Научная статья на тему 'Методы, применяемые при обучении курсантов'

Методы, применяемые при обучении курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОД / МЕТОДИКА / ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конев Алексей Николаевич, Конева Ксения Алексеевна

Рассмотрены методы из сферы авиационной педагогики применяемые в УВАУ ГА (И) для эффективного обучения курсантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конев Алексей Николаевич, Конева Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы, применяемые при обучении курсантов»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.4

А. Н. КОНЕВ, К. А. КОНЕВА

МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ

Рассмотрены методы из сферы авиационной педагогики применяемые в УВАУ ГА (И) для эффективного обучения курсантов.

Ключевые слова: авиационная педагогика, исследование, метод, методика, обучение, системный подход, эксперимент.

Научно-педагогические исследования и методика лётного обучения - две основные части методов обучения курсантов в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации УВАУ ГА (И).

Научно-педагогические исследования в области авиационной педагогики представляют собой специфический вид познавательной деятельности пилота-инструктора лётного училища, преподавателя учебного заведения гражданской авиации, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде неизвестные или малоизвестные стороны, отношения, грани, особенности учебного процесса.

Методы, используемые в научно-педагогических исследованиях в УВАУ ГА, можно разделить на всеобщие, общенаучные и специальные, или конкретно-научные методы [2].

Все методы научно-педагогического исследования органически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Научно-педагогическое исследование будет иметь эффективность и целесообразность, если преподаватель творчески подойдёт к анализу явления, изучит все его стороны, все связи, расставит факты в их действительно определяющей последовательности.

За последние десятилетия накоплен опыт использования в педагогическом исследовании фотографии, кино, телевидения, расшифровки данных средств объективного контроля. Они позволяют успешно внедрять в процесс исследования такие методы, как математический и статистический анализ, методы моделирования, формализации и аналогии на основе применения компьютерной техники. Однако математические методы в педагогике надо применять весьма осторожно. Зачастую их роль в исследованиях сводится к получению некоторых коли-

© Конев А. Н., Конева К. А., 2014

чественных характеристик, достижению тех или иных логических формул, построению кривых, таблиц и других формальных данных. Из-за этого иногда забывают о сложности самого педагогического явления, подменяя явление фоном, на котором решаются определённые математические или логические задачи. Такие методы исследования в педагогике не только бесполезны, но и зачастую вредны. В них выхолащивается нравственная и собственно педагогическая сущность явления, утрачивается научный подход к явлению.

Наиболее распространённые методы педагогического исследования.

Наблюдение. Предполагает осуществление следующих требований: чёткое определение цели наблюдения, составление программы, детальная фиксация данных. Результаты наблюдения за обучением курсантов позволяют преподавателю изучать особенности формирования знаний в результате обучения.

Беседа как метод педагогического исследования отличается целенаправленностью. Она применяется как основной или дополнительный метод исследования в целях получения необходимых разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Ценность метода заключается в установлении личного контакта с курсантами, позволяет оперативно выяснить результаты обучения.

Интервьюирование - разновидность метода беседы. При этом исследователь придерживается заранее намеченных вопросов в определённой последовательности. Ответы при этом могут открыто записываться.

Разновидностью беседы является и метод анкетирования, когда необходимые материалы для исследования проблемы добываются путём письменного опроса, анкеты. Эффект анкетирования состоит в массовости полученных данных, то есть исследователь может

получить сколь угодно много ответов и, обработав их, вывести о явлении некое среднестатистическое суждение. При анкетировании можно также получить данные, психологически связанные с субъектом исследования, например, каково отношение курсантов к конкретному преподавателю.

В гражданской авиации к этому методу следует отнести изучение результатов производственной практики и учебной деятельности [1]. Так, при внимательном анализе лётных книжек курсантов можно сделать безошибочный вывод об уровне методической подготовленности инструктора данной лётной группы. Анализ периода вывозной программы покажет, видит ли инструктор индивидуальные особенности каждого курсанта, правильно ли принимает методическое решение по характеру ошибок, допускаемых курсантом, подкрепляется ли это решение повышением эффективности лётного обучения в последующих полётах.

Однако изучение документов может вскрыть только лишь поверхностные связи между явлениями. Чтобы добраться до глубинных причин, нужно организовать и провести тщательно продуманный педагогический эксперимент.

