Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный психологический отбор операторов БВС / профессиограмма внешнего пилота БВС / характерологические / мотивационно-ценностные / эмоционально-волевые профессионально важные качества (ПВК) / системный профиль мотивации (СПМ) / professional psychological selection of operators / operator’s professionogram / characterological / motivationalvalue / emotional-volitional Premature ventricular contractions (PVCs) / systemic motivation profile (SPM)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеенко Мария Сергеевна

Проблема профессиографического изучения деятельности операторов беспилотного воздушного судна (БВС) в интересах профессионального психологического отбора является стратегически важным направлением развития авиации. Успех в новых видах экстремальной деятельности зависит от индивидуально-психологических характеристик внешнего пилота. В связи с этим целью представленного исследования является проведение профессиографического исследования деятельности операторов БВС для дальнейшего уточнения требований операторской деятельности к способностям человека, а также исследования таких феноменов, как мотивация и эмоциональная направленность специалистов. В структуре современного психологического отбора значимыми являются психофизиологические показатели деятельности человека-оператора, его интеллектуальные способности, в то время как изучение внутренних механизмов развития оператора в профессии нередко остается вне области современных исследований. Анализ данных, полученных в ходе профессиографического исследования деятельности операторов БВС, выявил специфические особенности в структуре их мотивации, а также позволил составить профиль акцентуации характера и эмоциональной направленности данной профессиональной группы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексеенко Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONOGRAPHICAL ANALYSIS OF OPERATOR ACTIVITY

The problem of professional psychological selection of operators arose simultaneously with the emergence of the profession itself. Even then, it was discovered that success in extreme activities depends on the abilities of the operator. Many authors pointed to the fact that not every physically healthy person can become a good operator. In this regard, the purpose of this work is to conduct a professional study of operators activity. The general emotional orientation of the operators was determined using the method of B. I. Dodonov. Individual and personal professionally important qualities were assessed using the Leonhard – Shmishek questionnaire, as well as the methods of studying the emotional orientation of B. I. Dodonov. To assess the motivational and value sphere of the respondents, a test of the systemic motivation profile was used. The analysis of the data obtained during the professionographic research of the operators’ activities revealed that the speech and attentional properties of the personality at the heart of the operator’s individual and personal professionally important qualities are the leading ones. In addition, the leading characterological characteristics of the operator — jamming and hyperthymia — which indicates a high motivation of operators, purposefulness, and the ability to focus on professional tasks for a long time were identified. When evaluating the motivation profile, altruism and reproduction turned out to be the main indices of motivation of the surveyed specialists. In the structure of the leading emotional orientation of the operator, communicative, praxic and altruistic components are distinguished. The study conducted within the framework of the presented work revealed statistically significant differences between the integral indicators of professionally important qualities of the operator, indicating the heterogeneity of the studied group, which in turn leads to a complication in predicting the reliability of the operator in the process of his professional development. Variability in the structure of operators’ individual and personal professionally important qualities requires, first of all, dynamic observation of the nature of the development of their professional abilities, and secondly, the study of compensatory mechanisms that ensure a high level of reliability of the activities of specialists with varying degrees of severity of individual and personal professionally important qualities

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 159.9.07

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. С. Алексеенко,

НИИЭС, Москва, Россия,

[email protected]

Проблема профессиографического изучения деятельности операторов беспилотного воздушного судна (БВС) в интересах профессионального психологического отбора является стратегически важным направлением развития авиации. Успех в новых видах экстремальной деятельности зависит от индивидуально-психологических характеристик внешнего пилота.

В связи с этим целью представленного исследования является проведение профессиографического исследования деятельности операторов БВС для дальнейшего уточнения требований операторской деятельности к способностям человека, а также исследования таких феноменов, как мотивация и эмоциональная направленность специалистов.

В структуре современного психологического отбора значимыми являются психофизиологические показатели деятельности человека-оператора, его интеллектуальные способности, в то время как изучение внутренних механизмов развития оператора в профессии нередко остается вне области современных исследований. Анализ данных, полученных в ходе профессиографического исследования деятельности операторов БВС, выявил специфические особенности в структуре их мотивации, а также позволил составить профиль акцентуации характера и эмоциональной направленности данной профессиональной группы.

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор операторов БВС; профессиограмма внешнего пилота БВС; характерологические, мотивационно-ценностные, эмоционально-волевые профессионально важные качества (ПВК); системный профиль мотивации (СПМ).

Для цитаты: Алексеенко М. С. Профессиографический анализ операторской деятельности // Системная психология и социология. 2024. № 3 (51). С. 86-96.

