Научная статья на тему 'Оздоровительно-образовательный процесс в конном клубе'

Оздоровительно-образовательный процесс в конном клубе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОННЫЙ ЦЕНТР / МОДЕЛЬ / МОДУЛЬНАЯ МЕТОДИКА / HEALTH-IMPROVING EDUCATIONAL PROCESS / HORSE CENTER / MODEL / MODULE METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малолетко Эльвира Анатольевна

Определен оздоровительно-образовательный процесс в конном центре, дана системная характеристика его модели как ориентировочной основы его реализации, охарактеризована модульная методика оздоровительно-образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health-improving educational process in horse center

Health-improving educational process in horse center has been defined. System description of its model has been given as an approximate basis for implementation. Health-improving educational process module method has been characterized.

Текст научной работы на тему «Оздоровительно-образовательный процесс в конном клубе»

УДК 798.2 + 37.012.6 ББК 4517.22 + 4511

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В КОННОМ КЛУБЕ

Э.А. Малолетко ООО «Пегас»

HEALTH-IMPROVING EDUCATIONAL PROCESS IN HORSE CENTER

E.A. Maloletko ООО «Pegas»

Определен оздоровительно-образовательный процесс в конном центре, дана системная характеристика его модели как ориентировочной основы его реализации, охарактеризована модульная методика оздоровительнообразовательного процесса.

Ключевые слова: оздоровительно-образовательный процесс, конный центр, модель, модульная методика.

Health-improving educational process in horse center has been defined. System description of its model has been given as an approximate basis for implementation. Health-improving educational process module method has been characterized.

Keywords: health-improving educational process, horse center, model, module method.

Изменившиеся социально-экономические и экологические условия ведут к возникновению глобальной тенденции ухудшения здоровья людей: физического, психического, социального. Его сохранение и улучшение является одной из актуальных задач современности. Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена: а) социальным заказом на сохранение и укрепление здоровья россиян; включением здоровьесбережения и образования в число актуальных социальных задач в рамках национальных проектов; б) личными потребностями укрепления и сбережения здоровья со стороны молодых людей; возрастаем личных ценностей жизни и здоровья; в) недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике образования.

Конный центр имеет благоприятные условия для системного решения проблемы сохранения здоровья во всех его аспектах. В основе сохранения здоровья людей лежит их личная заинтересованность в результате, наличие соответствующей потребности и ценности жизни и здоровья. Именно в этой связи основная идея организации функционирования конного центра состоит в сохранении и укреплении здоровья посе-

тителей на основе воспитания у них ценностного отношения к своему здоровью. Центр принимает разных по возрасту посетителей. Основной контингент составляют подростки в возрасте от 10 до 16 лет.

В основе деятельности центра лежат следующие идеи.

Разработка теоретических основ деятельности конного клуба, исследование оздоровительно-образовательного процесса и его реализация базируются на гуманно ориентированном подходе.

Центр способствует укреплению семьи. В центре взаимодействуют: подростки, их

родители, воспитатели, тренеры, а также животные (лошади).

В основе воспитания ценного отношения к здоровью и жизни лежат эмпатия, ценностное отношение к жизни и здоровью других живых существ.

В клубе культивируется гуманное отношение к лошади как биологическому существу, имеющему равное с человеком право на уважение и сохранение его здоровья.

Посетителям центра дается возможность укрепления всех видов здоровья: физического, психического, нравственного.

Вопросы общего образования

Посетители центра проходят индивидуальные траектории досуга и оздоровления, обязательно включающие в себя кружковые занятия, занятия с лошадьми, прогулки и упражнения на свежем воздухе.

Основным процессом, в рамках которого реализуются эти идеи, является оздоро-вительно-образовательный процесс.

Оздоровительно-образовательный процесс - это целенаправленный процесс образования и оздоровления учащихся дополнительного образования в интересах человека, общества и государства, в основе которого находится согласованное взаимодействие учащихся и сотрудников для достижения общих целей воспитания ценностного отношения к здоровью.

Ориентировочную основу оздорови-тельно-образовательного процесса составляет его модель. Теоретические предпосылки разработки модели оздоровительно-образовательного процесса составили:

• системный подход к исследованию [2,

7, 8, 15, 18 и др.];

• гуманно ориентированный подход в образовании [4, 10, 12, 13, 16, 21 и др.];

• концепция биосферы [1, 11 и др.];

• теории здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья в образовании [14, 20,22 и др.];

• теории ценностей [3, 5,17];

• теории иппотерапии [23].

Модель оздоровительно-образователь-ного процесса разработана на основе гуманно ориентированного подхода. Модель оздоро-вительно-образовательного процесса в системе дополнительного образования гуманно ориентированная в следующих смыслах: она позволяет каждому подростку удовлетворять свои образовательные потребности; предоставляет возможность осваивать сведения в желаемое время, промежуток времени и в желаемомобъеме; помогает сохранить и укрепить здоровье; дает возможность самореализоваться, и причем - в социально приемлемых формах.

