Научная статья на тему 'История созданиябеспилотных летательных аппаратов'

История созданиябеспилотных летательных аппаратов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5091
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ИСТОРИЯ / РАЗРАБОТКИ / БЕСПИЛОТНИКИ / ДРОНЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петушкова В. Б., Потапова С. О.

В статье рассматривается история создания беспилотных летательных аппаратов. Начиная с 1910 года идеи о создании БПЛА стали превращаться в реальные беспилотныелетательные аппараты. На сегодняшний день прогресс в развитии беспилотных летательных аппаратов это, вероятно, самое важное достижение в современной авиации последних десятилетий. БПЛА используются не только военными, сегодня они активно применяются и при разведке и прогнозировании чрезвычайных ситуаций, лесных пожаров, экологического мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История созданиябеспилотных летательных аппаратов»

— 501 с.

2. Томашевский В. Имитационное моделирование в среде GPSS. -М. :Бестселлер, 2003. - 416 с.

3. Кузьмина Т.А., Пермяков А.А. Сетевые технологии в контексте информационно-методической поддержки процесса курсового проектирования в вузах МЧС России // Научно-аналитический журнал «Природные и техногенные риски (Физико-математические и прикладные аспекты)». - 2016. - № 1. - С. 76-82.

УДК 629.735.3

В. Б. Петушкова, С. О. Потапова

ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯБЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

В статье рассматривается история создания беспилотных летательных аппаратов. Начиная с 1910 года идеи о создании БПЛА стали превращаться в реальные беспилотныелетательные аппараты. На сегодняшний день прогресс в развитии беспилотных летательных аппаратов - это, вероятно, самое важное достижение в современной авиации последних десятилетий. БПЛА используются не только военными, сегодня они активно приметаются и при разведке и прогнозировании чрезвычайных ситуаций, лесных пожаров, экологического мониторинга.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, история, разработки, беспилотники, дроны.

V.B. Petushkova, S. О. Potapova

HISTORY OF UNMANNED AERIAL VEHICLES

The article deals with the history of unmanned aerial vehicles. Since 1910, the idea of creating UAVs began to turn into real unmanned aerial vehicles. To date, progress in the development of unmanned aerial vehicles is probably the most important achievement in modern aviation in recent decades. UAVs are used not only by the military, today they are actively used in the exploration and forecasting of emergency situations, forest fires, environmental monitoring. Key words: unmanned aerial vehicle, history, developments, drones, drones.

Введение

Разработка беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) - одно из наиболее перспективных направлений развития современной военной авиации. Беспилотники или дроны уже привели к значительным изменениям в тактике ведения боевых действий, ожидается, что уже в ближайшем будущем их значение увеличится еще больше. Прогресс в развитии беспилотных летательных аппаратов - это, вероятно, самое важное достижение в современной авиации последних десятилетий. БПЛА используются не только военными, сегодня они активно приметаются и на «гражданке». Их используют для аэрофотосъемки, патрулирования, геодезических изысканий, мониторинга различных объектов и даже для доставкипокупок на дом. Однако тон в разработках новых беспилотных воздушных систем сегодня задают военные [2].

История создания БПЛА и перспективы их развития

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА, также иногда сокращается как БЛА; в просторечии иногда используется название «беспилотник» или «дрон» (от англ. drone — трутень)) — летательный аппарат без экипажа на борту. Создан для воздушной съёмки, наблюдения и других задач, в реальном времени за наземными объектами[1].

История создания беспилотных летательных аппаратов начинается скорее на воде, чем в воздухе. В конце XIX века, если быть точными, то в 1899 году, небезызвестный изобретатель, физик и инженер Никола Тесла сконструировал и продемонстрировал общественности первый в мире радиоуправляемый кораблик, что не осталось незамеченным в ученой среде и дало свой толчок развитию сферы управляемых объектов [ 1 ].

