Научная статья на тему 'Инструментарий инвестиционной стратегии муниципального образования и управление её реализацией'

Инструментарий инвестиционной стратегии муниципального образования и управление её реализацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ACTIVITY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шваков Евгений Евгеньевич, Чистякова Ирина Сергеевна

В статье предложен методический подход к построению системы управления реализацией инвестиционной стратегией на муниципальном уровне. Применительно к существующей системе управления муниципальными образованиями предложен новый функционал по организации инвестиционной деятельности и его распределение между службами. Как элемент системы управления муниципальной инвестиционной стратегией разработан инструментарий стимулирования, поддержки и сопровождения инвестиционной деятельности по группам инвестиционных проектов, отражающих обязанности муниципалитетов по развитию социальной и производственной инфраструктуры, местной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шваков Евгений Евгеньевич, Чистякова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTRUMENTATION OF THE INVESTMENT STRATEGY OF THE MUNICIPALITY AND THE MANAGEMENT OF ITS IMPLEMENTATION

The article offers a methodological approach to construction of the system of management of investment strategy implementation at the municipal level. New functionality for organization of investment activity and its distribution between services is offered in relation to the existing system of municipal formations management. Tools of stimulation, support and maintenance of the investment strategy by groups of investment projects, reflecting responsibilities of municipalities regarding development of social and production infrastructure, local economy, are developed as an element of the system of management of the municipal investment strategy.

Текст научной работы на тему «Инструментарий инвестиционной стратегии муниципального образования и управление её реализацией»

УДК 338.242.2

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

муниципального образования и управление

ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ1

Е.Е. Шваков

Алтайский государственный университет E-mail: eshvakov@yandex.ru

И.С. Чистякова

Горно-Алтайский государственный университет E-mail: chistjakovairina@mail.ru

В статье предложен методический подход к построению системы управления реализацией инвестиционной стратегией на муниципальном уровне. Применительно к существующей системе управления муниципальными образованиями предложен новый функционал по организации инвестиционной деятельности и его распределение между службами. Как элемент системы управления муниципальной инвестиционной стратегией разработан инструментарий стимулирования, поддержки и сопровождения инвестиционной деятельности по группам инвестиционных проектов, отражающих обязанности муниципалитетов по развитию социальной и производственной инфраструктуры, местной экономики.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, стратегическое планирование, управление.

TOOLS OF INVESTMENT STRATEGY OF MUNICIPAL FORMATION AND CONTROL OF ITS IMPLEMENTATION

E.E.Shvakov

Altai State University E-mail: eshvakov@yandex.ru

I.S. Chistyakova

Gorno-Altai State University E-mail: chistjakovairina@mail.ru

The article offers a methodological approach to construction of the system of management of investment strategy implementation at the municipal level. New functionality for organization of investment activity and its distribution between services is offered in relation to the existing system of municipal formations management. Tools of stimulation, support and maintenance of the investment strategy by groups of investment projects, reflecting responsibilities of municipalities regarding development of social and production infrastructure, local economy, are developed as an element of the system of management of the municipal investment strategy.

Keywords: investment activity, strategic planning, management.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 17-12-22010 а (р) «Эффекты развития приграничных регионов в условиях интеграции экономик стран ЕвразЭС».

© Шваков Е.Е., Чистякова И.С., 2017

Разработка инвестиционной стратегии является относительно новым явлением в экономической науке и практике. Применительно к национальным экономикам к формированию инвестиционных стратегий приступили начиная с 80-х гг. ХХ в. До этого, как указывает П. Фишер, ошибочно считалось, что инвестиции осуществляет частный бизнес, а не органы власти и поэтому последние мало что могут изменить в этой области [14]. В Российской Федерации к решению задачи по формированию региональных инвестиционных стратегий внутри национальных экономик приступили только в последние 10-15 лет. В настоящее время идет активный процесс формирования муниципальных инвестиционных стратегий. Данные стратегии, по мнению Т.В. Андреевой и Е.Н. Шулекиной, рассматриваются как необходимый элемент территориального стратегического планирования [2, 17] и являются, согласно представлений А.В. Турунтаевой, основой реализации на уровне муниципалитета инвестиционной политики [11]. Т.В. Андреева и Э.К. Тхакушинов в своих работах помимо вышесказанного акцентируют внимание на том, что в муниципальных инвестиционных стратегиях помимо традиционных элементов, разрабатываемых в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким документам, рассматриваются вопросы повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования [2, 12], а также, на что указывает А.В. Турунтаева, проблемы привлечения инвестиций как формы ресурсного обеспечения стратегических программ развития муниципального образования [11]. Соглашаясь с важностью рассмотрения указанных вопросов при разработке инвестиционных стратегий муниципального образования, считаем, что наиболее существенным при разработке такой стратегии является формирование системы управления ее реализацией.

