С. В. Наумов
СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящий момент под влиянием меняющихся потребностей времени в образовании происходят значительные изменения. Они объясняются прежде всего тем, что образование как социальный институт выполняет цивилизационную функцию в обществе и развивается в соответствии с новыми социально-экономическими и культурными интересами населения. Человеческий капитал в современном мире становится главным ресурсом эволюции любой страны, обеспечивающим прогресс, стабильное и устойчивое развитие. Стремление России войти в мировое экономическое сообщество требует совершенствования высоких наукоемких технологий, новшеств в технической оснащенности производства, интеграции науки и техники, информатизации жизни общества, решения экологических проблем. Мировые тенденции в развитии производства, глобализация экономики, становление открытого гражданского общества, повышение ответственности человека за результаты своей деятельности, за качество окружающей среды оказывают прямое воздействие на систему образования, его инновационное развитие. «Образование как общественная функция отражает изменения в обществе. Можно сказать, что уровень развития системы образования есть следствие или результат определенного развития общества»1. Именно образование, работающее на будущее, закладывает основы предстоящих социальных преобразований в стране, регионе.
С учетом изменений, которые происходят в современном мире, образование призвано решать следующие важнейшие задачи: создавать эффективные инновационные системы образования, отвечающие требованиям современного общества; поощрять непрерывное образование с тем, чтобы позволить людям адаптироваться к переменам, максимально расширять профессиональные навыки и знания, а также играть активную роль в обществе и профессиональной карьере2. Любая инновационная система может существовать только в развитии (О. Е. Лебедев). Инновационное развитие образования предполагает такой тип изменений в образовательной среде, который отличается переходом образования различных уровней сложности (федерального, регионального, муниципального) к качественно новому состоянию при сохранении единого образовательного пространства. Этот тип развития предполагает принятие нового состояния управленческих решений на основе целенаправленного, взаимосвязанного учета непосредственных социально-педагогических изменений и их последствий, которые нельзя игнорировать, а также возможных социальнопедагогических изменений и осуществляет опережающую реакцию на них. Инновационный подход в образовании базируется на совокупности социально-педагогических процессов, основу которых составляет целенаправленная деятельность всех субъектов образовательной политики (прежде всего, образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур) и субъектов образовательного процесса (учителей, воспитателей, учащихся, руководителей школ) по внедрению инноваций, которые определяют перспективные направления эволюции образования и способствуют
© С. В. Наумов, 2008
его прогрессу. Задачи развития решаются средствами управления и в первую очередь предполагают формирование новых целей образования у участников процесса.
Наделение регионов правом и обязанностью выбора собственных образовательных стратегий, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, этнокультурными, экологическими условиями, передача целого ряда управленческих функций в регионы способствовали созданию региональных систем образования, в которых объединяются общее, особенное и единичное.
Инновационное развитие регионального образования рассматривается как тип развития, при котором управленческие решения принимаются на основе целенаправленного, взаимосвязанного учета непосредственных социально-педагогических изменений в образовании и их последствий. В регионах накоплен значительный опыт применения новшеств, в этой связи актуализируется проблема системного управления региональным образованием.
В исследованиях отечественных ученых (П. И. Третьяков и др.) установлено, что многие недостатки управления развитием регионального образования объясняются недостаточной осмысленностью, бессистемностью, а порой и стихийностью в управлении. При этом, по мнению С. Ю. Трапицына, успешный в прошлом управленческий опыт, неадекватный современным реалиям, происходящим в мировом и российском образованиях процессам, нередко мешает руководителю школы правильно оценивать свои роль и место как инициатора и агента инноваций, реализовывать в практике школьного управления концепции менеджмента 3. В частности, об отсутствии системности в процессе управления развитием образовательных систем свидетельствуют следующие факты:
• пренебрежение некоторыми элементами управленческого цикла;
• стихийность в выборе управляющих воздействий, средств, способов;
• отсутствие целенаправленных связей между ними;
• пренебрежение необходимостью учета изменения условий, в которых протекают процессы управления;
• отсутствие побуждений к самодвижению, саморазвитию;
• потеря управленческих нововведений в массе других педагогических инноваций.
Наличие вышеуказанных факторов предполагает необходимость решения проблем
управления на основе системного подхода. Применение данного подхода снижает степень случайности результатов и стихийности процесса управления, способствует улучшению качества регионального образования.
Анализ научной литературы показал, что в исследованиях отечественных ученых (Ю. А. Конаржевский, О. Е. Лебедев, С. А. Репин, Г. Н. Сериков, П. И. Третьяков и др.) раскрыты сущность, содержание и функции системного управления образованием. Так, согласно концепции С. А. Репина, «системное управление имеет две составляющие: внутреннее и внешнее управление. Внутреннее управление неустранимо: оно сопровождает любые действия человека и опирается на личностные потребности и цели. Внешнее управление представляет собой регулирующие взаимоотношения между людьми, направленные на преобразование окружающего мира. Внешнее управление также обусловлено целями, которые могут быть личными, групповыми и общественными»4.
Системное управление образованием предполагает систематизацию социального заказа, ценностей, целей, средств, управленческого взаимодействия субъектов образования. Управление как система должно быть представлено ценностным, морфологическим, структурным, генетическим и функциональным аспектами. Системное управление образованием опирается на синтез рациональности и окружающего социума, учет человеческого фактора.
По мнению ученых, основными признаками системного управления образованием являются: приоритетность управленческого взаимодействия партнеров; общность целей управления; интегративная целостность средств; направленность на развитие образовательных систем и на создание системной организации пространства. Учеными (А. С. Горшков, М. М. Поташник, С. А. Репин, Г. Н. Сериков, С. А. Трапицын, П. И. Третьяков) установлено, что системное управление образованием способствует укреплению единства различных образовательных систем. Ведущей функцией системного управления является систематизация образовательного пространства.
