Научная статья на тему 'СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТА: ОБРАЗЫ ИДЕАЛЬНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ИДЕАЛЬНОГО СТУДЕНТА'

СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТА: ОБРАЗЫ ИДЕАЛЬНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ИДЕАЛЬНОГО СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ / ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / THE IDEAL TEACHER / THE IDEAL STUDENT / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / PERSONAL MEANING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яковлев Андрей Александрович

Обсуждаются результаты серии экспериментов, нацеленных на изучение того, как в сознании студента изменяются образы идеального преподавателя и идеального студента. Гипотеза исследования состояла в том, что эти образы за годы обучения в университете претерпевают существенные изменения, обусловленные не только разнообразной деятельностью в учебной среде, но и личностной оценкой собственной деятельности. Эта гипотеза проверялась серией экспериментов, проведенных методом свободных ассоциаций и методом незаконченных предложений, результаты которых дополняют друг друга. Гипотеза подтверждается частично. Образы идеального преподавателя и идеального студента в ЯС студента за годы учебы обогащаются разнообразными языковыми средствами, в первую очередь экспрессивными. Однако они изменяются не качественно, а лишь количественно: в образах не появляется новых аспектов, хотя уже имеющиеся дифференцируются. Образы идеального студента и идеального преподавателя не являются простой идеализацией образов студента и преподавателя, а формируются и изменяются независимо от них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Яковлев Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC DESCRIPTION OF THE STUDENT’S LANGUAGE CONSCIOUSNESS: THE IDEAL TEACHER AND STUDENT IMAGES

The paper discusses the results of a series of experiments aimed at studying how the images of the ideal teacher and the ideal student change in the student’s mind. The hypothesis of the study was as follows: during the years of studying at the university the above mentioned images undergo significant changes due to the various activities in the academic environment as well as to self-evaluation of his/her own activities. This hypothesis was tested by a series of experiments conducted by the method of free associations and the method of unfinished sentences, the results of which complement each other. The hypothesis has been partially confirmed. During the years of studying, the images of the ideal teacher and the ideal student in the student’s language consciousness are enriched with a variety of language means, primarily expressive ones. However, they change quantitatively rather than qualitatively: new image characteristics are not found however, the existing ones become differentiated. The images of the ideal student and the ideal teacher are not a simple idealization of the student and teacher images, they are formed and changed independently of those creating them?

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТА: ОБРАЗЫ ИДЕАЛЬНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ИДЕАЛЬНОГО СТУДЕНТА»

Психолингвистика

УДК 81'23

DOI 10.25205/1818-7935-2020-18-3-141-153

Системное описание языкового сознания студента: образы идеального преподавателя и идеального студента

А. А. Яковлев

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Красноярск, Россия

Аннотация

Обсуждаются результаты серии экспериментов, нацеленных на изучение того, как в сознании студента изменяются образы идеального преподавателя и идеального студента. Гипотеза исследования состояла в том, что эти образы за годы обучения в университете претерпевают существенные изменения, обусловленные не только разнообразной деятельностью в учебной среде, но и личностной оценкой собственной деятельности. Эта гипотеза проверялась серией экспериментов, проведенных методом свободных ассоциаций и методом незаконченных предложений, результаты которых дополняют друг друга. Гипотеза подтверждается частично. Образы идеального преподавателя и идеального студента в ЯС студента за годы учебы обогащаются разнообразными языковыми средствами, в первую очередь экспрессивными. Однако они изменяются не качественно, а лишь количественно: в образах не появляется новых аспектов, хотя уже имеющиеся дифференцируются. Образы идеального студента и идеального преподавателя не являются простой идеализацией образов студента и преподавателя, а формируются и изменяются независимо от них. Ключевые слова

идеальный студент, идеальный преподаватель, языковое сознание, личностный смысл Для цитирования

Яковлев А. А. Системное описание языкового сознания студента: образы идеального преподавателя и идеального студента // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 3. С. 141— 153. БСТ 10.25205/1818-7935-2020-18-3-141-153

Systemic Description of the Student's Language Consciousness: The Ideal Teacher and Student Images

Andrey A. Yakovlev

Krasnoyarsk State Pedagogical University Krasnoyarsk, Russian Federation

Abstract

The paper discusses the results of a series of experiments aimed at studying how the images of the ideal teacher and the ideal student change in the student's mind. The hypothesis of the study was as follows: during the years of studying at the university the above mentioned images undergo significant changes due to the various activities in the academic environment as well as to self-evaluation of his/her own activities. This hypothesis was tested by a series of experiments conducted by the method of free associations and the method of unfinished sentences, the results of which complement each other. The hypothesis has been partially confirmed. During the years of studying, the images of the ideal teacher and the ideal student in the student's language consciousness are enriched with a variety of language means, primarily expressive ones. However, they change quantitatively rather than qualitatively: new image characteristics are not found however, the existing ones become differentiated. The images of the ideal student and the ideal teacher are not a simple idealization of the student and teacher images, they are formed and changed independently of those creating them?

