Научная статья на тему 'Системный анализ процессов управления подразделениями ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств'

Системный анализ процессов управления подразделениями ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1137
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / EXTRAORDINARY CIRCUMSTANCES / THE ACTIONS OF THE LAW-ENFORCEMENT BODIES / A SYSTEMATIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самороковский Андрей Федорович

Рассмотрен системный подход к описанию процессов управления подразделениями органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самороковский Андрей Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEM ANALYSIS OF THE PROCESSES MANAGEMENT OF DEPARTMENTS THE LAW-ENFORCEMENT BODIES IN EMERGENCY CIRCUMSTANCES

A system approach to the description of management processes units of internal affairs bodies in emergency circumstances is considered.

Текст научной работы на тему «Системный анализ процессов управления подразделениями ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств»

Информатика, вычислительная техника и управление

А.Ф. Самороковский,

кандидат технических наук, доцент

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОВД ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

A SYSTEM ANALYSIS OF THE PROCESSES MANAGEMENT OF DEPARTMENTS THE LAW-ENFORCEMENT BODIES IN EMERGENCY CIRCUMSTANCES

Рассмотрен системный подход к описанию процессов управления подразделениями органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

A system approach to the description of management processes units of internal affairs bodies in emergency circumstances is considered.

Введение. Управление силами и средствами органов внутренних дел (ОВД) является одним из основных факторов, определяющих эффективность их деятельности по обеспечению безопасности личности, общественного порядка и безопасности [1]. Особое место занимает управление подразделениями ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств (ЧО), проблема оптимизации которого в настоящее время решена не в достаточной степени.

Исследование данной проблемы осложняется тем, что на процесс управления подразделениями ОВД существенно влияют внешние факторы и обстоятельства, в том числе особенности чрезвычайных обстоятельств, другие силы и средства, привлекаемые к ликвидации ЧС и т.п. В связи с этим процесс управления представляет собой сложную систему, исследование которой невозможно без использования системного анализа.

Описательная модель системы управления ОВД при возникновении ЧО. Подходы к анализу и проектированию систем.

Рассматривая систему управления ОВД при возникновении ЧО, необходимо дать четкое определение понятиям «системный подход» и «системный анализ». Системный подход — принцип познавательной и практической деятельности, который основывается на системном отражении действительности. Системный анализ — совокупность методов, приемов и алгоритмов применения системного подхода в аналитической деятельности [2].

70

Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015

Таким образом, системный анализ является интегральным понятием по отношению к системному подходу. Исследуемую систему следует рассматривать с точки зрения следующих подходов к анализу и проектированию систем: 1) системно-элементного; 2) системно-структурного; 3) системно-функционального; 4) системно-генетического; 5) системно-коммуникативного; 6) системно-управленческого; 7) системно-информационного [3].

С точки зрения системно-элементного подхода система управления органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств включает совокупность взаимодействующих элементов, к которым можно отнести центр оперативного управления (оперативный штаб), функциональные группы, распоряжения (приказы, директивы), чрезвычайные обстоятельства, оперативную информацию (рис. 1).

Рис. 1. Структурная модель системы управления органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств

При возникновении чрезвычайных обстоятельств создаются оперативный штаб и функциональные группы. Для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств оперативный штаб отдает приказы (распоряжения) функциональным группам на выполнение поставленных задач. О результатах выполнения задач (или невыполнении) руководители функциональных групп докладывают в оперативный штаб. Функциональные группы оказывают воздействие на последствия и развитие чрезвычайных обстоятельств. В свою очередь развитие чрезвычайных обстоятельств оказывает влияние на характер и тактику действий функциональных групп. Кроме того, развитие чрезвычайных обстоятельств влияет на принятие управленческих решений оперативным штабом. Также одной из составляющих данной системы является оперативная информация. Для оценки обстановки и принятия управленческого решения оперативным штабом этот элемент необходим. Развитие чрезвычайных обстоятельств оказывает влияние на изменение оперативной обстановки.

