Научная статья на тему 'Правовые аспекты психологического сопровождения подготовки авиационных специалистов'

Правовые аспекты психологического сопровождения подготовки авиационных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЁЖНОСТЬ / ПРОФОТБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / PROFESSIONAL RELIABILITY / PROFESSIONAL SELECTION / PROFESSIONALLY IMPORTANT CHARACTERISTICS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Ия Анатольевна

В статье освещаются основные направления, касающиеся психологического сопровождения подготовки авиационных специалистов в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институте), и некоторые аспекты нормативно-правового регламента, обеспечивающие психологическое сопровождение подготовки специалистов ГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE LEGAL REGULATIONS ASSURING PSYCHOLOGICAL ACCOMPANIMENT FOR CIVIL AVIATION SPECIALISTS TRAINING

Principal trends concerning psychological support of training for aviation specialists in Ulyanovsk higher civil aviation school (institute) and some aspects of normative legal regulations assuring psychological accompaniment for CA specialists training are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты психологического сопровождения подготовки авиационных специалистов»

УДК 159.9.072:347.823.4

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

И.А. СЕМЁНОВА

Статья представлена доктором технических наук, профессором Лебедевым А.М.

В статье освещаются основные направления, касающиеся психологического сопровождения подготовки авиационных специалистов в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институте), и некоторые аспекты нормативно-правового регламента, обеспечивающие психологическое сопровождение подготовки специалистов ГА.

Ключевые слова: профессиональная надёжность, профотбор, профессионально важные качества, профессиональное развитие, личностный рост.

Квалифицированная деятельность авиационных специалистов предъявляет высокие требования к их профессиональной надёжности, под которой понимается стабильность интеграции мотивационных, эмоциональных, интеллектуальных, психофизиологических и физических компонентов деятельности, направленных на эффективное обеспечение профессиональных функций. Перечисленные структурные элементы закладываются ещё в момент профессионального самоопределения и наиболее интенсивное развитие получают во время обучения в вузе.

Достижение и удержание профессиональной надёжности, как сложный и многоплановый процесс, требует поиска новых направлений и ресурсов профессиональной подготовки, адекватно отражающих специфику труда специалистов ГА. На необходимость поиска средств, обеспечивающих более эффективную профессионально-психологическую подготовку будущих сотрудников ГА, указывает множество очевидных факторов.

Во-первых, специфика работы авиационных специалистов предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья, общему физическому развитию, а также нервно-эмоциональной устойчивости, способности к надежной работе в вынужденном темпе, устойчивости к утомлению.

Во-вторых, лица, получающие профессиональную подготовку в системе ГА, должны обладать высоким уровнем развития специальных знаний, профессиональных навыков и умений, отлично владеть техникой усвоения новой информации.

В-третьих, работая в особых условиях, связанных с повышенной психофизиологической нагрузкой, они подвержены постоянному стрессу. Для выработки способности противостоять стрессовым факторам (стрессоустойчивости) необходимо знать, какими способами достигается оптимальное психофизиологическое состояние, иметь опыт саморегуляции в экстремальных ситуациях, уметь конструктивно взаимодействовать с коллегами.

Четвёртый, специфический фактор касается специалистов, непосредственно обеспечивающих безопасность деятельности структур аэропорта - сотрудников САБ (службы авиационной безопасности), к которым предъявляются дополнительные ограничения. Федеральным законом от 9.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» определено и подтверждено приказом Минтранса России от 18.04.2008 г. №62 в п.37 - на работу в САБ не принимаются лица:

• имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

• состоящие на учёте в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

• досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, ... в соответствии с законодательством РФ связаны с совершением

дисциплинарного проступка, ., если после досрочного прекращения полномочий или увольнения прошло менее трёх лет;

• в отношении которых ... в соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья человека, а также для окружающей среды.