© А. А. Яковлев, 2020

Keywords

the ideal teacher, the ideal student, language consciousness, personal meaning For citation

Yakovlev, Andrey A. Systemic Description of the Student's Language Consciousness: The Ideal Teacher and Student Images. Vestnik NSU. Series: Linguistics and Intercultural Communication, 2020, vol. 18, no. 3, p. 141-153. DOI 10.25205/1818-7935-2020-18-3-153

1. Вводные замечания

В прошлой публикации, посвященной языковому сознанию студента, был рассмотрен образ самого студента [Яковлев, 2020]. Оперируя понятием «образ», а не «автостереотип», мы пришли следующим выводам. Образ типичного студента во многом амбивалентен: его основные черты - лень, ощущение бедности, но при этом ум и старательность. При этом этот образ получает всё большую личностную отнесенность по мере накопления опыта взаимодействия с другими субъектами учебной среды.

Эти особенности образов преподавателя и студента проявятся еще более рельефно, если сравнить их с особенностями образов идеального преподавателя и идеального студента, анализу которых и посвящена настоящая статья.

Напомним, что комплексное исследование языкового сознания студента, часть которого описана ниже, основано на авторской трактовке понятия «языковое сознание» и соответствующей теоретико-методологической базе [Яковлев, 2018; 2019]. Эта трактовка опирается на основные положения отечественной психолингвистики, психологической теории деятельности и понятие «личностный смысл» [Залевская, 2007; Леонтьев А. А., 2001; Леонтьев А. Н., 2001; Леонтьев, 2007].

Языковое сознание (далее - ЯС) мы определяем как психолингвистическое понятие, которое показывает, каким образом внутренние и внешние условия функционирования языка как достояния человека связаны с его движением, с изменением значений и личностных смыслов слов. ЯС как теоретическое понятие призвано зафиксировать определенную закономерную связь между внутренними (личностными) и внешними (социально-культурными) факторами, влияющими на язык как достояние человека. ЯС манифестируется через личностный смысл в отличие от значения, отражает переживание человеком некоторых явлений как важных для его жизни и ее существенной части и может быть выявлено как явная тенденция в результатах ассоциативного или другого психолингвистического эксперимента.

Общая цель нашего исследования состоит в выявлении социальных и эмоционально-личностных факторов, влияющих на изменение ключевых образов в сознаниях студентов и получающих выражение через языковые формы. Общая для всех экспериментов гипотеза формулируется так: образ ЯС студента, соответствующий некоторым представлениям конкретных студентов, изменяется не только за счет накопления опыта учебной деятельности, но и в значительной степени за счет эмоционально-личностного переживания этого опыта.

Следовательно, гипотеза, лежащая в основе части исследования, описываемой в настоящей статье, была такой: образы идеального преподавателя и идеального студента за годы обучения в университете претерпевают существенные изменения, обусловленные как разнообразной деятельностью в учебной среде, так и личностной оценкой этой собственной деятельности.

Материал интересующей нас здесь части комплексного исследования ЯС студента формировался из двух частей.

Во-первых, это ассоциативный эксперимент, стимулами в котором были словосочетания ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ. Он проводился в 2016-2018 гг., в общей сложности в нем приняли участие 353 испытуемых - студентов Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета (Красноярск). В пер-

вой части эксперимента принимали участие первокурсники (всего 236 человек), во второй -старшекурсники (всего 117 человек). Соответственно, эксперимент проводился в два этапа: одни и те же стимулы предъявлялись первокурсникам в конце сентября или начале октября, старшекурсникам - в середине или конце апреля. Это было сделано с целью охватить целиком учебный опыт старшекурсников, а первокурсников застать в самом начале их учебного опыта, но на той стадии, когда они уже имеют об университете представление студентов, а не абитуриентов.

Во-вторых, эксперимент методом незаконченных предложений. Испытуемыми (далее -Ии.) были студенты первого курса (всего 119 человек) и студенты 4 курса бакалавриата и 5 курса специалитета (всего 133 человека) того же института. Эксперименты с первокурсниками проводились в ноябре 2016 и 2017 года, а со старшекурсниками в марте 2015, в марте 2016, в апреле 2017 и в апреле 2018 года. По заданию, Ии. должны были анонимно в специальных бланках дописать указанные там предложения так, как они считают нужным. Объем предложений не ограничивался: каждый испытуемый мог написать несколько слов, одно слово или вообще ничего, если ничего не пришло ему на ум в качестве окончания данного предложения. Бланк содержал следующие интересующие нас начала предложений: Идеальный преподаватель всегда...; Идеальный студент всегда... Подробнее методология исследования описана в [Яковлев, 2020].

Начнем изложение с образа идеального преподавателя.

2. Образ идеального преподавателя 2.1. Анализ результатов ассоциативного эксперимента

На изучение образа идеального преподавателя в ЯС студента был направлен стимул ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, на который от первокурсников была получена 461 реакция (включая 14 нулевых), от старшекурсников - 225 реакций (3 нулевые).

В полученных реакциях можно выделить три группы: действия, характеристики, имена и остальные реакции, не подходящие ни в одну группу. Количественный анализ приведен в табл. 1.

Из таблицы видно, что, как и в случае со стимулом ВАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ, преобладают реакции, обозначающие характеристики преподавателя, а не его действия. Подгруппы реакций выделялись на основе следующих критериев. В подгруппы «помощь и мотивация» и «понимание» вошли реакции, которые выражают соответствующие действия или отношение преподавателя к студенту (в рамках профессионального и межличностного взаимодействия соответственно). В группу «знания и опыт» вошли характеристики преподавателя, не подразумевающие его взаимодействия со студентом. Реакции подгруппы «другие» невозможно отнести ни в одну из двух (или трех) названных подгрупп.

