DOI: 10.38197/2072-2060-2023-239-1-80-93
СИСТЕМНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИИ SYSTEMATIC ECONOMIC EDUCATION -THE IMPORTANT FACTOR OF DEVELOPMENT OF RUSSIA
пороховский анатолий александрович
Научный руководитель кафедры политической экономии экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации
anatoly a. porokhovsky
Scientific Head of the Political Economy Department, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, Doctor of Economic Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation.......................................
АННОТАЦИЯ
Стремление России защищать свои национальные интересы и обеспечить экономический суверенитет в условиях перехода к многополярному миру натолкнулось на жесткое сопротивление развитых экономик во главе с США. Чтобы по возможности нейтрализовать отрицательное влияние внешних факторов, страна начала сосредоточиваться на решении накопившихся проблем, определяющих внутреннее развитие. Оказалось, что для подъема экономики на конкурентный инфраструктурный и технологический уровень остро не хватает кадров, обладающих системным экономическим образованием и способных организовать взаимодействие всех сфер экономики и общества. Именно поэтому важно выявить, каких звеньев не хватает в современном российском экономическом образовании, какова должна быть его структура и содержание. ABSTRACT
Russia's desire to protect its national interests and ensure economic sovereignty in the context of the transition to a multipolar world has encountered stiff resistance from developed economies led by the United States. In order to neutralize the negative impact of external factors as much as possible, the country began to focus on solving the accumulated problems that determine internal development. It turned out that in order to raise the economy to a competitive infrastructural and technological level, there is an acute shortage of personnel with a systematic economic education and able to organize the interaction of all spheres of the economy and society. That is why it is important to identify which links are missing in modern Russian economic education, what its structure and content should be.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Система экономического образования, экономическая наука, политическая экономия, экономикс, смешанная экономика, национальная экономика, экономический суверенитет.
KEYWORDS
System of economic education, economic science, political economy, economics, mixed economy, national economy, economic sovereignty.
Постановка проблемы
Вольное экономическое общество России традиционно держит в центре своего внимания как состояние и проблемы российской экономики, так и тенденции и вызовы в экономической науке и образовании. Важное место в этой деятельности занимают Абалкинские чтения, умножающие научное и педагогическое наследие академика Л.И. Абалкина, который в своих работах не обходил острые проблемы экономики, творчески подходил к применению зарубежного опыта в отечественных условиях. Немало научных выводов и рекомендаций Л.И. Абалкина сохраняют свою актуальность и сегодня, когда в деловых кругах, академической среде и образовательных учреждениях по-разному подходят к вызовам, вставшим в полный рост перед Россией после февраля 2022 г.
Абсолютизация рыночных принципов во всех сферах экономики и общества, когда рынок рассматривается не как один из методов функционирования, а главная цель развития, привела к противопоставлению частных и национальных (общественных) интересов, что привело к умалению национальных интересов на международном уровне, ориентации значительной части российского капитала на зарубежное инвестирование, культивированию в образовании и других отраслях преимущественно зарубежных стандартов. В XXI веке Россия не собирается отгораживаться от остального мира, но обеспечить национальный суверенитет в экономике невозможно без национального суверенитета в образовании, в том числе экономическом. При этом осо-
бенно острой оказалась проблема подготовки выпускников вузов с системным пониманием экономики.
В этой связи в краткой форме остановимся на следующих вопросах:
— рыночные основы смешанной экономики;
— структура и уровни экономического образования;
— роль политической экономии в образовании.
Экономическое образование тесно связано с национальной экономикой по разным параметрам. Но прежде всего сама система экономики, ее место и роль в мировом хозяйстве предопределяют содержание экономической подготовки кадров и населения страны.
Рыночные основы смешанной экономики
Когда для оценки национальной экономики используют выражение «рыночная экономика», то это означает, что она опирается в основном на частную собственность, рынок, конкуренцию. Между тем уже в конце XIX века к регулированию экономики через рыночный механизм стало активно подключаться государство. Иначе говоря, к «невидимой руке» рынка подключается видимая рука государства. Причем почти одновременно механизм чисто рыночного регулирования стал также ограничиваться громадными экономическими комплексами крупных акционерных компаний, где отношения между звеньями одной компании определялись внутрифирменным бизнес-планом. Как известно, постепенно большой бизнес занял лидирующие позиции как внутри национальных экономик, так и в мировом масштабе. Такое развитие рыночной экономики стало основанием для уточнения ее определения с учетом сложного механизма регулирования. Нобелевский лауреат по экономике 1970 г. профессор
( 1П"
Гарвардского университета П. Самуэльсон в своем всемирно известном учебнике «Экономикс», впервые вышедшем в 1948 г. и продолжающем издаваться до сих пор, ввел в учебный и научный оборот сочетание «смешанная экономика» для характеристики реальной, а не идеальной модели рыночной экономики [1, 37-51]. И хотя в литературе, в студенческой аудитории и на бытовом уровне по-прежнему говорят и пишут о рыночной экономике, но ученые, исследователи, государственные мужи отчетливо понимают, что на самом деле речь идет о смешанной экономике, где ее основу составляют рыночные принципы, адаптированные к повсеместному проникновению цифровизации и других явлений.
