10.7. СИСТЕМНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЗАДАЧИ ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Алиев А. Т., д.э.н., профессор,
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет», г. Москва
Веснин В. Р., д.э.н., профессор
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет», г. Москва
Воловиков С. А., д.э.н., профессор
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет», г. Москва
Аннотация: В статье раскрывается системный характер современной экономики как основа построения механизма ее государственного регулирования. Анализируются формы проявления всех классических признака системы в
национальной экономике. Показана системная взаимосвязь элементов национальной экономики. Рассматриваются особенности российской экономики как большой системы. Выявляются проблемы, с которыми можно столкнуться при формировании механизма государственного регулирования. Даются конкретные рекомендации к построению системной модели государственного регулирования экономики. Статья иллюстрирована примерами из современной социальноэкономической жизни России и других стран.
Ключевые слова: экономика, система, подсистема, упорядоченность, государство, регулирование,
структура, функции, цель, целостность.
SYSTEMIC NATURE OF THE NATIONAL ECONOMY AND THE AIMS FOR ITS STATE REGULATION
Aliyev A. Т., Dr. of Economics, Professor
Place of employment: Moscow State Industrial University, Moscow
[email protected] Vesnin V. R., Dr. of Economics, Professor Place of employment:
[email protected] Volovikov S. A., Dr. of Economics, Professor Place of employment:
Annotation: The article reveals the systemic nature of the modern economy as the basis for building a mechanism for its state regulation. The authors analyse the forms of all the classic characteristics of the system in the national economy and show the systemic relationship of its elements covering the attributes of the Russian economy as a large system. Problems, that may be encountered in the formation of the state regulation mechanism, have been revealed and specific recommendations have been suggested to build a systemic model of the state regulation of the economy. The article is illustrated with examples from contemporary socio-economic life of Russia and other countries.
Keywords: economics, system, subsystem, order, state, regulation, structure, functions, aim, integrity
Современная экономика не может обойтись без регулирования со стороны государства, т.е. комплекса мер, применяемых им для формирования и коррекций основных экономических процессов. Это быть меры прямого воздействия, направленные непосредственно на объект регулирования, или косвенные, создающие условия, в рамках которых поведение субъекта хозяйственной деятельности будет меняться, вследствие того, что это более целесообразно и выгодно, чем его сохранение.
Однако меры государственного регулирования эффективны только в том случае, если экономика, во-первых, представляет собой единую систему, и, во-вторых, ее субъекты обладают определенной свободой хозяйственного поведения.
Как представляется, экономика приобретает системный характер с тех пор, когда формируется единый национальный (мировой) рынок. По мере же ее развития системность выходит на более высокий уровень.
Безусловно, советская экономика представляла собой единую систему, хотя участники ее были связаны не рынком, а планом, но они не обладали хозяйственной самостоятельностью, поэтому любые попытки в дополнение к плановым методам применить методы регулирования (например, та же «косыгинская» реформа, в конечном итоге оказывались неудачными.
Сегодня в России полностью выполняется второе условие государственного регулирования - все хозяйствующие субъекты обладают полной самостоятельностью, порой даже излишней.
Каждая система, во-первых, как известно, представляет собой упорядоченную совокупность отдельных взаимодействующих самостоятельных частей - элементов (объектов, процессов), которые выполняют в ней определенные функции. При схожести выполняемых функций они могут объединяться в подсистемы.
Факт взаимодействия подсистем и элементов экономики подтверждает то обстоятельство, что она представляет собой именно систему, а не совокупность. Однако нужно иметь в виду, что системность рыночной экономики отличается от системности экономики плановой. В последней системообразующим элементом был Центр, а ее единство в большей мере обеспечивалось жесткими прямыми вертикальными связями административного характера, а горизонтальные часто были искусственными (например, нередко предприятиям сверху навязывали менее выгодных партнеров). В рыночной экономике ее целостность определяется в большей мере горизонтальными связями, а Центр может влиять на элементы посредством более мягкого косвенного регулирования, основанного на правовых нормах.
