Научная статья на тему 'СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА БУДУЩЕГО В ПЕРИОД ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ'

СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА БУДУЩЕГО В ПЕРИОД ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗ БУДУЩЕГО / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТЕПЕНЬ ОРИЕНТАЦИИ НА БУДУЩЕЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Круглова Елена Александровна, Корягина Ксения Александровна

В статье анализируются проблемы, связанные с восприятием будущего представителями разного возраста. В психологии личности вопрос отношения к собственному будущему является одним из важнейших в рамках экзистенциальных ценностей и отражает перспективы ее самореализации. Методологической основой исследования является системный подход и его основные принципы, в частности принцип многомерности и целостности в познании изучаемого психического явления с учетом его многочисленных детерминант. Системно-психологическому анализу подвергнуты различные аспекты образа будущего у представителей разных возрастных групп: представления о ближайшем, среднесрочном и долгосрочном будущем; значимость различных сфер жизнедеятельности в будущем; степень ориентации на будущее в целом. Исследованы психологические детерминанты образа будущего в юношеском и молодом возрасте. Результаты исследования показали, что у лиц юношеского и молодого возраста присутствуют представления о ближайшем, среднесрочном и долгосрочном будущем. Однако восприятие долгосрочных перспектив у лиц юношеского возраста выражено слабее. Установлено, что неустойчивое эмоциональное состояние личности со склонностью к невротизации способствует формированию негативного образа будущего и неудовлетворенности различными сторонами жизни. Таким образом, степень ориентации на будущее в юношеском и молодом возрастах детерминирована разными психологическими характеристиками, но в системе представлений о времени дает общую картину образа будущего личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Круглова Елена Александровна, Корягина Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE IMAGE OF THE FUTURE IN THE PERIOD OF ADOLESCENCE AND YOUTH

The article analyzes the problems associated with the perception of the future by representatives of different ages. In personality psychology, the question of attitude to one’s own future is one of the most important within the framework of existential values and reflects the prospects for its self-realization. The methodological basis of the research is a system approach and its basic principles, in particular the principle of multidimensionality and integrity in the cognition of the investigated mental phenomenon, taking into account its numerous determinants. Various aspects of the image of the future of different age groups representatives have been subjected to system psychological analysis: ideas about the near, medium and long-term future; the importance of various spheres of life in the future; the degree of orientation towards the future as a whole. The psychological determinants of the image of the future in adolescence and youth are investigated. The results of the study showed that adolescents and young adults have ideas about their near, medium and long-term future. However, the perception of long-term prospects in young people is less pronounced. It is established that the unstable emotional state of a person with a tendency to neuroticism contributes to the formation of a negative image of the future and dissatisfaction with various aspects of life. Thus, the degree of orientation to the future in an adolescence and young age is determined by different psychological characteristics, but in the system of ideas about time gives a general picture of the image of the future of the individual.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА БУДУЩЕГО В ПЕРИОД ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ»

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.2

СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА БУДУЩЕГО В ПЕРИОД ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ

Е. А. Круглова,

ИвГУ, Иваново, kruglo-e@mail.ru, К. А. Корягина,

детский дом «Радуга», Иваново, ksenia42@hotmail.com

В статье анализируются проблемы, связанные с восприятием будущего представителями разного возраста. В психологии личности вопрос отношения к собственному будущему является одним из важнейших в рамках экзистенциальных ценностей и отражает перспективы ее самореализации. Методологической основой исследования является системный подход и его основные принципы, в частности принцип многомерности и целостности в познании изучаемого психического явления с учетом его многочисленных детерминант.

Системно-психологическому анализу подвергнуты различные аспекты образа будущего у представителей разных возрастных групп: представления о ближайшем, среднесрочном и долгосрочном будущем; значимость различных сфер жизнедеятельности в будущем; степень ориентации на будущее в целом. Исследованы психологические детерминанты образа будущего в юношеском и молодом возрасте.

Результаты исследования показали, что у лиц юношеского и молодого возраста присутствуют представления о ближайшем, среднесрочном и долгосрочном будущем. Однако восприятие долгосрочных перспектив у лиц юношеского возраста выражено слабее. Установлено, что неустойчивое эмоциональное состояние личности со склонностью к невротизации способствует формированию негативного образа будущего и неудовлетворенности различными сторонами жизни. Таким образом, степень ориентации на будущее в юношеском и молодом возрасте детерминирована разными психологическими характеристиками, но в системе представлений о времени дает общую картину образа будущего личности.

Ключевые слова: системный подход; личность; образ будущего; временная перспектива; сферы жизнедеятельности; степень ориентации на будущее; самоактуализация.

Для цитаты: Круглова Е. А., Корягина К. А. Системно-психологический анализ образа будущего в период юности и молодости // Системная психология и социология. 2022. № 1 (41). С. 19-29. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.2

Круглова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, Иваново.

E-mail: kruglo-e@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7933-4921

Корягина Ксения Александровна, педагог-психолог Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Радуга», Иваново.

