Научная статья на тему 'Системно-модульный подход к дисциплинам, изучаемым в вузах МВД России'

Системно-модульный подход к дисциплинам, изучаемым в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комаров В. А., Богацкий Ф. А., Шелудько А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-модульный подход к дисциплинам, изучаемым в вузах МВД России»

В.А. Комаров,

кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции (КлЮИ МВД России)

Ф.А. Богацкий,

кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции (КлЮИ МВД России)

А.А. Шелудько,

майор милиции

(ОМСН «Булат» КМ ГУВД

по Московской области)

СИСТЕМНО-МОДУЛЬНЫИ ПОДХОД К ДИСЦИПЛИНАМ, ИЗУЧАЕМЫМ В ВУЗАХ

МВД РОССИИ

Наш мобильный век требует динамичности и готовности преображаться во всем, что нас окружает. Эпоха стремительно развивающейся научнотехнической революции предъявляет особые требования и к образованию.

Мобильными телефонами,

портативными медиапроигрывателями, мультимедийными смартфонами (iPhone), современными ноутбуками, совсем недавно казавшимися фантастикой, теперь никого уже не удивишь. Компьютеры выглядят легкими, открытыми и изящными. Стремительно развивается программное обеспечение, открывающее фантастические возможности разработки приложений для услуг образования. Время доступа к информации стало простым и удобным, благодаря Интернету.

Модульные дисциплины (модульные программные системы) - это, проще говоря, набор программ, способствующих

Несня/ько учаспиков од поврем

Г>ысмд»<итьсд К BaieWj' сешсу М3 видеть Bau эдэан в реально« времэ

> Двтом^мпььай подготовка ^ Актуальны? прсблеуы

> Адттстративная деятепыюсть оргаюв государства и права

внутре#*« вел » Актуальные пргблвл.

^Адюитетративноегоавокрубе»*»; уголовного права

► Актуальные пртолехы

> Лй>»>чсіративпое граво Росон уголоыгаго провеса

> АД »1ШС ЇpaiMвно-цроцеосV5ІМЇ Право

№ Гтеудврсгве«іея служба в органа* вотрет« дел I Граадгисвй процесс I Граадаювое прево

> ИнненЕрне а годото&ка

>История государства и права зарубе тле стран • История оргаиое &нутр=ш№де.

эффективному обучению. На рис. 1 изображена интерактивно-модульная система, выполненная анимационными

сред ства ми, дин ами чно раск рыв аю щая , в одн ом

реш

ении, предложения по выбору формы образования: очная, заочная, платная, дистантная. На сайте по адресу: http://www.o-

vfp.com/glavn/disziplina/rimsk pravo/index ^ можно посмотреть отдельные его элементы, демоверсии.

Выбрав направление обучения, слушатель определяется с дисциплиной (рис.3), по которой ему необходимо получить знания. По каждой из дисциплин выкладывается материал по видам занятий. Инновационность учебных занятий заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий, обеспечивающих у обучаемых интенсивные знания, развитие

воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Основные методические инновации в этой области связаны с применением интерактивных методов обучения.

Интерактивный [1] - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Особенности этого

взаимодействия состоят в следующем:

• нахождение слушателей в одном информационном пространстве;

• нахождение слушателей в едином творческом пространстве.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все

слушатели оказываются вовлеченными в процесс познания в любое время, поскольку Интернет работает

круглосуточно.

Например, вам нужно показать презентацию, с изложением учебного

материала. Для этого не обязательно

пересылать файлы. Современные программные средства позволяют

демонстрировать свой экран монитора как проектор. Для этих целей можно использовать сервер Mikogo, главное преимущество которого состоит в том, что Вы просто запускаете бесплатную утилиту для демонстрации своего экрана [2]. Презентации можно проводить, что говорится, “на лету”, демонстрируя аудитории не только слайды, но и всевозможные документы и приложения со своего компьютера.

Присоединиться к Вашему сеансу и видеть Ваш экран в реальном времени могут до 10 участников, которые будут иметь возможность видеть Ваш экран в окне просмотра (оно появится на их экранах после присоединения к сеансу). Участникам не нужно устанавливать ПО или где-либо регистрироваться.

Участники, присоединяющиеся к сессии с Windows-компьютеров, не нуждаются и в установке программы Mikogo. Это несомненное достоинство [3]. Чтобы присоединиться, они просто запускают

исполняемый файл, загруженный напрямую из Интернета и сохраняющийся лишь во временной папке загрузок. Ресурс абсолютно бесплатный.

При использовании интерактивных методов слушатель становится участником процесса восприятия, побуждается к самостоятельному поиску.

Интерактивная модель обучения представляет двухуровневую систему: на первом уровне слушатель пройдет

обучение взаимодействию с

интерактивной средой, а на втором -осуществится обучение диалоговому поведению слушателя с учебнометодическим материалом как

целенаправленно выстроенному модулю по изучению специальности.

Вместе с тем такое обучение

демонстрирует всесторонность и

экономичность образования, поскольку не только дает знания, но и экономит время, сокращает затраты (на дорогу,

командировку).