В результате элементы рыночной экономики как системы в меньшей степени подчинены центру, могут уклоняться от его воздействия (например, уходя в оффшоры). Господство системы над элементами обеспечивается здесь не только и не столько центром, сколько взаимодействием самих хозяйствующих субъектов. При этом более сильные или активные из них оказывают влияние на остальные, которые это воздействие воспринимают (например, через подражание, заимствование опыта и пр.) и могут
Алиев А. Т., Веснин В. Р., Воловиков С. А.
изменяться в соответствии с ним (ускоряют свое развитие, избегают прохождения отдельных его ступеней и пр.). Так, крупные корпорации приспосабливают мелкий бизнес к своим потребностям, подчиняют его себе.
В национальной экономике можно выделить экономическую подсистему, которая, в свою очередь, имеет подсистемы «второго порядка» -производственную, финансовую, рыночную и пр. Помимо экономической подсистемы правомерно выделять правовую, социальную и природноэкологическую, составляющую естественнопространственный базис экономики (таким образом, понятия «экономика как система» и «экономическая система» являются разнопорядковыми). Все подсистемы экономики тесно переплетены, воздействуют друг на друга, но экономическая является основной, определяющей, а остальные выполняют такую роль в «своих системах». В то же время абсолютизировать определяющее значение экономической подсистемы не приходится.
При построении механизма регулирования национальной экономики как некоего целого необходимо учитывать не только потребности ее важнейшей экономической подсистемы, но и особенности взаимодействия с остальными подсистемами. Например, летом 2013 г. появилась информация о том, что ЦБ РФ намерен ежедневно скупать 100 млн. долл., или в годовом исчислении примерно 25 млрд. долл. Эта мера, выгодная в тактическом плане для экономической подсистемы, вернее, той ее части, которая контролируется олигархическими структурами, но проигрышная в стратегическом плане, с весьма незначительным лагом «разгоняет» в дополнение к их монополистическим поползновениям, инфляцию. Иными словами, экономическая подсистема экономики в случае, если бы такая практика, от которой вовремя отказались, оказалась задействованной, нанесла бы удар по социальной подсистеме, и «отзеркалился» обратно, заставив дополнительно индексировать пенсии. В то же время популистские обещания в социальной сфере больно бьют по экономической и т.п.
В современной России отсутствует гармония между подсистемами национальной экономики. Как и в былые времена, фактически господствующей является политическая система, хотя формально - социальная, однако она решает в основном не внешние проблемы, а внутренние. Экологическая подсистема также реально на другие подсистемы никакого воздействия не оказывает.
Как известно, элементы системы относительно самостоятельны, являются минимальными
неделимыми ее компонентами, пределом расчленения (не могут быть разделены на части без потери качественной определенности). Является элементом экономической системы как подсистемы экономики -хозяйствующий субъект, обладающий статусом юридического лица. Только в этом случае на него могут распространяться меры государственного
регулирования.
Свойства и функции элементов (в сложных системах они могут быть противоположными, нейтрализовывать друг друга) для обеспечения стабильности системы должны быть взаимоувязаны, сбалансированы. Как показала история ХХ и начала ХХ1 столетия чисто
рыночные и чисто плановые механизмы взаимоувязку и сбалансированность обеспечить не могут. Именно поэтому возрастает роль государственного регулирования экономики, которое обеспечивает разумное сочетание того и другого начала.
В соответствии со своей природой, свойствами (например, важность, весомость) и выполняемыми, исходя из них, вместе с другими компонентами специфическими функциями, элементы (подсистемы) занимают во внутренней организации системы определенное место.
Так, основные элементы обеспечивают ее жизнеспособность; с их потерей система разрушается и погибает; при отсутствии второстепенных элементов может продолжать функционировать, хотя и с меньшей эффективностью. В современной России это, скажем, оборонные или природоэксплуатирующие отрасли. В то же время, в отличие от биологических систем, где эволюция протекает крайне медленно, и основные элементы остаются практически неизменными на протяжении миллионов лет, в экономической системе такое изменение происходит весьма быстро. Например, еще в середине ХХ века основной отраслью экономики в передовых странах было машиностроение (станкостроение, автомобилестроение,
тракторостроение и пр.). Сегодня же оно уступило позиции электронике, производству компьютерной техники и пр. В России же практически никаких изменений не произошло, и в этих условиях задача государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы максимально сократить отставание.