E-mail: ksenia42@hotmail.com

ORCID: 0000-0003-2536-5746

© Круглова Е. А., Корягина К. А., 2022

UDC 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.2

SYSTEM-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE IMAGE OF THE FUTURE IN THE PERIOD OF ADOLESCENCE AND YOUTH

E. A. Kruglova,

ISU, Ivanovo, kruglo-e@mail.ru,

K. A. Koryagina,

orphanage "Raduga", Ivanovo, ksenia42@hotmail.com

The article analyzes the problems associated with the perception of the future by representatives of different ages. In personality psychology, the question of attitude to one's own future is one of the most important within the framework of existential values and reflects the prospects for its self-realization. The methodological basis of the research is a system approach and its basic principles, in particular the principle of multidimension-ality and integrity in the cognition of the investigated mental phenomenon, taking into account its numerous determinants.

Various aspects of the image of the future of different age groups representatives have been subjected to system psychological analysis: ideas about the near, medium and long-term future; the importance of various spheres of life in the future; the degree of orientation towards the future as a whole. The psychological determinants of the image of the future in adolescence and youth are investigated.

The results of the study showed that adolescents and young adults have ideas about their near, medium and long-term future. However, the perception of long-term prospects in young people is less pronounced. It is established that the unstable emotional state of a person with a tendency to neuroticism contributes to the formation of a negative image of the future and dissatisfaction with various aspects of life. Thus, the degree of orientation to the future in an adolescence and young age is determined by different psychological characteristics, but in the system of ideas about time gives a general picture of the image of the future of the individual.

Keywords: system approach; personality; image of the future; time perspective; spheres of life; degree of orientation to the future; self-actualization.

For citation: Kruglova E. A., Koryagina K. A. System-psychological analysis of the image of the future in the period of adolescence and youth // Systems psychology and sociology. 2022. № 1 (41). P. 19-29. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.2

Kruglova Elena Aleksandrovna, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Continuous Psychological and Pedagogical Education, Ivanovo State University, Ivanovo, Russia.

E-mail: kruglo-e@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7933-4921

Koryagina Ksenia Aleksandrovna, teacher-psychologist at the Ivanovo special (correctional) orphanage "Raduga", Ivanovo, Russia.

E-mail: ksenia42@hotmail.com

ORCID: 0000-0003-2536-5746

Введение

Среди экзистенциальных проблем современного социума, указывающих на направленность человеческого развития, основной считается образ будущего, который рассматривается как результат внутренней деятельности личности,

отражающей особенности жизненных стремлений, ценностные ориентации, перспективы, особенности самореализации [7]. Исследованию специфики формирования образа будущего посвящены работы ряда зарубежных [20; 27] и отечественных авторов [1; 4]. В рамках истории, психологии и других гуманитарных и социальных наук описывается интерес

человека к различным аспектам своего будущего.

Автор концепции личностных конструктов Дж. Келли указывает, что человек, как правило, выстраивает свою жизнь в соответствии с планом на будущее. При этом адекватность в прогнозировании будущих событий зависит от использования личностных конструктов, регулирующих взаимосвязь образа будущего с действительностью [25: с. 56]. Понятие образа будущего находит параллели с «социальным воображаемым» французского социолога, философа и психоаналитика К. Касториа-диса. По его мнению, образ будущего — это «необусловленное творчество» в социально-исторической области. При этом социальное воображаемое он связывает с особенностями человеческой психики, а не со спецификой социума [10: с. 67].

Картина будущего раскрывается как целостный, единый образ, который складывается в определенном социуме в определенное время. Он имеет когнитивную и эмоциональную составляющие. Когнитивной основой образа будущего являются жизненный опыт, ценностные ориентации, знания об окружающем мире, логическое и системное мышление, технологии социального взаимодействия. Эмоциональный компонент существует в феноменах желаемой нами реальности как мысленные конструкции устремлений, т. е. как некая мечта [5].

Ведущим научным подходом отечественной психологии является системный подход, разработанный Б. Ф. Ломовым, с точки зрения которого анализируется феномен образа будущего. Автор рассматривает проблему образа будущего на примере антиципации. В своих работах он отмечает высокое значение антиципации для всех аспектов жизнедеятельности людей, особо акцентируя внимание на том, что в начале любой деятельности у каждого человека имеется определенная ментальная модель в виде представления ожидаемых результатов [13].

Современные исследования образа будущего, закономерностей его формирования и детерминации представлены в различных теоретических и эмпирических исследованиях. Анализ социокультурной и психосоциальной обусловленности содержится в работе

С. В. Абрамова [1]. Духовный, социальный и нравственный аспекты образа будущего рассмотрены Е. В. Шелкопляс [20]. Особенности образа будущего в представлениях подростков и юношей проанализированы С. Б. Абрамовой [2], К. Н. Белогай [4], Н. С. Даниловой [5], О. М. Дудиной [6], К. А. Корягиной [12]. Взаимосвязь образа будущего с мотивацией и особенностями саморазвития личности изучена А. А. Тихоновой [19: с. 6], Н. Г. Скворцовым [17]. Образ будущего рассматривался в контексте проблем социума [14], профориентации молодежи [16; 18], уровней субъективного контроля личности [8: с. 5; 9]. Ряд исследований посвящен изучению отношения к будущему в различные возрастные периоды с участием российских [11; 21] и зарубежных респондентов [22-24]. Особое внимание уделялось образу будущего у представителей подросткового возраста [26; 28]

В настоящем исследовании представлен системный анализ возрастных особенностей образа будущего. Исследование основано на таком важном принципе системного подхода, как многомерность психических явлений [3]. Образ будущего у представителей разных возрастных групп анализируется с учетом взаимосвязи с психологическими особенностями личности. Возрастная периодизация базируется на положениях системно-психологической периодизации развития [15: с. 165]. Целью настоящего исследования стал комплексный анализ психологических особенностей и личностных детерминантов образа будущего у лиц юношеского и молодого возраста.

