Морально-психолопическая профессиональная подготовка и надежность
Morally-psychological and professional training and reliability
Обзорная статья
УДК 355/359.08 © А. Г. Караяни, А. Ф. Караваев, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-6-15
19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика 19.00.02 Психофизиология
Психологические и психофизиологические особенности деятельности операторов боевых беспилотных летательных аппаратов
Караяни Александр Григорьевич \
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник. ORCID: 0000-0001-9586-9718. Е-mail: karayani@mail Караваев Александр Федорович 2,
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики. ORCID: 0000-0001-5041-9238. Е-mail: [email protected]
1 Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 121069, Москва, ул. Поварская, 25, стр. 1, Россия 2 Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия
Реферат
Введение. Боевые действия в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе показали, что одним из решающих боевых средств, обеспечивающих успех в локальных военных событиях, являются беспилотные летательные аппараты (БПЛА, беспилотники, дроны). Обладая высокими боевыми свойствами, они решают широкий круг боевых задач. Эффективность применения беспилотников в большей степени зависит от «человеческого фактора», от реальных психологических и психофизиологических качеств людей, управляющих ими. Деятельность операторов БПЛА отличается рядом психологических и психофизиологических характеристик, отражающих специфику, с одной стороны, операторской деятельности, а с другой — деятельности, насыщенной моральными, ценностными аспектами и огромным риском психотравматизации специалистов. Резкое повышение боевого статуса беспилотников в последнее время обусловило широкое распространение новых военных специальностей, связанных с эксплуатацией данной техники, и увеличение количества таких специалистов. Однако целостного представления о психологических и психофизиологических составляющих труда этих специалистов пока не сформировано. Целью являлось выяснение психологических и психофизиологических особенностей труда военных специалистов по пилотированию беспилотных летательных аппаратов. Материалы и методы. Использовались анализ психологической литературы, интернет-ресурсов, в которых раскрываются теоретические основания психофизиологических особенностей деятельности оператора и технологии, связанные с эксплуатацией беспилотных летательных аппаратов. Применялись методы аналогий, формальной и диалектической логики, сравнительный метод. Результаты и обсуждение. Раскрываются роль боевых беспилотных комплексов в современных войнах, их функции и классификация. Дается общее описание профессии оператора беспилотника. Рассматриваются психологические и психофизиологические особенности деятельности оператора, виды действий оператора. Обсуждаются профессионально важные качества оператора, психологические последствия выполнения боевых задач операторами беспилотников. Формулируются задачи по повышению эффективности деятельности операторов. Выводы. Боевая деятельность операторов БПЛА предъявляет требования к их психологическим и психофизиологическим качествам, прежде всего это ответственность, сдержанность, наблюдательность, внимание к деталям, стрессоустойчивость, помехоустойчивость к различным отвлекающим раздражителям и факторам среды, способность длительное время действовать в условиях «сенсорного голода», развитые свойства внимания, быстрота реакций, способность оперативно принимать решения, специальная выносливость и др.
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат; беспилотник; дрон; операторская деятельность; оператор беспилотного летательного аппарата; психологические особенности; психофизиологические особенности операторской деятельности.
Для цитирования: Караяни А. Г., Караваев А. Ф. Психологические и психофизиологические особенности деятельности операторов боевых беспилотных летательных аппаратов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 1(84). С. 6-15. Р01: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-6-15
Основные положения
1. Современные беспилотные летательные аппараты — это боевые комплексы, интегрирующие в единое целое системы обнаружения и разведки, оружия, средства их технического обеспечения, военнослужащих, управляющих ими, и др. Их боевая ценность заключается в снижении уровня физических и психологических потерь среди военнослужащих, отсутствии ограничений по использованию в крайне сложной боевой обстановке, трудности их обнаружения и поражения и в других свойствах, повышающих боевые возможности соединений и частей.
2. Операторы беспилотников сталкиваются с сильными операциональными стрессорами, выражающимися в опасности для жизни, бедности сенсорной информации, сложности дистанционного управления аппаратом в условиях временной задержки и помех, необходимости полной согласованности действий боевых расчетов, в высокой служебной и моральной ответственности за результаты своих действий, возможности развития постстрессовых явлений, что негативно влияет на их психологический настрой.
3. В результате психологического и психофизиологического анализа деятельности операторов выделены их качества, позволяющие успешно действовать в обстановке перечисленных операциональных стрессоров, решены задачи их профессиональной и психологической подготовки, разработки методов повышения их работоспособности и боевой надежности.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Современные беспилотные комплексы (от неуправляемых до управляемых дистанционно и до полностью автоматических) в начале ХХ! в. буквально ворвались во многие сферы повседневной жизни. Различные беспилотники и дистанционно управляемые аппараты все шире применяются для спасения людей при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах; разведки труднодоступных мест; фиксации ДТП; охраны и патрулирования различных объектов; защиты окружающей среды; производства геодезических и картографических изысканий и работ; мониторинга и видеосъемки различных событий; доставки грузов; перевозки людей; рекламы и др.
Особенно ярко возможности БПЛА проявились в вооруженных конфликтах последних пяти лет, где они продемонстрировали высокую боевую эффективность и указали вектор развития боевых средств на ближайшие десятилетия. Беспилотники становятся важным инструментом, позволяющим не только сохранить жизни военнослужащих, но и получить реальные преимущества перед противником, перейти к инновационным формам и способам ведения боевых действий, повысить возможности соединений и частей.
Очевидно, что содержание беспилотников обходится значительно дешевле, чем военного истребите-
ля, а опасность для жизни военных пилотов и пилотов БПЛА несопоставима. Поэтому в одних государствах уже функционируют беспилотные авиационные системы, в других изучаются возможности разведки, воздушного боя и бомбардировки с использованием БПЛА. Иными словами, БПЛА становятся не только все более значимым фактором в достижении победы в боевых действиях, но и условием сохранения жизней военнослужащих.
В последнее время широкое распространение получают новые профессии 1 и боевые специальности, связанные с эксплуатацией беспилотников. Однако четкое представление о психологической и психофизиологической стороне труда специалистов в рамках этих профессий практически отсутствует. Все это остро ставит вопрос изучения психофизиологических особенностей труда специалистов по пилотированию БПЛА.