Алексеенко Мария Сергеевна, кандидат психологических наук, ведущий психолог Научно-испытательного института эргатических систем; доцент гуманитарной кафедры Института мировой медицины Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Минздрава России; преподаватель авиационно-учебных центров «Школа Аэрофлота» и «S7 Training»; специалист по профессиональному психологическому отбору и подготовке пилотов, Москва, Россия.

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0003-0152-7026

UDC 159.9.07

PROFESSIONOGRAPHICAL ANALYSIS OF OPERATOR ACTIVITY

M. S. Alekseenko,

NIIES, Moscow, Russia, [email protected]

The problem of professional psychological selection of operators arose simultaneously with the emergence of the profession itself. Even then, it was discovered that success in extreme activities depends on the abilities of the operator. Many authors pointed to the fact that not every physically healthy person can become a good operator. In this regard, the purpose of this work is to conduct a professional study of operators activity.

The general emotional orientation of the operators was determined using the method of B. I. Dodonov. Individual and personal professionally important qualities were assessed using the Leonhard - Shmishek questionnaire, as well as the methods of studying the emotional orientation of B. I. Dodonov. To assess the motivational and value sphere of the respondents, a test of the systemic motivation profile was used. The analysis of the data obtained during the pro-fessionographic research of the operators' activities revealed that the speech and attentional properties of the personality at the heart of the operator's individual and personal professionally important qualities are the leading ones. In addition,

© Алексеенко М. С., 2024

the leading characterological characteristics of the operator—jamming and hyperthymia — which indicates a high motivation of operators, purposefulness, and the ability to focus on professional tasks for a long time were identified. When evaluating the motivation profile, altruism and reproduction turned out to be the main indices of motivation of the surveyed specialists. In the structure of the leading emotional orientation of the operator, communicative, praxic and altruistic components are distinguished.

The study conducted within the framework of the presented work revealed statistically significant differences between the integral indicators of professionally important qualities of the operator, indicating the heterogeneity of the studied group, which in turn leads to a complication in predicting the reliability of the operator in the process of his professional development. Variability in the structure of operators' individual and personal professionally important qualities requires, first of all, dynamic observation of the nature of the development of their professional abilities, and secondly, the study of compensatory mechanisms that ensure a high level of reliability of the activities of specialists with varying degrees of severity of individual and personal professionally important qualities.

Keywords: professional psychological selection of operators; operator's professionogram; characterological; motivational-value; emotional-volitional Premature ventricular contractions (PVCs); systemic motivation profile (SPM).

For citation: Alekseenko M. S. Professionographical analysis of operator activity // Systems Psychology and Sociology. 2024. № 3 (51). P. 86-96.

Alekseenko Maria Sergeevna, Candidate of Psychological Sciences, Leading Psychologist of the Scientific Research Institute of Ergatic System; Associate Professor of the Humanities Department of the Institute of World Medicine of Pirogov Russian National Research Medical University of MOH Russia; teacher of the aviation training centers "Aeroflot School" and "S7 Training"; specialist in professional psychological selection and training of pilots, Moscow, Russia.

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0003-0152-7026

Введение

Проблема профессионального психологического отбора операторов возникла одновременно с появлением самой профессии [8: с. 100]. Уже тогда обнаружилось, что успех в экстремальных видах деятельности зависит от способностей оператора. Многие авторы указывали на тот факт, что не всякий физически здоровый человек может стать хорошим оператором [4; 15]. Про-фессиографическое исследование деятельности операторов БВС является продолжением работы по созданию системы профессионального обеспечения летной деятельности [1; 8; 13]. Наиболее актуально изучение глубинных структур личности, определяющих успешность профессионального обучения, адаптации к деятельности и поддержания долговременной мотивации профессионала. В настоящее время появилась тенденция к кардинальной смене профессиональной направленности в возрасте 30-40 лет; одной из причин является несоответствие между способностями человека и требованиями профессии. Подготовка внешнего пилота беспилотного воздушного судна (БВС) является долгосрочным процессом, занимающим, по мнению

специалистов, до десяти лет, поэтому профессиональное долголетие специалиста является важным условием для системы обеспечения летной деятельности.

Целью проведенного исследования стало изучение глубинной структуры индивидуально-психологических особенностей операторов БВС для развития системы психологического обеспечения летной деятельности. Изучение центральных структур личности оператора позволяет в соответствии с профессиональными задачами комплектовать летные экипажи, прогнозировать успешность освоения новой техники, создавать благоприятные условия для совершенствования специалистов. В условиях напряженности геополитической обстановки сопровождение деятельности операторов БВС является важной государственной задачей.

