гг. говорили своим конгре-гациям о вреде «формального поклонения» англиканской церкви, которому не место среди истинно реформированных христиан Новой Англии12. Все верные, проповедовал Коттон Мэзер, должны держаться «великого антипапского принципа: никакое собрание людей, называющих себя Церковью, не имеет ни малейшего права учреждать какие-либо способы или средства поклонения Богу, которые сам Господь Иисус Христос не установил в священной Библии»13.

Анонимный памфлетист утверждал, что во время и вскоре после бостонской «революции» «никто не пострадал от приверженности к богослужению англиканской церкви... хотя среди нас англиканская церковь была скомпрометирована тем, что большая часть наших угнетателей [чиновников доминиона] были ее единственными столпами в наших краях» 14. Т. Брин отрицал какие-либо религиозные мотивы бостонской революции15, но с ним сложно

ми Ваала», а англиканские молитвы «пореем, чесноком и отбросами» (leek, garlic and trash) (цит. по: Van Dyken S. Samuel Willard. P. 62).

10 A brief discourse concerning the unlawfulness of the common prayer worship and of laying the hand on and kissing the booke in swearing. s.l., 1687?.

11 Mather C. Things for a Distressed People... P. 33.

12 Foote H. W. Annals of King's Chapel. From the Puritan Age of New England to the present Day. Vol. 1. Boston, 1882. P. 108; Van Dyken S. Samuel Willard. P. 72, 74-75.

13 Mather C. The Serviceable Man. A Discourse Made unto the General Court of the Massachusetts Colony, New-England, At the Anniversary Election 28 d. 3 m. 1690. Boston, 1690. P. 52-54.

14 An Account of the Late Revolution by A.B. // Andros Tracts. Vol. 2. Boston, 1869. P. 11.

15 Breen T. H. The Character of a Good Ruler: A Study in Puritan Political Ideas in New England 1630-1730. New Haven, 1970. P. 153154. М. Л. Люстиг, напротив, считает бостонский переворот

я

Ч

и

И а

и

И &

о н и

К »

> я

О

Я а

t=l К

я н К

л и о я

К

и о

ж

К а

к

К

я

° согласиться, принимая во внимание неприятности, кото-^ рые испытывали бостонские англикане со времени ликви-^ дации доминиона. 18 апреля 1689 г. в первый день бостонского восстания некоторые англикане оказались в заключении вместе с чиновниками доминиона. Эти люди — такие как церковные старосты Сэмьюэль Рэйвенскрофт и Адам Смит или аптекарь Мунго Крэффорд — не имели отношения к пра-^ вительству16. Бостонцы давали англиканам понять, что они ^ нежеланные гости в Новой Англии. В апреле 1690 г. в коро-® левском Тайном совете был получен адрес, подписанный ® членами единственного бостонского англиканского прихода ^ Кингс-Чейпел. По их словам, для англикан конец доминиона означал начало «жестоких гонений» со стороны соседей-пуритан17. Памфлет, написанный защитником доминиона, утверждает, что некоторые бостонцы «всеми средствами и способами, как с кафедр, так и в частных разговорах» стремились «очернить, оклеветать и опорочить» приверженцев англиканской церкви и что «их злоба и ненависть» выражалась в пресечении погребальных обрядов и вандализмом по отношению к зданию церкви18. «Молодой мистер Мэзер — писал англиканский лидер Сэмьюэль Майлз лордам торговли и плантаций, — говорит народу, что причина всех наших бед — то, что они позволяют существование в своей среде маленькой англиканской часовни»19.

Однако надо учитывать, что англикане, действительно, способствовали низложению Андроса и доминиона, поскольку офицер-англиканин Джон Нельсон и купцы Дэвид Уотерхаус и Джон Фостер находились среди лидеров

вдохновленным религиозными чувствами и признает важность «страхов, связанных с католицизмом» и «трениями между протестантскими сектами» (Lustig M. L. The Imperial Executive in America. P. 183).

16 Narratives of the Insurrections (1675-1690) / Ed. by Ch. M. Andrews. New York, 1915. P.171-172.

17 Calendar of State Papers Colonial Series, America and West Indies. Vol. 13. London, 1901. P. 213. January, 25, 1690.

18 New England's Faction Discovered // Narratives ofthe Insurrections. P. 258.

19 Calendar of State Papers... Vol. 13. P. 369.

После падения доминиона, в 1689-92 гг. временное пра-

и

Ч

и >

и

и &

о н и

«революции». Будучи давними жителями колонии (и, видимо, не афиширующими своей религиозной принадлежности), они не вызывали такой ненависти, как недавно прибывшие из Нью-Йорка или из Англии чиновники Эдмунд Андрос, Эдвард Рэндольф, Джон Палмер или англиканский священник Роберт Рэтклифф. Религиозная неприязнь мешалась с ненавистью к враждебной и «тиранической» британской U администрации и иммигрантам эпохи доминиона. Постепен- » но пуритане смирились с присутствием англиканского при- а хода в своей среде. В 1691 г. они получили новую колониаль- § ную хартию и неформальное обещание от Вильгельма III, что а Книга Общей молитвы не будет насильно вводиться в Новой и Англии. Перед лицом войны, которую можно было выиграть т только с помощью метрополии, нападки на англиканство и