Основными системными свойствами управления, согласно концепции П. И. Третьякова, являются: открытость, целенаправленность, целостность, функциональность5.
Системный подход к изучению управления образованием привел к возникновению нового, программно-целевого, направления в исследованиях. Согласно результатам, полученным С. А. Репиным, программно-целевой подход к управлению образованием используется для придания управлению системности. Обозначенные идеи учитывались в ходе нашего исследования.
Анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по выявлению сущности таких категорий, как «управление», «управление развитием образования», «системное управление», позволяет внести свой вклад в раскрытие категории «системное управление инновационным развитием регионального образования» и предложить следующее определение этой категории.
Системное управление инновационным развитием регионального образования — это целенаправленная деятельность по согласованию субъект-субъектных отношений и действий по совершенствованию региональной образовательной системы, созданию системной организации пространства и приведению его в заданное (программируемое) состояние инновационного развития, при котором управленческие решения принимаются на основе учета возможных социально-педагогических изменений и осуществляется опережающая реакция на них.
Системное управление выступает в качестве ведущего критерия выделения структурных элементов региональной образовательной системы в режиме ее инновационного развития, обусловливающего их близость и интеграцию, обеспечивающего коммуникативные свойства региональной системы и ее иерархическое строение.
Системное управление инновационным развитием регионального образования как процесс — это взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки, принятия и осуществления решений, ориентированных на гармонизацию стабильного функционирования и инновационного развития образовательной системы региона и ее частей.
Системное управление инновационным развитием регионального образования включает в себя следующие компоненты: планирование, организацию, руководство, контроль, определяющие функционирование и инновационное развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, непрерывное саморазвитие региональной образовательной системы.
Успешная реализация системного управления инновационным развитием регионального образования предполагает соблюдение определенных организационно-педагогических условий. Организационно-управленческие условия представляют собой совокупность внутренних и внешних воздействий и обеспечивают нормативно-правовую, мотивационную, информационную, оценочно-прогностическую, а также культур о созидающую поддержку образовательным учреждениям региона в контексте их инновационного развития.
Нами установлено, что успешность реализации разработанной концепции и достижение запланированных результатов обеспечиваются при соблюдении выявленных в ходе исследования необходимых и достаточных организационно-управленческих условий. К ним относятся:
• нормативно-правовое обеспечение системного управления инновационным развитием регионального образования, ориентированное на разработку и реализацию нормативной документации, регламентирующей системное управление инновационным развитием;
• программно-целевой подход как условие придания управлению системности и стратегической направленности на инновационное развитие регионального образования. Он включает выработку и осуществление плановых управленческих решений на основе комплексного анализа системной совокупности мер и действий (в форме программы), направленных на достижение цели и решение задач, вытекающих из данной проблемы;
• проектная организация труда и управление проектами по инновационному развитию регионального образования, предполагающие создание и реализацию организационных проектов как комплекса целенаправленных, взаимообусловленных мероприятий, спланированных и направленных на разработку и внедрение педагогических новшеств. Обозначенное условие предполагает создание проектных групп (команд) как инновационных структурных элементов системного управления;
• информационная обеспеченность субъектов управления данными по инновационному развитию регионального образования ориентирована на обеспечение органов управления и руководителей образовательных учреждений необходимой и достаточной информацией о результатах функционирования системы регионального образования в инновационном режиме, необходимой и достаточной для выполнения руководителями возложенных на них задач управления. Обозначенное условие также предполагает информирование субъектов управления о сущности современных педагогических новшеств;
• создание и управление развитием инновационной образовательной среды в регионе ориентировано на развитие творческой атмосферы в образовательных учреждениях региона, культивирование у субъектов образования интереса к инициативам и новшествам, создание условий для принятия и действия разнообразных нововведений, использование высокотехнологичных и наукоемких гуманитарных образовательных технологий. Управление развитием инновационной образовательной среды открывает новые возможности для обучения и воспитания учащихся, а также для расширения профессиональной компетентности педагогов и управленцев;
• развитие материально-технической базы образовательной системы региона предполагает реконструирование имеющейся базы и введение в действие современных образовательных объектов и средств, материального обеспечения, позволяющего достичь нового качества образования;
• развитие управленческой культуры субъектов регионального образования ориентировано на повышение профессиональной компетентности педагогов и управленцев в условиях непрерывного образования. Развитие управленческой культуры осуществляется как на этапе подготовки специалистов, так и в процессе повышения квалификации и переподготовки.
Реализация обозначенных организационно-управленческих задач в их комплексе и взаимосвязи обеспечит успешность осуществления ведущей функции системного управления инновационным развитием регионального образования, что в целом позитивно скажется на качестве образования, социально-экономическом прогрессе региона, сохранении здоровья и генофонда, устойчивом динамическом развитии общества.
Ведущая роль в инновационном развитии образования принадлежит учителю как «ключевой фигуре XXI века — века образования», что актуализирует проблему новых подходов к его профессиональной подготовке6.
1 Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1999. С. 452.
2 Образование для инновационного общества в XXI в. Саммит «группы восьми» (г. Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г.) // Бюллетень ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена. 2006. № 11 (37). С. 3.
3 Трапицын С. Ю. Управление качеством образования // Управление качеством образования: Теория и практика эффективного администрирования. 2007. № 4. С. 4.
4 Репин С. А. Программно-целевой принцип в теории и практике управления областной образовательной системой. Челябинск, 1999. С. 13.
5 Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П. И. Третьякова. М., 2001. С. 15.
6 Сластенин В. А. Образование как социокультурный феномен // Педагогическое образование и наука. 2005. № 6. С. 12.