Научная статья на тему 'Системный анализ как инструмент государственного стратегического управления в России'

Системный анализ как инструмент государственного стратегического управления в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
703
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системный анализ / стратегическое управление / информация / технология / образование / медицина / кадры.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный анализ как инструмент государственного стратегического управления в России»

Дерябин Н.И.

к.т.н., президент Фонда поддержки информационных технологий в авиационной и ракетно-космической

промышленности, доцент московского филиала Военно-медицинской академии

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Ключевые слова: системный анализ, стратегическое управление, информация, технология, образование, медицина, кадры.

«Кибернетика - наука об управлении государством, которая должна обеспечить гражданам разнообразные блага».

Андре-Мари Ампер (1775-1836)

Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы (ru.wikipedia.org).

Системный анализ зародился как один из основных инструментов кибернетики (совместно с теорией стратегического управления в сложных системах и информатикой). Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов. Успех применения системного анализа сегодня во многом определяется уровнем концептуального аппарата человечества буквально во всех отраслях знаний и современными возможностями информационных технологий. Именно в этом заключается его главное преимущество - минимальные материальные затраты отдельных исследовательских коллективов за счёт универсального использования всех необходимых знаний при глобальной возможности оперативного доступа к ним (например, через Интернет). В таком случае сам метод системного анализа становится своего рода универсальной информационной технологий. Данный подход реально применяется на стартап-кафедре кибернетической медицины и информационных технологий1 в филиале Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (г. Москва). Иллюстративно его можно представить как процесс создания картины из пазлов. Под картиной понимается научное исследование, подлежащее реализации с получением конкретного результата. А пазлы - это частные решения-обоснования как теоретические, так и экспериментальные отдельных вопросов, позволяющие при их системном использовании получить конечный результат общего плана. Сегодня все отрасли научных знаний человечества имеют огромный потенциал, содержащий невероятное количество своего рода «информационных пазлов», дающих возможность собирать практически любую картину решения научной проблемы. Сложность задачи заключается лишь в способности исследователей своевременно находить нужные информационные пазлы в любой отрасли научных знаний и составлять соответствующую решаемой проблеме картину. Главное, чтобы работающие в этом случае специалисты, могли оперативно ориентироваться практически в любой научной дисциплине. Иначе говоря, имели бы соответствующие способности и возможность применения универсальных знаний (универсализация). Такая методология успешно используется на кафедре кибернетической медицины филиала Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (см. сайт filial-vmeda.ru).

Основы системного анализа заложены в теории стратегического управления и ситуационном моделировании с целью принятия необходимых решений. Это относится и к интеллектуальным системам.

Результатом системного анализа является информационная модель системы (объекта), которую можно использовать в ситуационном моделировании любого уровня иерархии с целью принятия оптимального управляющего решения на этом уровне.

Системный анализ в обязательном порядке предусматривает использование системного подхода.

«Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений» (ru.wikipedia.org).

Ценность системного подхода состоит в том, что рассмотрение категорий системного анализа создает основу для логического и последовательного подхода к проблеме принятия решений. Эффективность решения проблем с помощью системного анализа определяется их структурой.

«Основные принципы системного подхода (там же):

• Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

1 Стратегические информационные технологии будущего: здоровье, долголетие и бессмертие живых организмов // Информационный бюллетень кафедры кибернетической медицины и информационных технологий, - М., 2017. - № 1 (сайт АНя!-vmeda.ru).

• Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

• Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

• Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

• Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы».

Кроме того, необходимо учитывать интегративные качества анализируемой системы (принцип эмерджентно-сти) - при объединении элементов в систему у последней появляются новые свойства, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из её элементов в отдельности. При этом функциональные возможности отдельных элементов, обеспечивают работоспособность всей системы. Как, например, у самолёта: двигатель, планер, бортовое оборудование сами по себе не имеют свойства летать, а только в комплексной системе - единого летательного аппарата.