В этой связи нельзя не вспомнить, как в первые годы перехода России на рыночные принципы экономического развития Л.И. Абалкин, будучи директором Института экономики РАН, на институтском научном семинаре организовал цикл заседаний для выявления основных черт смешанной экономики, чтобы выработать рекомендации по формированию российской рыночной модели. Как участник этих семинаров, могу отметить, что предлагалось переходить от плановой к рыночной экономике периода не дикого капитализма первоначального накопления капитала, а к смешанной экономике капитализма ХХ века. Именно о таком капитализме шла речь и в последнем советском учебнике по политической экономии, изданном в 1988 г. под редакцией В.А. Медведева, в авторский коллектив которого входили Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, В.Д. Камаев, В.В. Куликов, В.А. Мартынов, О.И. Ожерельев, А.А. Пороховский [2].
После выхода этого учебника мне было поручено организовать перевод на русский язык наиболее распространенного американского вводного курса по экономикс. На русском
языке учебник американских профессоров К. Макконнелла и С. Брю «Экономикс: принципы, проблемы и политика» [3] опубликован в 1992 г. В предисловии в этой книге я обратил внимание обучающихся на то, что «природа капиталистического общества одинакова и не зависит от „национального мундира". Однако каждая страна имеет свою существенную специфику в экономическом и социальном развитии. Иными словами, можно говорить о разных моделях современного развития — японской, шведской, французской, немецкой, американской и т.п. Но ни одна из существующих моделей не годится для стопроцентного копирования в наших условиях» [3, 13]. Следует также подчеркнуть, что сами авторы учебника уже в первой части Введение в экономикс и экономику указывают на различия между чистым капитализмом и реальностями американского капитализма [3, 18-131], где наряду с описанием стандартных атрибутов рыночной экономики представляют экономическую роль государства и крупных корпораций, тем самым демонстрируя ограниченную роль «невидимой руки» рынка в самой либеральной в мире американской экономике.
Получается, что главным объектом для изучения в экономических дисциплинах должна быть смешанная экономика, отражающая в том числе особенности российских реалий на разных этапах исторического пути. Теоретическая идеальная модель годится для первичного ознакомления с признаками рыночной экономики.
Структура и уровни экономического образования
Экономическое образование строится на базе экономической науки, которая в рыночной цивилизации имеет интернациональные корни. Из всего многообразия научных школ,
направлений и исследовательских программ в российской вузовской среде наибольшее распространение получила неоклассическая теория, получившая обобщенное название Экономикс [3, 12]. Многие годы ее преподавания показали ее операционную значимость и системную ограниченность. Трудно не согласиться с профессором С.Д. Бодруновым, который в обширном интервью корреспонденту «Российской газеты» сделал вывод о том, что «мировая экономическая наука — это не только микро- и макроэкономика» [4]. Вольное экономическое общество России включилось в обсуждение проблем российского экономического образования, поставленных С.Ю. Глазьевым и А.В. Бузгалиным на страницах «Российского экономического журнала» осенью 2022 г. Поддерживая в основном предлагаемые авторами содержательные и организационные меры, необходимо также остановиться на всем комплексе экономического образования в стране.
Как известно, существует общая экономическая подготовка студентов всех средних и высших учебных заведений и подготовка профессиональных экономистов, которая требует в рыночной экономике значительной специализации по отраслям и сферам деятельности. Наряду с этим развивается предпринимательское или деловое образование как в рамках университетов, так и в бизнес-школах, в которых готовят не только менеджеров разного уровня, но и управленческих аналитиков. Есть также подготовка экономических и управленческих кадров для государственного аппарата разных ветвей и уровней власти. Все эта образовательная деятельность имеет и оперативную составляющую — так называемое краткосрочное дополнительное образование или повышение квалификации.
Для большей эффективности экономической подготовки всех слоев населения важно не забывать о преподавании экономики в средней школе. Пока на уровне школ больше говорят об обучении финансовой грамотности, но этого недостаточно для общей экономической грамотности выпускников средней школы. Возможно, экономика будет частью дисциплины обществознания, которое обеспечит формирование у школьников системное понимание экономики как целого. Но пока существующие учебники по экономике или обществознанию предлагают урезанный вариант экономикс.
