Оценка развития государственной образовательной политики (экспертный анализ)
Журавлева Ирина Александровна,
кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: [email protected]
В статье проводится анализ оценки развития государственной образовательной политики, выявляются сильные и слабые стороны, риски и противоречия. Приводятся результаты экспертного анализа, показывающего слабые стороны образовательного реформирования в условиях пандемии.
Ключевые слова: государственная образовательная политика, реформа образования, экспертный опрос, качественные трансформации, пандемия.
Государственная политика охватывает все сферы общественной жизни, в соответствии с чем выделяют различные ее виды: экономическую, социальную, национальной безопасности, информатизации и тому подобное. Сегодня одной из приоритетных сфер деятельности государства признано образование как важнейшее звено воспитания сознательных граждан, формирование образованной, творческой личности. Образование возникает приоритетной сферой социально-экономической, духовной, культурной жизни. Причиной этого выступает способность образования давать знания, развивать умения и навыки жизнедеятельности в гражданском обществе, создает благоприятные предпосылки для установления и расширения порядка взаимодействия людей. На образование возлагается задача привить гражданам вкус к построению гражданского общества и передать им необходимый для этого когнитивный компонент достижения такой цели, научить способам его реализации [2].
Государственная политика в сфере образования - это система отношений, складывающаяся внутри социальных групп для обеспечения взаимодействия внутри социальных институтов. Образование как социальное благо выступает объектом государственной образовательной политики. А индивиды, сообщества и социальные институты -выступают субъектами воздействия образовательной государственной политики.
Ключевым субъектом образовательной политики в обществе является государство. В процессе взаимодействия с гражданским обществом государство обеспечивает общественный выбор в сфере образования. Государственная образовательная политика -это ответ на общественные нужды, требования, действия/бездействие других
63
субъектов образовательной политики, целеустремленный, относительно стабильный официальный курс правительства и подчиненных ему учреждений, направленный на обеспечение функционирования системы образования. Известный подход, согласно которому понятие «государственная образовательная политика» раскрывается как политика, в основу которой полагается принцип приоритетности вопросов образования, недопущение создания и деятельности политических организаций и религиозных движений в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления. Это составляющая политики государства, совокупность теоретических идей, целей и задач, практических мероприятий развития образования [1].
Государственная образовательная политика имеет ряд закономерностей своего развития.
Во-первых, структура системы образования постоянно усложняется. Это вызвано изменением внешних условий жизни (от роста численности населения, до новых информационных технологий обучения).
Во-вторых, постоянно увеличивается количество тех, на кого распространяется образовательная политика. От обучения детей, до обучения специалистов; от обучения и воспитания на первых этапах жизни (детство и молодость) до обучения через всю жизнь. И везде именно государство осуществляло функцию контроля и гаранта обеспечения доступа к образованию.
Благодаря реализации государством образовательной политики на протяжении всей истории человечества формируются зримые и незримые связи между социальными группами, что определяет социальные связи внутри сообществ, определяет формирование новых сообществ (соответствующим современным требованиям социального развития). Поэтому, можно утверждать, что через регулятивные и адаптационные механизмы социальных функций образовательной поли-
тики укрепляются социальные основы развития общества.
В-третьих, на особенности осуществления государственной образовательной политики влияют социально-культурные, экономико-политические и иные факторы. Они определяют актуальные приоритеты образования - кто нам нужен прямо сейчас и кто будет нужен через 20-30-40 лет. Это, собственно, и называется образовательным государственным стратегическим планированием.
Совокупность целей и задач государства, практически реализуются ней в образовательной сфере, воспроизводят сущность государства и его социальное назначение [6]. Аналогичных взглядов придерживается и И. Иванюк, он убедительно доказывает, что любые политические решения в сфере образования всегда имели социально0источ-рисекие корни и всегда обусловлены внешними экономико-политическими условиями.
Данные условия стали основой для проведенного нами экспертного опроса, в котором приняли участие государственные служащие, работающие в Министерстве образования, руководители университетов (ректора и проректора). Всего 42 человека в возрасте от 30 до 65 лет, 40 мужчин (95%) и 2 женщины (5%).
