политология
Вестник Омского университета, 2004. № 4. С. 70-73.
V 7ТТ<" 49 ПП1
© Омский государственный университет ^ oz.uui
СИСТЕМНО-ПАРАДИГМАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ
О.Г. Дука
Омский государственный университет, кафедра политологии 644077, Омск, пр. Мира, 55а
Получена 13 сентября 2004 г-
The basis and characteristics of classification of political scientific conception approaches, which are based on political scientific thought, ontological and functional interpretation of political nature, are diving in this article.
Важной эпистемологической проблемой любой науки является систематизация основного массива знаний. Попыткой решения этой проблемы в области политологии является разработанная нами классификация концептуальных подходов в политологии с позиций системно-парадиг-мального подхода. С точки зрения этого подхода основу концептуальной сферы современной политической науки составляют три научные политологические парадигмы: натуралистическая, социальная и рационально-критическая.
Структура парадигм - это совокупность концептуальных подходов, каждый из которых представляет собой конкретизацию парадигмальной идеи в зависимости от интерпретаций сущности политики (онтологических) и от интерпретаций назначения политики (функциональных).
Одна из онтологических интерпретаций политики состоит в понимании политики как особой сферы общественной жизни; вторая - как определённого типа деятельности; третья - как особого вида социальных отношений. В первом случае в политике во главу угла ставятся её функциональные элементы, во втором - поведенческие, а в третьем - элементы межсубъектного взаимодействия [1].
Функциональных интерпретаций политики, так же, как и онтологических, три. Одна из них состоит в понимании политики как управления, вторая - как стратегии и третья - как ценностного суждения (Ж.-М. Данкен) [2].
В общем виде структуру политологических парадигм можно представить в форме таблицы.
I. Натуралистическая парадигма рассматривает обусловленность политической жизни внесо-цпальной средой - географическими условиями, свойствами живой природы или качествами са-
мого человека.
На «стыке» натуралистической парадигмы и истолкования политики как особой сферы общественной жизни возникли геополитический и хронополитический концептуальные подходы. Натуралистическое же истолкование политики как определённого типа деятельности привело к возникновению биополитического, психологического и бихевиористского концептуальных подходов. На базе синтеза натуралистической парадигмы и понимания политики как особого вида социальных отношений возник концептуальный подход К. Шмитта, трактующий политику как отношения «друзья-враги».
Понимание политики как управления в русле натуралистической парадигмы привело к возникновению субстанционального концептуального подхода, а понимание политики как стратегии в русле того же подхода - к появлению телеологического концептуального подхода.
1. Приверженцы геополитического подхода (Ф. Ратцель, Р. Челлен, А. Мэхэн, X. Макиндер, К. Хаусхофер и др.) ставят природу политики в принципиальную зависимость от территориального положения и организации государств. В рамках этого подхода получили развитие такие политические субдисциплины, как геополитика, электоральная география, регионалистнка, геоурбанистика и др.
2. Разновидностью геополитического подхода является хронополитический подход, в рамках которого политика рассматривается как синтез политического пространства и политического времени [3].
3. Сторонники биополитического подхода (К. Лоренц, Э. Фромм) исходят из наличия общих для человека и высших для обезьян поведенче-
Сист.емно-парадигмалъная классификация.
71
Структура научных политологических парадигм
Онтологические и функциональные интерпретации политики ПАРАДИГМЫ
Натуралистическая Социальная Рационально-критическая
Политика как особая сфера общественной жизни Геополитический концептуальный подход. Хронополитический концептуальный подход Системный концептуальный подход. Универсалистский концептуальный подход Социологический концептуальный подход
Политика как определенный тип деятельности Биополитический концептуальный подход. Психологический концептуальный подход. Бихевиористский концептуальный подход Антропологический концептуальный подход. Культурологический концептуальный подход Постструктуралистский концептуальный подход. Игровой концептуальный подход
Политика как особый вид социальных отношений Концептуальный подход К. Шмитта Стратификационный концептуальный подход Информационно-коммуникативный концептуальный подход
Политика как управление Субстанциональный концептуальный подход Инструменталистский концептуальный подход Нормативно-институциональный концептуальный подход
Политика как стратегия Телеологический концептуальный подход Конфликтный концептуальный подход, Консенсусный концептуальный подход
Политика как ценностное суждение Нормативно-этический концептуальный подход
как явление не имеет самостоятельной природы и сущности и заключает в себе элементы религиозной, экономической и культурной жизни. По Шмитту, политика и политическое сознание возникают в результате проявления и осознания людьми социальных (межгрупповых) противоречий и противоположных групповых и социально-групповых интересов - с того момента, когда человек начинает относить себя к определенной социальной группе, члены которой становятся для него «друзьями», а члены противоборствующих групп - «врагами», т. е. с момента разделения на «друзей» и «врагов».