Математически принцип эмерджентности условно можно записать как 1+1> 2. Иными словами, целое больше, чем сумма двух частей. И этот принцип всегда действует в квантовом мире. Его ещё можно трактовать как синергети-ческий эффект, когда речь идёт о такой особой форме информации, как энергия. Кроме того, следует всегда помнить, что система взаимодействует с окружающей средой: среда оказывает воздействие на систему, а система влияет на окружающую среду. Иначе говоря, в нашем мире любая система практически всегда является подсистемой в системе более высокого уровня иерархии. Это относится и к человеку, что следует учитывать при любой манипуляции с ним (физической, энергетической, психической, информационной). Именно благодаря принципу эмерджентности при создании какой-либо научной картины из информационных пазлов методом системного анализа может формироваться научная новизна конечного результата (научная эмерджентность). При этом временные и материальные затраты на реализацию научного процесса минимизируются.

Следует отметить, что единого общепринятого определения системного анализа, как впрочем и информации, в настоящее время не существует. Попробуем рассмотреть в таком случае некоторые «информационные пазлы», вносящие определённую степень понимания данного термина. Представляет интерес определение с комментариями, представленное в лекции «Многоагентные системы» доцента кафедры компьютерных систем автоматизации производства Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана - Тарасова В.Б., который в 1995-1997 гг. преподавал в Университете г. Валансьенн и Эно-Камбрези (Франция) в должности приглашенного профессора1. Оно приведено на слайде его лекции (рис.1).

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Системный анализ -это методология общей теории систем, заключающаяся в исследовании объектов путем представления их в качестве систем, проведения их структуризации и дальнейшего углубленного изучения

Системный анализ связан с использованием системного подхода к изучению объектов любой природы. Основными понятиями системного подхода являются понятия системы и среды, элемента и связи, функции и структуры, организации и поведения, адаптации и развития.

В системной методологии активно используется принцип относительности, согласно которому любая система и ее границы всегда зависят от наблюдателя (исследователя), его целей. Различие между элементами и системами относительно: системы, выделяемые на некотором уровне анализа (одним наблюдателем) могут рассматриваться как элементы на более общем уровне (для другого наблюдателя), и наоборот. Впервые на необходимость учета взаимодействия между системой и наблюдателем указггл.?^ г' У.Р.Эшби.

http://www.myshared.ru/slide/218363/

Рисунок 1.

Понятие системного анализа с учётом принципа относительности

1 http://www.raai.org/about/persons/tarasov/

Здесь выделены основные понятия системного подхода и отражен принцип относительности со ссылкой на У.Р. Эшби1. Эшби принадлежит изобретение гомеостата (1948), введение понятия самоорганизации. Он сформулировал закон о требуемом разнообразии, названный его именем (закон Эшби): «управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего (в данном случае всей системы управления) по крайней мере не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации»2. Если исходить из математической формулировки, то: «разнообразие (энтропию) управляемого можно понизить не более чем на величину количества информации в управляющей системе об управляемом, которое равно разнообразию (энтропии) управления за вычетом потери информации от неоднозначного управления»3. Необходимое разнообразие - фундаментальное понятие кибернетики и общей теории систем. Системный анализ для государственного стратегического управления в условиях информационного общества реализуется посредством другого инструмента кибернетики - иерархической системы стратегического управления. Естественно с использованием инновационных информационных технологий.

Иерархическая структура высшего эшелона власти государственного стратегического управления в России представлена на рис. 2 [1].

Президент Российской Федерации - Верховный главнокомандующий

Постоянные компоненты

1. Миссия (декларация)

2. Ценности (декларации) Переменные компоненты

3. Видение (декларация)

4. Стратегия

Правительство Российской Федерации

Постоянные компоненты

1. Миссия (декларация)

2. Ценности (декларация)

Переменные компоненты

3. Видение (декларация)

4. Стратегия

Минобороны России

Постоянные компоненты 1. Миссия (декларация)

2. Ценности (декларация) Переменные компоненты

3. Видение (декларация) >

4. Стратегия

Рисунок 2.