оказались неуместными. Хотя теологические баталии между пуританами и англиканами вспыхивали в Новой Англии еще в 1720-е гг., а акты вандализма против Кингс-Чейпел продолжались на протяжении 1690-х гг., к 1693 г. англикане явно ж перестали быть главными врагами Новой Англии. д

а

вительство Массачусетса иногда давало понять, что стре- я мится восстановить «теократию» в том виде, в каком она . существовала в первые десятилетия колонии. Прокламация временного правительства, изданная в марте 1690 г., предписывала, чтобы все законы колонии «против порока и всех видов бесчинства и обмирщения» «были ныне со тщанием и прилежанием приведены в исполнение; особенно же законы против богохульства, брани, мирской божбы, лжи, незаконных игр, несоблюдения Господнего дня («Sabbath breaking»), праздности, пьянства, нечистоты и всего того, что соблазняет на сии пороки и воспитывает их». Новая Англия снова должна была стать «особым народом, ревнующим по добрым делам»20. В риторике элиты годы доминиона представлялись периодом богооставленности, причиной которой стало

20 By the Governour and General Court of the Colony of the Massachusetts Bay... // Sermons and Cannonballs: Eleven Sermons on Military Events of Historic

° превращение пуритан Новой Англии в «мирской, чувствен-^ ный, вздорный народ». Бедствия, которыми Новой Англии Щ угрожали авторы иеремиад 1670-х гг., казалось, настали, когда первая хартия Массачусетса была ликвидирована в 1684 г., и враги пуритан «поклялись Богом Живым уничтожить их». Однако Новая Англия вовремя воззвала к Богу, § и Он спас ее21. После крушения доминиона «Бог...вернул ^ Новой Англии советников, как в прежние дни»22. Никогда ^ еще колония публично так часто не называлась «народом £ Божьим», тогда как «сектанты и соблазнители» описыва-® лись как «нацелившие свои тараны на наши святыни»23. ^ Особенно негативным было отношение к квакерам: кампания 1689 г., начатая бостонскими пасторами, стремилась представить квакеров в качестве враждебной «пятой колонны» во время решающей схватки Новой Англии с Антихристом. Квакеры «околдовывали и отравляли души бедных людей24. Они осуждались как за свои «безумные богохульства и ереси», так и за свой пацифизм, когда они «защищают индейцев в их кровавых злодействах и бранят страну за то, что она защищается от них»25. В отличие от англикан, квакеры, таким образом, оказывались представлены чуждыми всякому общественному порядку, превращаясь не просто в «других».

Significance during the French and Indian Wars, 1689-1760 / Ed. byJ. A. Levernier, D. R. Wilmes. Delmar, N.Y. Scholars' Facsimiles and Reprints, 1982. P. 48-49.

21 Mather C. The Wonderful Works of God... P. 42-43.

22 Mather I. The Great Blessing, of Primitive Counsellours: Discoursed in a Sermon, Preached in the Audience of the Governour, Council, and Representatives, of the Province of the Massachusetts-Bay, in New-England. May 31st. 1693. Being the Day for the Election of Counsellours, in that Provinc // Increase Mather: Jeremiads. New York, 1985. P. 20.

23 Mather C. The Serviceable Man. P. 28-31; 31-32; 34-35.

24 См.: Keith G. The Pretended Antidoe [sic] Proved Poyson Or, The true Principles of the Christian & Protestant Religion Defended, And the Four Counterfeit Defenders thereof Detected and Discovered. Philadelphia: Will Bradford, 1690.

25 Mather C. Decennium Luctuosum: An History of Remarkable Occurences In the Long War which New-England hath had with the Indian Salvages, from the Year 1688. to the Year 1698. Boston, 1699.: Repr. New York, 1978. P. 162-163.

26 Приказом генерального суда от 22 декабря 1691 г. французам, живущим в Массачусетсе, запрещалось находиться в портах и приграничных городах без официального разрешения: Norton M.B. In the Devil's Snare: The Salem Witchcraft Crisis of 1692. New York, 2002. P. 144.

4

H

H &

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

н &

о

H

и

Новая Англия создавалась как убежище для английских пуритан, и новоанглийское общество в XVII в. было в однородно в религиозном и этническом плане. Но к концу XVII в. демографическая картина быстро менялась: жившие в колонии индейцы, ирландские иммигранты-католики, французские беженцы-гугеноты и черные рабы с островов Карибского бассейна представляли новую, не-английскую § и не-пуританскую альтернативу для региона. Негативное » отношение к англичанам амортизировалось зависимостью а Новой Англии от метрополии в годы войны и политическо- § го кризиса. Но неприятие прочих «чужаков» только росло на а протяжении 1690-х гг. Естественным объектом ксенофобии и во время войны с французами и индейцами стали те, кого т колонисты отождествляли со своими врагами. Были приня- ч ты административные меры по особому надзору за французскими иммигрантамиправительством, пришедшим к власти в 1689 г.26 Когда война повлекла за собой человеческие жертвы и уничтожение поселков в Новой Англии, подозрительность ж

к «чужакам» переросла в ненависть и страх. Уничтожение д

а

французами и индейцами местечка Салмон-Фоллз в марте 1690 г. подняло волну анти-индейских настроений, которая я не спадала до конца XVII в. и нашла самое яркое литературное . выражение в хронике Коттона Мэзера «Горестное десятилетие» (1699 г.), где предостаточно примеров также ксенофобии по отношению к другим этническим группам.

