Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4160
648
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / СОЦИАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Москвитина Наталья Владимировна

В статье проводится анализ цифровых изменений современной России. Изучаются стратегии цифровизации государственного управления, перспективные задачи и слабые стороны. Приводятся результаты экспертного опроса, посвященного цифровым трансформациям государственного управления, определяются основные приоритеты и перспективы государственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION

The article analyzes the digital changes in modern Russia. The strategies of digitalization of public administration, long-term objectives and weaknesses are studied. The results of an expert survey on digital transformations of public administration are presented, the main priorities and prospects of state development are determined.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Цифровая трансформация государственного управления

Москвитина Наталья Владимировна,

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры Государственного и муниципального управления Института социальных наук, Иркутского государственного университета E-mail: [email protected]

В статье проводится анализ цифровых изменений современной России. Изучаются стратегии цифровизации государственного управления, перспективные задачи и слабые стороны. Приводятся результаты экспертного опроса, посвященного цифровым трансформациям государственного управления, определяются основные приоритеты и перспективы государственного развития.

Ключевые слова: цифровизация, государственное управление, экспертный опрос, социальное моделирование, стратегии управления, инструменты управления.

Цифровизация социально-экономического сектора, которая в зарубежных практиках набирает популярность, тесно связана с государственной поддержкой инноваций, трансформацией государственного управления и построением цифрового правительства. Основой для цифровой трансформации правительства стали результаты стран, построивших открытые электронные правительства и добившихся слаженной работы различных ведомств при предоставлении государственных услуг, а также вовлечении граждан в решение государственных вопросов. В зарубежной литературе и практике сформированы и реализуются различные версии повесток дня цифровизации государственного управления, в том числе его цифровой трансформации, представлены версии эволюции циф-ровизации госуправления, подготовлены и реализуются стандарты (модели) зрелости цифрового госуправления. Новый (цифровой) этап развития имеет свои отличительные особенности, которые должны быть ясно сформулированы в контексте научных и практических достижений как в области создания электронных правительств, так и в сфере государственной информатизации в целом. Эти проблемы можно назвать слабостью Иркутской области в области цифровизации государственного управления, что является потенциальным препятствием для прогресса цифровой трансформации в достижении стратегических целей и создании условий для дальнейшего развития чиновника. Если эти проблемы будут решены, государственные и гражданские служащие получат доступ к карьерному и профессиональному росту. Из «среднего региона» мы можем обратиться к «цифровым лидерам», которые фокусируются на максимальном удовлетворении социальных сетей, сетей экологической среды, на развитии, инициа-

114

тивах и реализации возможностей для каждого гражданина нашей страны.

Для России в нынешние непростые времена очень важно как можно скорее трансформировать традиционную для современной экономики экономику информации, знаний и цифровую экономику. Это еще один путь развития - это план утверждённый Правительством Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р). В противном случае самые экономические и социальные кризисы, следовательно, политические дисбалансы неизбежны, что, в свою очередь, может послужить позитивным ответом, который заставит страну глубоко погрузиться в технологии, а затем и социально-экономические вернуть мир.

В этой связи развитые страны мира уделяют пристальное внимание гармоничному развитию элементов, образующих систему, таких как цифровая экономика, общество информации и экономика знаний. Однако разные страны имеют разные взгляды на масштабы циф-ровизации и цифровой трансформации . Поэтому в Германии в рамках концепции индустрии цифровой сдвиг в основном рассматривается как явление, связанное с формированием цифровой экономики, использованием технологий современных ИКТ, переоснащением технологий традиционных отраслей, в том числе с помощью ключевых технологий, разработанных в «индустрии» Интернете вещей, искусственном интеллекте (ИИ), дополненной реальности, «больших данных», облачных вычислениях и т.д. Следует принимать во внимание. В Германии цифровая трансформация в основном связана с промышленностью, в то время как в Японии влияние на общество в целом особенно заметно. Поэтому, согласно концепции общества, предложенной Японской бизнес-ассоциацией, цифровая трансформация должна привести к новому (пятому) этапу социального развития человека (вслед за первобытным обществом, сельскохозяйственным обществом, индустриальным (ин-

дустриальным) обществом и информационным (постиндустриальным) обществом). Также во Франции к концу 2014 года. В своем ежегодном исследовании (2017) Государственный совет Франции обратил внимание на то, что уберизация общества, экономики платформы не может не сказаться на собственной стране. Вдохновленное английским глаголом «уберизировать», «уберизация» стало использоваться, то есть, что изменение сектора деятельности с помощью инновационной экономической модели, основанной на цифровых технологиях Новым понятием.

Для России в нынешние непростые времена очень важно как можно скорее трансформировать традиционную для современной экономики экономику информации, знаний и цифровую экономику. Это еще один путь развития это план утверждённый Правительством Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р). В противном случае самые экономические и социальные кризисы, следовательно, политические дисбалансы неизбежны, что, в свою очередь, может послужить позитивным ответом, который заставит страну глубоко погрузиться в технологии, а затем и социально-экономические вернуть мир.

В нынешних рыночных условиях очевидно, что существует необходимость систематического проведения реформ и действий, направленных на развитие цифровой экономики на всех уровнях отечественной социально-экономической системы. Идея цифрового переключения охватила весь мир, и сейчас это одна из самых популярных тем для обсуждения, но на самом деле это не новая концепция, и обсуждение этого продолжается уже несколько десятилетий. Несмотря на то, что рассматриваемые категории были созданы относительно хорошо, в научной сфере и деловом сообществе еще не сложилось стабильного понимания сущности и содержания термина» цифровая трансформация». В то же время важ-

115

но отметить, что содержание термина «цифровая трансформация» будет развиваться по мере изменения и развития технологий.

