Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРОГНОЗ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / ПАНДЕМИЯ / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / REGION / PROGNOSIS / REGIONAL DEVELOPMENT / ROSTOV REGION / LABOUR MARKET / UNEMPLOYMENT / PANDEMIC / INCOME OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Марина Васильевна, Тарасов Сергей Александрович

В статье представлены результаты исследований и прогнозов регионального рынка труда, тенденции и динамика его состояния за последние годы, прогнозные параметры. Исследуются последствия ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19 на рынок труда, как в текущей, так и в среднесрочной перспективе. Делается вывод о том, что кризисные явления в социально-трудовой сфере и во всей российской экономике могут быть преодолены, если региональные и федеральные власти системные проблемы экономики будут решать системными методами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC PROBLEMS OF THE REGIONAL LABOR MARKET AND ITS PROSPECTS IN THE POST-PANDEMIC PERIOD (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)

The article presents the results of research and prognosis of the regional labour market, trends and dynamics of its state in recent years, and prognosis parameters. The impact of restrictive measures related to the COVID-19 pandemic on the labor market, both in the current and medium term. It is concluded that the crisis phenomena in the social and labor sphere and in the entire Russian economy can be overcome if the regional and Federal authorities solve the systemic problems of the economy using systematic methods

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020

УДК 331.5

Тарасова Марина Васильевна, Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук, г. Ростов-на-Дону, Россия, научный сотрудник, кандидат социологических наук e-mail: tarasova_marina_01 @mail .ru

Тарасов Сергей Александрович, ОО «Институт исследования экономики и геополитики», г. Ростов-на-Дону, Россия, советник руководителя e-mail: tarasov_s@icloud.com

СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)*

Аннотация. В статье представлены результаты исследований и прогнозов регионального рынка труда, тенденции и динамика его состояния за последние годы, прогнозные параметры. Исследуются последствия ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19 на рынок труда, как в текущей, так и в среднесрочной перспективе. Делается вывод о том, что кризисные явления в социально-трудовой сфере и во всей российской экономике могут быть преодолены, если региональные и федеральные власти системные проблемы экономики будут решать системными методами.

Ключевые слова: регион, прогноз, региональное развитие, Ростовская область, рынок труда, безработица, пандемия, доходы населения.

Marina Tarasova, Federal Research Center Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (SSC RAS), Rostov-on-Don, Russia, research fellow, PnD (Sociology)

* Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН на 2020г. (№ гр. Проекта АААА-А19-119011190170-5)

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020

e-mail: tarasova_marina_01 @mail .ru

Sergey Tarasov, Institute for research of Economics and geopolitics, Rostov-on-Don, Russia, adviser to the head of the Department

e-mail: tarasov_s@icloud.com

SYSTEMIC PROBLEMS OF THE REGIONAL LABOR MARKET AND ITS PROSPECTS IN THE POST-PANDEMIC PERIOD (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)

Abstract. The article presents the results of research and prognosis of the regional labour market, trends and dynamics of its state in recent years, and prognosis parameters. The impact of restrictive measures related to the COVID-19 pandemic on the labor market, both in the current and medium term. It is concluded that the crisis phenomena in the social and labor sphere and in the entire Russian economy can be overcome if the regional and Federal authorities solve the systemic problems of the economy using systematic methods.

Keywords: region, prognosis, regional development, Rostov region, labour market, unemployment, pandemic, income of the population.

Согласно классической экономической теории по мере увеличения численности населения, научно-технических достижений в производстве, диверсификации экономики, усложнения социальной структуры общества возможен временный рост числа безработных граждан. Вместе с тем, зачастую на рост безработицы влияют и другие факторы, связанные с внешними экономическими вызовами такие, как рост или снижение цен на энергоносители, распространение массовых заболеваний, военные конфликты в прилегающих странах и территориях, техногенные или природный катастрофы и бедствия и др. Все вышеперечисленное приводит к тому, что государством или регионом приходится управлять в экстремальных условиях в режиме «adhoc». В большинстве случаев такая практика решения экономических и