Рассматривая данную систему с точки зрения морфологии, следует отметить, что в данном контексте особое внимание уделяется обратным связям. Так, например, в общем случае данная система представляет собой кибернетическую систему, в которой

71

Информатика, вычислительная техника и управление

происходит воздействие управляющего субъекта на управляемый объект с целью сохранения его существующего состояния или перевода из текущего состояния в другое — желаемое состояние.

Системно-элементный подход позволяет оценить количество элементов системы, ее качественный состав.

С точки зрения системно-структурного подхода можно сказать, что в качестве управляющего субъекта выступают оперативный штаб и функциональные группы ОВД. В качестве управляемого объекта выступают чрезвычайные обстоятельства. Для устранения последствий чрезвычайных обстоятельств применяются управляющие воздействия (например, проведение специальных операций подразделениями ОВД). С изменением состояния управляемого объекта (уменьшение масштабов ЧО и их последствий) изменяется управляющий субъект (происходит изменение тактики действий подразделений ОВД) посредством наличия обратной связи. Кроме того, на управляющий субъект могут влиять внешние отклоняющие воздействия. Системноструктурный подход позволяет сделать вывод о структуре системы, оценить влияние структурных компонентов друг на друга.

С точки зрения системно-функционального подхода можно отметить, что для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств необходимо произвести набор определенных действий (функций). Действия подразделений ОВД при ЧО могут оказывать влияние на ход развития чрезвычайных обстоятельств, тем самым вносить корректировки в дальнейшие действия подразделений ОВД. Системно-функциональный подход поможет провести анализ функционирования системы и определить эффективность функционирования системы.

Рассматривая систему с позиций системно-генетического подхода, следует отметить, что данная система не является неизменной, не вечна, не абсолютна, ей присущи внутренние противоречия, т.е. она обладает динамичностью. Так при возникновении ЧО все элементы данной системы претерпевают определенные изменения, оперативный штаб и функциональные группы вступают в противоречия с чрезвычайными обстоятельствами, т.е. возникает конфликт. Системно-генетический подход позволяет оценить развитие системы, определить противоречия в ней.

С точки зрения системно-коммуникативного подхода данная система связана с такими системами, как система управления в органах внутренних дел, система управления в кризисных ситуациях, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и др. Системно-коммуникативный подход дает возможность рассматривать данную систему во взаимодействии с другими системами, определить влияние их друг на друга.

С позиции системно-управленческого подхода система постоянно испытывает внутренние возмущения, что является результатом внутренних противоречий между самими чрезвычайными обстоятельствами и оперативным штабом, функциональными группами. Т.е. элементы этой системы вступают в состояние конфликта. Кроме того, на систему воздействуют внешние возмущения, которые зачастую являются неблагоприятными. К ним следует отнести наличие социальной напряженности, угрозы большого количества пострадавших, серьезные материальные затраты, ограничение ресурса материально-технических средств, времени на принятие решения и выполнение задач и др. Вместе с тем система функционирует и развивается, обладает определенным набором компонентов, внутренней структурой, т.е. такими факторами, которые обеспечивают устой-

72

Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015

чивое функционирование системы. Системно-управленческий подход направлен на изучение системы с точки зрения обеспечения ее целенаправленного функционирования в условиях внутренних и внешних возмущений.

С точки зрения системно-информационного подхода управление в системе немыслимо без передачи, получения, хранения и обработки информации. Принятие решения оперативным штабом невозможно без наличия оперативной, объективной и своевременной информации, которая поступает при изменении оперативной обстановки во время возникновения чрезвычайных обстоятельств. Системно-информационный подход направлен на изучение системы с точки зрения передачи, получения, хранения данных внутри системы.

Проведя анализ существующих методов системного подхода в изучении свойств системы, можно сказать, что применение всех этих методов позволяет более полно исследовать её свойства, а затем проводить моделирование этой системы.

Исследование свойств систем управления ОВД при возникновении ЧО.

