Научная статья на тему 'Системный анализ информации об эффективности средств оборонно-промышленого комплекса'

Системный анализ информации об эффективности средств оборонно-промышленого комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / FEDERAL BUDGET / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION EFFICIENCY INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситников Сергей Евгеньевич

В статье рассмотрены методы, определяющие эффективность вложения средств федерального бюджета, направляемых на реконструкцию и техническое переоснащение мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса. Выделена роль стратегического управления (менеджмента), инструментами которого выступают капитал и любой привлекаемый финансовый ресурс, другие материальные и нематериальные активы, организационно-кадровые и сырьевые ресурсы, внешняя и инвестиционная политики организации, оборудование, ключевые знания и технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ситников Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System analysis of information on efficiency of means of defense industry complex

In article the methods defining efficiency of investment of capital of the federal budget, directed on reconstruction and technical re-equipment of capacities of the enterprises of defense industry complex are considered. The role of strategic management as which tools act the capital and any attracted financial resource, any material and intangible assets, organizational and personnel and raw material resources, external and investment politicians of the organization, the equipment, key knowledge and technologies is allocated.

Текст научной работы на тему «Системный анализ информации об эффективности средств оборонно-промышленого комплекса»

УДК 336.01

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ ОБОРОННО - ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Ситников Сергей Евгеньевич

старший научный сотрудник Федерального государственного унитарного предприятия "Мытищинский научно-исследовательский институт радиоизмерительных приборов" (ФГУП "МНИИРИП")

В статье рассмотрены методы, определяющие эффективность вложения средств федерального бюджета, направляемых на реконструкцию и техническое переоснащение мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса. Выделена роль стратегического управления (менеджмента), инструментами которого выступают капитал и любой привлекаемый финансовый ресурс, другие материальные и нематериальные активы, организационно-кадровые и сырьевые ресурсы, внешняя и инвестиционная политики организации, оборудование, ключевые знания и технологии.

Ключевые слова

• федеральный бюджет,

• стратегическое управление,

• эффективность,

• показатели эффективности производства.

Sergey Sitnikov, senior research associate of Mytishchi research institute of radio measuring devices, Moscow, Russian Federation.

System analysis of information on efficiency of means of defense industry complex

In article the methods defining efficiency of investment of capital of the federal budget, directed on reconstruction and technical reequipment of capacities of the enterprises of defense industry complex are considered.Theroleofstrategicmanagement as which tools act - the capital and any attracted financial resource, any material and intangible assets, organizational and personnel and raw material resources, external and investment politicians of the organization, the equipment, key knowledge and technologies is allocated.

Keywords

• federal budget,

• strategic management,

• efficiency,

• production efficiency indicators.

Эффективность вложенных средств федерального бюджета, направляемых на реконструкцию и техническое переоснащение (создание) производственно-технологических мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) для выпуска приоритетных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), зависит от грамотного управления организацией ОПК своей финансово-экономической деятельностью, которая начинается с планирования (бизнес-план организации) с целью производства заданного объема и с установленными характеристиками продукции военного назначения при минимальных потерях (в идеале - минимальных затратах)1. Отсюда появляются соответствующие требования к организациям ОПК как к хозяйствующим субъектам в части их финансово-экономической устойчивости, качества бизнес-планирования и уровня стратегического управления (менеджмента) с целью минимизации неэффективного и нецелевого использования государственных средств.

Стратегическое управление (менеджмент) - деятельность, направленная на достижение стратегических целей с помощью стратегических инструментов. Стратегическими целями могут быть любые природные ресурсы, географические области, новое качество, лидерство по тем или иным ключевым конкурентным параметрам. Стратегическими инструментами выступают капитал и любой привлекаемый финансовый ресурс, любые материальные и нематериальные активы, организационно-кадровые и сырьевые ресурсы, внешняя и инвести-

ционная политики организации, оборудование, ключевые знания и технологии.

