СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАНИЮ
Е.С. Бородина
УралГУФК
SYSTEM ANALYSIS OF VALUE ATTITUDE UPBRINGING MODEL OF STUDENTS TO THE EDUCATION
E.S. Borodina Ural State University of Physical Training
Сформулированы основные положения системного подхода к модели ценностного отношения студентов к образованию.
Ключевые слова: системный подход, модель воспитания ценностного отношения к образованию, системные свойства модели.
The basic statements of systems approach to the value attitude model of students toward the education are formulated.
Keywords: systems approach, the model of value attitude to the education, the
system properties of the model
Современный системный подход дает возможность целостного рассмотрения тех или иных педагогических средств, реализация которых в образовательных процессах так или иначе способствует развитию необходимых с позиции исследователя свойств личности обучающихся без ущерба для других свойств и характеристик. Безусловно, систематизация соответствующих средств является весьма значимой, поскольку она способствует возникновению нового качества, недостижимого в рамках использования тех или иных средств в отдельности.
В современной педагогической науке четко сформулированы положения системного подхода [2, 3, 6 и др.]. Они не отрицают выводов ученых предыдущих десятилетий, но дополняют, обогащают, уточняют их. Используя основные положения системного подхода, выделенные относительно образовательных систем [2], можно проследить и системно описать разработанную модель воспитания ценностного отношения студентов к образованию. Г.Н. Сериковым сформулировано семь положений системного подхода к изучению объектов в образовании [7].
Согласно первому положению системного подхода, всякий процесс (аспект, предмет, элемент, явление И Т.Д.) рассматривается как система. Она составляет
единство элементов, связей и взаимодействий между ними. В нашем исследовании воспитательный процесс рассматривается как система, предназначенная для реализации заранее определенных функций.
В модель воспитания ценностного отношения к образованию включены такие традиционные для педагогических моделей составные элементы, как цель, содержание, методы, формы, средства, условия, компоненты, уровни и результат процесса воспитания ценностного отношения к образованию. Исходя из этого, модель содержит целевой, содержательно-процессуальный и коррекционный блоки.
Целевой блок модели включает цели и задачи и обусловлен специальными государственными документами: Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования. Целью является воспитание у студентов ценностного отношения к образованию, что определяет состав всей системы. Задачи учитывают состав ценностного отношения и включают: приобретение студентами знаний об образовании как сфере, о его различных элементах и аспектах, явлениях и процессах; понимание образования как ценности; проявление положительных мотивов к образованию; вызов положительных эмоций у
студентов при получении ими образования и придание им относительной устойчивости; создание положительного настроя на учебную, самообразовательную и учебноисследовательскую деятельность; воспитание правил поведения в учреждении высшего профессионального образования, формирование межличностных отношении (в университете и семье). Высшее профессиональное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех других этапов непрерывного образования. В этот период идет подготовка к профессиональной деятельности, развитие профессиональных познавательных интересов и познавательной мотивации; происходит дальнейшее развитие самоорганизации, самосознания и самооценки студента как будущего специалиста (бакалавра, магистра). Это самостоятельная внутренняя предпосылка воспитания у студентов ценностного отношения к образованию.
Содержательно-процессуальный блок модели определяется содержанием, формами, методами, средствами и педагогическими условиями. Цель разрабатываемой модели определяют ее содержание. Кроме того, с тем чтобы разработать содержание процесса формирования такого личностного качества, как ценность, нам необходимо было учитывать структуру ценностного отношения к образованию, которая включает следующие компоненты: когнитивный; мотивационный; эмоциональный; поведенческий.
Если целью воспитания являются ценностное отношение, то содержание воспитания - средством, благодаря которому развивается ценностное отношение к образованию. Следует отметить, что содержание образования при воспитании ценностного отношения к образованию -межпредметное. Аспект содержания образования, соответствующий цели воспитания ценностного отношения к образованию, не входит, согласно государственному образовательному стандарту, в содержание высшего профессионального образования.
Исходя из вышеизложенного, учитывая особенности воспитания студентов к образованию, мы определили содержание разрабатываемой модели: учебно-воспитательная работа педагогов и родителей по становлению положительного отношения к учебе у студентов и активизация ценностного отношения к образованию. Содержательное средство
включает сведения об образовании как явлении и целенаправленной сфере, их предоставление и их усвоение студентами. Студентами и педагогами осуществляется мотивация учебной деятельности. Ключевым аспектом содержания является создание положительного эмоционального отношения к образованию и всем объектам образования. Студентам предъявляются требования обязательного исполнения учебных обязанностей.
Учебно-педагогическое взаимодействие включает следующие виды взаимодействия: педагогического коллектива и студентов; педагогического коллектива и отдельных педагогов; педагогического коллектива и родителей; студентов и родителей.
Коррекционный блок модели подразумевает диагностику состояния ценностного отношения к образованию и индивидуальную коррекцию задач, содержания, форм и методов воспитания. Коррекция осуществляется совместными усилиями педагогического коллектива, в том числе, кураторов и родителей.
Результатом реализации модели является достигнутый уровень ценностного отношения студентов к образованию. Под данным уровнем воспитанности понимаем тот уровень, на котором находится студент после диагностики состояния ценностного отношения к образованию.
