Системный анализ государственной политики в сфере дошкольного и общего образования
Журавлева Ирина Александровна, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: [email protected]
В статье проводится анализ экспертных оценок развития государственной образовательной политики в сфере дошкольного и общего образования, выявляются основные проблемы и противоречия, а также обозначаются основные векторы социального моделирования образовательной политики Российской Федерации.
Ключевые слова: образование, государственная политика, дошкольное образование, общее образование, экспертные мнения
Образование является неотъемлемой частью жизни каждого человека и играет важную роль среди общественных социальных институтов. Благодаря ему происходит процесс формирования личности и мощного общества в целом путем получения новых знаний, навыков и развития творческих способностей. Само понятие «образование» также закреплено в Законе об образовании и представляет под собой единый процесс воспитания и обучения в интересах государства, общества и самого человека, направленный на получение опыта, развитие качеств и ценностных установок для удовлетворения духовных потребностей в области образования путем достижения необходимых целей, охватывая все возрастные группы. На сегодняшний день Российская Федерация реализует единый подход к образованию за счет установки федеральных государственных образовательных стандартов и поддержания различных форм образовательного процесса.
В соответствии с Основным законом Российской Федерации, а именно с Конституцией, каждый имеет право на получение образования [1]. Для того, чтобы каждый человек мог беспрепятственно им воспользоваться, необходима разработка перечня мероприятий текущего и перспективного характера, которая влечет за собой создание политики на национально-государственном уровне в области общего и дошкольного образования.
Свою сущность «государственная политика» раскрывает через теоретический и методологические уровень, который включает в себя формулировку целей стратегического планирования развития сферы общего и дошкольного образования путем разработки методических рекомендаций в отношении ресурсов, которые необходимы для практической её реализации. Наличие данной политики является гарантией того,
61
что система общего и дошкольного образования в Российской Федерации будет постепенно развиваться и не стоять на месте, что позволит в будущем конкурировать с системами образования на мировом уровне. Необходимо отметить, что субъектами выступают органы государственной власти регионального и федерального уровня, а на местном уровне - муниципальные органы управления образования в рамках той территории, на которой происходит осуществление государственной политики [6].
Государственная политика в области общего и дошкольного образования является одной из составляющих политики государства и представляет собой многоплановую стратегическую совокупность правовых, социально-экономических и административных методов и инструментов, которыми руководствуются органы государственной власти, в особенности, органы исполнительной власти федерального и регионального уровней, с целью развития и обеспечения доступности, а также качественного функционирования системы данного образования в Российской Федерации вне зависимости от региона. Основной задачей государственной политики в области общего и дошкольного образования является создание такой системы образования, которая будет включать в себя культурные, социальные и ментальные потребности государства и общества в целом, инновационные возможности, а также обеспечение нормативно-правовыми актами на законодательном уровне, регулирующими соблюдение гарантий реализации права на получение образования в Российской Федерации [3].
Образовательная политика состоит из трех важных компонентов: нормативно-правовая (регламентирование поведения участников образовательных отношений), культурноидеоло-гическая (соблюдение традиций и мировоззрений) и финансовая политика (грамотное распределение и пользование бюджетными средствами).
Формирование государственной политики происходит по нескольким эта-
пам, которые включают в себя определение существующей проблемы в сфере общего и дошкольного образования, постановку целей и задач, распределение полномочий между органами государственной власти, реализацию поставленных задач путем применения уже имеющихся ресурсов и проведение мониторинга реализации мероприятий для получения необходимых результатов.
Приоритеты образовательной политики государства взяли своё начало еще в начале 2000-х годов и включали в себя возобновление активного участия в сфере образования и всестороннюю комплексную модернизацию системы общего и дошкольного образования путем выделения ресурсов, необходимых для осуществления деятельности, и создания механизмов эффективного их применения. Исходя из перечисленных приоритетов можно выделить, что основной функцией государственной политики является социализация подрастающего поколения, которая подразумевает создание условий для развития общества на основе культурно-исторического наследия Российской Федерации.
Реализация приоритетов образовательной политики в государстве происходит на базе основных положений, к которым относятся:
1. Получение общего образования обязательно для каждого человека, так как является основной ступенью в системе образования;
2. Образование - одна из приоритетных сфер, которую необходимо постепенно развивать;
3. Деятельность в области общего и дошкольного образования регламентируется на законодательном уровне;
4. Государство выступает гарантом для граждан в предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного и общего образования в Российской Федерации и исключает любые формы дискриминации;
5. Любой человек имеет право на получение общего образования на род-
62
ном ему языке с учетом возможностей образовательной организации;
6. Государство поддерживает любые формы образования, которые не противоречат законодательству и установленным федеральным государственным образовательным стандартам;
7. Единая государственная политика в сфере общего и дошкольного образования обеспечивается исполнением полномочий Правительства Российской Федерации;
8. Не допущение создания и осуществления деятельности общественно-политических и религиозных объединений в органах управления дошкольного и общего образования, а также в муниципальных образовательных учреждениях.
