Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015
ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
И УПРАВЛЕНИЕ
В.В. Меньших,
доктор физикоматематических наук, профессор
А.Ф. Самороковский,
кандидат технических наук, доцент
Е.Н. Середа
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП ДЛЯ РОЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
THE MODEL OF GROUP FORMATION FOR ROLE TRAINING TO TAKE MANAGERIAL DECISIONS
Рассматриваются особенности отбора руководителей и сотрудников органов внутренних дел для подготовки к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств, представлена концептуальная и математическая модель формирования групп для ролевого обучения.
This article considers the particularities of the selection of heads and staff of the law-enforcement bodies for collective training to take decisions in cases of emergency; a conceptual and mathematical model of group formation for role training is offered.
Введение. В настоящее время для органов внутренних дел (ОВД) важной задачей является подготовка высококвалифицированного личного состава, способного эффективно выполнять служебно-боевые задачи при возникновении чрезвычайных обстоятельств (ЧО). Основными формами обучения сотрудников ОВД являются командноштабные учения и тренировки (КШУ и КШТ), которые позволяют определить степень готовности органов управления, сил и средств ОВД к действиям в указанных обстоятельствах. При этом от руководителей и сотрудников ОВД требуется оперативное управление процессом ликвидации последствий ЧО, которое состоит в том, чтобы в
107
Информатика, вычислительная техника и управление
соответствии с замыслом проведения КШУ и КШТ, складывающейся обстановкой определить конкретные меры по проведению операции по ликвидации ЧО, порядок взаимодействия сил и средств, комплекс предупредительных мероприятий для снижения ущерба от последствий ЧО, а также необходимое обеспечение [1, 2]. Однако при традиционном подходе к организации КШУ и КШТ не удается в достаточной степени учесть уровень профессионализма каждого сотрудника, индивидуальные особенности и способности быстро принимать правильные решения в условиях постоянно изменяющейся обстановки [3].
В связи с этим актуальной является задача совершенствования системы подготовки руководителей и сотрудников ОВД к деятельности при ЧО, которая может быть решена при проведении КШУ и КШТ на базе ситуационного центра [4], моделировании действий подразделений ОВД и использовании для обучения профессиональному поведению автоматизированной тренажёрно-обучающей системы [5]. Данный подход основан на принципах ролевого обучения и предполагает не только получение обучающимися знаний, умений и навыков действий в соответствующих проблемных ситуациях, но и формирование у них профессиональных компетенций принятия оптимальных управленческих решений при ЧО. В работах [6,7] предложены общие принципы организации обучения действиям при ЧО, в [8] приведён частный пример обучения в условиях возникновения массовых беспорядков, в [9—11] — общие подходы и модели действий ОВД для различных видов ЧО. Целью настоящего исследования является решение одной из частных задач моделирования процесса обучения: разработка модели формирования групп для ролевого обучения руководителей и сотрудников ОВД принятию управленческих решений при возникновении ЧО.
Задачи ролевого обучения принятию управленческих решений при чрезвычайных обстоятельствах. Особенностями обучения руководителей и сотрудников ОВД принятию управленческих решений при возникновении ЧО является то, что успешное выполнение поставленных задач зависит от содержания проблемы, подлежащей разрешению, сложившейся обстановки, организационных, временных, психологических и иных факторов. При возникновении ЧО формируется рабочий аппарат, состоящий из групп по направлениям деятельности (НД), назначение которых определено в нормативных документах. Учитывая специфику решаемых задач, при подготовке и проведении КШУ и КШТ целесообразно использовать технологию ролевого обучения.
Процесс ролевого обучения принятию управленческих решений при ЧО включает следующие основные этапы:
- тестирование начального уровня подготовки обучающихся;
- выбор для каждого обучающегося того НД (роли), к которому он подготовлен;
- формирование группы (или нескольких групп) для обучения принятию управленческих решений при определённых ЧО;
- ролевое обучение группы (или нескольких групп) с учетом начального уровня подготовки;
- мониторинг и оценка эффективности действий каждого обучающегося по НД и группы в целом;
- оценка пригодности обучающихся к выполнению обязанностей по НД при определённых ЧО.