Один из элементов системы всегда явно или не явно выполняет функции главного, в той или иной степени обеспечивающего единство всех остальных. В социальных системах этот элемент является управляющим (регулирующим). В масштабе национальной экономики таким элементом может быть только государство.
Можно предположить, что в современных условиях государство свои системообразующие и регулирующие функции в экономике осуществляет с помощью двух элементов - правовых и финансовых рычагов.
Элементы могут быть рабочими (преобразуют исходные факторы функционирования системы в определенный результат) и защитными. Например, в российской экономической системе рабочим элементом является государственный бюджет, а защитным -стабилизационный фонд.
Система обладает структурой, то есть определенным способом упорядочения элементов ее как целого, который обусловлен целями и функциями последнего, их взаимным расположением во времени и пространстве, соотношением между собой в том или ином аспекте. Структура включает основной (полный) состав элементов системы на определенный момент.
Если рассматривать структуру национальной экономической системы, то можно выделить ряд ее срезов: по сферам (материальная и нематериальная), по отраслям, по территориально-производственным комплексам и т.п.
Структура системы рассматриваться как статическая или экстенсивная (устойчивое соотношение совместимых по своим свойствам элементов в
пространстве) и динамическая или интенсивная (во времени). Сохранение структуры длительное время стабильной свидетельствует о пребывании системы в
состоянии равновесия (эта ситуация имеет место сегодня в российской экономике). Но в условиях постоянного воздействия НТП такая стабильность структуры будет означать прогрессирующий застой.
Статичность экономической структуры означает, что она изменяется гораздо медленнее, чем потребности общества, которые, как это происходит в России, могут достаточно длительное время удовлетворяться за счет импорта. Но получение значительной валютной выручки, путь и при падающей эффективности этого процесса, не будет стимулировать частных хозяйствующих субъектов осуществлять системную структурную перестройку.
В России в настоящее время происходит деградация экономической структуры (погибли многие отрасли машиностроения, по которым РСФСР занимала ведущие позиции в мире, растет доля топливносырьевой сферы, гипертрофирована торговля и пр.). Задачей государственного регулирования экономики в этих условиях является обеспечение максимально быстрого преодоления деформаций, оптимизация соотношения стабильности и подвижности экономической структуры, что обеспечивает ее рациональную гибкость, позволяющую системе под воздействием внешних и внутренних факторов менять состояние, поведение, форму в пределах, обусловленных критическими значениями параметров.
Экономическую систему нужно рассматривать в сочетании со средой, с которой она взаимодействует (любая система может существовать, лишь преобразуя другие системы). В то же время, она обособлена от окружающей ее среды, отделена от нее границами, которые для национальной экономики (в отличие от других систем) сегодня в основном условными. К ним можно отнести таможенные (с вступлением России в ВТО они стали более прозрачными), правовыми, финансовыми (неблагоприятный валютный курс, ограничения по международным кредитам и пр.).
Если границы системы абсолютно проницаемы и никем не контролируются, возникает опасность ее растворения в других системах, потери целостности, способности выполнять свои функции и гибели. В 1990х гг. в отношении экономической системы России такая ситуация существовала. Постепенно она ослабевала, но окончательно не изжита (пример - бегство капитала). Поэтому задача государства состоит не только в охране физических границ страны, но границ национальной экономики.
Неоправданная ликвидация этих границ может привести к торговой экспансии производителей других государств, результатом которой оказывается гибель отдельных предприятий и целых отраслей, что наглядно продемонстрировано историческим опытом современной России (например, практически разрушена радиопромышленность,
сельскохозяйственное машиностроение, гражданское авиастроение и пр.).