В мировоззрении новоанглийских пуритан индейцы были существами из мира «диких мест» («wilderness»), который находился в безраздельной власти сатаны и граничил с адом. Индейцы предстают «яростными тварями в обли-чие людей», «медведями», «тиграми», «скифскими волками» и «псами», постоянно готовыми к предательству, зверствам и агрессии. Там, где победа остается за ними, порядок

° цивилизованного мира разрушается. Индейцы особенно ^ опасны тем, что не разделяют «английских» представлений о Щ добре и зле; одному индейцу в разговоре с англичанином при-« писываются такие слова: «Нет, английский манер — дурац-^ кая вещь — ты убить меня, я убить тебя! Нет, лучше лежать ® где-нибудь и стрелять человека, а он не видеть! Вот лучший ^ солдат!»27 Правда, индеец всегда был важной фигурой в аме-^ риканской апокалиптике. Еще в 1650 г. английский пуритан-^ ский богослов Джозеф Мид утверждал, что индейцы — это ® Гог и Магог, народы, которые будут сражаться с Божьим ® царством на земле в последней битве в конце тысячелетнего ^ царства святых28. В 1689 г. Коттон Мэзер рисовал перед ополченцами, идущим воевать с индейцами вабанаки, картину двенадцати судейских тронов из книги Откровения. «Вы сражаетесь для того, чтобы церкви Божьи не были истреблены, и чтобы вигвамы язычников не заняли их место». Дегуманизация индейцев в проповедях делала их убийство извинительным, даже добродетельным поступком: «При первом же появлении смуглых язычников, храбрее! смелее, ребята! вперед! смелее вперед...Напав на след сих хищных волков, преследуйте их, не отставая; не обращайтесь назад, доколе не уничтожите их; язвите их, да не восстанут; пусть они кричат, пусть никто не придет к ним на помощь; сотрите их в дорожную пыль и исторгните их прочь, как уличную грязь»29.

Д. С. Лавджой и С. Джастер представляют анти-индей-ские настроения в пуританской Новой Англии неизменными на протяжении всего XVII в.30 Однако «дьяволизм»

27 Mather C. Decennium Luctuosum... P. 50; 48-49; 89; 120-125, 218, 89, 96.

28 Mede J. A Conjecture concerning Gog and Magog in the Revelation // The Kingdom, the Power & the Glory: The Millennial Impulse in Early American Literature. Dubuque, 1998. P. 31-33.

29 Mather C Souldiers Counselled and Comforted: A Discourse delivered unto some part of the Forces Engaged in the Just War of New-England Against the Northern & Eastern Indians. Sept. 1. 1689. Boston, 1689. P. 32-33; 35-36; 28.

30 Lovejoy D. S. Satanizing the American Indian // The New England Quarterly. 1994. Vol. 67. N 4. P. 603-621.

становится значительной темой в новоанглиискои литера- 4 туре лишь в 1680-90-е гг.31 Конечно, и прежде существовало р общепринятое представление, что индейцы служили дьяво- д лу своими «языческими» практиками и занимались ведов- б ством. Однако все это стало восприниматься как реальная д угроза пуританам Новой Англии только во время «войны т короля Вильгельма». Даже индейской «войны короля Фили- § па» (1675-78 гг.), кровопролитной и тяжелой, оказалось недостаточно для того, чтобы «сатанизировать» индейца до той а степени, в какой мы находим его у Коттона Мэзера и в доку- § ментах сэйлемских процессов. Мэри Роуландсон (1682 г.) а в самом популярном пуританском повествовании об индей- § ском плене, разумеется, говорит о дикости и жестокости т

31 Juster S. Iconoclasm without Icons? The Destruction of Sacred Objects in Colonial North America // Empires of God: Religious Encounters in the Early Modern Atlantic / Ed. by L. Gregerson, S. Juster. Philadelphia, 2011. P. 225.

32 Rowlandson M. The Sovereignty and Goodness of God, Together with the Faithfulness ofHis Promises Displayed/ed. N. Salisbury. Boston, 1997. P. 71, 82-83.

33 Mather C. Things for a Distressed People... P. 3-4.

34 Mather C. Souldiers Counselled... P. 24, 26-27.

Sc

«врагов-варваров», однако нигде не представляет индеицев s

нелюдями или недочеловеками, напротив, находя теплые с слова в адрес тех индейцев, кто во время ее плена помогал и еИ в скитаниях по зимним лесам32. К концу XVII в. прови- и денциальная миссия Новой Англии подтверждалась за счет ^ индейцев: унижение одних служило возвышению других д в собственных глазах. «Смуглые язычники филистимляне» н противопоставлялись Новому Израилю33. Сатанизирован- я ный индеец также служил пробным камнем пуританского ... благочестия. Обращаясь к солдатам, Мэзер предостерегал их: «будьте внимательны, чтобы не совершить индейскую сделку, в которой вы потеряете свою бесценную душу»34. Индейцы были избраны Богом как «орудие» («instrument») наказания народа Божьего, поскольку сама Новая Англия «в некоторых отношениях слишком подражала злым нравам индейцев. Индейцы печально известны в особенности тремя богомерзкими пороками. Во-первых, они лжецы, каких

