УДК 159.9.07
СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ЛИЦ
ЛЁТНОГО СОСТАВА
М. С. Алексеенко,
НИИЭС, Москва, Россия, [email protected] А. А. Серова
Госкорпорация по ОРВД, Москва, Россия,
Бегоуа_ЛА @matfmc. ги
В статье рассматривается проблема профессионального психологического отбора в системе обеспечения в безопасности полетов гражданской авиации РФ. Авторами представлен обзор документов регламентирующих деятельность авиационных психологов в РФ, предложены методические рекомендации по оценке психических и психофизиологических профессионально важных качеств пилотов и диспетчеров управления воздушным движением на этапе трудоустройства. В основе рекомендаций лежит 20-ти летный опыт авторов в проведение психологического отбора в гражданской авиации. Методические рекомендации, приведенные в статье разработаны в помощь специалистам, занимающимся оценкой психических и психофизиологических качеств данной категории специалистов. Разработка критериальных норм, отражающих связь выраженности определяемого (измеряемого) качества с показателями профессиональной надежности и успешности специалиста (непосредственно в производственной деятельности) является основным в работе авиационных психологов-экспертов и позволяет делать заключения о профессиональной пригодности пилота и диспетчера с высокой точностью и надежностью.
Ключевые слова: профессиональный психологический отбор пилотов и диспетчеров управления воздушным движением, критериальные нормы профессиональной пригодности, рекомендации по проведению профессионального психологического отбора.
Для цитаты: Алексеенко М. С., Серова А. А. Системно-психологическая концепция профессионального отбора лиц лётного состава // Системная психология и социология. 2024. № 4 (52).
Алексеенко Мария Сергеевна, кандидат психологических наук, ведущий психолог научно-испытательного института эргатических систем, доцент гуманитарной кафедры Института мировой медицины РНИМУ им. Пирогова, преподаватель авиационно-учебных центров «Школа Аэрофлота» и «S7 Training». Специалист по профессиональному психологическому отбору и подготовке пилотов, Москва, Россия.
E-mail: [email protected]
Серова Анна Аркадьевна, главный психолог службы управления безопасностью и качества Госкорпорации по ОрВД, преподаватель авиационно-учебных центров «Школа Аэрофлота» и «Северный ветер».
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0003-0152-7026
UDC 159.9.07
M. S. Alekseenko,
NIIES, Moscow, Russia, [email protected] A. A. Serova
State Corporation for Air Traffic Management, Moscow, Russia,
The article deals with the problem of professional psychological selection in the system of flight safety of civil aviation of the Russian Federation. The authors present a review of documents regulating the activities of aviation psychologists in the Russian Federation, and propose methodological recommendations for the assessment of mental and psychophysiological professionally important qualities of pilots and air traffic controllers at the stage of employment. The recommendations are based on the authors' 20-year experience in psychological selection in civil aviation. Methodological recommendations given in the article are designed to help specialists engaged in the assessment of mental and psychophysiological qualities of this category of specialists. The development of criterion norms reflecting the relationship between the expression of the defined (measured) quality and indicators of professional reliability and success of the specialist (directly in production activity) is the main thing in the work of aviation psychologists-experts and allows making conclusions about the professional suitability of the pilot and dispatcher with high accuracy and reliability.
Key words: professional psychological selection of pilots and air traffic controllers, criterion norms of professional suitability, recommendations for conducting professional psychological selection.
For citation: Alekseenko M. S., Serova A. A. System-psychological concept of professional selection of flight personnel // Systems Psychology and Sociology. 2024. № 4 (52).
Alekseenko Maria Sergeevna, Candidate of Psychological Sciences, leading psychologist of the Scientific Research Institute of Ergatic System, Associate Professor of the Humanities Department of the Institute of World Medicine of the Pirogov Russian National Research Medical University, teacher of the aviation training centers "Aeroflot School" and "S7 Training". Specialist in professional psychological selection and training of pilots, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0003-0152-7026
Serova Anna Arkadyevna, Chief Psychologist of the Safety and Quality Management Service of the State Corporation for Air Traffic Control, a teacher of the Aeroflot School and Severny Vet aviation training centers.