Определений цифровой трансформации сегодня существует множество. Долгое время цифровая трансформация означала оцифровку или хранение данных в традиционных формах в цифровом формате. Это также одно из основных направлений цифрового сдвига, которое трактуется в «узком смысле» [3]. Определив концепцию, можно сказать, что концепция заключается в том, что изменение социально-экономических отношений путем внедрения новых технологий, но это не всегда указывает на то, что основное изменение заключается в совершенствовании инструментов управления и стимулировании взаимодействия участников. В современном мире, однако, эта концепция очень важна для преобразования цифрового формата данных. Когда предприятия и организации осознают весь потенциал использования цифровых данных, они начинают разрабатывать процессы для этого. С этого момента цифровые технологии начали стремительно развиваться, и возможность их быстрого внедрения напрямую определяет конкурентоспособность организаций на рынке. Это расхождение во мнениях можно проследить по методу исследования определения цифровой экономики (оцифровки).

Начнем с того, что в понятии «цифровая трансформация» существует множество терминов, которые имеют разные толкования. Ключевые терми-ны-это те, которые имеют тот же голос на английском языке, но имеют совершенно другое содержание, что очевидно в российских публикациях.

Оцифровка (оцифровка) - это преобразование данных «с физического носителя на цифровой». В рамках оцифровки качество и содержание информации не изменились, ее просто необходимо преобразовать в электронную форму для последующей обработки в цифровом формате, что позво-

лит улучшить существующую отрасль за счет добавления информации в цифровом формате. Оцифровка Новые продукты первоначально создавались в цифровом виде. Поэтому существенным отличием оцифровки (оцифровки) является создание нового инновационного продукта с новыми функциями и атрибутами потребителя. Если оцифровка (оцифровка) - это в первую очередь улучшение существующего бизнеса и изменение моделей бизнес-процессов, то оцифровка (оцифровка) позволяет добиться значительных прорывов и новых конкурентных преимуществ в вашем бизнесе.

Определив концепцию, можно сказать, что концепция заключается в том, что изменение социально-экономических отношений путем внедрения новых технологий, но это не всегда указывает на то, что основное изменение заключается в совершенствовании инструментов управления и стимулировании взаимодействия участников. Это расхождение во мнениях можно проследить по методу исследования определения цифровой экономики (оцифровки).

Существует два способа определения термина» цифровая экономика»: один является классическим, т.е. цифровая экономика понимается как область электронных продуктов и услуг (телемедицина, дистанционное обучение, средства массовой информации о содержании продажи); а другой расширяется, т.е. цифровая экономика рассматривается как экономическая продукция, которая работает с использованием цифровых технологий в каждой отрасли или управлении областью. Авторы указывают, что процесс представляет собой взаимодействие социальных и экономических участников и различных компонентов, связанных с цифровыми технологиями в процессе использования процесса, т.е. процесс производства не является завершающим этапом оцифровки. Исходя из наблюдений, таким образом, в процессе создания и распространения цифровых технологий существует связь

116

между компонентами экономической и социальной деятельности, что позволяет говорить о влиянии на социально-экономические системы его производства и социальные отношения и взаимодействия.

Успешная реализация плана приоритетов «Цифровая экономика Российской Федерации», а также ранее принятых стратегий и национальных планов, были необходимы для создания новой социально-экономической системы, основанной на цифровых технологиях. На сегодняшний день уже есть планы по созданию этой системы, и утверждены в виде создания экосистемного подхода цифровой экономики Российской Федерации.

Система отличается от существующей системы использованием данных в цифровом виде в качестве ключевого фактора производства во всех сферах социально-экономической деятельности, т.е. взаимодействия бизнеса, научного и образовательного сообществ, государства и граждан. Чтобы рассмотреть взаимосвязь между компонентами цифровой экономики, а именно приоритетными направлениями наци-

онального проекта «Цифровая экономика» 8 (кадры для цифровой экономики, информационная инфраструктура, информационная безопасность, цифровые технологии, нормативное регулирование и т.д.).), а также социально-экономическое развитие системы, мы рассмотрим сущность прошлого. С этого момента цифровые технологии начали стремительно развиваться, и возможность их быстрого внедрения напрямую определяет конкурентоспособность организаций на рынке. Это расхождение во мнениях можно проследить по методу исследования определения цифровой экономики (оцифровки).

Цифровая экономика занимает позицию, которая растет в мире: на нее приходится более 15,5% мирового ВВП. В развитых странах на цифровую экономику приходится в среднем 18,4% ВВП (рост с 10% до 35%), в развивающихся странах-от 2% до 18%. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), доля интернет-экономики в ВВП страны составляет 3,7% [7] (рис. 1).

Рис. 1. Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики: 2019 (млрд руб.)