По нашему мнению, при построении системы управления реализацией инвестиционной стратегией необходимо учитывать следующие моменты. Во-первых, управление реализацией инвестиционной стратегией следует максимально приблизить к существующей организационной структуре управления муниципальным образованием. Во-вторых, в соответствии с принципами менеджмента следует выделить три этапа управления реализацией инвестиционной стратегии:

- организационный;

- текущего управления;

- контрольный.

На организационном этапе важно сформулировать эффективно действующую систему управления реализацией муниципальной инвестиционной стратегией.

Проведенное исследование функционала органов муниципальной власти показало практически полное отсутствие в нем функций, связанных с формированием, осуществлением и мониторингом реализации инвестиционных стратегий. Это и понятно. Ведь до настоящего времени вопрос о разработке инвестиционных стратегий на уровне муниципальных образований не ставился. На основании вышеизложенного предлагается, во-первых, разграничить управленческие функции между уровнями управления реализацией инвестиционной стратегией. И, во-вторых, дополнить функционал муниципальных органов власти соответствующими функциями.

Первый уровень управления представлен контрольными органами. Основными участниками данного уровня управления выступают высшие органы управления муниципальным образованием, а именно представительный орган местного самоуправления, глава администрации муниципального образования и др. Их функции следует дополнить ряд новых, которые будут выполняться в процессе контроля исполнения инвестиционной стратегии.

Применительно к представительному органу местного самоуправления в его функции, по нашему мнению, необходимо включить следующие:

- утверждение инвестиционной стратегии в целом;

- осуществление внешнего контроля с целью соответствия инвестиционной деятельности в муниципальном образовании существующим стандартам;

- принятие решений о бюджете и его исполнении, с учетом основных показателей инвестиционной стратегии;

- утверждение отчетов о реализации стратегии и ее корректировок по результатам ежегодного мониторинга.

Глава Администрации в рамках исполнения инвестиционной стратегии должен взять на себя следующие функции:

- общее руководство инвестиционной стратегией;

- инвестиционный контроль, который предполагает под собой процесс проверки исполнения и обеспечения реализации всех управленческих решений в сфере инвестиционной деятельности.

У подразделения администрации муниципального образования, отвечающего за реализацию экономической политики, функционал пополняется следующим:

- осуществление контроля над достижением плановых значений целевых показателей Инвестиционной стратегии по итогам года, а также в целом за весь период реализации Инвестиционной стратегии;

- принятие решений о корректировке плана реализации стратегии (изменение сроков и бюджетов реализуемого плана, изменение мероприятий) в случаях, если такие корректировки приводят к изменению плановых значений целевых показателей или параметров ресурсного обеспечения.

Помимо этого для контроля над исполнением инвестиционной стратегии при администрации муниципального образования следует создать экспертную группу по мониторингу внедрения успешных практик инвестиционной деятельности в муниципальном образовании. Эта группа должна состоять из независимых экспертов, обладающих обширными знаниями об инвестиционной деятельности и практике ее осуществления. Этой группе должна быть вменена функция контроля, с целью выявления тенденций развития инвестиционной деятельности, выявления изменений в факторах инвестиционной привлекательности, а также контроль над соответствием инвестиционной деятельности существующим стандартам.

Второй уровень управления - организационный. Главной задачей участников второго уровня управления является организация работы по своевременной и качественной реализации инвестиционной стратегии.

Считаем, что ведущим органом этого уровня управления должна выступать рабочая группа, созданная при администрации города. Рабочая груп-

па создается по штабному принципу и состоит из руководителей подразделений администрации муниципального образования, участвующих прямо или косвенно в реализации инвестиционной стратегии. Функционал данной группы, по нашему мнению, должен заключаться в следующем:

- обеспечение благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании посредством оперативного согласования и решения вопросов, относящихся к компетенции муниципального образования в инвестиционной сфере;

- мониторинг хода выполнения мероприятий инвестиционной стратегии;

- рассмотрение инвестиционных проектов на основании заявки инвестора;

- передача принятого проекта в операционную рабочую группу.

Параллельно функционированию рабочей группы основную работу по

реализации инвестиционной стратегии выполняет подразделение администрации муниципального образования, курирующее экономическую сферу. Данное подразделение реализует инвестиционную стратегию в части процессов планирования и мониторинга выполнения плана мероприятий по осуществлению в МО инвестиционной деятельности. Все функции распределяются между специалистами отдела. Для выполнения отдельных функций могут привлекаться внешние специалисты.