Для успешности реализации образовательной политики следует учитывать общий контекст ее создания. Для экспертов-государственных служащих и экспертов-руководителей вузов это разные условия создания: исторический (17% для руководителей вузов, 12% для государственных служащих), социальный (35% для руководителей вузов, 29% для государственных служащих), экономический (28% для руководителей вузов, 32% для государственных служащих), этнический (8% для руководителей вузов, 12% для государственных служащих), религиозный (7% для руководителей вузов, 10% для государственных служащих) и иной контекст занимает по 5% (рис. 1).
64
Регулятивная
Самостоятельная
Рациональная
Символическая
Ра с пределительная
ш
22% 22%
23%
0% 5%% 10%% 15%% 20%% 25%% 30%% 35%% 40%% Работники ВУЗов I Гос. Служащие
Рис. 1. Контекст создания государственной политики - условие ее успешности
Основываясь на анализе ответов тельную, символическую, рациональ-
экспертов, можно рассматривать це- ную, самостоятельную, регулятивную
ли и задачи государственной политики (рис. 2). в сфере образования как: распредели-
Регулятивная
Самостоятельная
22%
Рациональная
Символическая
Распределительная
22°% 23%
0%
30%
35%
40%
5% 10% 15% 20% 25% Работники ВУЗов Гос. Служащие Рис. 2. Оценки экспертов целей и задач государственной политики в сфере образования
Распределительная - способ распределения человеческих, материальных или финансовых ресурсов на нужды образования) и перераспределительную (перераспределение ресурсов между определенными регионами, школами или группами детей. Примерно одинаково значима как для чиновников, так и для управленцев вузов - 23% и 22% соответственно.
Необходимо чтобы был реальный доступ к качественному образованию у всех. ЕГЭ - это лишь малая часть равенства возможностей. Необходимо более системно и подходить к качеству подготовки в удаленных регионах и распределять человеческий капитал хороших педагогов не только в московских
элитных школах и вузах, но и по образовательным учреждениям всей России. (И.Ю., государственный служащий, 44 года, Москва).
Распределение всех ресурсов, начиная с человеческих, заканчивая финансовыми должно быть пропорционально по всей территории страны, а не концентрироваться в крупных городах. (Т.А., проректор, 48 лет, Красноярск).
Символическая - декларирование определенных принципов и ценностей) и материальная (предусматривает обязательства по имплементации через обеспечение ресурсами. Оценки экспертов также близки (для чиновников значима в 22%, для управленцев вузов 20%).
65
12»%
22%
7%
21%
36%
20%
15%
12%
7%
21%
36%
20%
22%
Педагогов необходимо поощрять и символами (медали, звания), и деньгами (премии, гранты), тогда сохранится мотивация к социальному служению и полной отдаче на месте работы. (О.Р., государственный служащий, Новосибирск, 40 лет).
Если мы хотим хорошее образование, то необходимо обеспечить всеми необходимыми ресурсами сотрудников системы образования, как школьных учителей, так и университетских преподавателей. Голодный учитель - не научит хорошо. (Л.Д., 44 года, проректор, Владивосток).
Рациональная - определение обязательных стадий развития политики, определение четких границ начала и завершения) и прибыльная (накопление имеющихся практик, направленных на дальнейшее углубление или развитие начатой политики. Более значима для чиновников (36%), чем для управленцев вузов (21%). Скорее всего объясняется спецификой работы государственного аппарата в системе образования и собственно управления образовательным процессом на местах.
Без четкого планирования - что, кому, когда и зачем надо сделать и контроля по выполнению этих планов - невозможно добиться желаемого результата. Если не знаешь куда идти - туда точно не придешь. (Н.Н., государственный служащий, 38 лет, Москва).
Система регулирования качественного развития строится поэтапно. Невозможно сразу получить то, что хочешь. Только постепенное развитие и конструирование желаемого стратегического каркаса для государственной образовательной политики может изменить ситуацию. (А.В., государственный служащий, 35 лет, Москва).
Самостоятельная - определяет, что должно быть сделано и процедурная способ достижения желаемого. И руководители вузов существенно более значимо оценивают данную функцию -22%, тогда как чиновники лишь на 7%. Это объясняется желанием руководителей вузов обладать большей свободной
и независимостью от государственных органов, регулирующих их работу.