Теоретические предпосылки и обзор исследований. Несмотря на высокую социальную значимость труда специалистов по пилотированию БПЛА, стремительный рост их числа в структуре вооруженных сил армий мира, отсутствует научная литература, посвященная анализу психологической и психофизиологической специфики их деятельности.
Результаты поиска в электронных библиотечных системах, на научных интернет-порталах показывают, что в настоящее время имеются лишь единичные работы, связанные с изучением психологических аспектов деятельности операторов беспилотных летательных аппаратов (А. В. Сафонова, Л. В. Филоненко, А. П. Ковалев [1]; И. И. Кораблин [2; 3]; Д. И. Симонов, Д. А. Хотин, А. А. Громов [4]), с исследованием психоэмоциональных расстройств операторов БПЛА (Ю. Ю. Першин [5]) и инженерно-психологических проблем проектирования интерфейсов управления беспилотными летательными аппаратами (Б. Б. Величковский [6]). Наряду с этим обнаружено несколько статей, касающихся психологических и психофизиологических аспектов деятельности специалистов изучаемого профиля лишь «отдельными мазками», а также художественные воспоминания операторов дронов, включающие психологические и моральные аспекты их профессии.
Изложенное позволяет квалифицировать научное осмысление исследуемой проблемы как неудовлетворительное и побуждает провести собственное обзорное изучение психофизиологических особенностей деятельности операторов БПЛА.
Материалы и методы
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством методов изучения документов, научной литературы, материалов специализированных интернет-сайтов. Использованы анализ психологической и психофизиологической литературы, интернет-ресурсов, где раскрываются теоретические основания и технологии, связанные с эксплуатацией беспилотных летательных аппаратов, психологическими и психофизиологическими
1 Профессия: оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). URL: https://proforientator.ru/publications/artides/ professiya-operator-bespilotnykh-letatelnykh-apparatov-bpla.html (дата обращения: 11.02.2019).
особенностями деятельности оператора. Методологической основой исследования явились личностно-социально-деятельностный и ресурсный подходы к анализу психологической стороны боевой деятельности; положения о закономерностях функционирования психофизиологической системы воина. Использовались методы аналогий, формальной и диалектической логики, сравнительный метод.
Результаты и обсуждение
Важнейшими боевыми свойствами БПЛА, обусловливающими их боевую ценность, являются снижение уровня физических и психологических потерь среди военнослужащих; высокая боеготовность и мобильность; уменьшенные габариты, способствующие повышению их живучести; отсутствие ограничений по использованию в крайне тяжелой боевой обстановке; увеличенные возможности по дальности и времени непрерывного использования и др. Кроме того, беспилотники отличают возможности удаленного выполнения задач при безопасном нахождении оператора и при этом обеспечения последнего информацией о ходе выполняемой задачи практически в реальном масштабе времени; длительного нахождения над зоной боевых действий, а также самостоятельного подавления или поражения средств ПВО; совершения маневров с высокими перегрузками и использования режимов полета, приводящих к снижению эффективности существующих и перспективных средств ПВО; скрытного применения БПЛА, обеспечиваемого относительной бесшумностью их двигателей, а также полетом в режиме радиомолчания до выхода их в зону непосредственного боевого применения и др. [1].
Специалисты выделяют широкий круг задач, решаемых с помощью БПЛА в боевой обстановке. Прежде всего, это обеспечение в реальном режиме времени потоковой передачи визуальной информации, необходимой военным специалистам для определения неподвижных и движущихся целей; отслеживание передвижений противника, определение его сил и средств; локализация и уничтожение тайников с оружием; управление и воздушное прикрытие наземных сил; обеспечение безопасности передвижения войск; слежение за противником и/или его уничтожение, поддержка самолетов ВВС при выполнении ими боевого задания; оценка нанесенного противнику урона [5]. В последнее время боевые дроны используются для поиска и оказания помощи раненым, разведки труднодоступных объектов в районе выполнения боевой задачи, доставки небольших грузов (боеприпасов, средств медицинской помощи, продуктов питания и др.) военнослужащим, находящимся в изоляции или в труднодоступных местах. Разрабатываются БПЛА для перемещения военнослужащих.
Аналитики отмечают чрезвычайно высокую экономичность БПЛА по сравнению с самолетами боевой авиации. По их прогнозам, к 2025 г. дроны станут бизнесом,
оцениваемым в 82 млрд долл., предоставляющим дополнительные 100 тыс. рабочих мест в США. Одновременно дроны рассматриваются как оружие, спасающее жизни военнослужащим. 61% американцев (по результатам опроса, проведенного Исследовательским центром PewResearchCenter) поддерживают идею военных дро-нов — проект американской власти, который «не ставит под угрозу жизни американцев» 2.
Классификация БПЛА настолько обширна, что мы приведем здесь ее в самом общем виде. По скорости полета: малоскоростные — с максимальной скоростью 250 км/ч; среднескоростные — 450 км/ч; скоростные — 900-980 км/ч. По назначению: многоразового (разведывательные, разведывательно-ударные, транспортные, носители средств вооружения, расширяющие функциональные возможности носителя, разделяющиеся БПЛА, БПЛА-перехватчики) и одноразового применения (БПЛА — ложные цели, барражирующие «БПЛА-камикадзе», разведывательно-ударные «БПЛА-камикадзе», БПЛА-перехватчики) [7].
БПЛА могут разведывать и поражать цели на тактической, оперативной и стратегической дальности, нести непрерывное боевое дежурство длительное время (от нескольких минут до суток и более). Это делает их мощным, эффективным и перспективным оружием.
Анализ показывает, что полностью беспилотных действующих боевых средств пока не существует. Лишь к 2030-2035 гг. американские ВВС планируют разработать автономный робот-автомат, который будет «делать все сам без участия человека и даже принимать решения на пуск ракет» 3. Пока же у каждого БПЛА есть оператор, а во многих случаях и не один, при этом сочетание «человек—машина» создает как реальные преимущества, так и ряд различного рода проблем.
