ученый совет
! S2 т г
EAST NEWS
PHOTOXPRESS
Юрий Горлин,
заместитель директора Института социального анализа
и прогнозирования РАНХиГС
Александр
трушин
Перевод рублей в баллы
Пенсии людей старшего возраста будут зависеть от качества работы трудоспособного населения.
— Действительно ли вы являетесь автором новой пенсионной реформы, как об этом говорят эксперты?
— Нет, конечно, не всей реформы. Я в основном занимался разработкой новой пенсионной формулы. Точнее — проблемой формирования пенсионных прав в индивидуальных пенсионных коэффициентах (баллах), разработкой модели расчета страховой пенсии, методиками расчета стоимости пенсионного коэффициента, конвертации ранее приобретенных пенсионных прав, а также обоснованием новой модели финансирования страховой части пенсионной системы на основе целевых трансфертов из федерального бюджета в Пенсионный фонд России (ПФР). Пенсионная же реформа в целом затрагивает более широкий круг вопросов, и в их разработке принимало участие большое число специалистов.
— Почему возникла необходимость изменения пенсионной системы?
— Нынешняя пенсионная система существует с 2002 года. Действующий в ее рамках механизм формирования пенсионных прав основан на условно-накопительной модели. Она безосновательно была перенесена на страховую пенсию, которая по своей сути является распределительной.
— Что это значит?
— В накопительной системе страховые отчисления (6% от суммы пенсионных взносов) идут либо во Внешэкономбанк, либо, если работник сделал свой выбор, в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или частную управляю-
Государственная Дума 19 ноября в первом чтении одобрила законопроект о пенсионной реформе. У экспертов разные мнения по этому проекту.
щую компанию. На эти средства покупаются какие-то активы, финансовые инструменты, акции и облигации, которые при наступлении пенсии будут реализовываться и служить источником выплаты накопительной части пенсии. В рамках же распределительной системы уплачиваемые работодателями страховые взносы поступают в ПФР. Но фактически эти деньги нигде не накапливаются, не резервируются и не инвестируются. Эти деньги идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. У нынешних работников создается иллюзия, что существует некий пенсионный капитал, и он им принадлежит. А в реальности такового нет.
— А что есть?
— Есть понятие «расчетно-пенсионный капитал». Это сумма взносов, проиндексированная правительством на величину инфляции. Взносы берутся не с полной зарплаты, а с годовой суммы не более чем 568 тыс. руб., или 47 333 руб. в месяц. Этот капитал рассчитывается на 19 лет (срок дожития), или на 228 месяцев. Сегодня трудовая пенсия в среднем по стране составляет около 11 600 руб. в месяц. Но в ней есть фиксированная базовая часть — 3600 руб. Следовательно, страховая часть пенсии — около 7 тыс. руб. Но проблема в том, что взносы поступают сегодня, а пенсии надо будет платить через 2030 лет. И вот здесь становится понятно, что перенесенный в страховую часть накопительный механизм не работает.
— Вы ранее упомянули в качестве одного из недостатков действующей пенсионной формулы маленькую дифференциацию пенсий. В чем причина?
— Причин несколько. Главная — это влияние прав пенсионеров, которые вышли на пенсию до 2002 года, ограничение по заработной плате, с которой уплачиваются страховые взносы (о чем я уже говорил), и ряд других. Но основным фактором является наличие в составе страховой пенсии фиксированной части, доля которой составляет в среднем 35-40%. При этом для тех, у кого относительно невысокая пенсия, эта часть может составлять до 75-80% всей пенсии. Начиная с 2010 года фиксированная и страховая части стали индексироваться в одинаковом размере. А это еще усугубляет ситуацию с дифференциацией пенсий.
36
прямые инвестиции / № 12 (140) 2013
\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \
— Мы, видимо, уже подошли к изменениям, которые предполагаются в пенсионной реформе. Давайте начнем с главного.