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 социальных задач приводит к обострению многих социально-экономических проблем, ухудшению качества жизни населения, затягиванию решения проблем сохранения окружающей природной среды, резкому и агрессивному росту числа антиправительственных выступлений и др. Естественно, что все эти противоречия можно разрешить лишь с позиций устойчивого развития региона, которые достигаются заблаговременно путем проведения реформ, использования стратегического планирования, инфраструктурного развития, государственным регулированием, что позволяет оптимизировать структуры управления территорией, позволяет властям выделять и адекватно реагировать на внешние и внутренние угрозы социально-экономической безопасности. Эта работа начинается с детального анализа факторов, влияющих на управление развитием региона [1], выявлении проблем в развитии территории с дальнейшей выработкой организационно-экономического механизма развития региона коррекции экономической политики на основании как реально имеющихся региональных ресурсов, так и федеральных трансферов. Целесообразна разработка сразу нескольких планов действия региональных властей, которые учитывали бы все возможные сценарии в реальной жизни региона. Необходимо учитывать, как эндогенные факторы (структура экономики региона, включая территориальное разделение труда, наличие собственных природных ресурсов и сырья, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень образования населения, политическая активность и др.), так и экзогенные факторы (иностранные природные ресурсы и инвестиции, миграционные процессы, наличие экономико-хозяйственных, научных связей с другими регионами и др.). Важно отметить, что в большинстве случаев отдельный регион не может повлиять на внешние факторы (военные действия, экономические санкции, пандемия и др.), но может в зависимости от степени своей подготовленности их нивелировать, либо обратить в свою пользу [2]. В этом случае важен уровень компетенции представителей органов власти и желание разрешить проблему. Отсутствие понимания проблем и игнорирование их решения приводит к массовому недовольству практически всех слоев

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 населения, стагнации или кризису в экономике, к провалам в социальной политике, что неоднократно приводило к революционным катаклизмам и волнениям, а иногда и к потере территориальной целостности страны и государственности. Вместе с тем, неуправляемые социально-экономические процессы можно предвидеть на начальной стадии остановить и корректировать, используя индикаторы социальной напряженности. Одним из основных индикаторов возможно будущей социальной и политической напряженности служит резкий рост уровня безработицы населения. Авторами представлены результаты исследований и прогнозов регионального рынка труда (на примере одного из субъектов РФ - Ростовской области), тенденции и динамика его состояния за последние годы, прогнозные параметры.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, уровень безработицы в 2019 г. продолжал сокращаться. Однако, федеральные значения отличаются от региональных, необходимо учитывать динамику занятости в зависимости от географии и демографических показателей регионов. В среднем за период август - октябрь 2019 г. уровень безработицы в РФ составил 4,5%, а уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет - 65,2%, в Южном федеральном округе эти показатели - 5,2% и 62,9% соответственно [3]. Что же касается непосредственно Ростовской области, то она занимала лишь 4 место в ЮФО по уровню занятости (62,4%) уступая г. Севастополю, Краснодарскому краю и Волгоградской области; по уровню безработицы - 5 место (4,9%). По состоянию на 1 октября 2019 г. численность безработных в Ростовской области составляла 18,6 тыс. человек, что соответствует уровню регистрируемой безработицы 0,8% (в целом по России - 0,9%). При этом в муниципальных районах этот показатель составил 1,1%, что на 0,5 процентных пункта выше, чем в городских округах (0,6%). По состоянию на 2019 г. традиционно невысокую безработицу показывают высоко урбанизированные регионы и крупные города, и, наоборот, более 60% всех безработных приходится на сельскую местность и депрессивные регионы.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020

Необходимо отметить, что в отличие от европейских стран, в РФ подсчет уровня занятости проводится без учета скрытой безработицы, в результате уровень безработицы является одним из самых низких в мире, но такие данные не могут отобразить реальное состояние рынка труда [4]. Основным отличием рынка труда РФ является высокий уровень скрытой безработицы, которая может стать существенным фактором дестабилизации социальных отношений при ухудшении экономической конъюнктуры, из чего делаем вывод о существенной степени рискогенности данного фактора.

