Научная статья на тему 'Медицинские аспекты реабилитации воспитанников-сирот в условиях коррекционных школ-интернатов VIII вида'

Медицинские аспекты реабилитации воспитанников-сирот в условиях коррекционных школ-интернатов VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
200
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / REHABILITATION / MORBIDITY / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бычков В. А., Красный В. И.

Статья посвящена описанию медицинских аспектов опыта создания реабилитационной среды в коррекционной школе-интернате № 4 города Москвы. Комплексная диагностика состояния здоровья воспитанников представлена как основа реабилитационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бычков В. А., Красный В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical aspects of rehabilitation of pupils-orphans in conditions of correctional schools-boarding schools VIII type

The article is devoted to the description of medical aspects of experience of creation of the rehabilitation environment in a correctional boarding school № 4 of Moscow. Complex diagnostics of condition of health of pupils is presented as a basis of rehabilitation work.

Текст научной работы на тему «Медицинские аспекты реабилитации воспитанников-сирот в условиях коррекционных школ-интернатов VIII вида»

МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ VIII ВИДА

В.А. Бычков

Кафедра госпитальной хирургии с курсом детской хирургии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 1, корп. 3, Москва, Россия, 117198

В.И. Красный

Специальная (коррекционная) школа-интернат № 4 (VIII вида) ул. Мельникова, 4, Москва, Россия, 109316

Статья посвящена описанию медицинских аспектов опыта создания реабилитационной среды в коррекционной школе-интернате № 4 города Москвы. Комплексная диагностика состояния здоровья воспитанников представлена как основа реабилитационной работы.

Ключевые слова: реабилитация, заболеваемость, психология.

Преобладающее большинство проблем образования тесно связано с нарушениями здоровья детей и подростков. При этом, зачастую, сам образовательный процесс, проводимый без учета состояния психосоматического здоровья каждого ребенка, в ходе адаптации к учебе, коллективу детей и педагогов провоцирует развитие многообразных патологических процессов. Особенно актуальным это положение становится среди обучаемых детей с нарушениями психической деятельности и различными вариантами девиантного поведения.

В публикациях последних лет отмечается резкое возрастание числа учащихся с различными заболеваниями и уже только около 10% детей могут считаться здоровыми. Еще более тревожными являются данные, представленные ведущими акушерами-гинекологами — только чуть более 5% новорожденных можно оценить как здоровые. Сегодня, когда около 60—70% детской популяции рождается с родовыми травмами [7], когда растет количество детей с отклонениями в развитии и поведении, увеличивается число учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией, возникает необходимость в открытии дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, создании в общеобразовательных школах классов выравнивания, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. Однако эти дети в будущем будут также учащимися, и указанная проблема станет еще более актуальной для образовательных учреждений. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20—30%, а около 70—80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения [1]. Увеличение числа лиц с ограниченными возможностями здоровья ставит общество перед необходимостью поиска путей оздоровления подрастающего поколения. Общепопуляцион-

ная дизонтегенетическая картина становится все полиморфной и не всегда поддается традиционным методам коррекции. Как правило, за тем или иным фасадом обнаруживается обилие привходящих симптомов, (разноплановых по своему происхождению), каждый из которых претендует на право считаться первичным [7]. Клинико-психологические исследования отклоняющегося развития позволяют утверждать, что за последние десятилетия наблюдается резкая перестройка патогенетических церебральных механизмов, обусловливающих актуализацию диз-онтегенетических процессов [7]. Смягчение сложившейся ситуации и поиски путей выхода из нее, на наш взгляд, заключаются в создании условий для сохранения и укрепления здоровья учеников за счет внедрения здоровьесберегающих технологий образования в условиях создания реабилитационной среды, частью которой является углубленное обследование состояния здоровья детей, создание условий для сохранения и упрочения здоровья воспитанников.

Необходимость интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум поставило перед нами сложную задачу комплексной поддержки человека с ограниченными возможностями здоровья, повышение социальной полноценности личности. Причины социальной неполноценности могут быть самыми разными — сенсорная, опорная либо другая инвалидность, речевые нарушения (например, заикание), криминогенное поведение у «трудных» подростков и взрослых и т.п. Задача социальной реабилитации — восстановить (или установить, если речь идет о детях) нормальные отношения с окружающими людьми вопреки физическому или психическому дефекту, вызвавшему нарушение этих отношений.

При коррекционном подходе к социальной реабилитации воспитанников школы-интерната VIII вида ставится задача скорректировать как дефект (например, нарушение речи, снижение слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата), в том числе с помощью разного рода технических средств (компьютер с дополнительным оборудованием и программным обеспечением, слуховые аппараты, инвалидные коляски и т.п.), так и поведение личности в отношении к окружающим, особенно «нормальным». Качество интеграции этих лиц в общество определяется также уровнем их социально-психической адаптации, механизмы которой формируются и реализуются на уровне целостной личности в процессе онтогенетической социализации [3]. Кроме того, определяется перечень доступных личности профессий, которые также корректируются применительно к условиям.

Определяющим фактором в осуществлении этой задачи является скоординированное участие всех членов педагогического процесса: воспитателей, педагогов, психологов, медицинских работников различного профиля, преподавателей физической культуры и самих детей.

