Научная статья на тему 'К проблеме регулирования ценообразовательного процесса'

К проблеме регулирования ценообразовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасина Ольга Николаевна

Данная статья посвящена государственному регулированию процесса ценообразования в экономике. В публикации рассмотрены миссия и основные принципы алгоритма государственного регулирования процесса ценообразования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF CONTROL OF PRICING FORMATION

This article devoted to state regulation of price formation process in economics. The publication reflects mission and basic principles of state regulation of pricing

Текст научной работы на тему «К проблеме регулирования ценообразовательного процесса»

Герасина О. Н.

К ПРОБЛЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

13.2. К ПРОБЛЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Герасина Ольга Николаевна, доктор экономических наук, профессор

Место работы: Московский государственный университет приборостроения и информатики, институт управления и экономики

apm-msiu@yandex.ru

Аннотация: Данная статья посвящена государственному регулированию процесса ценообразования в экономике. В публикации рассмотрены миссия и основные принципы алгоритма государственного регулирования процесса ценообразования Ключевые слова: Стоимость, ценность, ценообразование, государственное регулирование, национальная экономика

ON THE PROBLEM OF CONTROL OF PRICING FORMATION

GSerasina Olga N., professor, doctor of economics Work place: Moscow state university of instrument engineering and computer science, institute of management and economics

apm-msiu@yandex.ru

Annotation: This article devoted to state regulation of price formation process in economics. The publication reflects mission and basic principles of state regulation of pricing

Keywords: Value, worth, price formation, state regulation, national economy

Практическое значение теории взаимодействия стоимости и ценности товара (услуги), объединяемых в процессе образования рыночной цены через сопоставление цены предложения и цены спроса в интегрированную стоимость-ценность, заключается в том, что эта теория является основанием для построения алгоритма государственного регулирования процесса ценообразования.

В данном случае речь идет о государственном регулировании процесса ценообразования, а не просто цен. Государственное регулирование ценообразования означает, что государство воздействует не только на величины цен, но и на факторы и процессы, существенным образом влияющие на установление цен в народном хозяйстве.

В основе этого алгоритма лежит комплекс взаимосвязанных подходов к государственному регулированию ценообразовательного процесса, как составной части госрегулирования национальной экономики, а именно:

- государственное регулирование экономики и госрегулирование цен взаимодействуют по принципу прямой и обратной связи; это находит свое выражение, с одной стороны, в том, что госрегулирование экономики предопределяет и направляет госрегулирование ценообразо-вательного процесса, а, с другой - последний, в своем качестве прямого и косвенного регулирования, используется в качестве одного из рычагов госрегулирования экономики;

- государственное регулирование национальной экономики по своим направлениям, а госрегулирование ценообразования - по своим, активно используются в решении триединой задачи регулирования ценообразова-

тельного процесса, во-первых, воздействие на ценообразование на стороне производства - цены предложения (воздействие на стоимость продукции), во-вторых, воздействие на ценообразование на стороне потребления -цены спроса (воздействие на ценность продукции), в третьих, воздействие на взаимосвязи цены предложения и цены спроса и образование на этой основе рыночной цены (воздействие на интегрированную стоимость-ценность).

Определение рыночной цены на основе взаимодействия цены предложения и цены спроса базируется на взаимодействии стоимости и ценности, которые в результате этого интегрируются в единое целое.

Миссия государственного регулирования ценообразо-вательного процесса состоит в таком воздействии государства на этот процесс, при котором в возможно более полной мере складывающиеся в результате данного регулирования уровень цен, их соотношения и динамика соответствуют общим параметрам госрегулирования экономики в русле разработанной государством на научной основе стратегии социально-экономического развития, с соблюдением ограничений, накладываемых на ценообразовательный процесс его объективными законами.

Обоснование миссии государственного регулирования ценообразовательного процесса.

Ценообразование, как таковое, является важнейшей органически составной частью экономического механизма воспроизводственного процесса. При этом государственное регулирование экономики как единого цельного организма должно опираться на научно-обоснованную стратегию социально-экономического развития, вырабатываемую государством. Такая стратегия должна реали-зовываться посредством государственного регулирования системного порядка, составной частью которого является регулирование государством ценообразователь-ного процесса в соответствии с определенными принципами.

Принцип 1 - научность - государственное регулирование ценообразования должно осуществляться в соответствии с передовыми достижениями отечественной и зарубежной науки, конкретизируемыми применительно к решению стоящих на данный период времени задач.

Принцип 2 - системность - государственное регулирование цен должно представлять собой единую взаимосвязанную систему, являющуюся подсистемой системы более высокого порядка - системы госрегулирования национальной экономики в целом.

Принцип 3 - комплексность - использование регулирующих мер комплексно, как в процессе их осуществления, так и в нацеленности на комплексный результат их воздействия.

Принцип 4 - стратегичность - ориентирование мер регулирования на решение комплекса стратегических задач развития национальной экономики.

Принцип 5 - оперативность - ценовое регулирование для решения наиболее острых и неотложных задач должно носить адресно-оперативный характер.

Принцип 6 - обеспеченность - все меры ценового регулирования должны быть обеспечены государством в русле их обязательности, финансирования, материальной заинтересованности.

Все меры государственного регулирования ценообра-зовательного процесса должны быть обеспечены по трем направлениям, как минимум:

Бизнес в законе

4'2015

обязательность, выражающаяся в неотвратимых и достаточно строгих санкциях за нарушения применения регулирующих норм;

финансирование из бюджета не только регулирующих мер самих по себе, но и потерь нуждающихся в социальной защите слоев населения от тех или иных регулирующих решений государства в области ценообразования;

выполнение регулирующих указаний государства в области ценообразования должно быть явно и очевидно более выгодным в материальном отношении, чем его невыполнение.