° не видывал свет. Во-вторых, они невероятные лентяи... ^ В-третьих, они отвратительно безразличны к собственнмы Щ детям; среди них нет никакой семейной власти». Мэзер признавал вину новоанглийских пуритан по отношению к индейцам: те недостаточно активно способствовали их обращению в христианство и продавали им спиртное. Индейцы выступали «бичом Божьим», наказывавшим за грехи «народ Божий», ^ единственным ответом на что должно было стать покаяние, ^ нравственное исправление и реформация. ® Еще более страшным врагом были французские католи-

® ки Канады, религиозные практики которых также воспри-^ нимались как «дьявольские»35. Столкновение с католиками-«антихристианами» военном конфликте породило новые мифы. Уильям Фипс докладывал, что, заняв французский Пор-Рояль в Акадии (Новая Шотландия) в мае 1690 г., он и его команда «срубили крест [на церкви], обстреляли церковь, сломали высокий алтарь, разбили их статуи»36. Во время осады Квебека осенью того же года батареи Фипса целились в изображение Святого семейства, вывешенное на колокольне37. Эти демонстративные акты иконоборчества были продиктованы не только религиозной враждой, но и политическими соображениями. Низложенный губернатор Эдмунд Андрос, как и его патрон Яков II, считались «папистами», составившими заговор против Новой Англии. Французские католики виделись многим протестантам в качестве главной силы Антихриста с 1685 г., когда был отменен Нантский эдикт, а французские гугеноты оказались вне закона. Ужасные картины драгонад уже в 1689 г. использовались в Новой Англии для иллюстрации тех бедствий, которым подвергаются «верные» христиане

35 См., например: Mather C. Decennium Luctuosum... P. 211-234, 232, 46, 98; Hammond J. An American Puritan Elegy: A Literary and Cultural Study. Cambridge, 2004. P. 200.

36 Baker E. W., Reid J. G. The New England Knight... P. 89.

37 Parkman F. Count Frontenac and New France under Louis XIV. Boston, 1877. P. 274.

по всему миру38. В 1689 г., после того, как Вильгельм III был провозглашен королем, появились надежды, что «колесо божественного возмездия... стремительно поворачивается, обращаясь против французских папистов за недавние кровавые и беспримерные преследования, устроенные ими»39. Франция, а не Рим, фигурирует в конспирологи-

ческих нарративах как центр антианглийских католиче- И

ских заговоров.

Общераспространенным было представление о том, что индейцев побуждают к нападениям именно француз- § ские миссионеры-иезуиты, живущие на территории ваба- ^ наки. Уильям Фипс использовал подобные представления, и чтобы заручиться моральной и финансовой помощью для т своей экспедиции по захвату Канады в 1690 г. В рассказе об ч

старейшины-«сагамора» («sagamore») в Бостоне, пленник и «опасался, что французы, обучая индейцев христианской

л

обращении Бомазина («Ботахееи»), пленного индейского и

религии, обманули их». Ему показалось «наиболее подо- ж

зрительным», что «французы учили нас, будто Гоподь д

а

к

Иисус Христос принадлежал к французской нации, будто его мать, дева Мария, была французской дамой, и будто его я убили англичане. Теперь, когда он воскрес из мертвых и взо- . шел на небо, все, кто хочет заручиться его милостью, должны мстить англичанам за обиду, нанесенную ему, насколько могут»40. Памфлетист Джошуа Скоттоу называет иезуитов «игнатианскими янычарами», служащими «рожденному в адском огне Лойяле («Igne-Nate Hell-born Loyala»), святому покровителю Канады», и производит их имя («a Jesuite») от латинского a «Jesu ite» — «ступайте [прочь] от Иисуса»41. «Римские миссионеры», по мнению Коттона Мэзера, спе-

38 Mather C. Wonderful Works of God. P. 47-48.

39 Further Queries. // Andros Tracts. Vol. 1. P. 9.

40 Mather C. Decennium Luctuosum. P. 127-128.

41 Scottow J. Old Mens' Tears For their own Declensions, Mixed with Fears Of their and Posterities further falling off from New-England's Primitive Constitution. Boston, 1691. P. 14.

£ представлены даже не взаимодополняющими, а совершенен но неразличимыми явлениями43.

° циально побуждали индейцев убить Шубаэля Даммера, ^ пастора поселка Йорк в Нью-Хэмпшире42. ^ Ирландские католики также были предметом подозре-

ний, хотя ничего не известно о прямом административном притеснении этой этноконфессиональной группы — возможно, в силу ее малочисленности. Мать ирландской прачки «матушка Гловер» была казнена по обвинению в ведовстве в 1688 г., еще при доминионе. В повествовании о ней Котто-на Мэзера католицизм и ведовство — «ковенант с адом» —

р^ В хронике Мэзера появляются пейоративные и насмеш-

ливые этниконы, обозначающие индейцев («Tawney, Netop»), французов («Monsieur») и ирландцев («Teague»). В ходе «войны короля Вильгельма» Новая Англия периодически забывала о своей особой идентичности, противопоставлявшейся «запятнанной» англиканской метрополии, и ее жители вспоминали о том, что они просто «англичане». В памфлетной литературе 1690-х гг. англичане отличаются благородством, принадлежат к истинной религии и обладают политическими «свободами» («liberties»), тогда как те, кто находится за пределами английского космоса, оказываются злобными, вероломными и жестокими врагами англичан, следуют ложной религии и живут в условиях «тирании» или в состоянии полной анархии44. Итак, ксенофобские штампы, используемые Коттоном Мэзером, были нормативны в 1690-е гг., как показывает их распространение в печати и их устойчивость в практике проповеди.