Теоретико-методологические основы исследования

«Особо подчеркнув тот факт, что проблема надежности человека есть всегда проблема индивидуальных различий, В. Д. Небылицын последовательно показывает особую роль

психофизиологических параметров личности в изучении всегда индивидуализированной надежности человека в данном виде деятельности» [2: с. 16-17]. Экспериментальные исследования К. М. Гуревича и В. Ф. Матвеева подтвердили эту гипотезу и доказали необходимость профотбора операторов по данному свойству [9]. Б. Ф. Ломов, обращаясь к работам В. Д. Небы-лицына, подчеркивал значимость исследований биохимических основ психики и генетики поведения, за которыми признавал будущее психологии [2; 12] и которые обусловливают целый ряд главных свойств нервной системы, лежащих в основе профессиональной пригодности человека к операторской деятельности. Нейрокогнитивные исследования, связанные с изучением развития когнитивных способностей, позволили проверить соответствие технических средств деятельности психофизиологическим и эргономическим характеристикам человека. Центральной задачей при этом Б. М. Величковский с соавт. считает создание когнитивных технологий, улучшающих оценку результативности деятельности человека [5]. Одновременно с этим авторы подчеркивают, что когнитивные технологии, являясь конвергентными технологиями, имеют непосредственное отношение к психологии человека, восприятию, оценке ситуации и др. Таким образом, как бы ни были развиты современные технологии мониторинга, прогнозирования операторской деятельности, значимость психологических исследований профессиональной деятельности в настоящее время остается высокой, в том числе исследований личности специалиста. Личностные особенности специалиста определяют при разработке профессиограмм конкретных специальностей и входят в структуру основных профессионально важных качеств (ПВК) [8: с. 26].

«.. .Крупная структура личности — моти-вационно-потребностная сфера. Ее внешний, доступный сознательному контролю слой — область ценностей, интересов, увлечений и стремлений человека. Однако, по мнению, многих исследователей, главным компонентом личности является ее мотивационное ядро, содержащее неосознаваемые в повседневной жизни, но определяющие смысл и направление любой человеческой деятельности — мотивы.

Иерархическая композиция этих мотивов составляет, по А. Н. Леонтьеву, основу личности человека» [14: с. 8].

Не менее значимым для оценки личностных ПВК является показатель общей эмоциональной направленности (ОЭН) [10: с. 430], который определяется по типу эмоций, стоящих на первом месте для человека. Автор методики Б. И. Додонов «выдвигает и обосновывает положение об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях, показывает, что человек проявляется как личность прежде всего в активной, мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности»1 .

Профессиографическое исследование дает описание специфики работы оператора в экстремальных условиях и повышает надежность профессионального отбора и обучения. Профессио-грамма составляется исходя из основных целей и задач исследования и представляет собой трудоемкий процесс [4: с. 81]. Научное описание профессии предполагает психологический анализ трудовых процессов, психических явлений и интегральных характеристик, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта.

Различные виды операторской деятельности весьма сходны по своей психологической структуре, включающей четыре основные составляющие: 1) поиск, восприятие и декодирование информации; 2) переработка и оценка информации; 3) принятие решений; 4) реализация принятого решения [6: с. 19].

Оценка профессиональной пригодности человека к операторской деятельности должна включать оценку эффективности работы в экстремальных условиях, качество профессиональной готовности к деятельности в штатных и нештатных ситуациях [4: с. 4; 5; 6; 15]. «Для многих операторских профессий (диспетчеры в системах управления воздушным движением, операторы радиолокационных станций, операторы энергоблоков и др.) стресс-факторами могут выступать дефицит времени на обслуживание; повышенная трудность задачи; повышенная значимость ошибочных действий;

1 Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиз-

дат, 1978. С. 2.

наличие релевантных помех; дефицит информации для принятия решений; недогрузка информацией (сенсорная депривация); перегрузка информацией и др.» [4: с. 9].

В связи с тем что существует значительное количество типов БВС, необходимо систематизировать их по классам и категориям. Отечественные ГОСТ в области беспилотных авиационных систем (БАС): ГОСТ Р 59517 - 2021 «Беспилотные авиационные системы: Классификация и категоризация»; ГОСТ Р 57258 -2016 «Системы беспилотные авиационные: Термины и определения» — не отражают реальную ситуацию как с точки зрения терминологии, так и классификации и в соответствии с Перспективной программой стандартизации в области беспилотных авиационных систем (БАС) на 2024-2032 гг., принятой в 2024 г. Минпромторгом и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, подлежат пересмотру. Международный стандарт ISO 21895:2020 «Categorization and classification of civil unmanned aircraft systems / БАС гражданского назначения. Классы и категории» также не дает верного толкования/категорирования БАС [17] и пока не легитимен в РФ до внесения в Федеральный информационный фонд стандартов в соответствии с упомянутой Перспективной программой.