— В системе формирования пенсий будут два крупных изменения. Первое связано с механизмом расчета пенсий, второе — с механизмом финансирования страховой части пенсионной системы. Я уже говорил, что фактически деньги в распределительной пенсионной системе не накапливаются. Реально уровень пенсий определяется возможностями экономики — сколько общество, экономика смогут потратить на содержание человека, когда он достигнет пенсионного возраста. Будет богатая экономика — будет большая пенсия. Будет экономика развиваться хуже — соответственно и пенсии будут меньшими. Поэтому, с нашей точки зрения, если исходить из реальности, права пенсионеров должны формироваться не в рублях, а в относительных единицах — пенсионных коэффициентах, или в баллах. А их наполнение, то есть стоимость этих коэффициентов, переводящая их в конкретные пенсии в рублях, будет определяться возможностями экономики. Другого просто не дано.
Пенсионные коэффициенты будут начисляться работнику за каждый год работы в соответствии с его заработной платой, точнее страховыми взносами, которые уплачивает его работодатель с его зарплаты.
Пенсионный коэффициент за год рассчитывается как отношение страховых взносов, которые заплатит работодатель к нормативному размеру взносов, рассчитываемому исходя из максимальной зарплаты, с которой начисляются страховые взносы.
— А можно конкретизировать?
— В качестве примера возьмем 2013 год. За максимальный взнос с зарплаты 568 тыс. руб. в год работник сможет получить 10 баллов. Соответственно за 30 лет максимальное количество пенсионных коэффициентов может составить 300. Если зарплата будет, скажем,
Надо принимать меры по снижению доли серых зарплат. Ведь все это — в интересах обеспечения наших граждан в старости.-
в 2 раза меньше, человек получит и баллов в 2 раза меньше — по пять за год.
Стоимость одного коэффициента в рублях определяется как отношение суммы доходов, которыми располагает ПФР, к сумме коэффициентов, которые будут иметь все пенсионеры этого года. Страховая пенсия будет рассчитываться как произведение количества баллов каждого пенсионера на стоимость одного коэффициента. Это будет действительно распределительная система. Мы разделим «пенсионный пирог» пропорционально правам каждого. Так, если у одного пенсионера 300 пенсионных коэффициентов, а у другого — 150, то страховая пенсия у первого будет в 2 раза больше, чем у второго.
Еще одно существенное изменение — это стимулирование выхода на пенсию позднее установленного пенсионного возраста. Пример. Мужчина достиг 60 лет и решил продолжить работать и отложить начало получения пенсии на пять лет. Пусть к 60 годам сумма его пенсионных коэффициентов составит 150 (такое количество коэффициентов примерно соответствует тому, что он работал со средней зарплатой по стране в течение 35 лет). За пять лет работы после достижения пенсионного возраста сумма его пенсионных коэффициентов дополнительно увеличится примерно на 25 коэффициентов (если принять, что его зарплата равна средней по РФ или немного выше). В результате к выходу на пенсию число его пенсионных коэффициентов составит: 150 + 25 = 175. В связи с тем что работник не получал пенсию в течение пяти лет, эти коэффициенты будут умножены на поощрительный коэффициент 1,45. В результате количество его балов составит 262,5. А увеличение по сравнению с тем, как если бы этот работник начал получать пенсию в 60 лет, равно 1,75.
И последнее. Для получения страховой пенсии потребуется стаж 15 лет (сейчас пять) и наличие не менее 30 пенсионных баллов.
— Перейдем к механизму финансирования страховой пенсионной системы.
— Источниками финансирования страховой части трудовой пенсии являются страховые взносы работодателей в ПФР и трансферты федерального бюджета. Трансферты следующие: на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов (22%), на компенсацию расходов по выплате сумм по валоризации (переоценка денежной стоимости пенсионных прав, проведенная в 2010 году), на компенсацию сумм по выплате пенсий за так называемые «нестраховые» периоды (служба по призыву, уход за детьми и др.). Трансферт определяется как разница
между средствами, необходимыми для выплаты пенсий в планируемом году, и суммой указанных выше доходов
— Эту сумму называют дефицитом пенсионного фонда?
— Неправильная трактовка. Это трансферт на так называемую несбалансированность, не что иное, как финансирование ряда законодательно установленных льгот, которые не покрываются взносами работодателей. Совокупный бюджетный
трансферт в 2013 году составит около 2 трлн руб., или 3% ВВП. В сознании представителей власти, масс-медиа и даже экспертного сообщества широко распространилось, устоялось и стало общим местом ложное представление о дефицитности пенсионной системы.