К 2021 году доля России в «чистой» цифровой экономике составит 5,1% ВВП. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), с 2016 по конец 2019 года российская интернет-экономика росла в среднем на 15-20% в год. Четырьмя ключевыми сторонами отрасли являются маркетинг и реклама, электронная коммерция, ин-

фраструктура и коммуникация, а также цифровой контент. Их общий вклад в ВВП страны в прошлом году составил 4. 7 трлн а до конца 2020 года экономика Рунета в целом (включая мобильную экономику) достигла 6,4 трлн рублей, согласно обновленному в сентябре прогнозу экономического развития Рунета до конца 2020 года[43]. РАЭК прогнози-

117

рует, что, несмотря на COVID-19, к концу года общий прирост вклада цифровых секторов эрба-маури в экономику страны составит 15 и 16%. В то время как кризис, вызванный COVID-19, ударил по экономике, с другой стороны, он ускорил цифровую трансформацию РТ) и заставил страны пересмотреть ранее принятые методы. В настоящее время в стране осуществляется КТ в трех областях:

- Взаимодействие с населением, в первую очередь путем создания цифровых продуктов для предоставления услуг, что особенно важно в ситуациях, когда личный контакт между людьми ограничен; Трансформация внутренних процессов состояния механизмов, тем более создание новых платформенных решений для обеспечения внутреннего и межведомственного взаимодействия;

- Укрепление экономики путем повышения конкурентоспособности предприятий, содействия легитим-

ности и прозрачности бизнеса, упрощения и повышения эффективности государственного контроля за деятельностью бизнеса. Эпидемия в целом оказала положительное воздействие на государственный сектор по двум причинам.

Во-первых, необходимо осуществить давно назревшую оцифровку недостаточно эффективных процессов в форме «симуляции».

Во-вторых, скептики, которые не понимают, зачем нам нужна цифровая трансформация, видят реальные преимущества перехода процессов на цифровые форматы. Однако при внедрении инновационных технологий необходима осторожность; при всех их преимуществах они могут быть недостаточно протестированы или не полностью удовлетворить потребности заинтересованных сторон (это происходит при использовании ИИ для решения продуктов и механизмов, которые все еще управляются людьми).

-and Finance teJ

Global 500

THE WORLD S MOST VALUABLE BRANDS 2020

2*3 m

3*2

$-140,524m -8.5%

8 ♦ == S77,520m 14.2%

SI 17,072m -2.1%

Фшщг 9 ♦14

PINGAN ______

brandirectory.com/global

Рис. 2. Вклад мировых брендов в ВВП своих стран

Мир цифровой экономики - это мир данных. Технологические компании в настоящее время правят рынком, и многие из них являются бизнесом, основанным на данных: потребительские данные собираются из различных источников и используются для расчетов. Так называемые данные компаний

(Google, Microsoft, Facebook и т.д.)1. (рис. 2).

Зарабатывают деньги на массе потребителей: рекламе продуктов (сбор данных и многоуровневость), производят нишевые товары (для финансовых рынков), специализируются на продук-

1 Brand finance global 500 2015-2021. - URL: https://brandirectory.com/rankings/global/

118

тах, связанных с Интернетом вещей, искусственным интеллектом и т.д. За прошедший год в этой сфере произошли существенные изменения: все федеральные органы исполнительной власти назначили руководителей по цифровому переходу (Главного сотрудника по цифровой трансформации) [5], и аналогичные назначения производятся в этих регионах.

В государстве данные могут быть использованы для принятия решений, оценки положительных и отрицательных последствий этих решений, выявления ранее скрытых зависимостей и т.д. Но в Российской Федерации на данный момент государство может только хранить данные и предоставлять их по запросу-например, информационные справки граждан или органов власти. Основными аспектами применения данных в их государстве-члене являются согласованность и возможность использовать их в четких правилах программного обеспечения. Еще одна область применения данных в штате направлена на проекты, основанные на данных. Самым известным из этих проектов является гиперактивное предложение государственных услуг, что означает, что это не потребитель, подающий заявку на услуги, а страна, которая запускает эти услуги в ответ на события в жизни граждан (например: эти общественные).:

Увеличение туристической привлекательности района;

- Автоматизированный и автоматизированный мониторинг и аудит;

- Мониторинг потока

В рамках взаимодействия между государственными органами или ведомствами работа с данными должна быть сосредоточена под руководством одного эксперта по управлению и распространению данных, чтобы избежать чрезвычайных ситуаций, отличных от использования одной и той же даты, «вечной перетасовки «и других расхождений в формате. Основными аспектами применения данных в их государстве-члене являются согласованность и возможность использовать

их в четких правилах программного обеспечения. В то же время аналитики и эксперты из других отделов должны иметь возможность получать структурированные примеры и не агрегированные данные, которые можно обрабатывать отдельно, и вы уже можете использовать эти данные для выполнения собственных расчетов.

За прошедший год в этой сфере произошли существенные изменения: все федеральные органы исполнительной власти назначили руководителей по цифровому переходу (Главного сотрудника по цифровой трансформации) [8], и аналогичные назначения производятся в этих регионах. Был начат ряд проектов по использованию искусственного интеллекта в деятельности органов власти. Их задача-повысить качество и эффективность государственных услуг и снизить затраты на государственное управление. Его реализация связана, во-первых, с передачей государственных услуг цифровым, что также относится к контролю и надзору за деятельностью и выполнением функций государства. Цифровая трансформация состояния энергетики созрела и готова совершить качественный скачок. Эксперты считают, что это проявляется во многом: с помощью богатства проектов, создания большого количества людей, работающих в этой области, и достижения результатов. Инструментом цифровой трансформации государственного управления является совокупность решений, которые представляют собой правовой, методологический, нормативный и технический механизм обработки национальных данных. НСУД помогает решать проблемы, с которыми сталкиваются власти. Это все, что связано с управлением процессами, получением данных, доступом к этим данным и хранением. Управление данными является ключевым механизмом обеспечения эффективности. Для того, чтобы трансформация работала на эффективность государственного управления, мы очень четко определили обстоятельства, в которых использование данных окажет влияние,

119

и мы понимаем, что важно работать вместе.