7. В формате субстанционального подхода политика трактуется как макроявление, возникающее в результате интеракций групповых (коллективных) субъектов по поводу использования ими прерогатив государственной власти. То есть синтез двух социальных субстанций - власти и государства - создает качественно новую предметно-обусловленную и организованную среду, где субъекты и носители властных интересов оспаривают прерогативы самого мощного общественного института.
К субстанциональному подходу могут быть
ских паттернов (образцов), базисных (физико-химических, социальных)потребностей, а также механизмов адаптации и взаимодействия с себе подобными (альтруизм, агрессия), которые со временем не претерпевают почти никаких качественных изменений. Биополитика изучает общие для человеческих и животных сообществ черты поведения: приспособляемость, самозащиту, агрессию.
4. Авторы теорий, придерживающихся психологического подхода (3. Фрейд, Г. Лассуэл), источник политических проблем видят в психических свойствах людей, подсознательных импульсах, определяющих характер политического поведения и конфликтов, возникающих в политике.
5. Разновидностью психологического подхода является бихевиористский подход (Э. Торндайк, Г. Уоллес, У. Липпман, Ч. Мерриам), рассматривающий политику как взаимодействие целей, поступков людей. Политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащей эмпирической фиксации.
6. Особый подход в истолковании политики разработал в свое время видный немецкий политолог К. Шмитт. С его точки зрения, политика
72
О.Г. Дука
отнесены разнообразные «властные» трактовки политики. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовки политики представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, некоторых американских политологов, а также в марксизме.
8. Телеологический (целевой) подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики: т. к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить (что и делают сторонники этого подхода) в отношениях супругов, преподавателя и студента.
II. В формате социальной парадигмы политика характеризуется через воздействие других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта.
На «стыке» социальной парадигмы и истолкования политики как особой сферы общественной жизни возникли системный и универсалистский концептуальные подходы. Синтез социальной парадигмы и истолкования политики как определённого типа деятельности привёл к возникновению антропологического и культурологического концептуальных подходов. На «стыке» же социальной парадигмы и интерпретации политики как особого вида отношений возник стратификационный концептуальный подход.
Понимание политики как управления в русле социальной парадигмы привело к возникновению инструменталистского концептуального подхода, а понимание политики как стратегии в русле того же подхода - к появлению конфликтного концептуального подхода. На базе же синтеза социальной парадигмы и понимания политики как оценочного суждения возник нормативно-этический подход.
1. Исследователи, придерживающиеся системного подхода, понимают политику прежде всего как явление опосредованное, вызванное к жизни воздействием иных сфер и систем общественной жизни.
Идеи, на которых строится системная парадигма, исходят из органического единства социума, что ориентирует исследователей на понимание взаимного дополнения политики и других сфер общественной жизни. Именно это, собственно, и предполагает постоянное доопределение самой природы политического характеристиками, транслирующими не только функциональные, но и каузальные зависимости какого-либо круга явлений.
2. В рамках универсалистского подхода во главу угла ставят те явления, которые не столько специфицируют, сколько объединяют поли-
тику с другими областями социальной жизни. Здесь основанием концептуализации политики могут выступать элементарный поведенческий акт, поступок человека, авторитет, влияние, целенаправленная деятельность, порядок, контроль и т. п. [4].
3. Приверженцы антропологического подхода (Аристотель, Ф. Ницше и др.) рассматривают участие в политике как реализацию родовых свойств и природы человека.
4. Учёные-политологи, придерживающиеся культурологического подхода, признают социальным источником политики не факторы человеческой среды, окружения, а самого человека. Феномен политического возникает при опосредовании человеческого поведения не интересами и структурами, а ценностями, символами, традициями, обычаями, ритуалами.
5. В рамках стратификационного подхода политика понимается как соперничество социально-экономических классов (эксплуататоров и эксплуатируемых) (марксизм), расовых, этнических, культурных и иных групп (Л. Гумплович), борьба аристократического или элитарного слоя с большинством народа (массами) (Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето), соперничество управляющих и управляемых (Р. Дарендорф).
6. Суть инструменталистского подхода в истолковании политики как средства принятия решений (К. Мангейм).
7. В рамках конфликтного подхода политика рассматривается как конфликт между различными социальными группами и классами в борьбе за собственные интересы, те или иные социальные ресурсы (А. Токвиль, К. Маркс, Л. Гумплович, Г. Зиммель, Л. Козер, А. Бентли и др.) либо как деятельность по урегулированию конфликтов (Р. Дарендорф, Ж. Фаве, М. Брегер и др.).