Правильный и прозрачный подход, с нашей точки зрения, состоит в том, что все льготы, которые есть, должны быть подсчитаны, и по каждой из них должен быть целевой трансферт. Вместе с суммой собранных взносов сумма трансфертов будет источником выплат пенсий в каждом данном году.
Сейчас разрабатываются и должны быть утверждены методики расчета бюджетных трансфертов, включая порядок расчетов и информационную базу для них. При этом информация о показателях, необходимых для проведения
расчетов, должна быть равнодоступной для всех заинтересованных сторон. Такой подход с учетом предложенной модели расчета стоимости пенсионного коэффициента обеспечит автобалансирование бюджета пенсионной системы.
— Как отразятся эти изменения на предприятиях реального сектора?
— Если имеется в виду рост страховых взносов, то он связан с поэтапным увеличением суммы максимальной заработной платы, с которой уплачиваются страховые
Это будет действительно распределительная система. Мы разделим «пенсионный пирог» пропорционально правам каждого.-
взносы. Сейчас отношение этой зарплаты к средней по стране составляет около 1,6. В силу этого работники, чья зарплата превышает среднюю более чем в 1,6 раза, не имеют возможности сформировать страховую пенсию в приемлемом размере по отношению к их заработной плате. Поэтому мы предложили поднять максимум облагаемой страховыми взносами заработной платы до 2,3 по отношению к средней. Это повышение будет постепенным, чтобы предприятия смогли адаптироваться к новым условиям: с 1,7 в 2015 году до 2,3 к 2021 году. И для разных отраслей эти изменения будут различны — ведь условия труда и нормы оплаты везде разные. Возьмем обрабаты-
вающую промышленность. Эта отрасль в основном платит работникам белую зарплату. Дополнительная нагрузка по взносам на предприятия вырастет в 2015 году на 0,8%, в 2016-м — на 1,4%, в 2017-м — на 1,9% и стабилизируется в 2021 году на уровне 2,5%. Но зато работники смогут сформировать большую пенсию.
Но ваш вопрос затрагивает другую важную тему. У нас, по разным оценкам, от 25 до 40% зарплаты находится в тени. Если мы хотим, чтобы пенсии были достойными, значит, надо зарплаты постепенно обелять.
Понятно, что у нас сегодня на рынке труда доминируют работодатели, а не работники. И люди вынуждены соглашаться на предлагаемые им условия. Но ситуацию надо как-то менять. Иначе, говорить о том, что у нас значимо вырастут пенсии, — бессмысленно. Ну и конечно, надо поэтапно проводить реформу досрочных пенсий и другие меры, оптимизирующие пенсионную систему.
— нужно ли нам стремиться к 40%-ному замещению зарплаты при выходе на пенсию, как это рекомендует Международная организация труда (МоТ)?
— Есть ряд неточностей в понимании вопроса о коэффициенте замещения. У нас термин «коэффициент замещения» трактуется как отношение средней пенсии к средней зарплате. Оно сегодня составляет 34-35%. Был период, до валоризации, когда замещение равнялось 25%.
МОТ понимает это иначе. Во-первых, это не средняя пенсия, а пенсия некоторых представительных категорий работников. Речь идет об определенной отрасли, определенной квалификации работников со стажем не менее 30 лет и с учетом других доходов. Главная задача рекомендаций МОТ в том, чтобы человек не терял социальный статус при выходе на пенсию.
О новом порядке формирования пенсий с 1 января 2015 года
Трудовую пенсию предлагается разделить на два самостоятельных вида — страховую и накопительную. Для лиц старше 1966 года рождения будет действовать только страховая часть, для тех, кто моложе, — предоставлена возможность выбора: либо они участвуют только в страховой системе, либо выбирают для себя негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию и формируют дополнительно накопительную пенсию. Страховая часть пенсии будет рассчитываться не в рублях, а в пенсионных коэффициентах, то есть баллах, исходя из уровня зарплаты, стажа и возраста выхода на пенсию (минимум 30 баллов). Минимальный стаж для получения трудовой пенсии по старости увеличится до 15 лет (сейчас 5 лет). Начиная
с 2015 года он ежегодно будет увеличиваться на один год. Будет поэтапно повышаться предельный размер зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы, с 1,6 до 2,3 размера средней зарплаты в России — в течение семи лет с шагом 0,1 в год.
