Научная статья на тему 'Организация апробации оздоровительно-образовательного процесса'

Организация апробации оздоровительно-образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малолетко Эльвира Анатольевна

Охарактеризованы основные методы апробации оздоровительно-образовательного процесса в формах экспертизы, эксперимента и публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация апробации оздоровительно-образовательного процесса»

ОРГАНИЗАЦИЯ АПРОБАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ЭЛ. Малолетко КК «Пегас»

Охарактеризованы основные методы апробации оздоровительнообразовательного процесса в формах экспертизы, эксперимента и публикаций.

Разработанная и обоснованная теоретически модель оздоровительно-образовательного процесса в конном клубе «Пегас» прошла практическую апробацию, согласно логике педагогического исследования [1].

В апробации приняли участие: учащиеся 7-10 классов МОУ СОШ № 120, № 121, № 142 города Челябинска, посетители конного клуба «Пегас», преподаватели соответствующих образовательных учреждений, преподаватели и студенты Южно-Уральского государственного университета (будущие педагоги и менеджеры)

- всего 391 чел.

Апробация проходила в разных формах [2]. Первая форма - публикации и публичные выступления. В такой форме была проведена апробация модели среди специалистов в конном бизнесе и педагогов. Особенности и новизна модели обсуждались в Академии сельского хозяйства им. К.А. Тимирязева, с профессорами Уральской государственной академии ветеринарной медицины (г. Троицк), с сотрудниками конного клуба «Тулпар» (г. Санкт-Петербург), во ВНИИ Коневодства, на иппологических семинарах А.Г. Невзорова. Замысел оздоровительно-образовательного процесса обсуждался с коллегами из европейских стран, со специалистами Общенационального фонда молодежных программ «Дар» и Национального открытого института России.

Вторая форма - экспертиза. В экспертизе программ участвовали специалисты, доктора и кандидаты педагогических наук Южно-Уральского государственного университета, Челябинского государственного университета, Уральского государственного университета физической культуры. Прошли экспертизу: критерии оценки качества оздоровительно-образовательного процесса, образовательные программы дополнительного образования и программы факультативов. В них были внесены рекомендованные экспертами исправления.

Третья форма апробации - педагогический эксперимент. Оздоровительно-образовательный процесс осуществлялся в нескольких вариантах.

Первый вариант - оздоровительнообразовательный процесс в конном клубе «Пегас» (группа Э1). Для реализации курсов и работы с лошадьми осуществлялась программа, обладающая свойствами: оздоровительнообразовательная, индивидуально-синтезиро-ванная, модульная, адресно ориентированная, вариативная, «асинхронная», востребованная со стороны различных групп населения.

Ядром оздоровительно-образовательной программы является учебно-оздоровительный план. В него включаются следующие составные части:

-проектируемые требования к здоровью и образованности учащихся;

- ограничение объемов учебной нагрузки;

-ограничение объемов физической нагрузки;

- перечень образовательных областей;

- соотношение между образовательными областями;

- соотношение между содержанием образования и укреплением здоровья.

В оздоровительно-образовательную программу также входят: пояснительная записка, включающая описание процессуальнодеятельностных и организационно-управленческих аспектов, рабочие программы по отдельным дисциплинам.

Основная часть образовательно-оздорови-тельной программы включает содержание образования по блокам: «Образование», «Здоровье»; по разделам: «Верховая езда»; «Искусство»; «Психология»; «Театр»; «Декоративноприкладное творчество»; по модулям (они являются элементами при построении индивидуальной траектории прохождения программы).

Здоровьесбережение в образовательном процессе

В первом варианте направленность на здоровьесбережение дополнительного образования осуществлялась в ходе реализации следующих мер. Для всех учащихся были организованы занятия с лошадью, включающие: а) уход за животными; б) общение и игры, физические упражнения; в) простейшие терапевтические упражнения; прогулки; г) занятия с лошадьми по гуманным методикам; д) теоретические занятия по курсам о лошадях «История происхождения лошади и ее взаимоотношений с человеком»; «Психология лошади», «Анатомия лошади», «Лошадь в искусстве»; е) занятия прикладными искусствами, в том числе по тематике «Жизнь лошади».

При проведении занятий использовались следующие модули: «Теория происхождения лошади и история её взаимоотношений с человеком»; «Верховая езда»; «Лошади в искусстве» (рисование, декоративно-прикладное искусство); «Психология лошади». Проводились занятия с использованием иппогерапе втических упражнений для детей без отклонений в здоровье.

Использовались такие специальные организационные формы занятий, как организация конных походов небольшой продолжительности; конные игры и мероприятия в форме показательных выступлений; видеопросмотры материалов о лошадях, об уходе за ними. Кроме этого было создано все необходимое обеспечение (т.е. реализованы условия нормативно-информационной, стимулирующий, деятельностно-коммуникативной групп).

Нормативно-информационная группа условий была осуществлена следующим образом. Создана нормативная база работы конного клуба. Разработаны и утверждены рабочие программы. Разработаны нормативы (регламент работы клуба, нормативы учебной нагрузки, нормативы методической и преподавательской работы, регламент работы учащихся с лошадьми, регламент физических упражнений).