III. Последователями рационально-критической парадигмы политика объясняется не внешними по отношению к ней факторами, а её внутренними причинами, свойствами. Соответственно в её рамках можно выделить социологический, постструктуралистский, игровой, нормативно-институциональный, информационно-коммуникативный и консенсусный подходы.
На «стыке» рационально-критической парадигмы и истолкования политики как особой сферы общественной жизни возник социологический концептуальный подход. Синтез рационально-критической парадигмы и истолкования политики как определённого типа деятельности привёл к возникновению постструктуралистского и игрового концептуальных подходов. На «стыке» социальной парадигмы и интерпретации политики как особого вида отношений возник информационно-коммуникативный концептуальный подход.
С'истемно-парадигмальная классификация.
73
Понимание политики как управления в русле рационально-критической парадигмы привело к возникновению нормативно-институционального концептуального подхода, а понимание политики как стратегии в русле того же подхода - к появлению консенсусного концептуального подхода.
1. Социологический концептуальный подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть.
2. Постструктуралистский подход, наследуя и развивая идеи М. Фуко, П. Бурдье, Н. Лумана и др., утверждает понимание политики в виде некоего «поля», т. е. «области социального пространства, структурированной особым (политическим) типом отношений, которые строятся на основе союзов и конфликтов политических сил».
Основное внимание ученых, придерживающихся этой парадигмы, отводится не обусловливающим политику факторам, центрам влияния и господства (например, государству), а практической деятельности индивидуальных и групповых субъектов (агентов), тому реальному пространству, куда интегрируется «всякий вновь входящий в поле политики агент» [5].
3. В формате игрового подхода под политикой понимается «деятельность политических групп по установлению правил жизнедеятельности людей, например, в государстве, установлению и поддержанию некоторого порядка в этом государстве в соответствии с принятыми нормами и принципами» [6].
4. Суть информационно-коммуникативного подхода отражают тезисы о центральном положении коммуникации в человеческой истории и социокультурном содержании информации как основы социальной коммуникации в современных условиях. В рамках этого подхода политика представляется как информацнонно-коммуникацпон-ная система, политическая коммуникация - как процесс движения семантической информации (смыслов и значений) в политике, а политическая власть - как символическое средство коммуникации (Р. Мюнх).
На «стыке» информационно-коммуникативного подхода и синергетики возникла его синерге-тическая версия, состоящая в понимании политики как самоорганизованной, саморождающейся системы коммуникаций (Н. Луман), автопоэтической реальности (X. Матурана и Ф. Варела).
5. В рамках нормативно-институционального подхода политика предстает в виде совокупности организаций, в основе существования которых лежат фиксированные правила поведения, содержащиеся в программах, уставах, конституциях. Смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями.
6. В рамках же консенсусного подхода политика рассматривается как механизм урегулирования общественных противоречий, средство консолидации граждан и мобилизации их усилий для решения общезначимых задач (экономических, политических, культурных и др.).
В соответствии с вышеназванными методологическими подходами политологические теории и концепции современных российских исследователей можно классифицировать в зависимости от уровня исследуемых объектов политики, политике»-идеологической направленности, специфики предмета и объекта исследования. В нашем же исследовании мы придерживаемся классификации по концептуальным подходам. Это теории, обосновывающие геополитический, хронополитический, биополитический, психологический, субстанциональный, телеологический, системный, универсалистский, культурологический, антропологический подходы, нормативно-институциональный, постструктуралистский подходы.
Системно-параднгмальный подход к классификации политологических концептуальных подходов, теорий и концепций, с нашей точки зрения, даёт возможность охватить всё смысловое пространство политической науки и логически обосновать взаимосвязь её теоретических концептов.
[1] См.: Соловьев А.И. Мозаичная парадигматика российской политологии // http : www.narod.ru/ üb text 1998/4/2htm. С. 11.
[2] См.-.Бирюков С.В., Ивлев С.В., Батурина Т.В. и др. Политология // http : kemtipp.ru/old/ char'27/ politl - 0.htm. С. 3-4.
[3] См.: Панарин A.C. О хронополитике // http : www.ug.ru/ ugpru/gv/96/'25/17i.htm.
[4] См.: Соловьев А.И. Там же. С. 7.
[5] Лашина М.В. Основные сферы общественной жизни в их взаимосвязи // Философские науки. 1979. № 4. С. 38.
[6] См.: Кершис О., Мотузенко Б. Политика как игра // http : netgorod. narod.ru/articles/ Motuzen— ко — Kershis.htm.