В группе обучающихся имеются руководители и сотрудники ОВД с различным опытом службы, нескольких специальностей или НД и с разным уровнем квалификации. Важной задачей в процессе обучения действиям при ЧО является оптимальное
108
Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015
распределение ролей обучающихся по НД и формирование такой группы, которая могла бы обеспечить эффективное взаимодействие и рациональное решение проблем, возникающих при ЧО. Для этого необходимо определить руководителя или сотрудника ОВД, наиболее подходящего по заданным критериям к выполнению обязанностей соответствующего НД, и действия которого могли бы внести наибольший вклад в эффективность принятия решений группой при ЧО. Причем для разных типов ЧО по каждому НД требуется определённый уровень сформированности компетенций.
На начальном этапе проводится входной контроль компетенций обучающихся для действий при ЧО, который осуществляется в форме тестирования. По результатам тестирования формируются оценки:
- психофизиологических особенностей личности;
- знаний должностных обязанностей по НД, требований нормативных правовых документов, способов ликвидации последствий ЧО;
- умений определять тип и значимые признаки ЧО, выполнять правильный алгоритм действий в типовых ЧО, работать с картами и планами, подготавливать проекты распорядительных документов и др.
Концептуальная модель формирования группы для ролевого обучения принятию управленческих решений при чрезвычайных обстоятельствах. Полученная информация является исходной для определения траектории индивидуального обучения каждого сотрудника (совершенствование уровня сформированности компетенций по НД или подготовка к выполнению новых задач), оценки начального уровня подготовки группы в целом и формирования траектории коллективного обучения. В зависимости от качественного и количественного состава обучающихся может быть сформировано несколько учебных групп.
Концептуальная модель формирования группы для обучения принятию управленческих решений при ЧО представляет собой двудольный взвешенный граф G = (A U R,Y,Q), где A={aj} ^ — множество обучающихся, 7?={г^=1.....п — мно-
жество НД, Y={yji} — множество рёбер, связывающих вершины множества A с вершинами множества R, которым приписаны веса Q={Qj}, характеризующие оценки компетенций обучающихся по НД (рис. 1).
Рис. 1. Концептуальная модель формирования группы для обучения принятию управленческих решений при чрезвычайных обстоятельствах
109
Информатика, вычислительная техника и управление
На рис. 2 представлен укрупнённый алгоритм формирования группы для обучения принятию управленческих решений при чрезвычайных обстоятельствах.
Если по результатам входного контроля у обучающегося отмечен недостаточный уровень квалификации для назначения на какое-либо НД, для него формируется траектория индивидуального обучения для ликвидации пробелов в тех минимальных знаниях, умениях и навыках, которые необходимы для принятия качественных решений при определённых ЧО. После этого он допускается к обучению в группе.
Рис. 2. Укрупнённый алгоритм формирования группы для обучения принятию управленческих решений при чрезвычайных обстоятельствах
Математическая модель формирования группы для ролевого обучения принятию управленческих решений при чрезвычайных обстоятельствах. Обратимся к разработке математической модели формирования группы для ролевого обучения руководителей и сотрудников ОВД принятию управленческих решений при возникновении ЧО.
Введём обозначения:
of — степень выраженности s-й компетенции по /-му НД, г = 1, /ц г = 1, п , где к — количество оцениваемых в ходе тестирования компетенций, и — количество НД;
qSi — оценка освоения s-й компетенции j-м обучающимся сотрудником или ру-
ководителем, /
к
1,ш,ш — количество обучающихся;
s = l
■V
— уровень подготовленности j-го обучающегося к i-му
НД;
Qis — минимально допустимый уровень подготовленности к /-му НД для ролевого обучения для s-й компетенции;
110
Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015
‘ 1, если у-й обучающийся может быть допущен для выполнения i-ro НД;
Д если иначе.
Значения зависят от стажа службы сотрудника и наличия опыта практической деятельности по соответствующему НД (от 1 года до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет и т.д.), от его должности по месту службы (начальник тыла, специалист по связи и др.).
Введём переменные:
если у-й обучающийся назначен на i-e НД; если иначе.
I1'
1о,<
X = {xt Л
'i=l,n:] = l
Д1 — важность /-го НД для рассматриваемого типа ЧО.
Тогда
m
У Qijxij
J' = l
уровень подготовленности группы по /-му НД;
— уровень подготовленности всей группы обучающихся для выполнения задач в рассматриваемых ЧО по всем НД (с учётом их важности).