Предусматриваются три вида страховых пенсий: по старости (60 лет — для мужчин, для женщин — 55 лет при страховом стаже не менее 15 лет), по инвалидности, по случаю потери кормильца. Пенсионные выплаты будут увеличиваться два раза в год — сначала с учетом инфляции, затем с учетом уровня доходов ПФ.
Законопроект «О накопительной пенсии» предусматривает с 1 января 2015 года выделение накопительной части пенсии в самостоятельный вид пенсии. Размер накопительной пенсии, который с 1 августа каждого года подлежит
корректировке, предлагается определять исходя из средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии.
22 ноября Госдума приняла закон о продлении до 31 декабря 2015 года срока выбора варианта пенсионного обеспечения. Работающим гражданам 1967 года рождения и моложе предоставляется еще два года на то, чтобы выбрать, участвуют они в накопительной части трудовой пенсии или нет. В случае выбора первого варианта 6% страховых взносов будет направлено на финансирование накопительной части пенсии. Второй вариант предполагает направление этих 6% в страховую часть. По первому варианту в накопительную часть будет перечисляться 6%, в страховую — 10%, по второму варианту — 0 и 16% соответственно.
прямые инвестиции / № 12 (140) 2013
\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \
У нас, если говорить о людях с маленькими доходами, соотношение пенсии и зарплаты соответствует требованиям МОТ, и даже выше. В регионах, случается, пенсионеры финансово помогают детям.
Другое дело — люди с высокой зарплатой. Для них соотношение трудовой пенсии и зарплаты низкое. Я думаю, надо стремиться к тому, чтобы человек, проработав 35 лет с белой зарплатой, мог получать пенсию в приемлемом размере. В том числе на это направлена проводимая пенсионная реформа.
— Каковы перспективы у российской пенсионной системы?
— Конечно, перед пенсионной системой стоят сложные проблемы. Но если последовательно будут реали-
зовываться те меры, которые предусмотрены Стратегией развития пенсионной системы России до 2030 года, то уровень пенсий, несмотря на неоптимистичный демографический прогноз, будет расти. Размер средней пенсии составит 2,7 прожиточных минимума пенсионера. Сегодня — 1,7. Однако к 2020 году необходимо поднять пенсионный возраст, реформировать систему досрочных пенсий.
Конечно же, надо принимать меры по снижению доли серых зарплат. Ведь все это — в интересах обеспечения наших граждан в старости.
Я очень надеюсь на технический прогресс, когда каждый работник будет производить столько, чтобы прокормить не только себя, но и родителей.
Умножение обещаний
Предлагаемая реформа пенсионной системы нанесет ущерб экономике страны.
Константин
угрюмов,
президент Национальной ассоциации негосударствен-ныхпенсионных фондов
Александр
трушин
— Как вы оцениваете идею расчета пенсий в баллах, являющуюся основой пенсионной реформы?
— Сегодня речь идет о самой серьезной перестройке пенсионной системы за всю историю ее существования с 2002 года. Эти изменения связаны с изменением идеологии системы. До сих пор главным завоеванием было то, что пенсия рассчитывалась и учитывалась в рублях. Соответственно, в рублях в течение все трудовой деятельности работника пенсия накапливалась из взносов работодателей. Эта сумма делилась на так называемый возраст дожития, который был определен в 19 лет (подробнее о действовашей до сих пор системе см. интервью с Юрием Горлиным на с. 36).
Вместо этой схемы теперь предлагается рассчитывать пенсию в баллах, или коэффициентах. Чиновники социального блока правительства говорят, что это будет лучше: «Поверьте, что это хорошо, пенсия будет больше, она будет индексироваться, коэффициент замещения станет выше и достигнет 40% в соответствии со стандартами Международной организации труда». Дальше этого аргументация не идет. Но это голословные утверждения, не подкрепленные экономическими расчетами.