На сегодняшний день, помимо основных положений, современное общество также нуждается в создании механизмов, регулирующих деятельность отдельно взятых элементов системы каждой отрасли жизнедеятельности, которые при взаимодействии формируют политику государства. Под механизмами необходимо подразумевать совокупность организационно-экономических действий, обозначенных при выборе и принятии управленческого решения, а также практического его осуществления с целью обеспечения дальнейшего функционирования и развития, в нашем случае, системы общего и дошкольного образования. Обеспечение эффективного взаимодействия механизмов образовательной политики является первоочередной задачей государства как субъекта, который наделен властью и материальными ресурсами для достижения количественных и качественных показателей в деятельности образования. Функционирование внутренних и внешних механизмов осуществляется под влиянием политических и экономических тенденций с учетом национальных особенностей каждого субъекта Российской Федерации, что позволяет прогнозированию выявить возможные риски и выработать основные тенденции по раз-
витию и повышению эффективности государственной политики в образовании [4].
В связи с большим разнообразием образовательных услуг, которые представлены учреждениями на «рынке», происходит процесс развития конкурентной деятельности, для регулирования которой необходимо формирование и практическое применение механизмов политики образования. Механизмы государственной политики в сфере общего и дошкольного образования, как уже было сказано выше, можно рассматривать как набор процедур при принятии и реализации управленческих решений (средств воздействия) и практическую их реализацию. В качестве основных внутренних механизмов, осуществляющих функционирование образовательной политики, можно выделить [2]:
1. Механизмы принятия и практической реализации управленческих решений взаимосвязаны между собой, но существенно отличаются друг от друга наличием нормативно-правовых и административных (контроль за деятельностью) внутренних механизмов;
2. Механизмы последовательного развития и регулирования всех процессов образовательной системы путем дополнения финансовыми механизмами (выделение грантов, субсидий).
Данные механизмы характеризуются высоким уровнем закрытости и доступом только для ограниченного круга лиц, которые задействованы в процессе реализации политики.
Также необходимо выделить механизм регламентирования образовательной политики государства путем создания единых требований к осуществлению образовательной деятельности учреждения и регулирования соблюдения действующего законодательства внутри него. В качестве инструментов при реализации данного механизма выступают государственный контроль и надзор в сфере общего и дошкольного образования (выявление и пресе-
63
чение нарушений требований действующего законодательства), лицензирование (разрешение образовательной организации осуществлять свою деятельность) и проведение государственной аккредитации образовательной деятельности в учреждении (подтверждение соответствия программ обучения федеральным государственным образовательным стандартам) [8].
Вышеперечисленные основные механизмы, и, используемые при реализации образовательной политики, можно подразделить на три основные группы:
1. Организационно-управленческие -формирование системы взаимодействия между органами государственной власти муниципального, регионального и федерального уровней и осуществление планирования путем определения стратегических целей, способствующих дальнейшему развитию сферы общего и дошкольного образования;
2. Административно-правовые - разработка и принятие целевых государственных программ Российской Федерации, региональных и федеральных программ. Главным отличием государственной программы от федеральной является то, первая включает в себя не только мероприятия, проводимые для достижения запланированных целей, но и инструменты, которые направлены на грамотное и эффективное решение актуальных проблем;
3. Финансово-экономические - предусматривает достижение целевых показателей в субъектах Российской Федерации путем предоставления дополнительных субвенций и субсидиарных средств из бюджета федерального уровня, а также увеличение расходов бюджетной системы.
Благодаря данному групповому разделению механизмов можно увидеть каким образом органы государственной власти осуществляют деятельность по поэтапному достижению стратегических целей в сфере общего и дошкольного образования, которые значительно
влияют на развитие и доступность системы обучения и воспитания для каждого, желающего [3].
Рассмотрев основные механизмы, обратим наше внимание на инструменты, которые определены в ежегодном докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и способствуют реализации политики в области дошкольного и общего образования. Под инструментом понимается разработанный комплекс практических мероприятий, с помощью которых реализуется политика государства в достижении приоритетных целей. Среди них можно выделить:
Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования», которая отвечает за реализацию приоритетов и целей социального и экономического развития, а также осуществление обеспечения национальной безопасности. Данная государственная программа включает в себя реализацию мероприятий в период с 2018 по 2030 год для достижения следующих целей в сфере общего и дошкольного образования [3]:
1. Развитие системы кадрового потенциала сферы общего и дошкольного образования для создания возможности повышения квалификации на протяжении всей педагогической деятельности;
2. Вхождение Российской Федерации в топ-10 ведущих стран мира по предоставлению качественного образования в общеобразовательных организациях;
3. Создание условий для достижения 100% доступности качественного дошкольного образования для всех желающих.