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт) (УВАУ ГА(И)) занимается подготовкой авиационных специалистов по специальностям: Летная эксплуатация воздушных судов (160503.65); Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства (160505.65); Управление качеством (220500.65); Менеджмент организации (080507.65); Безопасность технологических процессов и производств (280102.65) со специализациями: Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение гражданской авиации (280102.65.12) и Инженерно-техническое обеспечение авиационной безопасности (280102.65.02). В структуре гражданской авиации разработана и эффективно функционирует система профессионального психологического отбора и подготовки специалистов. По результатам тестирования кандидаты для обучения распределяются по трем группам:

I группа (рекомендован в первую очередь для обучения по специальности);

II группа (рекомендован во вторую очередь для обучения по специальности);

III группа (не рекомендован к обучению).

В УВАУ Г А психологический отбор (ПО) кандидатов является обязательным для обучения только по двум специальностям: Летная эксплуатация воздушных судов (160503.65) и Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства (160505.65). Правила и процедура проведения ПО регламентированы Федеральными авиационными правилами «Медицинское освидетельствование лётного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», приказ Минтранса РФ от 22 апреля 2002 г. № 50 (ФАП МО ГА - 2002 г.) и Руководством по психологическому обеспечению отбора и переподготовки кандидатов лётного и диспетчерского состава ГА. Результаты этой процедуры учитываются при зачислении в училище наряду с результатами медобсле-дования, физподготовки и баллами единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Подготовка по вопросам авиационной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ, действующих нормативных правовых документов по обеспечению защиты деятельности ГА от актов незаконного вмешательства (АНВ). До 2007 года подготовка по авиационной безопасности (АБ) входила в программы курсов повышения квалификации (КПК) для различных категорий авиационных специалистов (пилотов, диспетчеров, бортпроводников и др.). В 2007 г. в УВАУ ГА (И) была открыта специализация «Инженерно-техническое обеспечение авиационной безопасности». Для нас наиболее актуальным является обсуждение проблемных вопросов, касающихся подготовки выпускников по специализации 280102.65.12 -Инженерно-техническое обеспечение авиационной безопасности (очная форма обучения).

Проблема, с которой неизбежно сталкивается профессорско-преподавательский состав -разноуровневая готовность курсантской аудитории (это, прежде всего, касается первокурсников) к восприятию и переработке учебной информации. Очевидно, что с такой проблемой преподаватели встречаются не только при работе с курсантами специализаций, на которые не ведётся специального отбора. Однако при обучении пилотов и диспетчеров практика профотбора себя оправдывает.

Помимо предписывающих психологический профессиональный отбор ФАП МО ГА и Руководство на необходимость профессионального отбора кандидатов к обучению по специальности «инженер-пилот» указывают данные исследования успешности адаптации курсантов к условиям учебного процесса.

По данным статистики за пять лет набора (с 2004 по 2008 год) в УВАУ ГА на первый курс обучения ежегодно зачислялось 11-20% (в среднем 15%) кандидатов с III группой профессионально-важных качеств (т.е. не рекомендованных к обучению). Такое положение дел обусловлено тем, что согласно «Руководству по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности лётного и диспетчерского состава ГА РФ» от 2001 г. требования к кандидатам с III группой профессионально важных качеств (ПВК) несколько снижены, и они могут быть зачислены в учебное заведение. Однако, как показывает практика, в среднем около 8% данных кандидатов в итоге отчисляются из училища из-за академической неуспеваемости, низкой дисциплины и слабой мотивации к обучению. Здесь важно подчеркнуть, что одной из существенных функций психолога является мониторинг (отслеживание) и коррекция по его итогам ПВК курсантов (в настоящее время данная функция является инициативной частью работы психолога и может быть реализована лишь исходя из насущных запросов процесса обучения и внутреннего режима училища). Актуальное состояние образовательного процесса не предоставляет возможности вести системную работу по отслеживанию и коррекции ПВК курсантов, хотя такая потребность назрела.

