Научная статья на тему 'Системный анализ модели воспитания ценностного отношения студентов к образованию'

Системный анализ модели воспитания ценностного отношения студентов к образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ / СИСТЕМНЫЕ СВОЙСТВА МОДЕЛИ / SYSTEMS APPROACH / THE MODEL OF VALUE ATTITUDE TO THE EDUCATION / THE SYSTEM PROPERTIES OF THE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Екатерина Сергеевна

Сформулированы основные положения системного подхода к модели ценностного отношения студентов к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System analysis of value attitude upbringing model of students to the education

The basic statements of systems approach to the value attitude model of students toward the education are formulated.

Текст научной работы на тему «Системный анализ модели воспитания ценностного отношения студентов к образованию»

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАНИЮ

Е.С. Бородина

УралГУФК

SYSTEM ANALYSIS OF VALUE ATTITUDE UPBRINGING MODEL OF STUDENTS TO THE EDUCATION

E.S. Borodina Ural State University of Physical Training

Сформулированы основные положения системного подхода к модели ценностного отношения студентов к образованию.

Ключевые слова: системный подход, модель воспитания ценностного отношения к образованию, системные свойства модели.

The basic statements of systems approach to the value attitude model of students toward the education are formulated.

Keywords: systems approach, the model of value attitude to the education, the

system properties of the model

Современный системный подход дает возможность целостного рассмотрения тех или иных педагогических средств, реализация которых в образовательных процессах так или иначе способствует развитию необходимых с позиции исследователя свойств личности обучающихся без ущерба для других свойств и характеристик. Безусловно, систематизация соответствующих средств является весьма значимой, поскольку она способствует возникновению нового качества, недостижимого в рамках использования тех или иных средств в отдельности.

В современной педагогической науке четко сформулированы положения системного подхода [2, 3, 6 и др.]. Они не отрицают выводов ученых предыдущих десятилетий, но дополняют, обогащают, уточняют их. Используя основные положения системного подхода, выделенные относительно образовательных систем [2], можно проследить и системно описать разработанную модель воспитания ценностного отношения студентов к образованию. Г.Н. Сериковым сформулировано семь положений системного подхода к изучению объектов в образовании [7].

Согласно первому положению системного подхода, всякий процесс (аспект, предмет, элемент, явление И Т.Д.) рассматривается как система. Она составляет

единство элементов, связей и взаимодействий между ними. В нашем исследовании воспитательный процесс рассматривается как система, предназначенная для реализации заранее определенных функций.

В модель воспитания ценностного отношения к образованию включены такие традиционные для педагогических моделей составные элементы, как цель, содержание, методы, формы, средства, условия, компоненты, уровни и результат процесса воспитания ценностного отношения к образованию. Исходя из этого, модель содержит целевой, содержательно-процессуальный и коррекционный блоки.

Целевой блок модели включает цели и задачи и обусловлен специальными государственными документами: Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования. Целью является воспитание у студентов ценностного отношения к образованию, что определяет состав всей системы. Задачи учитывают состав ценностного отношения и включают: приобретение студентами знаний об образовании как сфере, о его различных элементах и аспектах, явлениях и процессах; понимание образования как ценности; проявление положительных мотивов к образованию; вызов положительных эмоций у

студентов при получении ими образования и придание им относительной устойчивости; создание положительного настроя на учебную, самообразовательную и учебноисследовательскую деятельность; воспитание правил поведения в учреждении высшего профессионального образования, формирование межличностных отношении (в университете и семье). Высшее профессиональное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех других этапов непрерывного образования. В этот период идет подготовка к профессиональной деятельности, развитие профессиональных познавательных интересов и познавательной мотивации; происходит дальнейшее развитие самоорганизации, самосознания и самооценки студента как будущего специалиста (бакалавра, магистра). Это самостоятельная внутренняя предпосылка воспитания у студентов ценностного отношения к образованию.