Методика исследования

В системном исследовании образа будущего в юношеском и молодом возрасте использовались следующие психодиагностические методики: 1) опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой и О. В. Митиной; 2) тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д. А. Леонтьева; 3) Фрайбургский многофакторный личностный опросник (тест FPI) в адаптации А. А. Крылова и Т. И. Ронгинской; 4) авторская анкета, содержащая вопросы,

направленные на изучение взглядов испытуемых на образ будущего.

В исследовании участвовали 86 респондентов в возрасте от 18 до 37 лет, из них лица в возрасте от 18 до 23 лет — 44 респондента, лица в возрасте от 27 до 37 лет — 42 респондента.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования показали, что у лиц юношеского и молодого возраста присутствуют представления о ближайшем, среднесрочном и долгосрочном будущем. Однако с увеличением временного промежутка респонденты обеих возрастных групп чаще отмечают отсутствие у себя подобных представлений. Респонденты юношеского и молодого возраста практически одинаково оценивают особенности изменения собственного будущего. По их мнению, через 5-10 лет оно изменится преимущественно в лучшую сторону.

Образ будущего тесно связан со сферами жизнедеятельности, в которых он проявляется. В результате анализа значимости данных сфер и удовлетворенности успехами в них были выявлены следующие особенности. Статистически значимые различия между лицами юношеского и молодого возраста обнаружены по шкале семейной сферы, а также по шкалам удовлетворенности успехами в семейной, сексуальной, эмоциональной и физической сферах. Семейная сфера для лиц молодого возраста более значима, чем для лиц юношеского возраста, что можно объяснить их большей направленностью на построение и укрепление семейных отношений. В юношеском возрасте развитие и сохранение семейных отношений не является приоритетным направлением. Кроме того, лица молодого возраста более удовлетворены своими успехами в указанных сферах, чем лица юношеского возраста. Это можно объяснить тем, что юноши пока находятся в своеобразном поиске себя, направлений своего развития в будущем, а лица молодого возраста имеют определенные результаты во многих сферах жизнедеятельности.

Результаты исследования показали, что лица молодого возраста в большей степени,

чем лица юношеского возраста, воспринимают прошлое позитивно. При этом настоящее кажется им не таким фаталистичным. Респонденты молодого возраста позитивно принимают собственное прошлое, для них пережитое является опытом, способствующим развитию. Лица юношеского возраста более ориентированы на настоящее, но оно видится им независимым от собственной воли и предопределенным. Степень ориентации на будущее, согласно результатам данной методики, у обеих групп испытуемых находится на среднем уровне, что отражает наличие у них целей и планов на будущее, характеризуется планированием и стремлением к достижению будущих целей.

В ходе исследования было обнаружено, что респонденты молодого возраста подходят более осознанно к вопросам осмысленности жизни, нежели обследуемые юношеского возраста. У респондентов молодого возраста показатели «процесс жизни», «результат жизни» и «общий показатель осмысленности жизни» значимо превышают соответствующие показатели респондентов в период юности. Таким образом, в молодом возрасте жизнь представляется более эмоционально насыщенной, интересной и разнообразной, поэтому респонденты удовлетворены своим настоящим. Представители молодого возраста в большей степени удовлетворены результатом жизни и самореализацией, прожитая часть жизни представляется для них осмысленной и продуктивной.

Ориентация во времени является одним из главных показателей самоактуализации личности, поэтому следующим этапом исследования стало изучение основных аспектов самоактуализации и их различий в группах лиц юношеского и молодого возраста. Результаты исследования показали наличие значимых различий между представителями юношеского и молодого возраста по шкалам «ориентация во времени», «взгляд на природу человека», «самопонимание». Данные показатели определенно выше у лиц молодого возраста.

Для лиц молодого возраста более характерен положительный взгляд на природу человека, вера в людей, а также гармония в межличностных отношениях. В юношеском возрасте

естественная симпатия и доверие к людям выражены в меньшей степени. Это можно объяснить тем, что юноши настороженно относятся к событиям жизни, потому что не имеют достаточного опыта выхода из проблемных ситуаций. Имея этот опыт к наступлению молодого возраста, личность способна абстрагироваться от переживаний настоящего и более позитивно рассматривать различные аспекты будущего.

Кроме того, в молодом возрасте обнаруживается более высокий уровень самопонимания. Самопонимание как одну из фундаментальных характеристик личности можно связать с большим опытом оценки прошлого, настоящего и будущего.