Однако, по оценкам специалистов, наиболее слабым звеном этого комплекса является человек, прежде всего его психофизиологические возможности. Это в первую очередь касается операторов (пилотов-операторов) и штурманов беспилотников. Для того чтобы глубже понять природу «слабости» человеческого фактора как элемента БПЛА, необходимо провести психофизиологический анализ деятельности человека, управляющего этой системой. Известно, что психофизиологический анализ профессиональной деятельности предполагает изучение деятельности оператора; оценку характеристик выполнения отдельных действий; изучение характеристик оператора; анализ состояний оператора. Психофизиологический анализ деятельности оператора позволит решить такие «эксплуатационные» задачи, как профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности и др. [8, с. 13-17].
Анализ деятельности оператора. В зависимости от типа БПЛА, в его управлении могут участвовать раз-
2 Исповедь оператора дрона-убийцы. URL: https://petrimazepa.com/translated/drone-warrior.html (дата обращения: 04.04.2019).
3 Как работают операторы БПЛА. URL: https://www.popmech.rU/weapon/53407-kak-rabotayut-operatory-bpla/#part4 (дата обращения: 10.07.2019).
ные специалисты: оператор, штурман, видеоаналитики, техник, управленцы и т. д. Мировой опыт использования БПЛА показывает, что наиболее эффективной является команда, состоящая из операторов трех специализаций: 1) оператор управления аппаратом — пилот задает курс полета, высоту, производит маневры; 2) оператор управления целевой нагрузкой (в его задачу входит непосредственно ведение разведки с помощью сенсорных блоков (видео-, ИК-, радиоразведка)); 3) техник, который готовит БПЛА к полету и осуществляет его пуск 4. Безусловно, главная роль в применении БПЛА возложена на операторов.
В инженерной психологии термином «оператор» обозначается человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы [9, с. 154]. Оператора БПЛА с оператором в системе «человек—машина» объединяет то, что в зависимости от доминирования определенного психологического процесса его деятельность может быть сенсорно-перцептивной (прием, оценка и логическая обработка информации, слитые в едином процессе), моторной (управление функциями беспи-лотника), интеллектуальной (оценка эффективности выполнения задачи, ее уточнение в режиме реального времени и при необходимости повторное выполнение). В связи с этим труд операторов беспилотников с полным основанием можно отнести к операторским видам деятельности.
Используя известную классификацию операторских видов деятельности, можно утверждать, что в работе оператора беспилотника сочетаются черты оператора-наблюдателя, сосредоточенного преимущественно на информационных и концептуальных моделях в условиях значительного урезания возможной области принятия решений, и оператора-манипулятора, использующего механизмы сенсомоторной деятельности для управления комплексами [9, с. 162].
Как отмечалось выше, наиболее слабым звеном в рассматриваемой системе «человек—БПЛА» является человек. Б. Б. Величковский отмечает, что до 70% потерь БПЛА вследствие происшествий связаны с неправильными действиями оператора. К важнейшим психологическим проблемам управления БПЛА он относит: 1) отсутствие слуховой и проприоцептивной информации о полете, ограниченную зрительную информацию, задержку передачи изображения, низкое качество изображения; 2) значительные различия в уровне автоматизации, в том числе разных отрезков полета, ошибки автоматизации; 3) ненадежную коммуникацию по радиосвязи; 4) длительный монотонный полет, порождающий монотонию и сопутствующие психологические проблемы; 5) сложность разделения функций между операторами и управление несколькими БПЛА одним оператором; 6) трудность отбора
и обучения операторов, высокие требования к подготовке операторов, проблемы переноса навыков; 7) стресс и эмоциональные проблемы, ведущие к принятию ошибочных решений и потере БПЛА [6, с. 33].
Специалисты отмечают, что, какой бы совершенной ни была аппаратура управления, при пилотировании летательного аппарата с земли у операторов наблюдается психологическое явление, которое можно назвать «сенсорным голодом». Действительно, из-за пространственной удаленности оператора от управляемого аппарата он лишается значительного количества сенсорной информации, которая обычно сопровождает полет, и может допускать значительные ошибки в принятии решений [6, с. 32].
Боевые летчики утверждают, что чувствуют самолет телом, так как ощущение перегрузки дает им информацию об изменении положения самолета в пространстве. Пилот слышит звук двигателя самолета, он может посмотреть в боковое окно. Вся гамма сенсорных сигналов позволяет пилоту осознать стремительное изменение ситуации и мгновенно среагировать. Тогда как оператор БПЛА получает в основном зрительную информацию: крупнозернистую картинку, как правило, с носовой камеры БПЛА, транслируемую с задержкой в несколько секунд, если управление идет через спутник. Он также видит карту и различные цифровые данные на дисплеях, нуждающиеся в интерпретации. Как следствие, реакция оператора БПЛА будет чаще всего отставать от реакции летчика в пилотируемом самолете 5.
Однако операторы беспилотников в процессе выполнения боевых задач не ограничиваются показаниями приборов и представлениями о реальных событиях, стоящих за этими показаниями: через видеонаблюдение они «присутствуют дистанционно» в районе выполнения боевой задачи, «участвуют» в боевых действиях.
Вот как описывает в своих мемуарах ощущения «дистанционного соприсутствия» американский полковник Томас Марк Маккерли: «В перекрестье прицела ты видишь бородатого человека, который стоит рядом с машиной и говорит по телефону. Он еще не знает, что оружие проверено, лазер наведен и сейчас с подвески может сорваться ракета. Не догадывается, что ты наблюдал за ним с воздуха в течение последних месяцев и выучил его жизнь наизусть. Жизнь, которая, возможно, закончится сейчас из-за одного движения твоего пальца — словно на будоражащих гладиаторских играх» [10].
«У мужчины, который убегал, не было правой ноги, — рассказывает бывший американский военнослужащий — оператор дрона, вспоминая сцену, которую он наблюдал как тепловизионное изображение на своем экране. — Я видел, что он истекает кровью, то есть на экране было видно, что она горячая». Он вспоминает,
4 Как в России тренируют операторов военных беспилотников? URL: https://topwar.ru/87750-kak-v-rossii-treniruyut-operatorov-voennyh-bespilotnikov.html (дата обращения: 10.07.2019) ; Как работают операторы БПЛА. URL: https://www.popmech. ru/weapon/53407-kak-rabotayut-operatory-bpla/#part4 (дата обращения: 10.07.2019).
5 Как работают операторы БПЛА. URL: https://www.popmech.rU/weapon/53407-kak-rabotayut-operatory-bpla/#part4 (дата обращения: 10.07.2019).