Подробный анализ полученных реакций начнем с реакций, обозначающих действия преподавателя. Обращает на себя внимание большое количество реакций старшекурсников, относящихся к подгруппе «помощь и мотивация», что особенно интересно при учете почти вдвое меньшего количества старшекурсников, участвовавших в эксперименте. Реакции первокурсников: помогает; объясняет; понятно объясняет; объяснит; уделит время; который учит; учит и др. Реакции старшекурсников: помогает советом; не угрожает пересдачами и всегда готов помочь; не нагружает; не задает много домашней; умеет заинтересовать; мотивирует; интересный; направляет; не вызывает внутреннее отвращение; отпускает пораньше и др. Видно возникновение в ЯС старшекурсников компонентов образа, связанных с мотивацией, которые отсутствуют в ЯС первокурсников. Кроме того, образ, стоящий за реакцией помогает у первокурсников, дифференцируется в образ, соответствующий реакциям направляет, помогает советом, не задает много домашней и др. у старшекурсников.

Таблица 1

Реакции на стимул ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Table 1

Reactions to the stimulus IDEAL TEACHER

Группа реакций Group of reactions 1 курс 1 year 4 курс 4 year

Действия преподавателя Teacher's actions Помощь и мотивация Help and motivation 7 13

Понимание Understanding 4 8

Другие Others 11 7

Характеристики преподавателя Teacher's characteristics Помощь и мотивация Help and motivation 7 7

Понимание Understanding 71 31

Знания и опыт Knowledge and experience 67 28

Другие Others 186 49

Имена Names 20 10

Остальные Others 72 54

Реакции подгруппы «понимание»: понимает (2); любит ученика; поймет (1 курс); понимает; уважает; лояльный; признаёт другую точку зрения; прислушивается к мнению студентов; слушает и понимает; думает, как студент; всегда поймет студента (4 курс). В данном случае также очевидна дифференциация образа идеального преподавателя от первокурсников к старшекурсникам. Судя по реакциям, имеет место не качественное изменение образа (возникновение в нем новых составляющих), а его обогащение новыми сторонами и средствами выражения.

Некоторые реакции подгруппы «другие» мы могли бы отнести и в рассмотренные только что подгруппы, однако не стали этого делать из-за неоднозначности их коннотаций. Реакции первокурсников: шутит; ставит автоматы; ставит автомат; ставит зачеты; не задает домашку и отменяет пары; не кричит; постоянно опаздывает; заботится о знаниях; хвалит и др. Имеет место частотность реакций, апеллирующих к выставлению отметок «автоматом» и к отмене занятий. Интересно, что эти черты являются показателями безответственного отношения преподавателя к своей работе, но студентом они переживаются как положительные.

Реакции старшекурсников проявляют также еще одну тенденцию, которая не наблюдается в реакциях первокурсников: не ругается; не унижает; не оскорбляет; не хвастается своим сыном; не опускает; не гнобит; не будет самоутверждаться за счет студента и др. Во-первых, бросается в глаза то, что эти реакции содержат отрицательную частицу; во-вторых, все они связаны с личностным отношением преподавателя к студенту. Эти реакции показывают, по всей видимости, что студент за годы взаимодействия с преподавателями осознает те черты, которыми идеальный преподаватель, в отличие от реального, обладать не может и не должен ни в коем случае.

Реакции группы «характеристики преподавателя» во многом повторяют соответствующие реакции группы «действия преподавателя», за исключением появления подгруппы «знания и опыт». Малое количество реакций первых двух подгрупп позволяет привести их все.

Подгруппа «помощь и мотивация». Реакции первокурсников: поддержка (2); помощь (2); поддерживающий студентов; объяснение; помогающий. Реакции старшекурсников: отзывчивый (3); помогающий; готовый помочь; готов помочь; воодушевляющий. Как видно, реакции здесь содержательно не отличаются от соответствующих реакций группы «действия преподавателя». Можно не сомневаться, что эти черты идеального преподавателя (помощь студенту и его мотивация) являются стойкими, поскольку находят регулярное выражение в разных языковых средствах.

Рассмотрим теперь подгруппу реакций «понимание». Реакции первокурсников: понимающий (32); понимание (11); отзывчивый (8); справедливый (4); честный (3); в меру строгий (3); внимательный (3); лояльный (2); толерантность; тактичность; объективный; прислушивающийся к мнению учеников; лояльный и понимающий. Реакции старшекурсников: понимающий (18); справедливый (6); справедливость (2); ближе к народу; внимательный; чуткий; в меру строгий; строг и справедлив. Реакции данной группы также не проявляют какой-то особой специфики ни относительно первокурсников и старшекурсников, ни относительно соответствующих реакций группы «действия преподавателя».

Реакции подгруппы «знания и опыт», как видно из ее названия, сосредоточены вокруг семантики, связанной с профессионализмом преподавателя. Реакции первокурсников: умный (17); опытный (8); образованный (6); компетентный (4); мудрый (4); опыт (4); ум (2); знание (2); знания (2); глубина познаний; уверенный в своих знаниях; специалист в своем деле; умеющий правильно подать информацию; знающий предмет; компетентный и заинтересованный и др. Реакции старшекурсников: умный (7); опытный (3); знающий (2); компетентный (2); знает весь нужный материал; знает классные методы преподавания; инноватор; креативный; образован; обладающий знаниями психологии; профессиональный; знаток в предмете; высокий уровень; умеет объяснять и др. По всей видимости, данный аспект образа преподавателя не претерпевает сколь-нибудь существенных изменений.

