Т.И. Иванова МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Позитивные изменения в сфере образования, которые ожидаются от реализации проводимых на государственном уровне реформ, напрямую зависят от деятельности педагогических кадров, призванных вывести образоват&чьный процесс на качественно новый уровень. При этом инновационная направленность педагогической деятельности является ведущим средством обновления образовательного процесса. Возрастание в современных условиях значимости педагогического труда влечет за собой и повышение требований к людям, осуществляющим эту деятельность. Сегодня востребован учитель, который обладает высокой профессиональной компетентностью и общей культурой, социальной активностью и гражданской ответственностью, инновационным стилем научно-пеОагогического мышления. Вместе с тем, учительский труд осуществляется в сложных социапьно-экономических условиях на стыке педагогических и социальных проблем. Потребность в дополнительном профессионально-педагогическом образовании, низкий уровень оплаты труда, крайняя перегрузка - вот только некоторые показатели того, что снижает мотивацию, препятствует реализации в полной мере педагогических функций. Подобная ситуация закономерно приводит к необходимости дополнительного стимулирования деятельности педагогов.
Практика показывает, в то время как изменились условия педагогической деятельности, не произошло аналогичных изменений в сфере управления в той части, которая касается стимулирования инновационной деятельности педагогических работников. Это направление является одним из значимых ресурсов управления. Отсутствие системы стимулов в практике управления объясняет многие недостатки педагогической практики.
Особого внимания с этой точки зрения заслуживают образовательные системы общеобразовательных учреждений. Именно они наиболее приближены к населению, здесь формируются социально-педагогические условия, способствующие развитию образованности обучающихся, росту профессионально-педагогической компетентности, социальной поддержки всех участников образования.
В настоящее время наметился ряд объективных противоречий, к числу которых можно отнести изменившиеся в ходе реформ образования условия педагогической деятельности и сохраняющиеся стереотипы в управлении общеобразовательным процессом; потребность системы образования в учителе с высокой профессиональной компетентностью и общей культурой, инновационной активностью и отсутствие целенаправленного управления процессами стимулирова-
ния инновационной педагогической деятельности; потребность управленческих кадров в использовании на практике эффективных механизмов стимулирования педагогической деятельности и недостаточной теоретической проработкой этих механизмов.
Обеспечение направленности управления на стимулирование инновационной педагогической деятельности - это та проблема, решение которой могло бы снять возникшие противоречия. Анализ педагогической литературы (П.И. Третьяков, В.И. Зверева, Е.А. Ямбург и др.) подтверждает актуальность обозначенной проблемы. В управленческой деятельности руководителя «стимулирование человека должно стать и стратегией и тактикой», - подчеркивает П.И. Третьяков [5, с. 36].
Рассматривая инновации как новизну, изменение, как средства и процессы постоянного обновления образовательного процесса, а инновационную педагогическую деятельность как «социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности», следует подчеркнуть, что объектом всех инноваций являются обучающиеся школы, а потому инновационные процессы требуют обязательного управления [3, с. 54]. Важная задача при этом как педагогов, так и управленцев заключается в том, чтобы «свести от-
клонения от запрогнозированного результата до минимума» [5, с. 37].
Под управлением, направленным на стимулирование инновационной педагогической деятельности, понимается целенаправленное, системное воздействие на поведение педагогов, которое, за счет определенных средств материального и нематериального характера, способствует повышению мотивации к внедрению инноваций, и достижению качественно новых образовательных результатов обучающихся. Способом системного управления образованием целесообразно выбрать программно-целевой подход, главными признаками которого является наличие цели, а также программы, как средства достижения целей [4J.
Поиск механизмов управления, направленно-it) на стимулирование инновационной педагогической деятельности, возможен при помощи моделирования, метода научного познания, который позволяет исследовать изучаемые объекты на моделях. В справочной литературе модель (лат. «Modulus» - образец) рассматривают как создаваемое человеком подобие изучаемых объектов: макеты, изображения, схемы, словесные описания, математические формулы, карты и т.д. Преимущество моделей заключается в том, что они всегда проще реальных объектов, в то же время позволяют выделить главное, исключая детали.