Управление органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств в значительной степени регламентированы нормативными правовыми актами [4,5]. Но, вместе с тем, как показывает практика, в реальных ситуациях возникают условия, при которых руководителям подразделений ОВД необходимо принимать самостоятельные решения по выбору тех или иных вариантов действий. Выбор вариантов осуществляется эвристически, без каких-либо формальных обоснований, только на основе личного опыта, которым многие из них обладают в недостаточной степени в связи с уникальностью события. В таких ситуациях принимаемые решения, как правило, в значительной степени отличаются от оптимальных.

Таким образом, возникает необходимость разработки систем поддержки принятия решений в ОВД при возникновении ЧО [6,7]. С этой целью необходимо рассмотреть особенности систем управления ОВД при возникновении ЧО.

Данная система представляет собой систему, которая обладает определенными признаками. К ним можно отнести: структурируемость (в отдельных источниках применяется термин «расчленимость»), целостность, связанность и неаддитивность [8]. Рассматривая такой признак как структурируемость, можно сказать, что данная система состоит из четырех уровней: уровни -эшелоны, уровни-страты, уровни-слои, уровни-оценки. Уровни эшелоны оценивают систему с точки зрения организации. Например, рассматривая функциональные группы, участвующие в специальной операции, выделяют следующие организационные уровни: функциональная группа в целом, структурное подразделение (рота), структурное подразделение (взвод), структурное подразделение (отделение), отдельные сотрудники ОВД (рис. 2).

Систему «оперативный штаб — функциональные группы — чрезвычайные обстоятельства» можно рассматривать на разных уровнях: организационном, управленческом, материально-техническом и т.д. [9]. Уровни такого типа принято называть стратами.

Рассматривая следующий уровень системы, такой как слои, можно выделить: прогнозирование возникновения ЧО, заблаговременную подготовку, непосредственную подготовку, оперативное управление и регулирование (рис. 3).

73

Информатика, вычислительная техника и управление

Рис. 2. Организационные уровни системы

Рис. 3. Слои системы управления при ЧО

Кроме того, понятием уровня часто выражается оценочная характеристика анализируемой системы. Например, уровень профессиональной подготовки сотрудников ОВД, уровень материально-технической обеспеченности, уровень социальной защищенности сотрудников ОВД и т.д. Такого рода уровни называются уровнями-оценками.

Рассматривая такой признак, как целостность, можно сказать, что он выступает родовым признаком системы. Признак целостности отражает особенности не всякого, а определенного вида целого, такого, где достаточно выражено единство и где обязательно имеются выделенные части, влияющие друг на друга. В нашем случае это означает, что перед руководителем оперативного штаба перед проведением специальной операции

74

Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015

стоит выбор: либо повременить с принятием окончательного решения на применение силы в ходе проведения специальной операции, либо принять решение на свой «страх и риск» и применить силовые действия. Вопрос о применении силы очень сложный, не имеющий однозначного решения.

Связанность рассматривается как признак, свидетельствующий о том, что целостные свойства объекта и особые свойства его частей формируются за счет межкомпонентных отношений, связей и взаимодействий. Например, при проведении специальной операции по освобождению заложников в определенные отношения вступают сотрудники ОВД с преступниками, захватившие заложников; преступники с заложниками; сотрудники ОВД с заложниками и т.д. Сотрудники ОВД с заложниками вступают в отношение «содействие», сотрудники ОВД и преступники — «противодействие», преступники и заложники — «эксплуатация».

С точки зрения системного анализа свойства системы «управление ОВД при чрезвычайных обстоятельствах» нельзя свести к свойствам его отдельных частей. Неаддитивность является следствием так называемого синергетического эффекта. Например, свойства неаддитивного характера проявляются при возникновении массовых беспорядков. При массовых беспорядках ярко проявляется «фактор толпы», представляющей собой проявление синергетического эффекта в системе, состоящей из множества людей с самогенерируемым кооперативным поведением.