Даже краткое описание уровней и целей экономического образования не исключает общего стержня, который скрепляет экономическую подготовку снизу доверху, дополняясь, расширяясь и углубляясь на каждом последующем этапе.
Особого внимания требует подготовка профессиональных экономистов, которая включает бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Среди прочих проблем в этой сфере остро ощущается вопрос: для какой страны готовятся выпускники указанных программ? Даже на так называемых бюджетных местах студенты не чувствуют своей необходимости отечественной экономике, хотя федеральный бюджет тратит немалые средства на их подготовку. Получается, такое образование работает на зарубежного потребителя. А кто же будет работать на обеспечение экономического суверенитета России? Поэтому одновременно с обновлением программ обучения неотложным стало решение проблемы организации и целевого распределения студентов, обучавшихся за государственный счет. И здесь остается свобода выбора — учиться для себя или учиться для себя и работать для своей страны.
Роль политической экономии в образовании
В России в 90-е годы прошлого столетия экономикс начал победное шествие на ниве экономического образования. И не просто шествие, ибо его сторонники и их властная поддержка вдохновили на полный запрет и изгнание политической экономии из студенческой аудитории. В начале даже удалили и историю экономической мысли — студенту достаточно знать современные законы рынка. Затем в ряде вузов страны этот курс был восстановлен в усеченном виде. Вспоминается мудрое выражение — нет пророка в своем отечестве!
Действительно, упоминавшийся выше Гарвардский профессор П. Самуэльсон посчитал важным отметить во введении своего учебника: «Политическая экономия, королева общественных наук, является также хорошей опорой, которую мы можем использовать для обеспечения основ цивилизации» [1, VIII]. Обратите внимание, П. Самуэльсон получил Нобелевскую премию за синтез микро- и макроанализа в экономике, который он впервые опубликовал в 1947 г. Кстати, именно этот синтез лег в основу его знаменитого учебника. Но при этом он понимал, что только политическая экономия обеспечивает системный подход и системное видение экономики. Ни в одной работе П. Самуэльсона нет пренебрежительного отношения к политической экономии, хотя его основное профессиональное занятие находилось в предметной области неоклассической теории. Не случайно именно в Гарвардском университете была открыта аспирантура по политэкономии для подготовки специалистов-аналитиков для федеральных органов власти и крупных американских транснациональных корпораций.
На страницах «Трудов Вольного экономического общества России» мне уже доводилось подробно останавливаться
89
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ВЭО РОССИИ | 239 ТОМ_
на эволюции предмета и метода политической экономии [6] Поскольку до сих пор среди российских экономистов продолжается дискуссия о целесообразности преподавании политической экономии в университетах России, постольку я привел свою аргументацию о сути современной политической экономии и ее месте в общей экономической теории [7]. В связи с необходимостью обновления экономического образования с целью обеспечения экономического суверенитета страны необходимо еще раз подчеркнуть, что, являясь исторически и логически основой общей экономической теории, политическая экономия не претендует на монопольное положение среди других экономических теорий. Однако только в политической экономии все категории и законы взаимообусловлены и взаимосвязаны в рамках единой системы, которая отражает систему всей экономики. Поэтому политическая экономия представляет определенную систему координат, которая позволяет любому студенту изучить и другие теории, сохраняя связь с экономикой как с системой, а не с отдельными ее сферами или функциями. Политическая экономия раскрывает также воспроизводственный подход к экономическому развитию, что особенно важно для сбережения энергии и защиты окружающей среды в современных условиях. Характерно, что разработчики устойчивого развития в формате ESG также обратились к принципу воспроизводства, который позволяет максимально сократить потери и обеспечить возвратность продукции и ресурсов [8].
Ограниченность неоклассической экономической теории с самого начала ее становления в 70-е годы XIX века снимается появлением новых различных теорий, находящихся в методологическом поле неоклассики. Ряд исследователей предлагают объединить такие теории в рамках гетеродоксии
90
[8]. Причем появились предложения отнести к гетеродок-сальным экономическим теориям и современную политическую экономию, продолжающую традиции марксистской политической экономии, которая тем самым вольно или невольно определяется в один ряд с неоклассической ветвью экономического знания. Но к гетеродоксии вполне может быть отнесена так называемая новая политическая экономия, выросшая из новой институциональной теории и только терминологически похожая на политическую экономию с классическими корнями. Новая политическая экономия занимается политическими рынками, экономика — не ее предмет.
Гетеродоксальные экономические теории могут расширить кругозор обучающихся, но они, несмотря на их многочисленность, не в состоянии раскрыть экономику системным образом. В экономическом образовании важно не перегружать учебные программы, учитывать уровень, формы и цели экономической подготовки. При этом характер политической экономии предполагает ее изучение в разном объеме в любом экономическом образовании.