Итак, представленная модель воспитания ценностного отношения к образованию
включает в себя целевой, содержательнопроцессуальный и коррекционный блоки. Иерархическая обусловленность компонентов целевому создает структуру модели. В зависимости от поставленных целей происходит наполнение содержательно-процес-суального блока: в содержании образования выделяются элементы, соответствующие
целям воспитания ценностного отношения студентов к образованию, а также определяются методы и формы учебно-
педагогического взаимодействия, направленного на воспитания. Организация процесса воспитания невозможна без реализации обратной связи и контроля. Эту функцию выполняет коррекционный блок модели. В нем запроектированы: диагностика состояний ценностных отношений студентов к
образованию; коррекция задач, содержания, форм и методов воспитания ценностного отношения студентов к образованию.
Теория и методика профессионального образования
Функциональный аспект модели ценностного отношения студентов к образованию включает воспитательную, обучающую, развивающую и корректирующую функции в целом и ее отдельных компонентов.
Согласно генетическому аспекту модель воспитания ценностного отношения студентов к образованию как система проходит четыре стадии: зарождение, становление, целостность и преобразования (коррекция). Таким образом, в модели заложена возможность развития образовательного процесса, после достижения того или иного уровня воспитанности у студентов ценностного отношения к образованию.
Второе положение системного подхода заключается в том, что всякая система является элементом другой системы, системы более высокого порядка, некой метасистемы. Функционирование системы осуществляется в определенной среде, во взаимодействии с другими системами. Воспитание ценностного отношения к образованию осуществляется как решение одной из воспитательных задач в метасистеме воспитания студентов в учреждении высшего профессионального образования, что усиливает ожидаемый результат.
Согласно третьему положению системного подхода, для зарождения и развития системы существуют объективные основания. Основаниями модели воспитания ценностного отношения студентов к образованию выступают: социальный заказ на повышение социальной и личной значимости образования; научные предпосылки воспитания ценностных отношений; противоречия и социальный заказ; основные принципы образования; методологические основания; возрастные особенности студентов; обобщенный опыт педагогов; индивидуальные уровни воспитанности у студентов ценностного отношения к образованию.
Модель процесса воспитания ценностного отношения студентов к образованию разрабатывается на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности специалиста (бакалавра, магистра) в изменяющихся условиях общественной жизни. Это принципы гуманистической направленности воспитания, природо-сообразности, культуросообразности, прин-
цип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности.
Основания, возникающие в воспитательной системе, определяют целевой заказ, рассматривающийся как компонент метасистемы, входящий в систему. Цель рассматривается как состояния целесообразного функционирования системы. От цели зависит то, какой информации мы будем отдавать предпочтение в первую очередь, как объединим ее, с чем сравним, как оценим. Только определив цель, можно искать средство, «только при единстве и структурной выдержанности этой цели не будет противоречия и нерешенности в педагогических приемах» [4, с. 42-44]. При условии постановки конкретной цели мы имеем возможность грамотно подобрать средства, методы, формы, определиться с содержательной составляющей, что позволяет нам выстроить систему, которая, в конечном итоге, выведет нас на достижение определенного результата: получение проектируемого уровня сформированное™
ценностного отношения, что является нижним
основанием системы. Таким образом,
благодаря структуре цель является
системообразующим компонентом системы.
Система обладает вполне определенными потенциальными возможностями, определяющими ее функции - это четвертое положение системного подхода. Не следует возлагать на систему значительные нагрузки по сравнению с теми, которые предопределены ее системной сущностью. От
каждой образовательной системы нельзя
ожидать большего, по сравнению с тем, что она «способна» осуществить. Наша модель адаптирована и разработана для воспитания ценностного отношения к образованию у студентов, что просматривается в содержательной подсистеме, в ее элементах.
Пятое положение системного подхода связано с генетическим аспектом обра-
зовательной системы. Система определяется свойством - развиваемостью. В своем развитии система проходит все стадии от
зарождения до неизбежного качественного преобразования. Наша система зарождается с момента постановки цели и определения исходного уровня сформированности ценностного отношения. Зрелость системы приходится на момент процессуального
исполнения модели (содержание, формы, методы, средства). В этот период идет формирование уровня ценностного отношения посредством разработанных мероприятий и методик в рамках данной модели в рассматриваемом нами аспекте. На момент прохождения всех элементов и подсистем педагог приобретает новый уровень сформированное™, который отличается от исходного, т.е. цикл пройден.
Но модель построена таким образом, что достижение более высокого, но недостаточного уровня данного вида сформированное™ предполагает внесение корректив в зависимое™ от этого уровня. В результате этого наша система переживает стадию преобразования (или перерождения) и, сохранив все свои элементы, выходит на новый виток развития.
Согласно шестому положению системного подхода всякую систему в образовании можно использовать в жизнедеятельности человека. Данное положение очень ярко иллюстрирует гуманно ориентированное образование, где студент представлен как человек в единстве его биологической, психической и социальной сторон.