Эксперимент - является наиболее сложным методом педагогического исследования. Его сущность заключается в преднамеренном создании определённых условий в педагогическом процессе с целью изучения его хода и активного влияния на результат. Эксперимент предполагает опытную постановку или проверку исследуемого вопроса на основе заранее поставленной задачи.

Метод эксперимента довольно часто встречается в практике первоначального лётного обучения.

Наиболее распространённым в практике обучения курсантов гражданской авиации является естественный эксперимент [1]. Лабораторный эксперимент применяется в авиации на тренажёрных устройствах, например, вводная о пожаре на двигателе с целью отработки соответствующих умений и навыков. В педагогическом эксперименте наиболее полно проявляется взаимодействие отдельных методов педагогического исследования - наблюдения, беседы, сбора различных данных об эффективности лётного обучения на определённом этапе.

Наиболее распространёнными из математических методов, применяемых в авиационной педагогике, являются регистрация, ранжирование,шкалирование .

При анализе и математической обработке массового материала применяются статисти-

ческие методы, в число которых входят вычисление средней величины, подсчёт степеней рассеивания около этой средней, то есть подсчёт дисперсии, среднеквадратичного отклонения, коэффициента вариации, и другие методы.

В научно-педагогических исследованиях важно соблюсти системный подход [2]. Он предполагает изучение педагогического процесса в учебном заведении как целостной системы, относительно обособленной от внешней среды, но в то же время тесно связанной с ней.

Системный подход предполагает многоуровневое и многоплановое изучение объекта, в ходе которого строится ряд моделей, отражающих педагогическое явление в разных уровнях, в разных «срезах». При этом возможен синтез этих моделей в новой, обобщающей и целостной теории объекта.

В учебных заведениях можно провести исследование педагогического процесса с позиций кибернетики. В этом случае педагогический процесс рассматривается как особый вид управления познавательной деятельностью курсантов и формирования у них необходимых профессиональных качеств для будущей производственной деятельности. При этом можно выявить специфику проявления прямых и обратных связей в педагогическом процессе, условия функционирования учебной информации, условия эффективности учебного процесса в зависимости от многих внешних факторов.

Научно-педагогические исследования складываются из нескольких этапов:

1. Выбор и обоснование темы, предварительная разработка замысла и рабочего плана исследования.

2. Изучение литературных источников, соответствующей документации, уточнение условий обстановки, построение гипотезы, разработка методики проведения исследования.

3. Изучение педагогической и производственной практики, сбор фактического материала.

4. Теоретический анализ добытого фактического материала.

5. Проверка выводов и рекомендаций.

6. Оформление результатов исследования.

7. Внедрение результатов исследования в повседневную практику [1].

Для гражданской авиации приоритетными темами исследования могут быть:

- педагогические аспекты проблемы безопасности гражданской авиации;

- проблемы повышения эффективности профессиональной подготовки лётного состава;

- проблемы повышения эффективности экономической деятельности производственных подразделений гражданской авиации.

Самое важное в завершенном педагогическом исследовании— это внедрение его результатов в практику учебной работы. Под внедрением понимается целый комплекс мероприятий, реализуемый в определённой последовательности, который включает:

- информирование преподавателей о полученных выводах и выявленных закономерностях;

- создание новых учебных и методических пособий, нормативных документов отрасли, базирующихся на полученных данных;

- организация обмена опытом совершенствования учебно-методической работы учебных и производственных подразделений гражданской авиации.

Знание основных методов ведения педагогических исследований необходимо каждому творчески работающему преподавателю учебного заведения гражданской авиации, которые должны не только знать, но и умело применять эти методы как для изучения опыта других учебных коллективов, так и для организации проверки на научной основе собственных педагогических находок и открытий.

Методика лётного обучения является специфической частью авиационной педагогики [1]. Её цель - рассмотрение всего комплекса педагогических мер, необходимых для профессиональной подготовки лётного состава. Наиболее полно своё влияние на учебный процесс методика лётного обучения проявляет в лётных училищах, где идёт первоначальное обучение будущих пилотов. Именно здесь и обучаемый (курсант), и обучающий (инструктор) встречаются с различными тонкостями и особенностями обучения в полёте: искусством научить курсанта правильно и соразмерно действовать рулями управления; быстро и точно, в соответствии с динамикой полёта, распределять внимание; вырабатывать профессионально необходимые навыки и умения. Методика лётного обучения содержит элементы общей методики обучения, поскольку охватывает весь комплекс лётного обучения. В то же время она выступает как сумма частных методик лётного обучения, когда в ней рассматриваются вопросы, применимые лишь к какому-либо определённому профессиональному действию. Сюда можно отнести обучение технике выполнения взлёта, посадки, выполнению фигур высшего пилотажа, приборному полёту и т. д.