В основной функционал данного подразделения администрации муниципального образования необходимо включить следующее:

- выбор инструментов реализации стратегии;

- разработка и реализация регламента календарного планирования отчетности;

- разработка шаблонов и форм документов;

- формирование консолидированной заявки потребности в бюджетных средствах на очередной финансовый год для реализации инвестиционной стратегии;

- получение от исполнителей, координирующих направление, фактических данных и сопоставление их с плановыми;

- анализ и прогнозирование хода реализации инвестиционной стратегии;

- подготовка отчетных документов - регулярных отчетов для предоставления на все уровни управления инвестиционной стратегией, а также подготовка отчетов по запросам участников инвестиционной стратегии;

- осуществление информационной поддержки инвестиционной стратегии по вопросам реализации процессов управления;

- функциональное и техническое администрирование информационной системы;

- разработка и представление участникам инвестиционной стратегии проектов нормативных правовых актов по вопросам инвестиционной деятельности;

- разработка и представление участникам инвестиционной стратегии предложений по совершенствованию инвестиционной политики муниципального образования;

- организация сопровождения частных инвесторов по принципу «одного окна»;

- формирование и продвижение узнаваемого инвестиционного имиджа муниципального образования;

- создание и полное сопровождение Инвестиционного портала муниципального образования;

- развитие сотрудничества с другими регионами страны, а также приграничными странами.

Кроме этого к реализации инвестиционной стратегии привлекаются иные профильные подразделения администрации муниципального образования. В частности, за финансовым управлением закрепляется функция по осуществлению своевременного финансирования исполнителей инвестиционной стратегии.

Контрольно-ревизионное управление или иной контрольный орган муниципального образования должен дополнить свои функции следующим:

- осуществление проверок и ревизий исполнения расходных статей бюджета в части реализации инвестиционной стратегии;

- контроль полноты и достоверности отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий в части реализации инвестиционной стратегии;

- контроль соблюдения получателями бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий, субсидий (грантов), условий целевого использования и возврата средств местного бюджета;

- контроль соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, передаваемого исполнителям инвестиционной стратегии;

- проверка эффективности использования муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования, и переданного в оперативное управление и в хозяйственное ведение, исполнителям инвестиционной стратегии.

Участвуют в реализации инвестиционной стратегии и подразделения администрации муниципального образования, деятельность которых непосредственно не сопряжена с деятельностью хозяйствующих субъектов. К ним относятся подразделения администрации, реализующие градостроительную и земельную политики.

В части градостроительства у соответствующего органа местного самоуправления должны появиться следующие функции:

- решение вопросов в области градостроительной и архитектурной деятельности;

- участие в рассмотрении и согласовании документов территориального планирования региона, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территории региона, градостроительных разделов региональных целевых программ и программ социально-экономического развития субъекта РФ в части вопросов, сопряженных с реализацией инвестиционной стратегии муниципального образования;

- обеспечение комплексного ландшафтного планирования социально-экономического развития муниципального образования.

Соответственно у муниципального института, отвечающего за реализацию земельной политики, функционал дополняется следующим:

- осуществление контроля над рациональным использованием муниципального имущества и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования и переданных под реализацию инвестиционных проектов;

- создание комплексной информационной системы управления муниципальной собственностью муниципального образования.

Третий этап управления инвестиционной стратегией реализуется на уровне исполнителей и участников инвестиционной деятельности, к числу которых относятся отраслевые подразделения администрации, курирующие реализацию конкретных инвестиционных проектов, и хозяйствующие субъекты, участвующие в инвестиционной деятельности.

Функции отраслевых подразделений администрации муниципального образования дополняются следующим:

- формирование заявки потребности в бюджетных средствах на очередной финансовый год для целей инвестиционной деятельности или ее поддержки;

- подготовка предложений по финансированию инвестиционных мероприятий;

- формирование ежегодных ведомственных мероприятий по реализации инвестиционной стратегии, разработка предложений по уточнению мероприятий;

- контроль выполнения закрепленных мероприятий в рамках отчетных периодов, соблюдения исполнителями мероприятий сроков по работам, получением запланированных результатов по мероприятиям (как итоговых, так и промежуточных);

- организация ведения текущей и годовой отчетности о реализации инвестиционного проекта его исполнителем.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие (планирующие осуществлять) деятельность на территории муниципального образования и использующие бюджетные средства или получающие иную поддержку в реализации инвестиционного проекта от муниципального образования, берут на себя обязательства по исполнению инвестиционного соглашения в части:

- осуществление рационального использования вверенного муниципального имущества и земель;

- обеспечение целевого использования бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий, субсидий (грантов) и возврата средств местного бюджета;

- формирование полной и достоверной отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.