Реакции подгруппы «другие» не проявляют какой-либо стойкой тенденции, хотя некоторые из них близки к уже проанализированным. Реакции первокурсников: добрый (27); веселый (17); интересный (9); требовательный (6); молодой (5); строгий (5); общительный (3); смешной (3); открытый (2); доброта (2); креативный (2); харизматичный (2); мужчина (2); с чувством юмора; адекватность; веселый и дружелюбный; пунктуальный; влюблен в свой предмет; открытый; доброжелательность; не зануда; учтивый; позитивный и др. Реакции старшекурсников: добрый (6), ответственный (5); требовательный (4); веселый (2); дружелюбный; на равных; разносторонний; справедливый и логичный; в меру добр; сдержанный; спокойный; признаёт ошибки; пунктуален; организованный; любящий; авторитетный; общительный; тот, который опаздывает; слегка пофигист; строгий; интересный; адекватный; честный; доброжелательный; красивый и др. В данном случае среди реакций старшекурсников появляются такие, как симпатичный; стильный; с чувством юмора, чего не наблюдается в реакциях первокурсников.

Реакции группы «остальные» не вошли ни в одну группу, но в них можно выделить определенные тенденции. Так, в реакциях обеих групп Ии. имеются такие, которые обозначают невозможность существования идеального преподавателя. Приведем их все: не существует (5); утопия; нет такого; пусто; его отсутствие; нет; вранье; эм, что, нет; не встречала такого; слишком хорошо, чтобы быть правдой; отсутствует; такого нет (1 курс); не существует (5) (4 курс). Вряд ли приходится это уменьшение числа реакций от первокурсников к старшекурсникам интерпретировать как то, что студенту за годы учебы встретился идеал, т. е. «образец» преподавателя, близкий к идеальному. Скорее, образ преподавателя, сформированный на основе взаимодействия с реальными преподавателями, каждый из которых далек от идеала, дифференцировался в сознании студента и обогатился такими чертами

и характеристиками, которые в своей совокупности не свойственны ни одному из реальных преподавателей, но вполне свойственны преподавателю идеальному.

Обращает на себя внимание, что среди реакций первокурсников нет ни одной, связанной с научной деятельностью преподавателя, у старшекурсников имеется лишь три такие реакции: доктор наук; научный; ученый.

Судя по количеству групп полученных реакций и их однотипности, образ идеального преподавателя довольно беден: он должен много знать и помогать студенту (либо мотивировать его). Получается, что студентам от преподавателя не требуется многого. Реакции типа строгий; ответственный; креативный и др. не являются регулярными.

Эту тенденцию можно интерпретировать и в том ключе, что образ идеального преподавателя весьма субъективен. Если в образе реального преподавателя отражается регулярное взаимодействие студента с преподавателем, то в образе идеального преподавателя - идеализированные представления самого студента, которые в гораздо большей степени относятся не к личностным смыслам (ситуативным смысловым структурам), а к личностным ценностям и смысловым диспозициям, носящим трансситуативный характер (подробнее об этих понятиях см. [Леонтьев, 2007]). Об этом говорит и тот факт, что образ идеального преподавателя существенно не меняется от первокурсников к старшекурсникам: уже имеющиеся смысловые структуры трансситуативного типа лишь получают более разнообразные средства выражения.

2.2. Анализ результатов эксперимента методом незаконченных предложений

Для проверки выявленных тенденций обратимся к материалу эксперимента, проведенного методом незаконченных предложений. С образом идеального преподавателя связано предложение Идеальный преподаватель всегда... Сразу отметим, что подавляющее большинство ответов начинаются с глагола, и мы пока не можем с достоверностью сказать, сказывается ли здесь влияние формы самого предложения в бланке или нет.

Тематически все ответы можно разделить на 5 групп, представленных в табл. 2.

Таблица 2

Ответы на предложение Идеальный преподаватель всегда...

Table 2

Responses to the sentence Ideal teacher always...

Группа ответов Group of responses 1 курс 1 year 4, 5 курс 4, 5 year

Нулевые Zero response 4 0

Преподавание Teaching 35 29

Помощь и мотивация Help and motivation 18 49

Понимание (отношение к студенту) Attitude towards student 40 33

Характеристики Characteristics 14 10

Остальные 8 14

Others

Содержательно предложения повторяют выявленные в САЭ общие тенденции. Тем не менее стоит подробно рассмотреть каждую группу ответов.

Группа ответов «преподавание» концентрируется вокруг семантики, связанной с профессиональной деятельностью преподавателя и соответствующими его действиями по отношению к студенту. Например: Найдет подход к студенту (2); Качественно излагает материал; Излагает знания так, чтобы студент их смог осмыслить и запомнить; Объяснит так, чтобы до студента дошло, и объективно оценит его старания; Всё понятно объясняет, не заваливает домашней работой, относится ко всем одинаково; Ответит на вопрос студента и поможет разобраться в теме и др. (1 курс); Хочет, чтобы прогресс наблюдался среди всех его студентов; Осознаёт, что на работу он ходит затем, чтобы учить, а не чтобы любить; Реагирует на то, что необходимо студентам и преподносит материал в понятной студентам форме; Знает, что хочет рассказать; Убедится, что всю информацию, которую он передал студентам, они восприняли и осознали, только потом у преподавателя есть право спрашивать знания с учеников; Знает, что делать со студентами на занятии, в меру строг, знает свое дело и др. (4, 5 курсы). Нетрудно заметить, что в этих ответах выражается почти та же семантика, что и в рассмотренных выше реакциях группы «знания и опыт».