Пенсионный фонд России (ПФР) сегодня находится в трудном положении. Средств, которые поступают в качестве взносов от работодателей, не хватает на выплату пенсий. Такая же ситуация наблюдается и во многих раз-
витых странах: везде изменяется соотношение пенсионеров и работающих людей. Но там принимают решение о повышении пенсионного возраста. Это вполне возможный выход. А в России на идею повышения пенсионного
возраста наложен политический запрет. Поэтому правительство пытается выйти из этой ситуации способом «отложенного» выхода на пенсию. То есть людям предлагается пять лет не получать пенсию, чтобы потом она стала больше (так предусмотрено законопроектом. — Ред .). На самом деле это, конечно, то же самое увеличение возраста выхода на пенсию. Правительство обещает, что все будет хорошо, но не говорит о многочисленных опасных тонкостях, которые заложены в предлагаемой схеме.
— А какие там кроются подводные камни?
— Начнем с перевода живых рублей в пенсионные баллы. Правда заключается в том, что речь не идет о реальном увеличении пенсий. Правительство, предлагая эту формулу, решает главную для себя фискальную задачу — сбалансирование бюджета ПФР и кардинальное снижение трансферта Минфина для покрытия дефицита бюджета ПФР. Дефицит вызван разными причинами. Однако новая схема никак не направлена на их устранение, следовательно, они просто будут отложены.
Правительство утверждает, что расчет пенсий в коэффициентах будет касаться только страховой части пенсий. И при этом призывает граждан отказываться от накопительной части. Аргументируют тем, что страховая часть каждый год индексируется на размер инфляции. При этом людям не говорят, что размер этих индексаций из года в год снижается. И рассчитывать на постоянную внятную индексацию страховой части очень рискованно. Риски ведь не снимаются. Количество работающих сокращается на миллион человек каждый год. Следовательно, объем взносов будет сокращаться. И растет число пенсионеров. Нас ожидает очередная демографическая яма. Расчеты разные, но к 2025 или 2030 году количество пенсионеров превысит число работающих.
— но ведь при советской власти страховая солидарная система работала вполне успешно. и ее принцип был перенесен в действующий сейчас механизм.
— Да. Но тогда шесть работников кормили одного пенсионера. А сейчас соотношение — 1,6:1. И правительство все равно настаивает, чтобы люди ориентировались на страховую часть (18 ноября Центробанк заявил, что он против перевода в 2014 году накопительной части пенсий в страховую. — Ред .).
— обеспечит ли новая система всерьез пенсионеров достойной пенсией?
— Нет. В новой системе количество пенсионных баллов будет зависеть от трудового стажа. Если до сих пор человеку было достаточно проработать пять лет, то теперь для входа в пенсионную систему требуется 15 лет. При этом в течение 30 лет человек должен получать по 1 минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) либо в течение 15 лет — по 2 МРОТ. В Москве, Петербурге, других крупных городах эта схема не будет вызывать вопросов. Но в остальной России уровень зарплат, прежде всего в госсекторе, либо на уровне 1 МРОТ, либо даже меньше. По подсчетам экономистов, от 14 до 20% людей не смогут войти в систему страховой пенсии. То есть их уделом будет только фиксированная базовая часть пенсии — 3600 руб. Разумеется, она будет из года в год увеличиваться. Но этот социальный минимум фактически меньше прожиточного.
— А кто из экономистов делал такие расчеты?
— Например, Михаил Дмитриев, президент фонда «Центр стратегических разработок», где создавалась прежняя пенсионная система. Он сравнил новую систему с «валютным киоском». ПФР у вас покупает рубли и переводит их в баллы по сегодняшнему курсу. Через 30 лет, когда люди придут за пенсией, баллы пересчитают в рубли, но уже совершенно по другому курсу, в другой экономической ситуации. Разница будет существенной.
Правительство скрывает еще одну важную деталь. Вроде бы чем больше белая зарплата, тем больше будет страховых отчислений. Но возникнут и поправочные коэффициенты. Первый — это поправка на среднюю зарплату по стране в тот год, когда человек придет за пенсией. То есть отсчет будет не от его зарплаты, а от средней по стране. Это означает реальное понижение стоимости пенсионного балла.
Вторая поправка — в том, что стоимость балла будет рассчитываться в соответствии с доходами ПФР. То есть из суммы всех поступлений в ПФР за текущий год плюс ежегодный трансферт Минфина. Но основная идеология
негосударственные пенсионные фонды в России
Сегодня в России насчитывается 127 НПФ. Из них 98 имеют право заниматься обязательным и добровольным пенсионным страхованием. Остальные занимаются только добровольным и корпоративным страхованием. На 1 января 2013 года клиентами НПФ по обязательному пенсионному страхованию были 20,5 млн человек. Около
7 млн клиентов — по добровольному и корпоративному страхованию. В течение текущего года написали заявления о переходе в НПФ 7-9 млн человек.