Одним из критериев, имеющих практическую значимость и выдвигаемого сторонниками профотбора в качестве основного аргумента, - высокая ответственность и опасность последствий ошибочных действий специалистов как для окружающих, так и для самих работников. Другой аргумент - высокая стоимость профессионального обучения и его сложность. Кроме этого, доводом в пользу введения профотбора может служить факт существования молодых людей, не способных освоить выбранную профессию до требуемого стандартами качества. Важнейшим подтверждением практического осуществления процедуры профотбора является преобладание числа кандидатов над числом вакансий. Психолог А.Лейнбок, обсуждая морально-этическую сторону профессионального отбора, писал: «Доступ к некоторым профессиям и должностям лежит через ... многие фильтры. Психология в состоянии уплотнить эти фильтры, ... изменить форму очень грубых сит, а главное, она может помочь человеку при компенсации его недостатков ...». Таким образом, подход к профессиональному отбору как к «выбраковке» непригодных или «дискриминации» малоперспективен по отношению к молодым людям, выбирающим профессию. Значительно больше перспектив имеет путь «селекции», выбора достойнейшего среди многих.

Проблема профессиональной пригодности специалиста, под которой понимается комплекс присущих человеку свойств и предрасположенностей к определённому виду деятельности, обозначилась в связи с осознанием опасности последствий дезорганизации деятельности под влиянием экстремальных факторов. Различия в поведении людей в экстремальных условиях нельзя объяснять только разницей в уровне развития отдельных психофизиологических качеств индивида: памяти, внимания. Эти различия отражают глубинные типологические свойства нервной системы и базирующиеся на них ценностно-смысловые ориентации личности.

Исключительное практическое значение имеет решение проблемы: может ли человек с определёнными свойствами нервной системы овладеть той или иной профессиональной деятельностью. Распространение получила идея, в соответствии с которой виновники аварий обладают чуть ли не врождённой предрасположенностью к ошибочным действиям в напряжённых ситуациях и, следовательно, возможно (и достаточно) выявить «потенциальных аварийщиков», чтобы решить проблему повышения надёжности человеческого фактора. Утверждение о фатальной предрасположенности к несчастным случаям оспаривается рядом авторитетных специалистов-психофизиологов. Критикуя облегчённый подход к проблеме профессионального отбора, они отстаивают тезис отсутствия прямой зависимости между психологическими качествами и успешностью осуществления определённого вида деятельности. Способности человека необычайно пластичны, он может приспособиться к большинству профессий за редчайшим исключением.

Анатомо-физиологические особенности человека (задатки) многозначны и являются лишь предпосылкой формирования и развития способностей. Способности, как индивидуально-

психологические свойства, определяющие профессиональную пригодность специалиста, формируются в процессе обучения и воспитания, оттачиваются в профессиональной деятельности. Выработке профессиональной пригодности способствует положительная мотивация - увлечённость процессом приобретения знаний по избранной специальности, желание как можно лучше овладеть профессией. Компенсация неблагоприятных для данной профессии природных качеств и более полное развитие благоприятных свойств осуществляется за счёт целенаправленных тренировок либо слабо осознаваемых стремлений, в ходе которых вырабатывается индивидуальный стиль деятельности. Благодаря формирующемуся индивидуальному стилю люди могут достигать высоких результатов в деятельности различными путями. И, напротив, линия поведения, основанная на механическом копировании манеры деятельности образцового, «эталонного специалиста», может привести к сомнительному по эффективности результату вследствие коренных различий в природно обусловленных и прижизненно сформированных индивидуальных свойствах личности.

Однако следует признать, что индивидуальный стиль деятельности имеет существенное значение в процессе профессионального развития и совершенствования, но не может быть признан панацеей, всемогущим средством универсальной профессионализации. В ряде профессий (прежде всего, профессий операторского типа), где высока вероятность возникновения экстремальных ситуаций, определённые свойства нервной системы носят характер абсолютного противопоказания. Главным требованием ряда операторских профессий является быстрая смена установок при возникновении новых условий: переключаемость, способность поддерживать высокий уровень работоспособности довольно длительное время или в условиях помех, т.е. сила нервной системы. Другие профессии предъявляют относительно лояльные требования к человеку, и нужный уровень квалификации в них достигается сравнительно просто по истечении определённого времени.

