ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 37
СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2008 г. С.В. Наумов
Министерство образования Нижегородской области
Поступила в редакцию 03.07.2008
Раскрываются теоретические предпосылки системного управления инновационным развитием регионального образования. Вводится понятие «инновационное развитие регионального образования». Рассматриваются основные особенности системного управления, дается определение понятия «системное управление инновационным развитием регионального образования». Формулируются оптимальные педагогические условия системного управления инновационным развитием регионального образования.
Ключевые слова: региональное образование, системное управление, инновационное развитие.
Сейчас в связи с вызовами времени в образовании происходят значительные изменения. Они объясняются прежде всего тем, что образование как социальный институт выполняет цивилизационную функцию в обществе и развивается в соответствии с возникновением новых социально-экономических и культурных потребностей населения. Человеческий капитал в современном мире становится главным ресурсом любой страны, обеспечивающим прогресс, стабильное и устойчивое развитие. Стремление России войти в мировое экономическое сообщество требует развития высоких наукоемких технологий, новшеств в технической оснащенности производства, интеграции науки и техники, информатизации жизни общества, решения экологических проблем. Мировые тенденции в развитии производства, глобализация экономики, становление открытого гражданского общества, повышение ответственности человека за результаты своей деятельности, за качество окружающей среды оказывают прямое воздействие на систему образования, его инновационное развитие. «Образование как общественная функция отражает изменения в обществе. Можно сказать, что уровень развития системы образования есть следствие или результат определенного развития общества» [1, а 452]. Именно образование, работающее на будущее, закладывает основы социальных преобразований в стране, регионе.
С учетом изменений, которые происходят в мире, образование призвано решать в качестве ведущих следующие задачи: создавать современные эффективные инновационные системы образования, отвечающие требованиям глобального инновационного общества и дающие каждому человеку возможность полноценно участвовать в нем, поощрять непрерывное образование с тем, чтобы позволить людям адаптироваться к переменам, максимально расширять профессиональные навыки и знания, а также играть активную роль в обществе и профессиональной карьере [2]. Любая инновационная система может существовать только в развитии (О.Е. Лебедев). Инновационное развитие образования предполагает такой тип изменений в образовательной среде, который отличается переходом образования различных уровней (федерального, регионального, муниципального) при сохранении единого образовательного пространства к качественно новому состоянию. Этот тип развития предполагает принятие новых управленческих решений на основе целенаправленного, взаимосвязанного учета непосредственных социально-педагогических изменений и их последствий, которые нельзя игнорировать, а также возможных социальнопедагогических изменений и осуществляет опережающую реакцию на них. Инновационное развитие образования является следствием большой совокупности социально-педагогичес-
ких процессов, основу которых составляет целенаправленная деятельность всех субъектов образовательной политики (прежде всего образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур) и субъектов образовательного процесса (учителей, воспитателей, учащихся, руководителей школ) по внедрению инноваций, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие. Задачи развития решаются средствами управления и в первую очередь предполагают формирование новых целей образования у участников образовательного процесса.
Наделение регионов правом и обязанностью выбора собственных образовательных стратегий, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, этнокультурными, экологическими условиями, передача целого ряда управленческих функций в регионы способствовали созданию региональных систем образования, в которых объединяются общее -особенное - единичное.
Инновационное развитие регионального образования рассматривается как такой тип развития, при котором управленческие решения принимаются на основе целенаправленного, взаимосвязанного учета непосредственных социально-педагогических изменений в образовании и их последствий. В регионах накоплен значительный опыт применения новшеств, в этой связи актуализируется проблема системного управления региональным образованием.
В исследованиях отечественных ученых (П.И. Третьяков и др.) установлено, что многие недостатки управления развитием регионального образования объясняются наличием в этом виде деятельности недостаточной осмысленности, бессистемности, а порой стихийности. При этом, по мнению С.Ю. Трапицына, успешный в прошлом управленческий опыт, неадекватный современным реалиям, происходящим в мировом и российском образовании процессам, нередко мешает руководителям школ правильно оценивать свою роль и место как инициатора и агента инноваций, реализовывать в практике школьного управления концепции менеджмента [3, с. 4]. В частности, об отсутствии системности в процессе управления развитием образовательных систем свидетельствуют следующие факты:
- пренебрежение некоторыми элементами управленческого цикла;
- стихийность в выборе управляющих воздействий, средств, способов;
- отсутствие целенаправленных связей между ними;
- пренебрежение необходимостью учета изменения условий, в которых протекают процессы управления;
- отсутствие побуждений к самодвижению, саморазвитию;
- потеря управленческих нововведений в массе других педагогических инноваций.