Реализация государственной программы осуществляется за счет выделения средств из муниципального, регионального и федерального бюджета, что позволяет сфере общего и дошкольного образования устойчиво функционировать и развиваться в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации. Благодаря про-
64
ведению мониторинга по осуществлению мероприятий, происходит определение уровня эффективности деятельности органов государственной власти, ответственных за достижение целей, планируемых в паспорте программы.
Помимо этого, необходимо отметить национальные проекте «Образование» и «Демография», которые нацелены на создание дополнительных мест в общеобразовательных и дошкольных учреждениях и условий для предоставления качественного образования путем обновления инфраструктурного оборудования, возможности вовлечения в развитие системы всех участников образовательных отношений, обновление материально-технологической базы преподавания и профессиональной переподготовки педагогических работников в образовательных учреждениях, а также внедрение цифровых технологий, которые способны сделать процесс обучения (воспитания) наиболее интересным.
Федеральные государственные образовательные стандарты являются вторым инструментом, который представляет собой набор обязательных требований, осуществляемых при реализации программ обучения по дошкольному, начальному, основному и среднему общему образованию в образовательных учреждениях, которые прошли государственную аккредитацию. Данные стандарты обеспечивают единую систему образования в Российской Федерации, путем, как было уже сказано выше, требований к структуризации учебных программ, кадровых, финансовых, материальных и технических условий, а также к результатам освоения образовательного материала обучающимися. Особенность ФГОС заключается в непрерывности получения необходимых знаний в соответствии с той ступенью, на которой находится ребенок и возможностью беспрепятственного перехода в следующий класс, давая необходимый набор базовых знаний.
Обновленные ФГОС направлены на предоставление возможности об-
учающимся самостоятельно находить необходимую информацию. При смене места жительства и переезде обучающегося в другой субъект Российской Федерации, он сможет с легкостью возобновить процесс обучения на том же уровне, что и был в другой образовательной организации. Задачей федерального стандарта является обеспечение единого нормативно-правового регулирования образования в условиях его вариативности, что влечет за собой создание равных условий обучающихся в сфере общего и дошкольного образования, улучшение качества предоставляемых знаний за счет предоставления государством необходимых ресурсов для достижения поставленных целей.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый человек имеет право на получение бесплатного и доступного дошкольного и общего образования. Как всем известно, на сегодняшний день образование является одной из приоритетных сфер жизни общества и нуждается в устойчивом развитии.
Государственная политика в данной образовательной сфере представляет собой стратегический набор административно-правовых и социально-экономических методов и инструментов, руководствуясь которыми органы исполнительной власти разных уровней реализуют запланированные мероприятия для достижения обозначенных стратегических целей и развития качественного и общедоступного обучения (воспитания). Задача образовательной политики заключается в создании многосторонней системы общего и дошкольного образования, включающей в себя предоставление свободы выбора и возможности самореализации каждому человеку для удовлетворения своих потребностей [7].
Рассмотрев механизмы реализации государственной политики, можно сказать, что они представляют собой набор действий, который способствует разработке, принятию и реализации управленческого решения для достижения необходимых целей в сфере об-
65
щего и дошкольного образования. Они подразделены на три основные группы, которые включают в себя финансово-экономические, организационно-управленческие и административно-правовые, каждый из них отвечает за отдельный элемент образовательной политики государства.
Помимо этого, были изучены три основных инструмента, с помощью которых происходит осуществление государственной политики в сфере общего и дошкольного образования в Российской Федерации, а именно государственная программа «Развитие образования», национальные проекты «Образование», «Демография» и федеральные государственные образовательные стандарты. Вышеперечисленные инструменты взаимосвязаны между собой целью обеспечения качественного образования в соответствии с потребностями и интересами населения.
Принципы и приоритетные направления государственной политики в сфере дошкольного и общего образования
На сегодняшний день образование это один из показателей экономического благосостояния государства, а также ее конкурентоспособности, социальной стабильности и национальной безопасности. Образование является неотъемлемой частью политической системы, исходя из этого деятельность образовательных организаций напрямую зависит от Конституции Российской Федерации, на нормах которой основываются принципы государственной политики в сфере общего и дошкольного образования с целью подготовки нормативно-правовых документов и их практической реализации.