что наблюдал, как тела мужчин постепенно холодели — красный цвет на экране, обозначавший тепло их тел, медленно исчезал. «Мне стоит только закрыть глаза, и я вижу каждую точку изображения», — рассказывает он 6.
Исследователи расходятся в оценке психологических последствий наблюдения операторов беспилотников за результатами своей деятельности. Одни из них утверждают, что различия в вероятности развития негативных психических состояний у операторов БПЛА и боевых пилотов практически отсутствуют и что такие неблагоприятные состояния развиваются преимущественно под влиянием операциональных (высокой монотонии, неудобного графика работы, неудовлетворительных условий работы и плохой эргономики интерфейса и т. д.), а не боевых стрессоров [11].
Другие, напротив, указывают на драматический характер картин, наблюдаемых операторами беспилотников. «Операторы дистанционно управляемых боевых самолетов могут по нескольку дней смотреть на одни и те же участки территории, — рассказывает в интервью газете New York Times один из участников исследования Жан Лин Отто. — И видят массовые кровавые убийства. А летчики боевых самолетов этого не делают — они стараются покинуть место нанесения авиаудара как можно быстрее» 7.
В связи с этим оператор БПЛА и боевой летчик имеют и разный уровень моральной ответственности за последствия своей деятельности. Получив данные с беспилотника-разведчика, он дает координаты цели другим родам войск либо беспилотнику-бомбардировщику. Оператор разведывательно-ударного дрона сам принимает решение на уничтожение обнаруженных целей. Иногда в непосредственной близости от военной цели могут находиться объекты гражданского назначения, не всегда удается избежать «сопутствующих», иногда весьма значительных, жертв беспилотных атак. На оператора БПЛА ложится психологическая ответственность за нанесенный удар по гражданскому населению (по союзникам, своим войскам) и гражданским объектам. Эта ответственность возрастает из-за того, что поражение противника оператор совершает из достаточно безопасного места, часто находящегося за многие километры от пораженной цели [1].
Высокая моральная ответственность, помноженная на отсутствие широких социальных мотивов участия в боевых действиях (патриотизм, чувство воинского долга, ненависть к врагу и т. д.), может стать одним из факторов развития негативных психологических последствий у операторов беспилотников.
Ю. Ю. Першин, анализируя психоэмоциональные расстройства операторов БПЛА на основе материалов иностранных источников, указывает на то, что зарубеж-
ные специалисты переживают серьезные нравственные проблемы. Некоторые из них считают операции с использованием дронов избиением безоружных, банальной бойней, «охотой на кроликов», «убийством без последствий», «замаскированным убийством». Отмечается, что американские операторы беспилотников подвергаются критике со стороны других специалистов, называющих их «войском в кресле» («chair force», рус. аналог «диванные войска»). Коллеги недолюбливают их за то, что они получают те же самые награды, что участники «контактных» боевых действий [5] 8.
Сами операторы БПЛА, работая с видео- и фотоматериалами, подтверждающими эффективность операций по уничтожению противника, переживают амбивалентные чувства, испытывают проблемы с личностной и профессиональной идентичностью. Их личностная идентичность страдает и оттого, что они уничтожают противника, находясь в обстановке привычной мирной жизни, выполняя повседневные обязанности по службе, ежедневно возвращаясь домой.
Особенно серьезными психологическими стрессорами для оператора беспилотника являются неопределенность, неоднозначность, сложность ситуаций применения оружия.
Опыт использования беспилотников американскими специалистами в Афганистане свидетельствует о том, что нередко их операторы были вынуждены наносить удары по целям, имея в распоряжении противоречивые разведывательные данные. Это связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, оператор боевого беспилотника иногда находится за тысячи километров от района боевых действий. Из-за большой длительности прохождения сигналов получает сообщения и отдает команды с запозданием. За время от обнаружения цели до ее уничтожения ситуация в районе проведения операции может существенно измениться. Оператор, зная об этом «слепом» временном интервале, может только предполагать, кто будет поражен ударом дрона. Во-вторых, неопределенность и сложность ситуаций профессиональной деятельности оператора БПЛА заключается в том, что противник, применяя средства радиоэлектронного подавления, искажает информацию, приходящую к оператору. В результате оператор должен оценивать боевую обстановку и действия противника по неполной информации. В-третьих, у БПЛА, как и у любого оружия, есть некоторые допуски по точности (разрешающая способность видео- и фотокамер, точность ударных средств) [1]. Специалисты отмечают, что современный бой очень сложен, скоротечен, и решения нужно принимать моментально, быстро менять свою позицию. Все это у современных автоматизированных систем пока получается не очень хорошо 9. В-четвертых,
6 У бывшего оператора беспилотника «едет крыша». URL: https://specnazspn.livejoumal.com/626634.html (дата обращения: 02.04.2019).
7 Там же.
8 Как в России тренируют операторов военных беспилотников? URL: https://topwar.ru/87750-kak-v-rossii-treniruyut-operatorov-voennyh-bespilotnikov.html (дата обращения: 10.07.2019).
9 Современные военные роботы: боевые системы будущего. URL: https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/ voennye-boevye-roboty (дата обращения: 08.03.2019).
в момент применения оружия беспилотник может находиться под обстрелом или в неблагоприятных погодных условиях. Кроме того, у оператора может дрогнуть рука, но самое слабое звено, конечно, разведданные 10, ненадежность которых может стать причиной поражения непланируемых целей и появления у оператора неуверенности в результатах своих действий. Неопределенность, неизвестность, невозможность правильно оценить боевую обстановку изматывают психику военнослужащего больше, чем любая жестокая конкретность. Они порождают у человека отрицательные эмоции и уменьшают резервы психики [12].
Сильным психологическим стрессором в деятельности оператора БПЛА, особенно находящегося в районе боевых действий, является опасность. Противник, понимая боевую ценность таких комплексов, будет стремиться поражать районы их базирования в качестве первоочередных целей.