Стратегическое управление на высшем уровне государственной власти

Миссия - это базовая категория (исходное понятие) для разработки стратегии любой организации. Миссия призвана раскрыть смысл существования каждой организации, которую она должна выполнять. Её должен знать весь персонал организации, а также все клиенты и контрагенты. Декларация о миссии неизменна в течение всего срока существования организации. Так же как и декларация о ценностях организации, которая определяет руководящие принципы, обязательные для исполнения всеми без исключения работниками. Включая высшее руководство. Декларация о ценностях должна быть хорошо известна клиентам и контрагентам организации. Термин «миссия» является общепринятым в теории стратегического управления и его нельзя заменить термином «цель», как иногда предлагают. Иначе говоря, миссия является стратегической категорией, так как она всегда направлена на решение внешних задач организации в интересах заказчика (клиента), а, в конечном счете, и в интересах нации. Этим миссия всегда отличается от цели, которая является тактической категорией, потому как направлена она на решение внутренних задач организации

1 Уильям Росс Эшби (англ. William Ross Ashby; 6 сентября 1903, Лондон, Англия, - 15 ноября 1972) - английский психиатр, специалист по кибернетике, пионер в исследовании сложных систем.

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/

3 https://ru.rn.wikipedia.org/wiki/

в собственных интересах. Иными словами, если для коммерческой организации главной целью всегда является получение максимальной прибыли (и это законодательно декларируется её юридическим статусом), то декларация о миссии будет определяться, прежде всего, тем, кто является её заказчиком и производственной спецификой самой организации.

Итак:

Миссия - определяет смысл существования организации.

Ценности - руководящие принципы организации при выполнении миссии.

Видение - прогнозирование возможных состояний организации на пути выполнения миссии.

Стратегия - совокупность действий организации, реализующих видение на пути выполнения миссии на основании заложенных ценностей.

В статье автора [1] говорится о миссии Президента, Правительства и Министерства обороны РФ. Исходной является миссия Президента РФ: «Повышение благосостояния граждан и обеспечение национальной безопасности страны». Именно в таком аспекте видит свои интересы электорат России, когда идёт на выборы президента государства российского. Именно на это ориентируется каждый избиратель страны, когда отдаёт свой голос тому или иному кандидату. Первая часть должна реализовываться правительством, председателя которого фактически назначает Президент РФ. А вторая - Министерством обороны Российской Федерации под руководством министра, назначаемого также Президентом РФ. Таким образом, если правительство не справляется со своими задачами и качество жизни избирателей ухудшается, президент имеет возможность в любое время сменить Председателя Правительства Российской Федерации, опираясь на мнение, в первую очередь, своего электората. Аналогичным образом он в состоянии сменить кандидатуру Министра обороны Российской Федерации, если видит невыполнение миссии или каких-либо ценностей с его стороны или со стороны министерства обороны в целом и в частности. Иными словами, если президент не принимает своевременно соответствующих мер при наличии негативных факторов в экономике или безопасности страны, он ставит под угрозу выполнение, прежде всего, собственной миссии.

В связи с вышеизложенным небольшая ремарка. Была ли в СССР декларация о миссии? Да, - коммунизм. А руководящие принципы (ценности)? Тоже, да, - моральный кодекс строителя коммунизма. Он, между прочим, был разработан на основе десяти библейских заповедей. После прихода к власти М. Горбачева моральный кодекс был упразднен на XXVII съезде КПСС (1986), тем самым обозначился курс на ликвидацию системы стратегического управления в стране, а значит, и государства в целом. Завершил этот негативный для государства процесс Б. Ельцин в ноябре 1991 года, прекратив деятельность КПСС, которая кроме политических функций выполняла важную экономическую роль - реализацию обратных связей в системе стратегического управления народным хозяйством. Партийные организации были в каждом производственном подразделении (коллективе), которые были встроены в единую иерархическую государственную систему управления. Поэтому без создания альтернативной структуры, выполняющей аналогичные функции в экономике, это делать было недопустимо. К сожалению, такой структуры в России до сих пор не существует.