На местах виднее как лучше поступать, руководители вузов знают местную специфику и конъюнктуру. Поэтому всегда на шаг впереди. Чиновникам из Москвы видны лишь очевидные варианты, а в глубину могут заглянуть только местные управленцы. И без готовности отдавать вузам самостоятельность - нельзя рассчитывать на успех. (А.А., ректор, Иркутск, 56 лет).
Самостоятельности не хватает вузам как воздуха. Бюрократия сжирает все потенциальные возможности и заставляет стагнировать человеческие ресурсы вузов. Если не увеличится доля самостоятельности - это приведет кразрушению системы на корню. (М.А., ректор, Красноярск, 55 лет).
Регулятивная - имеет тенденцию к запрету и дерегулятивную - имеет тенденцию разрешения и содействия. Примерно одинакова среди экспертов: 15% у работников вузов и 12% у чиновников.
Регулирование работы вузов необходимо для защиты граждан и интересов государства. Без этой функции нет комплексного, стандартизированного обучения. Регулирование не должно скатываться в формализм, но и без него - никуда. (Н.Е., государственный служащий, 33 года, Новосибирск).
Регулирование работы университетов конечно нужно осуществлять, особенно негосударственных вузов. Но во всем стоит искать меру, не перегибать палки с отчетами и допусками различных инстанций. (Г.О., проректор, Новосибирск, 51 года).
На основе этого можно выявить основные цели образовательной политики, сформулированные экспертами. 1. Построение эффективной системы национального воспитания, развития и социализации детей и молодежи.
Нам нужно думать о том, кого мы воспитаем. Образование - это не только знания, это общий уровень культуры, ценностей, мировоззрения. А это возможно только при наличии соответствующей
66
образовательной политики, идеологических установках и приоритетах, которые автоматом становятся механизмом реализации на местах. (И.Т., государственный служащий, Иркутск, 55 лет).
Условия для социализации детей должно строить государство. Ни школа, ни университет не справится в одиночку с этой задачей, так как нужен комплексный механизм воспроизводства воспитания, общие установки социализации детей и молодежи - которым с самого детства прививаются ценности и нормы, соответствующие идеологическим задачам государства. Только тогда мы можем говорить о системе национального воспитания. Опыт СССР нам в помощь. (Н.Я., проректор, Хабаровск, 52 года).
2. Обеспечение доступности и непрерывности образования на протяжении всей жизни.
Образование через всю жизнь - это тренд современности. Слишком быстро меняется окружающий мир, чтобы знания, полученные в школе или университете были актуальны на протяжении всей жизни. Поэтому, если мы хотим современных, профессиональных активных, умных, креативных профессионалов, то необходимо создавать возможности для повышения квалификации или переобучения людей. И система должна иметь как государственную, так и коммерческую сторону реализации. (И.Т., государственный служащий, Иркутск, 55 лет).
Будущее университетов не только учить вчерашних школьников, но и переобучать уже взрослых, самостоятельных специалистов. Образовательные программы и стажировки необходимы людям в любом возрасте - слишком много изменений в мире происходит в наше время. Результатом этого становится потребность в новых знаниях, навыках и компетенциях. Частные курсы хорошо, но фундаментальность новых знаний может дать только университетская комплексная система обучения. (М.А., ректор, Красноярск, 55 лет).
3. Формирование безопасного образовательного поля.
Для государства нужны аккредитованные университеты чтобы оно было уверено в том, что образование, получаемое студентами, формирует из них высококлассных специалистов, а также патриотически настроенных людей, готовых работать на благо страны. Коммерческие негосударственные вузы далеко не все могут гарантировать и знания, и общий уровень социальной лояльности и патриотизма. (А.В., государственный служащий, 35 лет, Москва).
Образовательные реалии на сегодняшний день значительно шире образовательных возможностей даже самых продвинутых вузов. Поэтому необходимо выстроить систему безопасности как для сотрудников вуза, так и для его студентов. Правила должны знать и соблюдать обе стороны взаимодействия. Но государство в системе обеспечения безопасности образовательного пространство выступает арбитром и судьей. При этом, чрезмерная формализация и бюрократизация разрушает безопасность и отсутствие контроля также это же делает. (А.А., ректор, Иркутск, 56 лет).