Также система «управление ОВД при чрезвычайных обстоятельствах» выполняет целый ряд функций. Основной функцией системы является предназначение системы. Так, например, основным предназначением данной системы является эффективное управление подразделениями ОВД в целях устранения последствий чрезвычайных обстоятельств. Однако по мере функционирования системы у нее могут возникать другие функции, непосредственно не связанные с ее предназначением, но оказывающие на нее то или иное влияние. Например, при ликвидации последствий ЧО подразделения ОВД могут выполнять другие функции, например, оказание первой помощи пострадавшим, обеспечение продовольствием и водой, информационно-пропагандистское обеспечение и т.д.

Показатели эффективности функционирования системы и особенности принятия управленческих решений. С функцией системы тесно связано такое понятие, как ее эффективность. Эффективность анализируемой системы характеризуется количественными величинами или качественными понятиями, с помощью которых можно оценивать системы и сравнивать их между собой. Количественные величины должны иметь конкретное и вполне реальное физическое содержание. Например, для оценки эффективности действий подразделений ОВД при ЧО можно предложить следующие показатели: время выполнения поставленных задач T; потери мирного населения N; потери личного состава ОВД L; материальный ущерб M; количество обезвреженных преступников R.

Выбранные показатели зависят от многих факторов, которые часто носят предполагаемый или вероятностный характер.

С точки зрения иерархии эту систему можно представить в виде системы с указанием отношений соподчиненности между уровнями и между компонентами каждого уровня. Это говорит о том, что нижестоящие уровни (сотрудники функциональных групп) влияют на действия самих функциональных групп, а руководители функциональных групп оказывают организующее воздействие на сотрудников функциональных групп.

75

Информатика, вычислительная техника и управление

Главной целью системного анализа является оказание помощи в понимании и решении имеющейся проблемы путем перевода проблемы, которая возникает при проектировании и управлении, в задачу принятия решения. В случае представления задачи в виде математической модели область поиска решений хорошо определена и чаще всего основная трудность решения уже выявлена [8]. Например, при проведении специальной операции по освобождению заложников в заданном множестве средств достижения цели S (освобождение заложников с применением оружия, без применения оружия, с ведением переговоров, без ведения переговоров и т.д.) необходимо выбрать точку s (верное решение), удовлетворяющую множеству критериев Q (s) и множеству ограничений W(s) (рис. 4).

Рис. 4. Поиск решений во множестве средств достижения цели и ограничений

Принятие решения становится проблемным, когда для постановки задачи и ее решения не определен подходящий аппарат формализации, требуется разработка специальных подходов, приемов и методов. В таких случаях возникает необходимость: определить область проблемы принятия решения (границы системы); выявлять факторы, влияющие на ее решения (входы системы и внутренние факторы, влияющие на целевой выход);

подобрать приемы и методы, которые позволяют сформулировать или поставить задачу таким образом, чтобы решение было принято.

Например, для выполнения поставленной задачи при проведении специальной операции по поиску и задержанию вооруженных правонарушителей необходимо совершить марш функциональным группам в район проведения специальной операции. Данную задачу можно представить в следующем виде:

задана цель — переместить личный состав из пункта A в пункт B; имеются различные средства U={Um, Ut}: Um ={Mi , M2, ...} — маршруты движения транспортных средств; Ut ={Ti , T2, .} — различные транспортные средства доставки личного состава. Необходимо найти такое u GU, которое обеспечит достижение цели. В качестве критерия Q рассматриваемой задачи можно, например, выбрать время. Тогда возможны следующие критерии: Q= tзад — достичь пункта B за заданное время; Q^^i — достичь пункта B до заданного времени; Q^min — достичь пункта B за минимальное время.

Для решения задачи нужно определить взаимосвязь цели со средствами ее достижения Q = F(U). В данной задаче критерием достижения цели является время пути t, а средствами ее достижения: маршрут — оценивается длиной пути L, транспорт — оценивается скоростью транспортного средства v. В данном случае в качестве выражения, связывающего цель со средствами Q = F(U), можно использовать закон движения t = F(L,v).

76

Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015

Таким образом, для принятия решения необходимо получить зависимость, связывающую цель со средствами ее достижения.