Стимулирующие условия направлены на мотивацию работы сотрудников в нужном русле. Им требовалось сочетать образовательную и оздоровительную работу. Условия (и материальные, и программа, и действия администрации) в клубе позволяли это делать.

Деятельностно-коммуникативные условия обеспечивались довольно определенным регламентом взаимодействием субъектов: «учащиеся - учащиеся», «педагоги - учащиеся (или отдельный учащийся)», «учащийся лошадь - инструктор».

Второй вариант апробации состоял в работе с учащимися школ на базе самих школ (группа Э 2). В состав группы входили учащиеся МОУ СОШ № 120, № 121, № 142 г. Челябинска. Для учащихся проводился факультатив «Теория происхождения лошади и история её взаимоотношений с человеком». Были организованы практические занятия по уходу за лошадью.

Учащимся школ была предоставлена возможность пройти основной курс «Теория происхождения лошади и история её взаимоотношений с человеком». В отличие от посетителей конного клуба, они не имели возможности пройти другие образовательные модули. Занятия и общение с лошадью у них хотя и проводились, но в меньшем объеме. Также не были реализованы все условия. Некоторые же условия осуществлялись иначе, нежели в конном клубе.

Во-первых, большая часть занятий проводилась вне конного клуба, поэтому действующие в нем нормативы и ограничения не могли в полной мере применяться к оздоровительно-образовательному процессу учащихся, посещающих факультатив. Во-вторых, стимулирование имело свои особенности. Занятия проводились сотрудниками клуба, но в организации помогали сотрудники школ. Требовались дополнительные меры по их привлечению к этому процессу. В этом состоял новый аспект стимулирующих условий. В-третьих, потребовалось организовать общение и с педагогами школ. Однако они имели свои задачи, поэтому можно утверждать, что не было такой согласованности действий и общей их направленности, как в первой группе.

Поскольку педагогический эксперимент проводился на сравнительной основе, мы также выбрали контрольные группы, в которых были реализованы собственные методики работы с учащимися. В первой из контрольных групп не проходили занятия с лошадьми, но учащиеся занимались различными курсами дополнительного образования по названной тематике. Занятия проводились с учащимися вышеназванных МОУ СОШ.

Во второй контрольной группе учащиеся занимались с лошадьми (уход, общение, прогулки) и получали некоторую сопутствующую информацию о лошадях.

В третьей контрольной группе занятия по данной тематике не проводились. Однако в контрольную группу вошли учащиеся, имеющие

122

Вестник ЮУрГУ, № 26, 2007

Малолетка Э.А.

Организация апробации оздоровительно-_____________образовательного процесса

различные хобби, посещающие какие-либо учреждения дополнительного образования.

Оценка результатов эксперимента осуществлялась с использованием следующих критериев. Это: критерии здоровья - физический, психический, социальный; критерии образованности - теоретические знания о лошади и умения их применять при общении с животным. По этим критериям было выделено 4 уровня: низкий, средний, выше среднего, высокий.

Результаты реализации этих различных между собой методик представлены в табл. (заключительный срез). Отметим, что на начало эксперимента состояние по исследуемым критериям было примерно одинаковым (статистически неразличимо) во всех четырех группах.

Результаты

- включение в штатное расписание обязательных должностей педагога (методиста) и медицинского работника;

-ведение журнала здоровья постоянно занимающихся посетителей;

-использование в оценке функционирования организации критериев состояния здоровья детей;

- проектирование индивидуальных или дифференцированных программ по группе здоровья;

- проектирование нормативов физической нагрузки и их коррекция по критериям состояния здоровья и группе здоровья;

- в уставе организации следует отражать вышеупомянутые требования к здоровьесберегающей деятельности.

Таблица

цего эксперимента

Критерий Э1 Э2 К1 К2 КЗ

Физическое здоровье Выше среднего Выше среднего Средний Средний Средний

Психическое здоровье Выше среднего Выше среднего Средний Средний Средний

Социальное здоровье Выше среднего Выше среднего Средний Средний Средний

Теоретические знания о лошадях Выше среднего Выше среднего Средний Средний Низкий

Применение знаний на практике Выше среднего Выше среднего Низкий Средний Низкий

В таблице приведены средние данные по группам. Они одинаковы в экспериментальных группах и в контрольных группах и отличаются между собой. Но кроме этого, в группах Э1 и Э2 есть статистические различия в уровнях учащихся, которые имеют одинаковые уровни. Результаты выше в группе Э1.

По результатам работы мы вывели рекомендации для организации, в которой происходит оздоровительно-образователь-ный процесс:

- постановка задачи сохранения и укрепления здоровья, воспитание ценностного отношения к жизни и здоровью человека;

Проведенная апробация подтвердила, таким образом, эффективность оздоровительно-образовательного процесса и позволила дать методические рекомендации по его осуществлению.

Литература

1. Котлярова, И.О. Обоснование и апробация педагогической модели // Вопросы взаимосвязи образования самообразования студентов / И. О. Котлярова. 2006. вып. 12.

- Челябинск: Образование. - С. 156-162.

2. Сериков, Г.Н. Педагогика. Методология исследования / Г.Н. Сериков. - М.: ВЛА-ДОС, 2006. -456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.