4. Развитие научной и инновационной деятельности в образовании, повышения качества образования на инновационной основе. В современном мире необходимо опираться на инновационные стратегии, новые актуальные формы социального взаимодействия. Инновационная система обучения и развития личности строится на освоении новых технологий, позволяющих регулировать как жизненные процессы личности, так и всего общества на принципиально новом уровне. (Н.Н., государственный служащий, 38 лет, Москва).
Качество развития образования зависит от системы внедрения инновационных технологий и механизмов развития. Более того, насколько преподаватели готовы сами осваивать инновационные модели и инструменты социального развития, чтобы донести информацию студентам показывает уровень мобильности, активности и инициативности социальных технологий развития.
67
(Г.О., проректор, Новосибирск, 51 года).
5. Информатизация образования, совершенствование библиотечного и информационно-ресурсного обеспечения образования и науки. Обеспечение образовательных учреждений разного уровня информационно-ресурсными технологиями является приоритетным направлением для работы государственных органов в рамках системы образования. Это основа современного обучения. Без ресурсной базы, без библиотечного фонда невозможно представить развитие образования и науки. (Л.А., государственный служащий, 48 лет, Москва).
Современные университеты далеко не всегда обеспечены новыми библиотечными и информационно-ресурсными стандартами в силу ограниченности собственного бюджета и квотирования распределения федерального бюджета. На мой взгляд -необходимо в разы увеличивать возможности расширения библиотечного и информационно-ресурсного фондов региональных университетов. (Н.Я., проректор, Хабаровск, 52 года).
6. Обеспечение проведения национального мониторинга системы образования.
Качество образования можно измерять мониторингами, которые включают как количественные, так и качественные показатели социальной активности различных ступеней системы образования. Критериями внутренних шкал могут быть разные показатели, но все они указывают на перспективные направления развития того или иного образовательного учреждения. (Г.К., государственный служащий, Новосибирск, 34 года).
Мониторинг системы образования - важный показатель, но не единственный в понимании комплексности образовательных ресурсов и перспектив развития. Хотя, безусловно, один из самых наглядных методов понимания - кто, как и в чем преуспел, а где терпит провалы. Мониторинг необхо-
дим, но сначала нужно простроить его внутреннюю логику, динамику построения и последовательного анализа полу-чаемыхданных. (О.А., проректор, Новосибирск, 56 лет).
7. Создание современной материально-технической базы системы образования.
Обновление материально-технической базы любых образовательных учреждений является приоритетом для органов власти, но и деятельности руководства на местах также приветствуется по обновлению материально-технической базы. (И.И., государственный служащий, Москва, 56 лет).
Для системы образования безусловно важна материально-техническая база, но сегодня от непрофильных активов избавляются не только вузы. Поэтому сложно что-либо делать, плывя против течения. Тут важна золотая середина -и обеспечения материальной базой и не получения новых обязательств. Целое искусство управления. (М.А., ректор, Красноярск, 55 лет).
В первую очередь государственная политика формируется в результате прохождения некоторых этапов. На практике такие этапы накладываются и пересекаются друг с другом.
Государственная политика формируется по нескольким этапам, при которых происходит принятие важных управленческих решений. Процессом организации государственной политики называются действия разных субъектов по формированию и последующему достижению целей в области государственного управления.
Фазы создания государственной политики в соответствии с этапами рационального принятия различного рода решений: подготовительный, этап постановки целей, разработки политики.
На подготовительном этапе осознается имеющаяся ситуация и существующие проблемы. Создается точное определение проблем, формируется список основных вопросов для государства, определение критериев для фиксирования проблемы, а также для до-
68
стижения успеха во время ее реализации.
На 2-ом этапе ставятся цели и задачи, распределяются полномочия между различными государственными структурами и институтами. На 3-ем этапе - реализуются все поставленные цели на основании имеющихся ресурсов. На данном этапе происходят постоянный анализ и проверка хода исполнения политических решений.