Содержательно-процессуальный блок модели определяется содержанием, формами, методами, средствами и педагогическими условиями. Цель разрабатываемой модели определяют ее содержание. Кроме того, с тем чтобы разработать содержание процесса формирования такого личностного качества, как ценность, нам необходимо было учитывать структуру ценностного отношения к образованию, которая включает следующие компоненты: когнитивный; мотивационный; эмоциональный; поведенческий.

Если целью воспитания являются ценностное отношение, то содержание воспитания - средством, благодаря которому развивается ценностное отношение к образованию. Следует отметить, что содержание образования при воспитании ценностного отношения к образованию -межпредметное. Аспект содержания образования, соответствующий цели воспитания ценностного отношения к образованию, не входит, согласно государственному образовательному стандарту, в содержание высшего профессионального образования.

Исходя из вышеизложенного, учитывая особенности воспитания студентов к образованию, мы определили содержание разрабатываемой модели: учебно-воспитательная работа педагогов и родителей по становлению положительного отношения к учебе у студентов и активизация ценностного отношения к образованию. Содержательное средство

включает сведения об образовании как явлении и целенаправленной сфере, их предоставление и их усвоение студентами. Студентами и педагогами осуществляется мотивация учебной деятельности. Ключевым аспектом содержания является создание положительного эмоционального отношения к образованию и всем объектам образования. Студентам предъявляются требования обязательного исполнения учебных обязанностей.

Учебно-педагогическое взаимодействие включает следующие виды взаимодействия: педагогического коллектива и студентов; педагогического коллектива и отдельных педагогов; педагогического коллектива и родителей; студентов и родителей.

Коррекционный блок модели подразумевает диагностику состояния ценностного отношения к образованию и индивидуальную коррекцию задач, содержания, форм и методов воспитания. Коррекция осуществляется совместными усилиями педагогического коллектива, в том числе, кураторов и родителей.

Результатом реализации модели является достигнутый уровень ценностного отношения студентов к образованию. Под данным уровнем воспитанности понимаем тот уровень, на котором находится студент после диагностики состояния ценностного отношения к образованию.

Итак, представленная модель воспитания ценностного отношения к образованию

включает в себя целевой, содержательнопроцессуальный и коррекционный блоки. Иерархическая обусловленность компонентов целевому создает структуру модели. В зависимости от поставленных целей происходит наполнение содержательно-процес-суального блока: в содержании образования выделяются элементы, соответствующие

целям воспитания ценностного отношения студентов к образованию, а также определяются методы и формы учебно-

педагогического взаимодействия, направленного на воспитания. Организация процесса воспитания невозможна без реализации обратной связи и контроля. Эту функцию выполняет коррекционный блок модели. В нем запроектированы: диагностика состояний ценностных отношений студентов к

образованию; коррекция задач, содержания, форм и методов воспитания ценностного отношения студентов к образованию.

Теория и методика профессионального образования

Функциональный аспект модели ценностного отношения студентов к образованию включает воспитательную, обучающую, развивающую и корректирующую функции в целом и ее отдельных компонентов.

Согласно генетическому аспекту модель воспитания ценностного отношения студентов к образованию как система проходит четыре стадии: зарождение, становление, целостность и преобразования (коррекция). Таким образом, в модели заложена возможность развития образовательного процесса, после достижения того или иного уровня воспитанности у студентов ценностного отношения к образованию.

Второе положение системного подхода заключается в том, что всякая система является элементом другой системы, системы более высокого порядка, некой метасистемы. Функционирование системы осуществляется в определенной среде, во взаимодействии с другими системами. Воспитание ценностного отношения к образованию осуществляется как решение одной из воспитательных задач в метасистеме воспитания студентов в учреждении высшего профессионального образования, что усиливает ожидаемый результат.

Согласно третьему положению системного подхода, для зарождения и развития системы существуют объективные основания. Основаниями модели воспитания ценностного отношения студентов к образованию выступают: социальный заказ на повышение социальной и личной значимости образования; научные предпосылки воспитания ценностных отношений; противоречия и социальный заказ; основные принципы образования; методологические основания; возрастные особенности студентов; обобщенный опыт педагогов; индивидуальные уровни воспитанности у студентов ценностного отношения к образованию.