Если удается получить выражение, связывающее цель со средствами, то задача практически всегда решается. Если закон не известен, то стараются определить закономерность на основе статистических исследований или на основе часто встречающихся функциональных зависимостей. Например, для выбора оптимального маршрута движения необходимо выбрать дорогу с наиболее приемлемым покрытием, так чтобы t = F(kfl) ^ min. Если не удается установить закономерность, то разрабатывают теорию, позволяющую сформулировать концепцию и строить на ее основе процесс принятия решения. Например, при совершении марша нет строгой зависимости времени движения от времени суток, то можно предположить, что в ночное время можно совершить марш за меньшее время, чем в дневное, так как уменьшается количество машин на дороге, что не создаст помех передвижению колонне [3].

Системный подход к синтезу управляющих воздействий. Управление подразделениями полиции представляет собой целенаправленную деятельность руководителей, штабов и других органов управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности, подготовке их к оперативно-боевой деятельности и руководству ими при выполнении поставленных задач [10]. Управляющими системами в сфере внутренних дел выступают вышестоящие органы внутренних дел, наделенные полномочиями по управлению, а объектами управления — подчинённые подразделения.

Для принятия грамотных управленческих решений при возникновении ЧО необходимо правильно составить прогноз развития событий и последствий при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Для составления прогноза используется показатель P (например, материальный ущерб), необходимо определить значение этого показателя Ps в определенный момент времени S. В нашем случае целесообразно использовать текущее и краткосрочное прогнозирование, учитывая скоротечность развития чрезвычайных обстоятельств. Причины изменения показателей прогнозирования могут быть внешние и внутренние. К внешним причинам следует отнести: возмущающие переменные — вектор X, управляющие переменные — вектор U, неконтролируемые переменные (помехи) — вектор е. К внутренним причинам относятся такие свойства объекта, как динамичность, нестационарность, целенаправленность. Влияние возмущающих и управляющих воздействий можно представить в виде математической модели: P = F (X).

В соответствии с [3], зная функцию F и значение входной переменной Xs в заданный момент времени S, можно найти значение показателя Ps: Ps = F (Xs). Например, зная зависимость, по которой увеличивается материальный ущерб при возникновении ЧО, можно определить значение материального ущерба в определенный момент времени. Если возмущающие и управляющие переменные не меняются к моменту времени S, а единственной причиной изменения P являются помехи, то следует рассматривать следующую модель: P = F (е). Зачастую мы не знаем значение неконтролируемой переменной е, поэтому построение модели такого типа является проблематичным. Учитывая, что система «управления ОВД при чрезвычайных обстоятельствах» является динамической, то причиной изменения состояния системы является время. Модель данной системы можно представить в виде: P (t) = F (t). Кроме того, данная система является нестационарной и в ней меняются параметры. Изменение параметров может быть монотонным, случайным

77

Информатика, вычислительная техника и управление

или управляемым. Прогнозируемый показатель зависит не только от входных переменных, но и от вектора параметров, более точная модель системы выглядит следующим образом: P= F (X, A).

Также исследуемая система состоит из целенаправленных объектов, элементами которых являются люди. В таких объектах отдельные люди или группы людей способны поставить свои цели и действовать в соответствии с ними. Параметр P системы будет меняться со временем при неизменных X, A и е. Прогнозируемый показатель будет выглядеть следующим образом: P (t) = Ft (•).

Формальные методы прогнозирования в данном случае малопригодны.

Заключение. При решении задач управления сложными системами, к которым относятся ОВД, необходимо учитывать большое число факторов различной природы. Принятие решения часто связано с ограничением времени, отсутствием полной информации и другими существенными ограничениями. В этом случае целесообразным оказывается использование методов системного анализа с помощью описанных в работе подходов. Дальнейшие исследования должны быть посвящены разработке конкретных моделей, учитывающих специфику ЧО различного характера и особенностей действий ОВД при их возникновении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы управления в органах внутренних дел: учебник. — М.: Московский университет МВД России; Щит-М, 2002. — 396 с.

2. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие. — Киев: МАУП, 2003. — 368 с.

3. Основы теории систем и системного анализа: учебное пособие для вузов. — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 216 с.

4. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7.

5. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ // Российская газета. — 1994. — №105. — С.8—9.

6. Меньших В.В., Пьянков О.В., Самороковский А.Ф. Использование ситуационных центров для обучения действиям в кризисных ситуациях // Информационная безопасность регионов. — 2011. — Вып. 2(9). — С. 104—107.

7. Меньших В.В., Пьянков О.В., Самороковский А.Ф. Использование современных информационных технологий для обучения действиям в кризисных ситуациях // Вестник Воронежского института МВД России. — 2011. — № 3. — С. 154—160.

8. Теоретические основы системного анализа / под ред. В. И. Новосельцева. — М.: Майор, 2006. — 592 с.

9. Самороковский А.Ф. Общие подходы к моделированию действий подразделений ОВД для различных видов чрезвычайных обстоятельств // Вестник Воронежского института МВД России. — 2014. — № 2 (2014). — С. 182—189.

10. Оперативно-боевая деятельность органов внутренних дел: монография / под ред. Ю.М. Антоняна. — М.: Издание ОИД МВД России, 2007. — 416 с.

78

Вестник Воронежского института МВД России №1 / 2015

REFERENCES

1. Osnovyi upravleniya v organah vnutrennih del: uchebnik. — M.: Moskovskiy uni-versitet MVD Rossii; Schit-M, 2002. — 396 s.

2. Teoriya sistem i sistemnyiy analiz: ucheb. posobie. — Kiev: MAUP, 2003. — 368 s.

3. Osnovyi teorii sistem i sistemnogo analiza: uchebnoe posobie dlya vuzov. — M.: Goryachaya liniya — Telekom, 2007. — 216 s.

4. O politsii: Federalnyiy zakon ot 7 fevralya 2011goda // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2011. — # 7.

5. O chrezvyichaynom polozhenii: Federalnyiy konstitutsionnyiy zakon ot 30 maya 2001 goda #3-FKZ // Rossiyskaya gazeta. — 1994. — #105. — S. 8—9.

6. Menshih V.V., Pyankov O.V., Samorokovskiy A.F. Ispolzovanie situatsionnyih tsen-trov dlya obucheniya deystviyam v krizisnyih situatsiyah // Informatsionnaya bezopasnost re-gionov. — 2011. — Vyip. 2(9). — S. 104—107.

7. Menshih V.V., Pyankov O.V., Samorokovskiy A.F. Ispolzovanie sovremennyih in-formatsionnyih tehnologiy dlya obucheniya deystviyam v krizisnyih situatsiyah // Vestnik Vo-ronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2011. — # 3. — S. 154—160.

8. Teoreticheskie osnovyi sistemnogo analiza / pod red. V. I. Novoseltseva. — M.: Mayor, 2006. — 592 s.

9. Samorokovskiy A.F. Obschie podhodyi k modelirovaniyu deystviy podrazdeleniy OVD dlya razlichnyih vidov chrezvyichaynyih obstoyatelstv // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2014. — # 2 (2014). — S. 182—189.

10. Operativno-boevaya deyatelnost organov vnutrennih del: monografiya / pod red. Yu.M. Antonyana. — M.: Izdanie OID MVD Rossii, 2007. — 416 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Самороковский Андрей Федорович. Начальник кафедры тактико -специальной подготовки. Кандидат технических наук, доцент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: samorokovskii_an@mail.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. 8-905-656-16-34.

Samorokovskiy Andrey Fedorovich. Chief of the chair of special tactical training. Candidate of technical sciences, associate professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: samorokovskii_an@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. 8-905-656-16-34.

Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства; действия органов внутренних дел; системный анализ.

Key words: extraordinary circumstances; the actions of the law-enforcement bodies; a systematic analysis.

УДК 303.725.36

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.