Завершается все мониторингом результатов и последствий проводимой политики [7]. Реализация курса на приоритетность сферы образования государством может осуществляться при помощи ряда ключевых позиций.
1. Формирования нормативно-правовой развитой базы, по созданию самостоятельной отрасли у законодательства в сфере образования (является нормативной составляющей политикой государства РФ в области образования).
Закон должен действовать для всех одинаково. Не важно - московский вуз или провинциальный. Но не всегда и во всем пока есть равенство. Но есть к чему стремиться. (О.А., проректор, Красноярск, 50 лет).
Качество работы образовательных учреждений определяется эффективностью функционирования нормативно-правовой базы. На сегодняшний день есть противоречия в нормативно-правовых документах, но мы над этим работаем и направление развития совершенно понятно. (П.А., государственный служащий, Москва, 51 год).
2. Финансирование системы образования, формирование экономических благоприятных предпосылок, необходимых для развития отечественного образования (финансово-экономическая составляющая). Финансирование образовательных
учреждений - это отдельная статья федерального и регионального бюджетов. Безусловно, денег много не бывает. Но также необходимо создавать условия и внутри образовательных учреждений по привлечению дополнительных источников финансирования образова-
тельных стратегий. (Н.Н., государственный служащий, 38 лет, Москва).
Дополнительные финансовые источники для любого вуза - это спасение и приоритет. Но не все вузы могут этим похвастаться и тут без помощи государственных структуру не обойтись. Качество жизни и развития потенциала дает новые приоритеты комплексного развития территории, не только образовательного учреждения. (Л.Д., 44 года, проректор, Владивосток).
3. Создания оптимальной структуры управления и организации образованием (в сфере образования организационно-управленческая составляющая политики государства). Управлять системой образования
в новых условиях виртуализации и глобализации становится все труднее. Необходимо выстраивать новую модель управления, необходимо формировать новое мышление у самих управленцев. Это задача очень непростая, но необходимая для адаптации к новым условиям жизни. (О.А., проректор, Новосибирск, 56 лет).
Старая система управления образованием уже не эффективная. По инерции существуют многие показатели. Необходимо разрабатывать и внедрять принципиально новые формы социально-управленческого взаимодействия. Пандемия, виртуализация еще боле высветили неготовность старых управленческих схем к реально эффективному управлению в новом мире. (Г.К., государственный служащий, Новосибирск, 34 года).
4. Осуществления подготовки всех научно-педагогических кадров, участвующих в области образования (является кадровой составляющей). Важно по-новому подходить к системе воспроизводства педагогических кадров всей системы образования. Какая мотивация у тех, кто идет в систему мотивации: от безысходности, от того, что нигде не устроились или потому что сердце зовет и это призвание человека. Важно находить и поддерживать вторых, а первым давать другие жизненные направления. Что может горя-
69
щих сердцем удержать в системе образования: социальная обеспеченность, материальная поддержка и четкие перспективы педагогического, научного, имиджевого и любого другого роста, которые четко прослеживаются и могут быть вполне достижимы при соблюдении определенных условий. (Т.А., проректор, 48 лет, Красноярск).
Кадры надо не просто учить, их надо сопровождать (психологически, этически, информационно) на протяжении всей их карьеры. Каким образом выстроить эту схему - задача комплексная и для чиновников, и для руководящего звена всех образовательных учреждений. Пока мы только в начале этого пути, но дорогу осилит идущий. (И.Т., государственный служащий, Иркутск, 55 лет).
5. Укрепления связи науки и образования (академическая составляющая).
Научные достижения должны и могут становится инструментами в системе обучения. Но пока это больше отдано на откуп преподавательскому составу, его инициативе и готовности отслеживать новейшие исследования, чтобы включить их результаты в образовательный процесс. Если мы сможем наладить более мобильную связь между наукой и образованием - мы произведем революцию в обучении. Это моя мечта и основная задача в профессиональном плане. (Л.Д., 44 года, проректор, Владивосток).