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0003-0152-7026
Введение
Профессии авиационных
специалистов, чья
деятельность предполагает выполнение обязанностей, непосредственно связанными с управлением гражданскими воздушными судами, беспилотными летательными аппаратами и регулированием воздушного движения относятся к категории операторских профессий. Профессиональная надежность оператора является главным условием функционирования эргатической системы (системы человек-техника) и обеспечивает высокий уровень ее
работоспособности. В настоящее время наблюдается существенное снижение показателей развития профессионально важных качеств у летного и диспетчерского состава, что может в будущем негативно сказаться на авиационной отрасли. Отрицательная динамика развития требует анализа причин ее возникновения, а также актуализирует необходимость
своевременного получения данных о снижение профессионально важных качеств специалистов и своевременной коррекции негативного тренда. В связи с этим, актуальной задачей становится создание дифференцированной методики
профессионального отбора летного и
диспетчерского состава, позволяющей сопоставлять данные, полученные психологами ВЛЭК, с данными - психологов авиакомпаний. Такой подход направлен на объединение результатов в базу данных, что упрощает анализ рисков и позволяет делать прогноз надежности каждого оператора на основе множественных данных.
Наблюдаемая тенденция снижения сказывается не только на качестве осуществляемой деятельности, но и накладывает отпечаток на создание новой авиационной техники. Конструирование перспективных самолетов предполагает учет человеческого фактора, данные о котором аккумулируются в том числе благодаря системе пролонгированного
профессионального отбора специалистов. Но если такая система работает формально, не имеет системности, придерживается идеи приемлемого уровня безопасности полетов, а значит допускает наличие большого числа людей условно годных для летной и диспетчерской деятельности, то и средние показатели по человеческому фактору будут искусственно изменяться. То есть, будет создана иллюзия надежности деятельности операторов с минимальным уровнем развития ПВК. В свою очередь, получаемая эргономистами, авиаконструкторами и другими специалистами информация будет неактуальной, не точной и мало пригодной для учета человеческого фактора. Таким образом, цель данного аналитического исследования -. разработка методических рекомендаций для проведения единого психологического отбора летного и диспетчерского состава, результатом которого должна стать общая база данных, пригодная для комплексного
психологического сопровождения летной деятельности.
Место психологического обследования в системе профессионального отбора пилотов и диспетчеров
Порядок проведения
профессионального отбора членов летного экипажа, пилотируемого гражданского воздушного судна 1 и диспетчеров управления воздушным движением, в том числе определения их психофизиологических качеств при приеме на работу должен устанавливаться централизовано в целях реализации части 1.3. статьи 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № ФЗ-60 «Воздушный кодекс Российской Федерации» (в редакции, Федерального закона от 8 августа 2024 г. № 289-ФЗ). Профессиональный отбор может проводиться в отношении специалистов, перечисленных в пункте 1 и пункте 4 Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 19 октября 2022 г. № 419: коммерческий пилот (самолет, дирижабль, вертолет), пилот многочленного экипажа (самолет), линейный пилот (самолет, вертолет), диспетчер управления воздушным движением.
Задача профессионально отбора состоит в том, чтобы привлечь тех пилотов воздушных судов и диспетчеров обслуживания воздушного движения, которые по совокупности своих
индивидуальных качеств (профессиональных, физиологических, психофизиологических, психических), определяющих их готовность к профессиональной деятельности (ПВК), соответствуют характеристикам
квалификации, обусловленных
применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда2, требованиям к качеству деятельности оператораЗ в системе «человек-машина», а также условиям трудовой деятельности4.
1 за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее
2 Часть вторая статьи 195.3 Трудового
кодекса Российской Федерации.
3 Пункт 3.4. раздела 3 ГОСТ РВ 002900.002-2018 «Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения.
Эргономическое обеспечение. Основные положения».
4 Подпункт 2.1.3. пункта 2.1. раздела 2
"ГОСТ 12.0.002-2014. Межгосударственный
стандарт. Система стандартов безопасности труда.