На начало ноября в НПФ по обязательному пенсионному страхованию насчитывалось около 900 млрд руб. По добровольному страхованию — более 1 трлн 100 млрд руб. Собственное имущество НПФ составляет 1,5 трлн рублей.
предлагаемой формулы в том, чтобы из года в год снижать этот самый трансферт, потому что в бюджете страны нет денег для покрытия дефицита ПФР. Следовательно, при снижении вообще на ближайшее десятилетие поступлений страховых взносов этот поправочный коэффициент точно так же будет понижающим.
Наконец, вспомним недавние слова руководителя Минэкономразвития Алексея Улюкаева: социальные обязательства, которые взяло на себя государство, требуют стабильного роста ВВП не менее 4% в год. На 2013 год прогноз — 1,5%. И шансов резко увеличить ВВП в ближайшие годы, увы, немного.
— У нПФ такой же дефицит бюджетов, как в ПФр?
— Нет, дефицит ПФР никак не отражается на НПФ. Это абсолютно разные системы. НПФ выплачивают негосударственные пенсии только своим клиентам, а ПФР — всем оставшимся пенсионерам, которые живут сегодня в стране, включая пенсионеров со времен СССР, у которых совершенно по-другому формировались пенсионные права.
— Каковы причины дефицита ПФр?
— Проблема ПФР в том, что порядка 40% его дефицита формируют досрочные пенсии. Их получают работники предприятий в северных районах, металлурги, нефтяники, угольщики, балерины, водители троллейбусов, учителя — списки досрочников огромные. Система досрочных пенсий досталась в наследство от СССР, и с тех пор не пересматривалась. Они съедают львиную долю доходов ПФР. Изначально идея пенсионной реформы заключалась в том, чтобы найти ресурсы внутри самой системы. Надо было решить проблему с досрочниками, с серыми зарплатами. Правительство считает, что человек должен отвечать за то, что работодатель платит ему серую зарплату. Но это как минимум смешно. Работник не может заставить работодателя платить белую зарплату. Если он придет с таким требованием, его просто уволят. Это обязанность государства — взять налоги и социальные взносы с работодателя. И сегодня мы имеем в экономике огромный серый сектор.
Есть другая проблема: индивидуальные предприниматели. Они платят в ПФР фиксированную сумму — порядка 30 тыс. руб. в год. Но когда они приходят за пенсией, получают ее в размере средней по стране. Эта проблема на сегодня неразрешима.
— Как отразится перевод накопительной части пенсии в страховую на нПФ?
— Правительство приняло решение о замораживании накопительной части обязательного пенсионного страхования на 2014 год. Здесь требуются пояснения. Часть страховых взносов за 2013 год уже перечислена в НПФ. Накопительная часть за второе полугодие этого года замораживается, депонируется на отдельные счета в ПФР и уходит во временное размещение в ВЭБ. Эти деньги предполагается вернуть в НПФ. Но только тем фондам, которые пройдут процедуру акционирования и вступят в систему гарантирования средств пенсионных накоплений.
Совершенно другая ситуация со всеми страховыми взносами клиентов НПФ за 2014 год. Эти деньги никуда не абонируются, ни в какое временное размещение не идут и полностью переходят
40
прямые инвестиции / № 12 (140) 2013
\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \
В развитых странах основной внутренний инвестор — негосударственные пенсионные фонды, вкладывающие «долгие» средства в экономику.-
в страховую солидарную часть. Фактически будут выплачиваться пенсионерам в 2014 году «с колес». Правительство, забирая живые деньги людей, обещает начислить им пенсионные баллы. Но не в накопительную часть, а в страховую. То есть заменяют деньги на небезусловные обязательства. Ситуация абсурдная.
— Почему же возникают такие ненормальные ситуации, почему государству приходится выкручиваться, идти на всякие ухищрения?
