Научная статья на тему 'Системно-ориентационный подход к анализу научно-педагогического творчества'

Системно-ориентационный подход к анализу научно-педагогического творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЦЕННОСТИ / ОРИЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА НА ТВОРЧЕСТВО / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL CREATIVITY / VALUES / ORIENTATION OF TEACHERS TO WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалова С. Ю.

В статье представлен анализ феномена научно-педагогического творчества. Методологической основой исследования является системно-ориентационный подход, позволяющий рассматривать научно-педагогическое творчество как развивающуюся систему, регулируемую научными и профессионально-педагогическими ценностями, а также ценностными ориентациями педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM-ORIENTATIONAL APPROACTO THE ANALYSIS OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL CREATIVITY

The article presents an analysis of the phenomenon of scientific and pedagogical creativity. The methodological basis of research is a systemorientation approach, which allows to consider the scientific and pedagogical work as a developing system, adjustable-governmental scientific and professional and pedagogical values and value orientations of teachers

Текст научной работы на тему «Системно-ориентационный подход к анализу научно-педагогического творчества»

тинга «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется изучением направленности студентов на укрепление здоровья и создание представлений о бережном к нему отношении, наличие потребностей в регулярных занятиях физической культурой, здоровом образе жизни и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе маркетингового исследования «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» изучается необходимость сведений о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и методиках физкультурно-оздоровительной деятельности.

Во втором разделе маркетингового исследования «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» анализируется важность для студентов применения комплексов упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнений адаптивной физической культуры, адресованные студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или врожденные хронические заболевания).

В третьем разделе маркетингового исследования «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» исследуется востребованность способов самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.

Вторая содержательная маркетинговая линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с интересами студентов вуза в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня подготовленности. Раздел маркетинга «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» направлен на изучение спроса сведений по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, основных понятий спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), представлений об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Раздел маркетинга «Физическое совершенствование со спортивной направленностью» ориентирован на анализ потребности в физических упражнениях и двигательных действиях из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес студентов. В третьем разделе маркетинга «Способы физкультурноспортивной деятельности» раскрываются способы деятельноБиблиографический список

сти, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой с направленностью на здоровый образ жизни.

Маркетинговая деятельность также включает анализ потенциала образовательной среды для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), разработку стратегических прогнозов на основе учета тенденций внутреннего рынка вуза в сфере физической культуры и спорта, изучение конъектуры спроса и реакции потребителя на новые предложения по физической культуре, выходящие за рамки программных и направленные на формирование ЗОЖ, а также анализ образовательной среды вуза в плане преподавания физической культуры как учебной дисциплины и ее ресурсов в плане ЗОЖ.

Предложения. На основе маркетингового анализа становится возможным разработка предложений об открытии, расширении (сокращении) факультативов, специальных семинаров, предметов по выбору, курсов, кружков, секций по физической культуре и спорту с ориентацией на формирование ЗОЖ с целью дальнейшего развития взаимоотношений с заказчиками и потребителями (студентами). Далее содержание маркетинговой деятельности включает создание информационно-аналитического банка действующих стандартов, норм и требований к условиям, качеству и содержанию предоставляемых образовательных услуг по физической культуре и ЗОЖ.

Рекомендации. На сформированной аналитической маркетинговой базе планируется оперативное подключение востребованных образовательных услуг в сфере физической культуры и спорта, направленны на формирование здорового образа жизни, основанных на прогнозируемом спросе потребителя. При этом проводится обоснование и расчет необходимых вложений (экономических, кадровых, интеллектуальных и т. д.) для создания условий реализации предложенных услуг.

Таким образом, основными в организации социальноориентированной маркетинговой деятельности по формированию здорового образа жизни студентов средствами физической культуры и спорта являются: социокультурные цели вуза, связанные с задачами общества в целом, субъективные цели маркетинговой деятельности и принципы целенаправленного информационно-коммуникативного воздействия на выбор потребителя посредством формирования адекватного спроса на образовательные услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на формирование здорового образа жизни, а также согласованность субъектов образования (администрация, преподаватели, студенты) в выборе образовательных продуктов данной направленности.