Термины и определения" (введен в действие
Профессиональный отбор проводится в интересах обеспечения безопасности полетов, с целью прогноза профессиональной надежности и успешности деятельности специалиста [4:с. 361-377], а также оценки возможности достижения пилотом или диспетчером показателей профессиональной деятельности, при которых обеспечивается поддержание приемлемого уровня безопасности полетов5. Профессиональный отбор пилотов и диспетчеров включает:
• оценку профессиональных качеств лица;
• оценку физиологических качеств лица;
• оценку психических и психофизиологических качеств лица (далее -психологическая оценка).
Психологическая оценка
предполагает выявление уровня развития психических и психофизиологических качеств специалиста с использованием психодиагностических методик (тестов) [2: с.97-109] в том числе аппаратных комплексов [5: с.540-542], а также установление соответствия выявленного уровня
психических и психофизиологических
профессионально важных качеств летного и диспетчерского состава характеристикам, требованиям и условиям деятельности
Профессиональный отбор должен осуществляться в следующем порядке: первый этап - подтверждение соответствия лица требованиям профессиональных стандартов и квалификационным
требованиям, выполняемое в рамках профессиональной оценки, в ходе которого осуществляется оценка физиологических качеств лица; второй этап - профессиональная и психологическая оценка.
Профессиональная оценка
и психологическая оценка, осуществляются независимо друг от друга. В настоящее время в литературе, посвящённой проблеме профессионального психологического отбора перечислены следующие системные качества, требующие психологической оценки: операторские способности (свойства
внимания, свойства памяти, готовность к экстренному действию, устойчивость к монотонии, бдительность,
поленезависимость, сенсомоторная
координация, способность к совмещенной деятельности, эффективность слежения за состоянием динамического объекта понимание пространственных отношений, оперирование пространственными
представлениями, устойчивость к аверсивным воздействиям [12:с.43-56], эффективность переработки одновременно поступающей семантической (вербальной) и перцептивной (невербальной) информации); поддержание оптимального уровня работоспособности (помехоустойчивость, стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость, особенности эмоционально-волевой саморегуляции,
выносливость) [6:разд.1.2.1]; когнитивные способности, включая способность к антиципации, способность к комплексной оценке и планированию, самостоятельному принятию решений [7:с.16-20], обучаемость; особенности коммуникации [1:с. 95-101], взаимодействия и поведения
(характерологические особенности личности [1; с.97-109], мотивация [11:с.288-304], способность к сотрудничеству,
эмоциональный интеллект).
В случае принятия решения о непрохождении пилотом или диспетчером профессионального отбора, с учетом ранее принятого решения о соответствии специалиста характеристикам, требованиям и условиям профессиональной деятельности, ему может быть предложено участие в конкурсе на замещение должности, которой выявленный уровень ПВК соответствует.
Не менее важным аспектом проведения профессионального
психологического отбора является квалификация самого психолога. Психолог-эксперт, который наделен правом написания заключений о пригодности специалиста, должен иметь высшее психологическое образование, подготовку в области авиационной психологии и/или управления ресурсами команд/экипажа (aviation CRM),
Приказом Росстандарта от 19 октября 2015 г. № 1570-ст).
В рамках системы управления безопасностью полетов (СУБП) работодателя.