Если говорить об экономике государства, то следует акцентировать внимание на некоторых общеизвестных положениях. Во-первых, во всех государственных программах приоритет должен отдаваться внутренней экономике страны, которая определяется развитием производительных сил и производственных отношений. Во-вторых, во внешней экономике следует ориентироваться на экспорт конкурентоспособной1 отечественной продукции (товаров) при минимальном импорте (для самой богатой по природным ресурсам страны в мире - это вполне естественно). В-третьих, всегда надо помнить о главном двигателе внутренней экономики - платёжеспособности населения страны. Без такого подхода внутренняя экономика развиваться просто не может. Именно поэтому в развитых странах мира уровень заработной платы и пенсий населения самый высокий (а не наоборот, как иногда пытаются объяснять малограмотные чиновники в России). В-четвёртых, это - необходимость прогрессивного налога, особенно, в странах, где имеет место частный бизнес. Такой налог является основным инструментом стабилизации государственной экономики в условиях кризисов, потому как попытки некоторых высокопоставленных чиновников России выйти из кризиса за счёт пенсионеров или низкооплачиваемых работников только усугубляют ситуацию, разрушая внутреннюю экономику страны. Здесь же следует учитывать, что главным инвестором в экономику любой страны является её народ, а не относительно малочисленная группа отечественных олигархов, которые никогда по доброй воле не возьмут на себя эти функции. Поэтому держа доходы населения на уровне прожиточного минимума, государство лишает людей возможности добровольного инвестирования (например, через облигации государственного займа). Ведь не зря 26-й президент США Теодор Рузвельт сказал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало». И наконец, в-пятых, повсеместно следует грамотно учитывать и использовать нематериальные активы2 страны. Только финансовая оценка деятельности организации (корпорации), дает представление о состоянии организации на момент оценки, но не может предсказать перспективу, особенно долгосрочную. Поэтому при реализации системы стратегического управления обязательно учитываются показатели, отражающие текущее состояние нематериальных активов организаций и учреждений. Именно

1 Конкурентоспособность продукции - степень удовлетворённости заказчика со стороны поставщика в качестве, стоимости, сроках поставки товара или оказываемой услуге (медицинской, образовательной, юридической и т.д.).

2 Нематериальные активы включают человеческий капитал (вложенные в продукцию знания и навыки), информационный капитал (освоенные информационные технологии) и организационный капитал (реализованная способность трудового коллектива к командной работе и системному обучению). Именно нематериальные активы определяют будущее любой организации (учреждения).

они определяют будущее любой организации или учреждения в информационном обществе. Есть ли они в отчетных документах отечественных корпораций? Как правило, в основном только финансовые. А финансовые показатели отражают лишь прошлое и в некоторой степени настоящее организаций и учреждений.

В условиях информационного общества необходимо понимать, что только гармонизация производительных сил и производственных отношений позволяет экономике страны эффективно развиваться. Гармонизацию в простейшем варианте можно определить, как «мало - плохо, но и много - тоже плохо». Кроме того, надо учитывать, что в условиях информационного общества специалист-профессионал мирового уровня, особенно в высокотехнологичных отраслях и высших органах управления державой, становится главным национальным достоянием государства, так как он делает для страны то, что не может сделать никто другой. И пока это не будет осознано в государственных органах власти, вряд ли следует рассчитывать на эффективное социально-экономическое развитие державы, конкурентоспособной в современном мировом сообществе.

Основным инструментом реализации государственного стратегического управления в условиях информационного общества являются ситуационные центры, находящиеся во всех учреждениях и организациях, образующих единую иерархическую систему. Только посредством такого инструмента сегодня возможна реализация системного подхода в стране.

Ситуационный центр имеет три этапа развития:

1. Презентационный центр - сегодня получил широкое распространение. Содержит набор взаимоувязанных аудиовизуальных систем, обеспечивающих периодическое представление информации о той или иной ситуации.

2. Информационно-аналитический центр. Имеет информационно-аналитическое подразделение высококвалифицированных экспертов. Включает методическое обеспечение, информационные ресурсы и программно-инструментальные средства поддержки принятия решений. Содержит средства и подсистемы безопасности. Функционирует в едином информационном поле определённого уровня.