1. Глезерман, Г.Е. Образ жизни как социологическая категория // Социологические исследования. - 1976. - №1.

2. Лабскир, В.М. Нормативное прогнозирование содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в системе здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 11.

3. Чоговадзе, А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А.В. Чоговадзе, М.М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 7.

4. Шубарин, И.В. Организационно-экономический механизм развития услуг в сфере физической культуры и спорта: автореф. дисс. ... канд. эконом. наук. - Челябинск, 2004.

Статья поступила в редакцию 10.12.09

УДК 37.01

С.Ю. Шалова, доц. ТГПИ, г. Таганрог, Ростовская область, E-mail: shalova_s@mail.ru СИСТЕМНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

В статье представлен анализ феномена научно-педагогического творчества. Методологической основой исследования является системно-ориентационный подход, позволяющий рассматривать научно-педагогическое творчество как развивающуюся систему, регулируемую научными и профессионально-педагогическими ценностями, а также ценностными ориентациями педагогов.

Ключевые слова: научно-педагогическое творчество, ценности, ориентация педагога на творчество.

В настоящее время благосостояние населения и могуще- Научные методы используются не только для получения но-ство государства во многом зависят от образования и науки. вого знания, но и для решения практических проблем, в том

числе и в области образования. Причем наибольшую значимость приобретают качественные показатели научного потенциала учителя: способность генерировать и реализовывать новые идеи.

Можно ли обеспечить такую подготовку учителю, чтобы научно-педагогическое творчество для него стало не только потребностью, но и необходимостью. Чтобы ответить на этот вопрос, необходим всесторонний анализ самого феномена научно-педагогического творчества. Необходимость такого анализа связана с рядом противоречий. Во-первых, в философии науки, изучающей научное творчество в разных областях, с одной стороны, существует большое количество разнообразных теорий, объясняющих развитие научного знания, с другой - до сих пор нет полного и точного объяснения такому сложному процессу.

Во-вторых, философские теории основное внимание уделяют выработке нового знания как условию и результату развития науки, в то время как знание может появиться лишь с помощью субъекта и в процессе соответствующей деятельности, что также требует глубокого анализа.

В-третьих, современные модели развития науки были разработаны на основе анализа истории точных и естественных наук, а развитие педагогики, относящейся к категории гуманитарных и обладающей определенной спецификой, с этих позиций не изучалось.

Выбор методологической основы исследования обусловлен, с одной стороны, многоаспектностью феномена научнопедагогического творчества, а с другой стороны, спецификой его природы.

Определяя методологическую основу исследования как средство познания, мы имели в виду, прежде всего, методологические принципы, представленные как системно-ориентационный подход (разработанный на основе интеграции системного и аксиологического подходов), который объясняет существование научно-педагогического творчества и позволяет осмыслить его основные характеристики и потенциальные возможности.

Необходимость использования системного подхода в данном исследовании обусловлена несколькими факторами:

- сложностью и многомерностью самого феномена научно-педагогического творчества;

- многочисленными взаимосвязями научно-педагогического творчества с другими явлениями (с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, с интеллектуальной и эмоционально-мотивационной сферами личности и т.д.);

- большим объемом и глубиной накопленного знания в этой области, а также, множеством задач, которые необходимо решить в ходе исследования.

Системный подход ориентирует исследование на изучение целостности объекта, на выявление многообразных связей как внутри объекта, так и связей изучаемого объекта с другими объектами разного порядка.

Для изучения научно-педагогического творчества системный подход может быть эффективным, если он связан с рассмотрением ценностных регулятивов и спецификой их реализации. В связи с этим целесообразно обращение к аксиологическому подходу. Человек, по мнению многих мыслителей, ориентирован на постижение смысла и подчиняется духовным императивам, стремление к присвоению и реализации экзистенциальных ценностей обусловлено природой человека.