Г.Н. Сериковым введен термин «гуманно ориентированное образование» [7, с. 103]. При этом автор не отделяет процессы обучения и воспитания, трактуя их как целостный процесс образования человека. В понятии гуманно ориентированного образования и соответствующем гуманно ориентированном подходе (к воспитанию) развиваются гуманистические идеи. В центре внимания гуманистаческой педагогики -уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
В работах педагогов сформулированы признаки гуманного образования [7, 8]. В нашей гуманно ориентированной модели основными признаками являются: а) приори-тетность образования и здоровья как ценности у студентов в гуманном образовании; б) направленность студентов на воспитание ценностного отношения к образованию в социально приемлемых проявлениях; в) паритетность во взаимоотношениях участаиков (педагога, родителей и студентов) гуманного образования, каждый педагог; г) системность
процессуальных реализаций, отраженных в модели воспитания ценностного отношения студентов к образованию.
Образовательное учреждение, согласно принципу гуманизма, призвано способствовать созданию условий, в которых достигаются осознание и реализация подростком потребностей и интересов. При этом студент имеет право на ошибки, на свободный творческий поиск, стимулируемый педагогом не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От педагога требуется принимать подростка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость.
Воспитание ценностного отношения к образованию, согласно принципу гуманизма, строится так, чтобы студент открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание преподаваемого материала. Педагогические поиски гуманистической педагогики ведутся по линии связи обучения с эмоциональной сферой личности, создания соответствующего психологического климата в коллективе, своеобразного психолого-педагогического консультирования.
Таким образом, студент составляет ценность и самоценность в образовании. Гуманно ориентированный подход использован для выявления системных свойств модели: гуманной направленности, соот-
ветствия возрастным особенностям студента, интегрированности, развиваемость.
Выше обосновано, что модель является гуманно ориентированной. Приоритеты модели составляют потребности и целевые установки студента, его индивидуальные особенности. Его личное ценностное отношение к образованию являются
основанием модели и учитывается в ее проектировании и реализации.
Соответствие возрастным особенностям студента находит отражение в постановке задач воспитания, в выборе содержания, форм, методов и средств взаимодействия, а также включением родителей в число
субъектов взаимодействия.
Интегрированность выражается: в согласованности задач, содержания, форм, методов, средств воспитания в обра-
зовательном процессе, во внеклассной работе и в домашних условиях; в сложении усилий
Теория и методика профессионального образования
педагогического коллектива и родителей при достижении цели.
Развиваемость - это свойство модели изменяться (в каждом блоке) в зависимости от изменений в социальном заказе, в условиях внешней среды и в ценностных отношениях студента.
В соответствии седьмым положением системного подхода, преобладающими методами деятельности выступает индукция и синтез. Наша модель построена таким образом, что сначала используется индукция, педагоги выводят студентов на новый уровень сформированности ценностного отношения к образованию, учитывая когнитивный, мотивационный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Другими словами, педагоги, используя метод индукции, осуществляют поиск средств, методов и форм воспитания положительного отношения студентов к образованию, т.е. студент приобретают достигнутый уровень ценностных отношений к образованию на практике. Но метод индукции не будет полностью способствовать достижению поставленной цели. В этом случае необходимым является использование синтеза, которое выразится в том, что педагоги будут готовы самостоятельно проектировать и апробировать на практике в образовательном процессе модель воспитания ценностного отношения студентов к образованию (диалектический синтез целого и верификация).
Таким образом, воспитывая ценностное отношение студентов к образованию по этой модели, педагоги овладевают методами индукции (умением делать обобщения, соединять части в целое) и синтеза (умением выводить закономерности процесса, проектировать и реализовывать его), что позволяет им реализовывать идею воспитания ценностного отношения в образовательном процессе.
В заключение отметим, что системный подход избран нами как общеметодологическая основа исследования. Модель воспитания ценностного отношения к образованию рассматривается как система, имеющая характерный состав, структуру,
функции, развитие и системные свойства. Целесообразность опоры на системный подход объясняется тем, что модель отражает реальный воспитательный процесс. В реальном воспитательном процессе взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга цели и задачи, содержание, формы и методы воспитания ценностного отношения студентов к образованию. Выявленные компоненты ценностного отношения к образованию обусловливают содержательное наполнение всех блоков модели.
Литература
1. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования /
B.И. Загвязинский. - М.: Педагогика 1982. -160 с.
2. Ильясов, Д. Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д. Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2003. -336 с.
3. Котлярова, И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с развитием профессионально-педагогической квалификации: монография / И.О. Котлярова; под ред. Г.Н. Серикова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 169 с.
4. Нагиев, Х.Н. Интерсоциальная вос-
питанность как ценность / Х.Н. Нагиев // Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи: под ред.
А.Я. Наша. - Челябинск: ЧГИФК, 1995. -
C. 79.
5. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. -Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
6. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в
гуманном образовании: монография /
Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.
7. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека /Г.Н. Сериков. -М.: Мнемози-на, 2002. -416 с.
8. Ханжина, О.А. Становления ценно-
стного отношения к инженерной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.А Ханжина. - Челябинск: УралГАФК,
2004. -25 с.
Поступила в редакцию 29 января 2009 г.