При распределении обучающихся по НД должны соблюдаться следующие требования:
1) на одно НД должен быть назначен только один обучающийся, т.е.
m
У. xij = 1' (1)
;=i
2) каждый обучающийся может быть назначен не более, чем на одно НД:
(2)
3) каждый обучающийся может быть назначен только на то НД, к которому он допущен
ViVy xtj < vtJ; (3)
4) каждый обучающийся может быть назначен только на то НД, для которого он имеет минимально допустимый уровень подготовки
111
Информатика, вычислительная техника и управление
т
ViV; Xij < Qis. (4)
j=i
Тогда задача выбора всей группы обучающихся для ролевого обучения имеет следующий вид.
Найти
п т
X* = Агдшах ^ $1 ^ Qi}xi} (5)
t=i j=i
при ограничениях (1)—(4).
Задача (5), (1)—(4) является задачей булева линейного программирования, численные методы её решения имеют экспоненциальную сложность. Уменьшение вычислительной сложности может быть достигнуто за счёт использования полученного выше теоретико-графового представления концептуальной модели.
Решение задачи (5), (1)—(4) можно интерпретировать как нахождение такого паросочетания (A—R), которое бы покрывало долю графа, представленную вершинами множества R и было бы максимальным среди всех возможных паросочетаний, или как классическую задачу о назначениях, методы решения которой описаны в [12].
Заключение. В работе рассмотрен только один показатель, характеризующий пригодность обучающегося к выполнению обязанностей по определённому НД. На практике может возникнуть ситуация, когда выбор НД должен осуществляться на основе нескольких показателей. Моделирование данной ситуации является предметом дальнейших исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ямалов И.У. Моделирование процессов управления и принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2013. — 288 с.
2. Куликов О.М. Информационная поддержка принятия решений при ликвидации техногенных чрезвычайных ситуаций на основе моделирования сценариев управления: дис. ... канд. техн. наук. — Уфа, 2002. — 150 с.
3. Веселов В.В. Организация управления подготовкой сотрудников органов внутренних дел для действий в условиях чрезвычайных ситуаций: дис. . канд. техн. наук. — СПб., 2002. — 212 с.
4. Холостов К.М. Ситуационные центры как инструмент повышения эффективности управления // Труды Академии управления МВД России. — 2013. — №1(25). —
С. 22—25.
5. Трухин А.В. Анализ существующих в РФ тренажерно-обучающих систем // Открытое и дистанционное образование. — 2008. — №1(29). — С.32—40.
6. Меньших В.В., Пьянков О.В., Самороковский А.Ф. Использование ситуационных центров для обучения действиям в кризисных ситуациях // Информационная безопасность регионов. — 2011. — №2 (9). — С. 104—107.
7. Меньших В.В., Середа Е.Н. Концептуальная модель автоматизированной интеллектуальной системы обучения сотрудников органов внутренних дел действиям в
112
Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015
чрезвычайных ситуациях // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: Сборник трудов XXIII Всероссийской конференции. — М.: Академия управления МВД России, 2014. — С. 244—246.
8. Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Меренков А.С. Методика обучения принятию управленческих решений с использованием современных информационных технологий // Вестник Воронежского института МВД России. — 2013. — №1. — С. 204—208.
9. Самороковский А.Ф. Общие подходы к моделированию действий подразделений ОВД для различных видов чрезвычайных обстоятельств // Вестник Воронежского института МВД России. — 2014. — №2. — С. 182—189.
10. Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Горлов В.В. Сетевая модель действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера // Труды Академии управления МВД России. — 2013. — №4(28). — С. 54—58.
11. Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Корчагин А.В. Модель действий органов внутренних дел в чрезвычайной ситуации техногенного характера // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. — 2013. — №2. — С. 164—171.
12. Бурков В.Н., Заложнев А.Ю., Новиков Д.А. Теория графов в управлении организационными системами: учебное пособие. — М.: Синтег, 2001. — 124 с.
REFERENCES
1. Yamalov I.U. Modelirovanie protsessov upravleniya i prinyatiya resheniy v uslovi-yah chrezvyichaynyih situatsiy.
2. Kulikov O.M. Informatsionnaya podderzhka prinyatiya resheniy pri likvidatsii tehnogennyih chrezvyichaynyih situatsiy na osnove modelirovaniya stsenariev upravleniya: dis. ... kand. tehn. nauk.
