Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ПРОБЛЕМ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ПРОБЛЕМ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ-СИРОТ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ / ПРИЧИННАЯ ДИАГНОСТИКА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сологуб Ольга Олеговна

В данной статье представлен системный подход к диагностике проблем жизнеустройства детей-сирот, который предполагает, во-первых, выделение значимых и актуальных управленческих проблем; во-вторых, определение взаимосвязи этих проблем; в-третьих, определение стратегии комплексного разрешения проблем. Представлены следующие виды диагностики: качественная, количественная, причинная, функциональная, динамическая, комплексная. Эти виды взаимосвязаны и дают в совокупности целостное представление о проблемах жизнеустройства детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC APPROACH TO DIAGNOSING PROBLEMS OF THE LIFE OF ORPHANS

This article presents a systematic approach to diagnosing problems of the life of orphans, which involves, firstly, the allocation of significant and relevant management problems; secondly, determining the relationship of these problems; third, defining a comprehensive problem-solving strategy. The following types of diagnostics are presented: qualitative, quantitative, causal, functional, dynamic, complex. These types are interconnected and together give a holistic view of the problems of the life of orphans.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ПРОБЛЕМ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ»

проводимые самими участниками сообщества) обратного, умудряются удерживать свою теорию в сфере интересов статистически значимых групп людей. Более того заставляя представителей научного сообщества помогать им укреплять защитный пояс своей теории. Неоднократно ученые физики, указывая на фатальную проблему внутри конкретной теории, рассчитывая тем самым окончательно развеять устоявшийся миф, через некоторое время с удивлением обнаруживали что после их заявления происходило лишь укрепление позиций теории «Плоской земли».

Современный, бытовой антисциентизм вызван именно реакционисткими взглядами. Современная наука в связи с общим подходом к науке в целом, стала все меньше и меньше удовлетворят запросам консервативной части населения и целью закрытия этого очевидного столкновения с социокультурными bias (англ. установками) привело к применению «Supere aude!» под новым лозунгом, который звучит как «I did my own research» (англ. я провел свое собственное исследование). Особенной популярностью он стал пользоваться во время пандемии Covid-19, в связи с особенностями действия интернета и социальных сетей, система рекомендаций продвигала для пользователя те взгляды и установки, к которым он так или иначе уже склонялся. Так называемый «Echo Chamber» эффект - ретрансляция индивидом мнения приводит к привлечению к нему тех групп, которые разделяют его интересы и установки, что в свою очередь подталкивало пользоваться все больше погружается в определенную установки, в независимости от ее ложности или истинности. Если вы читаете данную статью, я с определенной уверенностью могу предсказать как выглядит ваша лента рекомендаций на видео платформе - точнее предсказать чего в ней нет, в ней нет видеороликов с заголовками «Прививки убивают наших детей», «Что правительство скрывает о птицах» и «Заговор пришельцев для захвата планеты» - однако эти видеоролики составляют для определенных групп людей единственный источник информации о окружающем мире. В определенной мере это напоминает миф о пещере Платона в книге Государство - «и не отвернётся он поспешно к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?» [4, с 295-296]. Данное стремление людей сознательно отказываться от неудовлетворяющих их теорий и концепций в пользу тех, которые «не заставят его глаза болеть» и приводит к популяризации антисциентизма здесь и сейчас.

Библиографический список

1. Холтон Д. Антинаука как альтернативное миропонимание // «Что такое антинаука?» Вопросы философии. 1992 № 2. С. 1-9.

2. Кувакин В. А. Теория практического мышления. Тема 7. Лженаука. [Электронный ресурс]: исследование, проведенное PwC. - М. - 2019. - Режим доступа: http://www.humanism.ru/education/cours/thinking/168-thinking8.html (дата обращения 01.09.2022).

3. Лакатос И. Фальсификация и методология исследовательских программ [отрывок] // Избранные произведения по философии и методологии науки / И. Лакатос; сост., ред. В.Н. Порус. - М.: Академический Проект; Трикста, 2008. - С. 360-367.

4. Платон. Государство. Книга седьмая (в переводе А. Н. Егунова) // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. — М.: Мысль, 1994. — С. 295—296. — (Философское наследие).