подготовку в области СУБП6, дополнительную подготовку по
психодиагностике или нейропсихологической диагностике, опыт непосредственного выполнения работы по психодиагностике не менее 5 лет, навыки проведения экспериментально-психологических и
психофизиологических исследований
(обследования, обработка и анализ результатов), опыт работы в
авиапредприятиях или организациях гражданской авиации. Важным условием эффективной деятельности психолога-эксперта является наделение его ответственностью за принятые им решения о пригодности/непригодности кандидата на трудоустройство. В отличие от психолога, оценивающего аббутуриентов авиационных училищ и ВУЗов, психолог осуществляющий отбор при устройстве на работу имеет дело с подготовленными специалистами, диплом об образовании которых уже является косвенными подтверждением их способности решать конкретные профессиональные задачи. При этом важно обратить внимание, что по мнению многих авторов успешность академическая может отличаться от успешности профессиональной [3:с.86-87]. Однако, если психолог не в полной мере соответствует описанным выше требованиям, он может быть помощником психолога-эксперта с перспективой дальнейшего профессионального развития. На практике встречаются психологи, которые достаточно эффективны на этапе проведения обследования, но при этом отстраняются от составления заключений о
годности/негодности. Причины могут крыться в этических, нравственных или профессиональных аспектах. Зачастую человек считает себя не в праве влиять на судьбу другого человека, но чаще нежелание писать заключения (особенно, если заключения имеют большой вес в системе профессионального отбора) - проблема профессиональной подготовки психолога. В современной России не существует ВУЗов занимающихся подготовкой авиационных психологов, это обусловлено незначительной востребованностью данных специалистов, а
также утратой школы авиационной психологии. «Вымирание» авиационных психологов в 90-х годах 20-го - начале 21 -го века было связано с кризисом авиационной отрасли. Были упразднены психологические должности в ГосНИИ ГА. ГосНИИ ГА централизованно занимался научным обеспечением деятельности авиационных специалистов. Вместе с авиационной психологией пострадала и авиационная медицина. Авиационная медицина, не имея возможности развиваться плечом к плечу с авиационной деятельностью, за последние десятилетия приобрела специалистов далеких от понимания авиационной специфики, что отчасти привело к снижению ее регуляторной функции. Тем временем, психолог-эксперт может брать ответственность за решение о профессиональном соответствие пилота или диспетчера в случае, если это решение базируется на критериальных нормах, отражающих связь выраженности
определяемого (измеряемого) качества с показателями эффективности специалиста непосредственно в производственной деятельности. Методические рекомендации относительно разработки критериальных норм должны быть созданы в ближайшее время, это позволит легализовать авиационных психологов и повысить надежность их экспертного мнения. В существующей практике ВЛЭК7
медицинские психологи по факту являются помощниками неврологов, что сводит значимость психологических рекомендаций на «нет» (в отличие от заключений врачей-экспертов заключения психолога ВЛЭК носят лишь рекомендательный характер, а значит на практике не учитываются). Для наделения психологического обследования большей значимостью также предлагается обратить внимание на применение специальной аппаратуры. Требования, предъявляемые к средствам и аппаратуре для проведения психологического и психодиагностического обследования, должны обеспечивать возможность диагностики операторских способностей [13:с.80-86], в том числе совмещенной деятельности, а также максимально полно отражать принципы
6 система управления безопасностью
полетов
7 Врачебно-летная экспертная комиссия
деятельности, связанной с управлением движущимися объектами и слежением за движущимися объектами в различных условиях [8:с. 97-99]. А применение динамических тестов позволит более точно оценить обучаемость и потенциал специалиста [9: с.88-95].
Методические рекомендации по проведению психологического отбора
Методические рекомендации по оценке психических и психофизиологических профессионально важных качеств пилота и разработаны в помощь специалистам, занимающимся оценкой психических и психофизиологических качеств пилотов и диспетчеров.
Профессионально важные
психические и психофизиологические качества, обеспечивающие
профессиональную надежность человека в конкретной профессиональной деятельности могут быть определены:
1. экспертным путем на основе профессиограммы, оценки состава компетенций, наблюдения за деятельностью;
2. путем применения методов количественной обработки данных с помощью средств математической статистики.
В первом случае сначала необходимо выделить ключевые рабочие операции и способности, связанные с поддержанием оптимального рабочего состояния в возможных, наиболее вероятных, часто встречающиеся и наиболее сложных условиях труда при осуществлении конкретной профессиональной деятельности, а затем на основании психологического анализа деятельности, установить соответствующие наиболее значимые - профессионально важные - психические и
психофизиологические качества. При этом, качества, несущественные для
профессиональной деятельности специалиста и выполняемой им работы (обязанностей), не должны благоприятно или неблагоприятно
сказываться результатах оценки. А затем -подобрать психодиагностические методики (тесты) для оценки выделенных профессионально важных психических и психофизиологических качеств.
