Секция«« Современнее проблемы управления человеческими ресурсами»
УДК 658.5
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
И. Ю. Розайненко Научный руководитель -О. Е. Подвербных
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматривается профессиональный психологический отбор как одна из особенностей приема на работу пилотов гражданской авиации.
Ключевые слова: профессиональный психологический отбор, пилоты гражданской авиации, профессионально важные качества.
THE FEATURES OF THE RECRUITMENT OF CIVIL AVIATION PILOTS
I. Yu. Rozaynenko Scientific Supervisor - O. E. Podverbnikh
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The professional psychological selection as one of the features of recruitment of civil aviation pilots is considered in this article.
Keywords: the professional psychological selection, civil pilots, main professional qualities.
Трудовым кодексом РФ установлен порядок, который распространяется на работников организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности. Однако в ряде случаев к общим требованиям законодатель устанавливает и дополнительные. Рассмотрим особенности приема на работу работников летного состава гражданской авиации, требования профессионального психологического отбора.
Профессиональный психологический отбор - это инструмент оценки качеств личности, которыми она обладает на предмет соответствия или несоответствия их конкретной профессии. Качества, отвечающие требованиям профессии, называются профессионально важными качествами (ПВК). Выделяют несколько групп этих качеств: личностные (ответственность, долг и др.), интеллектуальные (оперативное мышление и т. д.), психофизиологические (развитие глазомера и др.), физические (мышечная сила и т. д.) и психические (психо-эмоциональная устойчивость и т. п.). Для разных профессий ПВК неодинаковые. Для пилота важно обладать такими ПВК, как оперативное мышление, психоэмоциональная устойчивость и т. п. Уровень развития тех или иных качеств у каждого из нас существенно различается, и каждый человек не может отвечать по своим характеристикам всем профессиям, поэтому необходим профотбор. Задача профотбора именно в том и состоит, чтобы определить уровень развития качеств личности и дать им оценку в соответствии с требованиями, которые к ним предъявляет конкретная профессия.
Проблема психологического отбора летного состава возникла давно. На этапе развития авиации стало обнаруживаться, что летчиком может быть далеко не всякий человек, даже при условии физического здоровья. В начале первой мировой войны процент летных происшествий и катастроф, не обусловленных дефектами материальной части и военными действиями, оказался настолько высок (до 90 %), что остро встал вопрос о критериях пригодности к деятельности летчика. Первоначально рассматривалась физическая пригодность, т. е. соответствие условиям летной деятельности с точки зрения медицины и физиологии [3].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
К началу 1920-х годов во всех странах, обладающих сколько-нибудь развитой авиацией, были разработаны и введены жесткие медицинские стандарты требований к физическому состоянию летчиков. Однако вскоре выяснилось, что введение строгого медицинского контроля физического состояния хотя и уменьшило число летных происшествий и катастроф, но оно все-таки оставалось большим. Стало ясно, что не все здоровые и хорошо физически развитые люди могут стать хорошими пилотами. Они должны обладать необходимыми для летной деятельности психологическими качествами, которые стали называть летными способностями. Выявление этих способностей осуществлялось различными исследователями.
С появлением летательных аппаратов в России, также возникает проблема отбора лиц, способных эффективно выполнять поставленные задачи. В 1917 г. в Петрограде при Военно-медицинском управлении впервые создается специальная комиссия по изучению труда летчиков и психологическому отбору летного состава.
Для проведения психологического отбора необходимо было изучить личные качества летчика и особенности летной работы, чтобы знать какие требования она предъявляет к человеку и какими методическими приемами их изучать.
В 1920-х годах в училищах начал применяться «летно-испытательный отбор», в программу которого, наряду с рулением на специально приспособленных для этих целей учебных самолетах, входило также выполнение испытательных полетов. Выводы о летных качествах кандидатов делались на основании результатов выполнения этих полетов. При этом учитывались также заключения летчиков-инструкторов, врачей-психологов о желании кандидата стать летчиком, наличии у него уверенности в своих силах, стремлении целенаправленно развивать и совершенствовать свои психофизиологические данные и т. п.