После обрушения цен на нефть в начале 2020 года, девальвации рубля, пандемии COVID-19 экономика Российской Федерации испытала определенный стресс, что отразилось на уровне безработицы. В Ростовской области на 1 октября 2020 года зарегистрировано 115,8 тыс. безработных, что в 6,4 раза больше показателя на аналогичную дату прошлого года. В 1-м квартале 2020 года, уровень общей безработицы составлял 4,5%. Уровень же зарегистрированной безработица был 0,9%. В управлении занятости Ростовской области отмечают, что за помощью в трудоустройстве во время ограничительных мер из-за распространения коронавируса в первом полугодии 2020 года обратилось на 40% человек больше, чем годом ранее. При этом начальник управления отметил в своем выступлении, что нынешние масштабы безработицы в регионе являются рекордными за весь период наблюдения с 1991 года. Предыдущий пик, по его словам, был в 2009 году, когда численность зарегистрированных безработных выросла с 20 до 40 тысяч человек. Что же касается реальных цифр безработицы, то они намного больше -10% на июнь 2020г. [5]

Уровень безработицы в донском регионе на начало четвертого квартала 2020 года составляет 5,5% (по состоянию на май-июль - 5,1%). При проведении сравнительного анализа отмечаем, что показатель уровня безработицы населения в Ростовской области ниже, чем в Астраханской области (7,9%), Калмыкии (7,7%) и Адыгеи (7%), но выше, чем в Крыму (5,2%), Краснодарском крае (4,6%), Волгоградской области (3,6%), Севастополе (1,3%). Ростовская

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 область в 2020 году получила из бюджета Российской Федерации дополнительно 358,8 млн рублей на выплату пособий по безработице. [6]

Согласно статистическим данным Правительства Ростовской области сложилась критическая ситуация с числом безработных граждан на территории субъекта федерации, коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда увеличился с 0,5 человека до 2,6 человека. Представители органов власти и управления данную ситуацию связывают в том числе с принятыми Правительством Российской Федерации решениями, направленными на поддержание граждан, потерявших работу в условиях пандемии. Были намного упрощены процедуры по постановке на учет, из-за распространения коронавируса граждане без посещения центров, занятости признавались безработными в соответствии с «Временными правилами регистрации безработных граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных», а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460. Их регистрация дистанционно осуществлялась на портале «Работа в России». В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год»: максимальный размер пособия по безработице увеличен до размера прожиточного минимума 12 130 рублей, определены категории безработных граждан, которым установлен максимальный размер пособия по безработице, безработным гражданам, имеющим несовершеннолетних детей на период апрель - август увеличен размер пособия по безработице на 3000 рублей на каждого ребенка, установлен минимальный размер пособия в мае - августе 4 500 рублей, а также продлен на 3 месяца период выплаты пособия гражданам, утратившим право на пособие после 1 марта 2020 г. в связи с истечение срока его выплаты. Для исполнения финансирования вышеуказанного правительственного постановления из федерального бюджета социальные выплаты гражданам, признанными

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 безработными, в 2020 г. увеличены с 1,3 млрд рублей до 3,1 млрд рублей (в 2,4 раза). С 01.01.2020 по 08.09.2020 выплачено 2,9 млрд рублей на осуществление социальных выплат 134 129 безработным гражданам. Дополнительно, распоряжениями Правительства Ростовской области «О выделении средств» от 13.04.2020 № 235 и от 11.06.2020 № 474 за счет средств резервного фонда Правительства Ростовской области выделено 51 млн. рублей на выплату единовременной материальной поддержки безработным гражданам, зарегистрированным в государственной службе занятости населения Ростовской области на 15 апреля 2020 г., на каждого несовершеннолетнего ребенка в размере 3 000 рублей. На 08.09.2020 перечислено 47,5 млн рублей 8 786 безработным на 13 818 детей. Согласно официальной статистике по состоянию на 08.09.2020 обеспечено трудоустройство 48 773 человек. На профессиональное обучение направлено 6 071 человек, в том числе 3 505 безработных граждан, 116 работников организаций, находящихся под риском увольнения; в рамках реализации национального проекта «Демография» -1 598 человек из числа лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста и 595 женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщины, имеющие детей дошкольного возраста, не состоящие в трудовых отношениях и обратившиеся в органы службы занятости; в рамках национального