Модель определяет направленность оздоровительно-образовательного процесса на повышение уровня: физического состояния здоровья, психического состояния, социальной адаптированное™, ценностного отношения к здоровью, самореализации.

Модель включает целевой, содержательный, процессуальный компоненты,

каждый из которых интегрирует в себе оздоровительную и образовательную составляющие. Целевой компонент модели содержит иерархию целевых установок: социальный заказ на федеральном и национально-региональном уровне, целевые установки конного центра, личные целевые установки субъектов образовательнооздоровительного процесса. Среди них есть цели образования и цели сохранения и укрепления здоровья.

Целевые установки влияют на содержание оздоровления и образования. Основными признаками содержательного компонента является его большая размерность (разнообразие предлагаемых курсов), добровольность выбора, вариативность (возможность изменять программу и участвовать в ее составлении), индивидуальность траектории и модульность (содержательные модули различаются по тематике и по объему часов). Индивидуальность траектории обеспечивается тем, что каждый подросток проходит те модули и в тех объемах, которые считает для себя нужным.

Третий компонент модели - процессуальный. В центре взаимодействуют люди разных возрастов (взрослые, молодые люди, дети), причем временные группы взаимодействия очень мобильны. В центре люди взаимодействуют с лошадьми. Образовательную основу такого взаимодействия составляют теории анатомии, физиологии, психологии лошади и психологии человека.

Все компоненты в модели взаимосвязаны. Структура модели обусловлена:

• наличием системообразующего

элемента (целевой); иерархической сопод-чиненностью содержательного и процессуального компонента целевому;

• тождественностью целого и части: как

для модели, так и для каждого ее компонента является характерным интеграция двух составляющих: оздоровительной и обра-

зовательной;

• взаимной обусловленностью содержательного наполнения компонентов (изменения в одном влекут соответствующие изменения в других).

Системные свойства модели связаны с ее функциональной направленностью и включают:

• интеграцию оздоровительной и образовательной функций в деятельности конного центра;

• направленность на достижение интегративной целостности физического, психического и социального здоровья подростков;

• направленность на их самореализацию и социальную адаптацию.

В соответствии с целью ожидаемым результатом оздоровительно-образовательного процесса, отраженным в модели, является укрепление физического, психического и социального здоровья подростков. Рассматривая разные аспекты здоровья, в качестве критериев результатов функционирования конного центра рассматриваем: ценностное отношение подростков к здоровью, самореализацию, социальную адаптированность, состояние физического здоровья, психическое равновесие.

Модель оздоровительно-образователь-ного процесса является его ориентировочной основой. В его реализации применяется методика, которая соответствует модели. Для того чтобы каждому посетителю обеспечить индивидуальный путь укрепления здоровья и самореализации, методика является модульной. Модули включают содержательный, процессуально-действенный, организационно-управленческий компоненты, каждый из которых имеет оздоровительную и образовательную составляющие. Для каждого посетителя разрабатывается индивидальная оздоровительно-образовательная программа, т.е. программа развития образованности и здоровья человека (или группы людей, имеющих сходное состояние здоровье и потребности), направленная на укрепление их физического и психического здоровья, на воспитание их ценностного отношения к здоровью, на их самореализацию, включающая содержательные направления, мероприятия по достижению соответствующих результатов, сроки и ответственных исполнителей осуществления программы.

Все компоненты модели находят отражение в программе, согласно которой происходит оздоровительно-образовательный процесс.

Для того чтобы спроектировать и разработать индивидуальную оздоро-вительно-образовательную программу, на начальном этапе работы с подростком выявляются его особенности, познавательные

интересы и потребности, способности, состояние физического и некоторых аспектов психического здоровья (прежде всего, связанные с переутомлением).

Осуществление программы базируется на взаимодействии: подростка, педагогов и

тренеров, родителей и лошади. В рамках этого взаимодействия выделяются некоторые характерные подгруппы. Программа разрабатывается и реализуется на основе педагогического партнерства. Все аспекты образовательной программы согласованы, проводятся интегрированные, совместные, межпредметные мероприятия. Реализуется следующая схема взаимодействия персонала конного центра со слушателями (рис. 1). Подростки взаимодействуют с лошадью в следующих аспектах: наблюдают, изучают, общаются, играют, ухаживают.

Рис. 1. Этапы взаимодействия со слушателями

Каждая индивидуальная траектория прохождения программы включает:

• индивидуально выстроенную структуру реализации модулей;

• обязательные виды деятельности (теоретическое изучение предмета,

Вопросы общего образования

практические занятия (в образовательной области «Технология»), практические занятия по уходу за лошадью, общественно полезный труд, двигательную активность (с учетом ведущего возрастного вида деятельности, в формах игр, комплекс физических упражнений));

• дополнительные здоровьеукрепляющие элементы (массаж, ЛФК).