Как уже было сказано выше, основную роль в сфере общего и дошкольного образования играют именно принципы государственной политики. Благодаря им происходит регламентация органов управления образованием и всех образовательных учреждений в Российской Федерации, а также обеспече-
ние единого подхода к формированию нормативно-правового законодательства и соблюдения уже имеющегося международного законодательства.
Под принципами государственной политики в сфере образования необходимо понимать основные положения, в которых выражается сущность образовательного права и государственной образовательной политики, а также их основные черты, благодаря которым происходит постепенное их развитие. Иными словами, это основные положения для руководства деятельностью в образовательной среде.
Для реализации государственной политики в сфере образования и регулирования отношений между субъектами образовательной деятельности в целом используются две категории принципов. К первой категории относятся общеправовые принципы, которые охватывают все отрасли права и регулируют образовательные отношения (демократизм, гуманизм и др.), ко второй - специальные, которые применимы исключительно к области образования и распространяются на общественные отношения, составляющие его (общедоступность и преемственность образования и др.).
Методика исследования
Системный анализ государственной политики в сфере дошкольного и общего образования строился на качественной методологии. Мы учитывали экспертное мнение представителей различных социальных групп и институтов, имеющих прямое отношение к системе образования (ректоры, проректоры вузов РФ, руководители отделов и министры образования различных субъектов РФ (Иркутская область, Красноярский край, Республика Бурятия, Новосибирская область, Хабаровский край).
Всего исследовании приняли участие 38 человек, занимающие свои должности 5 и более лет, в возрасте 35-65 лет, 65% мужчин и 35% женщин. Само исследование проводилось в начале 2022 года.
66
Работа строилась по полуструктурированному интервью, которое анализировалось через методы контент-анализа, транссимволического анализа, дискурсивного анализа и др. Системный анализ через экспертные оценки позволяет выявить проблемы и противоречия государственной политики в изучаемой сфере.
Анализ результатов качественного исследования
Согласно статье 3 Федерального закона № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», политика государства в сфере общего и дошкольного образования основывается на одиннадцати принципах. Рассмотрим их поподробнее, включая комментарии экспертов. 1. «Конкуренция в сфере образования не может быть ограничена или устранена полностью». Благодаря тому, что образовательные организации автономны, они автоматически становятся полноправными участниками рынка образовательных услуг, но без возможности предоставления дополнительных преимуществ отдельным образовательным организациям. Исходя из этого можно сказать, что принцип направлен на повышение качества предоставляемых услуг в образовательной сфере и предполагает, что отсутствие или частичное ограничение конкуренции может привести к снижению качества образования. Конкуренция создает благоприятный инвестиционный климат, что существенно способствует кардинальной модернизации и обновлению системы образования за счет внедрения инновационных технологий и расширения возможностей. Необходимо отметить, чем больше образовательных организаций пытаются конкурировать друг с другом и предлагать наиболее привлекательные условия обучения, тем больше выбора у обучающихся и родителей (законных представителей) воспитанников.
Конкуренция выступает залогом развития образовательной системы. Дает оценку качества и приоритетность развития, вызывает мотивацию для развития новых условий образовательной политики. (Т.Ю., замминистра образования Иркутской области, 44 года).
Благодаря конкуренции рождается среда, способная породить новые условия для моделирования образовательного пространства, для внутренней динамики и социального развития. Без базовых благоприятных условий, невозможно развивать образовательный потенциал регионов. (А.В., проректор, 56 лет).
2. «Свобода выбора образования в соответствии с потребностями и желаниями человека путем создания адаптивных условий для его самореализации и развития способностей, в том числе за счет предоставления выбора направленности образования, формы обучения и организации, которая осуществляет образовательную деятельность, в пределах системы образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы выбора форм и методов обучения, и воспитания». Именно свобода выбора в образовательной сфере способствует развитию личности, путем организации учебного процесса с адаптивными условиями для каждого человека с учетом его потребностей и общества в целом. Данный принцип больше характерен для обучающихся средних профессиональных и высших образовательных организаций, в связи с тем, что в отношении дошкольных учреждений выбор делают родители (законные представители) воспитанников, а в общеобразовательных организациях уже в более осознанном возрасте сами обучающиеся. Достижение высокого уровня результатов освоения программы обучения зависит от учета интересов человека и его индивидуальных способностей, а также его выбора и способа обучения.
67
Возможность выбора - бесспорная ценность и благо для любого потенциала и социальной среды, способной регулировать и развивать образовательный потенциал города и региона, личности и целых социальных групп. Возможность выбора - основа развития и внутренних приоритетов. (А.В., замминистра образования Хабаровского края, 48 лет).