3. Центр стратегического управления. Имеет систему постоянного мониторинга управляемого процесса в режиме реального времени. Содержит комплексную систему моделирования и прогнозирования ситуаций. Непрерывно функционирует в едином информационном поле всех уровней иерархии (стратегическое каскадирование и обратные связи: стратегическая, тактическая, оперативная). Оптимизирует альтернативные варианты управленческих решений

Центр стратегического управления - интеллектуальная система интегрированного ситуационного моделирования в экономической, социальной, политической, военной, технической, научной, экологической и других сферах деятельности с целью принятия оптимальных и взаимосогласованных управленческих решений на всех уровнях иерархии управления.

В условиях информационного общества только такой инструмент может обеспечить эффективную вертикаль государственного управления в экономике страны, её промышленности и других сферах державной деятельности (наука, образование и т.п.). Функционирует ситуационный центр в составе единой интегрированной информационной управляющей системы организации или учреждения. К сожалению, такие системы на промышленных предприятиях, в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения РФ и других сферах государственной деятельности не имеют широкого распространения, а в отраслевых масштабах практически отсутствуют. Нет и единой стратегии Правительства РФ (не создано, например, даже единое информационное поле федерального уровня для указанных сфер государственной деятельности). Поэтому имеет смысл предприятиям, организациям и учреждениям ориентироваться на следующий порядок и подход в разработке своих информационных систем управления [6]:

Основные этапы:

• оптимизация структуры всех производственных процессов учреждения, организации;

• описание процессов;

•документирование;

• формализация (формализация информации о некотором объекте или процессе — это ее отражение в определенной форме);

• разработка технического задания (ТЗ) на выполнение проекта по комплексному внедрению Информационной системы;

• разработка частного технического задания (ЧТЗ) на отдельные модули информационной системы в соответствии с определёнными этапами работ.

Основные аспекты:

• обязательная поддержка высшим руководством (долговременная, непрерывная, своевременная);

• руководитель проекта - лучший профессионал из высшего звена, который 100% времени уделяет проекту (не начальник отдела ИТ);

• создание службы руководителя проекта (СРП) - «управленцы-комплексники», знающие все управленческие и производственные процессы, а также «переводчики» - разбирающиеся в информационных технологиях (ИТ) и ориентирующиеся в производственных процессах;

• создание группы внедрения ИТ, работающей под общим руководством руководителя проекта (её может возглавлять начальник отдела ИТ).

Основные обязанности руководителя проекта:

• ведение проекта;

• создание сплочённой работоспособной группы;

• устранение препятствий на пути к повышению эффективности функционирования группы;

• создание и корректировка графика внедрения;

• составление и дальнейшее уточнение бюджета проекта;

• представление корректировок бюджета и графика внедрения высшему руководству или специально созданному координационному комитету;

• помощь в идентификации требований и проблем процессов внедрения.

Основные обязанности и полномочия членов СРП:

• решать, что приемлемо, а что нет, и предлагать необходимые корректировки производственных процессов;

• понимать слабые и сильные стороны подразделений (с точки зрения персонала и процессов) при разработке процедур в своей функциональной области;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• иметь полномочия на изменение текущих процедур, установку или изменение сферы ответственности подразделений и создание или ликвидацию структурных единиц или должностей, связанных с рекомендуемыми операционными изменениями;

• определять программные продукты, которые не поставляются вместе с системой, но применение которых необходимо;

• участвовать в переносе данных в систему и быть ответственными за их достоверность в рамках своей функциональной области;

• по окончании этапов внедрения составлять обзорный документ по своим функциям с целью выявления открытых вопросов.

Подготовка и внедрение:

1. Анализ всех производственных процессов - выполняется, в основном, сотрудниками СРП.

2. Выдача предложений по оптимизации производственных процессов - в основном, группа внедрения ИТ.

3. Разработка концепции создания системы - СРП и группа внедрения ИТ.