В рамках текущего управления реализацией инвестиционной стратегией осуществляется поддержка и сопровождение инвестиционных проектов. Поэтому уже на стадии разработки инвестиционной стратегии следует определиться с инструментами поддержки инвестиций на муниципальном уровне. Данное обстоятельство является существенно важным не только с позиций муниципального управления с точки зрения понимания того, какие бюджетные затраты следует произвести или какие доходы станут вы-

падающими в результате поддержки инвестиционной деятельности, но и с позиций бизнеса. Так как описание механизмов поддержки инвестиционной деятельности на муниципальном уровне, по мнению Н.В. Брюхановой и Н.В. Фадейкиной, позволяет инвесторам уже на стадии проработки инвестиционного проекта иметь четкое представление о том, в каком объеме может быть представлена поддержка инвестиционной деятельности [6].

Инструментарий поддержки инвестиционной деятельности хорошо известен и достаточно полно освещен как в зарубежной литературе (О. Аль-франка, В. Хаффман и др.) [18, 20], так и отечественной (Е.А. Васильева, Е.Е. Шваков) [7, 15]. Вместе с тем, учитывая уровень реализации инвестиционной стратегии, очевидно, что инструментарий поддержки инвестиционной деятельности на муниципальном уровне должен отвечать некоторым критериям. Во-первых, инструменты должны быть конкретны и индивидуально привязаны к каждому инвестиционному проекту. В этом следует согласиться с мнением Е.А. Артемовой [4]. Во-вторых, ориентируясь на ограниченные финансовые возможности муниципалитета, считаем возможным градировать инструменты поддержки инвестиционной деятельности на финансовые, информационные, развития потенциала и администрирования инвестиций. Такой подход позволяет обеспечить привязку инструментов поддержки инвестиционной деятельности к различным группам инвестиционных проектов. В соответствии с вышеизложенным, а также учитывая задачи муниципального образования в социальной сфере и экономике, предлагаем все инвестиционные проекты, осуществляемые в рамках инвестиционной стратегии, разделить на три группы. А именно: сервисные (инвестиционные проекты по развитию предпринимательства в социальной сфере, сфере обслуживания населения); производственные (проекты, направленные на развитие промышленного производства); инфраструктурные (проекты по развитию муниципальной инфрастуктуры: дороги, связь, водоснабжение и водоотведение, электро- и газоснабжение; проекты по развитию социальных институтов).

Очевидно, что в разных типах проектов должна использоваться разная система мер поддержки инвестиционной деятельности. Проекты, направленные на развитие хозяйственной деятельности, предполагают более широкий спектр мер поддержки и стимулирования. К числу таких проектов относятся сервисные и производственные. Помимо этого для проектов, требующих существенных капиталовложений, меры поддержки инвестиционной деятельности должны лежать в системе «затраты-доход» и способствовать, что справедливо отмечает Н. Зарипова, снижению затрат инвестора на реализации инвестиционного проекта [21]. К таким проектам, в первую очередь, относятся производственные, отчасти сервисные, и еще в меньшей степени инфраструктурные. Соответственно для поддержки производственных проектов в большей степени применяются финансовые инструменты. Инфраструктурные проекты предполагают создание с использованием средств инвесторов муниципальной производственной и коммунальной инфраструктуры. При этом муниципальное образование также осуществляет значительные бюджетные затраты. Поэтому для поддержки таких проектов используются инструменты развития потенциала. Сервисные и проекты социального предпринимательства отличаются, во-первых,

меньшей инвестиционной емкостью, во-вторых, реализуются в сферах с достаточно высоким уровнем рентабельности. Поэтому задачи муниципального образования состоят в привлечении в данные сферы инвесторов. Для чего используются информационные инструменты поддержки инвестиционной деятельности. Существенным является одно обстоятельство. Инфраструктурные проекты следует рассматривать не как самостоятельные проекты, а как составляющую более масштабного проекта. В таком случае инвестор видит перспективы проекта, его востребованность и получаемые результаты от его реализации.

Применительно к выделенным группам муниципальных инвестиционных проектов в таблице представлены инструменты стимулирования, поддержки и сопровождения инвестиционной деятельности. Предложенная группировка инструментов поддержки инвестиционной деятельности основана на обобщении имеющихся научных разработок таких авторов, как А.А. Апишев, С.Н. Пасько и др. [3, 10], а также авторских разработок.