Религиозная нетерпимость и страхи перед антипротестантским заговором, возглавленным Алой блудницей

42 Mather C. Decennium Luctuosum... P. 84-86.

43 Mather C. Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions // Narratives of the Witchcraft Cases, 1648-1706 / Ed. by G. L. Burr. New York, 1914. P. 104-106.

44 Cm.: McWilliams J. New England's Crises and Cultural Memory: Literature, Politics, History, Religion, 1620-1860. Cambridge, 2004. P. 170-171.

и направленной на уничтожения страны «настолько всеце- 4 ло и исключительно составленную из реформированных

са и правительства доминиона (§ 1)45. Эта декларация была одобрена группой бостонских пасторов, которые входи-

французов и ирландцев. Показания, приведенные в памфлетах, создают картину сложного плана по уничтожению Новой Англии — представление, которое, видимо, лежало в основе слухов, спровоцировавших массовые дезертирства массачусетского ополчения под началом Андроса из Мэна

45 Declaration of the Gentlemen, Merchants, and Inhabitants of Boston, and the Country Adjacent. April, 18, 1689 // Andros Tracts. Vol. 1. P. 11-12.

46 Vindication of New England. // Andros Tracts. Vol. 2. P. 9.

47 Mather C. The Wonderful Works of God... P. 35.

48 The Revolution in New-England Justified. // Andros Tracts. Vol. 1. Р. 57-59; 39-40; 42-43; 44-45; 49.

49 Андрос, обладавший богатым опытом мирных переговоров с индейцами, действительно вернул конфискованные боеприпасы ста-рейшинам-сахемам вабанаки, чтобы заручиться их поддержкой. См.: Lustig M. L. The Imperial Executive in America. P. 178-179.

церквей», отчетливо выступают в декларации, которой д

восставшие бостонцы оправдывали низложение Андро- б

)45. Эта декларация была д

ли в число лидеров восстания. В памфлетах защитников §

«революции» заговор приписывался низложенному коро- »

лю-католику Якову II и его советникам46. Англия тоже >

находилась в опасности при Якове II: «Фундаментальные о

законы королевства были упразднены, и лягушки римского а

Египта склубились в стране, чтобы занять славную святую §

гору между морями»47. Однако, помимо заговора в метро- т

полии, существовал еще и особый, профранцузский, заго- ч вор в Новой Англии, основанный на показаниях Джона

Лэнгфорда, Бенджамина Марджери, Джошуа Коннанта, §

Филипа Хилларда и Джеймса Кука от 23 сентября 1689 г. и О

выраженный в памфлете «Оправдание революции в Новой ^

Англии.» (1690 г.)48. Согласно другим обвинениям, Андрос д

«снабжал индейцев боеприпасами во время войны с ними» и 49; был «папистом» и составил заговор с целью захватить и уничтожить Бостон объединенными силами индейцев,

К

я

° весной 1689 г. и бостонский переворот. Однако чиновник ^ доминиона Джон Палмер отрицал подобные обвинения Щ и слухи как «явно ложные и нелепо смехотворные». Эти « обвинения не фигурируют в списке жалоб на Андроса, ^ представленных массачусетскими делегатами Комитету § лордов торговли и плантаций в апреле 1690 г.; Дж. Форте-^ скью прямо заявляет, что делегаты не включили эти обвинения в список, потому что знали, что они были «соверен шенно ложными» 50. Консенсус историков таков: жители £ Новой Англии, верившие, что Андрос вступил в заговор с ® индейцами или французами, либо неправильно истолковы-^ вали его действия (ополченцы, жаловавшиеся на то, что он раздает боеприпасы индейцам), либо сознательно лгали, преследуя собственные политические цели (элита, создавшая революционную декларацию и позже оправдывавшая бостонскую «революцию» в памфлетах)51. Однако несомненно, что истории, фигурирующие в анти-андросовской литературе, были теснейшим образом связаны с мировоззрением, пропагандировавшимся конгрегационалистски-ми пасторами со времени основания колоний и, возможно, раньше; с опытом фронтира и эпохи доминиона, с вестями, приходившими из Европы. Самое важное в рассказах о заговоре Андроса — тот факт, что им стремились придать достоверность, превращая их в официальные показания, данные перед магистратом — такая практика оказала прямое влияние на сэйлемские процессы. Очень знаменательно, что одним из первых магистратов, допрашивавших «жертв» сэйлемского «ведовства», оказался Джон Готорн — человек, во многом ответственный за развитие ведовских процессов в Сэйлеме.

50 Palmer J. An Impartial Account of the State of New England...// Andros Tracts. Vol. 1. P. 38; Fortescue J. M. Preface // Calendar of State Papers. Vol. 13. P. xii.

51 Cp.: Lustig M. L. The Imperial Executive in America. P. 178, 184-198; Johnson R. R. Adjustment to Empire. P. 934.

Библии, породило настроения, которые стали столь заметны в 1690-х гг.