В нестабильной и постоянно усложняющейся среде вероятность выжить и выполнить основные функции будет выше у той системы, у которой они разнообразнее, а их носителей (элементов, процессов) - больше, то есть, более сложной. Но такие системы оказываются и менее гибкими за счет инерционности структуры. Известно, что страны, характеризующиеся монокультурностью производства (например, африканские, специализирующиеся на выращивании кофе, бананов, добыче отдельных видов полезных
ископаемых и т.п.) являются экономически уязвимыми, а в результате и политически неустойчивыми. Однобокая ориентация российской экономики на производство сырьевых и топливно-энергетических ресурсов также делает ее уязвимой перед лицом мировых катаклизмов.
Системе свойственна целевая ориентация (цель), которая реализуется в функциях ее и ее элементов, во многом определяя специфику и конкретную форму их существования. С общей целью национальной экономической системы ситуация в общем смысле достаточно понятна - это повышение благосостояния населения страны и всестороннее развитие личности каждого ее гражданина. Такая цель должна стоять перед любым государством, если оно в современном мире хочет сохранить себя, свой суверенитет и свой народ.
Целью же развитой национальной экономики в условиях господства товарно-рыночных отношений может считаться увеличение национального дохода как источника фонда накопления и фонда потребления. Теперь главной целью провозглашается удовлетворение потребностей клиентов, а не получение прибыли, которая незаметно отошла на второй план. Безусловно, компании вынуждены считаться с потребностями общества, но их главной внутренней целью, как бы ее ни маскировать, была, есть и будет именно прибыль. Иное просто не соответствует принципиальным основам современной рыночной экономики.
Системе свойственны упорядоченность и организованность, которых требует присутствие в ней целевого аспекта. Для их поддержания необходимо поступление в систему информации извне. В условиях административно-командной экономики такая информация имела форму государственных планов, разработка которых осуществлялась для народного хозяйства в целом ЦК КПСС, Правительством и Госпланом СССР; для отраслей соответствующими министерствами; для территорий - местными органами планирования. Практика показала, что крупная современная экономика сегодня, тем более, не может обойтись без централизованного начала.
Упорядоченность структуры экономической системы является статической, а внутренних процессов ее изменения - динамической. Она достигается либо за счет естественной самоорганизации, либо за счет целенаправленной деятельности государства. Этап самоорганизации национальной экономики уже давно миновал. Как только советская экономика достигла высокого уровня сложности (сотни тысяч хозяйствующих субъектов, десятки миллионов наименований выпускаемой продукции, миллиарды и миллиарды хозяйственных связей), жестко управлять ею из единого центра оказалось невозможно. Централизованная организация наткнулась и на такое препятствие, как психология участников производственно-хозяйственной деятельности,
вступившая в противоречие с экономической рациональностью.
Сегодня упорядоченность большой экономической системы может быть достигнута только в рамках единства процессов централизованной организации и самоорганизации, которое применительно к национальной экономике представляет собой государственное регулирование.
Алиев А. Т., Веснин В. Р., Воловиков С. А.
На практике национальной экономике упорядоченность придает развитая законодательная база, устойчивость деловых связей, готовность
субъектов соблюдать принятые на себя обязательства, подчиняться требованиям государственных органов, широкая информированность участников о хозяйственной ситуации и процессах.
Внутреннее устойчивое, упорядоченное состояние, согласованность, синхронность взаимодействия и поведения относительно автономных элементов
экономической системы, интегрированных в рамках установленных границ в целое, называется организованностью. Однако здесь необходим поиск оптимума на основе взаимодействия процессов организации и самоорганизации.
Системе свойственна целостность - устойчивое
единство элементов, возникающее в результате
взаимодействия их между собой (интеграции), подчиненное достижению ее цели. Целостность предполагает полную совместимость элементов
системы. Экономике целостность придают не только миллиарды хозяйственных связей, существующих между ее участниками, но и действия государства, которое такие связи стимулирует, например, в процессе выполнения государственных заказов, поддерживает с помощью соответствующих институтов,
законодательных норм.
К свойствам системы относят эмерджентность, означающую, что объединенные в нее элементы в результате взаимного влияния могут терять одни свойства и приобретать другие, которых они прежде не имели, и которые при расчленении системы вновь исчезают, что может привести качественному изменению системы. Механизм эмерджентности может запустить, например, реализация крупных
государственных программ, реализация которых требует дополнительного развития тех или иных сфер экономики. Например, в России сегодня большие надежды возлагаются на строительство скоростной магистрали Москва-Казань, ЦКАД и пр.