Кроме опасности, зарубежные специалисты в своих исследованиях выделяют и другие стрессоры, оказывающие влияние на их деятельность: а) количество рабочего времени (например, оператор работает 50 и более часов в неделю); б) частое чередование работы и отдыха, изменение графика работы (например, каждые 3 недели), что негативно отражается на частной жизни оператора; в) неудобное географическое расположение (например, удаленность, неразвитая инфраструктура в сельской местности); г) стесненная обстановка на рабочем месте (например, небольшая наземная станция управления с ограниченным рабочим пространством); д) низкая эргономика рабочего места и некомфортный температурный режим в помещении рабочей станции; ж) удержание постоянного внимания на аудио- и видеоинформации и напряжение при решении множества задач в ограниченный промежуток времени. Авторы полагают, что такие нагрузки могут привести к физическим и психологическим расстройствам [5].
Оценка характеристик выполнения отдельных действий. Отдельные виды действий оператора БПЛА в значительной степени сходны с основными видами действий любого оператора в системе «человек—машина» (далее — СЧМ). Они хорошо описаны в литературе и выглядят следующим образом [9, с. 163-164]:
1. Прием, восприятие поступающей информации: обнаружение сигнала; выделение наиболее важных сигналов; расшифровка и декодирование информации; построение предварительного образа ситуации.
2. Оценка и переработка информации (в основе сопоставление заданных и текущих режимов работы СЧМ): запоминание информации; извлечение из памяти нормативных информационных образцов; декодирование информации.
3. Принятие решения (во многом зависит от имеющихся альтернатив — от «энтропии множества решений»). При этом важную роль играет выделение оператором критерия правильного решения (критерия выбора одной из альтернатив), соответствующего его представлениям о цели и результате своей работы.
4. Реализация принятого решения, которая во многом зависит от готовности оператора быстро, на уровне автоматизма, выполнять сложные действия в экстремальных условиях. Для поддержания такой (автоматизированной) готовности важную роль играют специальные занятия на тренажерах, где моделируются различные экстремальные ситуации.
5. Проверка решения и его коррекция (по возможности).
Выполнение перечисленных действий предъявляет
вполне конкретные требования к психологическим качествам операторов БПЛА.
Психологические характеристики оператора. Анализ литературы, посвященной изучению психологических и психофизиологических особенностей специалистов, управляющих беспилотными комплексами, показывает, что к этой области существуют различные подходы.
Американцы первоначально в основном набирали операторов БПЛА из числа бывших военных летчиков. Действительно, военные летчики обладают быстрой психомоторной реакцией, способностью мгновенно принимать решения, переносить большие физические и психологические нагрузки, действовать в обстановке опасности. Однако исследования, проведенные группой специалистов во главе с Кайсаром Вараичем в 2004 г., показали, что летчику нередко бывает весьма сложно управлять самолетом без привычных для них «подсказок» (звук, перегрузка и т. д.). Было установлено, что операторы с опытом пилотирования обычных самолетов делали больше ошибок при управлении БПЛА, чем те, кто осваивал аппаратуру управления с нуля. Молодые люди, поднаторевшие в виртуальных боях на Playstation и XBoх, подходят на роль операторов лучше летчиков. На основании этого авторы доклада констатировали, что управление БПЛА должно быть унифицировано не с привычными органами управления самолетом, а с традиционными компьютерными интерфейсами п.
В отличие от армии США, в вооруженных силах других стран сохраняется консервативный подход. Здесь специалисты полагают, что у геймеров нет того опыта общения с реальной стихией, который имеют настоящие пилоты, предметно представляющие поведение БПЛА в неблагоприятных метеоусловиях. Иными словами, для управления БПЛА больше подходят люди с профессиональной авиационной подготовкой — бывшие пилоты и штурманы 12.
10 Боевые дроны: правовые, морально-этические и научные вопросы. URL: https://nlo-mir.ru/tech/37572-boevye-drony-pravovye-moralnojeticheskie-i-nauchnye-voprosy.html (дата обращения: 03.04.2019).
11 Как работают операторы БПЛА. URL: https://www.popmech.ru/weapon/53407-kak-rabotayut-operatory-bpla/fpart4 (дата обращения: 10.07.2019).
12 Как в России тренируют операторов военных беспилотников? URL: https://topwar.ru/87750-kak-v-rossii-treniruyut-operatorov-voennyh-bespilotnikov.html (дата обращения: 10.07.2019).
Обобщение результатов научных исследований деятельности операторов беспилотников позволило выделить основные требования, предъявляемые к психофизиологическим качествам операторов беспилотных боевых комплексов.
К профессионально важным качествам операторов БПЛА относят ответственность, сдержанность, педантичность, технический склад ума, развитое логическое и аналитическое мышление, наблюдательность, внимание к деталям, стрессоустойчивость. Наряду с этим они должны обладать отличной моторикой, быстрой реакцией и мышлением, способностью мгновенно принимать решения во время непредвиденных ситуаций, предупреждая человеческие жертвы, разрушения, материальные потери 13. Все перечисленные качества должны проявляться в любых профессиональных и средовых обстоятельствах.
В. Д. Небылицин выделил следующие основные характеристики надежности операторского труда:
1) «долговременную» выносливость (сопротивляемость усталости к концу дня и особенно при монотонной работе);
2) выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению (например, при авариях необходимо выполнять максимальный объем работ за минимальные сроки);
3) помехоустойчивость (устойчивость внимания);
4) спонтанная отвлекаемость (устойчивость к внутренним отвлекающим факторам, особенно в условиях пассивного наблюдения у операторов-контролеров);
5) реакцию на непредвиденные раздражители (в случае неожиданного сигнала иногда наблюдается период «психической рефракторности», когда восприятие сужается и концентрируется лишь на источнике этого раздражителя, не замечая другие важные сигналы);
6) переключаемость внимания (сокращение времени на «вхождение» в деятельность по выполнению новой задачи);
7) устойчивость к действию факторов среды (температуре, давлению, влажности, вибрации, шуму, ускорению и т. п.) [13, с. 238-248].
Именно степень развития этих качеств должна оцениваться у кандидатов на должность оператора БПЛА, и эти качества должны быть целью специальной психологической подготовки данных специалистов.
Изучение состояний оператора. Сложность, многозадачность, неопределенность, «сенсорный голод», опасность, монотонность, напряженность профессиональной деятельности оператора беспилотника, возможная неодобрительная социальная оценка их деятельности могут вызывать отсроченные негативные психологические последствия.