Связка наука-образование естественна и очевидная для всех, кто включается в процессы социального взаимодействия и активно работает для того, чтоб образование не отставало от научных достижений, а шло вместе с ними. Обмен студентами, стажировки и практики приводят к более тесному взаимодействию этих структур. Но, конечно, применимы не во всех сферах и далеко не всегда настолько показательны, как хотелось бы. Но есть надежда на более тесное взаимодействие в будущем при трансформации нормативно-правового поля взаимодействия институтов науки и образования. (П.А., государственный служащий, Москва, 51 год).
6. Развития академической мобильности и международных контактов (международная составляющая государственной).
Глобализация мира стала синонимом мобильности. Особенно актуально это для научных и педагогических сотрудников и конечно же студентов. Участие в международных программах расширяет кругозор, профессиональные и личные контакты участников образовательного и научного процесса, что повышает их профессиональную компетентность и личную эффективность. Академическая мобильность - это один их ключевых показателей развития человеческого и социального капитала сотрудников и студентов образовательных и научных учреждений. (О.А., проректор, Новосибирск, 56 лет).
Международные контакты укрепляют позиции образовательного учреждения в городе регионе и стране. Они дают возможность выстроить новые перспективы для социального развития и общественного воспроизводства, определяют приоритеты и перспективы социального моделирования. (Н.Н., государственный служащий, 38 лет, Москва).
Одним из таких инструментов реализации государственной политики в сфере образования - ГПРО (государственные программы по развитию образования), в том числе Государственная программа «Развитие образования РФ на 2013-2020 годы», соответствующие программы государства по развитию образования, принятые субъектами России.
Программно-целевым инструментом обеспечения непрерывности и эффективности реализации ГПРО считается Федеральная целевая программа по развитию образования на 20162020 гг. (ФЦПРО), которая утверждена Правительством РФ от 23.05.2015 г. № 497, которая на основании Закона РФ «Об образовании» выступает в качестве организационной основы политики государства РФ в сфере образования1.
1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении
70
Ей определяется стратегия по приоритетному развитию всей системы образования, а также способы по ее реализации. Основные задачи и цели ФПРО (Федеральная программа развития образования) развиваются региональными программами, в соответствии с национально-культурными, социально-экономическими, экологическими, культурными, демографическими и иными особенностями определенного региона. Они ориентированы на решение вопросов, которые относятся к ведению субъектов РФ.
Реализация всех целей указанных программ обеспечивается за счет текущего финансирования бюджетами различных уровней, который необходим для того, чтобы система образования РФ по устойчивому функционированию системы образования, а также дополнительного целевого финансирования проектов и мероприятий Программы, которые направлены на решение задач по развитию системы в соответствии с достижениями практики и науки (инноваций).
Для обеспечения выполнения мероприятий по ФЦПРО и ГПРО распоряжениями Правительства РФ ежегодно осуществляется их корректировка и разрабатываются необходимые нормативные правовые акты. Проводится мониторинг мероприятий в рамках реализации указанных программ и рассчитывается их эффективность на основе фактических данных.
Еще одним инструментом реализации государственной политики в сфере образования является ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт). ФГОС позволяет реализовать:
• новую цель образования;
• новое содержание образования;
• новое целеполагание для учащихся и учителей;
• новые требования к подготовке учителя;
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 года) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс
• новые технологии обучения;
• новые средства обучения;
• новая цель образования.
Также к инструментам реализации государственных программ в сфере образования относится и программно-целевой метод финансирования государственных расходов (бюджетирование, направленное на результат), который является одним из инфраструктурных институтов государственного управления и выступает альтернативой сметному бюджетированию. Данный инструмент помогает распределять бюджетные ресурсы в согласовании с целями, задачами и функциями государства и с учётом меняющихся приоритетов государственной политики. Кроме того, предполагается контроль результативности расходования бюджетных средств путём оценки достижения количественных и качественных показателей исполнения. Но на сегодня процессы формирования государственной политики содержат некоторые недостатки, в частности:
• неопределенность субъекта установления целей, приоритетов государственной политики и непосредственных ее разработчиков; несовершенство механизма разработки государственной политики и отсутствие регулирующих органов и четких контрольных действий ее реализации;
• неоднозначность подходов к определению сущности государственной политики в различных общественных сферах (социальной, экономической, экологические) несогласованность действий различных участников процесса формирования и реализации государственной политики. Исходя из этого, а также, опираясь
на материалы экспертного опроса, при формировании государственной политики следует ориентироваться на следующие ограничения:
• инструментарий разработки государственной политики должно оперативно реагировать на изменения, происходящие в обществе;
71
• фактологическая и методическая основа разработки государственной политики должна иметь комплексный характер и рассматривать проблемы, решение которых требует вмешательства государства во взаимосвязи с другими проблемами;
• проект государственной политики должно ориентироваться на достижение четких результатов (подавляющее количество заинтересованных в процессе разработки и реализации политики должны получить бесспорные доказательства эффективности принятого варианта политики); проект государственной политики должен пользоваться доверием населения.