Собственность государства, предприятия уходят вслед за государственными учреждениями или: в 2020 году число государственных предприятий, участвующих в разработке и реализации стратегий, удвоилось (с 25% до 48%). Приоритеты компании включают оцифровку бизнес-процессов, управление данными, управление опытом клиентов, а также управление стоимостью продуктов и услуг. Средний уровень оцифровки всех отраслевых процессов составляет 54%. Цифровой департамент разработал и опубликовал методические рекомендации по цифровой трансформации государственных предприятий, в том числе стандартные стратегические структуры и системы ключевых показателей эффективности [3].

Мировая практика показывает, что электронное правительство внесло значительный вклад в повышение эффективности государственного управления. Марта Лейн Фокс, интернет-предприниматель, изучила электронные услуги правительства Великобритании и обнаружила, что перевод 30% контактов, участвующих в предоставлении государственных услуг, на цифровые каналы приводит к общей го-

довой экономии более 1,3 миллиарда фунтов стерлингов, в то время как перевод 50% контактов, которые цифровые каналы увеличивают эту экономию на 2,2 миллиарда евро.

Лучшие практики цифровой трансформации государственного управления в субъектах РФ

Проникновение цифровых услуг в страну связано не только с созданием новой инфраструктуры, но и с изменением привычек российских граждан. Если инфраструктурная часть «цифрового разрыва» постепенно исчезает-даже в сельской местности проникновение домашнего интернета превышает 70%, -то вопрос современного использования цифровых услуг становится все более актуальным. Готовность россиян принять новые формы обслуживания будет зависеть от личных и экологических факторов. Модели использования государственных и муниципальных онлайн-сервисов также сильно различаются. Наиболее существенные различия наблюдались в использовании услуг, связанных с взаимодействием с местными учреждениями-запись на прием к врачам и решение проблем в сфере жилищно-коммунальных услуг, а не оплата штрафов, налогов, оформление документов и другие услуги.)

Санкт-Петербург Москва Города более 1 млн. Города от 500 тыс . до 1 млн. Города от 100 до 500 тыс. Города от 50 до 100 тыс. Города от 20 до 50 тыс. Города до 20 тыс.

Села

38%

68% 68%

23%

24°%

17%

20%

57%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Здравоохранение и медицина Жилищно-коммунальное хозяйство

Рис. 3. Доля россиян, получивших услуги через Интернет

Только в 34 субъектах Российской Федерации планируется региональная оцифровка, и нет даже общепринятых методов и приемов. Эксперты рекомен-

дуют создать единый центр на федеральном уровне, который будет оказывать организационную, методическую и правовую поддержку регионам, ре-

120

78%

85%

63%

56%

51%

80%

90%

шившим внедрить цифровую систему в больших масштабах. Тем более субъекты федерации, которые еще не разработали региональный план цифро-визации, отметили участники круглого стола «О проекте по цифровой экономике в России в Аналитическом центре при Правительстве РФ (АС), где были представлены результаты специального опроса представителей местных органов власти.

Однако уже есть качественные примеры реализации регионального плана по оцифровке государственного управления. Технология блокчейн, а также будущее сетей 5G (до конца цифровых технологий), чтобы обеспечить эффективную работу муниципального управления. Примером использования технологии блокчейн для муниципального управления является использование этой технологии в управлении активными гражданами и городскими системами в Москве [2].

Рис. 4. Статистика пользования платформы «Активный гражданин»

Проект «Активное гражданство» -это онлайн-система для градостроительства и реализации городских проектов, запущенная 21 мая 2014 года по инициативе Правительства Москвы. Основная задача проекта-получить мнение горожан по популярным вопросам, связанным с развитием Москвы. Активные граждане в опросе делятся на три категории: общегородские, отраслевые и региональные. За активное участие в опросе начисляются бонусные баллы, которые можно обменять на призы. Основные принципы проекта:

Жители напрямую влияют на решения, принимаемые властями

- Обеспечить осуществление большего числа утверждений / решений по отбору

Данные открытые и прозрачные результаты голосования.

Инфраструктура для пользования услугами и электронными услугами в Москве к началу 2020 года проект насчитывает более 2,7 миллиона пользователей, собрал более 135 миллионов просмотров и проголосовал более 4,4 миллиона голосов (рис. 4)2.

С помощью голосования «активных граждан» Москва помогла сформировать проекты благоустройства территории в рамках программы территориального благоустройства в непосредственной близости от улиц, районных парков, бульваров и скверов, а также водохранилища «Мой район». Благодаря проекту жители города голосуют за лучших реставраторов-участников конкурса «Москва-ремонт» и помогают разработать программу праздничных мероприятий, в том числе дней города. Проект «Активная гражданская позиция» призван обеспечить эффективное взаимодействие между гражданами и администрацией. С учетом мнений жителей столицы, изменений в городе решения, принятые в рамках голосования, гарантированно будут реализованы городом. На протяжении многих лет с помощью проекта, который был сделан:

- Участвовать в программе озеленения, которая позволяет озеленить 4400 дворов столицы. Более 830 000 референдумов поддержали определенные виды растений, которые вы хотите увидеть на портале.

«Парк по месту жительства». Всего за один год-2016-в столице появилось 48 новых зеленых зон и зон отдыха. Москвичи сами выбирали адрес, ландшафтный вариант и даже название пар-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Активный гражданин. Система голосований Правительства Москвы // Высшая школа экономики: офиц. сайт. - URL: https://www.hse.ru/data/2017 /04/25/1171674152/%D0%90%D0%BA%D1%82%D0 %B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0 %B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0 %D0%BD%D0%B8%D0%BD.pdf

121

ка. В процессе горожане вложили более 4000 идей преобразования городских зеленых зон отдыха.