Не менее важным с точки зрения получения реальных результатов от реализации инвестиционной стратегии является формирование системы контроля над ее осуществлением. Эта задача решается посредством организации мониторинга хода реализации инвестиционной стратегии.

Мониторинг инвестиционной стратегии как отмечается автором настоящей статьи Е.Е. Шваковым, должен быть представлен в виде последовательных процедур, начиная с анализа основных параметров хозяйственной деятельности муниципального образования и заканчивая оценкой результатов произошедших социально-экономических изменений в результате реализации инвестиционной стратегии [16]. При этом процедурно сам мониторинг приобретает замкнутый контур, формируя полное информационное поле об инвестиционной стратегии и последствиях ее реализации, становясь, таким образом, существенным фактором, влияющим на принятие на муниципальном и региональном уровне управленческих решений.

Применительно к мониторингу реализации муниципальной инвестиционной стратегии считаем возможным предложить следующее его содержание. На первой стадии мониторинга проводится анализ социально-экономических показателей хозяйственной деятельности муниципального образования, функционирования его социально-экономической системы. Перечень таких показателей, как отмечают Е.А. Федулова и С.А. Кононова, традиционно очень широк [13]. Однако, учитывая уровень реализации стратегии, предлагается провести анализ достаточно ограниченного перечня показателей, характеризующих инвестиционную сферу, занятость населения и стоимость основных фондов по отдельным видам деятельности.

Второй этап предполагает определение критериев оценки хода реализации инвестиционной стратегии. Учитывая специфику развития муниципальных социально-экономических систем и обобщив имеющиеся разработки относительно оценки эффективности реализации инвестиционных стратегий, изложенные в работах Д.В. Ангархаева, Ю. Чэнь, С.Н. Вэй, С.Ю. Чианг [1, 19], предлагаем использовать следующие показатели:

- объем инвестиций по отдельным видам деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изменение численности занятого населения по отдельным видам деятельности;

Таблица 1

Группировка инструментов инвестиционной деятельности по видам инвестиционных проектов муниципального образования

00

Группа инвестиционных проектов

Инструменты инвестиционного механизма

финансово-экономические

информационные

развития инвестиционного потенциала

инвестиционного администрирования

Сервисные -развитие предпринимательства в социальной сфере, сфере

обслуживания населения

Временное полное или частичное освобождение от уплаты налогов в бюджет региона (налог на прибыль, налог на имущество предприятий) и местные бюджеты (налог на прибыль, земельный налог)

Льготная ставка арендной платы за пользование земельными участками и имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности

Субсидирование процентной ставки по кредитам банков

Поддержка интернет-сайтов, на которых размещается подробная информация о муниципальном образовании, включая данные по условиям ведения бизнеса

Разработка каталогов свободных производственных площадей, обеспеченных полным объемом необходимой инфраструктуры

Проведение конференций с участием потенциальных инвесторов

Участие в международных симпозиумах, выставках, конференциях

Организация визитов иностранных делегаций (представители власти и бизнеса)

Подготовка и проведение презентаций инвестиционных возможностей МО

Финансирование в создание (улучшения текущего состояния) инфраструктуры муниципального образования

Финансирование подготовки местного населения в учебных заведениях региона и страны для приоритетных инвестиционных проектов муниципального уровня

Оказание инвесторам помощи по получению в аренду и приобретения в собственность земельных участков и объектов нежилого фонда, отнесенных к муниципальной собственности

Организация консультаций по любым вопросам устройства и осуществления бизнеса в МО

Минимизация процедурного бремени для инвесторов и оптимизация административных механизмов решения вопросов по государственной поддержке инвестиций

Решение отдельных вопросов с контролирующими органами региона

Создание системы «единого окна»

И

п

0 н

1

3 к

I

1

4

(¿>

Ч •

о

I—Ь -4

£

Производственные - формирование инновационного сектора экономики и модернизация промышленного комплекса

Инструменты, перечисленные по строке 1 настоящей таблицы

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов в региональный и местный бюджеты

Предоставление инвесторам гарантий и поручительств за счет регионального и муниципальных бюджетов

Инструменты, перечисленные по строке 1 настоящей таблицы

Создание информационно-аналитических и консультационных центров по вопросам привлечения инвестиций, рейтинговых агентств

Разработка бизнес-профилей предприятий, работающих на территории МО и имеющих намерения по реализации инвестиционных проектов

Инструменты, перечисленные по строке 1 настоящей таблицы

Инструменты, перечисленные по строке 1 настоящей таблицы

Бюджетные (инвестиционные) кредиты

Участие в уставном капитале предприятий

Предоставление субвенций за счет средств регионального и местного бюджетов за выпущенную продукцию