Анализ понятия «ценность» показал, что большинство ученых (С.Ф. Анисимов, Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, М. Рокич и др.) определяют его содержание через выделение характеристик, свойственных формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Множество разнообразных аспектов, которые включены в понятие «ценность», можно найти в работе Х. Лейси:

- основное благо, к которому последовательно стремятся в течение жизни, конечный мотив всех действий;

- качество (или его атрибут), придающее жизни достоин-

ство, доброту, смысл, завершенность (жизни, которая есть или к которой стремятся);

- качество (или его атрибут), которое частично конструировано через определение понятия человека как самооцени-вающего, самоинтерпретирующего и в определенной степени самопроизводящего существа;

- основной критерий выбора - то, что является благом среди возможных направлений деятельности;

- основной стандарт поведения, на который равняются

все;

- «объект ценности», отношение с которым обусловлено как качеством жизни, так и характером личности. [1, с. 65]

Следует заметить, что указание хотя бы на один из аспектов может свидетельствовать о ценностном отношении.

В отечественной науке ценность рассматривается как многомерное образование. Как отмечает Г. П. Выжлецов: «ценность несводима ни к значимости как своему основанию, ни к норме либо идеалу, а является единством значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала. Она представляет собой не просто необходимую и должную, а желаемую цель, становящуюся идеалом и участвующую тем самым в обратном нормативно-регулирующем воздействии на межче-ловеческие отношения, а через них и на социальную практику» [2, с. 58].

На основании анализа философской и психолого-педаго-гической литературы нами выделены наиболее существенные черты ценности:

• Ценность объективна по своему содержанию, т.к. связана с определенными предметами, явлениями или их свойствами, которые могут удовлетворить потребности человека.

• Ценность может иметь разное содержание, зависящее от содержания потребностей человека.

• Ценность субъективна по своему выражению, т. к. включает в себя рациональный и эмоциональный компоненты и проявляется в личностном суждении по поводу предмета или явления.

• Ценность оказывает нормативно-регулирующее воздействие на поведение человека, его деятельность, на межличностные отношения.

• Степень выраженности ценностного отношения может быть различна: от явного предпочтения человеком какого-либо предмета или явления (такие ценности условно можно назвать эксплицитными) до неосознанного выбора, сделанного по причинам, неочевидным для самого человека (условно назовем такие ценности имплицитными).

• Ценность может иметь разную степень значимости для человека: это может быть, с одной стороны, ценность-цель (идеал, к достижению которого человек стремится), а, с другой стороны, это может быть ценность-средство, которое обеспечит достижение желаемой цели.

Обозначенные выше положения системного и аксиологического подхода позволили представить системно-ориентационный подход, который может быть использован для анализа педагогических явлений.

Ориентационный и системно-ориентационный подход разрабатывается З.И. Васильевой и ее учениками в исследованиях, раскрывающих нравственно-ценностные аспекты ориентации на образование, труд, общение, профессию. (И.А. Колесникова, В.Б. Ежеленко, Г.К. Нургалиева, Е.И. Казакова, Н.В. Седова, В.В. Тарасов и др.).

Исходные положения исследований З.И. Васильева связывает с тем, что «современная социокультурная ситуация в отечественном образовании детерминирует необходимость обращения к историко-педагогическому опыту развития отечественной культуры как синтеза образования и воспитания с ориентацией на гуманистические ценности, сущностную основу которых составляет духовно-нравственное воспитание людей как носителей гуманистических идей, с ориентацией на признание человека высшей ценностью...» [3, с. 6].

Согласно концепции З.И. Васильевой, понятие «ориентация» следует рассматривать в двух аспектах: как интегра-

тивное личностное образование и как процесс его формирования.