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ПРОБЛЕМ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ

Сологуб Ольга Олеговна Sologub Olga Olegovna

аспирант кафедры социологии и управления postgraduate student of the Department of Sociology and Management Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov

Белгород, Россия Belgorod, Russia

SYSTEMIC APPROACH TO DIAGNOSING PROBLEMS OF THE LIFE OF ORPHANS

Аннотация. В данной статье представлен системный подход к диагностике проблем жизнеустройства детей-сирот, который предполагает, во-первых, выделение значимых и актуальных управленческих проблем; во-вторых, определение взаимосвязи этих проблем; в-третьих, определение стратегии комплексного разрешения проблем. Представлены следующие виды диагностики: качественная, количественная, причинная, функциональная, динамическая, комплексная. Эти виды взаимосвязаны и дают в совокупности целостное представление о проблемах жизнеустройства детей-сирот.

Abstract. This article presents a systematic approach to diagnosing problems of the life of orphans, which involves, firstly, the allocation of significant and relevant management problems; secondly, determining the

relationship of these problems; third, defining a comprehensive problem-solving strategy. The following types of diagnostics are presented: qualitative, quantitative, causal, functional, dynamic, complex. These types are interconnected and together give a holistic view of the problems of the life of orphans.

Ключевые слова: социальная диагностика, жизнеустройство детей-сирот, управленческая проблема, системный подход, виды социальной диагностики, причинная диагностика, функциональная диагностика.

Key words: social diagnostics, life of orphans, management problem, systemic approach, types of social diagnostics, causal diagnostics, functional diagnostics.

Анализ теоретических источников и социальной практики жизнеустройства детей-сирот приводит к выводу о многообразии управленческих проблем. И для того, чтобы разобраться в этом многообразии, обеспечить его упорядоченность, а также возможность принятия конструктивных решений, предлагается использование системного подхода к исследованию и разрешению проблем управления жизнеустройством детей-сирот. При этом, системная «составляющая» этого подхода ориентирует, во-первых, на выделение, по возможности, всех значимых и актуальных управленческих проблем; во-вторых, выявление взаимосвязи этих проблем; в-третьих, определение стратегии комплексного разрешения проблем. Что касается функциональной «составляющей» рассматриваемого подхода, то она ориентирует на выделение и интерпретацию проблем в контексте осуществления отдельных управленческих функций.

Диагностика предусматривает оценку фактического состояния объекта, характер проблем, конкретной ситуации. Ее цель заключается в описании объекта диагностирования в определенной системе показателей. В зависимости от характера показателей можно выделить: 1) качественную диагностику, которая определяет состояние объекта на момент оценивания; 2) количественную, которая показывает степень выраженности оцениваемых признаков; 3) причинную, которая раскрывает причины диагностируемого объекта; 4) функциональную, которая выявляет последствия изменения исследуемого объекта; 5) динамическую, которая позволяет проследить изменение состояний объекта в продолжение определенного отрезка времени; 6) комплексную, которая объединяет несколько видов диагностических процедур [1].

Качественная диагностика применительно к управлению жизнеустройством детей-сирот направлена, прежде всего, на выявление уровня их стратификации по социально-значимым показателям и связанной с этим спецификацией их жизненных трудностей и проблем. Как уже отмечалось ранее, в общей численности детей-сирот выделяются социальные сироты, а также «скрытые сироты», и у каждой из этих групп имеются свои проблемы, которые важно знать и учитывать в практике управления их жизнеустройством.

Количественная диагностика проводится по тем же социальным показателям, но с ориентацией на выявление их количественных значений. Дети-сироты в России образуют большую социальную группу. Установлено, что всего на конец 2021 года насчитывалось 494 000 детей-сирот (в 2016 г. - 559 129 чел.) [2].

Причинная диагностика направлена на выявление источников социального сиротства, обоснование соответствующих превентивных и коррекционных мер. Следует сразу же отметить, что источников социального сиротства довольно много, и эти источники - разного характера и уровня. При этом одни исследователи акцентируют внимание на биологических (наследственных) источниках, другие - на психологических, третьи отдают предпочтение социальным источникам.