3. Veselov V.V. Organizatsiya upravleniya podgotovkoy sotrudnikov organov vnu-trennih del dlya deystviy v usloviyah chrezvyichaynyih situatsiy: dis. ... kand. tehn. nauk.
4. Holostov K.M. Situatsionnyie tsentryi kak instrument povyisheniya effektivnosti upravleniya // Trudyi Akademii upravleniya MVD Rossii.
5. Truhin A.V. Analiz sushchestvuyushchih v RF trenazhorno-obuchayushchih system // Otkryitoe i distantsionnoe obrazovanie. — 2008. — №1(29). — S. 32—40.
6. Menshikh V.V., Pyankov O.V., Samorokovskiy A.F. Ispolzovanie situatsionnyih tsentrov dlya obucheniya deystviyam v krizisnyih situatsiyah // Informatsionnaya bezopasnost regionov. — 2011. — Vyip. 2(9). — S. 104—107.
7. Menshikh V.V., Sereda E.N. Kontseptualnaya model avtomatizirovannoy intellec-tualnoy sistemyi obucheniya sotrudnikov organov vnutrennih del deiystviyam v chrezvyi-chaynyih situatsiyah // Informatizatsiya i informatsionnaya bezopasnost pravoohranitelnyih organov: Sbornik trudov XXIII Vserossiyskoy konferentsii. — M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2014. — S. 244—246.
8. Menshikh V.V., Samorokovskiy A.F., Merenkov A.S. Metodika obucheniya prinyatiyu upravlencheskih resheniy s ispolzovaniem sovremennyih informatsionnyih tehnologiy // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2013. — №1. — S. 204—208.
9. Samorokovskiy A.F. Obshchiye podhodyi k modelirovaniyu deystviy podrazdele-niy OVD dlya razlichnyih vidov chrezvyichaynyih obstoyatelstv // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2014. — №2. — S. 182—189.
113
Информатика, вычислительная техника и управление
10. Menshikh V.V., Samorokovskiy A.F., Gorlov V.V. Setevaya model deystviy or-gano vnutrennih del pri chrezvyichaynyih obstoyatelstvah kriminalnogo haraktera // Trudyi Akademii upravleniya MVD Rossii. — 2013. — №4(28). — S. 54—58.
11. Menshikh V.V., Samorokovskiy A.F., Korchagin A.V. Model deystviy organov vnutrennih del v chrezvyichaynoy situatsii tehnogennogo haraktera // Vestnik Voronezhskogo institute GPS MCHS Rossii. — 2013. — №2. — S. 164—171.
12. Burkov V.N., Zalozhnev A.Y., Novikov D.A. Teoriya grafov v upravlenii organi-zatsionnyimi sistemami: uchebnoye posobiye. — M.: Sinteg, 2001. —124 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Меньших Валерий Владимирович. Начальник кафедры высшей математики. Доктор физико -математических наук, профессор.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, г. Воронеж, пр-т Патриотов, 53. Тел. (473)2005-210.
Самороковский Андрей Фёдорович. Начальник кафедры тактико-специальной подготовки. Кандидат технических наук, доцент.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, г. Воронеж, пр-т Патриотов, 53. Тел. 8-905-656-16-34.
Середа Елена Николаевна. Старший преподаватель кафедры высшей математики.
Воронежский институт МВД России.
Россия, 394065, г. Воронеж, пр-т Патриотов, 53. Тел. (473)2005-214.
Menshikh Valery Vladimirovich. Chief of the chair of high mathematics. Doctor of physical and mathematical sciences, professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473)2005-210.
Samorokovskiy Andrey Fedorovich. Chief of the chair of special tactical training. Candidate of technical sciences, associate professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. 8-905-656-16-34.
Sereda Elena Nikolayevna. Senior lecturer of the chair of high mathematics.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473)2005-214.
Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства; ролевое обучение; сотрудники органов внутренних дел; формирование группы; концептуальная модель; математическая модель.
Key words: cases of emergency; role training; staff of the ministry of internal affairs; conceptual model; mathematical model.
УДК 351.74:519.157.2
114