Наличие вышеуказанных факторов выдвигает необходимость решения управленческих проблем на основаниях системного подхода. Применение данного подхода снижает случайность результатов и стихийность процесса управления, повысит качество регионального образования.
Анализ научной литературы показал, что исследованиями отечественных ученых (Ю.А. Ко-наржевский, О.Е. Лебедев, С.А. Репин, Г.Н. Сериков, П.И. Третьяков и др.) раскрыты сущность, содержание, функции системного управления образованием. Так, согласно концепции С.А. Репина, «системное управление имеет две составляющие: внутреннее и внешнее управление. Внутреннее управление неустранимо: оно сопровождает любые действия человека и опирается на личностные потребности и цели. Внешнее управление представляет собой регулирующие взаимоотношения между людьми, направленные на преобразование окружающего мира. Внешнее управление также обусловлено целями, которые могут быть личными, групповыми и общественными» [4, с. 13].
Системное управление образованием предполагает систематизацию социального заказа, ценностей, целей, средств, управленческого взаимодействия субъектов образования. Управление как система должно быть представлено ценностным, морфологическим, структурным, генетическим и функциональным аспектами. Системное управление образованием опирается на синтез рациональности, окружающего социума и учет человеческого фактора.
По мнению ученых, основными признаками системного управления образованием являются следующие: приоритетность управленческого
взаимодействия партнеров; общность и уточняе-мость целей управления; интегративная целостность средств; направленность на развитие образовательных систем и на создание системной организации образовательного пространства. Учеными (А.С. Горшков, М.М. Поташник, С.А. Репин, Г.Н. Сериков, С.Ю. Трапицын, П.И. Третьяков) установлено, что системное управление образованием способствует укреплению единства различных образовательных систем. Ведущей функцией системного управления является систематизация образовательного пространства.
Основными системными свойствами управления, согласно концепции П.И. Третьякова, являются следующие: открытость, целенаправленность, целостность, функциональность [5, с. 15].
Системный подход к исследованию управления образованием привел к возникновению нового направления в исследовании управления образованием - программно-целевого. В контексте результатов исследования С.А. Репина программно-целевой подход к управлению образованием используется для придания управлению системности. Обозначенные идеи учитывались в ходе нашего исследования.
Анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых по выявлению сущности таких категорий, как управление, управление развитием образования, системное управление, позволяет внести свой вклад в раскрытие категории «системное управление инновационным развитием регионального образования» и предложить следующее ее определение.
Системное управление инновационным развитием регионального образования - это целенаправленная деятельность по согласованию субъект-субъектных отношений и действий для развития региональной образовательной системы, создания системной организации образовательного пространства и приведения его в заданное (программируемое) состояние инновационного развития, при котором управленческие решения принимаются на основе учета возможных социально-педагогических изменений и осуществляют опережающую реакцию на них.
Системное управление выступает в качестве ведущего критерия выделения структурных элементов региональной образовательной системы в режиме ее инновационного развития, обусловливающего их близость и интеграцию, обеспечивающего коммуникативные свойства региональной системы и ее иерархическое строение.
Системное управление инновационным развитием регионального образования как процесс -это взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки, принятия и осуществления решений, ориентированных на гармонизацию стабильного функционирования и инновационного развития образовательной системы региона и ее частей.
Системное управление инновационным развитием регионального образования включает в себя следующие компоненты: планирование, организацию, руководство, контроль, определяющие функционирование и инновационное развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, непрерывное саморазвитие региональной образовательной системы.