Чрезвычайно важным нам представляется увеличение числа ответов, связанных не столько с преподаванием вообще, сколько с дисциплиной преподавателя. Если в ответах первокурсников таковых лишь два (Готов к занятию; Приходит вовремя), то в ответах старшекурсников таковых не менее 6, включая самый частотный: Приходит вовремя (3); Готов к занятию; Заранее планирует каждое занятие и др. При этом возрастает и количество ответов, связанных с низкой трудовой дисциплиной преподавателя: Отпускает студентов раньше; Отпускает поесть пораньше; Опаздывает на первую пару; Опаздывает на пары и др. Подобные примеры нередки у старшекурсников (не менее 8) и вовсе не встречаются у первокурсников. Они показывают, что, вопреки результатам САЭ, данная черта образа идеального преподавателя не исчезает у старшекурсников.

Среди ответов старшекурсников имеется переходные, т. е. те, которые могут быть отнесены и к группе «преподавание», и к группе «помощь и мотивация»: Спрашивает, слушает, уважает; Уважает студента, учитывает его особенности, преподает материал, в котором он разбирается, старается объяснить информацию; Узнаёт, насколько был понят материал, и, если результаты плохие, помогает понять и объяснить еще раз и др. Мы склонны интерпретировать их как показатель дифференциации и обогащения образа в ЯС старшекурсника, поскольку образ лишается у них однозначности, свойственной младшекурсникам.

Ответы группы «помощь и мотивация» изменяются лишь количественно, никакой особой тенденции ни в одной из групп Ии. не наблюдается; за исключением, пожалуй, той, что большинство реакций первокурсников нейтральны и апеллирует к семантике «помощь», в то время как ответы старшекурсников более развернуты, эмоциональны и апеллируют в большей степени к семантике «мотивация». Данная тенденция хорошо показывает изменения образа идеального преподавателя. Ответы первокурсников: Поможет студенту и отнесется с пониманием; Поможет и не поставит «неуд»; Поможет, поймет и простит; Поддержит твое мнение; Мотивирует; Стимулирует студента к изучению предмета; Внимателен, не говорит, что всех будет отчислять, помогает с материалом и не давит эмоционально на студента; Ведет студентов за собой, помогает; Готов поддержать студента как в учебных, так и во внеучебных вопросах. Ответы старшекурсников: Поможет и не попытается превратить студентов в запуганных зомби; Раскроет истинные таланты каждого студента и научит его добывать материал самостоятельно; Поможет решить всякую проблему и объяснит; Даст шанс досдать долги перед экзаменом; Умеет заинтересовать студента; Понимает, чего он хочет от студентов и от процесса обучения, может донести это до студентов, заинтересовать их и мотивировать; Направит, подскажет

и поможет, будет требователен и строг, но справедлив; Поможет студенту разобраться в теме, даст совет; Всё знает и поддержит и пинка даст и поможет развиться и др.

Ответы группы «понимание (отношение к студенту)» проявляют ту же тенденцию - нарастание объема и экспрессивности высказываний от первокурсников к старшекурсникам. Ответы первокурсников: Идёт навстречу студенту (3); Добр и понимающ; Понимающий человек; Должен прислушиваться к студенту; Понимает студента, способен войти в его положение, находит творческий подход к обучению, чтобы заинтересовать всех студентов; Умеет выслушать и понять; Рассмешит, поймет, подскажет и, что самое главное, научит и др. Ответы старшекурсников: Встает на место студента и не кичится своим статусом; Поддерживает студента; Будет интересоваться о жизни студентов, запомнит их имена сразу и будет иметь достойный уровень языка; Принимает чужую точку зрения, если она аргументирована, и никогда не будет убеждать всех в своей идеальной точке зрения; Готов выслушать любое мнение, не оскорбляя его, но поправляя при необходимости фактические ошибки; Поможет, объяснит непонятное и поставит зачет автоматом и никогда не будет унижать и смеяться над слабыми учениками; Объяснит поможет, а не отмажется и придумает себе неотложное «собрание» и др. Как видно, общая семантическая канва ответов первокурсников и старшекурсников сохраняется при обогащении нюансов и дополнительных смыслов, которые наши Ии. считают необходимым выразить.

Ответы группы «характеристики» немногочисленны, но разнообразны, что говорит о их существенной субъективности. Ответы первокурсников: Объективен; Внимателен; Требователен; Беспристрастен; Ответственный и терпеливый; Лояльный, эрудированный, веселый, компетентный; Отзывчив, добр, уважает, требователен; Отличается строгостью и прекрасным чувством юмора; Веселый, заинтересованный; Добрый, но справедливый; Понимающий, терпеливый, спокойный, знающий свой предмет, ответственный; Компетентен, опытен и др. Ответы старшекурсников: Добр и позитивен; Спокоен, уравновешен, снисходителен; Справедлив; Понимающий и компетентный; Требователен, справедлив, с юмором; Спокоен и готов идти на компромисс; Немного строгий, уверенный, дающий возможность студенту раскрыться полностью даже в рамках небольшого количества часов по предмету и др.