Свойством системы считается появление
синергетического эффекта, суть которого состоит в том, что ее возможности в том или ином отношении превышают сумму возможностей элементов (или оказываются меньшими). То есть, сумма качеств элементов не тождественна качествам системы. Это объясняется тем, что те, взаимодействуя в ее рамках, помогают (препятствуют) друг другу в полной мере реализовать свои возможности и независимо выбирать свои состояния. Например, фундаментальные научные исследования, осуществляемые государственными структурами, позволяют частному бизнесу сконцентрироваться на прикладных разработках и выпуске продукции, что в значительной степени повышает совокупный экономический результат в виде ВВП.
Итак, отечественная экономика обладает всеми признаками системности, однако последнюю в определенном смысле можно рассматривать как неполную, ущербную, а именно:
Во-первых, она имеет недостаточный уровень органичности. Известно, что органические системы характеризуются увеличением зависимости части от целого. Причем, чем глубже связь элементов такой системы, тем больше роль целого по отношению к ним, связи между элементами весьма поверхностны.
Последние зависят в большей мере от центра или от внешних контактов, чем друг от друга. Центр же в основном выступает не как представитель общества, направитель экономических процессов в нужную для него сторону, а как перераспределитель бюджетных средств.
Во-вторых, в структуру органической системы возможно включение новых элементов с их последующей ассимиляцией и преобразованием, или изъятие из нее второстепенных и перераспределение выполнявшихся ими функций на оставшиеся. Российская экономика пока не в состоянии включить в себя новые элементы (достижения НТР, производственную культуру, высокое качество деятельности и пр.). Она их большей частью игнорирует или с порога отторгает, а те, что приживаются, проходят мучительный период адаптации (например, кодексы корпоративного поведения).
В-третьих, при дополнении органической системы одним (даже аналогичным) элементом, или преобразовании любого из существующих, меняются остальные. Во множестве появившиеся автомобилестроительные предприятия западных фирм не смогли оказать практически никакого влияния на отечественных «монстров», преобразования которых мучительно протекают в результате внутренних импульсов.
В-четвертых, элементы органической целостности обычно независимо от нее существовать не могут и погибают. Например, предприятие и даже целая отрасль не могут существовать самостоятельно вне национальной экономики как системы. В России зачастую такое существование поддерживается за счет зарубежных поставок, а не внутреннего производства, которое во многих случаях просто погибло (станкостроение).
По характеру взаимодействия со средой современная национальная экономика является открытой системой. Она осуществляют двусторонний обмен ими с ней (извлекают из среды порядок, а вносят беспорядок). В то же время, чрезмерно активный обмен может привести к разрушению системы. Чтобы обеспечить оптимальное приспособление к окружению и успешное развитие открытая система должна находиться в состоянии внутреннего равновесия и баланса со средой (но на практике это полностью не достигается). В России огромная опасность для экономической системы состоит в практически неконтролируемом вывозе капиталов в оффшоры, что подрывает внутреннюю сбалансированность ее экономики. Сегодня задача существенно ограничить процесс вывоза капитала поставлена, но решить ее чрезвычайно трудно.
По размерам (количество подсистем или элементов) национальная экономика, особенно таких стран, как Россия, является сверхкрупной системой, энтропия в которой нарастает весьма быстро, затрудняя процесс управления (регулирования). По единодушному мнению западных специалистов положение усугубляется отсутствием грамотных высококвалифицированных управленцев на всех уровнях, вплоть до самых высших эшелонов власти.
По направленности связей между элементами системы делятся на централизованные (все связи осуществляются через один центральный элемент, который воздействует на остальные больше, чем они на него) и децентрализованные (все элементы
равнозначны, преобладают прямые контакты между ними). Советская экономика была в основном
централизованной, в которой элементы не могли самостоятельно принимать решения, не
контролируемые и не корректируемые системой более высокого порядка. Российская экономика в основном децентрализована. Тем не менее, на местном уровне неформальные вертикальные связи присутствуют. Они проявляются в том, что власти пытаются оказывать
административное давление на хозяйствующие
субъекты.