С точки зрения системно-ориентационного подхода в самом общем виде научно-педагогическое творчество рассматривается как предпочтение личностью и обществом определенного образа деятельности педагога, а именно, исследовательского подхода к решению постоянно возникающих в педагогическом процессе проблем.

Исходя из выделенных наиболее существенных черт ценности, можно сформулировать следующее определение. Научно-педагогическое творчество - это ориентация педагогов на поиск путей совершенствования педагогической действительности, обеспечивающую желаемую цель, становящуюся идеалом и участвующую тем самым в нормативно-регулирующем воздействии на педагогическую деятельность.

Научно-педагогическое творчество как ценность представляет собой многомерное целостное образование, которое не может быть сведено ни к какому-либо его компоненту, ни к тому или иному конкретному проявлению. Ценность мы понимаем как значение научно-педагогического творчества для педагога и для общества в целом. Чтобы описать это явление, рассмотрим наиболее существенные черты научно-педагогического творчества как ценности.

Научно-педагогическое творчество как ценность имеет объективное содержание, оно может быть описано через определенные предметы, явления или их свойства, которые могут удовлетворить потребности человека. В ценностное поле научно-педагогического творчества могут быть включены, с одной стороны, профессионально-педагогические ценности: ребенок (его жизнь, здоровье и потенциальные возможности), успех, целесообразность, сотрудничество, справедливость, знание, регламент (нормы). С другой стороны, это должны быть ценности научного сообщества: истина, новизна и оригинальность, преемственность, польза, красота.

Научно-педагогическое творчество позволяет удовлетворить разные по содержанию потребности человека (витальные, социальные, нравственные, интеллектуальные, эстетические и т.д.). Важным для нашего исследования является положение о социальной сущности потребности. В связи с этим мы выделили несколько групп:

• ценности, связанные с удовлетворением потребности в самовыражении;

• ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении;

• ценности, связанные удовлетворением потребности в познании;

• ценности, связанные с удовлетворением потребности в самоутверждении.

Отношение разных людей к научно-педагогическому творчеству как ценности может иметь разное выражение, включающее в себя рациональный и эмоциональный компоненты и проявляющееся в личностном суждении. Степень выраженности ценностного отношения может быть различна: от явного предпочтения педагогом научного поиска в проблемных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием, до вынужденного проведения научного исследования, сделанного по разным причинам.

Поскольку ценность оказывает нормативно-регулирую-щее воздействие на поведение человека, его деятельность и межличностные отношения, ориентация педагога на научнопедагогическое творчество обязательно имеет внешние проявления: творческая активность при проведении исследования, участие в научных конференциях и конкурсах и т. д.

Как показывает практика, научно-педагогическое творчество сегодня - это удел не только ученого, деятельность многих учителей и воспитателей тоже может рассматриваться как научно-педагогическое творчество, хотя и проявляется в несколько ином виде. Деятельность ученого представляет собой, как правило, педагогическое исследование, направленное на выявление источников, причин и закономерностей развития человека. Его основной функцией является познание -изучение педагогических процессов.

Научное творчество учителя - это, чаще всего, педагогическое проектирование, представляющее собой сложное самостоятельное явление, понимание которого невозможно без обращения к техническим и гуманитарным корням, традициям и современным достижениям педагогики. По мнению ряда ученых (М. Азимов, В. Гаспаров, П. Хилл и др.) проектирование «заполняет промежуток» между педагогической теорией и практикой. Поэтому его характерными чертами являются: творческий характер, а также опора на использование научных основ и готовность использовать новые схемы деятельности, конструкции, технологии.

Ценность научно-педагогического творчества может иметь разную степень значимости для педагога: это может быть, с одной стороны, творчество как ценность-цель, а, с другой стороны, это могут быть отдельные ценности-средства (знания, общение, справедливость и т.д.), которые обеспечат достижение желаемой цели.

Чтобы составить целостную картину ценностного поля научно-педагогического творчества, необходимо описать отдельные элементы, определить их функции и связи между ними.