В предлагаемой статье под оператором БВС мы будем понимать гражданского внешнего пилотирующего пилота тяжелого высотного БВС большой дальности и продолжительности полета, что вполне соответствует сложившейся и устоявшейся практике использования данного понятийного аппарата в статьях и докладах по БАС, а также на профильных сайтах2.

Организация и методическое обеспечение исследования

На первом этапе решения поставленных задач было осуществлено профессиографиче-ское исследование деятельности оператора БВС, на втором — проводилось изучение основных

2 Бойко А. Альтиус // RoboTrends: сайт. URL: https:// robotrends.ru/robopedia/altius (дата обращения: 30.11.2024).

компонентов структуры личности. Работа проходила на базе Гражданского экспериментального центра Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие шесть экспертов из числа внешних пилотов БВС. Данная категория профессионалов является малочисленной в силу новизны профессии, а также серьезных временных затрат на их подготовку, поэтому исследование больших выборок является задачей перспективной и в настоящее время не может быть выполнено. Имеющийся арсенал психодиагностических методик в практике психологического отбора позволил подобрать методы, соответствующие поставленным задачам. Подбор осуществлялся с учетом возможности их использования в интересах реализации системы психологического обеспечения деятельности внешних пилотов БВС.

Для участия в обследовании были отобраны специалисты, наиболее соответствующие требованиям профессиональной деятельности с точки зрения их надежности и эффективности. При составлении психофизиологической характеристики деятельности и определении ПВК операторов, а также требований к специалисту была использована методика оценки деятельности О. Липмана, адаптированная в психотехнической лаборатории Центрального института труда ВЦСПС И. Н. Шпильрейном. Группе экспертов, состоящей из шести специалистов данной профессии и знающих основные особенности и условия труда при осуществлении конкретной деятельности, предоставляется опросный лист О. Липмана3.

Оценка трех блоков ПВК — характерологического, мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, — т. е. триады профессиональных качеств, обусловливающих успешность профессиональной деятельности оператора, осуществлялась с помощью:

• показателя общей эмоциональной направленности по методике Б. И. Додонова;

• изучения характерологических ПВК с помощью опросника Леонгарда - Шмише-ка;

3 Билый А. М. Сохранение здоровья и профессионального долголетия: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 2020. URL: https://www.dissercat.com/ content/sokhranenie-zdorovya-i-professionalnogo-dolgoletiya (дата обращения: 28.11.2024).

• исследования мотивационно-ценност-ной сферы операторов БВС методом оценки системного профиля мотивации Б. Н. Рыжова.

Таким образом, в работе использовались психодиагностические методики, направленные на изучение индивидуально-личностных ПВК оператора.

Методики профотбора, включенные в структуру системного психологического обеспечения, соответствуют принципам обоснованности, системности, целесообразности, экономичности. В качестве критерия для определения валидности батареи методик была использована оценка эффективность деятельности оператора.

Результаты исследования

Анализ данных, полученных в ходе про-фессиографического исследования деятельности операторов (рис. 1), выявил следующие тенденции:

1) ведущими свойствами личности в основе ПВК оператора, по мнению специалистов, являются речевые (2,7) и аттенционные (2,54);

2) эмоционально-волевые и мыслительные свойства личности оператора значимы для деятельности (1,98-2,00);

3) моторные (1,63), сенсорные (1,62) и има-житивные (1,56) свойства оказались наименее взаимосвязанными с качеством профессиональной деятельности оператора;

4) коммуникативные свойства (1,93) и наблюдательность (1,78) являются дополнительными в операторской деятельности.

