А.Ф. Самороковский,
кандидат технических наук, доцент
ОПИСАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
DESCRIPTIVE MODEL OF TRAINING OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF EMPLOYEES SOLVING PROBLEMS IN EMERGENCY
CIRCUMSTANCES
Рассмотрена описательная модель обучения сотрудников органов внутренних дел решению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств и приведено обоснование выбора траектории обучения сотрудников ОВД.
We consider a descriptive model of training of internal affairs bodies of employees solving problems in emergency circumstances and given rationale for the choice of the trajectory of training of law enforcement officers.
Введение. Для принятия грамотных и своевременных управленческих решений необходимо качественно осуществлять подготовку должностных лиц, которые будут выполнять задачи при возникновении чрезвычайных обстоятельств. В настоящее время подготовка должностных лиц осуществляется в образовательных организациях высшего образования МВД России, центрах профессиональной подготовки, территориальных подразделениях органов внутренних дел.
Особая роль в подготовке сотрудников отводится обучению в образовательных организациях. В рамках отдельных дисциплин курсанты и слушатели приобретают определенные компетенции, которыми должны обладать руководители подразделений ОВД и сотрудники органов управления по принятию управленческих решений при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Также большое значение имеют переподготовка и повышение квалификации сотрудников в интересах получения компетенций, необходимых для выполнения задач в условиях чрезвычайных обстоятельств.
В процессе обучения применяются различные методы, такие как устное изложение учебного материала, обсуждение учебного материала, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая работа, самостоятельная работа [1]. Выбор метода определяется целями обучения, категорией и составом обучающихся, их подготовленностью, характером изучаемого материала и условиями обучения. Применение различных методов обучения определяют различные формы обучения (теоретические и практические). Умелое сочетание теоретических и практических форм позволяет формировать необходимые траектории обучения сотрудников.
В данной работе приводится описательная модель обучения сотрудников органов внутренних дел для решения задач в условиях чрезвычайных обстоятельств и дается обоснование выбора траектории обучения сотрудников.
Факторы, влияющие на процесс обучения и обоснование требований к формированию траектории обучения. Обучение представляет собой длительный целенаправленный процесс, одним из показателей эффективности которого является время. Этот процесс в различных ситуациях может длиться от нескольких дней до нескольких лет, происходить по разным направлениям: получение высшего образования, получение профессионального образования, переподготовка и повышение квалификации, в рамках стажировки в практических органах, в рамках проведения занятий по профессиональной служебной и физической подготовке и при проведении командно-штабных учений, тренировок, комплексных тактико-специальных учений. В зависимости от целей формируются различные траектории обучения [2].
Кроме того, одним из показателей эффективности является ресурсообеспечен-ность (наличие ресурсов). К этому показателю следует отнести наличие материально-технической базы (полигонов, лабораторий, тренажеров и т.д.), боеприпасов и расходных материалов (патронов, средств имитации, бумаги, канцелярских принадлежностей и т.д.), качество профессорско-преподавательского состава (остепененность, наличие базового образования и т.д.).
Показателем эффективности является также стоимость обучения (денежное довольствие профессорско-преподавательского состава, командировочные расходы обучающихся, затраты на переподготовку профессорско-преподавательского состава и т.д.).
В зависимости от целей и необходимости обучения формируются различные траектории обучения с созданием определенных ограничений по показателям эффективности. При формировании траекторий обучения определяются цели и задачи обучения, после чего формируются ограничения по показателям эффективности.
При организации планового обучения может быть поставлена задача за определенное время осуществить обучение группы сотрудников при ограничении стоимости и ограничении ресурсов. Например, для плановой подготовки сотрудников, направляемых для проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, составляется план подготовки на календарный год, который учитывает потребность территориальных органов в таких сотрудниках. Кроме того, количество обучающихся будет зависеть от возможностей образовательной организации (стоимость обучения, ограничение ресурса). В соответствии с требованиями руководящих документов МВД России период обучения на базе образовательной организации составляет 17 дней [3, 4].
Если будет поставлена задача на сокращение стоимости обучения при ограничениях времени и ресурсов, то целесообразно применять очно-заочную или заочную
формы обучения. В качестве примера следует привести подготовку руководителей территориальных органов внутренних дел, функциональных групп, сотрудников оперативных штабов к выполнению задач по очно-заочной форме, когда сокращаются командировочные расходы, минимизируется отрыв сотрудников от выполнения своих функциональных обязанностей.
Чаще всего встречаются случаи, когда находят оптимальное соотношение между временем обучения и стоимостью обучения, т.е. Парето-оптимальное решение. В качестве примера можно привести обучение сотрудников органов внутренних дел в рамках проведения занятий в системе профессиональной служебной и физической подготовки, а также при проведении командно-штабных учений и тренировок. С сотрудниками проводятся плановые занятия в учебных группах с конкретным тематическим планом, а с руководителями подразделений — занятия в составе отдельной учебной группы по отдельным тематическим планам. Для всех учебных групп определен срок обучения в течение учебного года и определены затраты на обучение [5]. Сокращение сроков обучения и затрат на обучение может привести к ухудшению качества подготовки специалистов.