Особенностями стратегического управления являются специальные приемы и способы достижения стратегических целей, неочевидные с точки зрения линейного менеджмента. При этом сбережение ресурсов в условиях рыночного кризиса может потребовать принятия мер по сокращению издержек (увольнение квалифицированного персонала, переезд или перевод производства в менее затратное, но неудобное место), которые обычно вступают в противоречие с целями линейного менеджмента. Также, например, получение заемных средств в виде кредита или облигационной эмиссии является решением стратегического типа, поскольку представляет собой возмездное и срочное привлечение стратегического инструмента - финансового ресурса. Ошибочная передача линейному менеджменту полного контроля над стратегическим инструментом часто приводит к неэффективному использованию ресурса, вплоть до его утраты.

В силу разности задач практической реализацией стратегического управления занимается специальный орган, объединяющий собственников либо состоящий из уполномоченных собственниками лиц. Традиционное название этого органа - совет директоров - заимствовано из западной терминологии. Функционирование совета директоров обеспечивает отдельная и независимая от основной организации структура -владельческий офис, управляющая либо холдинговая компания. В русскоязычной среде термин директор в этом названии часто понимается неверно. Буквальные попытки сформировать совет директоров из генерального директора, руководителя исполнительного органа, его заместителей и руководителей подчиненных подразделений, именуемых часто «директорами», всегда обречены

на провал. Парализующий эффект от конфликта интересов собственников и менеджеров будет неизбежен.

Наиболее точным термином, верно передающим суть органа стратегического управления, является «Совет уполномоченных владельцами лиц». Совет несет ответственность перед собственниками за выработку и своевременное достижение стратегических целей, наделяется правами контроля над стратегическими инструментами, нанимает генерального директора на необходимый для достижения поставленных задач срок. В небольших компаниях владельцы обычно сами являются членами Совета, обладая правом голоса пропорционально долям собственности. Как правило, в крупных компаниях ОПК в Совет входят приглашенные владельцами эксперты, называемые независимыми директорами. Это могут быть профессиональные члены совета директоров, обладающие необходимой Совету компетенцией для достижения стратегических целей, представители органов власти, общественных организаций, заинтересованных в существовании организации ОПК (например, «градообразующее предприятие»).

Измерение эффективности производства предполагает установление критерия экономической эффективности, который должен быть единым для всех звеньев экономики - от предприятия (организации ОПК) до народного хозяйства в целом. Таким образом, общим критерием экономической эффективности производства является рост производительности общественного труда. В настоящее время экономическая эффективность производства оценивается на основе данного критерия, выражающегося в максимизации роста национального дохода (чистой продукции) на единицу труда. На уровне предприятия формой единого критерия эффективности его деятельности может служить максимизация прибыли2.

Эффективность производства находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе показателей, характеризующих эффективность использования основных элементов производственного процесса. Система показателей экономической эффективности производства должна соответствовать следующим принципам: обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей эффективности производства; определять уровень эффективности использования всех видов, применяемых в производстве ресурсов; обеспечивать измерение эффективности производства на разных уровнях управления; стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения эффективности производства.

С учетом указанных принципов определена следующая система показателей эффективности производства:

1) обобщающие показатели: производство чистой продукции - на единицу затрат ресурсов; прибыль - на единицу общих затрат; рентабельность производства; затраты на 1 рубль товарной продукции; доля прироста продукции за счет интенсификации производства; народнохозяйственный эффект использования единицы продукции;

2) показатели эффективности использования труда (персонала): темп роста производительности труда; доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда; абсолютное и относительное высвобождение работников; коэффициент использования полезного фонда рабочего времени; трудоемкость единицы продукции; зарплатоёмкость единицы продукции;

3) показатели эффективности использования производственных фондов: общая фондоотдача; фондоотдача активной части основных фондов; рентабельность основных фондов; фондоёмкость единицы продукции; материалоемкость единицы

продукции; коэффициент использования наиважнейших видов сырья и материалов;

4) показатели эффективности использования финансовых средств: оборачиваемость оборотных средств; рентабельность оборотных средств; относительное высвобождение оборотных средств; удельные капитальные вложения на единицу прироста мощности или продукции; рентабельность капитальных вложений; срок окупаемости капитальных вложений.