Любая экономика является динамичной системой, изменяющейся во времени. Если изменения осуществляются линейно, однонаправлено, будет наблюдаться рост системы. Нелинейные,
разнонаправленные изменения, происходящие с неодинаковой интенсивностью, в результате которых меняются связи, соотношение элементов, характеризуют процесс ее развития. Если развитие подчиняется определенному ритму, системы называются циклическими.
Российская экономика на сегодняшний день является большой статичной системой. По обнародованному в ноябре 2013 г прогнозу Минэкономики РФ, ожидаемые темпы роста в период до 2030 г. не превысят 2-2,5%, что явно недостаточно для нормального развития страны и ликвидации отставания от мировых лидеров. Ускорение темпов экономического роста, перевод его из экстенсивного в интенсивный, чего не удается сделать на протяжении последних 40 с лишним лет, является едва ли не самой важной задачей государственного регулирования экономики на современном этапе.
Если система не может развиваться дальше, без того, чтобы не превратиться в качественно иную, она считается завершенной; если же развитие возможно -незавершенной (такая система может быть циклической). Советская плановая экономика в конце 1980-х гг. оказалась завершенной системой, ибо еще на рубеже 1950-х 60-х гг. практически исчерпала все возможности своего развития. У современной российской экономики, вырвавшейся из пут директивного планирования, такие возможности формально появились (все разрешено), однако реализовать их в условиях либеральной хозяйственной политики она не в состоянии. С помощью методов государственного регулирования для этого необходимо создать соответствующие условия.
Экономика в нормальных условиях является устойчивой системой, сохраняющейся в целом при изменении или исчезновении одного или нескольких элементов. Если при этом возможно их восстановление за счет внутренних возможностей, то она является регенеративной. В то же время, сложные эмерджентные системы, к которым относится и экономическая, имеют критические точки, близ которых их поведение становится неустойчивым, и при воздействии самых незначительных факторов они могут резко изменить состояние.
Российская экономика неустойчива - эта обусловлено отсутствием современной промышленности (за исключением отдельных отраслей), однобокостью (абсолютно преобладает природоэксплуатирующая сфера), неспособностью удовлетворить многие важнейшие потребности, прежде всего, в продуктах питания, в передовой технике и технологии за счет внутреннего производства.
Но все же любые сложности функционирования и развития экономики преодолимы в принципе, поскольку она относится к адаптивным управляемым системам.
Адаптивность, под которой понимается способность изменения характеристик и способа функционирования системы, направленная на повышение ее эффективности и поддержание нормального режима деятельности и развитие. Возможность адаптации обусловлена наличием у нее избыточных элементов, необходимых для приспособления к новым условиям, отсутствием излишней жесткости структуры и централизации, способностью перераспределять ресурсы. Все это у российской экономики имеется, порой даже в избытке (природные ресурсы).
Адаптивные системы могут справиться с неопределенностью путем перестройки структуры и изменения своих параметров при отклонении условий работы от априорно известных, и достигают оптимального состояния и взаимодействия со средой.
Важнейшим инструментом обеспечения адаптации как раз и является государственное регулирование, основными направлениями которые являются: изменение среды; регулирование непредвиденных отклонений от цели или применение компенсирующих мер; подстройка параметров системы при невозможности задать для нее опорную траекторию на весь период, или в случае, если отклонения велики; функциональная перестройка при выяснении невозможности достичь цели и необходимости поиска иного варианта ее развития.
Список литературы:
1. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики. - М.: Экономика, 2013.
2. Кучуков Р. А. Государственное регулирование национальной экономики в современной России. - М.: Экономика, 2012.
3. Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Омега-Л, 2012.
Reference list:
1. Kuchukov R. A. State Regulation of the National Economy in Modern Russia. (Moscow: Economics, 2012).
2. Kushlin V.I. State Regulation of the Economy. (Moscow: Economics, 2013).
3. Melnikov V.V. State Regulation of the National Economy. (Moscow: Omega-L, 2012).