В группе «остальные» можно выделить ответ Прав, повторяющийся 4 раза у первокурсников и 3 раза у старшекурсников. Они, однако, могут быть лишь отголоском расхожего выражения «учитель всегда прав» и не отражать реальные переживания Ии. Кроме того, обращают на себя внимание следующие ответы старшекурсников: Не существует; Оставляет свои проблемы, предрассудки и законы ДОМА; Никто никому ничего не должен (слова должен в бланке нет; испытуемый сам додумал, что от него якобы требуется ответить).

3. Образ идеального студента 3.1. Анализ результатов ассоциативного эксперимента

Как и в случае с образом преподавателя, образ студента более рельефно проявит свои особенности при его сравнении с образом идеального студента. Но помимо этого вспомогательного средства образ идеального студента заслуживает изучения как таковой, поскольку в определенной степени отражает стремления, ценности самого студента, а также их реализацию в течение четырех лет обучения в вузе.

В ассоциативном эксперименте этой цели соответствовал стимул ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ, на который первокурсниками было дано 414 реакций (включая 17 нулевых), старшекурсниками - 222 реакции (2 нулевые). Реакции были объединены в 6 семантико-темати-ческих групп: «трудолюбие», «учеба», «ум и интерес», «дисциплина», «активность», «остальные». Распределение реакций по группам представлено в табл. 3.

Реакции первых трех групп содержательно очень близки друг другу.

Таблица 3

Реакции на стимул ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ

Table 3

Reactions to the stimulus IDEAL STUDENT

Группа реакций Group of reactions 1 курс 1st year 4 курс 4th year

Трудолюбие Diligence 32 19

Учёба Studies 51 44

Дисциплина Discipline 46 28

Ум и интерес Intelligence, understanding and interest 34 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Активность Participation 13 12

Остальные Others 222 74

В первую группу вошли реакции, связанные с прилежанием, старанием и т. п., они однотипны: трудолюбивый (11); целеустремлённый (4); прилежный (3); старание (2); усердно занимающийся; учится - не ленится; упорный; усилия; стремление; старательный; старания; прилежание; труд; трудяга; трудящийся (1 курс); трудолюбивый (4), прилежный (4), усердный (3); усердие; терпеливый; старательный; старается; всё знает и может применить; выполняет дедлайны; постоянно занимается самообразованием; занимается самообразованием (4 курс).

В группу «учеба» вошли реакции, выражающие успехи в учебной деятельности. Например: отличник (10); учеба (4); оценки (2); любящий учебу; без прогулов; сдал сессию; заучка; учится; красный диплом; ботан; зубрежка; экзамены; отлично; зачеты; всегда готов; учится; выполнены все задания; без долгов; сдал сессию и др. (1 курс); отличник (8), красный диплом (3); всё делает (2), отлично; учится на пятерки; сдавать всё до дедлайна; вовремя; выполнено; зубрила; учится достойно, но не зубрит; никогда не списывает и др. (4 курс). Примечательно и вполне объяснимо, что реакция красный диплом встречается у старшекурсников трижды, а у первокурсников лишь однажды.

С этой группой реакций по содержанию связана и группа «дисциплина» (т. е. дисциплинированность). Реакции первокурсников: ответственный (12); пунктуальный (10); ответственность (3); исполнительный (2); собранный (2); пунктуальность (2); обязательность; добросовестный; старательный; исполнительность; без прогулов; дисциплинированный; всё вовремя и др. Реакции старшекурсников: ответственный (10), пунктуальный (3), аккуратист; не опаздывает (2); не прогульщик; самостоятельный; всё успевает и делает вовремя; внимательный; прогуливает иногда; исполнительный; не проспал и др.

Наиболее интересным во всех трех группах реакций нам представляется факт почти полного отсутствия динамики образа идеального студента, почти полного его совпадения в ЯС первокурсника и ЯС старшекурсника. Создается впечатление стереотипности и ригидности этого образа.

Несколько отличаются реакции группы «ум и интерес». Реакции первокурсников: умный (25); ум (3); умный; умник; интересуется; знания; с мозгом; сообразительный. Реакции старшекурсников: умный (9), креативный (2), заинтересованный (2); любознательный; мыслящий; инициативный; находчивый; всегда найдет выход из положения; эрудирован; хоро-

шая память; успеваемость; знания; способный; умеет думать и др. Налицо дифференциация этого аспекта идеального образа: то, что первокурсниками переживается просто как ум, у старшекурсников обогащается такими чертами, как инициативность, интерес к учебе, находчивость, хорошая память, любознательность и т. п.

Особняком от основной тенденции стоят и реакции группы «активность», которых тоже не много. Реакции первокурсников: активный (7); активист (2); активность (2); везде участвует; активен. Реакции старшекурсников: активный (7); бодрый; неленивый; не ленивый; не сонный; социально активный. Видно, что, как и в образе идеального преподавателя, но в значительно меньшей степени, у старшекурсников появляются реакции с отрицанием, смысл которых еще предстоит выяснить.

Реакции группы «остальные» очень индивидуальны, хотя в них есть повторяющиеся. Неединичные реакции первокурсников: я (12); внимательный (6); не я (4); зачет (3); бюджет (3); успевающий (3); всё успевает (3); вежливый (3); не существует (3); усидчивость (2); учиться (2); робот (2); общительный (2); хороший (2); сытый (2); уставший (2). Неединичные реакции старшекурсников: не существует (5), я (3); зачетка (2); хитрый (2); это я (2). Далеко не все из них можно считать просто шутками.