Уровень экономической эффективности производства любой продукции, в том числе продукции военного назначения, зависит от многообразия взаимосвязанных факторов. Вследствие технико-экономических особенностей производства продукции военного назначения оборонным организациям характерны специфические факторы эффективности. Все многообразие факторов роста эффективности можно классифицировать по трем признакам:

1) источники повышения эффективности, основными из которых являются: снижение трудо -, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции; рациональное использование природных ресурсов; экономия времени; повышение качества продукции;

2) основные направления развития и совершенствования производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса; повышение технико-экономического уровня производства; совершенствование структуры производства; внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности;

3) уровень реализации в системе управления производством, в зависимости от которого факторы подразделяются на:

а) внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение

прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления;

б) внешние - это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства; государственная экономическая и социальная политика; формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

Одной из функций управления ресурсами инвестиционного характера, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер, направляемый на создание производственных мощностей для выпуска приоритетных образцов ВВСТ, является контроль. Задачи контроля:

- обеспечение точного соответствия формы управленческого решения содержанию его исполнения;

- оценка эффективности использования имеющихся ресурсов и управленческих решений;

- предупреждение ошибок и просчетов в процессе принятия и реализации управленческих решений;

- выявление резервов и новых возможностей объекта управления;

- повышение дисциплины и ответственности исполнения управленческих решений;

- совершенствование организационной структуры управления.

Этапы контроля:

• в ходе планирования - предварительный контроль;

• в ходе осуществления - текущий контроль;

• в ходе учета затрат - последующий контроль.

В процессе управления ресурсами инвестиционного характера контроль должен быть связан с разработкой мер, инструментов, критериев оценки использования экономических ресурсов, определением эффективности этой деятельности3. При этом контроль должен осуществляться не только по достижении конечного результата, но также на стадии принятия управ-

ленческих решений и их реализации.

Неотъемлемым функциональным элементом управления производством является учет потребляемых ресурсов. В России основным видом учета является бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Он нацелен на предоставление официальной информации о деятельности предприятия государству, деловым партнерам, кредитным организациям и другим пользователям. При управлении производством также необходимо вести учет полученной продукции в зависимости от выделяемых объемов инвестиционных ресурсов и учет экономических, социальных (кадровой обеспеченности) условий при создании производственных мощностей для выпуска приоритетных образцов ВВСТ.

Эффективность управления ресурсами инвестиционного характера при создании производственных мощностей для выпуска приоритетных образцов ВВСТ во многом определяется своевременностью принимаемых решений, их адекватностью складывающимся условиям. Поэтому одним из важнейших требований к управлению является требование оперативности (своевременности) и обоснованности принимаемых решений. Мониторинг проводится с целью накопления и систематизации документированных, необходимых для информационно-аналитического обеспечения задач по выработке государственной политики, по созданию производственных мощностей, по обновлению научно-производственной базы оборонно-промышленного комплекса.

Оперативность принимаемых решений достигается своевременностью

сбора, обработки и анализа информации, используемой при подготовке и принятии управленческих решений, своевременностью формирования выводов, выработки предложений для принятия решений и доведения принятого решения до исполнителей.

Повышение эффективности управления ресурсами инвестиционного характера (далее - инвестиционные ресурсы) в настоящее время для организаций ОПК надо рассматривать с позиции получения конечной продукции - производство приоритетных образцов ВВСТ, по своим характеристикам не уступающим зарубежным образцам4. В силу многих причин в последние годы в системе ОПК сложилась неблагоприятная обстановка, приведшая к серьезным снижениям качества продукции военного назначения. Все чаще со стороны Минобороны России как заказчика встает вопрос о закупке отдельных образцов вооружений у зарубежных компаний. Такое положение не может не настораживать и заставить принять соответствующие меры.