В рамках проекта особое внимание уделяется развитию библиотеки. В программе «Моя библиотека» горожанам пришла в голову идея обновления сети, самой популярной из которых стало голосование.

Голосуйте по самым разным вопросам в «Активных горожанах», в том числе о том, как отмечать конкретные события города. Так, например, неравнодушные горожане также участвуют в разработке планов празднования дня города. Именно они установили наиболее удобное расписание фестиваля этого места, которое является рекордом сферического кино. Согласно опросу, треть горожан рекомендовали участие в классических и современных концертах в парке, а четверть проголосовала за проведение мастер-классов.

Благоустройство по программе «Моя улица» строится с учетом чаяний москвичей. В результате 67 улиц стали совершенно новыми. Согласно данным голосования за проект, 85-88% активных граждан одобрили изменения в своем городе.

Можно также отметить, что Мурманская область единой цифровой платформы для управления регионом является первым из предложений лучших цифровых практик, направленных на повышение эффективности сектора по блокам Целей устойчивого развития. Это уникальный набор информационно-аналитических систем, объединенных на единой цифровой платформе для управления регионом. Это обеспечит работу региональных органов власти: сбор и анализ информации, взаимодействие с жителями и бизнесом, повышение инвестиционной и туристической привлекательности региона. С 2019 года в Мурманской области проводится оцифровка регионального управления в рамках масштабного проекта «Умная зона» [40]. Проект направлен на обеспечение эффективной работы региональных органов власти, дочерних предприятий и повышение скорости

реагирования на проблемы и запросы жителей региона. Технологическими партнерами по реализации проекта является государственная компания «Росатом» в лице АО «Русатом Инфраструктурные решения». В составе комплекса:

«Ворота На Север»

Инвестиционная платформа «Портал Мурманской области»

«Туристический портал Мурманской области»

«Умная система учета строительства, содержания (ремонта) территории двора для населения, территории, городских объектов, расположенных на территории Мурманской области»

«Мониторинг системы очистки территории муниципальных образований Мурманской области»3.

Эти данные поступают в Единую цифровую платформу регионального управления(ЕСРМ), которая собирает, агрегирует и анализирует информацию из различных источников-ведом-ственных информационных систем, электронных баз данных и т.д. в регионе. В то же время интеграция системы с откликом платформы Регионального управления Центра, которая создается по поручению Президента России в регионах страны. В ходе реализации проекта было завершено 76% мероприятий по стандарту «умный город», в частности внедрение системы мониторинга работы коммунальной техники и общественного транспорта [5], что оказывает серьезное влияние.

С развитием Интернета вещей и компьютерного моделирования можно создать цифровую версию любого физического объекта: книги, фабрики, здания или даже целого города с инфраструктурой. Также в будущем эти проекты планируется подготовить для городов с населением более 100 тысяч человек. Первый город проекта будет реализован в Санкт-Петербурге. 7 сентября 2020 года губернатор Санкт-

3 В Мурманске начал работу Центр управления регионом, созданный при участии Ро-сатома - URL: https://www.atomic-energy.ru/ news/2020/11/11/108702

122

Петербурга Александр Беглов объявил о начале создания «цифрового проникновения» города, которое позволит осуществлять мониторинг состояния городских объектов [б]. С этой целью портал сети Интернет «Паспортизация объектов благоустройства Санкт-Петербурга», содержащий данные по 15 миллионам объектов городской среды, получит статус системы государственной информации (ГИС) и будет переименован в «Санкт-Петербург-городская среда».

Проблемы цифровой трансформации государственного управления в Иркутской области

Региональное развитие в современную эпоху не идет вразрез с концепцией информатизации и цифрового сдвига. Для того чтобы обеспечить улучшение основных показателей социально-экономического развития субъекта любой территории Российской Федерации, необходимо опираться на передовые разработки в области цифр4. Развитие цифровой экономики сегодня является основой для выбора направления развития национальной экономики и регионального управления деятельностью. Цифровые инструменты и технологии помогают повысить конкурентоспособность региона. Это рост и увеличение использования цифровых инструментов, которые в настоящее время определяют перспективы развития организаций, предприятий и отдельных отраслей [8]. Однако их использование не должно быть легкомысленным. Не информационные технологии и устройства одинаково подходят для эффективного использования отдельными предприятиями. То же самое относится и к регионам. Если акцент будет сделан на масштабном использовании цифровых инструментов без контроля результатов, то их практическая значимость будет сведена к минимуму. Их создание связано с продвижением мероприятий по улучшению результатов

конкретной работы5. Поэтому эти задачи должны строго выполняться. В связи с этим необходимо выявить существующие проблемы цифрового развития в условиях Иркутской области.

Ключевой и трудноразрешимой проблемой является низкая доступность элементов цифровой инфраструктуры для национальных органов власти и местных органов власти:

- Доступ в Интернет

- Отсутствие стабильной телефонно связи

- Развитие каналов широкополосной связи в сельской местности, отдаленных районах и небольших районах долгое время отставало от общего уровня. (Таблица 1).