Имеются реакции, связанные с образом типичного студента, хотя они не проявляют устойчивой тенденции, например: сытый студент; наетый; не нужен сон; высыпается; не спит (1 курс); выспавшийся; спит; не спит, не ест, не пьет, не гуляет с друзьями, только учится (т. е. мертвый) (4 курс).

Анализ данных ассоциативного эксперимента позволяет сказать, что образ идеального студента довольно беден и в некоторой степени стереотипен. Реакции в основном концентрируются вокруг семантики, связанной с учебной деятельностью. При этом реакции, связанные с личностным развитием, практически отсутствуют; редчайшие исключения - реакции типа разносторонний; саморазвитие; лидер; самовыражение; независимость (1 курс); амбициозный; наличие своей точки зрения (4 курс). Данный образ выглядит весьма бедным в сравнении с образом идеального преподавателя, в котором, напомним, выделялись такие стороны, как чувство юмора, понимание, человечность, строгость, справедливость и т. д., находящие, к тому же, разнообразные средства выражения.

Образ идеального студента предсказуемо еще более беден в сравнении с образом типичного студента, в котором имеются такие характеристики, как интерес, целеустремленность, веселье. Если типичный студент, как показывает наше предыдущее исследование, голоден, пьян, но при этом весел и умен [Яковлев, 2020], то идеальный студент характеризуется крайне однобоко: хорош в учебе и дисциплинирован.

3.2. Анализ данных эксперимента методом незаконченных предложений

В эксперименте с незаконченными предложениями на изучение образа идеального студента направлено предложение Идеальный студент всегда... Ответы Ии. обобщены в табл. 4.

Обратим сразу внимание, что в двух самых больших группах почти все ответы содержательно связаны с учебной деятельностью. Вот некоторые ответы группы «действия». Ответы первокурсников: Делает всё вовремя (3); Не опаздывает (2); Учится (2); Делает невозможное; Бывает ботаником; Всё успевает; Учится на отлично; Ходит на пары и учится всё. Находит время сочетать и развлечения, работу, и отдых, не забывая помогать друзьям и родителям; Мотивирует себя своим возможным успешным будущим; Всегда... никогда не спит [зачеркнуто последнее слово предложения в бланке]; Готов учиться и никогда не хочет спать и др. Ответы старшекурсников, как и в других случаях, более разнообразны: Всё успевает (2); Ценит время, отведенное на студенческие годы; Выполняет домашнюю работу и всячески совершенствует свои способности; Знает и умеет применить свои знания уместно; Собран, дисциплинирован, мотивирован на приобретение знаний, посещает все

занятия и участвует в них с отдачей; Дома делает больше, чем требует программа обучения; Всё сдает вовремя, не прогуливает занятия и вообще во всех аспектах серьезно относится к образовательному процессу; Воспринимает плохое и хорошее как опыт + никогда не разочаровывается в сдел. выборе + проявляет терпение к остальным; Выполняет домашнее задание, участвует в конкурсах/конференциях/олимпиадах, нравится преподавателям, быстро соображает; Знает, когда и что нужно сказать перед преподавателем (несмотря на то, что думает в реале) и др. Видно, что средства выражения образа дифференцируются и приобретают большую эмоциональность от первокурсников к старшекурсникам.

Таблица 4

Ответы на предложение Идеальный студент всегда...

Table 4

Responses to the sentence Ideal student always...

Группа ответов Group of responses 1 курс 1 year 4, 5 курс 4, 5 year

Нулевые 4 3

Zero responses

Действия Activities 89 91

Качества 24 35

Features

Остальные 2 6

Others

Группа «качества» по содержанию мало чем отличается от предыдущей. При этом как у первокурсников, так и у старшекурсников имеется несколько ответов, содержащих или начинающихся с готов, - 15 и 9 соответственно. Ответы первокурсников: Прав (2); Готов к занятиям (2); Идеальный; Зануда; Готов; Готов ко всему; Готов к работе, серьезен и внимателен; Готов к любым «сюрпризам» от преподавателя; Свеж и осведомлен; Трезвый; Не отчислен и др. Ответы старшекурсников: Неидеальный; Является вымышленным; Недоволен собой; Готов; Готов сотрудничать с преподавателем; Готов ко всему морально; Прав; Доволен и не жалуется (но таких почти нет); Подлиза; Активен, умен, позитивен и, главное, жив; Усидчив, исполнителен и покладист, не бунтарь и др.

Таким образом, результаты этого эксперимента дополняют результаты ассоциативного эксперимента и тоже говорят об относительной бедности образа идеального студента.

4. Выводы

Все констатируемые выше тенденции - это лишь особенности конкретного эмпирического материала, которые сами по себе еще мало что значат. Для уяснения их психолингвистического смысла обобщим их и рассмотрим в более широкой теоретической перспективе.

Образ идеального преподавателя складывается в сознании студента еще до поступления в университет, а за годы учебы лишь изменяется, причем в основном количественно. Единственным признаком качественного изменения идеального образа преподавателя можно считать возникновение такого аспекта образа, который выражается в реакциях типа не гнобит, не ругает, не унижает. Их присутствие в реакциях ясно указывает на то, что за годы учебы студент побывал в таких ситуациях взаимодействия с преподавателями, когда тот или иной из них проявил указанные качества (т. е. гнобил, ругал, унижал). Такие неуважительные модели общения в системе «преподаватель - студент», по мнению студента, не должны или не могут быть свойственны идеальному преподавателю. И это мнение выражается не в стан-

дартной связной логической форме, а с помощью отрицательных констативных конструкций типа не гнобит, не унижает.

