Научная статья на тему 'The model of student morality upbringing in the University educational and free-time process'

The model of student morality upbringing in the University educational and free-time process Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЪНО-ДОСУГОВЫЙ ПРОЦЕСС / THE MODEL / STUDENT MORALITY UPBRINGING / THE EDUCATIONAL AND FREE-TIME PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ovinova L. N.

The model of student morality upbringing in the educational and free-time process is tackled. The main units, functions and features of this model are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The model of student morality upbringing in the University educational and free-time process»

УДК 378.017+379.8 ББК 4481.352

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ДОСУГОВОМ ПРОЦЕССЕ

Л.Н. Овинова

Южно-Уральский государственный университет

THE MODEL OF STUDENT MORALITY UPBRINGING

IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL AND FREE-TIME PROCESS

LM Ovinova

South Ural State University

Рассмотрена модель воспитания нравственности студентов в образова-тельно-досуговом процессе. Охарактеризованы составляющие ее блоки, свойственные ей функции и признаки.

Ключевые слова: модель, воспитание нравственности студентов, образова-телъно-досуговый процесс.

The model of student morality upbringing in the educational and free-time process is tackled. The main units, functions and features of this model are considered.

Keywords: the model, student morality upbringing, the educational and free-time process.

В настоящее время моделирование является распространенным методом научного исследования. Модель в широком понимании этого термина рассматривается в двух аспектах: как схема, изображение или описание какого-либо явления, процесса в природе или обществе и как аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности [1].

В более узком смысле под моделью понимается мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [2].

Педагогическое моделирование обусловлено необходимостью разрешения актуальной проблемы, которая есть выражение противоречия между потребностями общества, представленными социальным заказом, и невозможностью науки своевременно их удовлетворить. Следовательно, реализация определенного социального заказа в педагогической науке и есть цель моделирования. В рамках нашего исследования социальный заказ состоит в подготовке специалистов, обладающих наряду с высоким уровнем профессиональных знаний и умений их применения социально

значимым уровнем нравственности, достаточным для осуществления жизнедеятельности социально-приемлемым образом (согласно нормам морали).

Выполнить заказ общества возможно, если обеспечить преподавателей вузов научно обоснованным средством осуществления воспитания нравственности студентов в образо-вательно-досуговом процессе. В качестве такого средства мы рассматриваем модель данного процесса, т. е. целью моделирования является разработка модели воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе. Принципиальная решаемость поставленной цели, как одно из требований эффективности процесса моделирования, обеспечивается накопленным научным опытом в решении аналогичных задач, который был учтен и активно использовался нами.

Применительно к нашему исследованию теоретическим обеспечением модели воспитания нравственности студентов в образова-тельно-досуговом процессе выступили: системный подход как общенаучный метод познания; теории гуманно ориентированного и личностно ориентированного образования; синергетический подход; концепции сферы

Овинова Л.Н.

Модель воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе

профессионального образования; педагогические теории гуманистического воспитания; концепции нравственного развития личности; теории нравственного воспитания.

Согласно логике системного подхода, сконструированная структурно-функциональная модель представляет собой взаимосвязь структурных (цель - содержание - методы -формы - результат) и функциональных (информационная, ориентационная, конструктивная, организационная, созидательная) компонентов. Структурные компоненты разработанной модели соответствуют внутренней организации образовательно-досугового процесса, направленного на воспитание нравственности студентов, обеспечивают постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса.

Функциональные компоненты предлагаемой модели проявляют устойчивые базовые связи структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов и студентов и обусловливающие движение, развитие и совершенствование исследуемого процесса.

Разработанная модель воспитания нравственности студентов в образовательно-досу-говом процессе рассматривается нами как целостное образование, состоящее из взаимосвязанных блоков: целевого, содержательно-процессуального и оценочно-результативного, что дает возможность всестороннего рассмотрения целенаправленного процесса воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе при соотнесении цели и результата.

Общая целевая направленность модели связана с достижением проектируемого уровня социально значимой нравственности студентов. В соответствии с предметом нашего исследования данная цель конкретизируется в иерархии соподчиненных ей задач, соответствующих этапам реализации модели воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе (начальный: усвоение знаний и представлений о нравственности; промежуточный: развитие нравственных убеждений, позитивного отношения к нормам морали и нравственности; итоговый: содействие устойчивой реализации усвоенных знаний и представлений на практике, в сфере досуго-вой деятельности).

Цель (как системообразующий компонент) обусловливает направленность содержания образовательно-досугового процесса на воспитание нравственности студентов.