Во втором случае, необходимо подвергнуть статистическому анализу собранные на определённой выборке профильных специалистов или работников данные, относящиеся качественным (например, выдерживая линию пути пилот отклоняется от заданной траектории не болеете чем на Х метров), либо количественным (например, специалист допускает менее 3 ошибок в одном цикле повторяющихся рабочих операций) характеристикам профессиональной
деятельности и данные о результатах оценки психических и психофизиологических качеств тех же специалистов. Качественные и/или количественные показатели деятельности, используемые как
информативные критерии для построения психодиагностических норм в профотборе, носят название «внешних критериев».
Могут быть применены
регрессионный, кластерный, факторный, корреляционный анализ. В результате статистического анализа данных будет выделено ядро профильных профессионально значимых качеств.
Выделенные психические и психофизиологические ПВК могут оцениваться как по отдельности, так и в совокупности.
В методологии профессионального психологического отбора для формирования прогноза надежности и успешности специалиста принято использовать именно комплексную (интегральную) оценку совокупности выделенных ПВК -интегральный показатель ПВК.
Рекомендации по использованию психодиагностических методик для оценки психических и психофизиологических качеств по группам ПВК приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Комплекс психодиагностических методик для проведения психологического отбора
Группы ПВК Качества, составляющие групп ПВК, которые могут быть выделены для оценки Рекомендованные методики для выбора
Операторские свойства внимания: Методика «Корректурная проба», методика ЧБС -
способности концентрация, переключаемость, объем внимания.
свойства памяти,
«Кольца Ландольта» - оценка темпа психической
готовность к деятельности, работоспособности и устойчивости к
экстренному действию, монотонии
устойчивость к - Оценка способности к визуализации
монотонии, объектов, переключению внимания, оперативной
бдительность, памяти, работе в условиях дефицита времени.
поленезависимость, «Часы», «Компасы» - способность оперировать
пространственными образами.
сенсомоторная «Шкалы» - оценка оперативной памяти, счетно-
координация,
математических операций, восприятия приборной
способность к информации.
совмещенной
деятельности, Черно-красная таблица Шульте в модификации
Горбова (Отыскивание чисел) - оценка объема,
понимание распределения, переключения внимания и
пространственных оперативной памяти.
отношений,
Методики «Зенитчик» - совмещенная деятельность,
слежение за состоянием сенсомоторная координация
динамического обьекта,
Методики «Полет в простых условиях», «Полет в
оперирование сложных условиях» - совмещённая деятельность
пространственными
представлениями, Амтхауэр МИОМ 1,4 - оценка вербально-логического
мышления;
устойчивость к
аверсивным стимулам, Амтхауэр МИОМ 5,6 - оценка счетно-математических
способностей;
эффективность
переработки Амтхауэр МИОМ 7,8 - оценка пространственных
одновременно способностей;
поступающей Амтхауэр МИОМ 9 - оценка мнемических
семантической способностей
(вербальной) и
перцептивной Методика А.Лурии «10 слов» - оценка объема
(невербальной) кратковременной памяти
информации Методика «РДО»
понимание Пространственно-временная экстраполяция (ПВЭ)
количественных
отношений Модфициронный тест Струпа, «Полезависимость» -
оценка способности к выделению полезной
информации из интерферирующего перцептивного
фона, помехоустойчивость, функциональная симметрия головного мозга, частота переключения между каналами поступления информации «Числовой квадрат», методика «Тест Торндайка» Методика «Количественные отношения» Методика «Оперативна память» Методика «Память на фигуры» «Координация» - оценка степени координированности движений конечностей, выполнения дифференцированных реакций на специфические сигналы. «Слежение аналоговое» и «Дискретное слежение» -оценка слежения компенсаторного типа, координированности процессов в контуре управления «глаз-рука», частота прослеживающих движений.
Способности к поддержанию оптимального уровня работоспособности помехоустойчивость, стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость, особенности эмоционально-волевой саморегуляции самостоятельность, способность к обоснованному риску СМИЛ, ММИЛ Лабиринт Кольца Ландольта Теппинг-тест «ДОРС» - диагностика снижения работоспособности: индексы утомления, монотонии, пресыщения, стресса Тест цветовых выборов. Оценка потребностей, внутриличностных конфликтов, усталости, тревоги Уровень субъективного контроля (УСК) МЛО «Адаптивность» «Стресс-тест». Оценка устойчивости к аверсивным стимулам, способность к поддержанию максимального уровня работоспособности в ходе выполнения напряженной деятельности; способности к антиципации положения динамических объектов.