В научной литературе, в том числе педагогической, достаточно четко определены требования, которым должна соответствовать теоретическая модель. Эта тема освещена в работах В.В. Краев-ского, А.Т. Шумилина, Н.Г. Салминой, Т.П. Афанасьевой, Н.В. Немовой, П.И. Третьякова, Е.А. Ямбурга и других. Научные представления о моделях и моделировании легли в основу построения модели управления, направленного на стимулирование инновационной педагогической деятельности.
Эту модель управления можно представить в виде блока, который отражает основную управленческую задачу. Левая сторона блока представляет «вход» (объект управления, который требует изменений), правая - «выход» (результат преобразований). Верхняя сторона блока определяет «ограничения» (требования, которые задаются внешней средой), нижняя сторона - «механизм» (средства, с помощью которых решается управленческая задача). Взаимодействие между компонентами блока представлено в виде стре-
лок (дуг), которые отображают потоки информации, необходимые для принятия управленческих решений.
Целью управления, направленного на стимулирование инновационной педагогической деятельности, является внедрение педагогических инноваций, способствующих достижению качественно новых результатов образования обучающихся. Данная цель определяет основную задачу управления: создать условия для преобразования традиционной педагогической деятельности в инновационную на основе системы мер стимулирующего характера. На входе имеется опыт традиционной педагогической деятельности, на выходе, продуктом управленческой деятельности должен стать опыт инновационной деятельности педагогов. Средством, механизмом достижения цели управления выступает система мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов. Требования к процессу управления, задающиеся внешней средой, составляют ограничения. К ним мы относим законодательно определенные цели общего образования, правила и нормативы, регламентирующие педагогическую деятельность.
Используя принцип функциональной декомпозиции, можно разбить (декомпозировать) основную управленческую задачу на ряд более простых, представить основную задачу, как совокупность элементарных. Графически совокупность управленческих задач будет вышядеть в виде блоков. Количество блоков, в соответствии с принципом ограничения сложности, должно быть не менее двух и не более шести, считается, что в этом случае модель хорошо структурирована и понятна.
Рассмотрим декомпозицию основной управленческой задачи, как главную функцию модели управления. Основная задача - создание условий для преобразования традиционной педагогической деятельности - может быть декомпозирована на более простые (подзадачи). Это: 1) создание инновационной среды; 2) создание условий для формирования готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности; 3) создание условий для внедрения инноваций в образовательный процесс. Решение первой подзадачи направлено на формирование у педагогов мотивации к осуществлению инновационной деятельности. Решение второй подзадачи призвано сформировать готовность педагогов к инноваци-
онной деятельности, решение третьей подзадачи должно привести к внедрению инноваций, появлению нового опыта инновационной деятельности в образовательной системе школы.
В свою очередь декомпозиция первой подзадачи - создание инновационной среды - предполагает следующее: постановку целей создания конкурентоспособной образовательной системы школы; разработку программы развития образовательной системы школы; постановку целей участия в профессиональных конкурсах различного уровня; расширение («нагнетание») информации об инновационных процессах в общеобразовательных учреждениях страны, региона, муниципалитета, школы.
В ходе декомпозиции второй подзадачи - создание условий для формирования готовности педагогов к инновационной деятельности - можно выделить такие элементы, как: нормирование показателей готовности педагогических кадров к осуществлению инновационной деятельности; разработка инструментария оценки готовности педагогов к инновационной деятельности, а также процедур оценивания; создание условий для повышения компетентности педагогических кадров; построение системы информирования о ходе подготовки педагогов к осуществлению инновационной деятельности; решение вопросов финансирования процесса повышения компетентности.
Декомпозиция третьей подзадачи - создание условий для внедрения инноваций - предполагает следующее: формирование нормативно-правовой базы; создание финансовых и материально-технических условий; создание условий для программного, дидактического и методического обеспечения инновационных процессов; осуществление контроля процессов и результатов внедрения инноваций.
При реализации задач управления стимулирующими мерами нематериального характера выступают такие, как внеочередная аттестация по итогам инновационной деятельности; организация конкурсов профессионального мастерства, фестивалей педагогических инноваций, обмен опытом и обобщение передового опыта, организация выступлений педагогов на научно-практических конференциях, организационное содействие опубликованию материалов в научно-методической литературе. Материальное стимулирование (денежное и неденежное) определяют
такие меры, как: доплаты по результатам внеочередной аттестации педагогических кадров по результатам инновационной деятельности; материальная поддержка публикаций; страхование здоровья на период творческих командировок; премии и ценные подарки за победу в творческих состязаниях.