Совершенствование методики лётного обучения является важным средством повышения качества профессиональной подготовки лётного состава, обеспечения безопасности полётов. Для достижения этих целей перед методикой можно сформулировать задачу - обеспечить организацию и снабдить закономерностями педагогической науки. Устоявшиеся закономерности методики лётного обучения, наличие руководящих документов, которыми пользуются лётные училища, не исключают, а наоборот, предполагают творческую разработку и поиск новых методов, приёмов и организационных форм лётного обучения на основе совершенствования методической и научно-педагогической работы командно-лётного и инструкторского состава.

На начальных стадиях деятельности учебных заведений при нехватке авиационной техники и слабой педагогической подготовленности обучающих лиц, в авиации утвердилась так называемая «цепная», или «конвейерная», система обучения. Суть её заключалась в том, что на различных этапах обучения различным видам полёта (на различных типах самолётов — обязательно) курсанта обучали разные инструкторы: рулению учит один инструктор; выполнению полёта по кругу - другой; пилотажу в зоне - третий; производственной работе — четвёртый. Курсант как бы «по цепочке» передавался от одного инструктора к другому по мере овладения навыками и умениями. Положительное в это системе — быстрота обучения и рациональное использование даже старого самолётного парка. Но система не обеспечивает единства методики обучения, индивидуальные качества курсанта инструктор просто не успевал изучить и тем более использовать в обучении. Эта система отражала недостаточную профессиональную подготовленность инструкторского состава, его неумение обучать курсантов с равным успехом на различных уровнях подготовки .

Во второй половине 20-х годов широкое распространение получила «сквозная», или «поточная», система подготовки курсантов. Инструктор, получив группу курсантов, ведёт её по всей программе обучения до выпуска из школы (училища). Здесь уже полностью утвердились принципы единства обучения, индивидуального подхода, повысилась ответственность инструктора за профессиональную выучку обучаемых. Но и эта система имела свои недостатки. Сейчас в средних училищах гражданской авиации полностью утвердилась «сквозная» система, поскольку типы первоначального обучения и выпускной самолёт схожи или даже едины. В высших же училищах «сквозная» система действует

только на одном типе самолёта. По окончании первоначального обучения курсант переходит в другой отряд, где его обучают другие инструктор и командиры.

Из педагогических новшеств для нынешнего периода характерно использование различного вида наглядности, технических средств обучения, а по мере развития электроники - внедрение программированных методов обучения. В лётных училищах развитие вычислительной техники пошло главным образом по пути разработок и внедрения различного рода тренажёров, в том числе и лётных. Применение новых методических приёмов повысило качество обучения лётного состава, его экономическую эффективность.

Инструктор на основе использования комплексных и функциональных тренажеров получил инструмент, с помощью которого можно до высокого уровня надёжности отрабатывать действия курсантов как в штатных учебных ситуациях, так и в особых случаях полёта. Применение данных средств объективного контроля для анализа качества полётов, полная запись и быстрая расшифровка выдерживания норма-

тивов полёта обучаемыми дали в руки инструктора возможность оперативно оказывать методическое воздействие на курсанта, повышая тем самым надёжность и научную обоснованность обучения.

Применение методики лётного обучения позволяет будущим пилотам укрепить теоретические знания на практике в период обучения лётному делу, а преподавателям-инструкторам выработать определённые педагогические умения по совершенствованию профессиональной подготовки курсантов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК :

1. Орёл, В. М. Авиационная педагогика / В. М. Орёл. - М. : Юнити-Дана, 1999. - 135 с.

2. История педагогики / под ред. М.В. Ша-баевой. - СПб. : Питер, 1998. - 310 с.

Конев Алексей Николаевич, доцент кафедры «Управление и экономика на воздушном транспорте» УВАУГА (И).

Конева Ксения Алексеевна, студентка УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.