Стоит обратить внимание на зависимость экспертных оценок от личностного профиля специалистов. Оценки операторов с высокими показателями педантичности (по Шмишеку) обнаруживают большую дифференцирован-ность выборов и оценок, в то время как операторы с низким уровнем застревания и педантичности на фоне высоких показателей демонстративности отдают предпочтение двум оценкам — «1» и «2». На экспертную оценку также существенно влияет мотивация и установки обследуемых лиц. Отсутствие заинтересованности испытуемых в результатах изучения профессиональной деятельности приводит к частому выбору оценки «0» и пренебрежению к психофизиологической составляющей в деятельности оператора. Данные выводы необходимо учесть при организации дальнейшего изучения ПВК операторов, а именно при проведении профессиографиче-ского исследования по методике О. Липмана:

1) отобрать экспертов из числа специалистов с высокими показателями по шкалам

Рис. 1. Усредненный профиль ПВК личности по методике О. Липмана

гипертимности при средних значениях застревания, педантичности при низких или средних показателях демонстративности, тревожности, возбудимости и цикломности;

2) организовать повторное групповое ранжирование ПВК по методике О. Липмана с общим обсуждением выборов среди экспертов.

Результаты методики диагностики типа акцентуации личности оператора

Анализ полученных результатов с помощью опросника Леонгарда - Шмишека позволил выявить типичный профиль оператора экстремального вида деятельности. Отметим, что общий профиль личности не выходит за пределы 18 баллов, что говорит об отсутствии тенденции к проявлению акцентуированных черт, поэтому здесь и далее интерпретация полученных данных ограничивается выделением доминирующих свойств характера и темперамента. На рисунке 2 представлены ведущие черты личности профессионала: к ним относятся гипер-тимность (16,3), застревание (13,8).

Обращает на себя внимание повышение шкал экзальтированности, эмотивности и цикло-тимности. Данная триада отвечает за общую восприимчивость и чувствительность человека по отношению к различным воздействиям, а также способность к гибкому реагированию в стрессовых ситуациях.

Наряду с выявленной общей закономерностью результатов найдены специфические особенности в структуре индивидуальных различий профилей операторов (см. табл. 1). Разброс показателей по таким качествам, как демонстративность (диапазон значений от 4 до 12 ед.), застревание (10-16), возбудимость (3-15), дистимность (6-15), экзальтированность (6-18) и циклотимность (6-15), может быть свидетельством неоднородности обследованной группы. Отрицательным эффектом может быть низкая степень прогностических данных, даже в условиях многопланового обследования. Средние значения хорошо интерпретируемы, однако индивидуальные профили специалистов существенно отличаются, что сказывается на их совместной работе и решении общих задач. Наличие большого разброса данных усложняет

Рис. 2. Усредненный профиль личностной акцентуации оператора

Таблица 1

Средние значения акцентуации характера операторов по методике Леонгарда - Шмишека

Среднее значение Минимум Максимум Мода Медиана

Демонстративность 8,33 4 12 6 8

Застревание 13,67 10 16 16 15

Педантично сть 3,67 2 6 2 3

Возбудимость 8,5 3 15 15 7,5

Гипертимно сть 16,5 15 18 15 16,5

Дистимность 7,5 6 15 6 6

Тревожность 5 3 9 3 4,5

Экзальтированно сть 12 6 18 12 12

Эмотивность 10,5 10,5 12 12 12

Циклотимно сть 11 6 15 6 12

процесс обучения, адаптации специалистов и дальнейшей деятельности. На различия в оценках своей деятельности влияют в том числе отношение к задаче, понимание задач и пр.

Результаты методики оценки системного профиля мотивации оператора

На рисунке 3 графически представлены данные, указывающие на распределение ценностей операторов, соответствующих системным видам мотивации. Графические изображения усредненных показателей индексов мотивации приведены в таблице 2.

Индексы мотивации «альтруизм» и «репродукция» являются преобладающими у обследуемых специалистов (рис. 3). Вторыми по значимости идут «познание» и «самореализация»,

в то время как «витальность» и «нравственность» не являются важными мотивами в структуре личности оператора.

Корреляционный анализ данных показывает, что существует статистически значимая положительная связь между мотивацией самореализации и репродукцией (р = 0,01), нравственностью и самосохранением (р = 0,033), самосохранением и познанием. В то же время положительная корреляция выявлена между характерологическими особенностями и мотивацией. Тревожность коррелирует с мотивом самосохранения (р = 0,07), а также с другими чертами акцентации характера — демонстративностью, возбудимостью. Застревание сочетается с мотивом сохранения Я (р = 0,008), педантичностью (р = 0,031). При этом существует статистически значимая положительная связь между гипертимностью и педантичностью оператора. Полученное соотношение

Рис 3. Профиль мотивации оператора

Таблица 2

Усредненный по группе индекс мотивации

Вид мотивации 1-й оператор 2-й оператор 3-й оператор 4-й оператор 5-й оператор 6-й оператор Среднее значение по группе