— Вопрос радикальный, и на него непросто ответить. Внутренние противоречия в ПФР нарастали, но не решались годами. Например, в 2002 году был разработан закон о профессиональных пенсиях, предполагавший пересмотр системы досрочных пенсий. Он прошел только одно чтение. В прошлом году в начале лета этот закон попытались реанимировать, но вообще сняли с обсуждения.
Государство абсолютно не боролось с серыми зарплатами. Налоговая инспекция одно время этим занималась, проводили беседы с работодателями. Но это осталось временной кампанией.
Наконец, уровень пенсий зависит от состояния экономики — от роста ВВП, от обоснованного роста зарплаты,
от соотношения зарплаты и производительности труда. У нас рост зарплаты превышает рост производительности труда. Фактически до сего года правительство не делало ничего, чтобы как-то сбалансировать поступление и выплаты страховых взносов в ПФР. При сохранении и приоритете солидарной распределительной системы в определенных социально-экономических условиях страна может подойти к черте, когда возможен дефолт по пенсионным обязательствам. Дефицит ПФР в этом году составит 1,5 трлн руб., в следующем — 4,3 трлн. Это просто фантастические суммы. В бюджете нет денег для трансферта на покрытие такого дефицита. Фактическое замораживание пенсионных денег нанесет ущерб вообще всей экономике страны. Экономисты уже подсчитали: российский финансовый рынок недополучит в этом году $8 млрд, а к 2015 — $11 млрд.
— смогут ли когда-нибудь наши пенсионные фонды инвестировать в экономику страны?
— Во всех экономически развитых странах основной внутренний инвестор — это НПФ. Только у них есть деньги, которые можно надолго вложить в промышленность. Эти деньги во всех странах — основа экономики, потому что они защищены от вывода в офшор и могут работать только в своей стране.
То, что задумали сделать в социальном блоке правительства, ударит вообще по всей нашей экономике. Сейчас, пусть и небольшие, пенсионные деньги все же работают в экономике. Есть опасность, что и их не будет, если Госдума примет этот закон. Одна надежда, что его не подпишет президент.
Майк Саутон. Заметки на салфетках. Как за кружкой пива придумать бизнес и превратить его в стоящее дело. М.: Олимп Бизнес, 2013
Автор — успешный английский предприниматель, который участвовал в создании двух десятков компаний. Каждую субботу он ведет еженедельную колонку в Financial Times, постоянно выступает на BBC. Майк Саутон рассказывает об уроках и ловушках, которые большинству людей приходится усваивать на собственном горьком опыте, но их предпочтительно знать заранее. Надо научиться понимать важные вещи. Например, что рост и развитие бизнеса подчиняются естественным закономерностям, и не стоит идти против них — лучше их изучить. Нужна не просто начальная идея бизнеса, а хорошая идея. Разницу между этими понятиями вы найдете в книге. Новый продукт должен быть не «чуть лучше» прежнего, а принципиально другим. Различие между первым и вторым трудно заметить, но оно может превратить предприятие в процветающий бизнес. Вообще предпринимательство — дело творческое. Здесь надо не слепо выполнять инструкции, а вырабатывать собственную правильную схему действий.
R Заметим
:плфЕТнах
\В БИБЛИОТЕКУ\
Ник Комптон, Адам Фишвик, Кэтим Хьюстон. Твито-номика: Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу. М.: Альпина Паблишер, 2013 Почему «Твито...»? Потому что коротко, как в социальной сети «Твит-тер». Не больше 140 знаков, чтобы объяснить даже самые сложные и комплексные экономические термины и концепции. Авторы пишут: «Попытка краткого объяснения идей экономики в 140 символах может, на первый взгляд, показаться не слишком умной. В конце концов, таким понятиям, как монетаризм, посвящаются целые тома, а мы рассчитываем объяснить все в нескольких твитах. Однако нет сомнения в том, что краткость — сестра таланта, и минимум слов действительно может обеспечить максимальную ясность. Конечно, частности останутся нераскрытыми, но вы обретете мгновенное и четкое понимание достаточно сложных вещей. А это кажется нам вполне достойной целью». Откроем, например, раздел «Что такое инвестиции?»: «Инвестиции — приобретение оборудования, человеческих навыков или технологий, необходимых для производства товаров. Это своего рода азартная игра». Если подобные объяснения нравятся, читайте дальше: в книге 130 страниц.
твитокомика