В ходе анализа педагогической теории [3-6] нами выделены признаки содержания образования и досуга, способствующие воспитанию нравственности студентов:

- содержание образования включает социальный опыт, отражающий проявление морали и нравственности в различных аспектах жизнедеятельности человека;

- содержание образования и досуга включает в себя сведения, опираясь на которые образующийся человек способен выразить и обосновать свою нравственную позицию;

-предоставляется возможность для расширения и углубления личного нравственного опыта (возможность для самоопределения и самоорганизации);

- при подборе содержания образования и досуга учитываются природоопределенные свойства студентов;

- содержание образования характеризуется взаимосвязью содержания обучения и воспитания;

- содержание образования и досуга для продолжения образовательно-досугового процесса подбирается и упорядочивается на основе преемственности с уже полученными результатами осуществленного образовательно-досугового процесса.

Вышеизложенное позволило представить содержание целостного образовательно-досугового процесса в виде двух элементов: когнитивного (знания, представления из области этики, знакомство с элементами социального опыта, способствующего воспитанию позитивного отношения студентов к нормам морали, нравственным качествам) и созидательного (высказывания, размышления, дискуссии об отношении студентов к нормам морали, нравственным качествам; ситуации реальной жизнедеятельности, в частности, в досуговой сфере, способствующих проявлению в поведении студентов представлений о нормах морали и нравственности, а также нравственных качеств личности.

Когнитивный компонент содержания воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе представляет собой специальным образом сконструированный и адаптированный к особенностям студентов социальный опыт. Содержание когнитивного компонента функционально направлено на информирование студентов о нравственных аспектах социального опыта. Усвоение соответствующей информации ведет к расширению знаний студентов в области этики. Сту-

Теория и методика профессионального образования

денты учатся также умениям сопоставлять различные виды информации друг с другом, а также применять ее в педагогически выстроенных ситуациях [8].

Однако усвоение социального опыта для успешного воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе не является самоцелью, а лишь предпосылкой для созидания личного опыта нравственного поведения, личного опыта отношения к нормам морали. Другими словами, в образовательно-досуговом процессе, сориентированном на воспитание нравственности студентов, акцент ставится не столько на усвоение знаний, сколько на мобилизацию креативных потенциалов его участников. Поэтому в содержании воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе необходимо присутствие не только когнитивного, но и созидательного компонента. Благодаря созиданию студент убеждается в полезности усваиваемого социального опыта для себя лично. Кроме того, на его основе студент способен созидать что-то полезное [7].

Формы, методы, этапы воспитания нравственности студентов в образовательно-досу-говом процессе образуют процессуальный компонент спроектированной нами модели.

Воспитание нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе университета происходит в рамках учебно-педагогического взаимодействия, выделенного Г.Н. Сериковым в качестве специфического феномена образования. Речь идет о взаимодействии студентов и преподавателей, направленном на совместное исполнение каждым из них своих функций. Учебно-педагогическое взаимодействие может осуществляться через непосредственные контакты между партнерами в общении, в совместном решении учебных задач, во взаимосодействии друг другу. Такой подход предполагает не руководство образованием, а сопровождение образования.

Отсюда вытекает актуальность использования продуктивных методов, а также форм, способствующих проявлению студентами их нравственных качеств. Продуктивные методы направлены на активизацию студентов к выражению своих внутренних потенциалов, анализу себя и последующей реализации своих потенциалов нравственной деятельности (развития).

Исходя из особенностей содержания об-разовательно-досугового процесса, направленного на воспитание нравственности сту-

дентов, методы воспитания нравственности призваны способствовать усвоению социального опыта студентами, развитию нравственных убеждений и позитивных мотивов поведения, а также развитию потребности в поведении, основанном на нормах морали и нравственности, учитывая субъект-субъектный характер учебно-педагогического взаимодействия. Данным требованиям отвечают методы организации, стимулирования и контроля.

Методы организации обеспечивают направленность учебно-педагогического взаимодействия на активизацию образовательно-досуговой деятельности студентов, методы стимулирования делают акцент на поощрении инициативности студентов в ходе образовательно-досуговой деятельности, направленной на воспитание нравственности, методы контроля обеспечивают усиление самоконтроля.

К данным методам, используемым нами в образовательно-досуговом процессе, сориентированном на воспитание нравственности студентов, можно отнести следующие: беседы, диалог, дискуссия, работа с понятиями, работа с текстом, анализ текста, метод анализа ситуаций, продолжение незаконченного или прерванного рассказа, сочинение-размышление, театрализация, иллюстрирование и игра.