Качество продукции - это оценка потребителем степени соответствия ее свойств индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением. Качество продукции связано с понятиями свойство продукции и полезность продукции. Свойство является объективной особенностью продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении, без оценивания важности этого свойства для потребителя (например, технический уровень продукции). Полезность - способность продукции приносить пользу конкретному потребителю, удовлетворять индивидуальным и общественным ожиданиям.

Относительной характеристикой качества продукции служит уровень его качества. Оценка уровня качества продукции

включает совокупность следующих операций: выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. Для обеспечения высокого качества продукции с низкими издержками в крупномасштабном производстве не достаточно контроля качества, необходимо создание в организации системы менеджмента качества. Система менеджмента качества (далее - СМК) - система управления качеством производимой продукции в какой-либо организации.

Эффективность управления ресурсами инвестиционного характера следует рассматривать как комплексное понятие, представляющее собой характеристику системы с точки зрения качества, результативности и своевременности достижения ее целей, развития системы в запланированном направлении при выполнении определенных критериев и ограничений, описываемое такими характеристиками, как целесообразность, результативность, качество, полезность и прочее. Эффективность существует при наличии определенной точки отсчета, базы и критериев для сравнения и оценки; установленной иерархии целей развития системы; установления ограничений (условий) внутренней и внешней по отношению к системе среды, которые задают определенный диапазон развития системы, результатов ее функционирования, альтернатив. Для достижения планируемых результатов необходимо эффективное управление, руководство (менеджмент) всем процессом, в нашем случае создание оптимальных условий для разработки и производства образцов ВВСТ, продукции военного назначения. Применение эффективного менеджмента как управляющей системы в широком смысле - это целесообразность и качество управления, нацеленное на лучшую результативность деятельности управляемой систе-

мы (организации), реализацию целей и стратегий, достижение определенных качественных и количественных экономических результатов. Главным признаком эффективности менеджмента является степень достижения целей деятельности организации. Существует внутренняя и внешняя эффективность менеджмента. Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников.

Эффективность менеджмента зависит от множества факторов, к которым следует отнести: ограниченность экономических ресурсов, нерациональность их распределения; стремление хозяйствующих субъектов к организационному развитию и получению максимального эффекта при наименьших затратах; предотвращение негативного влияния институциональных систем менеджмента или адаптирование к новым условиям этих систем. Оценивать эффективность менеджмента следует в зависимости от того, насколько организация достигает ее цели.

Следует разделить понятия эффективность управления ресурсами и эффективность затрат, хотя они, безусловно, тесно взаимосвязаны. Если с точки зрения экономики рассматривать эффективность как соотношение результатов и затрат, то эффективность управления инвестиционными ресурсами следует рассматривать как соотношение полученного результата - экономию ресурсов, сокращение затрат на производство и реализацию продукции, повышение отдачи на единицу используемых ресурсов - и затрат на управление инвестиционными ресурсами5.

Эффективность затрат есть соотношение полученного результата (объемов производства, продаж, прибыли) к самим затратам предприятия, связанных с

созданием и реализацией продукции. Из этого можно сделать вывод, что в основе повышения эффективности затрат на производство и реализацию продукции лежит эффективное управление ресурсами предприятия. Такое отличие можно объяснить и тем, что управление ресурсами инвестиционного характера представляет собой более широкое понятие, чем осуществление затрат. Процесс управления ресурсами предприятия предполагает их привлечение для создания продукции, непосредственное использование в ходе преобразования исходных ресурсов во блага, реализацию преобразованных ресурсов в продукцию для потребителя.