Неотъемлемым признаком успешности государственной политики является ее практическая направленность и воплощение в жизнь. Однако, именно это уязвимой чертой современного состояния государственной политики России.
Эксперты определяют такие проблемы действующей практики формирования и реализации государственной политики:
• отсутствует четкое разграничение политических документов, которые должны определять стратегию развития государства, и профессиональных правительственных программных документов во исполнение этой стратегии;
• система документов политики не является продуманной, ее внедрение происходит из-за решения, которые часто имеют разное значение. При этом, не всегда принимается во внимание зарубежный опыт;
• стратегические документы и программы плохо согласованы с политическими приоритетами;
• выработка документов политики недостаточно связано с бюджетным планированием;
• в государстве нарушен принцип целостности, которого нужно придерживаться путем составления взаимосогласованных программных документов и прогнозов экономического и социального развития стра-
ны, отдельных административно-территориальных единиц в кратко-, средне- и долгосрочные периоды. Разработка эффективной политики развития образования малых городов возможна с помощью четких инструментов правового, экономического, финансового, организационного, информационного, образовательного и иного характера. Так, инструментом государственной политики понимают специфические средства, с помощью которых политика как реакция на проблему внедряется в жизнь. Отсюда вытекает необходимость их анализа.
Выделение типов инструментов государственной политики способствует пониманию его сути и дает возможность определить последовательность этапов ее реализации. Различают четыре вида основных инструментов: информационные, финансовые, властные и структурные. Однако, с практической позиции при реализации государственной политики целесообразно использовать и такие инструменты:
• финансовое обеспечение - путем субсидий, дотаций и расходов возможно эффективное ресурсное регулирования локальных расходов;
• приватизация, увеличение частного сектора, создание государственно-частных предприятий - целесообразность такого инструмента заключается в эффективном использовании ресурсов частного сектора для обеспечения потребностей государственного и взаимной выгоды;
• административные методы - используются с целью создания рамочных ограничений при осуществлении государственно-управленческих действий и для контроля их результатов;
• нормы - данный инструмент важен с точки зрения управления поскольку имеет фундаментальный и определяющий характер, регулирует социальные отношения и способствует внедрению государственно-политических решений;
• налоговый инструмент - перераспределяет ресурсы через налоговую
72
систему, характеризует взаимовлияние государства и общества.
Выбор инструментов государственной политики напрямую связан с социально-экономическими, политическими, историческими, информационными, техническими и др. общественными условиями, а также зависят от жесткости государственно-управленческих действий [3].
Существенными факторами при определении инструментов государственной политики целесообразность, предметность и практичность, соответствие существующим общественным потребностям, специфически влияет на выбор инструмента и политики в целом. Тем не менее, можно сделать вывод о том, что рассмотренные инструменты реализации государственной политики в сфере образования помогают конкретно и детально структурировать, и выстраивать тактику в осуществлении практической реализации политики в сфере образования по иерархии исполнителей.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что система образования может строиться на разных механизмах управления и регулирования ее потенциала. Ключевыми проблемами развития государственного управления системой образования выступает неравномерное распределение финансового, человеческого и иного ресурсного обеспечения.