Личность педагога, его профессионализм, уровень социальной зрелости, ценностные ориентации мы рассматриваем как системообразующий элемент научно-педагогического творчества. Ценностные ориентации педагогов, с одной стороны, выступают мощным фактором мотивации поведения, источником порождения смыслов, с другой — показывают освоенность индивидом социальных и групповых ценностей. Осуществление профессионального поведения связано с тем, какие личностные смыслы находит педагог для себя при осуществлении педагогической деятельности, какие цели для себя ставит и как их реализует.

Ориентация на научно-педагогическое творчество представляет собой интегративное образование, определяющее позицию педагога по отношению к наиболее значимым для него явлениям окружающего мира. Это система ценностей, которая придает смысл поведению и деятельности педагога, обусловливает проявление личностных качеств. Ориентация на научно-педагогическое творчество выступает как специфическая совокупность отношений педагога к профессиональной деятельности, к себе и к окружающим и регулирующая особенности его включение в научную деятельность.

Ориентация на научно-педагогическое творчество - это сложное личностное образование, обусловливающее реализацию творческих способностей человека. Она представляет собой осознание педагогом собственных творческих способностей и мотивов и выражается в творческой активности и направленности на научное творчество в профессиональной деятельности.

Основными компонентами ориентации на научно-педагогическое творчество являются: осознание собственных творческих способностей (когнитивно-оценочный компонент), осознание мотивов (эмоционально-мотивационный), творческая активность (поведенческий) и направленность на научное творчество в профессиональной деятельности (прогностический). Новое качество не может быть сведено к какому-либо одному компоненту и не возникает механически из суммы отдельных компонентов.

Рассматривая процесс как элемент научно-педагогического творчества с точки зрения системно-ориентационного подхода, следует выделить ценности, его регулирующие. Но сначала проанализируем его основные этапы. Большинство ученых (Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров и др.) представляют такие этапы педагогического исследования.

На первом этапе происходит первоначальное наблюдение, описание, систематизация и классификация фактов.

На втором этапе на основе осмысления и объяснения фактов выявляются типичные, повторяющиеся при определенных условиях педагогические явления, раскрываются законы и закономерности, выдвигаются гипотезы и теории.

На третьем этапе эти теории интерпретируются на соответствующих педагогических объектах, что способствует преобразованию практики в требуемом направлении.

С учетом этого положения можно представить процесс научно-педагогического творчества следующим образом: возникновение проблемы - подготовка к решению (описание наблюдаемых явлений) - выдвижение гипотез (идей) - формирование замысла - воплощение замысла - проверка и доработка. В большей степени творческие элементы преобладают над репродуктивными на двух этапах, а именно, при формулировании проблемы (или задачи) и при рождении идеи (замысла или гипотезы). Именно эти творческие моменты представляют наибольший интерес в контексте нашего исследования.

Как утверждают многие ученые, занимающиеся проблемами научного творчества (Дж. Бернал, П.В. Копнин, А.Пуанкаре и др.), самая трудная проблема заключается в формулировании проблем. В связи с этим в современной науке наибольшую ценность приобретает новизна и оригинальность. Новые вопросы и проблемы расширяют проблемное поле науки, способствуют постановке новых задач, обусловливающих направления научного познания.

Ценность гипотезы определяется, прежде всего, плодотворностью ее прогностической силы, открываемыми ею возможностями предвидения новых фактов и явлений. Современная наука стремится не просто к созданию новых теорий, описывающих и объясняющих явления, результаты исследования оцениваются и с точки зрения эффективности их использования в различных сферах общественного производства.

Определяя результат научно-педагогического творчества как ценность, следует определить его значимость для педагога и для общества в целом. Нам близка позиция Н. В. Бордовской [4], которая говорит о масштабах результативности педагогического исследования. Это может быть: вклад в развитие педагогической науки и практики; расширение, углубление и обогащение научно-педагогической информации; развитие творческого потенциала педагога-исследователя и достижение успеха в научном творчестве.