Кроме того, перед практическими подразделениями органов внутренних дел могут возникать задачи ускоренной подготовки отдельных категорий сотрудников по конкретным специальностям. Такое обучение следует считать внеплановым, оно будет осуществляться за минимальное время при ограничении стоимости обучения и ресурсообеспечен-ности.
В качестве примера можно привести ускоренную подготовку сотрудников органов внутренних дел отдельных должностных категорий к выполнению задач для проведения специальных операций. В соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России в образовательных организациях могут проходить ускоренную подготовку такие сотрудники для выполнения специфичных задач. Срок обучения в конкретных случаях сокращается при ограничении стоимости и ресурса, при этом к проведению занятий привлекаются наиболее опытные и профессиональные преподаватели.
Введем обозначения:
Т = / (¿1^2,...,^) — время обучения сотрудников;
Т = / (¡1,1 2,..1„) — максимально допустимое время обучения сотрудников;
Я
ГгЛ
Г 2
— вектор ресурсообеспеченности;
V Г У
^ГЛ
Я =
— предельный вектор ресурсообеспеченности;
V Г У
С = ^ С — стоимость обучения сотрудников;
г=1
5
С = ^ С — предельно допустимая стоимость.
г = 1
Модель обучения сотрудников органов внутренних дел для решения задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств представлена на рис. 1.
2
Формирование траектории обучения зависит от многих факторов: уровня начальной подготовки обучающихся, специальности (квалификации обучающихся), целей подготовки, квалификации профессорско-преподавательского состава и т.д.
Перед началом обучения проводится входной контроль и определяется уровень начальной подготовки обучающихся. Если данный уровень примерно одинаковый, то группу обучающихся следует признать «однородной», с одинаковыми стартовыми компетенциями. Обучение данной группы будет носить такой характер, при котором не будет учитываться индивидуальный уровень подготовки сотрудников. При проведении занятий учебную группу можно не разделять на подгруппы с учетом уровня подготовки, задания разрабатываются для всех обучающихся одинаковые [6].
Условия по критериям эффективности
Рис. 1. Модель обучения сотрудников органов внутренних дел для решения задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств
В качестве примера можно привести обучение сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в образовательной организации МВД России, когда сотрудники перед началом обучения проходят «входной контроль», после чего определяется уровень их профессиональной подготовки. Как показывает практика, уровень профессиональной подготовки у всех сотрудников примерно одинаков. В результате происходит формирование учебных взводов с учетом психологических и профессиональных особенностей.
Если уровень начальной подготовки обучающихся различный, то группу обучающихся следует признать «разнородной». Обучение данной группы будет происходить с учетом индивидуального уровня сотрудников. Целесообразно разделить эту группу на подгруппы и обучение организовать, учитывая индивидуальный уровень. Очевидно, обучение данных подгрупп будет иметь свои особенности (свою траекторию), но его ре-
зультатом должно стать приобретение всеми обучающимися необходимого набора одинаковых компетенций. Например, при подготовке сотрудников, состоящих в «кадровом резерве», возникают ситуации, когда уровень профессиональной подготовки сотрудников различный (сотрудники прибыли на обучение из различных служб), при проведении занятий с данной категорией сотрудников приходится учитывать это обстоятельство и применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Также особенностью обучения являются требования по выполнению должностных обязанностей после обучения. Т.е. если обучающиеся приобретают одинаковые компетенции, то подготовка сотрудников осуществляется для исполнения одинаковых должностных обязанностей (подготовка к одинаковым ролям). В качестве примера следует привести подготовку сотрудников для выполнения оперативно-служебных задач на территории Северо-Кавказского региона в составе «огневых групп», когда они выполняют схожие служебные обязанности.
Если обучающие приобретают разные компетенции, то подготовка осуществляется для исполнения конкретных (различных) должностных обязанностей (подготовка к различным ролям). Например, подготовка сотрудников органов внутренних дел отдельных должностных категорий (оперуполномоченные уголовного розыска, участковые уполномоченные полиции, оперуполномоченные БЭП, сотрудники кадровых подразделений и т.д.) к выполнению задач при проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в составе временных отделов органов внутренних дел. Траектория обучения сотрудников с учетом уровня начальной подготовки и целей подготовки представлена на рис. 2.
Рис. 2. Траектория обучения сотрудников
Показатель качества обучения сотрудников ОВД.
Для определения качества обучения необходимо определить какие знания, навыки и умения приобрел обучающийся в ходе обучения. Интегральным показателем качества обучения является компетенция. Конечным результатом обучения является получение обучаемыми определенного набора компетенций К = (к1,к2,к3,...кп).