Ценность выбора - основа моделирования мотивации обучающихся, начиная с дошкольного уровня, заканчивая вузом. Ценность выбора во время получения общего образования становится основой для перспективного обучения в более лучшем вузе. Все связано со всем. (И.Т., проректор, 47 лет). 3. «Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, развитие и защита особенностей этнокультуры и народных традиций в условиях много-национальности государства». В соответствии с этим принципом при реализации государственной политики в образовательной сфере следует учитывать языковое разнообразие и этнокультурные особенности народа с целью создания единого образовательного пространства. Благодаря тому, что свойства и основные признаки образовательного процесса не могут ограничивать реализацию национальных особенностей отдельных народов, происходит расширение круга субъектов, которые имеют право на осуществление своих целей, потребностей и интересов в сфере образования. Образование без учета этнокультурных особенностей не стоит ничего. Так как благодаря национальным традициям и обычаям зарождается ментальное пространство общества, формируется единство при культурном многообразии. Но чтобы говорить о разнообразии, надо его понимать, изучать, исследовать. Чтобы говорить о социокультурном развитии надо его чувствовать и принимать. (Т.А., министр образования Новосибирской области, 48 лет).
Без культурного сдвига в сфере социального моделирования - нет социальных рамок общественного развития. Межкультурное взаимодействие строится на нормах толерантности на разных уровнях образования, внедрения ценностей поликультурной составляющей в сознание детей с детского сада и до вуза - становится приоритетом развития. (Р.Р., проректор, 40 лет). 4. «Гуманистический характер образования для свободного развития личности, патриотизма, трудолюбия и гражданственной ответственности, а также бережного отношения к окружающей среде». В первую очередь под «гуманизмом» понимается признание человека как личности путем соблюдения его прав и свобод. Данный принцип перечисляет те качества человека, которые должны быть сформированы в процессе реализации политики государства. Ведь во время образовательного процесса происходит становление личности, в которую закладываются общие правила жизнедеятельности, в дальнейшем формируя полноценного члена общества. Формирование такой личности возможно только на основе гуманистического характера образования, исходящего из его прав и свобод, приоритетов жизни. Но вопрос рационального природопользования всё-таки является спорным и, скорее всего, не должен относиться к образованию.
Образование в принципе должно носить гуманистический характер, так как именно оно укрепляет идеологию и развивать патриотизм, формирует социальную и гражданскую идентичность и строит личные стратегии социального моделирования и общественного прогресса. (В.А., проректор, 50 лет).
Гуманистический характер образования остается условием его внедрения в сознание общественности, инструментом распространения гуманных ценностей и развития. (Г.Е., замминистра образования, 43 года).
68
5. «Комбинирование договорного и государственного регулирования взаимодействия между субъектами в образовательной среде». Оказание образовательных услуг происходит путем заключения договора между субъектами образовательных отношений, что влечет за собой развитие возможностей получения образования и активное участие, к примеру родителей (законных представителей) и обучающихся в жизни образовательной организации. Исходя из этого принципа необходимо отметить, что роль государства в образовательной организации минимизирована: оно определяет основные направления деятельности учреждения и определяет тот основной набор обязательных знаний, в соответствии с которыми должны быть разработаны программы для обучающихся (воспитанников). Необходимо отметить, что образовательная организация имеет право на предоставление дополнительных занятий по заинтересовавшей обучающегося или родителя (законного представителя) дисциплине или деятельности в целом за счет оплаты лица, пожелавшего получить эти дополнительные знания. Межсекторное партнерство и взаимодействие выступает основой развития любой сферы образования. Более того, конкретное образовательное учреждение выступает актором межсекторного партнерства, способного выводить образовательные организации детских садов, школ и вузов на новый уровень социального взаимодействия и активизации социальной политики. (И.А., проректор, 37 лет).
Взаимодействие между субъектами в сфере образования порождает нерушимые социальные связи, развивает социально активное внутреннее взаимодействие и регулирование потенциально развитого образовательного пространства, приводящего к развитию региона. (Н.Н., проректор, 65 лет).
6. «Признание приоритетности образования». Данный принцип основы-
вается на нормах Конституции Российской Федерации, исходя из которых можно выделить, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на соблюдение прав и интересов граждан и иных лиц, пребывающих на территории страны. Развитие образования является приоритетной сферой для государства, в связи с ориентированностью на сохранение общего уровня грамотности и развития национальной культуры населения, ведь образование относится к общечеловеческим ценностям и влечет за собой поддержание социально-экономического благосостояния и дальнейшее обеспечение национальной безопасности. Необходимо отметить, что именно образование является основным условием для дальнейшего духовного развития, культуры и экономики. Приоритетность образования - это условие и норма социального развития. Без образовательного базового наполнения не стоит говорить о территориальном развитии. Образование - это перспективный ресурс человеческого капитала. И если власть о нем не думает - то у ее нет перспектив и у территории нет будущего. (М.А., замминистра образования, 49 лет).