Модель процесса воспитания ценностного отношения студентов к образованию разрабатывается на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности специалиста (бакалавра, магистра) в изменяющихся условиях общественной жизни. Это принципы гуманистической направленности воспитания, природо-сообразности, культуросообразности, прин-

цип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности.

Основания, возникающие в воспитательной системе, определяют целевой заказ, рассматривающийся как компонент метасистемы, входящий в систему. Цель рассматривается как состояния целесообразного функционирования системы. От цели зависит то, какой информации мы будем отдавать предпочтение в первую очередь, как объединим ее, с чем сравним, как оценим. Только определив цель, можно искать средство, «только при единстве и структурной выдержанности этой цели не будет противоречия и нерешенности в педагогических приемах» [4, с. 42-44]. При условии постановки конкретной цели мы имеем возможность грамотно подобрать средства, методы, формы, определиться с содержательной составляющей, что позволяет нам выстроить систему, которая, в конечном итоге, выведет нас на достижение определенного результата: получение проектируемого уровня сформированное™

ценностного отношения, что является нижним

основанием системы. Таким образом,

благодаря структуре цель является

системообразующим компонентом системы.

Система обладает вполне определенными потенциальными возможностями, определяющими ее функции - это четвертое положение системного подхода. Не следует возлагать на систему значительные нагрузки по сравнению с теми, которые предопределены ее системной сущностью. От

каждой образовательной системы нельзя

ожидать большего, по сравнению с тем, что она «способна» осуществить. Наша модель адаптирована и разработана для воспитания ценностного отношения к образованию у студентов, что просматривается в содержательной подсистеме, в ее элементах.

Пятое положение системного подхода связано с генетическим аспектом обра-

зовательной системы. Система определяется свойством - развиваемостью. В своем развитии система проходит все стадии от

зарождения до неизбежного качественного преобразования. Наша система зарождается с момента постановки цели и определения исходного уровня сформированности ценностного отношения. Зрелость системы приходится на момент процессуального

исполнения модели (содержание, формы, методы, средства). В этот период идет формирование уровня ценностного отношения посредством разработанных мероприятий и методик в рамках данной модели в рассматриваемом нами аспекте. На момент прохождения всех элементов и подсистем педагог приобретает новый уровень сформированное™, который отличается от исходного, т.е. цикл пройден.

Но модель построена таким образом, что достижение более высокого, но недостаточного уровня данного вида сформированное™ предполагает внесение корректив в зависимое™ от этого уровня. В результате этого наша система переживает стадию преобразования (или перерождения) и, сохранив все свои элементы, выходит на новый виток развития.

Согласно шестому положению системного подхода всякую систему в образовании можно использовать в жизнедеятельности человека. Данное положение очень ярко иллюстрирует гуманно ориентированное образование, где студент представлен как человек в единстве его биологической, психической и социальной сторон.

Г.Н. Сериковым введен термин «гуманно ориентированное образование» [7, с. 103]. При этом автор не отделяет процессы обучения и воспитания, трактуя их как целостный процесс образования человека. В понятии гуманно ориентированного образования и соответствующем гуманно ориентированном подходе (к воспитанию) развиваются гуманистические идеи. В центре внимания гуманистаческой педагогики -уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В работах педагогов сформулированы признаки гуманного образования [7, 8]. В нашей гуманно ориентированной модели основными признаками являются: а) приори-тетность образования и здоровья как ценности у студентов в гуманном образовании; б) направленность студентов на воспитание ценностного отношения к образованию в социально приемлемых проявлениях; в) паритетность во взаимоотношениях участаиков (педагога, родителей и студентов) гуманного образования, каждый педагог; г) системность

процессуальных реализаций, отраженных в модели воспитания ценностного отношения студентов к образованию.

Образовательное учреждение, согласно принципу гуманизма, призвано способствовать созданию условий, в которых достигаются осознание и реализация подростком потребностей и интересов. При этом студент имеет право на ошибки, на свободный творческий поиск, стимулируемый педагогом не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От педагога требуется принимать подростка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость.