Когнитивные способности способность к антиципации, способность к комплексной оценке и планированию, самостоятельному принятию решений, обучаемость «Стресс-тест». Оценка устойчивости к аверсивным стимулам, способность к поддержанию максимального уровня работоспособности в ходе выполнения напряженной деятельности; способности к антиципации положения динамических объектов. Опросник Леонгарда - Шмишека ММИЛ, СМИЛ. Амтхауэр МИОМ 1, МИОМ 4 - оценка вербально-логического мышления;
«Вербальные способности» - оценка интеллектуальных способностей, темпа интеллектуальной деятельности, способности к анализу и обобщению вербальной информации, способность к обучению Тест Равена «Установление закономерностей» Методика «Количественные отношения», Методика «4 лишний» - особенностей логического мышления.
Особенности личности и поведения социальные качества, коммуникативные способности особенности взаимодействия характерологические особенности самостоятельность, способность к обоснованному риску эмоциональный интеллект мотивационная направленность личности способность организовать работ смены (коллектива) характер стратегического мышления и особенности принятия решений СМИЛ, ММИЛ Опросник Леонгарда - Шмишека Методика «Большая пятерка» (5PFQ) «Семантический дифференциал» Ч.Осгуда «Репертуарные решетки Дж.Келли в модификации для летного состава» Оценка личностных конструктов, самооценки, мотивации. Тест цветовых выборов. Оценка преобладающих аспектов потребностной сферы Методика «Риски девиантного поведения» Опросник оценки склонности к риску Г. Шуберта (ЯЖ) Методика Спилбергера-Ханина - тревожность как личностное свойство и как состояние Оценка мотивации к достижению цели Т.Элерса МЛО «Адаптивность» Методика «М-Профиль» - оценка структуры мотивации Методика «Менеджерский потенциал», Опросник «Цикл управленческих умений» К.Л. Вильсона (самооценка) Методика «Стиль мышления», Опросник «Стили мышления» Р. Брэмсона и А. Харрисона (InQ) - оценка предпочитаемого стиля мышления, манеры задавать вопросы и принимать решения
Расчет интегрального показателя ПВК экспертным путем
Предположим, психологом были выбраны 12 методик для оценки ПВК специалиста. Результаты методик специалист получает в «сырых баллах». В этом случае для расчета интегрального показателя необходимо выполнить следующие шаги:
Для каждого теста психолог экспертно задает величины М1 и 81: М1 - среднее число баллов («средний» результат), - модуль разности между М1 и границей нормы 1-го показателя.
Для каждой методики однократно рассчитываются величины:
у1 = 2/81 и wi=2M/S + 5,5 Для каждого теста психолог экспертно задает величины gi - важность каждой из 12 методик для характеристики успешности профессиональной деятельности (например, от 1 до 10, можно использовать совпадающие или дробные единицы) - и рассчитываются (однократно) величины
11 = ^ / + g2 + ... + g12). Для каждого показателя рассчитываем коэффициент
Ы= И у1
Психолог получает формулу для расчета интегрального показателя (ИП):
ИП = к1СХ1 + к2^Х2 + ... + Ы2СХ12 где Х1 - результат тестирования по ьй методике, «сырые баллы».
Примечание. Если применяемые психодиагностические методики позволяют получить результат в стандартизированной форме (в стенах), то для расчёта ИП необходимо однократно вычислить величину 11, а затем суммировать произведения величины 11 с полученным по каждой методике баллом в стенах.
Чтобы определить «удельный вес» каждого теста и его результатов в прогнозе надежности, требуется вычислить
корреляционные связи между тестовыми показателями и оценками внешнего критерии.
С целью расчета корреляций выделяются два анализируемых ряда данных (результаты по конкретному тесту и оценки внешнего критерия), а далее с помощью статистического пакета делается расчет коэффициента корреляции между рядами по Пирсону.