Страх, вызванный войной, политической нестабильностью в Массачусетсе и сэйлемскими ведовскими процессами, мешался с глубокой виной за религиозную и моральную деградацию, вменяемую жителям колоний. Коттон Мэзер восклицал: «Неужели наш Небесный Отец должен вложить розгу в руки ничтожных индейцев и принудить их бичевать своих детей!» 53. Ксенофобия только усугубляла горечь божественного «воспитания». Как сторонники, так и противники политического режима Новой Англии после переворота 1689 г. разделяли пессимизм по поводу морального и соци-

52 Records of the Salem Witch-hunt / Ed. by B. Rosenthal et al. Cambridge, 2009. P. 467-468, 473, 562.

53 Mather C. Decennium Luctuosum... P. 233-234.

Sc

Конспирологические страхи подстегивали сэйлемскую 4 истерию и сами подпитывались ей. Образ «ведовских собраний» по шаблону конгрегационалистских служб, впервые появившийся в показаниях Абигейл Хоббс в апреле 1692 г., к июлю разросся в картину заговора со стороны враждебной религии, стремящейся уничтожить пуританские колонии. Обвиняемая в ведовстве Энн Фостер «слыша- § ла, как некоторые из ведьм говорили, что их было три сотни и пять человек по всей стране, и что они уничтожат это > место [Сэйлем-Вилладж]» и «что разговор между ведьмами О во время собраний в Сэйлем-Вилладж был такой, что они а будут вредить здесь, пока не установят царство дьявола». § Мэри Лэйси, ее дочь, показывала, что «старый змей» кре- т стил ведьм. Другой обвиняемый, Уильям Баркер заявил: ч «Сатана задумал установить свое почитание, упразднить с все церкви в стране, напасть на Сэйлем и двинуться дальше § по колонии.» 52. Показания сэйлемских «ведьм» и опол- н ченцев 1689 г. показывают, что антихристианский заговор ^ был частью не только ученого дискурса, но и народно- д го воображения. Кальвинистское представление о Риме н как Антихристе, восходящее к комментариям Женевской я

ние» одновременно причиной Божьего гнева и наказанием, которое Новый Израиль нес за свои грехи. Если прежде

° ального состояния пуританских колоний. К 1690-м гг. тема ^ вырождения колоний превратилась в литературное клише, Щ обязательное для любого повествования о нынешнем поло-« жении Новой Англии.54. Представление о Новой Англии как о «народе Божьем» делало угрожающее колонии «вырожде-

к

^ религиозные и политические неудачи пуритан оставались ^ делом самих колонистов, после падения доминиона и сэйлем-£ ских процессов происходящее в Новой Англии становится ® достоянием широкой и критично настроенной к пуританам р^ англоязычной публики по обе стороны Атлантики55. Ощущение открытости внешней критике было для колонистов столь же новым и столь же травматичным, как их столкновение с самим британским административным аппаратом.

Историю Новой Англии от установления режима доминиона Коттон Мэзер в 1696 г. охарактеризовал как «череду бедствий» («a Train of Disasters»)56. Последствиями кризиса 1680-90-х гг. стали, с одной стороны, изобретение «золотого века» Новой Англии, идеализация ее истории в 1630-50-х гг., с другой — новая политическая конъюнктура в регионе, после того как Массачусетс превратился в королевскую колонию. Однако, «бедствия» могли оказаться и поводом для надежды. Коттон Мэзер выразил то двойственное чувство, которое у пуритан вызывал кризис, связанный с ожиданием Второго пришествия: «Ежели благословенный Господь намеревается отдать диаволу во владение Америку на протяжении счастливого тысячелетия [т.е. тысячелетне-

54 Например: Noyes N. New-Englands Duty and Interest. P. 48; Mather C. Things for a Distressed People... P. 16, 17-18; Bulkeley G. Will and Doom Or, the Miseries of Connecticut by and under an Usurped and Arbitrary Power // Collections of the Connecticut Historical Society. Vol. 3. Hartford, 1895. P. 236-237, 92, 95.

55 Негативный образ восстановленного правительства Массачусетса в письмах из Новой Англии в комитет лордов торговли и плантаций: Johnson R. R. Adjustment to Empire. P. 184-186.

56 Mather C. Things for a Distressed People... P. 23.

го царства святых], в которое ныне стремительно вступает Его Церковь., тогда наш Господь Иисус в ближайшие месяцы покинет нас, и мы отправимся жить или на небеса или назад в Европу.Но если Бог вырвет Америку из рук ее давнего хозяина сатаны., тогда наши нынешние беды

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

очень скоро прекратятся, и нечто лучшее, чем золотой Т

век, заступит на их место»57. Николас Нойз видел грядущий §

«день Господень» по-другому: его признаком должны были »

стать не политические потрясения или катастрофы, сви- >

детельствующие о Божьем «суде» над людьми, а «восста- о

новление» («Restauration») Божьей милости к Его Церкви а

и ее «реформация». Бог «одождит праведностью Азию, §

я

57 Mather C. The Present State of New-England. P. 34-35.

58 Noyes N. New-Englands Duty and Interest. P. 64-65, 68-69,69-76, 78-79.

59 Sewall S. Phaenomena Quaedam Apocalyptica... Or, Some Few Lines Towards a Description of the New Heaven as it Makes to those who Stand on the New Earth. Boston, 1697. P. 3-4, 6, 13-19, 33, 35, 38, 46, 69.