Воспитание ценностного отношения к образованию, согласно принципу гуманизма, строится так, чтобы студент открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание преподаваемого материала. Педагогические поиски гуманистической педагогики ведутся по линии связи обучения с эмоциональной сферой личности, создания соответствующего психологического климата в коллективе, своеобразного психолого-педагогического консультирования.

Таким образом, студент составляет ценность и самоценность в образовании. Гуманно ориентированный подход использован для выявления системных свойств модели: гуманной направленности, соот-

ветствия возрастным особенностям студента, интегрированности, развиваемость.

Выше обосновано, что модель является гуманно ориентированной. Приоритеты модели составляют потребности и целевые установки студента, его индивидуальные особенности. Его личное ценностное отношение к образованию являются

основанием модели и учитывается в ее проектировании и реализации.

Соответствие возрастным особенностям студента находит отражение в постановке задач воспитания, в выборе содержания, форм, методов и средств взаимодействия, а также включением родителей в число

субъектов взаимодействия.

Интегрированность выражается: в согласованности задач, содержания, форм, методов, средств воспитания в обра-

зовательном процессе, во внеклассной работе и в домашних условиях; в сложении усилий

Теория и методика профессионального образования

педагогического коллектива и родителей при достижении цели.

Развиваемость - это свойство модели изменяться (в каждом блоке) в зависимости от изменений в социальном заказе, в условиях внешней среды и в ценностных отношениях студента.

В соответствии седьмым положением системного подхода, преобладающими методами деятельности выступает индукция и синтез. Наша модель построена таким образом, что сначала используется индукция, педагоги выводят студентов на новый уровень сформированности ценностного отношения к образованию, учитывая когнитивный, мотивационный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Другими словами, педагоги, используя метод индукции, осуществляют поиск средств, методов и форм воспитания положительного отношения студентов к образованию, т.е. студент приобретают достигнутый уровень ценностных отношений к образованию на практике. Но метод индукции не будет полностью способствовать достижению поставленной цели. В этом случае необходимым является использование синтеза, которое выразится в том, что педагоги будут готовы самостоятельно проектировать и апробировать на практике в образовательном процессе модель воспитания ценностного отношения студентов к образованию (диалектический синтез целого и верификация).

Таким образом, воспитывая ценностное отношение студентов к образованию по этой модели, педагоги овладевают методами индукции (умением делать обобщения, соединять части в целое) и синтеза (умением выводить закономерности процесса, проектировать и реализовывать его), что позволяет им реализовывать идею воспитания ценностного отношения в образовательном процессе.

В заключение отметим, что системный подход избран нами как общеметодологическая основа исследования. Модель воспитания ценностного отношения к образованию рассматривается как система, имеющая характерный состав, структуру,

функции, развитие и системные свойства. Целесообразность опоры на системный подход объясняется тем, что модель отражает реальный воспитательный процесс. В реальном воспитательном процессе взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга цели и задачи, содержание, формы и методы воспитания ценностного отношения студентов к образованию. Выявленные компоненты ценностного отношения к образованию обусловливают содержательное наполнение всех блоков модели.

Литература

1. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования /

B.И. Загвязинский. - М.: Педагогика 1982. -160 с.

2. Ильясов, Д. Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д. Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2003. -336 с.

3. Котлярова, И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с развитием профессионально-педагогической квалификации: монография / И.О. Котлярова; под ред. Г.Н. Серикова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 169 с.

4. Нагиев, Х.Н. Интерсоциальная вос-

питанность как ценность / Х.Н. Нагиев // Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи: под ред.

А.Я. Наша. - Челябинск: ЧГИФК, 1995. -

C. 79.

5. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. -Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.

6. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в

гуманном образовании: монография /

Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.

7. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека /Г.Н. Сериков. -М.: Мнемози-на, 2002. -416 с.

8. Ханжина, О.А. Становления ценно-

стного отношения к инженерной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.А Ханжина. - Челябинск: УралГАФК,

2004. -25 с.

Поступила в редакцию 29 января 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.