Витальность 7 % 50 % 18 % 39 % 14 % 32 % 26,67 %

Познание 54 % 39 % 50 % 61 % 71 % 64 % 56,5 %

Репродукция 75 % 61 % 79 % 64 % 57 % 57 % 65,5 %

Самореализация 39 % 57 % 46 % 54 % 68 % 64 % 54,67 %

Нравственность 36 % 21 % 29 % 14 % 79 % 39 % 36,33 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Альтруизм 82 % 61 % 71 % 86 % 57 % 61 % 69,67 %

Сохранение Я 50 % 54 % 54 % 29 % 32 % 50 % 44,83 %

Самосохранение 57 % 75 % 54 % 54 % 21 % 39 % 50 %

показателей характерно для выбранной профессиональной группы. Представители других профессий имеют иные взаимосвязи в структуре ПВК. Можно сделать вывод о наличии уникальной внутренней организации ПВК операторов, отличающей их от представителей других профессий. Так, например, в летной деятельности педантичность пилота отрицательно коррелирует с гипертим-ностью.

Результаты, полученные по методике диагностики эмоциональной направленности оператора

В профиле эмоциональной направленности операторов преобладают коммуникативная, праксическая и альтруистическая направленности (рис. 4). На втором месте по значимости находятся гностическая

и гедонистическая направленности. Интерпретация результатов может быть следующей: операторы готовы к совместной деятельности, в ходе которой важно испытывать уважение к коллегам, находиться среди людей, склонных к поддержке, сочувствию. При этом важным условием взаимодействия является сама деятельность (праксическая направленность). Значимы переживания, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, ее успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления и завершения. Переживания, которые возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, также обладают высокой эмоциональной значимостью. Можно сделать вывод о том, что вынужденное одиночество, отсутствие возможности работать сообща снижают мотивацию к профессиональной деятельности оператора.

Рис. 4. Усредненный профиль эмоциональной направленности оператора

Выводы

Анализ данных, полученных в ходе про-фессиографического исследования деятельности операторов, выявил следующие тенденции:

1) ведущими свойствами личности в основе ПВК оператора, по мнению специалистов, являются речевые (2,7) и аттенционные (2,54);

2) эмоционально-волевые и мыслительные свойства личности оператора значимы для деятельности (1,98-2,00);

3) моторные (1,63), сенсорные (1,62) и имажитивные (1,56) свойства оказались наименее взаимосвязанными с качеством профессиональной деятельности оператора;

4) коммуникативные свойства (1,93) и наблюдательность (1,78) являются дополнительными в операторской деятельности;

5) ведущие характерологические ПВК оператора — застревание и гипертимность, — что свидетельствует о высокой мотивированности операторов, целенаправленности, умении длительное время сосредотачиваться на профессиональных задачах. Операторы также характеризуются принципиальностью, твердостью взглядов на фоне высокого уровня оптимизма, общительности, активности, склонности к установлению контактов, а также устойчивостью к напряженной деятельности;

6) при оценке профиля мотивации альтруизм и репродукция оказались главными индексами мотивации обследуемых специалистов. Вторыми по значимости стали познание и самореализация, в то время как витальность и нравственность не являются важными мотивами в структуре личности оператора;

7) в структуре ведущей эмоциональной направленности оператора выделяются коммуникативная, праксическая и альтруистическая направленности. Выявленная специфика позволяет оптимизировать организацию деятельности оператора с целью повышения работоспособности;

8) в процессе исследования мы вышли на задачу соотношения ПВК с условиями деятельности.

Заключение

Анализ данных, полученных в ходе профес-сиографического исследования деятельности операторов, выявил, что речевые и аттенционные свойства личности в основе ПВК оператора являются ведущими. Кроме того, были выделены ведущие характерологические ПВК оператора — застревание и гипертимность, — что свидетельствует о высокой мотивированности операторов, целенаправленности, умении длительное время сосредотачиваться на профессиональных задачах. При оценке системного профиля мотивации альтруизм и репродукция оказались главными индексами мотивации обследуемых специалистов. В структуре ведущей эмоциональной направленности оператора выделяются коммуникативная, праксическая и альтруистическая составляющие.

Неоднородность структуры ПВК операторов БВС требует в первую очередь динамического наблюдения за характером развития их профессиональных способностей, во вторую — изучения компенсаторных механизмов, обеспечивающих высокий уровень надежности деятельности специалистов с разной степенью выраженности ПВК.

Таким образом, был проведен профессио-графический анализ деятельности операторов. Его результаты могут быть использованы в практической деятельности психолога.

