Научная статья на тему 'Технологические особенности формирования здорового образа жизни в процессе маркетинговой деятельности вуза'

Технологические особенности формирования здорового образа жизни в процессе маркетинговой деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
242
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТЫ / МАРКЕТИНГОВАЯ ПРОГРАММА / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ ЛИНИЯ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ БАЗА ВОСТРЕБОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / STRATEGIC ELEMENT / MARKETING ACTIVITY / THE FORMATION / HEALTHY WAY OF LIFE STUDENTS / THE MARKETING PROGRAM / DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES / A SUBSTANTIAL MARKETING LINE / ANALYTICAL MARKETING BASE OF DEMANDED EDUCATIONAL SERVICES / PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Салмин С. В.

В работе описаны современные подходы к формированию здорового образа жизни студентов в процессе маркетинговой деятельности вуза с использованием средств физической культуры и спорта, представлены основные разделы маркетинговых исследований, направления анализа образовательной среды вуза в плане преподавания физической культуры как учебной дисциплины и ее ресурсов по формированию здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Салмин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL FEATURES OF FORMATION OF THE HEALTHY WAY OF LIFE IN THE COURSE OF MARKETING ACTIVITY OF HIGH SCHOOL

In work modern approaches to formation of a healthy way of life of students in the course of marketing activity of high school with use of means of physical training and sports are described, the basic sections of marketing researches, directions of the analysis of the educational environment of high school in respect of physical training teaching as subject matter and its resources on formation of a healthy way of life are presented.

Текст научной работы на тему «Технологические особенности формирования здорового образа жизни в процессе маркетинговой деятельности вуза»

УДК 378.17:339.138

С.В. Салмин, аспирант АлтГАУ, г. Барнаул, E-mail: ssalmin@bk.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

В работе описаны современные подходы к формированию здорового образа жизни студентов в процессе маркетинговой деятельности вуза с использованием средств физической культуры и спорта, представлены основные разделы маркетинговых исследований, направления анализа образовательной среды вуза в плане преподавания физической культуры как учебной дисциплины и ее ресурсов по формированию здорового образа жизни.

Ключевые слова: стратегический элемент, маркетинговая деятельность, формирование, здоровый образ жизни студенты, маркетинговая программа, развитие физических качеств, содержательная маркетинговая линия, аналитическая маркетинговая база востребованных образовательных услуг, физическая культура и спорт.

Методология маркетинга по формированию здорового образа жизни студентов средствами физической культуры представляет собой совокупность взаимосвязанных частных положений и соответствующих им комплексов последовательных действий, операций и процедур, раскрывающих социально-педагогическую природу маркетинга и составляющих теоретическую базу, технологическую основу управления и эффективного функционирования системы физической культуры в условиях формирования цивилизованных рыночных отношений, и позволяющих: исследовать и структурировать контингент реальных и потенциальных занимающихся с целью ориентации практики физического воспитания в направлении удовлетворения интересов и потребностей студентов в занятиях физическими упражнениями и спортом, формирующими здоровый образ жизни; формировать адекватные характеру спортивных интересов, потребностей и их перспективам программы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы; управлять качеством, конкурентоспособностью и востребованностью реализуемых программ физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, направленных на формирование здорового образа жизни; управлять маркетинговой и коммуникативной активностью физкуль-турно-спортивных организаций вуза (кафедра, секции, факультативы и т. д.).

Эффективность разработанных маркетинговых технологий проявляется в улучшении организационных и социально-педагогических показателей физкультурно-оздорови-тельной и спортивной работы со студентами. Педагогическими условиями эффективной и полноценной реализации маркетинга по формированию здорового образа жизни в системе физической культуры выступают: целенаправленная маркетинговая подготовка преподавателей физической культуры, включая ее учебно-методическое обеспечение; педагогический мониторинг уровня сформированности физической культуры целевых групп студентов, их проблем, запросов и требований к занятиям физическими упражнениями; педагогический мониторинг качества, конкурентоспособности и востребованности программ физкультурно-спортивной работы для реализации личностно-ориентированного содержания, форм, средств и методов физического воспитания, направленного на формирование здорового образа жизни.

Анализ литературных источников [1-4] свидетельствует о наличии ряда научных работ, раскрывающих инновационные подходы к преподаванию дисциплины «Физическая культура» в вузе, формированию здорового образа жизни студентов (В.И. Григорьев, Г.К. Зайцев, Н.В. Зволинская, Г.Д. Иванов, А.К. Кульназаров, Л.В. Лотоненко, Л.И. Лубышева, В.И. Маслов, Л.И. Орехов, В.В. Приходько и др.) и позволяющих использовать маркетинговые стратегию и тактику формирования физической культуры личности, являющуюся основой здорового образа жизни.

Ведущей направленностью физической культуры и спорта является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своим содержанием связана с совершенствованием физической природы человека и формированием здорового образа жизни. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве мно-

гообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, программа формирования здорового образа жизни средствами физической культуры в процессе маркетинговой деятельности вуза структурируется по трем основным разделам изучения спроса студентов на услуги и формирования предложений вуза: маркетинговый анализ информационного компонента деятельности по физической культуре (необходимость знаний о здоровом образе жизни), маркетинговый анализ мотивационно-процессуального компонента деятельности по физической культуре (потребность в физическом совершенствовании как проявление здорового образа жизни) и маркетинговый анализ операционального компонента деятельности по физической культуре (востребованность способов деятельности по формированию здорового образа жизни), в процессе которых учитываются и дополняются данные.