Таблица 1. Сравнение скорости широкополосной интернета в Иркутской области

Административные центры и городские округа Иркутской области Средняя скорость за последние 3 месяца

Входящая (Мбит/сек) Исходящая (Мбит/сек)

Железногорск-Илимский 5,54 16,59

Бодайбо 6,84 7,96

Белореченск 16,78 18,20

Тулун 17,53 19,82

Саянск 25,19 32,58

Черемхово 26,39 31,77

Братск 28,33 28,95

Куйтун 32,63 33,60

Усть-Илимск 34,55 39,51

Иркутск 44,58 50,66

Тайшет 44,80 46,76

Ангарск 45,23 46,24

Усть-Кут 46,04 36,87

Зима 66,17 78,96

Усолье-Сибирское 73,32 84,90

Шелехов 74,77 73,25

4 Цифровое правительство 2020. Перспекти-

вы для России // Институт развития информационного общества: офиц. сайт. - URL: http://www.iis.ru/ infosociety/

5 Региональный проект «Цифровое государственное управление»// Портал Иркутской области: офиц. сайт. - URL: https://irkobl.ru/region/priority/ digital-economy/folder/

123

Из таблицы видно, что скорость интернета (Железногорск-Илимский, Бодайбо, Белореченск, Тулун) по-прежнему ниже средней скорости административного центра Иркутской области, есть также города (Зима, Шеле-хов, Усолье-Сибирское) для увеличения этого показателя, однако, определяется количеством жителей региона: Ер-богачен, Кутулик, Балаганск, Баяндай, Бохан, Жигалово, Залари, Казачин-ское, Качуг, Киренск, широкий, Нижне-удинский, Новонукутский, Еланцы, Оса, Слюдянка, Свирск, Чунский не могли быть использованы из-за отсутствия широкополосных каналов связи.

По данным Министерства жилищной политики и энергетики региона, в Иркутской области насчитывается 337 решений (60 из них не имеют проводной связи), в 29 городах региона проживает до 700 человек и в настоящее время не имеют мобильной связи.)

Климат и рельеф Иркутской области играют важную роль. Поэтому на поле -ситуация может отличаться от ожидаемой ситуации, что в основном относится к «возможному охвату» района. В горных районах, например, покрытие неизбежно, однако, из-за топографических особенностей. На ровной территории все просто, но есть небольшие отличия. Зимой продолжительный сильный снегопад является еще одной причиной нарушения сотовой связи. Они могут принести шнур питания, который питает станцию. Кроме того, любые сильные осадки поглощают и другие радиоволны. Поэтому, в зависимости от сезона, сила сигнала одного и того же поста будет разной.

Другие вопросы включают управление комплексной структурой реализации национальных проектов, которая представляет собой общую изложенную структуру управления национальными проектами с учетом принципов управления проектом, включая заинтересованные муниципалитеты, коммерческие и некоммерческие организации в качестве партнеров, усиление административных барьеров для эффективной реализации.

Стоит отметить, что нестабильность и неадекватность федеральной нормативно-правовой базы, следовательно, на региональном уровне определяют условия и возможности для развития инновационных отечественных технологий, которые используются органами государственной власти для предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам в электронном виде и для совершенствования межотраслевого взаимодействия, а также новых отношений, возникающих в процессе регулирования заинтересованных сторон в цифровой экономике. Отсутствие в документе стратегии должно определить приоритеты и направления долгосрочного взаимодействия между региональными властями, бизнесом, наукой и населением.

Эти проблемы можно назвать слабостью Иркутской области в области цифровизации государственного управления, что является потенциальным препятствием для прогресса цифровой трансформации в достижении стратегических целей и создании условий для дальнейшего развития чиновника. Если эти проблемы будут решены, государственные и гражданские служащие получат доступ к карьерному и профессиональному росту. Из «среднего региона» мы можем обратиться к «цифровым лидерам», которые фокусируются на максимальном удовлетворении социальных сетей, сетей экологической среды, на развитии, инициативах и реализации возможностей для каждого гражданина нашей страны.

Экспертный анализ проблем цифровизации государственного управления

В экспертном опросе приняли участие 28 человек, в возрасте 30-60 лет, отвечающие за процессы цифровизации в различных регионах РФ (руководители департаментов, отделов или комитетов по цифровизации). 22 из них мужчины и 6 женщин. Все имеют высшее образование (техническое 25, гуманитарное - 3), два высших образования -

124

12 человек, магистерскую степень - 18, ученую степень кандидата наук - 3. В их подчинении от 3 до 15 человек, обеспечивающих выполнение цифровизации государственного управления в разных субъектах органов власти.

Опрос проходил с января по июнь 2021 года, в виде полустандартизированного интервью, продолжительность 1,5 часа через zoom.

Обобщая результаты интервью, можно выделить ключевые положения.

Цифровизация - это условие будущего развития.

2020год стал годом перемен - пандемия и ранее принятые решения по цифровизации государственного управления привели к тому, что все население окунулось в цифровой мир. Сейчас мы оттачиваем инструменты. Но наше будущее уже наступило. Иных альтернатив нет и не будет. Поэтому, чем лучше мы отработаем цифровизацию всей нашей жизни, в том числе и государственного управления - тем более качественно, продуктивно и эффективно мы бу-демжить. (И.Т., 45 лет, Хабаровск).

Важность цифровизации сложно переоценить. Будущее нашей планеты лежит в качественных технологиях развития цифрового пространства. Если в 20 веке - виртуальный, цифровой мир был миром фантастики и далекого будущего, то в 21 веке - это миры нашего настоящего, если мы не освоим их, то останемся на задворках истории. (Л.Ю., 50 лет, Екатеринбург).

Проблемы цифровизации государственного управления в слабых технологиях и мало обученных специалистах.