На современном этапе развития системы подготовки специалистов происходит уменьшение числа лиц, годных для операторской деятельности; проявляется несоответствие между требованиями профессии и здоровьем специалистов. Данное противоречие в определенной степени можно нивелировать благодаря системному обеспечению операторской деятельности, основанному на понимании базовых личностных структур.

Литература

1. Алексеенко М. С. Модель системного психологического обеспечения летной деятельности // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 97-109. https://www.doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.09

2. Базылевич Т. Ф., Ломов Б. Ф. Вступительная статья // Небылицын В. Д. Избранные психологические труды / под ред. Б. Ф. Ломова; АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. С. 5-21.

3. Бовин Б. Г., Лебедев А. Н., Литвинова Т. И., Раков А. М. Информативность экспертных оценок и самооценок в задачах профессиональной диагностики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 10 (73). С. 81-88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informativnost-ekspertnyh-otsenok-i-samootsenok-v-zadachah-professionalnoy-diagnosti

4. Боковиков А. К. Механизмы формирования стрессоустойчивости операторов при моделировании экстремальных условий деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 181 с.

5. Величковский Б. М., Вартанов А. В., Шевчик С. А. Системная роль когнитивных исследований в развитии конвергентных технологий // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 334. С. 186-191.

6. Володарский Е. Т., Кошевая Л. А., Булыгина Е. В. Статистическое оценивание пригодности операторов экстремальных видов деятельности с использованием физического моделирования // Вестник ЮУрГУ Серия: Математическое моделирование и программирование. 2014. Т. 7. № 1. С. 16-23. https://www.doi.org/10.14529/mmp140102

7. Гандер Д. В. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // Психология обучения. 2014. № 10. С. 73-79.

8. Гандер Д. В., Алексеенко М. С. Психология летного труда: монография. М.: СГУ, 2013. 267 с.

9. Гуревич К. М., Матвеев В. Ф. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения // Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем / под ред. Б. М. Теплова и К. М. Гуревича. М.: Просвещение, 1966. С. 26-38.

10. Доценко О. Н., Бондаренко И. Н. Направленность личности как системообразующий фактор успешности профессиональной деятельности // Развитие психологии в системе комплексного челове-кознания: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 40-летию создания Института психологии РАН и 85-летию Б. Ф. Ломова: в 2 ч. Ч. 2. М.: ИП РАН, 2012. С. 428-431.

11. Костин А. С. Классификация гражданских беспилотных летательных аппаратов и сферы их применения // Системный анализ и логистика. 2019. № 1. С. 70-80.

12. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды / под ред. В. А. Бара-банщикова, Н. Д. Завалишиной, В. А. Пономаренко. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. С. 385-406.

13. Психологический отбор летчиков / Научно-исследовательский институт психологии УССР; под ред. Е. А. Милеряна. Киев: [Б. и.], 1966. 234 с.

14. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с.

15. Рыжов Б. Н., Кожинова О. В., Ксенофонтова К. М., Карпова О. И. Психологический отбор лиц экстремальных профессий // Системная психология и социология. 2015. № 2 (14). С. 5-14.

16. Сорокина Л. В. Принципы профессионального отбора на основе психофизиологических характеристик человека // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 1 (25). С. 185-191.

17. Ahn H. A study of civil unmanned aerial system category classification // Journal of the Korean Society for Aeronautical & Space Sciences. 2015. Vol. 43. № 7. С. 657-667. https://www.doi.org/10.5139/ JKSAS.2015.43.7.657

References

1. Alekseenko M. S. Model' sistemnogo psixologicheskogo obespecheniya letnoj deyateFnosti [Model of system psychological support of flight activity] // Systems Psychology and Sociology. 2021. № 2 (38). P. 97-109. https://www.doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.09

2. Bazylevich T. F., Lomov B. F. Vstupitel'naya stat'ya [Introductory article] // Nebylytsyn V. D. Izbran-ny'e psixologicheskie trudy' / pod red. B. F. Lomova; APN SSSR. M.: Pedagogika, 1990. P. 5-21.

3. Bovin B. G., Lebedev A. N., Litvinova T. I., Rakov A. M. Informativnost' e'kspertny'x ocenok i sa-moocenok v zadachax professionarnoj diagnostik [Informativeness of expert evaluations and self-assessments in the tasks of professional diagnostics] // Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2007. № 10 (73). P. 81-88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infbrmativnbst-ekspertnyh-btsenbk-i-sambbtsenbk-v-zad-achah-professionalnoy-diagnostiki (date of access: 02.12.2024).