Следующим этапом исследования стало определение психологических детерминантов представлений о будущем в изучаемых группах респондентов. С этой целью был проведен корреляционный анализ по формуле Пирсона, позволяющий выявить взаимосвязи между количественными показателями, а также оценить их статистическую значимость. В таблице 1 представлены взаимосвязи между показателями образа будущего и личностными характеристиками респондентов.

Для респондентов с выраженной невроти-зацией личности (невротичностью) характерно отсутствие представлений о ближайшем (г = -0,356;p < 0,01), среднесрочном (г = -0,319; p < 0,01) и долгосрочном (г = -0,343; p < 0,01) будущем. Высокая невротичность не позволяет этим личностям выстраивать жизненные планы и прогнозировать собственное будущее. Тем не менее успехи в профессиональном развитии являются для них достаточно значимыми (г = 0,271; p < 0,05).

Лица с выраженной депрессивностью также не имеют представлений о ближайшем (г = -0,526; p < 0,01), среднесрочном (г = -0,431; p < 0,01) и долгосрочном (г = -0,345; p < 0,01) будущем. Они считают, что их будущее через 5-10 лет не изменится в лучшую сторону (г = -0,321;p < 0,01). Эти респонденты не удовлетворены своими успехами в профессиональной (г = -0,388; p < 0,01), семейной (г = -0,227; p < 0,01), сексуальной (г = -0,314; p < 0,01), эмоциональной (г = -0,296; p < 0,01) и духовной (г = -0,264; p < 0,05) сферах жизни. Негативное эмоциональное состояние и отрицательное отношение к себе, а также депрессивное поведение не позволяют данной категории

Таблица 1

Взаимосвязь образа будущего и личностных характеристик респондентов

Шкала Показатели образа будущего Коэффициент корреляции

Невротичность Наличие представлений о будущем ближайшее -0,356

среднесрочное -0,319

долгосрочное -0,343

Значимость профессиональной сферы жизни 0,271

Депрессивность Наличие представлений о будущем ближайшее -0,526

среднесрочное -0,491

долгосрочное -0,345

Изменение будущего через 5-10 лет в лучшую сторону -0,227

Успешность в сфере жизни профессиональная -0,388

семейная -0,227

сексуальная -0,314

эмоциональная -0,296

духовная -0,264

Раздражительность Наличие представлений о будущем ближайшее -0,253

среднесрочное -0,358

долгосрочное -0,322

Изменение будущего через 5-10 лет в лучшую сторону -0,293

Уравновешенность Наличие представлений о будущем ближайшее 0,407

среднесрочное 0,350

долгосрочное 0,413

Шкала Показатели образа будущего Коэффициент корреляции

Изменение будущего через 5-10 лет в лучшую сторону 0,327

Успешность в сфере жизни профессиональная 0,293

сексуальная 0,271

эмоциональная 0,257

Застенчивость Наличие представлений о будущем ближайшее -0,313

среднесрочное -0,272

Успешность в сфере жизни профессиональная -0,257

семейная -0,260

сексуальная -0,360

эмоциональная -0,319

духовная -0,433

Экстраверсия Наличие представлений о будущем ближайшее 0,354

среднесрочное 0,250

Изменение будущего через 5-10 лет в лучшую сторону 0,316

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успешность в сфере жизни профессиональная 0,352

семейная 0,330

эмоциональная 0,274

Эмоциональная лабильность Наличие представлений о будущем ближайшее -0,524

среднесрочное -0,533

долгосрочное -0,447

Изменение будущего через 5-10 лет в лучшую сторону -0,258

Значимость семейной сферы жизни -0,230

Успешность в сфере жизни профессиональная -0,434

семейная -0,367

сексуальная -0,387

эмоциональная -0,309

духовная -0,256

интеллектуальная -0,232

Маскулинно сть Наличие представлений о будущем ближайшее 0,252

долгосрочное 0,246

Успешность в сфере жизни сексуальная 0,270

эмоциональная 0,228

респондентов быть в полной мере удовлетворенными своей жизнью, а будущие позитивные изменения для них кажутся маловероятными. Аналогичные корреляции выявлены с такими качествами, как раздражительность, застенчивость и эмоциональная лабильность. Следовательно, неустойчивое эмоциональное состояние со склонностью к невротизации не способствует позитивной оценке будущего.

Уравновешенность (устойчивость к стрессу) позволяет респондентам прогнозировать собственное будущее на краткосрочные (г = 0,407; p < 0,05), среднесрочные (г = 0,35; p < 0,01) и долгосрочные (г = 0,413; p < 0,01) перспективы. Респонденты с высокими показателями по этой шкале видят позитивные изменения в своем будущем через 5-10 лет

(г = 0,327;p < 0,01). Они удовлетворены своими успехами в профессиональной (г = 0,293; p < 0,01), сексуальной (г = 0,271; p < 0,05) и эмоциональной (г = 0,257; p < 0,05) сферах жизни. Уверенность в себе, оптимистичность и активность позволяют этим испытуемым положительно оценивать собственное будущее, видеть возможность позитивных изменений в нем, что также способствует развитию чувства удовлетворенности собственными успехами.