Наша основная проблема - это недостаток качественных технологий. Основной приоритет государства отдается оборонной промышленности, а в мирных целях цифровые технологии активизируются по остаточному принципу. И это существенно тормозит нашу страну по освоению цифровых инструментов управления. Государственное управление без цифровых платформ нельзя представить даже в настоящем, не говоря уже о будущем. (Т.А., 53 года, Красноярск).

Помимо технологического обеспечения цифровизации, что недостаточно хорошо проведена во многих регионах России, существует вторая проблема -это недостаточный уровень образования государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих выполнение цифровых инструментов государственного управления, информационная культура муниципальных служащих страдает. (С.В., 37 лет, Владивосток).

Ресурсы цифровизации - государственные средства. Но и они же выступают ограничивающим фактором.

Наша проблема в том, что бизнесу не дают карт-бланш для развития циф-ровизации. Скорее из неизбежности создаются условия для цифрового бизнеса, социального обсаживания и т.д. Государство скорее выступает тормозом в продвижении цифровизации, нежели чем помощником коммерческому сектору. (О.П., 40 лет, Новосибирск).

Государственный аппарат за многими цифровыми новинками не успевает. Где-то не хватает средств, где-то информированности, где-то смелости использовать. Хорошо бы частному сектору дать больше возможностей для расширения цифрового управленческого регулирования. Конечно, при соблюдении институтов гражданского общества и социального партнерства. Но пока этот момент сильно буксует в высших эшелонах власти. (Р.А., 41 год, Кемерово).

Будущее цифрового государственного управления - в новых кадрах и обновленных технологиях.

Нам нужно уже сегодня учить цифровым технологиям тех, кто завтра будет управлять страной. Конечно, современная молодежь активна и мобильна, но это общее условие, для качественного цифрового государственного управления нужны более широко и глубоко обученные специалисты. Я полагаю, что будут разрабатываться образовательные стандарты в данной отрасли, стандарты повышения квалификации и прочих образовательных форм и стратегий повышения качества знаний сотрудников государственных и муниципальных

125

органов власти. (С.В., 55 лет, Нижний Новгород).

Обновление технологий и постоянное обучение кадров - это стратегические задачи для цифровизации нашего государственного управления. Для этого нужны финансы и воля руководства. Инициативу и готовность на местах искать не надо - люди сами понимают, что за цифровыми технологиями будущее и без достаточной квалификации и хорошего технического оснащения -никуда. (Б.Ю., 38 лет, Якутск).

Выводы

Цифровая трансформация государственного управления не просто автоматизация и оптимизация отдельных процессов при оказании государственных функций, в том числе при предоставлении государственных услуг, внедрение и использование тех или иных современных ИКТ в интересах обеспечения деятельности государственных органов. Цифровая трансформация призвана качественно изменить содержание государственного управления, в том числе отдельные его процедуры, стадии управленческого цикла, государственные функции, их состав и типы, причем такое изменение должно приводить к повышению качества государственного управления: обеспечению большей обоснованности государственного вмешательства (и снижению роли государства в целом), повышению результативности и эффективности деятельности органов государственной власти.

Реализация перехода к цифровой структуре российской экономики идет на различных уровнях и поэтапно. В целях реализации национальной программы была создана структура управления, состоящая из представителей федеральных государственных органов власти, специализированных организаций с участием заинтересованных государственных органов на федеральном и региональном уровнях. Также утверждены национальные правовые акты, которые закладывают основу для взаимодействия федеральных и региональных органов власти государства в области

цифровой экономики. Следующим этапом является разработка документа для субъектов регулирования Российской Федерации, который будет определять и регулировать деятельность заинтересованных сторон в цифровой экономике на их территории. В каждом подразделе программы определены конкретные задачи для получения соответствующего результата и выделены пункты с ответственными исполнителями, также определены сроки выполнения (реализации) конкретного проекта. К 2024 г. в рамках реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» гражданам и бизнесу будут доступны 25 цифровых комплексных сервисов нового поколения, нацеленных на решение первоочередных жизненных ситуаций в онлайн режиме.

В ходе исследования, был изучен опыт трансформации государственного управления других регионов. Реализация федеральной, государственных и региональных программ, а также лучшие практики по развитию ИТ-программ.

Цифровизация государственного управления - достаточно широкое понятие, включающее в себя несколько составляющих. цифровизация сама по себе выступает новой моделью государственного управления. В идеале - она дает новые возможности для эффективной качественной работы государственных органов. На практике, не реализованная в полной мере и в рамках ограниченных ресурсов, пока она обладает изъянами и ограничениями, не позволяющими всегда положительно оценивать ее внедрение. Но в глобальных масштабах цифро-визация государственного и муниципального управления - это шаг к новому управленческому подходу, новому управлению, новой системе развития общества. Пока недостатками цифро-визации государственного и муниципального управления является ряд системных проблем:

1) низкая обеспеченность государственных органов власти и органов

126

местного самоуправления элементами цифровой инфраструктуры

2) сложная структура управления реализацией Национальной программой, выбивающейся из общей установленной структуры управления национальными проектами с учетом принципов проектного менеджмента

В ходе исследования, был изучен опыт трансформации государственного управления других регионов. Реализация федеральной, государственных и региональных программ, а также лучшие практики по развитию ИТ-программ.

А также проведен экспертный опрос руководителей подразделений различных органов власти, отвечающих за процессы цифровизации государственного управления на местах - выявивший как внешние, так и внутренние противоречия и проблемы цифровиза-ции.