Как было упомянуто, затраты характеризуют переходное состояние от исходных ресурсов к конечному результату производства, то есть представляют собой меру использования ресурсов. В рамках исследования рассматривается именно этот этап управления ресурсами предприятия. Следовательно, можно утверждать, что повышение эффективности использования ресурсов должно происходить на основе совершенствования управления затратами предприятия. Для этого предлагается использовать адаптивно-функциональный подход, который состоит в следующем:

1) адаптивность проявляется в том, что для совершенствования системы управления затратами предлагается система методов, сформированная с учетом совокупности факторов, определяющих условия использования инвестиционных ресурсов предприятия;

2) функциональность заключается в том, что основные факторы, определяющие условия потребления ресурсов, выявляются и исследуются путем изучения механизма их влияния на затраты и логику управления ими.

Каждый этап управления инвестиционными ресурсами предприятия воплощается путем осуществления соответствующего этапа управления затратами:

1) формированию ресурсов соответствует инвестиционный этап управления затратами, на котором происходит воздействие на будущие затраты предприятия;

2) использованию инвестиционных ресурсов соответствует производственный этап управления затратами, на котором происходит осуществление затрат на создание производственных мощностей для выпуска приоритетных образцов ВВСТ;

3) реализации ранее использованных и переработанных в результате производственной деятельности ресурсов соответствует этап обращения как стадии управления затратами предприятия, на котором произведенная продукция доводится до потребителя, то есть заказчика образца ВВСТ.

Высокое качество продукции военного назначения как совокупность его важнейших свойств наряду с другими факторами является непременным условием обеспечения требуемой боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации сформирована и функционирует система управления развитием ВВСТ, реализующая регламентированный информационный процесс, включающий процедуры обоснования, формирования, согласования, корректировки и контроля реализации планов развития ВВСТ различной периодичности. ВВСТ, серийно производимая предприятиями ОПК, является специфическим видом продукции. Минобороны России как государственный заказчик понимает под качеством ВВСТ степень удовлетворения текущих и прогнозируемых потребностей Вооруженных Сил в части обеспечения задач вооруженной защиты государства, ведения эффективных военных действий, конкурентоспособности по отношению к лучшим зарубежным образцам ВВСТ по боевым, тактико-техническим, эксплуатационным и стоимостным показателям.

Проведенные исследования выявили,

что основными направлениями повышения качества серийного производства ВВСТ по государственному оборонному заказу являются: техническое и технологическое переоснащение предприятий ОПК, рациональное развитие их производственно-технологических мощностей; развитие рыночных механизмов стимулирования повышения качества продукции военного назначения, в том числе на основе внедрения на предприятиях ОПК современных методов управления качеством; повышение эффективности управления реализацией гособоронзака-за через механизмы проведения конкурсов, включающих комплексную оценку предприятий, и контроля выполнения заключенных контрактов; разработку и внедрение в практику военных представительств Минобороны России современных методов оценки и контроля качества выпускаемой предприятиями ОПК продукции (образцов ВВСТ) по заказам силовых ведомств России6.

Минобороны России и подведомственные ему организации могут и должны оказывать влияние на повышение качества производства приоритетных образцов ВВСТ по гособоронзаказу через повышение эффективности управления реализацией гособоронзаказа, совершенствование деятельности военных представительств и привлечение организаций по независимому подтверждению соответствия продукции военного назначения заданным требованиям. В ОПК состояние организаций принято оценивать через следующие характеристики: технологическая состоятельность; экономическая устойчивость; мобилизационная готовность; наличие и состояние СМК. Результаты анализа влияния данных характеристик на качество выпускаемых организацией ОПК приоритетных образцов ВВСТ показывают, что определяющую роль играют технологическая состоятель-

ность и система менеджмента качества, внедренная в этой организации. Технологическая состоятельность и система менеджмента качества организации ОПК являются взаимозависимыми характеристиками. Превалирующая роль здесь принадлежит системе менеджмента. Именно через нее оказывается влияние на технологическую состоятельность.