Несмотря на общий посыл Николы Тесла, следующим «беспилотником» оказалось не судно, а самый обыкновенный летательный аппарат. Военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг в 1910 году, вдохновленный успехами братьев Райт, предложил создать летательный аппарат, управляемый не человеком, а часовым механизмом, который в определенное время сбрасывал свои крылья и падал на врага. Удивительно, но, несмотря на инновационную и экстравагантную идею, Кеттерингу дали зеленый свет и с помощью финансирования из армии США ему удалось создать несколько рабочих моделей. Увы, после нескольких испытательных полетов, прошедших с переменным успехом, проект по не многу сошел на нет и в боевых действиях во время Первой Мировой войны разработка участия не принимала [ 1 ].

Впрочем, по-настоящему прорывным для беспилотников XX века стал 1933 год, который официально считается родоначальником всех дальнейших разработок. Именно в этот год, силами инженеров Великобритании был разработан первый БПЛА, который, к слову сказать, был ко всему прочему многократного использования. Проект получил название DH.82B Queen Bee (рис. 1), и представляли собой отреставрированные модели бипланов Fairy Queen, которыми дистанционно управляли с корабля по радио. И именно этому беспилотнику было суждено стать самолетом-мишенью для будущих асов и зенитчиков. DH.82B Queen Bee служил ВВС ее Величества с 1934 года по 1943 [1].

Рис. 1. DH.82B Queen Bee - БПЛА-мишень

Естественно, мимо подобного новшества во время Второй Мировой войны не могли пройти мимо ни Германия, ни СССР, ни США. Так, например, Германия использовала управляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X, которые успешно показали себя во время ведения боевых действий в Средиземном море, однако в массовое производство суждено было попасть не им, а «самолету-снаряду» ракете Фау-1 (рис. 2), а с 1942 года, Фау-2.

Рис. 2. Немецкая ФАУ - 1

А вот в СССР времен Второй Мировой проектируемым конструкциям воплотиться в реальность не удалось, несмотря на попытки авиаконструктора Василия Никитина. Именно его стараниями существовал проект беспилотной летающей ракеты, чья дальность полета составляла от 100 км и более при скорости в 700 км/ч, но как уже говорилось, проект остался лишь на бумаге. Впрочем, в 1941 году СССР был успешно применен тяжелый бомбардировщик ТБ-3 в качестве беспилотного самолета для подрывов мостов.

В США взяли пример с Великобритании и запустили в массовое производство беспилотники Radioplane QQ-2, которые использовали как самолеты-мишени. Более того, за время Второй Мировой, фирма Radioplane создала для ВВС США почти 15 тысяч подобных БПЛА, в том числе модели QQ-3 и QQ-14.

Автором данных беспилотников является Дени Ридженатальту, который в 30-ых года XX века был преуспевающим актером и по происхождению являлся британцем. Однако позже проявил интерес к радиоуправляемым моделям, а в 1934 году открыл свой магазин в качестве хобби. Однако наиболее успешной разработкой США можно считать беспилотный ударный бомбардировщик Interstate TDR-1 (рис. 3), который сравним лишь с Фау-1 и может считаться первым в мире беспилотным летательным аппаратом подобного типа и специализации. По 1944 год было выпущено несколько модификаций TDR-1: XTDR-1, TDR-1, XTD2R-1, XTD3R-1, XTD3R-2, TD3R-1. Однако, несмотря на обилие модификаций, в серийный выпуск попали лишь сам TDR-1 - более 180 штук и TD3R-1 -заказ в 40 штук, который, впрочем, позже был отменен [1].

Рис. 3. Модель американского Interstate TDR-1

Несмотря на то, что после Второй Мировой войны БПЛА так или иначе активно использовались лишь США и СССР, на данный момент ведущим лидером в разработке и применении беспилотников считается именно США.