Качественность приоритетного развития любого региона кроется в уровне и качестве получаемого образования на всех его ступенях. Это своего рода социальный капитал развития сообщества - те критерии и условия, которые предъявляются для человека или сообщества, помогающие ему развить внутренний ресурс выбора приоритета образования для личного и социального развития. (Е.Ю., замминистра образования, 55 лет).
7. «Обеспечение соблюдения права каждого человека на получение образования и недопущение дискриминации в образовательной сфере». Первая часть принципа заключается в соблюдении и не нарушении конституционного права каждого человека, а вторая вытекает из консти-
69
туционной нормы о недопустимости проявления любых форм дискриминации не только в сфере образования, но и в целом во всех сферах жизни общества. Иначе говоря, каждый человек имеет право на получение образования вне зависимости наличия или отсутствия у него гражданства Российской Федерации, а также исключая возможность ущемления его прав из-за полового признака, расовой или национальной принадлежности. Дискриминация вообще вещь недопустимая, а в сфере образования и тем более. Само это явление противоречит гуманизму образовательного пространства. Право на образование - одно из основных, которое помогает человеку оставаться человеком. (Н.Н., проректор, 52 года).
В образовательной среде должны быть недопустимы процессы дискриминации. Это противоречит и здравому смыслу и конституции РФ. Это опыт и возможность применения норм права в практике. Доступность образования -основа социального процветания. (И.С., проектор, 50 лет).
8. «Автономия образовательных организаций, соблюдение академических прав и свобод работников и обучающихся, которые предусматриваются Законом, а также информационная открытость путем предоставления публичной отчетности о деятельности образовательной организации». Образовательная организация независима и самостоятельно принимает решения, утверждает учебный план, осуществляет финансово-экономическую и административную деятельность, а также разрабатывает локально-нормативные акты, которые не противоречат Закону и иным нормативно-правовым актам. Если говорить об «информационной открытости», то речь идет о публикации отчетной деятельности (сведений) на официальном сайте образовательной организации, что позволяет заинтересованным лицам озна-
комиться с необходимой информацией, а также органам управления в сфере образования производить контроль. Благодаря сочетанию автономии и публичному контролю за деятельностью этого учреждения, можно отследить, к примеру целевое использование бюджетных средств и выявить нарушения. Каждое образовательное учреждение свободно и независимо, обладает собственной основой развития и помогает своим воспитанникам стать не только чуть более умными, но и критически мыслящими молодыми людьми. Поэтому, образовательный потенциал - это перспектива социального роста и условия социального развития города или региона. (Д.А., проректор, 44 года).
Информационная открытость образовательных учреждений выступает залогом и гарантией защиты прав и свобод сотрудников любого образовательного учреждения. Каждый шаг позволяет выявить новые условия, перспективы и возможности информационного разнообразия, которое приводит к повышению качества получаемых образовательных услуг. (О.А., замминистра образования, 33 года). 9. «Светский характер образования в муниципальной или государственной образовательной организации». Данный принцип подразумевает исключение пропаганды религии в образовательной организации (установление обязательной), в связи с тем, что Российская Федерация -поликонфессиональное и многонациональное государство. В соответствии с этой конституционной нормой каждый человек имеет право на свободу выбора религии и ее дальнейшему исповедованию. Получаемое образование общего характера начиная с детского сада, заканчивая вузами является светским учреждением. Религиозные, национальное и иные образовательные центры не могут носить название светских, поэтому выступают дополнительными. Хотя, для современных детей, подрост-
70
ков и молодых людей важно понимать именно духовную составляющую образовательного процесса, т.к. именно она выступает основой социального моделирования. (Д.А., проректор, 32 года).
Жизненные приоритеты, встроенные в светский уровень получения образования на любом уровне образовательной системы выступают основой получения светского образования и развития социального потенциала развития. (А.Ш., ректор, 58 лет). 10. «Обеспечение прав обучающихся, их родителей (законных представителей) и работников образовательных организаций для возможности участия путем демократического характера в управлении образовательной организацией». Демократия управления проявляется в участии педагогического коллектива и обучающихся в управлении образовательным учреждением и взаимодействии с органами государственной власти в сфере образования, местными органами самоуправления в принятии каких-либо необходимых решений. В качестве примера можно привести возможность проведения аккредитации педагогических работников и образовательных организаций, независимой оценки качества предоставляемого образования или выборов должностных лиц образовательной организации.
Возможность влиять на управленческие решения образовательного учреждения любого уровня становится следствием социального моделирования общественного прогресса. Это основа для выбора дополнительных курсов и форматов обучения. Это система социально-включенного развития, опирающаяся на существующую систему образования, которая и будет основой для личного и группового развития. (О.О., ректор, 57 лет).