Выводы
Острота текущего момента, связанная с обеспечением экономического национального суверенитета России в жестких внешнеэкономических условиях и перспективой формирования многополярного мира, по-новому высветила содержание и формы экономического образования и его роль в экономике и обществе.
Содержательно экономическое образование повысит свою эффективность при активном преподавании политической экономии, которая не только организует эконо-
мическое знание и системное понимание экономики, но и структурирует преподавание других экономических дисциплин в разных видах экономической подготовки.
Закон об образовании пока не учитывает новые вызовы как перед страной, так и перед образованием вообще и экономическим образованием в частности. Важно, чтобы финансовое обеспечение учебного процесса позволяло людям получить качественную подготовку и способствовало выпускникам внести свой вклад в развитие общества и экономики для повышения качества жизни всех граждан.
Библиографический список
1. Samuelson P.A. Economics. 11thEdition — New York, McGraw-Hill Book Company — 1980. XXVI+861 P.
2. Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В.А., Абалкин Л.И., Ожерельев О.И. и др. — М.: Политиздат, 1988. — 735 с.
3. Пороховский А.А. Предисловие // Макконнелл К.Р, Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. 1992. Т. 1. — М.: Республика. — 399 с. С. 12-14.
4. Мамонова Е. Профессор Сергей Бодрунов: Мировая экономическая наука — это не только микро- и макроэкономика // Российская газета, 2 марта 2023.
5. Бузгалин А.В., Глазьев С.Ю. Российское образование в области экономической теории: необходимо обновление // Российский экономический журнал. 2022. № 5. С. 4-21.
6. Пороховский А.А. Эволюция предмета и метода политической экономии на заре цифровизации / Труды Вольного экономического общества России. 2019. Том 218. № 4. С. 353-360.
7. Пороховский А.А. Еще раз о политической экономии как научной и учебной дисциплине (по поводу дебатируемых аспектов проблемы) / Российский экономический журнал. 2020. № 5. С. 118-128.
П J
8. Goldberg K. Back to basics: A system thinker's view on circularity// World Economic Forum Publishing. 2023. — 3 P. https://www. weforum.org/agenda/2023/02/circular-economy-circularity-sustainability-environment/ (дата обращения: 28.02.2023).
9. Alston E.C., Alston L.J., Mueller B. New Institutional Economics and Cliometrics// NBER Working Paper 30924, 2023. February — 41 P. http://www.nber.org/papers/w30924
References
1. Samuelsopn P.A. Economics. 11th Edition — New York, McGraw-Hill Book Company. — 1980. XXVI+861 P.
2. Politicheskaja jekonomija: Uchebnik dlja vuzov/ Medvedev V.A., Abalkin L.I., Ozherel'ev O.I. i dr. — M.: Politizdat, 1988. — 735 s.
3. Porohovskij A.A. Predislovie//Makkonnell K.R, Brju S.L. Jekonomiks: Principy, problemy i politika. V 2-h t.: Per. s angl.11-go izd. 1992. T.1. — M.: Respublika — 399 s. S. 12-14.
4. Mamonova E. Professor Sergej Bodrunov: Mirovaja jekonomicheskaja nauka — jeto ne tol'ko mikro- i makrojekonomika// Rossijskaja gazeta, 2 marta 2023.
5. Buzgalin A.V., Glaz'ev S.Ju. Rossijskoe obrazovanie v oblasti jekonomi-cheskoj teorii: neobhodimo obnovlenie // Rossijskij jekonomicheskij zhurnal, 2022. № 5 — s. 4-21.
6. Porohovskij A.A. Jevoljucija predmeta i metoda politicheskoj jekonomii na zare cifrovizacii/Trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. 2019. Tom 218. № 4, s. 353-360.
7. Porohovskij A.A. Eshhe raz o politicheskoj jekonomii kak nauchnoj i uchebnoj discipline (po povodu debatiruemyh aspektov problemy)/ Rossijskij jekonomicheskij zhurnal, 2020. № 5, s. 118-128.
8. Goldberg K. Back to basics: A system thinker's view on circularity// World Economic Forum Publishing. 2023. —3 P. https://www.weforum.org/agen-da/2023/02/circular-economy-circularity-sustainability-environment/
9. Alston E.C., Alston L.J., Mueller B. New Institutional Economics and Cliometrics// NBER Working Paper 30924, 2023. February — 41 P. http://www.nber.org/papers/w30924
Контактная информация/ Contact information
МГУ имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46.
Lomonosov Moscow State University, 1-46, Leninsky gory, 119991, Moscow, Russia.
Пороховский Анатолий Александрович / Anatoly A. Porokhovsky [email protected]