Необходимо выстроить новую информационно-управленческую модель развития системы образования, прежде всего в условиях информационного общества. Нормативно-правовое регулирование данным процессом в Российской Федерации пытается наиболее полно учесть все моменты развития данной сферы, однако как любой другой правовой механизм оно не может в полной мере оперативно реагировать на стоящие перед образовательной политикой вызовы. Тем не менее, следует отметить, что государственная образовательная политика - это официально определённая, организованная и целенаправленная деятельность
государства и подчиненных ей учреждений, направленная на функционирования и дальнейшее развитие системы образования как ведущего института демократического общества.
Таким образом, совершенствование российской системы образования - одна из приоритетных задач современной России. Российское образование включает, дошкольное, общее и профессиональное образование, каждое из них имеет несколько уровней.
В современной России есть условия для обеспечения качественного бесплатного образования. Но в тоже время наблюдается непропорциональность развития различных сфер образование в области финансирования, развития кадрового состава и т.д. Впрочем, этот фактор объясняется демографическими и экономическими причинами, которые нами был рассмотрен ранее. Формирование новых перспектив государственной образовательной политики строится на мониторинге и анализе социального развития общества, учете современных инновационных технологий и перспектив социального моделирования и воспроизводства общества.
Литература
1. Валевский, А.Л. Государство и реформы в России: анализ государственной политики в условиях трансформации общества: монография / А.Л. Валевский. - М.: Изд-во НАГУ, 2007. - 315 с.
2. Дубовицкая, Ю.В. Опыт разработки и реализации стратегии опережающего развития образования как стратегии развития муниципалитета / Ю.В. Дубовицкая // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. -№ 9 (186). - С. 167-172.
3. Журавлева, И.А. Восприятие студентами удаленного обучения в университете / И.А. Журавлева // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. - № 8. - С. 12-15.
4. Журавлева, И.А. Модернисты и традиционалисты: образовательные
73
траектории российской молодежи / И.А. Журавлева // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. - № 6. -С. 31-34.
5. Журавлева, И.А. Ресурсно-образовательный потенциал современной молодежи / И.А. Журавлева // Социология. 2020. - № 1. -С.279-286.
6. Иванюк, И.В. Образовательная политика: учеб. пособие. / И.В. Иванюк. - М.: Таксон, 2006. - 226 с.
7. Матюшкина, И.А. Стратегические направления развития среднего общего образования в муниципалитете / И.А. Матюшкина, Т.А. Реук // Экономика и предпринимательство. 2020. - № 4 (117). - С. 348-352.
ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT OF STATE EDUCATIONAL POLICY (EXPERT ANALYSIS)
Zhuravleva I.A.
Irkutsk State University
The article analyzes the assessment of the development of state educational policy, identifies the strengths and weaknesses, risks and contradictions. The results of an expert analysis showing the weaknesses of educational reform in the context of a pandemic are presented.
Keywords: state educational policy, education reform, expert survey, qualitative transformations, pandemic.
References
1. Valevsky, A.L. State and reforms in Russia: analysis of state policy in the context of society transformation: monograph / A.L. Valevsky. - M .: Publishing house of NAGU, 2007. - 315 p.
2. Dubovitskaya, Yu.V. Experience in the development and implementation of a strategy for the advanced development of education as a strategy for the development of a municipality / Yu.V. Dubovitskaya // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. 2017. - No. 9 (186). - S. 167-172.
3. Zhuravleva, I.A. Perception of Distance Learning by Students at the University / I.A. Zhuravleva // Alma mater (Bulletin of the higher school). 2020. - No. 8. - S. 12-15.
4. Zhuravleva, I.A. Modernists and Traditionalists: Educational Trajectories of Russian Youth / I.A. Zhuravleva // Alma mater (Bulletin of the higher school). 2019. - No. 6. -S. 31-34.
5. Zhuravleva, I.A. Resource and educational potential of modern youth / I.A. Zhuravleva // Sociology. 2020. - No. 1. - P. 279-286.
6. Ivanyuk, I.V. Educational policy: textbook. allowance. / I.V. Ivanyuk. - M .: Taxon, 2006. - 226 p.
7. Matyushkina, I.A. Strategic directions for the development of secondary general education in the municipality / I.A. Matyushkina, T.A. Reuk // Economics and Entrepreneur-ship. 2020. - No. 4 (117). - S. 348-352.
74