Успешная реализация системного управления инновационным развитием регионального образования предполагает соблюдение определенных организационно-педагогических условий. Организационно-управленческие условия представляют собой совокупность внутренних и внешних воздействий и обеспечивают нормативно-правовую, мотивационную, информационную, оценочно-прогностическую, культуросозидающую поддержку образовательных учреждений региона в контексте их инновационного развития.
Нами установлено, что успешность реализации разработанной концепции и достижение запланированных результатов обеспечиваются при соблюдении выявленных в ходе исследования необходимых и достаточных организационноуправленческих условий. К ним относятся:
- нормативно-правовое обеспечение системного управления инновационным развитием регионального образования, ориентированное на разработку и реализацию соответствующей регламентирующей нормативной документации;
- программно-целевой подход как условие придания управлению системности и стратегической направленности на инновационное развитие регионального образования. Он включает выработку и осуществление плановых управленческих решений на основе комплексного анализа системной совокупности мер и действий (в форме программы), направленных на достижение цели и решение задач, вытекающих из данной проблемы;
- проектная организация труда и управления проектами по инновационному развитию регионального образования, предполагающая создание и реализацию организационных проектов как комплекса целенаправленных, взаимообусловленных мероприятий, спланированных и направленных на разработку и внедрение педагогических новшеств. Обозначенное условие предполагает создание проектных групп (команд) как инновационных структурных элементов системного управления;
- информационная обеспеченность организационно-управленческой деятельности субъектов управления по инновационному развитию регионального образования ориентирована на обеспечение органов управления и руководителей образовательных учреждений информацией о результатах функционирования системы регионального образования в инновационном режиме ее развития, необходимой и достаточной для выполнения руководителями возложенных на них задач управления. Обозначенное условие также предполагает информирование субъектов
управления о сущности современных педагогических новшеств;
- создание инновационной образовательной среды в регионе и управление ее развитием ориентировано на развитие творческой атмосферы в образовательных учреждениях региона, культивирование у субъектов образования интереса к инициативам и новшествам, создание условий для принятия и действия разнообразных нововведений, использование высокотехнологичных и наукоемких гуманитарных образовательных технологий. Управление развитием инновационной образовательной среды открывает новые возможности для обучения, воспитания и развития учащихся, а также для развития профессиональной компетентности педагогов и управленцев;
- развитие материально-технической базы образовательной системы региона предполагает реконструирование имеющейся материальнотехнической базы и введение в действие современных образовательных объектов и средств, материального обеспечения, позволяющего достигнуть нового качества образования;
- развитие управленческой культуры субъектов регионального образования ориентировано на повышение профессиональной компетентности педагогов и управленцев в условиях непрерывного образования. Развитие управленческой культуры осуществляется как на этапе подготовки специалистов, так и в процессе повышения квалификации и переподготовки.
Реализация обозначенных организационноуправленческих условий в их комплексе и взаимосвязи обеспечит успешность осуществления
ведущей функции системного управления инновационным развитием регионального образования, что в целом позитивно скажется на качестве образования, социально-экономическом развитии региона, сохранении здоровья и генофонда, устойчивом динамическом развитии общества.
Ведущая роль в инновационном развитии образования принадлежит учителю как «ключевой фигуре XXI века - века образования» (В.А. Сластенин), что актуализирует проблему новых подходов к его профессиональной подготовке [6].
Список литературы
1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 1999.
2. Образование для инновационного общества в XXI веке. Саммит «группы восьми» (г. Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г.) // Бюллетень ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. № 11(37). С. 3.
3. Трапицын С.Ю. Управление качеством образования // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2007. № 4.
4. Репин С.А. Программно-целевой принцип в теории и практике управления областной образовательной системой. Челябинск, 1999.
5. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П.И. Третьякова. М., 2001.
6. Сластенин В.А. Образование как социкуль-турный феномен // Педагогическое образование и наука. 2005. № 6. С. 12.
SYSTEM MANAGEMENT OF THE INNOVATION DEVELOPMENT OF REGIONAL EDUCATION
S. V. Naumov
Theoretical grounds for the system management of the innovation development of regional education are discussed. A new concept of 'innovation development of regional education' is introduced. Main features of the system management are considered. The definition of the 'innovation development of regional education' is given. The optimal pedagogical conditions of the innovation development of regional education are formulated.