Принцип 7 - государственность - необходимость регулирования государством ценообразовательного процесса в отношении цен на жизненноважные для страны и ее населения товары и услуги в духе национально-государственных интересов.

Принцип 8 - социальность - необходимость государственного регулирования цен на социально значимые товары и услуги в направлении обеспечения их доступности для бедных слоев населения.

Принцип 9 - приоритетность - государственное регулирование цен должно учитывать приоритетность продукции для развития народного хозяйства.

Ряд производств и выпускаемых ими продуктов имеют приоритетное значение для обеспечения высокоэффективного экономического роста национальной экономики на базе научно-технического прогресса. Данный момент необходимо учитывать в госрегулировании ценообразовательного процесса, используя для этого различные методы. Например, применение прогрессивной шкалы налогообложения прибыли в составе отдельного изделия в отношении предприятий-монополистов, не следует применять к предприятиям, генерирующим научно-технический прогресс и получающих высокую прибыль в составе цены единицы продукции в результате оригинальных научно-технических разработок, еще не успевших получить широкое распространение.

Принцип 10 - стимулируемость - государственное регулирование призвано содействовать формированию цен, стимулирующих рост эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

В основе экономической эффективности, как известно, лежит соотношение эффекта и затрат, причем первый стремится к относительной максимизации, а, второй - к относительной минимизации. Аналогично этому, в основе цены каждого товара (услуги) лежит индивидуально-конкретное соотношение эффекта, каковым является его (ее) общественная полезность, и затрат, величиной которых в денежной форме и является сама цена. Под воздействием разных факторов, в том числе и чисто конъюнктурных, происходит многочисленные отклонения цен от их объективной основы - цен предложения от стоимости, цен спроса от ценности, рыночных цен от интегрированной стоимости-ценности. Это негативно сказывается на стимулирующей функции цены. Госрегулирование помимо прочего, следует нацелить на минимизацию отклонений цен от их объективной основы.

Принцип 11 - объективность - нацеленность государственного регулирования на создание условий, позволяющих устанавливать цены, возможно более точно отражающие свою объективную основу - интегрированную стоимость-ценность.

Принцип объективности выражает в практической деятельности по государственному регулированию то научное положение, что наилучшими ценами является те, которые более точно отражают свою объективную осно-

ву - стоимость, ценность, интегрированную стоимость-ценность.

Это принципиально важно не только для обеспечения последовательного применения стимулирующей функции цены, но и для ее исходной функции, каковой является учет в денежной форме стоимости, ценности, интегрированной стоимости-ценности товаров и услуг. Учетная функция необходима не только для осуществления товарно-денежного обмена, объективной оценки результатов хозяйствования, но и для проведения обоснованных расчетов в области инвестиционного проектирования.

Принцип 12 - экологичность - регулирование цен с учетом фактора экологии природы, общества и человека.

В условиях нарастания предпосылок мирового экологического кризиса, государственное регулирование экономики, в том числе и ценообразовательного процесса, должно, в числе приоритетных, способствовать решению экологических задач. Альтернативы этому, если не считать таковой гибель человеческой цивилизации в экологическом коллапсе, нет.

Принцип 13 - глобальность - необходимость должного государственного регулирования валютного курса национальной денежной единицы относительно паритета покупательной способности (ППС), в качестве цены самих денег, предопределяющей цены всех товаров и услуг в условиях глобализации.

Принцип 14 - региональность: регулирование цен должно учитывать особенности региональных внутренних рынков.

Ценообразование на товары и услуги, особенно в России, такой большой и разнообразной по своей территории стране, неизбежно имеет свои региональные особенности, которые необходимо учитывать не на общефедеральном, а на региональном уровне государственного регулирования экономики. Соответствующие регулирующие функции ценообразования здесь должны быть предоставлены органами власти регионов. Однако, федеральному центру необходимо принимать меры к тому, чтобы особенности регионального регулирования экономики не разрушали единого экономического пространства страны. Список литературы:

1. Герасина О.Н. Основы потребительно-ценностной системы хозяйствования в рыночных условиях. - М.: Социум, 2004.

2. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М.: Экономика, 2010.

3. Государственное регулирование рыночной экономики /Авт. колл. под ред. Видяпина В.И. - М.: Экономическая литература, 2002.

4. Сиськов В.И., Солодилова Н.З., Герасина О.Н. и др. Очерки по трудовой теории ценности. - М.: МГСУ, 1997.

5. Шухов Н.С. Ценность и стоимость (опыт системного анализа). Ч. 1 - 2. - М.: Изд-во стандартов, 1994.

6. Экономическая система России: стратегия развития /Под ред. И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова. - М.: ИТК «Дашков и К0», 2013.

Reference list:

1. Gerasina O.N. Basics of use-value system of management in market conditions. - M.: Sotcium, 2004.

2. Glazyev S.U. Strategy of rapid development of Russia in the global crisis. - M.: Economics, 2010.

3. State regulation of market economy/ Государственное регулирование рыночной экономики /Team of authors edited by Vidyapin V.I. -M.: Economical literature, 2002.

4. Siskov V.I., Solodilova N.Z., Gerasina O.N., etc. Essays of labor theory of value. - M.:MSSU, 1997.

5. Shukhov N.S. Value and worth (experience of system analysis). Parts 1 - 2. M.: Publishing of standards, 1994.

6. Economic system of Russia: development strategy /Ed. by I. K. Lari-onov, S. N. Silvestrov. - M.: TIC "Dashkov and Co", 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.