4. Принятие решений - высшее руководство.

5. Разработка ТЗ - СРП и группа внедрения.

6. Реализация проекта - СРП, группа внедрения и ИТ-фирма.

7. Постоянный анализ всех производственных процессов, нормативного обеспечения и научно-методических разработок - СРП (группа внедрения и ИТ-фирма - при необходимости).

Желательно, чтобы в каждой отрасли была головная организация, координирующая отраслевую деятельность по этой проблеме и взаимодействующая с аналогичными организациями в других отраслях. Кроме того, целесообразно обеспечить отраслевую и федеральную легитимность всех этапов процесса создания интегрированных информационных систем в организациях и учреждениях.

Следует отметить, что при решении проблемы создания иерархической структуры современных ситуационных центров особое внимание уделялось вопросам моделирования всех реальных ситуаций, влияющих на процесс стратегического управления государством и на процедуру принятия управленческих решений [6]. В общем случае ситуационный центр (центр стратегического управления) является интеллектуальной системой интегрированного ситуационного моделирования в экономической, военной, технической, научной, политической, социальной, экологической и других сферах деятельности с целью принятия оптимальных и взаимосогласованных управленческих решений на всех уровнях иерархии управления (от правительства до конкретного предприятия-разработчика продукции).

Вернемся к экономике. Экономическое развитие — структурная перестройка экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса - первостепенная задача Правительства РФ.

Основным показателем экономического развития страны в России считается увеличение показателей ВВП или ВНП на душу населения, свидетельствующее:

• о росте эффективности использования производственных ресурсов страны;

• о росте среднего благосостояния ее граждан.

Рассмотрим некоторые показатели экономического развития страны (https://ru.wikipedia.org/wiki/).

ВВП (ППС) на душу населения. ВВП (валовой внутренний продукт) на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) является наиболее точной характеристикой, определяющей уровень экономического развития, а также роста экономики. Все показатели для сопоставимости выражаются в единой валюте - долларе ФРС США (данные Всемирного банка на 30.06.2017 - https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_ (ППС)_на_ душу_населения) - Россия на 55 месте из 184 стран (годом ранее она была на 48 месте):

№ Страна 2015 2016

555 Россия 23 703 23 163

Следует отметить, что отрицательная динамика имела место и в 2015 (по отношению к 2014), и в 2016 годах, в то время как у Литвы, Эстонии, Латвии, Казахстана и многих других стран, имеющих более высокий рейтинг, динамика положительная. Можно ли в такой ситуации говорить о выполнении миссии Правительством РФ?

ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства (данные МВФ - https://ru.m.bywiki.com/wiki/Список_стран_ по_ВВП (номинал).

Данные по ВВП (номинал) в России с указанием её мирового рейтинга (12 место) представлены ниже (в млрд.$):

№ Страна 2015 2016

112 Россия 1366 1281

Этот показатель является фактическим и не учитывает разницу в ценах на однородные товары и услуги в различных странах. Например, цена литра бензина Аи-95 (Premium) в США составляет 0, 66 доллара, а в России - порядка 0,7 доллара (на конец декабря 2016). И это притом, что ВВП (номинал) в США на 2016 год (1-е место в международном рейтинге среди 191 страны) составил 18 569 млрд.$ (в 14,5 раз больше, чем в России), в 2015 - 18034 млрд.$ (в 13,2 раза больше российского). Но если в США этот показатель ежегодно растет, то в России он и в 2015, и в 2016 -падает с относительным ростом отрицательного градиента.

Валовой национальный продукт (англ. Gross-National Product, англ. Gross-National Income) - один из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов.

В отличие от Валового внутреннего продукта, отражающего совокупную стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных на территории страны, валовой национальный продукт отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения.

Если ВНП превышает ВВП — значит, жители данной страны получают за границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.

Если ВНП меньше ВВП — значит, иностранцы зарабатывают в данной стране больше, чем жители данной страны получают за границей.