Разграничение зон ПВК по интегральному показателю (ИП) позволяет проводить прогноз надежности лица (кандидата, специалиста) на основании полученных результатов
психодиагностических методик (тестов).
Для этого, множество возможных значений интегрального показателя профессионально важных качеств (ИП ПВК) делят на насколько зон (диапазонов), а границы каждого диапазона (нормы) устанавливаются экспертным путем (для выборок малой численности) или с помощью методов математической статистики (при наличии достаточного количества данных).
Для верификации (уточнения) границ критериальных норм нужно определить, какое количество прогнозов надежности, выполненных на основании отнесения обследованных лиц в одну из зон ИП ПВК оказались правильными, т.е. подтвердились оценками по внешнему критерию, а какое количество прогнозов не подтвердилось.
Чтобы выполнить такие подсчеты, выделяются лица, кто получил низкие оценки по внешнему критерию, и подсчитывается процент сбывшихся прогнозов в этой подгруппе. Этот процент означает количество правильно сделанных прогнозов в данной зоне критериальных норм. Если данный процент вычесть из 100%, то получится процент несбывшихся прогнозов. Далее необходимо посчитать соотношение сбывшихся и несбывшихся прогнозов. Например, соотношение может оказаться таким: 80%:20%, следовательно, величина пропорции составляет 4,0.
Такой показатель называют прогностическим коэффициентом (ПК) - он показывает, насколько правильные прогнозы доминируют над ошибочными прогнозами. Чем он выше, тем лучше работает зона прогноза. Очень высоким показателем считается соотношение 95%:5%, т.е. ПК=19,0. Но подобная точность прогнозов, где ошибки составляют всего 5% или менее, редко достижима на практике, как показывает опыт разработки критериальных норм. Поэтому необходимо установить приемлемый уровень ошибок для профессионального отбора в конкретное предприятие или организацию. Предположим, требуется не допускать ошибочности при прогнозе надежности выше
10%, следовательно, прогнозы должны сбываться в 90% случаев.
Заключение
В ходе проведенного аналитического исследования удалось сформулировать и описать основные рекомендации для проведения профессионального отбора пилотов и диспетчеров управления воздушным движением. Разрабатывая мероприятия по профессиональному психологическому отбору лиц на определённые должности, важно точно определить внешние критерии оценки профессиональной деятельности
специалиста. Внешние критерии должны объективно отражать успешность
деятельности специалиста. Внешние критерии для одинаково поименованных должностей могут существенно различаться с учетом деятельности конкретного
авиационного предприятия или организации ГА.
Выбирая методики для оценки тех или иных ПВК важно помнить о том, что свойства нервной системы не определяют способности
и одаренности человека и не влияют на них, но тесно связаны с характерными общеличностными особенностями и индивидуальными проявлениями такими как организация целенаправленных действий и движений, сложные интеллектуальные операции, высшие гностические процессы, программирование конструктивной
деятельности, целенаправленная активность, потребности и высшие формы эмоций через регуляторную функцию. Таким образом, опираться на психофизиологические качества специалиста без учета мотивации, ценностей, характера, поведения личности -малоэффективно.
Применяя количественные методы оценки необходимо принимать во внимание тот факт, что статистические закономерности сами по себе не заключают содержательного решения психологических проблем.
Комплексное применение
количественных и качественных методов дадут специалистам, определяющим соответствие кандидата на прием в компанию, полноценную, методически обоснованную информацию для принятия решения.
Литература
1. Алексеева Т. Г., Аммятов И. Р. Межличностные отношения и безопасность в сфере гражданской авиации // Проблемы современной науки и образования. 2023. №. 1 (179). С. 95-101.
2. Алексеенко М. С. Модель системного психологического обеспечния летной деятельности. //Системная психология и социология. 2021. №. 2 (38). - С. 97-109
3. Бовин Б. Г. и др. Информативность экспертных оценок и самооценок в задачах профессиональной диагностики //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. №. 10. С. 81-88.
4. Бодров В. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. Litres, 2022.
