УДК 336.64
СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
INDUSTRIAL ENTERPRISE ASSET MANAGEMENT AS A SYSTEM
И.Г. Горловская, M.C. Мизя
I.G. Gorlovskaya, M.S. Mizya
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
В статье рассмотрена система управления инвестициями на промышленном предприятии с учетом функций управления инвестициями и процесса управления инвестициями. Такой подход позволяет выделить дополнительные взаимосвязи между элементами системы управления инвестициями, уточнить содержание отдельных функций и этапов управления.
In this article authors consider a system of investment management at the industrial enterprise based on investment management functions and the process of investment management. This approach allows us to provide additional links between elements of the system of investment management, to clarify the content of individual functions and management stages.
Ключевые слова: управление инвестициями, инвестиционный проект, инвестиционный портфель промышленного предприятия.
Key words: investment management, investment project, the investment portfolio of industrial businesses.
Системный подход к управлению инвестициями на предприятии позволяет исследовать объектно-субъектную компоненту управления во взаимосвязи с другими системными компонентами и элементами с учетом принципов управления, инвестиционных рисков. Система управления инвестициями на предприятии включает: принципы управления, объект, субъект управления, инвестиционную политику предприятия, функции управления инвестициями, правовое, нормативное и информационное обеспечение, методы и инструменты управления.
Принципы управления являются фундаментом системы управления инвестициями и включают общие принципы, присущие управлению в целом (системности, оптимальности, гибкости, регламентации, формализации и др.), и специфические принципы, отражающие инвестиционную направленность управления (принцип обеспечения соответствия портфеля финансовым ресурсам; принцип диверсификации; принцип оптимизации соотношения доходности и риска, доходности и ликвидности; принцип соответствия объектов инвестирования кадровому потенциалу и др.)
Объект управления инвестициями. Управление инвестициями на предприятия включает
в себя подсистему управления отдельными инвестиционными проектами и подсистему управления инвестиционной деятельностью. Объект системы управления инвестициями представляется двухуровневым: нижний уровень представляют отдельные проекты и верхний уровень - совокупность проектов в рамках всего предприятия для достижения стратегических целей предприятия (инвестиционный портфель). При этом инвестиционный проект является основным элементом объекта управления инвестициями. Следует согласиться с И. Кендалл и К. Роллинз о том, что основными параметрами инвестиционного проекта выступают: характеристика соответствия выходных результатов и фактических затрат на проект плановым; установленный ранг, как мера значимости проекта с точки зрения стратегии развития, основная цель, достижению которой способствует проект; ответственное лицо за проект (лицо, у которого можно получить исчерпывающую информацию по проекту и которое непосредственно управляет проектом); чистый денежный поток (КРУ) в виде целевого ориентира либо целевого диапазона с разбивкой согласно контрольным датам; проекты предшественники и последователи, с которыми связан данный проект; плановая дата старта и фактическая дата
© И.Г. Горловская, М.С. Мизя, 2012
старта; плановая дата окончания и фактическая дата окончания; дата начала получения результатов проекта; плановое и фактическое исполнение бюджета (разбивка расходования бюджетных средств по проекту в разрезе контрольных дат); отклонение от финансового плана (перерасход/недорасход средств в соответствии с бюджетом); остаточные рискованные инвестиции (доли бюджетов взаимосвязанных проектов, которые остается потратить, величины КРУ других проектов, поставленных под угрозу риска); текущее состояние взаимосвязанных инвестиций (сводные данные о других зависимых от проекта инициатив) [1]. Указанные параметры являются детерминирующими для определения остальных компонентов и элементов системы управления инвестициями на предприятии.