Хочется отметить, что три последних из перечисленных методов, используемых для воспитания нравственности, свойственны до-суговой деятельности [3].

Представленные в нашей модели методы соотносятся с формами организации образова-тельно-досугового процесса, направленного на воспитание нравственности студентов. В соответствии со спецификой воспитания нравственности студентов в качестве организационных форм в образовательном процессе были определены лекции, семинарские занятия, групповые практические занятия, самостоятельная работа студентов и организованный досуг.

Среди форм организации досуга студентов в целях воспитания их нравственности мы остановили свой выбор на групповых и индивидуальных формах.

Реализация модели воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе осуществляется поэтапно.

Первый этап - начальный, его цель заключается в том, чтобы студенты к его завершению могли продемонстрировать понимание сущности норм морали и нравственности, различия между ними; осознавать важность

Овинова Л.Н.

Модель воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе

норм морали и необходимость следования этим нормам в жизнедеятельности. На первом этапе важно сформировать положительное отношение к нормам морали и нравственности. Второй этап - промежуточный, целью его является применение полученных на первом этапе этических знаний посредством размышлений, высказываний, обсуждений актуальных нравственных проблем, анализа ситуаций нравственного выбора в образовательно-досуговом процессе.

Итоговый этап предстает как заключительный этап воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе. Цель его - осуществление студентами нравственной деятельности в рамках образовательно-досугового процесса. Студентам предоставляется возможность для самореализации, то есть проявления усвоенных этических знаний, приобретенных нравственных убеждений при решении нравственных проблем на созидательном (творческом) уровне.

Оценочно-результативный блок нашей модели включает описание критериев (знание-вый, ценностно-отношенческий, поведенческий) и показателей измерения уровня нравственности студентов, которое соответствует пяти уровням: начальному, предостаточному, достаточному, продвинутому и перспективному.

Системность предлагаемой модели воспитания предопределяет появление нового качественного состояния. Опираясь на выявленный уровень нравственности студентов, задаем проектируемый (ожидаемый) уровень нравственности, который по завершении осуществления образовательно-досугового процесса должен соответствовать уровню социально значимой нравственности.

Признаками модели воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе являются: 1) взаимосвязь образования и досуга, что продиктовано целью проектируемого образовательно-досугового процесса, направленного на воспитание нравственности студентов; 2) субъект-субъектное взаимодействие, в основе которого лежит уважение к личности студента как субъекта своей деятельности, доверия к ней, изменение взгляда субъектов образования на свою роль и место в своей образовательной деятельности, проявляющееся при выборе методов и форм организации образовательно-досугового процесса, направленного на воспитание нравственности студентов, в поощрении студентов

за участие в отборе и упорядочивании учебного материала, проявлению инициативности в образовательно-досуговой деятельности; 3) опора на выявленный уровень нравственности студентов, что проявляется в отборе содержания, методов и форм образовательно-досугового процесса.

Итак, мы представили модель воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе университета, спроектированную на основе теории целостного образовательного процесса, гуманно ориентированной системно-синергетичеекой методологии и теорий гуманистического воспитания.

Следующий этап (проверка качества созданной модели) проходил в традиционном понимании педагогического эксперимента, результаты которого показали эффективность предлагаемой нами модели воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе университета.

Литература

1. Нейман, Ю.М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов /Ю.М. Нейман, В.А. Хлебников. -М; Загорская типогр., 2000. - 169 с.

2. Герасимов, Б.Н. Моделирование профессиональной деятельности менеджера / Б.Н. Герасимов //Менеджер. - 1997. - № 5. -С. 23-25.

3. Жаркову А.Д. Технология кулътурно-до-суговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУК, НПО «ПРОФИЗДАТ», 2002. - 288с.

4. Кузовлев, В.П. К проблеме формирования духовно-нравственной культуры личности / В.П. Кузовлев, H.H. Татаркина // Альма матер. - 2006. -№ 3. - С. 54-60.

5. Лийметс, Х.И. Как воспитывает процесс обучения / Х.И. Лийметс. - М.: Знание, 1982.-96 с.

6. Лисовский, В. Т. Концепция воспитания студентов вузов РФ: метод, пособие / В. Т. Лисовский, А.И. Мачулъскш, И.И. Темный. — СПб., 1999.-116 с.

7. Сериков> Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002.-416 с.

8. Сериков, Г.Н. Педагогика. Кн. 1: Объект исследований / Г.Н. Сериков. - М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2005. - 440 с.

Поступила в редакцию 17 ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.