Африку, Европу и Америку; избранные выйдут изо всех частей и стран земли...чтобы воссесть в Царстве Божием». Чему будет предшествовать успешная миссионерская миссия среди индейцев58. Сэмьюэль Сьюолл в своей апологии § Америки «Некоторые явления [из] Откровения.» (1697) О предположил, что «английская нация, показывая доброту ^ по отношению к туземцам Америки, вполне может, сама д того не ведая, творить добро самим израильтянам», наме- и кая на теорию, согласно которой индейцы были «поте- . рянными коленами Израилевыми». Защищая миссию : обращения индейцев, которую на себя взяли пуритане, Сьюолл оправдывал собственно английское присутствие в Новой Англии: «И покуда Природа не состарится и не одряхлеет, но, как прежде, будет исправно взращивать по паре кукурузных початков на каждом стебле, здесь будут рождаться христиане; и, подготовленные своей жизнью, будут уходить отсюда, чтобы стать причастниками наследия святых во свете»59. Здесь не идет речи ни об угрозе расторжения ковенанта, ни о необходимости его «обнов-

° ления»: ковенант представлен имманентным пуританской ^ Новой Англии. Семь десятилетий колониальной культуры Щ в Новой Англии наконец принесли колонистам ощущение « Америки как своего дома.

В 1697 г. Сэмьюэль Сьюолл вместе с некоторыми при-

g сяжными на сэйлемских ведовских процессах публично ^ раскаялись в том, что они «по невежеству и незнанию, ^ навлекли на себя и на сей народ Божий грех пролития я невинной крови»60. В следующем году была основана «цер-® ковь на Браттл-стрит» в Бостоне, практики которой ® подорвали монополию «новоанглийского пути» в мас-р^ сачусетском конгрегационализме. Война с французами и индейцами затянулась и больше не порождала ощущения предстоящей катастрофы. Перспектива уничтожения Новой Англии «язычниками» и «папистами» перестала казаться вероятной. Пуританское наследие уходящего века было собрано Коттоном Мэзером в монументальный исторический компендиум («Magnalia Christi Americana», 1702), который с первой публикации воспринималась как рассказ о минувшей эпохе, которая больше не повторится. Страхи и потрясения кризиса способствовали рождению нового самоощущения Новой Англии как особой страны, единой с английским миром, но обладающей собственными интересами, которые могли не совпадать с интересами метрополии. Ожидаемый конец так и не наступил, но все же что-то оказалось потеряно. Старинная «теократия», основанная на пуританском ковенанте и уже находившаяся в упадке к 1680-м гг., не пережила встречи с большим миром — миром врагов (французов, индейцев) и обитателей формирующейся Британской империи.

60 Calef R. More Wonders of the Invisible World, Or the Wonders of the invisible World Displayed. — Salem, 1823. P. 285.

of the invisible World Displayed. — Salem: J. D., T. C. Cushing, 1823. —

Источники и ЛИТЕРАТУРА 4

Е

1. A brief discourse concerning the unlawfulness of the common е prayer worship : and of laying the hand on and kissing the booke in д swearing. — s.l., s.a. [1687?]. — 21 р. б

2. An Arrow Against Profane and Promiscuous Dancing Drawn д Out of the Quiver of the Scriptures. by Ministers of Christ at Boston in с New-England. — Boston: Samuel Green, 1684. — 30 р. в

3. Baker E. W., Reid J. G. The New England Knight: Sir William Й Phips, 1651-1695. — Toronto et al.: University of Toronto Press, X 1998. — 359 р. >

4. Breen T. H. The Character of a Good Ruler: A Study in о Puritan Political Ideas in New England 1630-1730. — New Haven: А ACLS History E-Book Project, 1970. — 301 р. и

5. Bulkeley G. Will and Doom Or, the Miseries of Connecticut я by and under an Usurped and Arbitrary Power // Collections of the и Connecticut Historical Society. Vol. 3. Hartford: Published for the Е Society, 1895. P. 79-268. к

6. Calef R. More Wonders of the Invisible World, Or the Wonders и

Е

312 р. ж

7. Calendar of State Papers Colonial Series, America and West д Indies. Vol. 13. — London: Mackie and Co, 1901. — 807 р. А

8. Days of Humiliation: Times of Affliction and Disaster: Nine U Sermons For Restoring Favor With an Angry God (1696-1727) / . Ed. by G. H. Orians. — Gainsville: Scholars' Facsimiles and Reprints, 1970. — 416 p.

9. Election Day Sermons / Ed. by S. Bercovitch. — New York: AMS Press Inc., 1984. — 480 p.

10. Foote H. W. Annals of King's Chapel. From the Puritan Age of New England to the present Day. Vol. 1. — Boston: Little, Brown and Company, 1882. — 551 p.

11. Hammond J. An American Puritan Elegy: A Literary and Cultural Study. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — 264 p.

12. Increase Mather: Jeremiads. — New York: AMC Press, Inc., 1985. — 415 p.

13. Johnson R. R. Adjustment to Empire: The New England Colonies, 1675-1715. — Rutger: Rutgers University Press, 1981. — 470 p.

O 14. Juster S. Iconoclasm without Icons? The Destruction ofSacred

h Objects in Colonial North America // Empires of God: Religious w Encounters in the Early Modern Atlantic / Ed. by L. Gregerson, S. ^ Juster. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2011. P. 216-O 237.

a 15. Keith G. The Pretended Antidoe [sic] Proved Poyson Or, The

§ true Principles of the Christian & Protestant Religion Defended, And ^ the Four Counterfeit Defenders thereof Detected and Discovered. — Philadelphia: Will Bradford, 1690. — 224 p.

