А.Ф. Самороковский,
кандидат технических наук, доцент
В.В. Меньших,
доктор физико-математических наук, профессор
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
BASIS FOR SELECTION SEQUENCE OF ACTIONS OF THE OPERATIONAL HEADQUARTERS FOR EMERGENCY
PURPOSES
Рассмотрены способы организации деятельности и оптимизации функционирования логико-вычислительной подсистемы по принятию управленческих решений в ходе работы оперативного штаба на основе организации распределения организацион-ныхресурсов при проведении специальной операции.
The methods of organization and operation optimization logic computing subsystem for management decisions in the course of the operational staff on the basis of organizational resources distribution organization during a special operation are considered.
Введение. Важнейшим условием успешного решения поставленных перед органами внутренних дел задач является эффективность управления подчиненными подразделениями. Она во многом зависит от правильности, оперативности принимаемых руководителями структурных подразделений решений, грамотной и слаженной работы органов управления.
Управление подразделениями представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и оперативных штабов по поддержанию высокой боевой готовности подразделений, подготовке их к действиям и руководству ими при выполнении поставленных задач [1]. Работа оперативных штабов представляет сложный процесс, направленный на подготовку оптимальных, эффективных и своевременных предложений для принятия решения руководителем оперативного штаба [2]. С этой целью необходимо скоординировать действия групп рабочего аппарата оперативного штаба, сге-
нерировать различные варианты решений и из большого количества вариантов подготовить оптимальные предложения для принятия решения руководителем оперативного штаба. Данная статья посвящена анализу действий групп рабочего аппарата оперативного штаба, определению оптимального способа его функционирования и подготовки предложений по рациональному использованию ресурса с целью сокращения времени на принятие решения на примере одной специальной операции.
Содержание работы оперативного штаба при возникновении чрезвычайных обстоятельств. При возникновении чрезвычайных обстоятельств (ЧО) на подразделения органов внутренних дел возложены задачи по проведению специальных операций. Для руководства проведением специальных операций создается оперативный штаб, деятельность которого обеспечивает рабочий аппарат. В его состав входят 15 групп. Условно эти группы можно разделить на 2 вида: группы поддержки принятия управленческих решений; группы обеспечения деятельности.
Рассмотрим более подробно работу групп поддержки принятия решения. Работа групп рабочего аппарата состоит из набора последовательных действий 2 = {ц, 22,... ^}, где п — количество действий, совершаемых группами рабочего аппарата при организации специальной операции [3]. Её можно представить в виде набора определенных последовательных действий.
Принятие решения на проведение специальной операции представляет сложно организованный процесс функционирования управляющих органов (УО), обеспечивающих выработку управляющих воздействий для объектов управлении (ОУ) в системе управления (СУ) (рис. 1).
Рис. 1. Структура функционирования системы управления
Из рис. 1 видно, что процесс функционирования управляющей системы и эффективность управления во многом зависят от точности, своевременности управляющих воздействий и ресурса элементов данной системы — исполнительной подсистемы, информационной подсистемы, логико-вычислительной подсистемы (ЛВП)) [4].
Решение задачи по повышению интенсивности функционирования ЛВП ограничено невозможностью сокращения времени на принятие решения. В этом случае на помощь приходят различные способы работы рабочего аппарата оперативного штаба.
Способы организации работы оперативного штаба. При проведении специальной операции могут применяться следующие способы организации работы: последовательный; параллельный; смешанный (последовательно-параллельный) (рис. 2).
Действия
групп рабочего аппарата, Z
T min Tрац. T max Время приня-
тия решения,
Рис. 2. Способы работы групп рабочего аппарата: T
« cz>> — изображение отношения порядка между действиями, определяемые возможностью использования минимально возможного ресурса, «—► >> — изображение причинно-следственных или информационных отношений
при максимально возможном ресурсе
Для оценки оптимальности управления необходимо оценить два критерия: время принятия решения T; ресурс, необходимый для принятия решения R [4]. Ресурс представляет собой совокупность составляющих логико-вычислительной подсистемы, каналов связи, защищенность каналов связи, техническое обеспечение управления.
При последовательном способе организация работы осуществляется при минимально возможном ресурсе (Rmin). В этом случае каждое последующее действие выпол-
няется только после завершения предыдущего и, следовательно, время выполнения совокупности действий максимально (Ттах).
При параллельном способе организация работы осуществляется при максимально возможном ресурсе (Ятах). В этом случае порядок действий ограничивается только причинно-следственными или информационными отношениями между ними и, следовательно, время выполнения совокупности действий минимально (Ттп).
При смешанном способе организация работы осуществляется в условиях ограниченного ресурса (Ятп < Rрац. < Rmax), В этом случае возникают задержки в выполнении действий и, тем самым, время выполнения всей совокупности действий превышает минимально возможное (Ттт< Трац.< Ттах).
Способы определения последовательности действий для каждого из перечисленных случаев приведены в [5, 6].
Определение оптимального способа работы рабочего аппарата с целью рационального использования ресурса. На примере проведения специальной операции по поиску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников предлагается рассмотреть последовательность работы рабочего аппарата оперативного штаба с целью подготовки предложений по оптимизации его деятельности.