Экстраверсия дает возможность респондентам иметь представления о ближайшем (г = 0,534; p < 0,01) и среднесрочном будущем (г = 0,25;p < 0,05). Экстраверты удовлетворены своими успехами в профессиональной (г = 0,352; p < 0,01), семейной (г = 0,33;

p < 0,01) и эмоциональной (г = 0,247; p < 0,05) сферах жизни. Экстравертированность, связанная с общительностью и открытостью, позволяет респондентам быть уверенными в будущем и в собственных успехах. Аналогичные корреляционные связи отмечены с маскулинностью, которая характеризуется спокойностью, взвешенностью, стойкостью и способствует развитию позитивных взглядов на будущее и удовлетворенности успехами в жизни.

Следующим шагом стало изучение различий в детерминации образа будущего в юношеском и молодом возрасте. Были установлены корреляционные взаимосвязи степени ориентации на будущее и личностных характеристик респондентов. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 2.

Результаты корреляционного анализа показали, что степень ориентации на будущее в юношеском и молодом возрасте детерминирована разными психологическими характеристиками.

В юношеском возрасте степень ориентации на будущее связана с уравновешенностью, положительным взглядом на природу человека, экстраверсией и креативностью. Препятствием на пути постановки целей и планов на будущее является застенчивость (предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные

жизненные ситуации) и склонность к невро-тизации.

Таким образом, можно составить своеобразный психологический портрет представителя юношеского возраста с высокой степенью ориентации на будущее.

Лицо юношеского возраста, имеющее достаточно четкие представления о будущем, склонное ставить цели и составлять планы на будущее, имеет положительный взгляд на природу человека. Его характеризует естественная симпатия и доверие к людям, ориентация на гармоничные, искренние и доброжелательные отношения с людьми. Такой человек оптимистичен, активен, уверен в себе и устойчив к стрессу. Обладает творческим отношением к жизни.

В молодом возрасте степень ориентации на будущее связана с уравновешенностью,

самопониманием, стремлением к самоактуализации, ориентацией во времени, ценностными ориентациями, аутосимпатией и контактностью.

Позитивной оценке будущего у лиц молодого возраста не способствует депрес-сивность, неустойчивость эмоционального состояния, повышенная возбудимость, раздражительность и недостаточная саморегуляция.

Таким образом, представитель молодого возраста с высокой степенью ориентации

Таблица 2

Различия в детерминации степени ориентации на будущее в юношеском и молодом возрасте

Коэффициент корреляции Вероятность ошибки

Личностные характеристики Юношеский Молодой Юношеский Молодой

возраст возраст возраст возраст

Невротичность -0,386 -0,351 p < 0,05 p < 0,05

Уравновешенность 0,366 0,430 p < 0,05 p < 0,01

Положительный взгляд на природу человека 0,430 p < 0,01

Степень Депрессивность -0,533 p < 0,01

Застенчивость -0,383 p < 0,05

ориентации Эмоциональная лабильность -0,491 p < 0,01

на будущее Экстраверсия 0,326 p < 0,05

Креативность 0,334 p < 0,05

Самопонимание 0,459 p < 0,01

Стремление к самоактуализации 0,401 p < 0,01

Ориентация во времени 0,474 p < 0,01

Ценности 0,416 p < 0,01

Аутосимпатия 0,310 p < 0,05

Контактность 0,318 p < 0,05

на будущее активно старается раскрыть и реализовать свой личностный потенциал, он чувствителен к своим желаниям и потребностям, не склонен подменять собственные вкусы, оценки и ценности внешними социальными стандартами. Оптимистичен, уверен в себе, устойчив к стрессу, способен к формированию стабильных и доброжелательных отношений с окружающими. Молодой человек разделяет ценности и традиции самоактуализирующейся личности, к числу которых относятся справедливость, уникальность, свершения, самодостаточность и др. Это цельная личность с хорошо осознаваемой Я-концепцией, адекватной и устойчивой самооценкой, понимающая экзистенциальную ценность жизни в целом.

Выводы

1. У лиц юношеского и молодого возраста присутствуют представления о ближайшем, среднесрочном и долгосрочном будущем. Однако восприятие долгосрочных перспектив у лиц юношеского возраста выражено слабее, юноши менее ориентированы на долгосрочное будущее, меньше уделяют внимание разработке планов.

2. Представители юношеского и молодого возраста в большей степени ориентированы на настоящее. Однако юношам оно видится независимым от собственной воли и предопределенным, а лица молодого возраста хорошо понимают экзистенциальную ценность жизни в целом: жизнь в настоящем и в будущем представляется им интересной и насыщенной смыслом.

3. Для лиц молодого возраста семейная сфера в будущем более значима, чем для лиц юношеского возраста. Кроме того, для лиц молодого возраста в будущем необходима удовлетворенность успехами в семейной, сексуальной, эмоциональной и физической сферах.

4. Развитию позитивных взглядов на будущее и удовлетворенности успехами в различных сферах жизни способствуют уравновешенность (оптимизм, уверенность в себе и стрессоус-тойчивость), а также экстравертированность и маскулинность.

5. Неустойчивое эмоциональное состояние личности со склонностью к невротизации не способствует позитивной оценке будущего и удовлетворенности различными сферами жизни.