Для решения данных проблем, предлагается ряд мероприятий:

1) в рамках развития цифровой инфраструктуры Иркутской области, требуется создание проекта закупок спутниковой связи, ориентированной на отдаленные муниципальные образования. На данный момент это решение позволит быстрее развивать цифровизацию государственного управления в нашей области;

2) для лучшей трансформации государственного управления органов местного самоуправления и усовершенствования организации работ в сфере развития цифровых технологий, а также стабилизации структуры управления реализации Национального проекта в Иркутской области был предложен ряд мероприятий для Правительства и компонентов исследовательской и информационной инфраструктур цифровой экономики в Иркутской области, в части создания цифровой платформы управления социально-экономическим развитием территорий, использующей исследования и разработки по направлениям «сквозных» технологий;

Предложенные нами меры по развитию цифровой трансформации государ-

ственного управления буду способствовать увеличению темпов цифровизации Иркутской области, предоставление новых ИТ-технологий откроет просторы для быстрой реализации управленческих решений, создаст возможность для повышения привлекательности региона.

Таким образом, учитывая реализованные проекты и преимущества, можно сделать вывод, что перспективы цифровой трансформации государственного управления в Иркутской области большие, С использованием этих перспективных направлений можно повысить эффективность принятия решений, оценив различные варианты политики управления, рассчитать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели, и обеспечить устойчивость социально-экономического развития ситуации в Иркутской области.

Поэтому основная деятельность органов исполнительной власти по решению существующих проблем, препятствующих цифровизации, с учетом этих рекомендаций, является шагом в ряду мер, препятствующих развитию региона в целях формирования цифровой экономической экосистемы и создания цифровой экономики.

Литература

1. Герасимова Т.А., Москвитина Н.В. Внедрение и развитие принципов цифровой экономики в исполнительных органах государственной власти Иркутской области // Трансформация государственного и муниципального управления в парадигме цифровизации. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.А. Журавлевой, О.А. Полюшкевич, В.Ю. Миту-сова. Иркутск, ИГУ, 2020. С. 65-69.

2. Герасимова Т.А., Москвитина Н.В. Содержание понятий «цифровая экономика» и «цифровизация в сфере государственного управления» // Социальная реальность виртуального пространства. материалы I Международной научно-

127

практической конференции. Иркутский государственный университет; под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск, ИГУ, 2019. С. 310-315.

3. Головенчик Г. Теоретические подходы к определению понятия цифровая экономика // Наука и инновации. 2019. № 1. С. 54-59.

4. Москвитина Н.В. Информационная культура муниципальных служащих (по материалам социологического исследования) // Социальная реальность виртуального пространства. материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2020. С. 357-368.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Москвитина Н.В. Информационная культура муниципальных служащих // Социология. 2020. № 3. С. 211-221.

6. Москвитина Н.В. Качество жизни и цифровизация государственных услуг после пандемии // Влияние качества жизни на формирование ценностной структуры населения России. Всероссийская научная конференция с международным участием: сборник материалов. М.: МГУ, 2020. С. 109-110.

7. Косоруков, А.А. Цифровое правительство в практике современного государственного управления (на примере Российской Федерации) // Тренды и управление. 2017. № 4. С. 81-96.

8. Полюшкевич О.А., Журавлева И.А., Дружинин Г.В., Москвитина Н.В. Основы цифровизации государственного и муниципального управления. Учебное пособие. Иркутск, ИГУ, 2020. 163 с.

DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION

Moskvitina N.V.

Irkutsk State University

The article analyzes the digital changes in modern Russia. The strategies of digitalization of public administration, long-term objectives and weaknesses are studied. The results of an expert survey on digital transformations of public admin-

istration are presented, the main priorities and prospects of state development are determined.

Keywords: digitalization, public administration, expert survey, social modeling, management strategies, management tools.

References

1. Gerasimova T.A., Moskvitina N.V. Implementation and development of the principles of the digital economy in the executive bodies of state power of the Irkutsk region // Transformation of state and municipal administration in the paradigm of digitalization. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Edited by I.A. Zhurav-leva, O.A. Polyushkevich, V. Yu. Mitusova. Irkutsk, ISU, 2020. S. 65-69.

2. Gerasimova T.A., Moskvitina N.V. The content of the concepts of "digital economy" and "digitalization in the field of public administration" // Social reality of virtual space. materials of the I International scientific and practical conference. Irkutsk State University; under the general editorship of O.A. Polyushkevich, G.V. Druzhinin. Irkutsk, ISU, 2019. S. 310-315.

3. Golovenchik G. Theoretical approaches to the definition of the concept of digital economy // Science and innovations. 2019. No. 1. P. 54-59.

4. Moskvitina N.V. Information culture of municipal employees (based on sociological research) // Social reality of virtual space. materials of the II International Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2020. S. 357-368.

5. Moskvitina N.V. Information culture of municipal employees // Sociology. 2020. No. 3. S. 211-221.

6. Moskvitina N.V. Quality of life and digitaliza-tion of public services after the pandemic // Influence of the quality of life on the formation of the value structure of the population of Russia. All-Russian scientific conference with international participation: collection of materials. M.: MGU, 2020. S. 109-110.

7. Kosorukov, A.A. Digital government in the practice of modern public administration (on the example of the Russian Federation) // Trends and management. 2017. No. 4. P. 81-96.

8. Polyushkevich O.A., Zhuravleva I.A., Druzhinin G.V., Moskvitina N.V. Fundamentals of digitalization of state and municipal administration. Tutorial. Irkutsk, Irkutsk State University, 2020.163 p.

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.