Состав и численность рабочего аппарата определяется по территориальному органу внутренних дел. Разработаны специальные инструкции для работы должностных лиц рабочего аппарата. Однако процесс подготовки и принятия управленческих решений — сложный и зависит от большого количества факторов. Это решение должно быть оптимальным, эффективным и учитывать ресурсообес-печенность.
Одним из факторов является время работы групп рабочего аппарата по подготовке предложений руководителю оперативного штаба по проведению специальной операции.
Для наглядности рассмотрим работу групп поддержки принятия управленческих решений с целью сокращения времени подготовки предложений для руководителя оперативного штаба на примере специальной операции по поиску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников [7,8]. К этим группам относятся:
группа 1 — организационно-аналитической работы; группа 2 — организации оперативной работы; группа 3 — организации охраны общественного порядка; группа 4 — оперативно-разыскной информации; группа 5 — морально-психологического обеспечения.
Данные группы для принятия управленческих решений руководителем оперативного штаба выполняют следующие действия:
ё — получение информации о появлении вооруженных преступников;
ё2 — оценка обстановки;
ёз — организация оперативной работы;
й4 — получение оперативно-разыскной информации;
ё.5 — подготовка предложений по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности;
ёб — подготовка предложений по проведению специальной операции; ё7 — подготовка управленческих документов;
ёв — морально-психологическое обеспечение специальной операции.
Строим граф выполнения последовательности действий (рис. 3).
Рис. 3. Граф выполнения последовательности действий
На основе графа выполнения последовательности действий строим график выполнения действий в зависимости от времени (рис. 4).
Группы рабочего аппарата ОШ 1 ds
5 d4
4 d5
3 d3
2 d d i d2 de dj
1 -►
5 20 35 55 90 125 155 175
t,
мин.
Рис. 4. График выполнения действий в зависимости от времени
Время на выполнение отдельных действий можно сократить. Однако это требует привлечение дополнительных ресурсов (сотрудников, дополнительных аппаратно-программных средств и т.д.).
Проведя анализ работы групп рабочего аппарата оперативного штаба по организации и планированию специальной операции по поиску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников, можно определить время, необходимое для выполнения всех действий. Оно будет составлять 175 минут. Данный показатель можно уменьшить, используя дополнительный ресурс. Для организации работы групп поддержки принятия решений выделяется 15 человек. В качестве резерва дополнительно могут выделяться еще 2 человека. Существуют различные варианты распределения резерва, т.е. Л = (¿о; ¿1; ¿2; ...; ¿п}. Всего существует 32 варианта распределения резерва. Проведя анализ влияния ресурса на деятельность групп рабочего аппарата, можно утверждать, что только в пяти вариантах привлечение резерва влияет на сокращение времени для принятия решения. Рассмотрим подробно данные варианты.
до — вариант, когда резерв в группы не привлекается;
¿1 — вариант, когда в группу 1 добавляется 2 человека;
д2 — вариант, когда в группу 2 добавляется 2 человека;
д11 — вариант, когда в группу 1 добавляется 1 человек;
д12 — вариант, когда в группу 2 добавляется 1 человек;
д22 — вариант, когда в группы 1 и 2 добавляется по 1 человеку.
В качестве примера рассмотрим варианты д1, ¿2, ¿22 (рис. 5, 6, 7).
Группы рабочего аппарата ОШ
5 4 3 2
йв
й.4 й5 йз
й2
йб
йу
18
35
55
88
125
145
160
мин.
Рис. 5. Вариант, когда в группу 1 добавляется 2 человека (¿1)
1
5
Группы рабочего аппарата ОШ
5
I
4
I
3
I
2
d8
d4 d5 dз
d2
d6
5 20 35 55 85 90 115 135
Рис. 6. Вариант, когда в группу 2 добавляется 2 человека (¿2)
х, мин.
1
Группы рабочего аппарата ОШ
5
I
4
I
3
I
2
d8
d4 d5 dз
d2
d6
d7
5 18
35
55 88 105
1 3 0
147
X, мин.
Рис. 7. Вариант, когда в группы 1 и 2 добавляется по 1 человеку (¿22)
Составим таблицу зависимости времени выполнения задач от использования ресурса.
1
Зависимость времени выполнения задач от использования ресурса
Исполнители
группа 1 группа группа группа группа
2 3 4 5
Действия dl d2 d6 d7 dз d4 d5 d8
Время, мин
и к 5 15 30 20 120 30 20 70
К е ^ _ еа ч и 5 13 25 17 100 30 20 70
и а ие С а
5 13 20 15 80 30 20 70
Выигрыш 0 2 5 3 20 0 0 0
времени
по дейст-
виям
Абсо- 15 40 0
лютный
выигрыш
времени
Из таблицы и рисунков видно, что использование различных вариантов ресурса по-разному сказывается на сокращении времени для принятия решения по проведению специальной операции. В отдельных случаях использование ресурса не влечет сокращение времени при выполнении определенных действий. Максимальное сокращение времени действий (40 минут) происходит при добавлении двух человек в группу 2.