Портфель инвестиционных проектов формируется в результате отбора из инвестиционных заявок в единую совокупность. Принимаемые к рассмотрению проекты ранжируются по нескольким группам параметров: соответствию ранжированным стратегическим целям; соответствию критерию необходимости для достижения поставленных целей; соответствию финансовых показателей установленным требованиям (величина чистого денежного потока, срок окупаемости, внутренняя норма доходности, размер первоначальных инвестиций, концентрация заемного капитала, текущая ликвидность по проекту); соответствию критериям устойчивости к изменениям внешней среды. Целесообразность объединения нескольких проектов в портфель определяется общей целевой направленностью; наличием единого органа управления и организационноэкономического механизма реализации; упрощением структуры и схемы финансирования; снижением стоимости заемного капитала и получением различных льгот [2].
Субъекты управления инвестициями. Субъекты управления также ранжированы по уровням: основным субъектом управления инвестиционными проектами выступают руководители проектов, инициаторы проектов (менеджеры проектов), а субъектами управления портфелями выступают собственники предприятия, коллегиальные или единоличные органы управления предприятием, руководители высшего и среднего звена, кадровая служба, управляющий портфелем, финансово-экономические службы предприятия. К особенностям управления инвестициями на промышленных предприятиях следует отнести необходимость создания специальных организаци-
онных структур для реализации принятых инвестиционных проектов. Это связано с необходимостью выделить определенную структуру внутри предприятия, которая позволит, координируя отдельные службы и специалистов, оперативно и квалифицированно осуществить подготовку и реализацию проекта. Для этого каждому проекту, утвержденному инвестиционной комиссией и входящему в инвестиционный портфель, назначается свой руководитель проекта, формируются временные проектные организационные структуры. Управление инвестициями создает собственное информационное поле через взаимодействие управляющего портфелем и руководителей проектов, создается эффективная база знаний, основанная на прошлом опыте, которая позволяет повысить качество выполнения проектов.
Инвестиционная политика предприятия. Осуществление инвестирования происходит на основе инвестиционной стратегии - системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбора наиболее эффективных путей их достижения на базе прогнозирования условий осуществления этой деятельности, конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и отдельных его сегментов [3]. Стратегия конкретизируется в политике, которая позволяет на основе разработанных принципов создать механизмы отбора наиболее подходящей совокупности проектов из возможных. К принципам инвестиционной политики следует отнести системность; учет влияния совокупности проектов на финансовую, операционную и инвестиционную подсистемы предприятия; нелинейность как возможность альтернативного выбора и корректировку ожиданий проекта под воздействием многочисленных факторов внешней среды; взаимосвязь хаоса и порядка как способность политики к изменению во времени под воздействием как внутренних, так и внешних факторов [4].
Разработка инвестиционной политики предприятия базируется на стратегическом видении его развития в долгосрочном периоде с учётом интересов собственников предприятия. Каждый проект, включаемый в инвестиционный портфель предприятия, должен быть оценен на соответствие ранжированным стратегическим целям. Это облегчает отбор проектов и способствует целенаправленному развитию предприятия. Системный подход позволяет рассмотреть разные компоненты и элементы системы во взаимосвязи. Так, основными субъектами, определяющими инвестиционную политику предприятия являются собственники
предприятия (если его организационная форма - унитарное предприятие или общество с ограниченной ответственностью) или совет директоров, единоличный исполнительный орган, его заместители по направлениям (если организационная форма предприятия - акционерное общество). Инструментами инвестиционной политики выступают: миссия предприятия, стратегические цели развития, инвестиционная стратегия предприятия.
Функции управления инвестициями. Для раскрытия управления инвестициями рассмотрим его функции. Многие авторы выделяют из всей совокупности функций управления те, которые являются общими для любого процесса управления вне зависимости от объекта, их называют общими: планирование, организация, мотивация, контроль, координация [5]. Данные функции уточняются ввиду специфики каждого конкретного вида деятельности. Анализ экономической литературы [6] позволил разграничить функции управления инвестиционным портфелем и функции управления инвестиционным проектом.