Управление образовательным учреждением это инструмент либо формирования научного потенциала студентов вуза, либо это система навыков
выживания и социального взаимодействия. (Г.Е., ректор, 49 лет).
11. «Создание условий для взаимовыгодного взаимодействия системы образования Российской Федерации с системами образования других государств». Данный принцип предусматривает интеграцию между структурными компонентами системы образования различных государств с целью внедрения в образовательный процесс международных практик, развития системы образования и разработка усовершенствованных программ обучения. Иными словами, формирование целостного видения картины мира путем получения новых знаний.
В нашей стране действуют программы двойных дипломов, с вузами США, Европы и Азии. (Н.О., ректор, 56 лет).
Взаимовыгодные условия обмена студентов строятся на социальных рамках и формах общественного развития. (Е.Н., замминистра, 43 года).
Рассмотрев принципы государственной политики, присущие сфере общего и дошкольного образования, которые регламентируют деятельность образовательных организаций и органов управления образованием на территории Российской Федерации, необходимо обратить внимание на приоритетные направления. Приоритетные направления являются основные ориентиры, способствующие достижению стратегических целей. Они определены документами стратегического планирования с учетом промежуточных достижений национальных целей и реализуются с помощью разработки программ, нормативно-правовых регулирующих актов, развития уже имеющихся возможностей, создания дополнительных услуг в образовательной деятельности, взаимодействия с другими сферами жизни общества, а также обеспечения общедоступного, устойчивого и перспективного развития общего и дошкольного образования с учетом мировых практик, ежегодно меняющихся тенденций, новыми потребностями и интересами общества. В системе
71
общего образования можно выделить
следующие направления:
1. Обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от социального положения обучающегося, его родителей (законных представителей), исключая любые формы проявления дискриминации и предвзятого отношения;
2. Развитие возможностей общественного участия в деятельности образовательной организации путем создания дополнительных коллективных объединений;
3. Обеспечение реализации мероприятий по организации перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты. Данные стандарты способны к улучшению образовательной системы за счет единого подхода к учебному процессу во всех общеобразовательных организациях путем обеспечения унифицирования и преемственности программ и подходов к обучению;
4. Обеспечение общеобразовательных организаций внедрением дистанционно-электронных и цифровых технологий для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, созданием новых возможностей для обучающихся и обновлением устаревшего оборудования на более современное;
5. Создание благоприятных условий укрепления и сохранения здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях путем организации просветительской деятельности, проведения мероприятий с целью системного формирования здорового образа жизни и профилактики употребления запрещенных веществ, рациональной организации образовательной деятельности в физкультурно-оздоровительном направлении, а также инфраструктурного оснащения здания и соблюдения санитарных норм при составлении учебного расписания;
6. Разработка механизмов и внедрение в них мировых практик, благода-
ря которым будет проходить проведение курсов повышения квалификации для педагогических кадров;
7. Создание благоприятных условий для возможности самосознания и постепенной самореализации личности каждого обучающихся путем воспитания в них патриотизма, толерантности, ответственности, принятия активного участия в жизни общества, уважения к традициям и культурным особенностям всех национальностей за счет проведения дополнительных мероприятий;
8. Обеспечение общеобразовательных организаций педагогическими работниками по специальности «Психология» для учета индивидуальных потребностей и особенностей каждого обучающегося для избежания конфликтных ситуаций;
9. Улучшение качества образовательного процесса за счет применения международных практик для осуществления мониторинга достижения целевых показателей в общеобразовательных организациях. Данные направления нацелены
на формирование благоприятных условий для обучающихся и работников общеобразовательных организаций путем расширения уже имеющихся возможностей, повышения качества и доступности предоставляемого общего образования.