Особая роль при реализации задач управления отводится организации поддержки инновационной деятельности педагогов, средства, стимулирующего инновационную активность педагогов.
Модель управления, направленного на стимулирование инновационной педагогической деятельности, основанная на принципе декомпозиции, представлена на рисунке 1.
Содержанием управления выступают его функции. По мнению Е.Ю. Никитиной, функции управления - это то, что должен делать субъект управления по отношению к объекту управления или по отношению к внешней среде. Определить функцию, значит указать, что нужно делать и по отношению к какому объекту или субъекту. Определение всякой функции должно состоять из двух частей: действия и названия объекта (субъекта), по отношению к которому это действие совершается [2].
За основу построения функциональной модели управления, направленного на стимулирование инновационной педагогической деятельности, взяты функции, сформулированные П.И. Третьяковым [6]. Эти функции дополнила еще одна — дисциплинарно-стимулирующая, взятая на вооружение из основных управленческих функций в исследованиях Л.С. Бляхмана. Она направлена на мотивацию, определение поощрений и наказаний, создание условий труда, оптимизацию социально-психологического климата коллектива. Таким образом, понимание функций управления, направленного на стимулирование инновационной педагогической деятельности сводится к выделению семи функций, необходимых для эффективного управления обозначенными процессами. Это информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, дисциплинарно-стимулирующая, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная. Названные функции следует считать необходимыми и достаточными. Остановимся кратко на каждой функции.
Требования, задающиеся вне имей средой
Вход
Сознание условий для
преобразования
традиционной
деягелыюсги
Создание
инновационной
среды
Выход
Создание условий для формирования готовности педагогов к инновационной деятельности
Создание условий для внедрения инноваций
Выход
ГГ
и
Проявление мотивации к д* ч инновациям
Готовность к внедрению инноваций
------------------------7-
Чч
ч /
Опыт
инноваций
ЗУ
Система мер стимулирующего характера
N
Рисунок № 1. Модель управления процессами стимулирования инновационной педагогической деятельности
Информационно-аналитическая функция направлена на изучение состояния инновационных процессов в школе, состояния готовности педагогов к внедрению инноваций, оценку результатов управленческой деятельности руководителей школы, анализ и оценку тенденций развития инновационной активности педагогов. Мотивационно-целевая функция определяет процессы постановки цели и задач управления, направленного на стимулирование инновационной педагогической деятельности. Планово-прогностическая функция при управлении процессами стимулирования инновационной педагогической деятельности заключается в планировании и прогнозировании инновационных процессов на основе разработки системы мер, стимулирующих инновационную активность педагогов. Организационно-исполнительская функция представлена как процесс реализации планов и программ, направленных на внедрение инновационных процессов. Дисциплинарно-стимулирующая функция отражает выработку системы мер стимулирующего характера, побуждающих педагогов к инновационной деятельности. Контрольно-диагностическая функция предполагает организацию мониторинга, как инструмента управления процессами стимулирования инновационной педагогической деятельности. Ре1улятивно-коррекционная функция направлена на поддержание системы на заданном уровне за счет оперативного внесения корректив в процесс управления, направленного на стимулирование инновационной педагогической деятельности.
В соответствии с целями и задачами управления процессами стимулирования инновационной педагогической деятельности, структурная модель управления предполагает наличие новой структуры, такой как «Центр инноваций». Разработка содержания деятельности этой организационной структуры основана на научных материалах Т.П. Афанасьевой и Н.В. Немовой, касающихся поддержки деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой [1].
Деятельность Центра инноваций направлена на обеспечение поддержки инновационной педагогической деятельности. Сущность поддержки состоит в создании условий, которые бы способствовали повышению компетентности педагогов и обеспечивали их готовность к внедрению инноваций. Являясь составной частью школьной
методической службы, Центр инноваций призван выполнять такие функции, как стимулирование инновационной педагогической деятельности; снятие сопротивления инновационным процессам, защита участников инновационных процессов; мониторинг инновационной деятельности; оценка готовности педагогов к инновационной деятельности, оценка состояния инновационных процессов.