Достаточно сказать лишь то, что в 2012 году беспилотные летательные аппараты, состоявшие на вооружении ВВС США, составили 7494 штук, в то время как пилотируемых аппаратов насчитывается почти 11 тысяч. В данный момент по значимости развития технологий в данной сфере необходимо отметить не только США, но и Россию, Израиль, а также Великобританию, расширившую свой парк беспилотных летательных аппаратов в марте 2014 года [1].

На сегодняшний день в мире идут работы над созданием новых БПЛА (рис. 4)с большой продолжительностью полета, тяжелых аппаратов, способных решать задачи в самых тяжелых условиях. Ведутся разработки БПЛА, предназначенных для уничтожения баллистических ракет, беспилотных истребителей, микродронов, способных действовать большими группами (роями).

Работы над БПЛА ведутся в десятках странах мира, в этом направлении трудятся тысячи частных компаний, самые «вкусные» их разработки попадают в руки военных.

Некоторые из современных БПЛА уже обладают весьма высокой степенью автономности, вероятно, что уже в ближайшем будущем дроны получат способность выбирать цель и принимать решение о ее уничтожении. В связи с этим возникает сложная этическая проблема: насколько гуманно доверять судьбу живых людей равнодушному и безжалостному автг

Преимущества и недостатки БПЛА

Какими же преимуществами обладают беспилотные летательные аппараты по сравнению с пилотируемыми самолетами и вертолетами? Их множество:

- Значительное снижение габаритных характеристик по сравнению с традиционными ЛА, что уменьшает стоимость, повышает живучесть дронов.

- Возможность создания небольших БПЛА, способных выполнять различные задачи на поле боя.

- Беспилотные аппараты способны проводить разведку и передавать информацию практически в режиме реального времени.

Рис. 4. Современные БПЛА

- У БПЛА нет никаких ограничений для применения в особо тяжелых боевых условиях, связанных с большим риском уничтожения аппарата. Для решения особо важных задач вполне можно пожертвовать несколькими беспилотниками.

- Уменьшение (на несколько порядков) летной эксплуатации в мирный период, которая необходима обычным ЛА для подготовки летного состава.

- Высокая боеготовность и мобильность.

- Возможность создания небольших, простых и мобильных беспилотных комплексов для неавиационных формирований [3].

Кроме несомненных преимуществ, современные БПЛА имеют и целый ряд недостатков:

- недостаточная гибкость применения по сравнению с традиционной авиацией;

- пока не до конца решены многие вопросы связи, посадки, спасения аппарата;

- уровень надежность дронов пока еще уступает традиционным ЛА;

- полеты дронов в мирное время во многих районах ограничены по разным причинам

[4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сиротин A.A. выпускная квалификационная работа магистра «Мониторинг состояния окружающей среды при помощи беспилотных летательных аппаратов» Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина);

2. https://militaiyairns.ru/voennaya-texnika/aviaciya/bespilotnye-letatelnye-apparaty/;

3. http://fb.ru/article/158192/bespilotnyie-letatelnyie-apparatyi-harakteristiki-bespilotnikov

УДК 629.735.3

В. Б. Петушкова, С. О. Потапова

ФГБОУ ВО Воронежский институт-филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

МОНИТОРИНГ И ОХРАНА ЛЕСОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

В статье дано описание и современное состояние БПЛА, задачи, решаемые беспилотниками, применение беспилотников для мониторинга и охраны лесов. Даны рекомендации оператору при управлении БПЛА на различных этапах полета и его действиях по ликвидации обнаруженных явлений при мониторинге и охране лесов. Приведены характерные признаки повреждения лесов, признаки распознавания ветровалов, снеголомов, буреломов, свежих гарей.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, тепловизор,

тепловизизионная съемка, аэросъемка, охрана лесов, мониторинг.

V.B. Petushkova, S. О. Potapova

MONITORING AND PROTECTION OF FORESTS WITH THE USE OF UNMANNED AERIAL VEHICLES

The article describes the current State of the UAV, the tasks solved by drones, the use of drones for monitoring and protection of forests. Recommendations are given to the operator in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.