Функции управления инвестиционным портфелем включают:
• разработку инвестиционной стратегии предприятия, формирование системы целевых показателей инвестиционной деятельности на долгосрочный период;
• создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений в рамках инвестиционного портфеля;
• формирование информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов инвестиционных решений;
• осуществление анализа факторов, определяющих технико-экономические и финансовые параметры инвестиционного портфеля;
• осуществление планирования инвестиционного портфеля как совокупности взаимосвязанных инвестиционных проектов; разработка совокупности планов и бюджетов по направлениям инвестиционной деятельности;
• осуществление контроля над реализацией инвестиционного портфеля.
Функции управления инвестиционным проектом включают:
• планирование инвестиционного проекта через разработку календарного плана работ, графика платежей, бюджета проекта и т. п. документов, характеризующих процесс реализации проекта;
• организацию осуществления проекта посредством руководителя проекта, наделенного
специфическими полномочиями в рамках выполняемого проекта. Руководитель проекта может создавать рабочие группы, запрашивать информацию у любых подразделений, представлять компанию на переговорах, требовать принятия мер, направленных на реализацию проекта;
• мотивацию через применение условий заключения договоров, систему мер, предусматривающую поощрение либо наказание за качество и своевременность выполнения работ;
• координацию осуществления проекта через руководителя проекта, который согласует деятельность отдельных служб предприятия для эффективного выполнения проекта;
• контроль, анализ и оценку посредством мониторинга текущих показателей проекта, сбора отчетности; проводится анализ эффективности и качества реализации проекта. В случае выявления отклонений от запланированных показателей принимаются меры по стабилизации состояния проекта;
• учет как отдельную функцию в связи с необходимостью контроля экономического эффекта от проекта. При отсутствии попроектно-го учета фактически невозможно проведение системной политики предприятия по отношению к инвестициям.
Выделенные функции показывают различия в уровнях управления инвестициями и одновременно тесную связь, отражающуюся в подчиненном характере функций управления инвестиционным проектом по отношению к функциям управления инвестиционным портфелем.
Правовое, нормативное и информационное обеспечение. Управление инвестициями на промышленном предприятии регулируется на федеральном и региональном уровнях. Федеральный закон № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дает основные понятия инвестиций, инвестиционной деятельности, ее объектов и субъектов, разграничивает их права и обязанности, устанавливает первичное деление источников финансирования инвестиций, а также меры по поддержке инвестиций на государственном и муниципальном уровнях. На региональном уровне действуют законы субъектов Российской Федерации. Например, в Омской области это Закон от № 594-ОЗ «О стимулировании инвестиционной деятельности на территории Омской области», в котором уточняются методы поддержки инвестиций со стороны региональных органов власти. Здесь описываются
субъекты и пути получения поддержки для предприятий. Существуют также различные уточняющие документы о правилах проведения отбора проектов, распределения бюджетных ассигнований и т. д. Таким образом, создается правовое поле для управления инвестициями на конкретной территории.
Также к основным нормативным документам следует отнести ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», регламентирующие учет, и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», регламентирующий учет объектов инвестирования, но инвестиции являются комплексным мероприятием, поэтому они оказывают влияние на источники заимствования, формирование доходов, расходов, отчетности предприятия и т. д. Таким образом, учет инвестиций подчеркивает комплексность вложений и их влияние на все аспекты деятельности промышленного предприятия.
Специфику управления инвестициями на каждом промышленном предприятии определяет комплекс внутренних документов - регламент управления инвестициями. Регламент позволяет точно определить порядок действий, сроки, ответственность за выполнение работ в ходе осуществления управления инвестициями. В ходе разработки и утверждения создаются различные документы: инвестиционная заявка, график платежей по проекту, смета затрат, перечень корректировок в бюджет, технико-экономическое обоснование, календарный план работ, бизнес-план, паспорт проекта, отчет о состоянии проекта, отчет о реализации проекта. Особым внутренним документом является паспорт инвестиционного проекта, подлежащий заполнению по мере исполнения проекта в даты, установленные проектной документацией. Каждый из перечисленных документов создается на определенном этапе и согласуется всеми заинтересованными сторонами, это связано с комплексностью выполняемых работ, которые выходят за рамки одного подразделения, их влиянием на бюджет предприятия и его основные характеристики, а также с невозможностью запланировать некоторые инвестиции заранее, что приводит к корректированию уже имеющихся планов.