6. Степень ориентации на будущее в юношеском и молодом возрасте детерминирована разными психологическими характеристиками:

- в юношеском возрасте — уравновешенностью, положительным взглядом на природу человека, экстраверсией и креативностью;

- в молодом возрасте — самопониманием, стремлением к самоактуализации, ориентацией во времени, ценностными ориентация-ми, аутосимпатией и контактностью.

Заключение

Системно-психологический анализ образа будущего показал, что его восприятие является важной экзистенциальной характеристикой личности как в юношеском, так и в зрелом возрасте. Степень ориентации на будущее, особенности образа будущего во многом зависят от индивидуальных и возрастных особенностей личности. В исследовании обнаружены характерные для обозначенных возрастных групп особенности и детерминанты, определяющие образ будущего.

Знание указанных особенностей, их учет в практике психологического консультирования и просвещения может помочь в работе с личностью в процессе планирования деятельности, постановки целей и задач на будущее и их успешной реализации.

Литература

1. Абрамов С. В. Социокультурная и психосоциальная обусловленность образа будущего в сознании общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 1. С. 16-19.

2. Абрамова С. Б. Образ будущего в представлениях современных подростков: ожидания и страхи // Logos et Praxis. 2017. Т. 16. № 3. С. 97-106.

3. Барабанщиков В. А. Принцип системности в современной психологии // Психология. 2004. № 3. С. 3-17.

4. Белогай К. Н., Бугрова Н. А. Образ будущего у старших подростков: межполовые различия // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 1. С. 86-104.

5. Данилова Н. С. Целевая составляющая образа будущего в юношеском возрасте // Научные исследования XXI века. 2020. № 1 (3). С. 394-400.

6. Дудина О. М., Алексеев М. О. Образ будущего и жизненные стратегии современной студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 10. С. 8-14.

7. Желтикова И. В. Исследования будущего и место в них концепта «образ будущего» // Философская мысль. 2020. № 2. С. 15-32.

8. Канищева М. А. Особенности образа будущего у студентов с разным уровнем субъективного контроля: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Юж. федер. ун-т. Ростов-на-Дону, 2016. 22 с.

9. Канищева М. А., Жукова В. И., Саенко Д. М. Осмысленность жизни как параметр образа будущего студентов с разным уровнем субъективного контроля [Электронный ресурс] // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: материалы VII Всероссийской конференции с международным участием, 23-25 ноября 2017 г. / под ред. П. В. Ткаченко. Ч. 1. Курск: КГМУ 2017. 1 CD/R. С. 156-160.

10. Касториадис К. Воображаемое установление общества. М.: Гнозис, 2003. 480 с.

11. Колда А. А. Образ желаемого будущего у подростков из больших и малых городов // Психология — наука будущего: материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология — наука будущего», 14-15 ноября 2017 года, Москва / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2017. С. 381-385.

12. Корягина К. А. Половые различия в восприятии образа будущего и в мотивационной сфере студентов вузов // Международный студенческий научный вестник: сетевое издание. 2019. № 1. С. 81.

13. Обозов Н. Н., Полежаева О. Д. Принципы системного подхода в психологии как основного инструмента познания психики в концепции Б. Ф. Ломова // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития / отв. ред.: А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2017. С. 289-295.

14. Озеров А. А. Образ будущего в контексте проблем социума // Право и образование. 2019. № 9. С. 18-25.

15. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

16. Серякова С. Б., Звонова Е. В., Антонова У А. Образ будущего в планировании карьеры молодыми сотрудниками // Человеческий капитал. 2020. № 8 (140). С. 69-77.

17. Скворцов Н. Г., Безрукова О. Н., Шилкина Н. Е. Молодежь XXI века: образ будущего // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 148-150.

18. Тавасиева А. М., Тавасиева З. Р. Образ будущего и профессиональная ориентация молодежи: успешность и самореализация // Психология и педагогика XXI века. Современные проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 марта 2018 г., г. Оренбург): в 2 ч. / отв. ред. А. А. Сукиасян. Ч. 2. Уфа: АЭТЕРНА, 2018. С. 158-162.

19. Тихонова А. А. Взаимосвязь образа будущего я с мотивацией к саморазвитию в возрасте юности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2015. 23 с.

20. Шелкопляс Е. В. Образ будущего: духовный, социальный и нравственный аспекты // На пути к гражданскому обществу. 2017. № 2 (26). С. 95-110.

21. Шилова Н. П., Бруданов П. П. Изменение представлений об образе будущего в юношеском возрасте // Психолог. 2020. № 4. С. 45-59.