Рейтинг стран по номинальному ВНП (МЛН (годом ранее Россия была на 10-месте) -ru.'wikipedia.org/Валовый национальный продукт:

Место 2015

1 5z США 17,994,146

2 ви кнр 10,875,398

3 * Япония 4,656,334

4 ~~' Германия 3,739,792

11 Россия 1,930,633

Если у США ВВП больше ВНП, то у РФ картина обратная - ВНП больше ВВП.

Есть и другие важные показатели. Коэффициент замещения пенсией утраченного заработка - показатель соотнесения средней пенсии с размером средней зарплаты1. Его значение в таких богатых природными ресурсами странах как Россия должно быть в пределах 60-90%. Снижение коэффициента до 20% оценивается как нарушение пенсионных прав граждан.

«В развитых странах этот показатель составляет 60-70% с учетом добровольной накопительной части пенсии. В Российской Федерации коэффициент замещения составляет 38%, сообщает ТАСС. Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что в ближайшие 15-20 лет коэффициент замещения в России может снизиться до 28%, если не принять меры по реформированию пенсионной системы Российской Федерации»2. Это было более полутора лет назад. Через год после этого: «Отношение средней пенсии к зарплате может сократиться с нынешних 33,7%3 до 23% к 2030 году, если не предпринимать никаких мер по улучшению пенсионной системы. Такие расчеты привел Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) при Минфине»4. Тенденция налицо. В настоящее время деятельность Правительства РФ прямо противоположна озвученной выше миссии, и благосостояние пенсионеров с каждым годом только ухудшается. И в этой ситуации с 2015 года Правительство РФ стало практиковать изъятие пенсионных накоплений граждан, назвав этот процесс «мораторий», или проще - «заморозкой». «Заморозка пенсионных накоплений превратилась в банальную конфискацию, отметил президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов. «Это прямое изъятие денег, и власть это знает, поэтому стыдливо называет происходящее заморозкой»5, - указал он. Со слов замдиректора Института социального анализа и прогнози-

1 Следует отметить, что до сих пор Россией не ратифицирована Конвенция МОТ, согласно которой коэффициент замещения пенсией заработной платы не должен быть ниже 40%.

2 Минфин сообщил, какая будет пенсия, 18 мая 2016. http://izvestia.ru/news/614272

3 Реальна ли эта цифра? Информация менее чем десятилетней давности: «Пик роста коэффициента замещения в России приходится на начало 1990-х годов. С тех пор он неуклонно снижается. По прогнозу ПФР, в 2010 году он упадет с нынешних 27 до 15% и к 2020 году - до 10%» (http://www.pfsistema.ru/101869).

4 https://finance.rambler.ru/news/2017-05-17/pensii-k-2030-godu-sostavyat-lish/

5 https://utro.ru/articles/2016/09/01/1295835.shtml

рования Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Юрия Горлина «за счет моратория трансферт Пенсионному фонду из бюджета в 2017 г. может быть сокращен примерно на 400 млрд рублей» (там же).

Кроме того, надо понимать: приведённые усредненные показатели ситуацию приукрашивают, и реальная покупательная способность пенсий сократилась гораздо больше. Следовало бы оперировать не средними, а медианными зарплатами и пенсиями, как это принято в европейских странах, где порогом бедности считается доход в 60% от медианной зарплаты. (Медианная зарплата - доход, ниже и выше которого имеют по 50% населения)1.

Можно ли Россию отнести к развитым странам решать читателю. А выполняет ли Правительство РФ свою государственную миссию в интересах граждан страны понятно и так.