Следуя заявленному системно-функциональному подходу к управлению жизнеустройством детей-сирот, выделим три группы (подсистемы) причин: макропричины, мезопричины и микропричины. Действие макропричин связано с общественными переменами, вызывающими ухудшение положения детей, о чем свидетельствуют данные статистики, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации» [3, 4]. Справедливо ради надо сказать, что проблемы, связанные с действием макропричин, не остались незамеченными на государственном уровне, что отразилось в комплексе мер, направленных на ее решение [5].

Роль мезопричин связана с влиянием непосредственного социального окружения, и это влияние не всегда позитивно [6]. Во-первых, значительная часть детей-сирот воспроизводит жизненный путь своих родителей, зачастую страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, не работающих. Во-вторых, как отмечается в научной литературе, «частая сменяемость взрослых в учреждениях интернатного типа, снижение интенсивности и доверительности связей со стремлением подавлять и навязывать детям свое мнение, упрощенный эмоциональный фон общения, направленность общения с ребенком в основном в сторону регламентации поведения и т.д. - все это ведет к нарушению межличностного общения» [7]. В-третьих, отмечается достаточно сильное групповое влияние на поведение детей, и не всегда это влияние имеет положительную направленность. В-четвертых, «отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Подобные отношения не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с другими людьми, адекватно оценит свои качества, необходимые для избирательного дружеского общения» [7].

Обращаясь к микропричинам, отметим, что среди наиболее серьезных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяют задержку или специфичность развития эмоционально-психической и волевой сферы; отсутствие опыта семейной социализации; отсутствие или недостаточность опыта взаимодействия с окружающей средой и другими людьми; потребительское отношение к материальным ценностям и другим людям; неадекватность самооценки, замкнутость, одиночество и т.п. [8]

Функциональная диагностика связана в большей мере с выявлением социальных и психологических последствий феномена сиротства. Выпускникам социальных учреждений с указанными выше психологическими качествами сложно адаптироваться в социуме. Результатом этого является повышение уровня безработицы, большое число самоубийств, асоциальный образ жизни и вероятность попадания в криминальную среду.

1.О низком уровне адаптированности выпускников социальных учреждений свидетельствует также неутешительная статистика Генеральной прокуратуры, согласно которой 40% выпускников интернатных учреждений становятся наркоманами и алкоголиками, столько же преступниками, каждый десятый кончает жизнь самоубийством, и лишь оставшиеся 10% выпускников начинают жить более или менее нормально, сумев справиться с трудностями самостоятельной жизни [9].

Динамическая диагностика ориентирована на установление временных связей и значимых тенденций в процессах жизнеустройства детей-сирот. Так, в диаграмме 1 приведены данные об изменении доли детей-сирот в детском населении России. Начиная с 2017 года уменьшается доля детей-сирот (с 2,68% до 1,93% в 2020 г.)

Комплексная диагностика характеризуется соединением нескольких специальных видов диагностики, скажем, качественной и количественной или причинной и динамической.

Таким образом, системный подход к диагностике проблем жизнеустройства детей-сирот включает следующие виды диагностики: качественную, количественную, причинную, функциональную, динамическую, комплексную. Эти виды взаимосвязаны и дают в совокупности целостное представление о проблемах жизнеустройства детей-сирот.

Библиографический список:

1. Ильницкий В.Г. Диагностика в системе социального управления трудовой организацией: монография / Под ред. проф. Н.С. Данакина. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2007. С. 15-18.

2. Состояние решения проблемы сиротства в России: отчет по материалам аналитической группы благотворительного фонда «Семья». М., 2018. С. 5.

3 Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, 2019;

4. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, 2020

5. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

6. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения. / Ю.П. Платонов. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с. Тернер Дж. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003. С.14

7. Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Психология сиротства / Под ред. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. СПб.: Питер, 2005. С. 47

8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. СПб., 2007. С. 13

9. Потепалов Д.В. Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Международный научно-исследовательский журнал. 2014 № 2-3 (21).

© О.О. Сологуб, 2022

Исследование выполнено по проекту «Научно-методологические и методические рекомендации по институционализации онлайн-образования в трансформирующейся образовательной среде среднего профессионального образования», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение Министерства просвещения РФ и ФГБОУ ВО «ГГПИ» № 073-03-2021-037/2 от 21.07.2021 к соглашению № 073-032021-037 от 18.01.2021, рег. № НИОКТР 121093000077-4).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.