16. Lovejoy D. S. Satanizing the American Indian // The New S England Quarterly. 1994. Vol. 67. N 4. P. 603-621. ^ 17. Lovejoy D. S. The Glorious Revolution in America. —

^ Middletown: Wesleyan University Press, 1987. — 396 p. Pm 18. Lustig M. L. The Imperial Executive in America: Sir Edmund

Andros, 1637-1714. — Madison et al.: Farleigh Dickinson University Press, 2002. — 344 p.

19. Mather C. Souldiers Counselled and Comforted: A Discourse delivered unto some part of the Forces Engaged in the Just War of New-England Against the Northern & Eastern Indians. Sept. 1. 1689. — Boston: Samuel Green, 1689. — 38 p.

20. Mather C. Decennium Luctuosum: An History of Remarkable Occurences In the Long War which New-England hath had with the Indian Salvages, from the Year 1688. to the Year 1698. Boston, 1699.: Repr. New York: Garland Publishing Inc., 1978. — 254 p.

21. Mather C. The Serviceable Man. A Discourse Made unto the General Court of the Massachusetts Colony, New-England, At the Anniversary Election 28 d. 3 m. 1690. — Boston: Samuel Green, 1690. — 64 p.

22. Mather C. The wonderful works of God commemorated praises bespoke for the God of heaven in a thanksgiving sermon delivered on Decemb. 19, 1689. — Boston: S. Green. 1690. — 66 p.

23. Mather I. A testimony against several prophane and superstitious customs, now practised by some in New-England: The evil whereof is evinced from the Holy Scriptures, and from the writings both of ancient and modern divines. — London: s. n., 1687. — 31 p.

24. McWilliams J. New England's Crises and Cultural Memory: Literature, Politics, History, Religion, 1620-1860. — Cambridge: Cambridge University press, 2004. — 378 p.

25. Narratives of the Insurrections (1675-1690) / Ed. by Ch. M. Andrews. — New York: McMillan, 1915. — 436 p.

26. Narratives of the Witchcraft Cases, 1648-1706 / Ed. by * G. L Burr. - New York: Adegi Graphics LLC, 1914. - 498 p. P

27. Norton M. B. In the Devil's Snare: The Salem Witchcraft h Crisis of 1692. — New York: The Random House Division Inc., a 2002. — 436 p. w

28. Parkman F. Count Frontenac and New France under g

Louis XIV. — Boston: Little, Brown and Company, 1877. — 463 p. T

td

29. Records of the Salem Witch-hunt / Ed. by B. Rosenthal et

al. — Cambridge: Cambridge University Press, 2009. — 996 p. »

30. Rowlandson M. The Sovereignty and Goodness of God, ^ Together with the Faithfulness of His Promises Displayed / Ed. by a N. Salisbury. — Boston: Bedford Books, 1997. — 184 p. g

31. Scottow J. Old Mens' Tears For their own Declensions, ^ Mixed with Fears Of their and Posterities further falling off from U New-England's Primitive Constitution. — Boston: Benjamin Harris T and John Allen, 1691. — 17 p. S

32. Sermons and Cannonballs: Eleven Sermons on Military w Events of Historic Significance during the French and Indian Wars, g 1689-1760 / Ed. by J. A. Levernier, D. R. Wilmes. — New York: g Scholars' Facsimiles and Reprints, 1982. — 382 p. °

33. Sewall S. Phaenomena Quaedam Apocalyptica Ad U Aspectum Novi Orbis Configurata. Or, Some Few Lines Towards a g Description of the New Heaven as it Makes to those who Stand on ^ the New Earth. Boston: Bartholomew Green, John Allen, 1697. — S 70 p. ...

34. Sosin J. M. English America and the Revolution of 1688: Royal Administration and the Structure of Provincial Government. — Lincoln: University of Nebraska Press, 1982. — 321 p.

35. The Andros Tracts: Being a Collection of Pamphlets and Official Papers Issued During the Period Between the Overthrow of the Andros Government and the Establishment of the Second Charter of Massachusetts. 3 vols. / Ed. W. H. Whitmore. Vol. 1. — Boston: T. R. Marvin & Son, 1868. — 280 p.; Vol. 2. — Boston: T.R. Marvin & Son, 1868. — 239 p.

36. The Diary of Samuel Sewall 1674-1729 / Ed. by H. M. Thomas. Vol. 1: 1674-1708. — New York.: Farrar, Straus and Giroux, 1973. — 1310 p.

37. The Kingdom, the Power & the Glory: The Millennial Impulse in Early American Literature / Ed. by R. Smolinski. — Dubuque: Kendall-Hunt Pub. Co., 1998. — 843 p.

О 38. Van Dyken S. Samuel Willard, 1640-1707: Preacher of

eh Orthodoxy in an Era of Change. — Grand Rapids: W. B. Eerdmans

н Publishing Company, 1972. — 348 р.

ti 39. Акимов Ю.Г. От межколониальных конфликтов к битве ю

О империи: англо-французское соперничество в Северной Амери-

^ ке в XVII — начале XVIII вв. — СПб.: СПбГУ, 2005. — 567 с.

§ 40. Слезкин Л. Ю. У истоков американской истории: Масса-

g чусетс, Мэриленд, 1630-1642. — М.: Наука, 1980. — 343 с.

^ 41. Хрулева И.Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII в. — М.:

§ Ист. фак. МГУ, 2002. — 300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.