Для освоения учебного материала на начальном этапе обучения обучающиеся не имеют полного набора компетенций, необходимого для выполнения определенных профессиональных задач. Траектория обучения строится с таким расчетом, что приобретение компетенций может происходить в различной последовательности. Сначала можно приобретать первую компетенцию (1,0,0, ..., 0), либо вторую компетенцию (0,1,0, ..., п), либо третью компетенцию (0,0,1, ...,0) и т.д. Кроме того, приобретение компетенций может происходить параллельно, т.е. несколько компетенций могут приобретаться одновременно. Например, одновременно могут приобретаться первая и третья компетенции (1,0,1, ..., 0), вторая и четвертая (0,1,0,1 ..., 0) и т.д. [7].
Получение набора компетенций можно получить построением различных вариантов траекторий обучения. В качестве примера приведем построение траектории приобретения сотрудниками трех компетенций (рис. 3).
Также в ходе обучения сотрудники могут приобретать компетенции, которые не предусмотрены программой обучения, но данное обстоятельство не должно влиять на качество обучения, а наоборот, должно делать его разносторонним и углубленным.
Заключение. Предложенная описательная модель обучения может быть использована при подготовке сотрудников органов внутренних дел для решения задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методика тактико-специальной подготовки / под ред. К. Л. Кузнецова. — М. : Военное издательство, 1983. — 280 с.
2. Меньших В. В., Середа Е. Н., Копылов А. Н. Моделирование процесса выбора траекторий обучения сотрудников органов внутренних дел действиям при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Воронежского института МВД России. — 2016. — № 2. — С. 203—212.
3. О мерах по совершенствованию подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона : приказ МВД России от 10 января 2006 года № 2.
4. О внесении изменений в приказ МВД России от 10 января 2006 года № 2 «О мерах по совершенствованию подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории СевероКавказского региона»: приказ МВД России от 6 июня 2012 года №563.
5. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 года № 385.
6. Меньших В. В., Самороковский А. Ф., Середа Е. Н. Модель формирования групп для ролевого обучения принятию управленческих решений // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — №2. — С. 107—114.
7. Меньших В. В., Середа Е. Н. Математическая модель оптимизации траектории обучения сотрудников органов внутренних дел действиям при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — №3. — С. 36—44.
REFERENCES
1. Metodika taktiko-spetsialnoy podgotovki / pod red. K. L. Kuznetsova. — M. : Voen-noe izdatelstvo, 1983. — 280 s.
2. Menshih V. V., Sereda E. N., Kopyilov A. N. Modelirovanie protsessa vyibora traektoriy obucheniya sotrudnikov organov vnutrennih del deystviyam pri chrezvyi-chaynyih obstoyatelstvah // Vestnik Voronejskogo instituta MVD Rossii. — 2016. — № 2. — S. 203—212.
3. O merah po sovershenstvovaniyu podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del, privlekaemyih k provedeniyu kontrterroristicheskih operatsiy na territorii Severo-Kavkazskogo regiona : prikaz MVD Rossii ot 10 yanvarya 2006 goda № 2.
4. O vnesenii izmeneniy v prikaz MVD Rossii ot 10 yanvarya 2006 goda № 2 «O merah po sovershenstvovaniyu podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del, privlekaemyih k provedeniyu kontrterroristicheskih operatsiy na territorii Severo-Kavkazskogo regiona» : prikaz MVD Rossii ot 6 iyunya 2012 goda №563.
5. Ob utverjdenii poryadka organizatsii podgotovki kadrov dlya zamescheniya doljnostey v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii : prikaz MVD Rossii ot 31 marta 2015 goda № 385.
6. Menshih V. V., Samorokovskiy A. F., Sereda E. N. Model formirovaniya grupp dlya rolevogo obucheniya prinyatiyu upravlencheskih resheniy // Vestnik Voronejskogo instituta MVD Rossii. — 2015. — №2. — S. 107—114.
7. Menshih V. V., Sereda E. N. Matematicheskaya model optimizatsii traektorii obucheniya sotrudnikov organov vnutrennih del deystviyam pri chrezvyichaynyih ob-stoyatelstvah // Vestnik Voronejskogo instituta MVD Rossii. — 2015. — №3. — S. 36—44.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Самороковский Андрей Федорович. Начальник кафедры тактико -специальной подготовки. Кандидат технических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. 8-905-656-16-34.
Samorokovskiy Andrey Fedorovich. Head of the chair of Special Tactical Training. Candidate of Technical Sciences, Associate Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. 8-905-656-16-34.
Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства; описательная модель обучения сотрудников; показатели эффективности, траектория обучения; интегральный показатель качества обучения.
Key words: extraordinary circumstances; descriptive model of employee training; performance indicators, the trajectory of learning; integrated indicator of the quality of teaching.
УДК 351.74:519.157.2