Основными направлениями поддержки инновационной педагогической деятельности являются: организационная, информационная, научнометодическая, правовая. Рассмотрим каждое из направлений поддержки. Содержанием организационной поддержки является организация процессов повышения компетентности педагогических кадров, налаживание связей с учреждениями образования и науки, организация работы творческих объединений педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, организация конкурсов.
Информационную под держку педагогов обеспечивает сбор, обработка, анализ и представление информации об инновационных процессах в общеобразовательных системах страны, региона, муниципалитета, школы, информирование работников школы о новинках психолого-педагогичес-кой и управленческой литературы. Одним из средств информационной поддержки является направленность на поиск, сбор и представление информации о конкурсных мероприятиях, касающихся инновационной деятельности педагогов и общеобразовательных учреждений. В содержании информационной поддержки находится формирование банка данных о педагогических инновациях, актуальных для реализации целей развития школы, об инновационной деятельности педагогов школы, об опыте этой деятельности.
Научно-методическая поддержка инновационной деятельности педагогов включает оказание методической помощи в разработке проектов инновационной педагогической деятельности, разработке авторских программ, в подготовке материалов к публикации, представляющих ценность для развития системы образования. Содержание данного вида поддержки определяет проведение экспертизы проектов инновационной деятельности, авторских программ, готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности. Научно-методическая поддержка направлена на обобщение ценного опыта педаго-
гической деятельности, проведение исследований по выявлению образовательных потребностей педагогических кадров.
Правовая поддержка заключается в разработке и корректировке нормативно-правовых документов, обеспечивающих инновационную педагогическую деятельность. Материально-техническая поддержка направлена на формирование заявок на приобретение оборудования, программного, дидактического и методического обеспечения инновационной деятельности, а также анализ исполнения заявок.
Таким образом, разработанная модель управления, направленного на стимулирование инновационной педагогической деятельности, имеет целью внедрение в общеобразовательный процесс педагогических инноваций, способствующих достижению качественно новых результатов образования обучающихся. Данная цель определяет основную задачу управления: создать условия для преобразования традиционной педагогической деятельности в инновационную на основе системы мер стимулирующего харакгера. Содержание управления, направленного на стимулирование инновационной педагогической деятельности, составляют функции: информационноаналитическая, мотивационно-целевая, нланово-прогностическая, организационно-исполнительская, дисциплинарно-стимулируюшая, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная. Реализации целей и задач управления способствует новая структура, включающая в свой состав Центр инноваций. Этой структуре принадлежит особая роль, она призвана выполнять та-
кие функции, как стимулирование инновационной педагогической деятельности; снятие сопротивления инновационным процессам, защита участников инновационных процессов; мониторинг инновационной деятельности; оценка готовности педагогов к инновационной деятельности, оценка состояния в школе инновационных процессов.
Библиографический список
1. Афанасьева Т.П. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой. Методическое пособие / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова / Под ред. Н.В. Немовой. -М.: АПКиПРО, 2004. -131 с.
2. Никитина Е Ю. Подготовка будущего учителя к управлению дифференциацией образования. Монография / Е.Ю. Никитина. - Челябинск: Издательство «Факел» 41IIУ. - 1998. - 144 с.
3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. С-ластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов.-3-еизд.-М.: Школа-Пресс,2000.-512 с.
4. Репин С.А. Теория и практ ика управления образовательной системой (региональный компонент)/С.А. Репин.-Челябинск, 2004.-160 с.
5. Третьяков П. И. Практика управления современной школой: опыт педагогического менед-жмента/П.И. Третьяков.-М.:МПУ, 1995.-204 с.
6. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента/ П.И. Третьяков. -М.: Новая школа, 1998. -288 с.
Ю.Б. Новикова ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
В статье рассматриваются сущностные характеристики одного из ведущих направлений практической подготовки педагогических кадров в Великобритании, практико-ориентированного подхода, на основе которого разработана и реачизована программа курса по выбору «Основы электронного педагогического дизайна», доказывающая эффективность данной стратегии обучения будущих учителей.
Современное российское образование пере- ния вектора теоретической и практической подживает сложный период переоценки социальных, готовки будущего учителя. На первый план вы-
нравственных и культурных ценностей и измене- ходит образование для устойчивого разви-тия
© Ю.Б. Новикова, 2008
63