Инвестиции промышленного предприятия связаны со многими факторами, напрямую влияющими на объемы, сроки, предельные нормы доходности для проектов и реализуемость проектов. Одним из таких факторов является неопределенность. Неопределенными, например, являются прогнозы цен и валютных
курсов, используемые в расчетах при инвестиционном планировании. К источникам неопределенности при выполнении экономических расчетов относят принципиальую невозможность точного прогноза ситуации; неполноту и противоречивость статистических данных; противоречивость экспертных суждений [7]. Именно поэтому от качества информационного обеспечения зависит реалистичность инвестиционных проектов и инвестиционных портфелей.
Методы и инструменты управления. Методы и инструменты управления инвестициями следует рассматривать с функциональной и процессной точек зрения. Такой комплексный подход позволяет увязать цель и задачи инвестиционной политики с объектно-субъектным компонентом системы управления, разработать механизмы и алгоритмы их реализации на уровне конкретного промышленного предприятия.
Управление инвестициями на промышленном предприятии начинается с анализа и оценки предшествующего периода и планирования инвестиционной деятельности на предстоящий плановый период. Осуществление анализа инвестиционной деятельности предприятия включает рассмотрение как внешней, так и внутренней среды и может проводиться финансовой службой предприятия, которая собирает данные на основе планов и прогнозов государства (проекты бюджетов страны, региона, города, долгосрочные программы развития отраслей, стратегии), данных ведущих рейтинговых агентств, банков. Обработанные данные используются для оценки эффективности уже действующих инвестиционных проектов и расчетов плановых показателей новых инвестиционных проектов, обеспечивая единообразие параметров и гарантируя сопоставимость для сравнения рассчитанных показателей при формировании инвестиционного портфеля. Инструменты данной функции: анализ, прогноз, технико-экономическое обоснование, бизнес-планы проектов, системы ключевых показателей и их значимость, параметры инвестиционного портфеля. Основные субъекты: инвестиционная комиссия, инициаторы проектов, финансовая служба, заместитель единоличного исполнительного органа по финансовому направлению, руководитель портфеля проектов.
Базовой единицей планирования выступает инвестиционный проект. На основе имеющихся финансовых возможностей предприятия и данных по принятым инвестиционным проектам формируется план инвестиций. План
может уточняться по ходу детализации календарных планов отдельных проектов, что связано с установлением окончательных дат и подрядчиков (исполнителей), заключением контрактов. Планирование выделяемых ресурсов под проекты должно учитывать единую ресурсную базу предприятия, не допускать ресурсных конфликтов. При выполнении инвестиционных проектов с использованием собственных подразделений необходимо учитывать их загрузку и как следствие отсутствие возможности одновременного выполнения проектов. Для решения этой задачи анализируется инвестиционный портфель в целом как единый комплекс работ по реализации всех проектов, входящих в портфель, оптимизируются даты начала работ в пределах, обусловленных проектной документацией и информацией. Инструменты данной функции: план инвестиций, календарный план проекта, график платежей, бюджеты. Основные субъекты: плановая и кадровая службы, руководитель проекта, управляющий портфелем проектов, финансовая служба.
