Научная статья на тему 'Проблема социальной реабилитации детей-сирот с общим психофизическим недоразвитием'

Проблема социальной реабилитации детей-сирот с общим психофизическим недоразвитием Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
286
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ / SOCIAL REHABILITATION / CHILDREN-ORPHANS / PSYCHOPHYSICAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бычков В. А., Красный В. И.

Статья посвящена обсуждению проблемы социальной реабилитации детей-сирот с общим психофизическим недоразвитием. Термин «реабилитация» рассмотрен в различных аспектах. Предложено новое содержание понятия «реабилитация», которое может быть определено как система комплексных мер, направленных на подготовку воспитанника интернатного учреждения VIII вида к переходу в новую среду (самостоятельное независимое жизнеустройство) для полноценного функционирования в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of social reabilitation of children-orphans with immaturity of intellectual development in the foreign and russian literature

This article is devoted to discussion of a problem of social rehabilitation of children-orphans with the immaturity of intellectual development in the scientific literature. The maintenance of the term «rehabilitation» is considered into different theoretical aspects. The new contents of concept rehabilitation is offered as a system of the complex measures directed on preparation of the pupils of VIII type school of a kind to transition in the new environment (independent life) for high-grade functioning in society.

Текст научной работы на тему «Проблема социальной реабилитации детей-сирот с общим психофизическим недоразвитием»

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ С ОБЩИМ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

В.А. Бычков

Кафедра госпитальной хирургии с курсом детской хирургии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 1, корп. 3, Москва, Россия, 117198

В.И. Красный

Специальная (коррекционная) школа-интернат № 4 (VIII вида)

Ул. Мельникова, 4, Москва, Россия, 109316

Статья посвящена обсуждению проблемы социальной реабилитации детей-сирот с общим психофизическим недоразвитием. Термин «реабилитация» рассмотрен в различных аспектах. Предложено новое содержание понятия «реабилитация», которое может быть определено как система комплексных мер, направленных на подготовку воспитанника интернатного учреждения VIII вида к переходу в новую среду (самостоятельное независимое жизнеустройство) для полноценного функционирования в социуме.

Ключевые слова: социальная реабилитация, дети-сироты, психофизическое недоразвитие.

В научной и педагогической литературе нередко происходит подмена понятием «реабилитация» таких понятий, как воспитание, социализация, обучение.

Однако еще в 1990 г. в статье «О месте категории „реабилитация14 в системе тифлологических понятий» В.В. Кантор [10. С. 68] пишет, что «практически отсутствуют в литературе какие бы то ни было выводы, касающиеся соотношения термина „реабилитация14 с терминами „компенсация14 и „социализация14 в их содержательном аспекте. По поводу же соотношения понятий в парах: „реабилитация—интеграция44 и „реабилитация—воспитание44 определенные указания имеются, однако они, во-первых, представляют собой не итог целенаправленного анализа соответствующих вопросов, а некий побочный результат изучения других, смежных проблем и, во-вторых, являются весьма разноречивыми».

Сегодня, как и двадцать лет тому назад, возникает настоятельная необходимость внести ясность и рассмотреть имеющиеся в литературе определения данного понятия.

Основой для решения вопроса о месте категории «реабилитация» в системе понятий коррекционной педагогики должно быть четкое представление о сущности реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Расходящиеся, а порой и прямо противоположные точки зрения высказываются по таким позициям, как субстанциональность реабилитации, цель реабилитации и т.д.

Реабилитация — это процесс повышения социальной полноценности (социальной дееспособности), предполагающий полное или частичное восстановление физического, психологического и социально-ролевого статуса и осуществляемый на основе комплексной реализации мер социально-экономического, педагогиче-

ского, правового, психологического и медицинского характера. Реабилитация представляет собой двусторонний процесс, в котором взаимодействуют, проявляя активность, общество и индивид.

Данный подход позволяет определить место категории «реабилитация» в системе понятий, а именно:

1) процесс реабилитации, рассмотренный в педагогическом аспекте, есть процесс воспитания (в широком значении данного термина);

2) процесс социальной реабилитации, рассматриваемый в социологическом аспекте, есть процесс социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья;

3) процесс реабилитации, рассматриваемый в социально-психологическом аспекте, есть процесс социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

4) процесс реабилитации, рассмотренный в специально-психологическом аспекте есть процесс компенсации (недостатков и нарушений развития).

В настоящее время существует несколько определений понятия социальной реабилитации.

Социальная реабилитация — процесс восстановления (либо формирования впервые) социальной полноценности личности. Причины социальной неполноценности могут быть самыми разными — сенсорная, опорная либо другая инвалидность, речевые нарушения (например, заикание), криминогенное поведение у трудных подростков и взрослых и т.п. Задача социальной реабилитации — восстановить (или установить, если речь идет о детях) нормальные отношения с окружающими людьми вопреки физическому или психическому дефекту, вызвавшему нарушение этих отношений. При коррекционном подходе к социальной реабилитации детей и взрослых ставится задача скорректировать как дефект (например, слепоту, глухоту), используя наряду с другими разного рода технические средства и специальные алфавиты, так и поведение личности в отношении к окружающим. Кроме того, определяется перечень доступных личности профессий, которые также корректируются применительно к условиям.

Сходное определение понятия «социальная реабилитация» принято в Англии [20. С. 13]. В других странах (Франции, Испании) чаще используется термин «реадаптация».

Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин «абилитация» (от лат. ЬаЫ1Ш8 быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и т.д., а о первоначальном ее формировании.

Независимо от конкретных теоретических позиций большинство авторов сходятся во мнении, что высший уровень реабилитации предполагает способность человека не только адекватно реагировать на наличие или отсутствие поддержки со стороны окружающих, но и сознательно, целенаправленно создавать необходимую поддержку, вызывая у окружающих интерес к себе и к своей деятельности.

В ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О защите инвалидов в Российской Федерации» понятие «реабилитация» раскрывается как система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Основные направления реабилитации включают в себя:

— восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

— профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

— социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

— физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Виды социальной реабилитации различаются по направленности: элементарная бытовая реабилитация (овладение навыками самообслуживания в быту), пространственная реабилитация (самостоятельное передвижение в постепенно расширяющемся пространстве — от пространства квартиры до пространства населенного пункта, поля, леса и т.д.), трудовая реабилитация (трудоустройство с учетом неустранимого ограничения возможностей), социально-психологическая реабилитация (общение с людьми в различных условиях, налаживание отношений с постоянным окружением и случайными встречными, в том числе работниками различных учреждений — продавцами, почтальонами и т.п.).

Л.П. Храпылина [21] дает следующее определение понятия «реабилитация социальная»: система медицинских, педагогических, социально-экономических, юридических мер направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цели социальной реабилитации состоят в восстановлении (формировании) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

В контексте обсуждаемой проблемы реабилитация может быть определена как система комплексных мер, направленных на подготовку воспитанника интернатного учреждения VIII вида к переходу в новую среду (самостоятельное независимое жизнеустройство в социуме).

Ребенок, воспитывающийся в учреждении интернатного типа любого вида, имеет определенные особенности в психической и эмоционально-личностной сферах, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, детерминированные различными факторами. Эти особенности затрудняют или препятствуют процессам социализации и социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений.

Зарубежные авторы, занимавшиеся изучением психологических особенностей детей-сирот, также отмечают специфические «сиротские феномены» [23].

Задача подготовки к самостоятельной жизни подростков, отягощенных и интеллектуальным недоразвитием, и последствиями ранней депривации, является

чрезвычайно сложной и далеко не всегда успешно решаемой. При этом отечественная практика и исследования (Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, В.В. Коркунов, А.А. Гнатюк и др.) показывают, что определенная часть выпускников вспомогательных школ успешно осваивает различные профессии, справляется с бытом, взаимодействует с социумом.

Социальная реабилитация рассматривается нами как система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний, а также как система комплексных мер, направленных на подготовку воспитанника интернатного учреждения VIII вида к переходу в новую среду (самостоятельное независимое жизнеустройство в социуме).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.

[2] Безюлева Г.В., Малышева В.А., Паншина И.А. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. Методические рекомендации / Под общ. ред. Г.В. Безюлевой. — М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003.

[3] Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.

[4] Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1995. — № 1.

[5] Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.

[6] Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования / Под ред. В.И. Слободчикова. — М., 1995.

[6] Галагузова М.А. Эволюция понятия «воспитание» // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научн. тр. / Отв. ред. М.А. Галагузова. — Вып. 3. — Екатеринбург, 1998.

[7] Горшкова Е.А., Овчарова Р.В. Реабилитационная педагогика: история и современность. — М., 1992.

[8] Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. — 1985. — № 4.

[9] Кантор В.В. О месте категории «реабилитация» в системе тифлологических понятий // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми / Тезисы докладов межвузовской конференции молодых ученых и студентов. — Л.: Тем-план, 1990.

[10] Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. — М.: ПЕР СЭ, 2002.

[11] Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации // Педагогика. — 1994. — № 3.

[12] Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. нормативных актов. — М., 1996

[13] Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М., 2000.

[14] Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. — СПб.: Питер, 2005.

[15] Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Юферева Т.И. Подростковый возраст // Психическое развитие воспитанников детского дома. — М., 1990.

бЗ

[16] Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. — М., 1990.

[17] Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. — М., 1989.

[18] Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. — М.: Генезис, 2005.

[19] Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. — М.: Академия, 2004.

[20] Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов. — М.: Экзамен, 2006.

[21] Bolwby J. Separation anxiety // International journal of psychoanalysis. — 1959. — V. 41.

[22] Jones. A handbook Cassell. — N.Y., 1993.

THE PROBLEM OF SOCIAL REABILITATION OF CHILDREN-ORPHANS WITH IMMATURITY OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT IN THE FOREIGN AND RUSSIAN LITERATURE

V.A. Bichkov

Department of Hospital Surgery PRFU Moscow the leader of children’s surgery Morozov’s hospital in Moscow Miklukho-Maklaya str., 1-3, Moscow, Russia, 117198

V.I. Krasny

Special school (VIII type of school) № 4

Melnikova str., 4, Moscow, Russia, 109316

This article is devoted to discussion of a problem of social rehabilitation of children-orphans with the immaturity of intellectual development in the scientific literature. The maintenance of the term «rehabilitation» is considered into different theoretical aspects. The new contents of concept rehabilitation is offered as a system of the complex measures directed on preparation of the pupils of VIII type school of a kind to transition in the new environment (independent life) for high-grade functioning in society.

Key words: social rehabilitation, children-orphans, psychophysical problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.