С целью организации индивидуального реабилитационного сопровождения со школой-интернатом № 4 города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии был заключен договор с НИИ неврологии г. Санкт-Петербурга. Компьютерное обследование детей, поступающих в школу-интернат, с целью уточнения диагноза, помощи в ведении и лечении нуждающихся детей позволяет получить важную информацию о состоянии здоровья детей. На современном компьютерном оборудовании проводится

качественная диагностика патологии (в большинстве случаев перинатального ге-неза), принимаются возможные меры помощи ребенку. Диагностика включает в себя: допплерографию сосудов головного мозга, глобальную электромиографию, нейросонографическое исследование головного мозга, электроэнцефалографию, консультацию невролога. По результатам обследования уточняется неврологический диагноз, разрабатывается тактика лечения для каждого ребенка, индивидуальные оздоровительные мероприятия. По результатам обследования разрабатывается тактика лечения для каждого ребенка. Кроме того, дважды в год проводится диспансеризация воспитанников с участием основных специалистов. На протяжении многих лет обучения ведется мониторинг здоровья учащихся, создаются группы диспансерного наблюдения за воспитанниками. Ежегодно совместно с учителями физической культуры разрабатываются индивидуальные и групповые комплексы для детей с нарушениями осанки, работы опорно-двигательного аппарата. Плановые медицинские осмотры проводятся специалистами детской городской поликлиники № 104 совместно с врачами интерната. Психиатрическое наблюдение осуществляется врачами ПНД № 11. Периодическое проведение занятий с персоналом школы-интерната позволяет на ранних этапах выявить возникшие отклонения и таких детей направить к врачу-педиатру, который на основании данных анамнеза данного ребенка, выяснив обстоятельства возникновения или развития различных симптомов, назначает обследование и лечение самостоятельно. В неясных или тяжелых случаях необходимо привлечение компетенции лечебно-диагностического центра.

На протяжении 20 лет успешное взаимодействие специалистов кафедры госпитальной хирургии РУДН с педагогическим коллективом коррекционной школы-интерната № 4 (VIII вида) привело, на наш взгляд, к достижению определенных успехов. При анализе заболеваемости, выявленной при периодических медицинских осмотрах, можно отметить, что ведущей патологией у наших воспитанников явились психические расстройства и расстройства поведения (5 класс болезней по МКБ-10), что обусловлено специализацией учебного заведения. Однако, несмотря на то, что данная патология занимает в структуре заболеваемости первое место, уровневый показатель снизился со 112,40 на 100 детей в 2003 г. до 103,43 на 100 детей в 2008 г., что явилось результатом целенаправленной коррекционнореабилитационной работы с воспитанниками, индивидуализированной лечебнопрофилактической и оздоровительной работы, создания благоприятного психологического климата, организации рационального режима труда и отдыха, в том числе режима двигательной активности, физического воспитания и внедрения личностно-ориентированных методов при работе по социальной реабилитации воспитанников.

В школе-интернате регулярно проводится контроль физической нагрузки на уроках физкультуры с последующим анализом и коррекцией.

Основной целью программы по внедрению здоровьесберегающих технологий в условиях коррекционных школ-интернатов является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, повышение качества их жизни, воспитание культуры здоровья у учащихся, потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье.

Формирование ответственности за свое здоровье — это очень важный аспект воспитательного процесса, который рассматривается в качестве одной из важнейших задач воспитательной работы школы-интерната. Внедрение здоровьесберегающих технологий включает в себя не только соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, планирование режима учебы и отдыха воспитанников, организацию сбалансированного питания, но и психологическую поддержку воспитанников, работу с учреждениями здравоохранения, привитие навыков здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительную и просветительскую работу.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что в результате целенаправленной лечебно-оздоровительной работы, создания благоприятной социокультурной психологопедагогической среды уровень заболеваемости воспитанников спецшколы-интерната № 4 планомерно снижается.

Считаем, что на современном этапе коррекционным образовательным учреждениям целесообразно осуществлять постоянную связь с лечебно-диагностическими центрами, владеющими современными медицинскими технологиями, включающими вопросы диагностики и лечения. Акцентировать этот тезис нас побудили призывы использовать в работе образовательных учреждений бесконечно устаревшие методики, что прозвучало в методических рекомендациях для руководителей школ. Формальное отношение к качественному обследованию и лечению учащихся не может принести успеха в осуществлении внедрения здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, следует подчеркнуть: необходимость внедрения здоровье-сбе-регающих технологий в образовательный процесс в условиях школы-интерната в настоящее время обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья большинства учащихся. Важно отметить, что своевременная диагностика и эффективное лечение в наших условиях возможно при достаточной медицинской компетенции педагогического коллектива, а также то, что учащиеся с выявленными патологическими процессами различной этиологии и локализации должны обследоваться в лечебно-диагностических центрах соответствующего профиля с использованием современных медицинских технологий.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева / Под ред. В.А. Сластени-на. — 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2002.

[2] Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005.

[3] КоробейниковИ.А. Нарушения развития и социальная адаптация. — М.: ПЕР СЭ, 2002.

[4] Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологи-ческая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М., 2001.

[5] Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М.: Воронеж, 1997.

[6] Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия / Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. — М., 2002.

[7] Семенович А.В., Архипов Б.А. Методологические аспекты нейропсихологической диагностики отклоняющегося развития // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. — М., 1998.

[8] Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.

MEDICAL ASPECTS OF REHABILITATION OF PUPILS-ORPHANS IN CONDITIONS OF CORRECTIONAL SCHOOLS-BOARDING SCHOOLS YIII TYPE

V.A. Bichkov

Department of Hospital Surgery the leader of children’s surgery Morozov’s hospital Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 1, corp. 3, Moscow, Russia, 117198

V.I. Krasny

Special school (VIII Type of school) № 4

Melnikova str., 4, Moscow, Russia, 109316

The article is devoted to the description of medical aspects of experience of creation of the rehabilitation environment in a correctional boarding school № 4 of Moscow. Complex diagnostics of condition of health of pupils is presented as a basis of rehabilitation work.

Keywords: rehabilitation, morbidity, psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.