22. Amett J. J., Padilla-Walker L. M. Brief report: Danish emerging adults' conceptions of adulthood // Journal of Adolescence. 2015. Vol. 38. P. 39-44. DOI: 10.1016/j.adolescence.2014.10.011

23. Badger S., Nelson L. J., Barry C. M. Perceptions of the transition to adulthood among Chinese and American emerging adults // International Journal of Behavioral Development. 2006. Vol. 30. № 1. P. 84-93. DOI: 10.1177/0165025406062128

24. Hirsch D. Constructions and interpretations in adolescence: From the future anterior to the re-composed past // Adolescence. 2011. Vol. HS 1. Issue 5. P. 189-199. DOI: 10.3917/ado.hs01.0189

25. Kelly G. A. A theory of personality: The psychology of personal constructs. New York: Norton, 1963, 208 р.

26. Porcelli C., Palumbo A. Adolescence between Past and Future // Adolescent Health and Wellbeing. November 2019. P. 273-284. DOI: 10.1007/978-3-030-25816-0 13

27. Ramatov J., Rakhmanova S., Yunusova N. S. Philosophical analysis of socio-economic forecasting of the future // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Vol. 24. Special Issue 1. P. 991-999. DOI: 10.37200/IJPR/V24SP1/PR201244

28. Seginer R., Lilach E. How adolescents construct their future: the effect of loneliness on future orientation // Journal of Adolescence. 2004. Vol. 27. № 6. P. 625-643. DOI: 10.1016/j.adolescence.2004.05.003

29. Tikkanen J. Concern or confidence? Adolescents' identity capital and future worry in different school contexts // Journal of Adolescence. 2015. Vol. 46. P. 14-24. DOI: 10.1016/j.adolescence.2015.10.011

References

1. Abramov S. V. SociokuFturnaya i psixosociaFnaya obuslovlennost' obraza budushhego v soznanii obshhestva [Sociocultural and psychosocial conditionally of the image of the future in the consciousness of society] // Gumanitarny'e, social'no-e'konomicheskie i obshhestvenny'e nauki [Humanities, socio-economic and social sciences]. 2019. № 1. P. 16-19.

2. Abramova S. B. Obraz budushhego v predstavleniyax sovremenny'x podrostkov: ozhidaniya i straxi [The image of the future in the representations of modern adolescents: expectations and fears] // Logos et Praxis [Logos et Praxis]. 2017. Vol. 16. № 3. P. 97-106.

3. Barabanshhikov V. A. Princip sistemnosti v sovremennoj psixologii [The principle of consistency in modern psychology] // Psixologiya [Psychology]. 2004. № 3. P. 3-17.

4. Belogaj K. N., Bugrova N. A. Obraz budushhego u starshix podrostkov: mezhpolovy'e razlichiya [The image of the future in older adolescents: intersex differences] // Psixologo-pedagogicheskie issledovaniya [Psychological and pedagogical research]. 2020. Vol. 12. № 1. P. 86-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Danilova N. S. Celevaya sostavlyayushhaya obraza budushhego v yunosheskom vozraste [The target component of the image of the future in adolescence] // Nauchny'e issledovaniya XXI veka [Scientific research of the XXI century]. 2020. № 1 (3). P. 394-400.

6. Dudina O. M., Alekseev M. O. Obraz budushhego i zhiznenny'e strategii sovremennoj studencheskoj molodezhi [The image of the future and life strategies of modern student youth] // Social'no-gumanitarny'e znaniya [Socio-humanitarian knowledge]. 2019. № 10. P. 8-14.

7. Zheltikova I. V Issledovaniya budushhego i mesto v nix koncepta «obraz budushhego» [Future studies and the place of the concept "image of the future" in them] // Filosofskaya my'sl' [Philosophical Thought]. 2020. № 2. P. 15-32.

8. Kanishheva M. A. Osobennosti obraza budushhego u studentov s razny'm urovnem sub''ektivnogo kontrolya: avtoreferat dis. ... kand. psixol. nauk [Features of the image of the future for students with different levels of subjective control. Abstract of the dissertation of the candidate of psychological sciences] / Yuzh. feder. un-t. Rostov-na-Donu, 2016. 22 p.

9. Kanishheva M. A., Zhukova V. I., Saenko D. M. Osmy'slennost' zhizni kak parametr obraza budushhego studentov s razny'm urovnem sub''ektivnogo kontrolya [The meaningfulness of life as a parameter of the image of the future of students with different levels of subjective control] // Psixologiya zdorov'ya i bolezni: kliniko-psixologicheskij podxod: materialy' VII Vserossijskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem [In the collection: Psychology of health and disease: a clinical and psychological approach. materials of the VII All-Russian Conference with international participation], 23-25 nojabrja 2017 g. / pod red. P. V. Tkachenko. Ch. 1. Kursk: KGMU, 2017. 1 CD/R. P. 156-160.

10. Kastoriadis K. Voobrazhaemoe ustanovlenie obshhestva [Imaginary establishment of society]. M.: Gnozis, 2003. 480 p.

11. Kolda A. A. Obraz zhelaemogo budushhego u podrostkov iz bol'shix i maly'x gorodov [The image of the desired future in adolescents from large and small cities] // Psixologiya — nauka budushhego: materialy' VII Mezhdunarodnoj konferencii molody'x ucheny'x «Psixologiya — nauka budushhego» [In the collection: Psychology — science of the future. Materials of the VII International Conference of Young Scientists "Psychology — the science of the future"], 14-15 nojabrja 2017 goda, Moskva / pod red. A. L. Zhuravleva, E. A. Sergienko. M.: Izd-vo Instituta psihologii RAN, 2017. P. 381-385.