Издание справочников «Бизнес-путеводитель», «Путеводитель инвестора» и т.п. на бумажных и магнитных носителях

Создание баз данных инвесторов, адресная рассылка информации по инвестиционным возможностям в регионе

Создание на конкурсной основе специализированных уполномоченных компаний, оказывающих инвесторам на договорной основе услуги по регистрации предприятий, их бухгалтерскому, аудиторскому, страховому, лизинговому сопровождению и взаимодействию с налоговыми органами региона и др._

О

а

£

п а н

Ж

о а и я о а о 2

з *

»

Я

о а Й

п

43 м

м а н з х

Инфраструктурные - улучшение условий жизнеобеспечения за счет развития инфраструктурного комплекса

Предоставление инвесторам гарантий и поручительств за сет регионального и муниципальных бюджетов

Льготная ставка арендной платы за пользование земельными участками и имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности

Субсидирование процентной ставки по кредитам банков

Поддержка интернет-сайтов, на которых размещается подробная информация о МО, включая данные по условиям ведения бизнеса

Издание справочников «Бизнес-путеводитель», «Путеводитель инвестора» и т.п. на бумажных и магнитных носителях

Инструменты, перечисленные по строке 1 настоящей таблицы

Включение проектов в более крупный инвестиционный проект, предполагающий государственно-частное партнерство

Инструменты, перечисленные по строке 1 настоящей таблицы

Создание на конкурсной основе специализированных уполномоченных компаний, оказывающих инвесторам услуги на договорной основе

Инфраструктурные - развитие социальной инфраструктуры

Льготная ставка арендной платы за пользование земельными участками и имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности

Субсидирование процентной ставки по кредитам банков

Поддержка интернет-сайтов МО Издание справочников «Бизнес-путеводитель», «Путеводитель инвестора» и т.п. на бумажных и магнитных носителях

Проведение конференций с участием потенциальных инвесторов

Создание баз данных инвесторов, адресная рассылка информации по инвестиционным возможностям в регионе

Финансирование в создание (улучшения текущего состояния) инфраструктуры муниципального образования

Оказание инвесторам помощи по получению в аренду и приобретения в собственность земельных участков и объектов нежилого фонда, отнесенных к муниципальной собственности

Инструменты, перечисленные по строке 1 настоящей таблицы

- изменение стоимости основных фондов по отдельным видам деятельности;

- изменение объемов производства по отдельным видам деятельности.

В соответствии с предложенными критериями на следующем этапе необходимо установить наличие возможных или произошедших изменений в хозяйственной системе муниципального образования в результате реализации инвестиционной стратегии. Факт изменений фиксируется на основе исследования показателей:

- отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по видам деятельности;

- увеличение инвестиций в основной капитал, за счет всех источников финансирования;

- увеличение инвестиций в основной капитал, осуществляемых предприятиями;

- увеличение инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств;

- изменение среднесписочной численности занятого населения;

- изменение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работающих в экономике;

- увеличение доходов местного бюджета (включая безвозмездные поступления);

- изменение величины инвестиций в основной капитал на душу населения в фактически действующих ценах.

Успешность мониторинга, как считают И.Ю. Егоров и Ю.А. Рийкова, определяется степенью детализации процедур по его осуществлению [9]. Поэтому важно разработать не только систему показателей диагностирования реализации инвестиционной стратегии, но и формы отчетности о ходе ее реализации, порядок сбора и верификации данных о выполнении инвестиционной стратегии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На завершающем этапе мониторинга на основании собранной информации проводится анализ отклонений реализации инвестиционной стратегии, осуществляется прогноз достижения целевых показателей и обосновываются при необходимости предложения о ее корректировке. Применение системы мониторинга позволит обеспечить контроль реализации всей совокупности проектов, предусмотренных к реализации инвестиционной стратегии, а также своевременное принятие решений и корректировку действий всех уровней муниципального управления.

Говоря о системе управления реализацией инвестиционной стратегией на муниципальном уровне, следует признать, что она должна быть как никакая другая лаконичной и действенно-эффективной и выступать элементом финансового обеспечения муниципального образования, в чем мы согласны с С.Н. Бочаровым и H.A. Рогальской [5]. Залогом этого является ограниченность административно-управленческого аппарата и количество структурных подразделений местной администрации, принимающих решения относительно осуществления в муниципальном образовании инвестиционной деятельности. Главной задачей при разработке системы управления реализацией муниципальной инвестиционной стратегией является распределение функционала между структурными подразделениями и

работниками местной администрации, определение конкретного перечня действенных мер по поддержке различного рода инвестиционных проектов и осуществление контроля над выполнением всеми участниками муниципального инвестиционного процесса взятых на себя обязательств. Это должно стать непременным элементом механизма муниципального управления, что подтверждается и исследованиями И.Б. Воробьевой [8]. Вместе с тем следует признать существенную ограниченность прав муниципальных органов власти в решении вопросов, сопряженных с осуществлением на территории муниципального образования инвестиционной деятельности. В этой связи требуется проработка таких проблем, как взаимодействие местных администраций с федеральными и региональными органами власти, локальными естественными монополиями, кредитно-финансовыми учреждениями и пр., что является направлениями дальнейших исследований по построению эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на муниципальном уровне.