Тем не менее обогащение образа идеального преподавателя в ЯС студента имеет место, что демонстрируется не прямо, а косвенно - через выражение этого образа более экспрессивными и разнообразными языковыми средствами. Обогащение ментального лексикона новыми единицами и конструкциями вполне можно рассматривать как обогащение образа личностным смыслом.

Если сравнить образы реального и идеального преподавателя, а также языковые средства их репрезентации, то становится ясно, что в отличие от образа реального преподавателя образ идеального преподавателя не претерпевает существенных изменений, хотя за годы обучения тоже лишается стереотипности и наделяется большим личностным смыслом.

Интересно также, что такая черта, как понимание студента, отсутствует в образе реального преподавателя. При этом она регулярно обозначается как в материале ассоциативного эксперимента, так и в завершении незаконченных предложений. В средствах выражения образа реального преподавателя практически не наблюдается реакций типа понимающий (32); понимание (11); лояльный и понимающий и др., как и ответов типа Идёт навстречу студенту (3); Понимающий человек; Принимает чужую точку зрения, если она аргументирована, и никогда не будет убеждать всех в свей идеальной точке зрения и др.

Отметим еще раз, что среди реакций первокурсников нет ни одной, связанной с научной деятельностью преподавателя, а у старшекурсников имеется лишь три такие реакции: доктор наук; научный; ученый. Характеристика идеального преподавателя как ученого остаётся незначительной для студента.

Относительно образа идеального студента можно сделать следующий базовый вывод. Образ идеального студента в ЯС студента не может быть осмыслен самим студентом как субъектом во всей полноте и тем самым является стереотипным или, так сказать, «наведенным», пришедшим со стороны наподобие наведенных воспоминаний. Содержательная бедность и однотипность реакций и ответов подтверждают такой вывод. Можно сказать, что студенту трудно отрефлектировать (критически оценить) самого себя как субъекта деятельности; являясь субъектом деятельности, он не может посмотреть на себя со стороны и увидеть в себе черты идеального студента, поэтому это субъективное осмысление заменяется общественными стереотипами.

С этой стереотипностью образа идеального студента связана и его константность, неизменность за годы обучения: он претерпевает лишь количественные изменения.

Проанализированный материал показывает, что образы идеального преподавателя и идеального студента - это не просто противоположность образов реальных преподавателя и студента. Они развиваются независимо друг от друга на основе разных смысловых структур и разного переживания одной и той же действительности учебной среды. Каждый образ ЯС уникален, однако общая закономерность их изменения едина: переживание студентом собственной деятельности через смысловые структуры (личностный смысл, личностные ценности и т. д.). Иными словами, преломление внешнего через внутреннее.

Список литературы

Залевская А. А. Введение в психолингвистику: Учебник. 2-е изд. испр. и доп. М.: Рос. гос.

гуманит. ун-т, 2007. 560 с. Леонтьев А. А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001. 392 с. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. 511 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 512 с.

Яковлев А. А. Лингвистическая основа общей теории языкового сознания // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. Т. 16, № 3. С. 57-69.

Яковлев А. А. Языковое сознание - часть индивидуального сознания или часть теории? // Вопросы психолингвистики. 2019. № 2 (40). С. 157-171.

Яковлев А. А. Системное описание языкового сознания студента: образ самого студента // Вестник НГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2020. Т. 18, № 2. С.117-131.

References

Leontiev, A. A. Active mind (Activity, Sign, Personality). Moscow, Smysl, 2001, 392 p. (in Russ.)

Leontiev, A. N. Lectures on General Psychology. Moscow, Smysl, 2001, 511 p. (in Russ.)

Leontiev, D. A. Psychology of sense: nature, structure, and dynamics of the sense reality. Moscow, Smysl, 2007, 512 p. (in Russ.)

Yakovlev, A. A. Language consciousness: is it part of consciousness or of a system. Journal of Psycholinguistics, 2019, no. 2, p. 157-171. (in Russ.)

Yakovlev, A. A. Linguistic Basis for the General Theory of the Linguistic Consciousness. Vestnik NSU. Series: Linguistics and Intercultural Communication, 2018, vol. 16, no. 3, p. 45-55. (in Russ.)

Yakovlev, A. A. Systemic description of the student's language consciousness: student's self-image. Vestnik NSU. Series: Linguistics and Intercultural Communication, 2020, vol. 18, no. 2, p. 117-131. (in Russ.)

Zalevskaya, A. A. Introduction to the psycholinguistics. Course book. 2nd ed. Moscow, Russian University for Humanities Press, 2007, 560 p. (in Russ.)

Материал поступил в редколлегию Date of submission 17.09.2019

Сведения об авторе / Information about the Author

Яковлев Андрей Александрович, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева (Красноярск, Россия)

Andrey A. Yakovlev, Cand. of Philol. Sci., Associate Professor, Krasnoyarsk State Pedagogic University (Krasnoyarsk, Russian Federation)

mr.koloboque@rambler.ru ORCID 0000-0003-1491-0577

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.