12. Koryagina K. A. Polovy'e razlichiya v vospriyatii obraza budushhego i v motivacionnoj sfere studentov vuzov [Gender differences in the perception of the image of the future and in the motivational sphere of university students] // Mezhdunarodny'j studencheskij nauchny'j vestnik [International Student Scientific Bulletin]: setevoe izdanie. 2019. № 1. P. 81.

13. Obozov N. N., Polezhaeva O. D. Principy' sistemnogo podxoda v psixologii kak osnovnogo instrumenta poznaniya psixiki v koncepcii B. F. Lomova [Principles of a systematic approach in psychology as the main tool for cognition of the psyche in the concept of B. F. Lomov] // Fundamental'ny'e i prikladny'e issledovaniya sovremennoj psixologii. Rezul'taty' i perspektivy' razvitiya [In the collection: Fundamental and applied research of modern psychology. Results and prospects of development] / otv. red.: A. L. Zhuravljov, V A. Kol'cova. M.: Izd-vo Instituta psihologii RAN, 2017. P. 289-295.

14. Ozerov A. A. Obraz budushhego v kontekste problem sociuma [Image of the future in the context of problems of society]// Pravo i obrazovanie [Law and Education]. 2019. № 9. P. 18-25.

15. Ry'zhov B. N. Sistemnaya psixologiya [Systems psychology]. M.: T8 Izdatel'skie Texnologii, 2017. 356 p.

16. Seryakova S. B., Zvonova E. V., Antonova U. A. Obraz budushhego v planirovanii kar'ery' molody'mi sotrudnikami [The image of the future in career planning by young employees] // Chelovecheskij capital [Human capital]. 2020. № 8 (140). P. 69-77.

17. Skvorczov N. G., Bezrukova O. N., Shilkina N. E. Molodezh' XXI veka: obraz budushhego [Youth of the XXI century: the image of the future] // Sociologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2020. № 3. P. 148-150.

18. Tavasieva A. M., Tavasieva Z. R. Obraz budushhego i professional'naya orientaciya molodezhi: uspeshnost' i samorealizaciya [The image of the future and professional orientation of youth: success and self-realization] // Psixologiya i pedagogika XXI veka. Sovremenny'e problemy' i perspektivy'. sbornik statej Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In the collection: Psychology and pedagogy of the XXI century. Modern problems and prospects. collection of articles of the International Scientific and Practical Conference] (15 marta 2018 g, g. Orenburg): v 2 ch. / otv. red. A. A. Sukiasjan. Ch. 2. Ufa: AJeTERNA, 2018. P. 158-162.

19. Tixonova A. A. Vzaimosvyaz' obraza budushhego ya s motivaciej k samorazvitiyu v vozraste yunosti: avtoreferat dis. ... kand. psixol. nauk [The relationship of the image of the future self with motivation for self-development at the age of youth. Abstract of the dissertation of the candidate of psychological sciences]. Kazan', 2015. 23 p.

20. Shelkoplyas E. V Obraz budushhego: duxovny'j, social'ny'j i nravstvenny'j aspekty' [Image of the future: spiritual, social and moral aspects] // Na puti k grazhdanskomu obshhestvu [On the way to civil society]. 2017. № 2 (26). P. 95-110.

21. Shilova N. P., Brudanov P. P. Izmenenie predstavlenij ob obraze budushhego v yunosheskom vozraste [Changing ideas about the image of the future in adolescence] // Psixolog [Psychologist]. 2020. № 4. P. 45-59.

22. Arnett J. J., Padilla-Walker L. M. Brief report: Danish emerging adults' conceptions of adulthood // Journal of Adolescence. 2015. Vol. 38. P. 39-44. DOI: 10.1016/j.adolescence.2014.10.011

23. Badger S., Nelson L. J., Barry C. M. Perceptions of the transition to adulthood among Chinese and American emerging adults // International Journal of Behavioral Development. 2006. Vol. 30. № 1. P. 84-93. DOI: 10.1177/0165025406062128

24. Hirsch D. Constructions and interpretations in adolescence: From the future anterior to the re-composed past // Adolescence. 2011. Vol. HS 1. Issue 5. P. 189-199. DOI: 10.3917/ado.hs01.0189

25. Kelly G. A. A theory of personality: The psychology of personal constructs. New York: Norton, 1963, 208 p.

26. Porcelli C., Palumbo A. Adolescence between Past and Future // Adolescent Health and Wellbeing. November 2019. P. 273-284. DOI: 10.1007/978-3-030-25816-0_13

27. Ramatov J., Rakhmanova S., Yunusova N. S. Philosophical analysis of socio-economic forecasting of the future // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Vol. 24. Special Issue 1. P. 991-999. DOI: 10.37200/IJPR/V24SP1/PR201244

28. Seginer R., Lilach E. How adolescents construct their future: the effect of loneliness on future orientation // Journal of Adolescence. 2004. Vol. 27. № 6. P. 625-643. DOI: 10.1016/j.adolescence.2004.05.003

29. Tikkanen J. Concern or confidence? Adolescents' identity capital and future worry in different school contexts // Journal of Adolescence. 2015. Vol. 46. P. 14-24. DOI: 10.1016/j.adolescence.2015.10.011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.