проекта «Производительность труда и поддержка занятости» - 257 работников организаций Ростовской области. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 1726-р бюджету Ростовской области на 2020 г. из резервного фонда Правительства Российской Федерации предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в сумме 127,5 млн рублей. Из средств областного бюджета Ростовской области на софинансирование мероприятий выделено 1,3 млн рублей. [7]

Вместе с тем, социальные пособия и выплаты не соответствуют реальному прожиточному уровню всех категорий граждан и домохозяйств,

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 учитывая рост цен на услуги ЖКХ, продукты питания, одежду, медикаменты, детские товары и другие минимальные потребности. Необходимо уходить от искусственно заниженных показателей при формировании пособия по безработице. Рост цен на потребительские товары и услуги и до пандемии реально обгонял рост пособия по безработице. В такой ситуации невозможно исполнение Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Например, ряд пунктов Указа: о снижении в два раза уровня бедности в государстве; повышении ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира и др. до 2024 года. По расчетам региональных властей ущерб бюджету Ростовской области от коронавируса уже составляет более 5 млрд рублей, а до конца года сумма может ущерба может увеличится в 3 раза.

Власти и бизнес Ростовской области несколько по-разному видят модели восстановления экономической активности, а также имеют разное представление о текущем положении дел в разных секторах экономики. В октябре 2020 года Торгово-промышленная палата Ростовской области опубликовала результаты опроса «Бизнес-барометр страны», в котором приняли участие представители российского бизнес сообщества и региональных органов власти и управления. В опросе приняло участие 216 человек, которые распределились по сферам своей деятельности следующим образом:

- направления (специализация) бизнеса: услуги и бытовое обслуживание населения (49%); торговля (34%); производство (24%).

- регулирующие и иные органы и институты поддержки бизнеса: инфраструктура поддержки бизнеса (45%); органы исполнительной власти (38%); институты развития (11%).

Ответы на вопросы участники должны были выставлять по пятибалльной системе. Текущее состояние бизнеса обе стороны оценили по-разному: большая часть опрощенных предпринимателей (29,19%) поставили «2», а 41,82%

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 опрошенных представителей областного правительства оценили ситуацию в целом «3». [8]

При этом представители бизнеса и органов власти и управления по-разному видят и модель поведения предприятий и организаций во время пандемии. Так бизнесмены считают, что самое главное - работа по поиску новых работников, а власть полагает, что важно наладить дистанционную работу уже имеющихся рабочих кадров. Бизнес раздражают рекомендации и штрафы Роспотребнадзора, а чиновников больше интересует, каким образом предприятия будут искать новых поставщиков сырья. Также бизнесу требуются денежные средства для обеспечения текущей деятельности [9], а чиновники предлагают сосредоточиться на поиске финансовых ресурсов для новых направлений деятельности. При этом условные обе стороны не желают возобновления режима самоизоляции по примеру апреля-июня 2020 года.

Анализ состояния рынка труда Ростовской области и политико-экономической ситуации в мире и России позволили составить среднесрочный прогноз по рынку рабочей силы и уровню безработицы. К сожалению, число безработных в России и Ростовской области будет расти. До февраля 2021 года уровень безработицы составит не менее 11,5% - 16% от числа трудоспособного населения. К концу 2021 года число реально безработных может составит 22% и выше. Данный прогноз основывается на том, что в настоящее время даже органы государственной власти и управления (например, Минфин России) выступают с предложениями о сокращении численности армии, силовых структур и их слиянии, повышении пенсионного возраста военнослужащих и работников силовых структур. Надо отметить, что если под угрозой снижения финансирования находится силовой блок государства, то значит в нынешней экономической ситуации есть сомнения о выполнении государством своих обязательств и в отношении остальных граждан страны. Есть все основания полагать, что реальные располагаемые доходы граждан будут стагнировать в районе нулевой отметки и колебаться в интервале от - 4% до 1,5% в годовом исчислении в 2020 году.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020