Литература

1. Лнгархаев Д.М. Эффективность государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Бурятия // Baikal Research Journal. 2011. № 1. С. 14.

2. Андреева Т.В. Инвестиционная привлекательность Республики Бурятия в программах и стратегиях ее развития // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2014. № 1. С. 30-42.

3. Апишев А.А. Антикризисная государственная инвестиционная стратегия (Инвестиционная стратегия в системе стратегического планирования) // Вестник науки Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева. 2014. № 5 (29). С. 153-156.

4. Лртемова Е.Л. Особенности инвестиционной деятельности и регулирование инвестиционных процессов в муниципальных образованиях // Вестник Башкирского университета. 2006. Т. 11. № 4. С. 70-72.

5. Бочаров С.Н., Рогальская Н.Л. К вопросу о ресурсном обеспеченности развития малых городов Алтайского края // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2012. № 1. С. 77-81.

6. Брюханова Н.В., Фадейкина Н.В. Финансовое планирование и бюджетирование инвестиционной деятельности организации / под общей ред. д-ра экон. наук, проф. Н.В. Фадейкиной. Новосибирск, 2004.

7. Васильева Е.Л. Содержание финансовых инструментов в инвестиционной деятельности // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2014. Т. 2. № 4 (127). С. 234-238.

8. Воробьева И.Б. Методические инструменты механизма управления инвестиционной деятельностью региона // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. Т. 4. № 1. С. 63-70.

9. Егоров И.Ю., Рийкова Ю.Л. Система мониторинга деятельности индустриальных парков как инструмент реализации государственной поддержки инновационно-инвестиционной деятельности // Статистика Украины. 2014. № 1 (64). С. 4-9.

10. Пасько С.Н. Реализация международных инвестиционных стратегий как основа для реформы российского инвестирования // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2012. № 6. С. 13-17

11. Турунтаева Л.В. Инвестиционная стратегия как инструмент реализации инвестиционной политики на примере Краснодарского края // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. № 3 (150). С. 266-272.

12. Тхакушинов Э.К. Формирование инвестиционных стратегий территориально-локализованных экономических систем мезоуровня // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8-2 (40). С. 18-22.

13. Федулова Е.А., Кононова С.А. Оценка результативности реализации региональных инвестиционных стратегий на основе системы сбалансированных показателей // Сибирская финансовая школа. 2014. № 4 (105). С. 78-84.

14. Фишер П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию: 5 шагов к успеху // М.: Флинта: Наука, 2004. С. 82.

15. Шваков Е.Е. О проблемах формирования и содержании инвестиционного механизма территории с особым экономическим статусом // Вестник НГУЭУ. 2015. № 3. С. 56-66.

16. Шваков Е.Е. К вопросу о разработке методологии исследования пространственно-экономических трансформаций экономики региона // Известия Алтайского государственного университета. 2015. Т. 1. № 2 (86). С. 198-203.

17 Шулекина Е.Н. К вопросу о соответствии инвестиционных стратегий регионов требованиям инвестиционного стандарта // Сибирская финансовая школа. 2014. № 5 (106). С. 154-159.

18. Alfranca O., Huffman WE. Aggregate Private R&D investments in agriculture: the role of incentives, public policies, and institutions // Economic Development & Cultural Change. 2003. Т. 52. № 1. P 1-21.

19. Chen Y.-W., Wei C.-H., Chiang Y.-S. Comprehensive performanse evaluation framework for urban transport policies: integration of investment, pricing, regulation, and subsidy options // Transportation Research Record. 2010. № 2193. P 51-58.

20. Dollar D., Easterly W. The search for the key: aid investment and policies in Africa // Journal of African Economies. 1999. Т. 8. № 4. P 546-577.

21. Zaripova N. Tax methods of organizational regulation of investment activity // Eastern European Scientific Journal. 2014. № 1. P 41-46.

Bibliography

1. Angarhaev D.M. Jeffektivnost' gosudarstvennogo regulirovanija investicionnoj dejatel'nosti v Respublike Burjatija // Baikal Research Journal. 2011. № 1. P 14.