Главная идея СМК для организаций ОПК - не столько «отфильтровать» брак на этапе контроля, сколько предупредить его появление. Научно-методической основой обеспечения качества продукции являются технологии разработки, создания и обеспечения эффективного функционирования на предприятиях современных СМК. Разработка и внедрение СМК на предприятии ОПК должны осуществляться на основе стандартов серии ИСО 9000 и адаптирующего их к сфере производства оборонной продукции стандарта ГОСТ РВ 15.002-2003. Система менеджмента качества создается для достижения целей и выполнения задач, определенных политикой предприятия ОПК в области качества, и является неотъемлемой частью общей системы управления научной, производственной и хозяйственной деятельностью предприятия. Система менеджмента качества предназначена для решения следующих основных задач: создание и поддержание качества ВВСТ на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение требований государственного заказчика при оптимальных затратах на производство; обеспечение государственного заказчика гарантиями соответствия ВВСТ требованиям регламентов, стандартов, технических условий и договорам на поставку; осуществление независимого подтверждения соответствия всеми аккредитованными и зарегистрированными в ней органами по сертификации; испытательными лабораториями по единым правилам и требованиям.

Документально СМК на предприятии оформляется в комплекс специальных документов (руководств, стандартов предприятия, инструкций и так далее), регламентирующих требования к элементам системы качества, а также методы, правила и процедуры их реализации в соответствии с основными принципами этой системы. Подтверждение факта внедрения на предприятии СМК и его соответствие нормативным требованиям осуществляются на основе процедуры сертификации. По результатам сертификации предприятию может быть выдан один из следующих документов - сертификат соответствия или заключение. Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий внедрение СМК на предприятии и подтверждающий ее соответствие международным и национальным стандартам, устанавливающим требования к системе качества предприятия и стандартам системы разработки и постановки на производство военной техники (СРПП ВТ).

Заключение - документ, уведомляющий, что предприятие находится в стадии внедрения СМК и соответствует основным требованиям стандарта ГОСТ РВ 15.0022003. Сертификат соответствия выдается органом по сертификации сроком на 3 года, а заключение - сроком на 1 год. Контроль за состоянием СМК предприятия осуществляется путем проведения аудитов: внутренних - экспертами предприятия, внешних - внешними экспертами. Периодичность и объем проведения внутренних аудитов устанавливается руководством предприятия. Аудит СМК предприятия уполномоченной организацией проводится не реже одного раза в год, а его объем устанавливается главным экспертом, руководителем аудиторской группы.

Таким образом, созданная система контроля внедрения на предприятиях ОПК современных методов управления качеством и поддержанием их в работо-

способном состоянии, обеспечивает сбор большого объема разнообразной информации, которая может быть использована и в интересах управления реализацией ГОЗ. Отсюда следует, что одним из путей повышения качества серийного производства ВВСТ предприятиями ОПК является учет внедрения и состояния на предприятиях системы менеджмента качества при управлении реализацией ГОЗ.

Данную задачу можно решить созданием единой комплексной системы оценки соответствия (ЕСОС) в ОПК, которая объединяла бы военно-техническую политику и требования государственных заказчиков, контроль и надзор за выполнением технических регламентов и требований военных стандартов, метрологическое обеспечение и процедуры испытаний продукции, независимое подтверждение соответствия.

Литература

1. Кохно П.А. Эффективный менеджмент производства вооружения // Военная мысль. -2015. - № 1. - С. 70-78.

2. Ситников С.Е. Методы оценки экономической эффективности инновационных проектов оборонно-промышленного комплекса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2013. - № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3343 (дата обращения: 27.11.2013).

3. Кохно П.А. Планирование контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий ОПК России / С.С. Чеботарев, П.А. Кохно, В.С. Чеботарев // Вестник ФГУП «ЦНИИ «Центр». - 2014. - № 1. С. 79-87.

4. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Булава И.В., Мерзлякова А.П. Оборонно-промышленный комплекс России: проблемы развития и направления их решения // Вестник ФГУП «ЦНИИ «Центр». - 2011. - № 4.

5. Ситников С.С., Кохно П.А. Приоритетные направления и технологические тенденции оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник ОПК России. - 2013. - № 2. - С. 30-39.

6. Кохно П.А. Оптимизация финансирования в сфере исследований и разработок // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 8. - С. 100-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.