Системно-модульный подход

жизнеспособен в силу удобства, простоты и информационности. Развитие слушателя как субъекта коммуникативной деятельности выразится в наращивании знаний и компетентности благодаря оперативному (быстрому) доступу к информации как субъекту паритетного общения [4], проявляющегося в

диалогическом общении и связи с преподавателем [5].

По сравнению с традиционными формами ведения

занятий, в

интерактивном обучении меняется

взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность преподавателя уступает место активности слушателя (см. рис.4).

Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: Онлайн-лекция;

^ Онлайн-семинар (вебинар); Онлайн-практическое занятие;

Онлайн-тест (см.рис.6);

^ Онлайн-зачет и др.

Например, тестирование слушателей (рис.6) можно осуществлять с помощью программного продукта AVELife TestGold Studio [6], который осуществляет функциональную и дополнительную поддержку технологии интернет-

тестирования SAB-средства организации и контроля центров онлайн-тестирования. Программное обеспечение ориентировано на образовательные учреждения и преподавателей, которым требуется регулярное проведение интернет-

тестирования и дистанционного обучения.

К интерактивным методам относятся также презентации с использованием различных вспомогательных средств:

доски, книг, видео, слайдов, флипчартов, постеров, компьютеров и т.п.

Все указанные формы работы могут быть реализованы и в локальной сети образовательного учреждения.

Для дисциплин, имеющих закрытый характер информации, необходимо категорирование объекта (институт и т.п.); защита компьютеров от снятия информации обеспечивается с помощью генераторов шума, сетевых фильтров, сканирующих радиоприемников и

множества других устройств,

«перекрывающих» потенциальные каналы утечки информации или позволяющих их обнаружить.

Реализация системно-модульного

подхода к образованию позволит получить следующие результаты в

образовательной деятельности:

1. Инновационность учебных занятий

реализуется в образовательных

программах и целенаправленном

внедрении в учебный процесс новых технологий, обеспечивающих у обучаемых интенсивные знания, развитие

воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность при подготовке специалистов в области юриспруденции и правоохранительных органов;

2.Учебная и методическая литература,

электронные учебно-методические

комплексы, будут доступны во многопользовательском режиме по

компьютерным сетям (см. рис.2 и рис.7);

3.В результате создания и

инновационного развития системномодульных программ в вузах появятся: электронные УМК по специальности: «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» для всех форм обучения (очная, заочная, платная, дистанционная);

электронные Web- дисциплины (лекции, семинары, практические занятия, тесты и т.д.).

В результате реализации системномодульных программ удастся достигнуть положительного социального эффекта, заключающегося в значительном повышении качества теоретического и практического уровня курсантов и слушателей в обучении дисциплинам.

В этом случае курсанты, слушатели и преподаватели:

- смогут применять весь спектр

возможностей

современных информационны х и

телекоммуникац ионных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе таких, как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов;

- привнести в учебный процесс, наряду с ассоциативной, прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипермедиасистем;

- преподаватели смогут объективно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

диагностировать и оценивать

интеллектуальные возможности курсантов и слушателей, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по дисциплинам общеобразовательной подготовки;

- управлять учебной деятельностью курсантов адекватно интеллектуальному уровню конкретного курсанта, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его

Образовательны) Портал «пои ию rat»«*

HOMEPAGE I КАФЕДРА ¡ДИСЦИПЛИНЫ | ФОРУМ | КОНТАКТ

Обучая других -мы

учимся сами

•• СЕНЕКА

тонный

ПРОЦЕСС

ПІ *

мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

-создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности курсантов и слушателей, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

-оперативно обеспечить преподавателей, курсантов и слушателей актуальной своевременной информацией,

соответствующей целям и содержанию высшего образования;

-создать основу для постоянного и оперативного общения (форум, чат, skype) преподавателей, обучаемых, нацеленного на повышение эффективности обучения.

На кафедре ОРД ОВД КлЮИ МВД РОССИИ имеются готовые решения для внедрения интерактивных методик в

учебный процесс.

Практическое воплощение указанной системно-модульной программы можно развернуть на базе Калининградского юридического института МВД РОССИИ:

1. Создать по указанию ДКО на базе

КлЮИ МВД РОССИИ Центр по

разработке и внедрению в учебный

процесс системно-модульных

образовательных программ.

2. В 2012 году представить рабочий модуль для использования в локальных сетях вузов МВД РОССИИ и в Интернете.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://m.wikipedia.org/wikiMHTepaKmBHOCTb

2. http ://www. miko go. ru/product/what-is -miko go/

3. http ://www.miko go.ru/product/use -miko go-for/

4 Григорьев, С.Г., Краснова, Г.А., Роберт, И.В. и др. Разработка концепции образовательных электронных изданий и ресурсов // Открытое и дистанционное образование. - 2009. - № 3 (7).

5' Андреев, А.А., Солдаткин, В.И., Лупанов К.Ю. Проблемы разработки учебно-методических пособий для системы дистанционного образования — М.: АТИСО, 2008.

6. http://freesoft.ru/?id=79702

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.