2. Andreeva T.V. Investicionnaja privlekatel'nost' Respubliki Burjatija v programmah i strategijah ee razvitija // Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomika i menedzhment. 2014. № 1. P 30-42.

3. Apishev A.A. Antikrizisnaja gosudarstvennaja investicionnaja strategija (Investicionnaja strategija v sisteme strategicheskogo planirovanija) // Vestnik nauki Adygejskogo respublikanskogo instituta gumanitarnyh issledovanij imeni T.M. Ke-rasheva. 2014. № 5 (29). P 153-156.

4. Artemova E.A. Osobennosti investicionnoj dejatel'nosti i regulirovanie investicionnyh processov v municipal'nyh obrazovanijah // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2006. T. 11. № 4. P 70-72.

5. Bocharov S.N., Rogal'skaja N.A. K voprosu o resursnoj obespechennosti razvitija malyh gorodov Altajskogo kraja // Vestnik Altajskoj akademii jekonomiki i prava. 2012. № 1. P. 77-81.

6. Brjuhanova N.V., Fadejkina N.V. Finansovoe planirovanie i bjudzhetirovanie investicionnoj dejatel'nosti organizacii / pod obshhej red. d-ra jekon. nauk, prof. N.V. Fa-dejkinoj. Novosibirsk, 2004.

7. Vasil'eva E.A. Soderzhanie finansovyh instrumentov v investicionnoj dejatel'nosti // Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2014. T. 2. № 4 (127). P 234-238.

8. Vorob'eva I.B. Metodicheskie instrumenty mehanizma upravlenija investicionnoj dejatel'nost'ju regiona // Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Jekono-micheskie i juridicheskie nauki. 2015. T. 4. № 1. P. 63-70.

9. Egorov I.Ju., Rijkova Ju.A. Sistema monitoringa dejatel'nosti industrial'nyh parkov kak instrument realizacii gosudarstvennoj podderzhki innovacionno - investicionnoj dejatel'nosti // Statistika Ukrainy. 2014. № 1 (64). F! 4-9.

10. Pas'ko S.N. Realizacija mezhdunarodnyh investicionnyh strategii kak osnova dlja reformy rossijskogo investirovanija // Jekonomika i upravlenie v XXI veke: tendencii razvitija. 2012. № 6. P 13-17.

11. Turuntaeva A.V. Investicionnaja strategija kak instrument realizacii investicionnoj politiki na primere Krasnodarskogo kraja // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 5: Jekonomika. 2014. № 3 (150). P 266-272.

12. Thakushinov Je.K. Formirovanie investicionnyh strategij territorial'no-lokalizovan-nyh jekonomicheskih sistem mezo urovnja // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. 2014. № 8-2 (40). IF 18-22.

13. Fedulova E.A., Kononova S.A. Ocenka rezul'tativnosti realizacii regional'nyh investicionnyh strategij na osnove sistemy sbalansirovannyh pokazatelej // Sibirskaja finansovaja shkola. 2014. № 4 (105). II 78-84.

14. Fisher P. Privlechenie prjamyh inostrannyh investicij v Rossiju: 5 shagov k uspehu // M.: Flinta: Nauka, 2004. II 82.

15. Shvakov E.E. O problemah formirovanija i soderzhanii investicionnogo mehanizma territorii s osobym jekonomicheskim statusom // Vestnik NGUJeU. 2015. № 3. P 56-66.

16. Shvakov E.E. K voprosu o razrabotke metodologii issledovanija prostranstvenno-jekonomicheskih transformacij jekonomiki regiona // Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. T. 1. № 2 (86). II 198-203.

17 Shulekina E.N. K voprosu o sootvetstvii investicionnyh strategii regionov trebova-nijam investicionnogo standarta // Sibirskaja finansovaja shkola. 2014. № 5 (106). P. 154-159.

18. Alfranca O., Huffman W.E. Aggregate Private R&D investments in agriculture: the role of incentives, public policies, and institutions // Economic Development & Cultural Change. 2003. T. 52. № 1. P 1-21.

19. Chen Y.-W, Wei C.-H., Chiang Y.-S. Comprehensive performanse evaluation framework for urban transport policies: integration of investment, pricing, regulation, and subsidy options // Transportation Research Record. 2010. № 2193. P 51-58.

20. Dollar D., Easterly W. The search for the key: aid investment and policies in Africa // Journal of African Economies. 1999. T. 8. № 4. P 546-577.

21. Zaripova N. Tax methods of organizational regulation of investment activity // Eastern European Scientific Journal. 2014. № 1. P. 41-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.