Таким образом, нет оснований полагать, что в ближайшие 1 - 1,5 года вырастут реальные доходы граждан. Падение цен на нефть и ограничительные меры в экономической деятельности, связанные с пандемией, с новыми политическими санкционными рисками могут спровоцировать девальвацию рубля и, возможно, его деноминацию, что по сути не является лечением существующих и прогнозируемых социальных проблем. Поднятие зарплат бюджетникам в 2020 году в размере 3%, индексация пенсий не решат проблему восстановления уровня доходов населения. Этого прироста в денежном эквиваленте будет недостаточно, чтобы компенсировать стагнацию прочих составляющих реальных располагаемых доходов - социальных выплат, доходов от предпринимательской деятельности, недвижимости, банковских депозитов и др. К несколько отсроченным неблагоприятным последствиям пандемического кризиса следует отнести необходимость оплачивать большей части граждан нашего государства основной долг и проценты по кредитам (ипотечным, потребительским, для развития бизнеса и др.). Все это также снижает реальные доходы граждан. Повышает финансовую нагрузку на население введения новых налоговых ставок и штрафов, а также рост стоимости ОСАГО. Вызывает обеспокоенность и депрессивное потребительское настроение у большей части наших сограждан.

На этом фоне при сохранении неопределенности и в отсутствии улучшения качества жизни населения не исключены как локальные, так и крупномасштабные протестные акции, и митинги в рамках страны. Без мер, направленных на переход к экономическому росту, предотвращение последствий пандемии и шока на товарных рынках, структурных реформ и стимулов, нацеленных на обеспечение устойчивости экономического роста, снижение бедности, сохранение рабочих мест, поддержке уровня жизни пенсионеров и работников бюджетной сферы, работников сферы услуг, наиболее пострадавших в результате пандемического кризиса, не возможно достичь создания в России общества благосостояния, соответствующего стандартам стран с развитой экономикой. ISSN: 2414-0309

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020

Благодарности

Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН на 2020г. (№ гр. Проекта АААА-А19-119011190170-5).

Список источников:

1. Антонова Н.И., Малюга А.Л., Тарасова М.В. и др. Пространственное развитие регионов России тенденции и модели: монография / Коллектив авторов, под научн. редакцией Тарасова А.Н. - Ростов н/Д: Изд-во ООО «Мини-Тайп». - 2019. -80 с.

2. Малюга А.Л., Тарасов С.А., Тарасова М.В. Современные тенденции социально-экономического развития южно-российский регионов. - Ростов н/Д: Изд-во ООО «Мини-Тайп». - 2018. - 54 с.

3. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) (оперативные данные) // ЕМИСС. Государственная статистика [Электронный ресурс]. - URL:https://fedstat.ru/mdicator/57341 (дата обращения 05.09.2020).

4. Гендерные стереотипы на рынке труда / Тарасова М.В. диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону. - 2005.

5. В Ростовской области 110 тысяч человек остались без работы [электронный ресурс] URL: https://bloknot-rostov.ru/news/v-rostovskoy-oblasti-110-tysyach-chelovek-ostaHs--1248743https://Woknot-rostov.ru/news/v-rostovskoy-oblasti-110-tysyach-chelovek-ostalis--1248743 (дата обращения 22.10.2020)

6. Число безработных в Ростовской области за год выросло в 6,4 раза [электронный ресурс] URL: https://expertsouth.ru/news/chislo-bezrabotnykh-v-rostovskoy-oblasti-za-god-vyroslo-v-64-raza/ (дата обращения 23.10.2020)

7. О ситуации на рынке труда Ростовской области [электронный ресурс] URL: https://www.donland.ru/result-report/770/ (дата обращения 23.10.2020)

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020

8. Предприниматели и власть Ростовской области разошлись в оценке самочувствия бизнеса [электронный ресурс] URL: https://www.donnews.ru/Predprinimateli-i-vlast-Rostovskoy-oblasti-razoshlis-v-otsenke-samochuvstviya-biznesa_112701 (дата обращения 23.10.2020)

9. Малюга А.Л., Тарасов С.А., Тарасова М.В., Тарасов А.Н. Инвестиционный потенциал Южного федерального округа: состояние, перспективы. - Ростов н/Д: Изд-во ООО «Мини-Тайп». - 2016. -181 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.