На этом этапе поиска психологических критериев годности абитуриентам в летные школы предъявлялись следующие требования: классовая сознательность; сообразительность, техническая смекалка, логичность мышления; хорошая скорость реакции; хорошие распределение, объем и устойчивость внимания; наличие развитых моторных навыков; хороший глазомер; сила воли, настойчивость, выносливость, смелость, физическая сила и ловкость. Обследования кандидатов проводились как в индивидуальном порядке, так и групповом с использованием бланковых и аппаратурных тестов. Отдельно оценивалось поведение испытуемого. Оценка результатов производилась в баллах. Все испытания проводились по одному плану в одних и тех же условиях. Экспериментально-психологические исследования включало изучение качеств внимания и наблюдательности, памяти, сообразительности, эмоционально-моторной устойчивости и др. Некоторые из методик применяются и в настоящее время [2].
По мере накопления данных формировались различные способы выявления необходимых психологических качеств и конкретизировалось понимание самих психологических характеристик, значимых для пилотирования. Психологическое обследование наряду с врачебно-летной комиссией и вступительными экзаменами стало существенным дополнительным критерием при отборе кандидатов в летное училище.
Автоматизация экспериментально-психологического отбора позволила значительно снизить его трудоемкость, повысить объективность и показало перспективность разработок в этом направлении для других исследователей. В целом можно заключить, что опыт проведения психологического отбора кандидатов в высшие военные авиационные училища летчиков позволил:
1) определить рациональные методические приемы изучения и оценки психических качеств, благоприятствующих формированию и развитию летных способностей, и на основе этого достаточно точно прогнозировать пригодность к обучению профессии военного летчика;
2) установить относительно надежные критерии оценки профессиональной эффективности, которые успешно использовались для определения прогностической ценности методических приемов и всей системы отбора в целом;
3) определить организационные формы проведения психологического отбора кандидатов в летные училища.
В настоящее время вследствие резкого увеличения воздушного движения, возросли и требования к психологическим качествам пилотов. Активность воздушного движения увеличивает вероятность возникновения нестандартных ситуаций в полете, увеличение психологической нагрузки на пилотов. Несоответствие определенных ПВК (качеств - полностью) требованиям летной профессии, особенно при развитии особой ситуации, становится часто базовой причиной сбоя в механизмах регуляции деятельности, что проявлялось в принятии неверных решений. Например, требуется уйти на
Секция «Современнее проблемы управления человеческими ресурсами»
второй круг, но пилот в силу личностных или интеллектуальных особенностей с настойчивостью, достойной другого применения, продолжает выполнять посадку с первого захода. Или другой пример неверного реагирования именно психологической составляющей. Поступление первого нештатного сигнала, указывающего на возникновение особой ситуации, для профессионала не представляет сложности при опознании и парировании. В то же время для психоэмоционально неустойчивого пилота такой сигнал становится непреодолимой проблемой из-за возникновения стресса. Стресс- это декатализатор или даже блокиратор сложных психических процессов. Специалист, у которого он развился, испытывает нарушение функционирования восприятия, памяти, мышления и реагирует неадекватно конкретной ситуации.
Специалист, работающий в профессии, которой не соответствует по своим ПВК, осуществляет деятельность с большим напряжением функций организма и более высоким расходованием его ресурсов. Это, в свою очередь, приводит к раннему исчерпыванию резервов организма и, как следствие, к быстрому износу органов и систем, преждевременному их старению, многочисленным заболеваниям. Поэтому профессиональный психологический отбор пилотов гражданской авиации - это еще и инструмент обеспечения карьерного роста, продления летного долголетия и жизни [1].
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору должны стать неотъемлемой частью всей системы подготовки пилотов гражданской авиации, как на этапе обучения в летных учебных заведениях при подготовке кадров, так и непосредственно при выдаче заключений при выпуске из них.
Высокая эффективность профессионального психологического отбора курсантов летных училищ в разных странах снизила отсев отчисленных с 60-75 % из общего числа зачисленных на обучение до 25-30 %, что является очень хорошим результатом.
Библиографические ссылки
1. Психологический отбор в опасных профессиях: три приоритета для пилота [Электронный ресурс]. URL: http://aviapanorama.ru/ (дата обращения: 30.03.2015).
2. Чуйков Д. А. Профессионально-психологический отбор летного состава: история и современность [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/757/6983 (дата обращения: 30.03.2015).
3. Макаров Р. Н., Неделько С. Н., Бамбуркин А. П., Григорецкий В. А. Авиационная педагогика : учебник. М. : Кировоград, 2005. 433 с.
© Розайненко И. Ю., 2015