Так, бывший оператор самолета-беспилотника 27-летний Брэндон Брайант, который служил оператором дрона с 2006 г. по 2011 г. на военных базах в штатах Невада, Нью-Мексико и в Ираке, говорит, что его преследуют воспоминания — сцены кровавых убийств, наблюдавшиеся им на экране компьютера. Его стало преследовать чувство вины, что он убивает не боевиков-талибов, а ни в чем не повинных людей. И чувствовал, что не имеет права осуждать тех, кто отдает ему приказы применять боевые ракеты. «Похоже, что я не в состоянии по-настоящему общаться с обычными людьми, которые окружают меня в повседневной жизни, — рассказывает он. — Я испытываю ужасное чувство разочарования и своего бессилия, потому что, во-первых, они не понимают, что там творится, во-вторых, им на все это плевать» 14.
Результаты опроса операторов беспилотников показали, что 25% из них на момент опроса обладали высоким уровнем усталости (т. е. это те, кто указал, что в среднем один или несколько дней в неделю чувствуют себя выгоревшими, эмоционально опустошенными, вы-дохнувшимися в конце рабочего дня), а у 17% отмечался выраженный цинизм (указали, что в среднем один или несколько дней в неделю их посещали скептические мысли и сомнения в значимости своей работы). Таким образом, операторы дронов преимущественно сталкиваются с операциональными стрессорами, что негативно влияет на их психологический настрой [5, с. 24].
Такие негативные симптомы, как трудности с концентрацией внимания, чувство раздражения, вспышки гнева, проблемы с засыпанием и нарушения сна, были отмечены у 90% операторов БПЛА, которые соответствовали основным представленным в вопроснике симптомам посттравматических расстройств (ПТСР), и только у 30% операторов, которые не соответствовали симптомам ПТСР [5, с. 25].
По оценкам специалистов, уровень ПТСР у операторов беспилотников не выше, чем у летчиков, тем не менее отдельные симптомы этого расстройства, в частности повторные переживания травматического события (интрузия), у них проявляются чрезвычайно ярко. Такое вторжение драматического прошлого в настоящую жизнь человека не может остаться без психологических последствий.
Высокая «психофизиологическая цена» деятельности оператора беспилотников ведет к тому, что, например, в США при высоком социальном запросе на эту специальность наблюдается острая нехватка операторов дистанционно управляемых боевых самолетов. Несмотря на то что в год Пентагон готовит до 180 подобных специалистов, в настоящее время дефицит кадров составляет около 300 человек 15.
13 Оператор дронов (управление дроном). URL: https://www.profguide.io/professions/operator_dronov.html (дата обращения: 02.03.2019) ; Профессия: оператор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). URL: https://proforientator.ru/publications/articles/ professiya-operator-bespilotnykh-letatelnykh-apparatov-bpla.html (дата обращения: 11.02.2019).
14 У бывшего оператора беспилотника «едет крыша». URL: https://specnazspn.livejournal.com/626634.html (дата обращения: 02.04.2019).
15 Почему увольняются операторы дронов. URL: http://rjob.ru/articles/pochemu_uvolnyayutsya_operatory_dronov (дата обращения: 17.03.2019).
Выводы
1. С психологической и психофизиологической точек зрения деятельность оператора БПЛА относится к категории операторской. Однако она отличается спецификой, связанной со сложностью управления удаленным в пространстве объектом с запаздыванием управляющего воздействия в обстановке различных помех. Наблюдение за полем боя по монитору в течение длительного времени в условиях «сенсорного голода», реальная опасность для жизни, необходимость четко взаимодействовать в боевом расчете, наблюдение за драматическими последствиями своей боевой деятельности и др. обусловливают особую стрессогенность труда оператора беспилотника.
2. Сегодня очевидной является необходимость учета психофизиологических особенностей деятельности операторов беспилотников при разработке боевых беспилотных комплексов. Зарубежный опыт показывает, что ощущение реалистичности в деятельности операторов дронов может быть достигнута за счет усиления антропоморфных характеристик комплексов. Установлено, что оператор, управляя комплексом с антропоморфными чертами, склонен видеть в нем не столько инструмент, сколько партнера, с которым можно поделиться ответственностью. Повысить уровень антропоморфности комплекса поможет его «умение разговаривать». В связи с этим в исследовательской лаборатории ВВС США разрабатывают голосовой интерфейс для общения оператора и БПЛА.
По мнению специалистов, повышению реалистичности в деятельности оператора может также способствовать использование мультимодальных дисплеев, в которых зрительная информация дополняется другими сенсорными данными. Например, турбулентность может ощущаться через дрожание картинки, поступающей с камеры, а также через вибрацию флайтстика (джойстика). Это позволит оператору адекватнее реагировать на неблагоприятную ситуацию в воздухе.
3. Выявление психологических и психофизиологических качеств, показанных оператору БПЛА, позволяет разработать профессиограммы для этой категории специалистов и осуществлять профессиональный психологический отбор с учетом их профессионально важных качеств, таких как ответственность, сдержанность, педантичность, технический склад ума, развитое логическое и аналитическое мышление, наблюдательность, внимание к деталям, стрессо- и помехоустойчивость. Они должны обладать отличной моторикой, быстрой реакцией и мышлением, способностью мгновенно принимать решения во время непредвиденных ситуаций, общей и специальной выносливостью, помехоустойчивостью к различным отвлекающим раздражителям и факторам среды, концентрацией, распределением и переключаемостью внимания и др.
4. Очевидно, что в специальной психологической подготовке операторов следует уделить особое внимание
развитию качеств, обеспечивающих надежность их боевой работы. Для этого можно использовать экспериментально апробированный учебный комплекс «Тренировка» [2], устройства нейроинтерфейса «мозг-компьютер» [4] и др. Вместе с тем в общей психологической подготовке необходимо сосредоточить внимание на овладении специалистами приемами психической релаксации, эмоционально-волевой регуляции, развития внимательности, наблюдательности, смышлености [14; 15]. Не менее важным является развитие у членов боевого расчета навыков эффективного общения и взаимодействия в экстремальных условиях деятельности [16].
5. Восприятие операторами БПЛА своей боевой профессии и результатов боевой деятельности в значительной мере определяется их мотивацией, осознанием социальной ценности профессии и организацией работы на конкретном рабочем месте. Военнослужащие, понимающие, что, выполняя самые сложные боевые задачи, они отстаивают интересы своей страны, в гораздо меньшей степени подвержены стресс-факторам экстремальной деятельности. Изучение опыта профессиональной деятельности этих специалистов, накопленного за рубежом, может помочь избежать ошибок в подготовке операторов беспилотных летательных аппаратов в России.