4. Bokovikov A. K. Mexanizmy' formirovaniya stressoustojchivosti operatorov pri modelirovanii e'kstremal'ny'x uslovij deyateFnosti: dissertaciya kandidata psixologicheskix nauk [Mechanisms of formation of stress resistance of operators at modeling of extreme conditions of activity: dissertation of the Candidate of Psychological Sciences]. Yaroslavl', 2003. 181 p.

5. Velichkovsky B. M., Vartanov A. V. V., Shevchik S. A. Sistemnaya rol' kognitivny'x issledovanij v razvitii konvergentny'x texnologij [Systemic role of cognitive research in the development of convergent technologies] // Tomsk State University Journal. 2010. № 334. P. 186-191.

6. Volodarsky E. T., Koshevaya L. A., Bulygina E. V. Statisticheskoe ocenivanie prigodnosti operatorov e'kstremal'ny'x vidov deyatel'nosti s ispol'zovaniem fizicheskogo modelirovaniya [Statistical evaluation of professional suitability of operators of extreme activities with using the physical modeling] // Bulletin of the South Ural State University. Series: Mathematical Modelling, Programming & Computer Software. 2014. Vol. 7. № 1. P. 16-23. https://www.doi.org/10.14529/mmp140102

7. Gander D. V. Psixologicheskoe obespechenie professional'noj deyatel'nosti [Psychological support of professional activity] // Psychology of Education. 2014. № 10. C. 73-79.

8. Gander D. V., Alekseenko M. S. Psixologiya letnogo truda: monografiya [Psychology of flight labor: monograph]. M.: SGU, 2013. 267 p.

9. Gurevich K. M., Matveev V. F. O professional'noj prigodnosti operatorov i sposobax ee opredeleniya [About professional suitability of operators and methods of its determination] // Voprosy' professionarnoj prigodnosti operativnogo personala e'nergosistem [Questions of professional suitability of operational personnel of power systems] / edited by prof. B. M. Teplov and K. M. Gurevich. M.: Prosveshhenie, 1966. P. 26-38.

10. Dotsenko O. N. N., Bondarenko I. N. Napravlennost' lichnosti kak sistemoobrazuyushhij faktor us-peshnosti professionaTnoj deyatel'nosti [Directionality of personality as a system-forming factor in the success of professional activity] // Razvitie psixologii v sisteme kompleksnogo chelovekoznaniya: materialy' Vserossijskoj nauchnoj konferencii, posvyashhennoj 40-letiyu sozdaniya Instituta psixologii RAN i 85-letiyu B. F. Lomova [Development of psychology in the system of complex human science: proceedings of the All-Russian scientific conference]: v 2 ch. Ch. 2. M.: IP RAN, 2012. P. 428-431.

11. Kostin A. S. Klassifikaciya grazhdanskix bespilotny'x letatel'ny'x apparatov i sfery' ix primeneniya [Classification of civil unmanned aerial vehicles and their scope of application] // System Analysis and Logistics. 2019. № 1. P. 70-80.

12. Lomov B. F. Sistemnost' v psixologii: izbranny'e psixologicheskie trudy' [Systemness in psychology: Selected psychological works] / ed. by V. A. Barabanshhikova, N. D. Zavalishinoj, V. A. Ponomarenko. M.: MPSI; Voronezh: MODE'K, 2003. P. 385-406.

13. Psixologicheskij otbor letchikov [Psychological selection of pilots] / Nauchno-issledovatel'skij institut psixologii USSR; ed. by E. A. Milerian. Kiev: [B. i.], 1966. 234 p.

14. Ryzhov B. N. Sistemnaya psixologiya [Systems Psychology]. 2-e izdanie. M.: T8 Izdatel'skie texno-logii, 2017. 356 p.

15. Ryzhov B. N., Kozhinova O. V. V., Ksenofontova K. M., Karpova O. I. Psixologicheskij otbor licz e'kstremal'ny'x professij [Problem of the professional psychological selection of persons of extreme professions] // Systems Psychology and Sociology. 2015. № 2 (14). P. 5-14.

16. Sorokina L. V. Principy' professionaFnogo otbora na osnove psixofiziologicheskix xarakteristik cheloveka [Principles of professional selection on the basis of physiological characteristics of a person] // VESTNIK of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. 2015. № 1 (25). P. 185-191.

17. Ahn H. A study of civil unmanned aerial system category classification // Journal of the Korean Society for Aeronautical & Space Sciences. 2015. Vol. 43. № 7. P. 657-667. https://www.doi.org/10.5139/ JKSAS.2015.43.7.657

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.