Целью маркетинговой программы как одной из составляющих формирования у студентов вуза здорового образа жизни является изучение имеющихся мотивов и потребностей по отношению к здоровью, физических и психических качеств, а также интересов, направленных на использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В соответствии с целью выделяются следующие направления работы:

- маркетинговое изучение спроса на развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма студентов;

- маркетинговое изучение спроса на формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

- маркетинговое изучение необходимости знаний о здоровом образ жизни, физической культуре и спорте, их истории, современном развитии и роли в формировании здорового образа жизни, реализуемые на основе маркетинговых стратегий.

Стратегический элемент маркетинговой деятельности вуза по формированию здорового образа жизни студентов средствами физической культуры представляет собой вариативные модели по обеспечению его конкурентного преимущества.

Суть обсуждаемой проблемы. Двигательная деятельность как ведущий элемент физической культуры представлена двумя содержательными маркетинговыми линиями по формированию здорового образа жизни: физкультурно-оздоровительная и спортивно-оздоровительная, которые, в свою очередь, состоят из трех разделов изучения спроса и предложения (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

В данной работе новыми являются следующие положения и результаты: выделены содержательные линии и направления маркетинговой деятельности вуза по анализу спроса и потребностей, направленных на формирование здорового образа жизни студентов. Первая содержательная линия марке-

тинга «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется изучением направленности студентов на укрепление здоровья и создание представлений о бережном к нему отношении, наличие потребностей в регулярных занятиях физической культурой, здоровом образе жизни и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе маркетингового исследования «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» изучается необходимость сведений о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и методиках физкультурно-оздоровительной деятельности.

Во втором разделе маркетингового исследования «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» анализируется важность для студентов применения комплексов упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнений адаптивной физической культуры, адресованные студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или врожденные хронические заболевания).

В третьем разделе маркетингового исследования «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» исследуется востребованность способов самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.

Вторая содержательная маркетинговая линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с интересами студентов вуза в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня подготовленности. Раздел маркетинга «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» направлен на изучение спроса сведений по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, основных понятий спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), представлений об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Раздел маркетинга «Физическое совершенствование со спортивной направленностью» ориентирован на анализ потребности в физических упражнениях и двигательных действиях из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес студентов. В третьем разделе маркетинга «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельно-

Библиографический список

сти, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой с направленностью на здоровый образ жизни.

Маркетинговая деятельность также включает анализ потенциала образовательной среды для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), разработку стратегических прогнозов на основе учета тенденций внутреннего рынка вуза в сфере физической культуры и спорта, изучение конъектуры спроса и реакции потребителя на новые предложения по физической культуре, выходящие за рамки программных и направленные на формирование ЗОЖ, а также анализ образовательной среды вуза в плане преподавания физической культуры как учебной дисциплины и ее ресурсов в плане ЗОЖ.

Предложения. На основе маркетингового анализа становится возможным разработка предложений об открытии, расширении (сокращении) факультативов, специальных семинаров, предметов по выбору, курсов, кружков, секций по физической культуре и спорту с ориентацией на формирование ЗОЖ с целью дальнейшего развития взаимоотношений с заказчиками и потребителями (студентами). Далее содержание маркетинговой деятельности включает создание информационно-аналитического банка действующих стандартов, норм и требований к условиям, качеству и содержанию предоставляемых образовательных услуг по физической культуре и ЗОЖ.

Рекомендации. На сформированной аналитической маркетинговой базе планируется оперативное подключение востребованных образовательных услуг в сфере физической культуры и спорта, направленны на формирование здорового образа жизни, основанных на прогнозируемом спросе потребителя. При этом проводится обоснование и расчет необходимых вложений (экономических, кадровых, интеллектуальных и т. д.) для создания условий реализации предложенных услуг.

Таким образом, основными в организации социально-ориентированной маркетинговой деятельности по формированию здорового образа жизни студентов средствами физической культуры и спорта являются: социокультурные цели вуза, связанные с задачами общества в целом, субъективные цели маркетинговой деятельности и принципы целенаправленного информационно-коммуникативного воздействия на выбор потребителя посредством формирования адекватного спроса на образовательные услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на формирование здорового образа жизни, а также согласованность субъектов образования (администрация, преподаватели, студенты) в выборе образовательных продуктов данной направленности.

1. Глезерман, Г.Е. Образ жизни как социологическая категория // Социологические исследования. - 1976. - №1.

2. Лабскир, В.М. Нормативное прогнозирование содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в системе здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 11.

3. Чоговадзе, А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А.В. Чоговадзе, М.М. Рыжак // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 7.

4. Шубарин, И.В. Организационно-экономический механизм развития услуг в сфере физической культуры и спорта: автореф. дисс. ... канд. эконом. наук. - Челябинск, 2004.

Статья поступила в редакцию 10.12.09

УДК 37.01

С.Ю. Шалова, доц. ТГПИ, г. Таганрог, Ростовская область, E-mail: shalova_s@mail.ru СИСТЕМНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

В статье представлен анализ феномена научно-педагогического творчества. Методологической основой исследования является системно-ори-ентационный подход, позволяющий рассматривать научно-педагогическое творчество как развивающуюся систему, регулируемую научными и профессионально-педагогическими ценностями, а также ценностными ориентациями педагогов.

Ключевые слова: научно-педагогическое творчество, ценности, ориентация педагога на творчество.

В настоящее время благосостояние населения и могуще- Научные методы используются не только для получения но-ство государства во многом зависят от образования и науки. вого знания, но и для решения практических проблем, в том

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.