6. Необходимо вести специальную информационно-психологическую работу, нацеленную на недопущение демонизации профессии оператора БПЛА. Показывать, что они ничем не отличаются от операторов крылатых ракет, которые не представляют, в кого ракета полетит. Потери же от удара беспилотника намного меньше, чем крылатой ракеты или бомбардировщика 16.
7. Исследования медиков и психологов показывают, что, несмотря на удаленность от поля боя, операторы БПЛА могут испытывать посттравматический синдром, как ветераны действий в горячих точках. В связи с этим необходимо наладить систему медико-психологического мониторинга их психических состояний в целях раннего выявления симптомов постстрессовых реакций.
Важно также учесть, что возникающие внутренние конфликты становятся источником серьезных психологических страданий и даже болезней у представителей этой профессии. Поэтому, подобно другим армиям, нужно предусмотреть штатную должность психолога, который помогал бы операторам БПЛА справляться с моральной ответственностью за нанесенные беспилотником смертельные удары.
Перспективы. Данная статья не является исчерпывающим и всесторонним анализом психологических и психофизиологических особенностей операторов боевых беспилотных комплексов. Она скорее актуализирует проблему и открывает двери для ее широкого исследования и профессиональной дискуссии.
16 Боевые дроны: правовые, морально-этические и научные вопросы. URL: https://nlo-mir.ru/tech/37572-boevye-drony-pravovye-moralnojeticheskie-i-nauchnye-voprosy.html (дата обращения: 03.04.2019).
Список литературы
1. Сафонова А. В., Филоненко Л. В., Ковалев А. П. Учет психологических аспектов деятельности операторов беспилотных летательных аппаратов в подготовке будущих офицеров в военных вузах // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 1. С. 100-106.
2. Кораблин И. И., Ларина Т. В. Учебный комплекс «Тренировка» как средство формирования профессиональной культуры будущих специалистов беспилотной авиации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Проблемы высшего образования. 2018. № 4. С. 70-73.
3. Кораблин И. И., Ширан А. А., Ларина Т. В. Определение методологических подходов при формировании культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации // Мир образования — образование в мире. 2019. № 2(74). С. 139-143.
4. Симонов Д. И., Хотин Д. А., Громов А. А. Особенности подготовки военнослужащих — операторов беспилотных летательных аппаратов посредством нейроинтерфейса «мозг-компьютер» // Юный ученый. 2019. № 6(26). С. 87-99.
5. Першин Ю. Ю. Психоэмоциональные расстройства операторов БПЛА (по материалам иностранных источников): презентация проблемы // Вопросы безопасности. 2017. № 3. С. 17-30. DOI: 10.25136/2409-7543.2017.3.23194. URL: http://e-notabene. ru/nb/article_23194.html (дата обращения: 22.03.2019).
6. Величковский Б. Б. Инженерно-психологические проблемы проектирования интерфейсов управления беспилотными летательными аппаратами // Национальный психологический журнал. 2020. № 1(37). С. 31-39. DOI: 10.11621/npj.2020.0103. DOI: 10.24411/2410-9916-2020-10105.
7. Макаренко С. И., Тимошенко А. В., Васильченко А. С. Анализ средств и способов противодействия беспилотным летательным аппаратам. Ч. 1 : Беспилотный летательный аппарат как объект обнаружения и поражения // Системы управления, связи и безопасности. 2020. № 1. С. 109-146. DOI: 10.24411/2410-9916-2020-10105.
8. Основы инженерной психологии : учебник / под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1986. 448 с.
9. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001. 480 с.
10. Маккерли Т. М., Маурер К. Ликвидатор. Откровения оператора боевого дрона. М., 2017. URL: https://www.litmir.me/ br/?b=595182&p=1 (дата обращения: 20.03.2019).
11. Chappelle W. L., Salinas A., & McDonald K. Psychological Health Screening of USAF Remotely Piloted Aircraft (RPA) Operators and Supporting Units. Symposium on Mental Health and Well-Being Across the Military Spectrum. Bergen, Norway, 12 Apr. 2011.
12. Попов В., Федутинов Д. Тенденции развития систем передачи данных при использовании БЛА // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 4. С. 47-51.
13. Небылицин В. Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Хрестоматия по инженерной психологии. М., 1991. С. 238-248.
14. Караяни А. Г. Приемы психической саморегуляции : практ. пособие для телохранителей. М., 1992. 31 c.
15. Караяни А. Г., Корчемный П. А., Марченков В. И. Психологическая подготовка боевых действий войск : учебное пособие. М., 2011. 188 c.
16. Караяни А. Г., Цветков В. Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях : учебное пособие. М., 2014. 248 с.
Поступила 27.08.2020; одобрена после рецензирования 20.09.2020; принята к опубликованию 30.11.2020.
Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Revision Article
UDC 355/359.08 © А. G. Karayani, А. F. Karavaev, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-6-15
19.00.03 Psychology of Labour, Engineering Psychology, Ergonomics 19.00.02 Psychophysiology
Psychological and Psychophysiological Features of Unmanned Combat
Aircrafts Operators' Activity
Alexandr G. Karayani \
Doctor of Sciences (in Psychology), professor, corresponding member of the Russian Academy of Education, Honoured Science Worker of the Russian Federation, chief scientific researcher. ORCID: 0000-0001-9586-9718. Е-mail: [email protected]
Alexandr F. Karavaev 2,
Honoured Worker of Higher School of the Russian Federation, Candidate of Sciences (in Pedagogy), associate-professor, professor at the chair of Psychology and Pedagogy. ORCID: 0000-0001-5041-9238. Е-mail: [email protected] 1 All-Russian Scientific Research Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, building 1,25, Povarskaya st., Moscow, 121069, Russia 2 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7, Komarov st., Omsk, 644092, Russia
Abstract
Introduction. Combat operations in Syria, Libya and Nagorny Karabakh showed that one the crucial combat means providing success in local military operations are remotely-piloted aerial vehicles (unmanned aircrafts, drones). Having high combat properties they tackle a wide range of combat tasks. Effectiveness of using remotely-piloted aerial vehicles primarily depends on «human factor», real psychological and psychophysiological qualities of people who operate them. Activity of remotely-piloted aerial vehicles' operators is distinguished by psychological and psychophysiological characteristics which reflect, on the one hand, the specifics of
operating activity and, on the other hand, the specifics of the activity with intensive moral, value aspects and high risk of specialists' psychotraumatization. Due to the abrupt increase of combat status of remotely-piloted aerial vehicles new military specialties related to operation of this equipment have recently been widely used and the number of such specialists has increased. However, the integral perception of psychological and psychophysiological elements of the work performed by these specialists has not been formed yet. The objective was to clarify psychological and psychophysiological peculiarities of military specialists' work on operating remotely-piloted aerial vehicles. Materials and Methods. The authors analyzed psychological literature, Internet-resources which set forth theoretical foundations of psychophysiological peculiarities of operator's work and techniques related to operation of remotely-piloted aerial vehicles. Methods of analogy, formal and dialectical logics, comparative method were employed. Results and Discussion. The role of remotely-piloted combat aerial warfare in modern wars, their functions and classification are revealed. General description of the profession of remotely-piloted aerial vehicles' operator is given. The paper considers psychological and psychophysiological peculiarities of the operator's work, the types of his actions. Professionally important qualities of an operator, psychological consequences of combat tasks performed by remotely-piloted aerial vehicles' operators are under discussion. The authors formulate the tasks to improve effectiveness of the operators' activity. Conclusions. Combat activity of remotely-piloted aerial vehicles' operators sets up the requirements to their psychological and psychophysiological qualities such as responsibility, restraint, observation, focus on details, resistance to stress, resistance to different distracting irritants and environmental factors, ability to perform under «sensory impoverishment» for a long time, developed properties of attention, quick reaction capability, quick decision-making, special endurance etc.
Keywords: remotely-piloted aerial vehicle; unmanned aerial vehicle; drone; operator's activity; remotely-piloted aerial vehicle's operator; psychological peculiarities; psychophysiological peculiarities of operator's activity.
Citation: Karayani А. G., Karavaev А. F. Psychological and Psychophysiological Features of Unmanned Combat Aircrafts Operators' Activity. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No 1(84). Pp. 6-15 (In Russ.). DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-6-15
References
1. Safonova A. V., Filonenko L. V., Kovalev A. P. Consideration of Psychological Aspects of Remotely-Piloted Aerial Vehicles Operators' Activity in Future Military Officers' Training at Military Institutions. International Journal of Psychology and Pedagogy in Service. 2018. No 1. Pp. 100-106. (In Russ.)
2. Korablin I. I., Larina T. V. Learning Package «Training» as the Means to Form Professional Culture of Future Specialists of Unmanned Aviation. Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. 2018. No 4. Pp. 70-73. (In Russ.)
3. Korablin I. I., Shiran A. A., Larina T. V. Identification of Methodological Approaches to Formation of Culture of Professional Thinking of Future Officers of Unmanned Aviation. World of Education — Education in the World. 2019. No 2(74). Pp. 139-143. (In Russ.)
4. Simonov D. I., Khotin D. A., Gromov A. A. Peculiarities of Training Military Servicemen — Unmanned Aerial Vehicles' Operators — via «Brain—Computer» Neurointerface. Young Scientist. 2019. No 6(26). Pp. 87-99. (In Russ.)
5. Pershin Yu. Yu. Psycho-emotional Disorders of Unmanned Aerial Vehicles' Operators (basing on foreign resources): Introducing the Problem. Issues of Security. 2017. No 3. Pp. 17-30. DOI: 10.25136/2409-7543.2017.3.23194. URL: http://e-notabene.ru/nb/article_23194. html (accessed: 22.03.2019). (In Russ.)
6. Velichkovsky B. B. Engineering and Psychological Problems of Projecting Interfaces of Controlling Unmanned Aerial Vehicles. National Psychological Journal. 2020. № 1(37). C. 31-39. doi: 10.11621/npj.2020.0103. DOI: 10.24411/2410-9916-2020-10105. (In Russ.)
7. Makarenko S. I., Timoshenko A. V., Vasilchenko A. S. Analysis of Means and Techniques of Counteracting Unmanned Aerial Vehicles. Part. 1. Unmanned Aerial Vehicle as the Object of Detection and Destruction. Systems of Control, Communication and Security. 2020. No 1. Pp. 109-146. DOI: 10.24411/2410-9916-2020-10105. (In Russ.)
8. Fundamentals of Engineering Psychology. Coursebook. Ed. by B. F. Lomov. Moscow, 1986. 448 p. (In Russ.)
9. Pryazhnikov N. S., Pryazhnikova E. Yu. Psychology of Labour and Human Dignity. Moscow, 2001. 480 p. (In Russ.)
10. McCurley T. M., Maurer K. Hunter Killer: Inside America's Unmanned Air War. Moscow, 2017. URL: https://www.litmir.me/ br/?b=595182&p=1 (accessed: 20.03.2019).
11. Chappelle W. L., Salinas A., & McDonald K. Psychological Health Screening of USAF Remotely Piloted Aircraft (RPA) Operators and Supporting Units. Symposium on Mental Health and Well-Being Across the Military Spectrum. Bergen, Norway, 12 Apr. 2011.
12. Popov V., Fedutinov D. Tendencies of Developing the Systems of Transmitting the Data using Unmanned Aerial Vehicles. Foreign Military Review. 2006. No 4. Pp. 47-51. (In Russ.)
13. Nebylitsin V D. Operator Reliability in the Complex Control System. Reader on Engineering Psychology. Moscow, 1991. Pp. 238-248. (In Russ.)
14. Karayani A. G. Psychic Self-Regulation Techniques. Guidelines for Bodyguards. Moscow, 1992. 31 p. (In Russ.)
15. Karayani A. G., Korchemny P. A., Marchenkov V I. Psychological Preparation for Military Operations. Tutorial. Moscow, 2011. 188 p. (In Russ.)
16. Karayani A. G., Tsvetkov V. L. Psychology of Communication and Negotiations in Extreme Conditions. Tutorial. Moscow, 2014. 248 p. (In Russ.)
Submitted: 27.08.2020; approved after reviewing: 20.09.2020; accepted for publication: 30.11.2020. The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.
The authors declare that there is no conflict of interest.