5. Гретченко В. В., Приходько А. Н. О возможностях использования аппаратно-программного комплекса «Гранит» при оценке психофизиологических характеристик оперативного персонала // Энергетика: управление, качество и эффективность использования энергоресурсов. 2015. С. 540-542.
6. Дикая Л. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно -деятельный подход). Litres, 2022. (раздел 1.2.1)
7. Завалова Н. Н., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. Рипол Классик, 1986.
8. Палатова К. К. Особенности внимания, восприятия и мышления в структуре профессионально важных качеств операторов сложных АСУ //Сборник материалов Молодёжной секции" Психофизические и психофизиологические методы: традиции и инновации" в рамках Международной научной конференции памяти ЕН Соколова и ЧА Измайлова" Человек-нейрон-модель". 2016. С. 97-99.
9. Рыжов Б. Н., Смоловская Л. Б. Тест на переключение умственных действий (RT-TEST) // Системная психология и социология. 2016. № 18 (14). С. 88-95.
10. Рыгжов Б. Н. Четыре возраста человека. Системная психология / Борис Рыжов. Москва: Издательство АСТ, 2024. 432 с. (Книга профессионала).
11. Семина А. П., Тихонов А. И. Мотивация и стимулирование персонала в авиакомпании // Московский экономический журнал. 2018. №. 5 (1). С. 288-304.
12. Сиваш О. Н. Личностные характеристики летного состава с разной профессиональной квалификацией (в практике клинико-психологической экспертизы) //Психологический журнал. 2009. Т. 30. №. 2. С. 43-56
13. Чаусов Д. Н. и др. Программно-аппаратный комплекс оценки эффективности деятельности операторов // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Физика-Математика. 2014. №. 2. С. 80-86.
References
1. Alekseeva T. G., Ammyatov I. R. Interpersonal relations and safety in the field of civil aviation //Problems of modern science and education. - 2023. - №. 1 (179). - С. 95-101.
2. Alekseenko M. S. Model of systemic psychological support of flight activity. //System psychology and sociology. - 2021. - №. 2 (38). - С. 97-109
3. Bovin B. G. et al. Informativeness of expert evaluations and self-assessments in the tasks of professional diagnostics // Vestnik of Tomsk State Pedagogical University. - 2007. - №. 10. - С. 81-88.
4. Bodrov V. Psychology of professional activity. Theoretical and applied problems. - Litres, 2022.
5. Gretchenko V. V., Prikhodko A. N. On the possibilities of using hardware-software complex "Granit" in assessing the psychophysiological characteristics of operational personnel //Energetika: management, quality and efficiency of energy resources utilization. - 2015. - С. 540-542.
6. Dikaya L. Mental self-regulation of human functional state (system-action approach). - Litres, 2022. (Section 1.2.1)
7. Zavalova N. N., Lomov B. F., Ponomarenko V. A. Image in the system of mental regulation of activity. - Ripol Classic, 1986.
8. Palatova K. K. Features of attention, perception and thinking in the structure of professionally important qualities of operators of complex ACS // Collection of materials of the Youth Section "Psychophysical and psychophysiological methods: traditions and innovations" in the framework of the International Scientific Conference in memory of EN Sokolov and CH Izmailov"Human-neuron-model". - 2016. - С. 97-99.
9. Ryzhov B. N., Smolovskaya L. B. Test for switching mental actions (RT-TEST) // System Psychology and Sociology. 2016. № 18 (14). С. 88-95.
10. Ryzhov, B.N. Four human ages. System psychology / Boris Ryzhov. - Moscow: AST Publishing House, 2024 - 432 p. - (Book of a professional).
11. Semina A. P., Tikhonov A. I. Motivation and stimulation of personnel in the airline company // Moscow Economic Journal. - 2018. - №. 5 (1). - С. 288-304.
12. Sivash O. N. Personal characteristics of flight personnel with different professional qualifications (in the practice of clinical and psychological expertise) //Psychological Journal. - 2009. - Т. 30. - №. 2. - С. 43-56
13. Chausov D. N. et al. Hardware-software complex for estimation of operators' activity efficiency // Vestnik of the State University of Education. Series: Physics-Mathematics. - 2014. - №. 2. - С. 80-86.