Ниже представлены два варианта индивидуальных траекторий прохождения программы, которые можно назвать «граничными». На рис. 2 предлагается

вариант модульной реализации оздоро-вительно-образовательного процесса для посетителей с начально высокими показателями состояния здоровья. На рис. 3 предлагается вариант траектории

оздоровительно-образовательного процесса для посетителей со средними показателями здоровья. При этом в работе центра имеется ограничение - в центре не проводятся занятия, требующие нагрузки, с теми посетителями, для которых имеются медицинские ограничения на

соответствующие виды деятельности.

Рис. 2. Вариант траектории прохождения программы подростками с начально высокими показателями состояния здоровья

Краткосрочные технологические модули V____________________;

Диагностика

состояния

здоровья

Занятия по уходу лошадью

Комплекс физических упражнений для подростков второй группы здоровья

Игры и прогулки в лесу

Продолжение

прохождения

программы,

соответствующе

й

состоянию

здоровья

Рис. 3. Вариант траектории прохождения программы подростками со средними показателями здоровья

Наряду с крайними вариантами возможно многообразие иных индивидуальных траекторий прохождения образовательной программы.

Итак, оздоровительно-образовательный процесс в конном центре реализуется в соответствии с авторской гуманно ориентированной моделью, при помощи модульной методики, позволяющей обеспечить индивидуальные траектории досуга и оздоровления для каждого посетителя центра.

Литература

1. Агаджанян, НА. Человек и биосфера: Мед.-биол. аспекты / НА. Агаджанян. - М.: Знание, 1987. - 93 с.

2. Аверьянов, А.Н. Система: философская категория и реальность /А.Н Аверьянов. -М.: Мысль, 1976. -188 с.

3. Адлер А. Наука жить: пер. с англ. и нем. - Киев: РоН-Яои1,1997. - 288 с.

4. Алексеева, В.Г Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. -1984. - Т.5. - С.63-67.

5. Алиев ХМ. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. - М.: Молодая гвардия, 1990. -223 с.

6. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издат. дом Ш. Амонашвили, 1995. - 496 с.

7. Анисимов, С.Ф. Ценности реальные и мнимые/С.Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 1970. -182 с.

8. Асмолов, Н. Здоровый образ жизни / Н. Асмолов // Воспитание школьника. - 1988. -№2. -С. 72-77.

9. Берталанфи, Л. фон. Общая теория систем/Л. Берталанфи. - М.: Прогресс, 1969. -369 с.

10. Блауберг, ИВ. Философский принцип системности и системный подход /ИВ. Блауберг, В.Н. Садовский, Б.Г. Юдин // Вопросы философии. -1978. —М 8.- С. 39-52.

11. Блюмкин, В.А. Мир моральных ценностей/ В. А. Блюмкин. — М.: Знание, 1981. — 64 с.

12. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного обра-

зования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. -№4.-1997.-С. 11-17.

13. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера /Предисл. Р.К. Баландина. - М.: Айрис-пресс, 2004.-576 с.

14. Газман, О.С. Гуманизм и свобода: Введение в гуманистическую педагогику / под ред.О.С. Газман, И.А. Костенчука//Гуманизация воспитания в современных условиях - М.: УФЦ Инноватор, 1995. - С. 3-13.

15. Гершунский, Б.С. Гуманизация образования: Необходимость новой парадигмы / Б.С. Гершунский//Магистр. - Июнь. -1991. - С. 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Гогулан, М.Ф. Законы здоровья / М.Ф. Гогулан. - М.: Советский спорт, 1998. - 496 с.

17. Диалектика познания сложных систем / под ред. B.C. Тюхтина. - М.: Мысль, 1988. -316 с.

18. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

19. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1986. - 246 с.

20. Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школу о системных и системном подходе / Ю.А. Конаржевский. - Челябинск: ЧГПИ, 1986. -133 с.

21. Мелж-Пашаев, А.А. Гуманизация образования: проблема и возможности / А.А. Ме-лик-пашаев // Вопросы психологии. — 1989. -№5. -С. 26-36.

22. Сериков, Г.Н. , Сериков С.Г. Здоровьес-бережение в гуманном образовании / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.

23. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека /Г.Н. Сериков. М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.

24. Сериков, С.Г. Педагогическое обеспечение здоровьесбережения: учеб. пособие для студентов / С.Г. Сериков. - Челябинск: Урал-ГАФК, 1998.-79 с.

25. Спинк, Дж. Развивающая лечебная верховая езда. Принципы создания и оценка работы терапевтической команды: пер. с англ. / Дж. Спинк. - М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2001. -198 с.

Поступила в редакцию 6 февраля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.