Контроль над всеми инвестиционными проектами и программами инвестиционного портфеля осуществляется в трех основных формах: 1) предварительный контроль на этапе согласования различными службами планов, расчетов; 2) текущий контроль при сверке платежных документов с суммами, включенными в бюджет, при осуществлении сверки актов приёмки работ и ввода в эксплуатацию с проектной документацией; 3) последующий контроль при заполнении отчетных форм и выполнении план-фактного анализа. Контроль осуществляется через регулярное отслеживание хода выполнения инвестиционных проектов, входящих в портфель и соответствия текущего состояния утвержденным графикам. Так как анализ производится по отдельным проектам инвестиционного портфеля, необходимы сведения о каждом из них в достаточном объеме. Информация о проектах должна собираться с установленной периодичностью в зависимости от условий проекта (сезонность, частота поступления данных из внешних источников или особенностей учета). По результатам сбора информации производятся корректировки планов, позволяющие ускорить выполнение плана либо разрешить выявленные трудности. На основании анализа отчетов о состоянии проекта возможно принятие решения о его досрочном прекращении в случае значительных изменений параметров проекта по сравнению с плановыми. Данное решение должна принимать инвестиционная комиссия. В этом
случае необходимо высвободить ресурсы под новые проекты и минимизировать убытки, произвести корректировку инвестиционного плана, соответствующего бюджета, продажу создаваемых в ходе проекта активов либо их перепрофилирование. Инструменты данной функции: отчет о состоянии проекта, отчет о состоянии портфеля, разработка и контроль изменения (отчет о проблеме, запрос на осуществление корректировки, отчет о проведении корректировки), первичные документы по проекту, реестр платежей, бюджет проекта. Основные субъекты: руководитель проекта, управляющий портфелем проектов, плановая служба и финансовая службы, инвестиционная комиссия.
Для того чтобы инициировались инвестиционные проекты, из которых впоследствии отбираются лучшие, должна быть выработана система стимулирования реализации управленческих решений, поощрений инициатора и руководителя проекта. Выполнение дополнительных функций для них требует определенных затрат, которые должны быть соответствующим образом возмещены в фиксированном объеме или в пропорции от получаемого эффекта. Инструменты данной функции: кадровая политика, система оплаты труда. Основные субъекты: инвестиционная комиссия, кадровая служба.
На основе выделенных функций управления инвестиционной деятельностью можно выделить субъекты управления и используемые ими инструменты воздействия в ходе управления инвестициями на уровне предприятия. Распределение инструментов управления инвестициями по функциональному аспекту:
- с точки зрения разработки инвестиционной стратегии: миссия предприятия, стратегические цели развития, инвестиционная стратегия предприятия;
- с точки зрения анализа инвестиционной деятельности: анализ и прогноз развития инвестиционного рынка, технико-экономические обоснования, бизнес-планы проектов, системы ключевых показателей и их значимость, параметры инвестиционного портфеля;
- с точки зрения создания организационных структур: регламент управления инвестициями, положения о руководителе проекта, инвестиционной комиссии, должностные инструкции;
- с точки зрения планирования инвестиционной деятельности: план инвестиций, календарный план проекта, бюджеты, график платежей;
- с точки зрения стимулирования реализации управленческих решений: кадровая политика, система оплаты труда;
- с точки зрения контроля над всеми инвестиционными проектами и программами инвестиционного портфеля: отчеты о состоянии проекта и портфеля, разработка и контроль изменения (отчет о проблеме, запрос на осуществление корректировки, отчет о проведении корректировки), первичные документы по проекту, реестр платежей, бюджет проекта.
Всестороннее исследование системы управления инвестициями на промышленном предприятии, на наш взгляд, невозможно без рассмотрения самого процесса управления. На основе анализа этапов процесса управления инвестиционным портфелем и управления отдельным проектом следует выделить единый процесс управления инвестициями промышленного предприятия.
Первый этап «Определение целей и задач инвестирования» происходит при выработке инвестиционной стратегии и политики. Для достижения цели управления инвестициями требуется отобрать наиболее эффективные инвестиционные проекты, направленные на расширение экономического потенциала предприятия. Следовательно, такие проекты должны вести к единой цели, дополняя друг друга. Для количественной оценки стратегии требуется также проработанный прогноз развития отрасли и государственных программ поддержки инвестиций.