И чтобы не было сомнений, приведем конкретные цифры: «По итогам 2016 года среднемесячная заработная плата федеральных государственных служащих (центральных аппаратов министерств и ведомств) в стране увеличилась на 4 процента, составив 115,7 тысячи рублей». Об этом сообщил Росстат в своей аналитической справке. «При этом, несмотря на снижение на 1,4 процента, наибольшую зарплату - 228,5 тысячи рублей - получали госслужащие в аппарате правительства. Среднемесячная зарплата чиновников в администрации президента РФ составила 218,65 тысячи рублей - рост на 0,7 процента, в Совете Федерации - 176,15 тысячи - плюс 1,3 процента, в Государственной Думе - 154,85 тысячи рублей - увеличение на 13 процентов. Как сообщает статистическое ведомство, численность работников, занятых на различных должностях гражданской службы в федеральных госорганах, на конец декабря 2016 года составила 38 тысяч человек. При этом штаты работников были укомплектованы на 85,6 процента, тогда как в 2015 году этот показатель был ниже - 84,7 процента»2. При этом «среднемесячная заработная плата в России в номинальном выражении в январе 2017 года составила 35369 рублей. Или 30,8 тысяч рублей после вычета подоходного налога в размере 13%. Номинальная средняя зарплата за 2016 год составила 36746 рублей. Для работодателя же такая зарплата обходится в 45 тысяч рублей после отчисления около 30 % в фонды медицинского и социального страхования, а также в пенсионный фонд. На август 2015 медианная зарплата в России составляет 23 548 рублей (согласно определению медианы 50% работающих россиян зарабатывают больше этой суммы, а 50% - меньше). Средний доход минус обязательные платежи в январе 2016 года составил 21 365 рублей. Среднемесячная заработная плата в России в номинальном выражении в январе 2017 года составила 35 369 рублей. Или 30,8 тысяч рублей после вычета подоходного налога в размере 13%. Номинальная средняя зарплата за 2016 год составила 36 746 рублей. Для работодателя же такая зарплата обходится в 45 тысяч рублей после отчисления около 30% в фонды медицинского и социального страхования, а также в пенсионный фонд. На август 2015 медианная зарплата в России составляет 23 548 рублей (согласно определению медианы 50% работающих россиян зарабатывают больше этой суммы, а 50% - меньше). Средний доход минус обязательные платежи в январе 2016 года составил 21 365 рублей»3.

Насколько выросла зарплата этих чиновников в 2017 году пока не известно, но, скорее всего, общая тенденция сохранилась. Понятно, что о системном подходе и стратегическом управлении в экономике РФ речь в настоящее время просто не может идти. Требуется системная перестройка экономической инфраструктуры с целью оптимизации всех производственных процессов в стране, и это необходимое условие информационного общества. Действующее правительство не захотело или не смогло встать на путь выполнения своей миссии. Похоже, не было даже попыток. Остаётся надежда на понимание со стороны нового высшего руководства страны в 2018 году своей миссии и руководящих принципов.

Список литературы

1. Дерябин Н.И. Государственное стратегическое управление и национальная безопасность // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2016. - Вып. 11, ч. 2. - С. 32-38.

2. Дерябин Н.И. Стратегические приоритеты развития кибернетической медицины в информационном обществе XXI века // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2016. - Вып. 11, ч. 2. - С. 823-829.

3. Дерябин Н.И. Стратегические технологии будущего: информационная медицина XXI века // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2017. - Вып. 12, ч. 3. - С. 317-322.

4. Дерябин Н.И. Стратегические информационные технологии будущего: здоровье, долголетие и бессмертие живых организмов. Филиал Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова // Информационный бюллетень кафедры кибернетической медицины и информационных технологий. - М., 2017. - Вып. 1. - С. 22-34.

5. Дерябин Н.И. Информационное бессмертие человека. Системный анализ. Филиал Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова // Информационный бюллетень кафедры кибернетической медицины и информационных технологий. - М., 2017. -Вып.1. - С. 34-45.

6. Дерябин Н.И., Виртуальная революция: миф или реальность? Стратегическое управление оборонным комплексом России в информационном обществе XXI века (издание седьмое, дополненное). - М.: МАИ, 2007. - 316 с.

1 Российских пенсионеров ждет тяжелое будущее. 06.03.2016.http://krizis-kopilka.ru/archives/29608

2 https://rg.ru/2017/03/01/rosstat-nazval-sredniuiu-zarplatu-chinovnikov-za-2016-god.html

3 https://ru.wikipedia.org/wiki/Доходы_населения_России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.