Согласно классической традиции образования решающее значение имеет содержание подготовки. Традиционно методы преподавания сводятся преимущественно к развитию профессиональной компетентности обучаемых. В ходе различных занятий у курсантов, студентов и слушателей формируются определённые навыки и умения, методы и способы действий, моделируются ситуации профессиональной деятельности. Но, как правило, программами подготовки не предусматривается как обязательное направление формирование психологически зрелой личности специалиста. А ведь профессиональный и личностный рост - это два различающихся, хотя и взаимосвязанных, процесса. Результатом профессионального роста курсантов являются усвоенные знания, приобретённые умения и навыки. Результатом личностного роста - развитие у них новых качеств, связанных не столько с когнитивной сферой, но так же необходимых для успешного осуществления их профессиональной деятельности: выработка смыслообразующих мотивов поведения, жизненных целей, ценностей. Расти профессионально - не значит расти личностно. Иногда эти два направления - профессиональный и личностный рост - в ходе становления специалиста спонтанно совпадают, однако далеко не всегда.

В соответствии с современными представлениями о цели образования загрузка учащихся максимальным объемом знаний не считается первоочередной и основной задачей. На первый план выступает обучение способам их применения, умению найти выход из нестандартной ситуации, сопоставить разрозненные факты, правильно и оперативно использовать для решения конкретной проблемы то, что усвоили в вузе. Особо важным становится выработка у учащихся способности к саморазвитию, потребности к самостоятельному приобретению и творческому применению новых знаний. Это свидетельствует о повышении значимости личностного роста обучающихся, и в свою очередь обусловливает актуальность внедрения новых форм и технологий, позволяющих целенаправленно формировать гармоничную личность профессионала.

Курсанты в ходе учёбы находятся под влиянием различных социально-психологических условий, выявлением которых занимается психологическая служба. Одна из главных её функ-

ций состоит в получении постоянной и всесторонней информации о самом важном звене в вузе - об обучаемых. Это позволяет оперативно обнаружить деформирующее влияние на личность курсантов негативных социально-психологических условий и своевременно принять меры к устранению (либо нейтрализации) последних. Психологическая работа с курсантами способствует их личностному росту на всех этапах профессионального становления. И работа эта должна начинаться с момента прихода абитуриентов в вуз.

Для адаптации бывшего ученика средней школы к новым для него условиям - обучению в вузе, овладению профессией, психологами УВАУ ГА (И) проводится тренинговая программа, основные задачи которой:

- групповое сплочение (фасилитация групповых процессов, формирование эффективной группы);

- формирование навыков учебной деятельности (мотивация учения, эффективные способы усвоения информации);

- формирование позиции «студента» (продуктивное взаимодействие с преподавателями-предметниками, соблюдение правил делового общения в иерархии «студент - преподаватель»);

- самопознание, профессиональное и личностное саморазвитие.

Программа мотивационного тренинга состоит из пяти четырёхчасовых занятий. Каждое из занятий строится по примерной схеме:

• приветствие (оргвопросы, сообщение темы занятия, проверка домашних заданий);

• психогимнастика (настрой на продуктивную групповую работу; состоит, как правило, из подвижных коротких тематических игр);

• основная содержательная часть (активная работа с новой информацией);

• итоговая рефлексия (подведение итогов прошедшего занятия - участники индивидуально высказываются о впечатлениях от занятия; объяснение домашнего задания; перспективное планирование задач следующего занятия).

В 2010-2011 учебном году программа мотивационного тренинга проводилась с первокурсниками специальности «инженерно-техническое обеспечение авиационной безопасности». Тематический план тренинговых занятий представлен следующим образом: I - «Знакомство с группой. Введение в предмет». II - «Конфликт. Способы разрешения групповых конфликтов».

III - «Личность и группа. Индивидуальные и групповые нормы взаимодействия». IV - «Успешный студент. Требования к личности первокурсника. Понятие о нормах взаимодействия». V -«Эффективный профессионал. Способы формирования профессионально важных качеств специалиста. Профессиональный и личностный рост».