В системе дошкольного образования, так же, как и на других уровнях, определен ряд направлений, в соответствии с которыми осуществляется государственная образовательная политика:
1. Обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Под доступностью понимается предоставление места каждому ребенку за счет введения дополнительных мест в дошкольном учреждении, либо строительство или реорганизация уже имеющихся учреждений. Данное направление является актуальным на протяжении уже многих лет в свя-
72
зи с демографическим ростом и потребностями населения;
2. Развитие новых организационных и экономических механизмов функционирования дошкольных учреждений, которое подразумевает формирование конкурентной среды по предоставлению дошкольнообра-зовательных услуг и перевода финансирования на долевую бюджетную основу;
3. Создание условий для возможности привлечения инвестиционных средств в сферу дошкольного образования. Данное направление подразумевает под собой то, что не всегда достаточного федерального, регионального или муниципального финансирования и необходимо привлечение дополнительных источников для дальнейшего решения обозначенных проблем в том или ином дошкольном учреждении;
4. Повышение качества предоставляемого дошкольного образования путем внедрения обновленных методик в воспитательный процесс для развития навыков и способностей у детей, разработки программ повышения квалификации для воспитателей по разным направлениям деятельности;
5. Разработка плана мероприятий по созданию адаптивной системы дошкольных учреждений с целью их интеграции с другими уровнями системы образования Российской Федерации и сферами жизнедеятельности, а также внедрения инновационных технологий развития детей. Вышеперечисленные направления
способствуют развитию интеграции между учреждениями разных уровней и социальной направленности, обеспечению местом каждого ребенка в дошкольных образовательных учреждениях за счет увеличения количества мест путем строительства или реорганизаций детских садов, а также повышению кадрового потенциала в сфере дошкольного образования, выработке и освоению первоначальных навыков у воспитанников, которые в дальней-
шем будут развиваться уже на следующих ступенях образовательной системы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что реализация государственной образовательной политики в сфере общего и дошкольного образования осуществляется на основе принципов, законодательно закрепленных в Федеральном законе № 273. Для обеспечения соблюдения образовательных принципов происходит определение приоритетных направлений в сфере общего и дошкольного образования, нацеленных на повышение доступности образования и предоставление качественных образовательных и воспитательных услуг, которые должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам, а также включать в себя внедрение инновационных технологий, мировых практик для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом.
Литература
1. Журавлева И.А. Проблемы российской системы высшего образования: качественный анализ // Социология. 2022. № 2. С. 134-142.
2. Журавлева И.А. Оценка развития государственной образовательной политики (экспертный анализ) // Социология. 2021. № 4. С. 63-74.
3. Журавлева И.А. Особенности развития дополнительного образования детей и взрослых в России // Социология. 2021. № 1. С. 103-114.
4. Журавлева И.А. Ресурсно-образовательный потенциал современной молодежи // Социология. 2020. № 1. С.279-286.
5. Журавлева И.А. Модернисты и традиционалисты: образовательные траектории российской молодежи // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 6. С. 31-34.
6. Журавлева И.А. Образование, здоровье и социализация молодежи в условиях пандемии // Философия здоровья: интегральный подход.
73
Межвуз. сборник научных трудов. Иркутск, 2021. С. 79-82.
7. Полюшкевич О.А. Образование в жизненном мире современной молодежи: региональный аспект // Иркутская социологическая школа на рубеже XXI века. сборник научных трудов. Печатается по решению президиума Иркутского регионального отделения Российского общества социологов. Иркутск, 2008. С. 69-77.
8. Полюшкевич О.А. Образование в социокультурном пространстве региона // Иркутск: традиции и проектирование будущего. материалы Международной научно-практической конференции. 2011. С. 261-263.
SYSTEMATIC ANALYSIS OF STATE POLICY IN THE FIELD OF PRESCHOOL AND GENERAL EDUCATION
Zhuravleva I.A.
Irkutsk State University
The article analyzes expert assessments of the development of state educational policy in the field of preschool and general education, identifies the main problems and contradictions, and also identifies the main vectors of social modeling of the educational policy of the Russian Federation.
Keywords: education, public policy, preschool education, general education, expert opinions.
References
1. Zhuravleva I.A. Problems of the Russian system of higher education: a qualitative analysis // Sociology. 2022. No. 2. S. 134142.
2. Zhuravleva I.A. Evaluation of the development of state educational policy (expert analysis) // Sociology. 2021. No. 4. S. 6374.
3. Zhuravleva I.A. Features of the development of additional education for children and adults in Russia // Sociology. 2021. No. 1. S. 103-114.
4. Zhuravleva I.A. Resource and educational potential of modern youth // Sociology. 2020. No. 1. S. 279-286.
5. Zhuravleva I.A. Modernists and Traditionalists: Educational Trajectories of Russian Youth // Alma mater (Bulletin of Higher School). 2019. No. 6. S. 31-34.
6. Zhuravleva I.A. Education, health and socialization of youth in a pandemic // Philosophy of health: an integral approach. Inter-university. collection of scientific papers. Irkutsk, 2021. S. 79-82.
7. Polyushkevich O.A. Education in the life world of modern youth: a regional aspect // Irkutsk sociological school at the turn of the XXI century. collection of scientific papers. Published by decision of the Presidium of the Irkutsk Regional Branch of the Russian Society of Sociologists. Irkutsk, 2008, pp. 69-77.
8. Polyushkevich O.A. Education in the socio-cultural space of the region // Irkutsk: traditions and designing the future. materials of the International scientific-practical conference. 2011. S. 261-263.
74