Различает автор результаты педагогического исследования и по степени новизны. Выделяется 2 группы. Первая группа - уточнение, дополнение, расширение, углубление, преобразование, обновление и т. д. Вторая группа - развитие, открытие, новая формулировка, разработка и т.д.

Продукты (результаты) научно-педагогического творчества весьма разнообразны как по содержанию, так и по форме. Это связано, в первую очередь, с видом научного творчества: исследование это, или проектирование. И, конечно, содержание зависит от интересов, личностных качеств и ценностных ориентаций педагога (на успех, целесообразность, сотрудничество, справедливость и т.д.).

Ценность полученного знания (теории, закона, метода и т.д.) определяется их достоверностью, логической последовательностью выводов из принятых принципов.

Библиографический список

Анализируя научно-педагогическое творчество как систему ценностей, можно выделить наиболее существенные связи между отдельными элементами. Связь мы понимаем как отношение зависимости, обусловленности, опосредования явлений друг другом.

Когда речь идет о процессах, то присущие им связи и отношения выступают в форме закономерностей, которые определяют их развитие. С этой точки зрения научно-педагогическое творчество может быть представлено как процесс, развивающийся в соответствии с определенными закономерностями, обусловленными связями между:

• ценностными ориентациями личности и ценностями, регулирующими процесс творчества;

• ценностями, регулирующими процесс творчества и ценностью результатов творчества;

• ценностными ориентациями личности и ценностью результатов творчества.

Связь между ценностными ориентациями личности и процессом научно-педагогического творчества может быть описана, если опираться на понятие деятельности.

Процесс научно-педагогического творчества начинается с постановки проблемы. На выбор проблем и постановку целей исследования серьезное влияние оказывают ценностные ориентации личности. Система ценностей играет роль «своеобразного фильтра», благодаря которому в распоряжении исследователя оказываются именно те средства, которые являются его опорой в творческой деятельности - справедливо считает В.Ф. Берков [5].

Связь между процессом и результатом научно-педагогического творчества обнаруживается, если рассматривать в них соотношение творческих и репродуктивных элементов. Преобладание творческих элементов над репродуктивными при формулировании проблемы (или задачи) и при рождении идеи (замысла или гипотезы) обеспечивает более высокую степень новизны полученных результатов.

Существует связь и между личностью и результатом творчества. Результат научно-педагогического творчества, выраженный в идее, теории, выявленной закономерности и т.д., отражает в себе черты личностных качеств, ценностных ориентаций педагога, стиля мышления, заключающегося в особенности видения проблемного поля педагогики, а также особенности понимания содержания и способов решения исследовательских задач.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что научно-педагогическое творчество представляет собой систему ценностей, связанных с совершенствованием педагогической действительности, и участвующую тем самым в нор-мативно-регулирующем воздействии на педагогическую деятельность.

1. Лэйси, Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. - М.: Логос, 2001.

2. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд-во СПб. университета, 1996.

3. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы ХХ в. Россия): Педагогическое исследование. Научная школа З.И. Васильевой / З.И. Васильева. - СПб.: Химиздат, 2003.

4. Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования. Логико-методологические проблемы. - СПб.: РХГИ, 2001.

5. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. - М.: Новое знание, 2004.

Статья поступила в редакцию 30.11.09

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 373.1.02.:372.8

Н.Б. Попова, канд. пед. наук, преподаватель ГОУ ВПО ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: mnko@mail.ru КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В работе представлен анализ классификации наглядных средств обучения; рассматривается задача наиболее полного использования дидактических возможностей средств наглядности в развивающем обучении; особое внимание уделено знаково-символическим средствам наглядности; выделены различные типы знаково-символических средств наглядности и предложена их классификация по разным основаниям.

Ключевые слова: развивающее обучение, средства наглядности, классификация средств наглядности, содержательно-знаковые средства наглядности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.