Детальный анализ сильных и слабых сторон данной тренинговой программы - тема самостоятельной статьи. Здесь нам хотелось бы остановиться на перспективных задачах планирования деятельности психологической службы и кафедры обеспечения авиационной безопасности УВАУ ГА (И):

1. Изучить опыт структур, где существует нормативно закреплённая база, обеспечивающая правомерность проведения процедуры психологического обследования, необходимой для обеспечения успешной учёбы и профессиональной надёжности специалистов ГА.

2. Наладить связь с САБ авиакомпаний с целью коррекции психологической составляющей учебно-воспитательного процесса (при необходимости).

3. Разработать программу психологического сопровождения подготовки специалистов, обеспечивающих авиационную безопасность, включающую следующие направления:

- диагностика ПВК кандидатов для обучения по данной специальности;

- индивидуальные собеседования по результатам диагностики;

- коррекция и развитие (индивидуальные и групповые программы) ПВК;

- мониторинг ПВК во время обучения в УВАУ Г А.

4. Рассмотреть возможность изучения курсантами таких дисциплин, как «Психология человека», «Теории личности», «Психология развития», «Социальная психология».

Психологическое сопровождение учебного процесса является неотъемлемой частью подготовки специалистов ГА. Общение с коллегами, пассажирами, посетителями с учётом психологических закономерностей этого процесса повысит общую культуру обслуживания и позволит добиваться работникам поставленной задачи в максимально короткий срок. Однако в настоящее время для психологической подготовки специалистов ГА по специальности «Безопасность технологических процессов и производств на воздушном транспорте» отсутствует чётко регламентированная нормативно-правовая база. Это, на наш взгляд, существенно снижает качество подготовки специалистов, обеспечивающих авиационную безопасность.

Таким образом, можно констатировать, что для повышения уровня профессиональной надёжности специалистов ГА, решающих проблему безопасности на воздушном транспорте, необходимо выработать систему регулярных психологических мероприятий, направленных на формирование профессионального и личностного роста курсантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авиационная безопасность: учеб. пособие / под ред. Ю.М. Волынского-Басманова. - М.: НУЦ «АБИНТЕХ», 2009.

2. Волынский-Басманов Ю.В., Корнилов В.Н. Проблемы законодательного обеспечения авиационной безопасности // Закон и право. - 2007. - №8. - С.43-56.

3. Курчавов В., Вантяхов С., Люсов Е. Разработка алгоритма психологической подготовки специалистов служб авиационной безопасности // Ульяновский центр трансфера технологий: сб. аннотаций проектов Молодёжного инновационного форума Приволжского федерального округа (УлГТУ, 12-14 мая 2010 г.). - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С. 35-37.

4. Правовой аспект применения профайлинга //Профайлинг. К проблеме выявления лиц с противоправными намерениями. - М.: НУЦ «АБИНТЕХ», 2009. - С. 35-39.

5. Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности лётного и диспетчерского состава ГА РФ. - М.: Воздушный транспорт, 2001.

6. Семёнова И.А. Психологические аспекты развития творческой личности в современном мире // Социализация, образование, развитие: сб. материалов междунар., научн.-практ. конф. - Ульяновск, 2009. - С. 112-119.

7. Семёнова И.А., Брыляева Е.П. О необходимости психологического сопровождения подготовки спасателей ГА // Социализация, образование, развитие: сб. материалов междунар., научн.-практ. конф. - Ульяновск, 2009. -С. 112-119.

NORMATIVE LEGAL REGULATIONS ASSURING PSYCHOLOGICAL ACCOMPANIMENT FOR CIVIL AVIATION SPECIALISTS TRAINING

Semyonova ЬА.

Principal trends concerning psychological support of training for aviation specialists in Ulyanovsk higher civil aviation school (institute) and some aspects of normative legal regulations assuring psychological accompaniment for CA specialists training are examined in the article.

Key words: professional reliability, professional selection, professionally important characteristics, professional development, personal development.

Сведения об авторе

Семёнова Ия Анатольевна, окончила Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова (1996), кандидат психологических наук, доцент кафедры обеспечения авиационной безопасности УВАУ ГА(И), автор более 20 научных работ, область научных интересов - социальная психология, психология профессиональной деятельности авиационных специалистов, психология экстремальных ситуаций, стрессменеджмент, кризисное консультирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.