Второй этап «Определение источников финансирования». Целью этого этапа является определение оптимальных источников финансирования (внешних или внутренних), оптимизация их структуры с позиции обеспечения эффективных результатов управления инвестициями, определение формы привлечения финансовых средств (банковский кредит, эмиссия ценных бумаг и др.).
Третий этап «Отбор проектов и формирование портфеля проектов» включает в себя прединвестиционный этап управления проектом, связанный с разработкой планов и расчетом показателей эффективности. При отборе эффективных инвестиционных проектов используются специальные показатели, по которым можно сопоставлять проекты и оценивать их состоятельность. С позиции промышленного предприятия, реализующего инвестиционный проект, его эффективность определяется с точки зрения достижения стратегических целей инвестиционной политики. Оценка инвестиционного проекта строится на принципах: рассмотрения проекта на протяжении его жиз-
ненного цикла, моделирования денежных потоков, сопоставимости условий сравнения различных проектов, положительности и эффекта, учета фактора времени, учета предстоящих в ходе осуществления проекта затрат и поступлений, учета всех наиболее существенных последствий проекта, учета наличия разных участников проекта, многоэтапности оценки, учета влияния на эффективность инвестиционного проекта потребности в оборотном капитале, учета влияния инфляции, учета неопределенности и рисков [8]. Кроме рассмотрения отдельных проектов необходимо учитывать их взаимосвязь, взаимовлияние проектов, которое может давать дополнительный синергетический эффект, так как отдельные проекты с учетом поставленных целей и бюджетных ограничений формируют инвестиционный портфель предприятия
Четвертый этап «Реализация проекта и контроль его эффективности» включает в себя два подэтапа управления инвестиционным проектом: инвестиционный и эксплуатационный, они объединяют разные виды работ и денежные потоки, однако подчиняются общим принципам контроля. Реализация проекта является ключевым этапом процесса управления инвестициями. Отобранные проекты получают финансирование, начинается закупка и монтаж оборудования, наладка, запуск в эксплуатацию и выход на заданные параметры работы.
Пятый этап «Завершение инвестиционного проекта» связан с его ликвидацией. По завершении проекта делаются выводы об успешности проекта, достижении поставленных целей, итоговой суммы дохода по нему, выполнению планов, принимаются организационные решения. Данные по выполненным проектам аккумулируются в базе знаний предприятия и используются в дальнейшем для ускорения проектной работы. Результаты контроля становятся основой для корректировки инвестиционной политики, методов отбора проектов, расчета параметров и контроля над действующими проектами.
Таким образом, рассмотрение системы управления инвестициями на промышленном предприятии с учетом функций управления инвестициями и процесса управления инвестициями позволяет выделить дополнительные взаимосвязи между компонентами и элементами системы управления инвестициями, уточнить содержание отдельных функций и этапов управления с точки зрения объектно-субъектного, информационно-обеспечивающего и инструментально компонентов.
1. Кендалл И., Роллинз К. Современные методы управления портфелями проектов и офис управления проектами: Максимизация Я01: пер. с анг. - М. : ЗАО «ПМСОФТ», 2004.
- С. 179.
2. Чиркунов К. Совокупность инвестиционных проектов: экономическое обоснование // Проблемы теории и практики управления. -2011. - № 10. - С. 80.
3. Управление инвестициями: в 2 т. / В. В. Шеремет, В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро и др. - М.: Высшая школа, 1998. - Т. 1.
- С. 362.
4. Петров А. Формирование инвестиционной политики компании: синергетический
подход // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 7. - С. 85.
5. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - С. 104.
6. Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент : учебный курс. - Киев : Эльга-Н, Ника-Центр, 2001. - С. 61.
7. Никонова И., Нариньяни А., Напреен-ко В. Технология инвестиционного проектирования в ситуации неопределенности // Финансы и кредит. - 2010. - № 29 (413). - С. 2.
8. Подшиваленко Г. П., Лахметкина Н. И., Макарова М. В. Инвестиции : учеб. пособие. -3-е изд. - М. : КНОРУС, 2006. - С. 12.