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что время планирования специальной операции существенно влияет на показатели эффективности проведения специальной операции [9]. Однако время планирования специальной операции можно уменьшать в разумных пределах и оно должно находиться в интервале Ткр. < Т < Ттах, при этом показатели эффективности должны быть оптимальными. Уменьшение времени может привести к неправильному планированию и неэффективности принимаемых решений по проведению специальной операции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Специальная тактика : учебник. — М. : ЦОКР МВД России, 2005. — 368 с.
2. Оперативно-боевая деятельность органов внутренних дел : монография / под ред. Ю. М. Антоняна. — М. : Издание ОИД МВД России, 2007. — 416 с.
3. Самороковский А. Ф. Структурно-параметрическая модель действий органов управления ОВД при чрезвычайных обстоятельствах // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии : сборник материалов международной научно-практической конференции (Воронеж, 10 июня 2015 г.). — Часть 3. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2015. — С.137—140.
4. Меньших В. В., Сысоев В. В. Структурная адаптация систем управления. — М. : Радиотехника, 2002. — 150 с.
5. Меньших В. В., Папонов А. В. Вероятностно-временная модель действий должностных лиц при возникновении происшествий на объекте уголовно-исполнительной системы // Вестник Воронежского института МВД России. — 2011. — № 3. — С. 128—134.
6. Меньших В. В. О выборе методов оптимизации последовательности выполнения запросов к вычислительным системам // Автоматика и вычислительная техника. — 1996. — № 1. — С. 72 —76.
7. Самороковский А. Ф. Системный подход к описанию процессов управления подразделениями ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 1. — С. 76—85.
8. Самороковский А. Ф. Общие подходы к моделированию действий подразделений ОВД для различных видов чрезвычайных обстоятельств // Вестник Воронежского института МВД России. — 2014. — № 2. — С. 182—189.
9. Самороковский А. Ф. Методы расчета показателей эффективности действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Воронежского института МВД России. — 2008. — № 2. — С. 155 — 159.
REFERENCES
1. Special'naja taktika : uchebnik. — M. : COKR MVD Rossii, 2005. — 368 s.
2. Operativno-boevaja dejatel'nost' organov vnutrennih del : monografija / pod red. Ju. M. Antonjana. — M. : Izdanie OID MVD Rossii, 2007. — 416 s.
3. Samorokovskij A. F. Strukturno-parametricheskaja model' dejstvij organov uprav-lenija OVD pri chrezvychajnyh obstojatel'stvah // Obshhestvennaja bezopasnost', zakonnost' i pravoporjadok v III tysjacheletii : sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Voronezh, 10 ijunja 2015 g.). — Chast' 3. — Voronezh : Voronezhskij institut MVD Rossii, 2015. — S.137—140.
4. Men'shih V. V., Sysoev V. V. Strukturnaja adaptacija sistem upravlenija. — M. : Radiotehnika, 2002. — 150 s.
5. Men'shih V. V., Paponov A. V. Verojatnostno-vremennaja model' dejstvij dolzhnostnyh lic pri vozniknovenii proisshestvij na ob#ekte ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2011. — № 3. — S. 128—134.
6. Men'shih V. V. O vybore metodov optimizacii posledovatel'nosti vypolnenija zaprosov k vychislitel'nym sistemam // Avtomatika i vychislitel'naja tehnika. — 1996. — № 1. — S. 72 —76.
7. Samorokovskij A. F. Sistemnyj podhod k opisaniju processov upravlenija po-drazdelenijami OVD pri vozniknovenii chrezvychajnyh obstojatel'stv // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2015. — № 1. — S. 76—85.
8. Samorokovskij A. F. Obshhie podhody k modelirovaniju dejstvij podrazdelenij OVD dlja razlichnyh vidov chrezvychajnyh obstojatel'stv // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2014. — № 2. — S. 182—189.
9. Samorokovskij A. F. Metody rascheta pokazatelej jeffektivnosti dejstvij organov vnutrennih del pri chrezvychajnyh obstojatel'stvah // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2008. — № 2. — S. 155—159.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Самороковский Андрей Федорович. Начальник кафедры тактико -специальной подготовки. Кандидат технических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. 8-905-656-16-34.
Меньших Валерий Владимирович. Начальник кафедры математики и моделирования систем. Доктор физико-математических наук, профессор.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. 8-915-582-64-46.
Samorokovskiy Andrey Fedorovich. Head of the chair of Special Tactical Training. Candidate of technical sciences, associate professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. 8-905-656-16-34.
Menshikh Valery Vladimirovich. Chief of the chair of Mathematics and Systems Modelling. Doctor of physical and mathematical sciences, professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. 8-915-582-64-46.
Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства; логико-вычислительная подсистема; способы организации работы оперативного штаба; управление подразделениями; организационный ресурс.
Key words: extraordinary circumstances; logical computing subsystem; ways of organizing the work of the operational staff; the management units; organizational resources.
УДК 303.725.36