Системно-креативный подход к управлению инновационной деятельностью предприятий
System-creative approach to the management of innovation in enterprises
Ковалев Антон Михайлович, аспирант Московской академии Предпринимательства при Правительстве Москвы. e-mail: [email protected] Аннотация. В статье раскрыты теоретико-методологические аспекты использования системно-креативного подхода в исследовании систем инновационного менеджмента на предприятиях; раскрыты особенности понятия «креативные системы инновационного менеджмента», определены особенности их формирования в условиях инновационно-информационной экономики; обоснованы методологические положения разработки и реализации систем инновационного менеджмента предприятий и, в частности, положение о необходимости использования системно-креативного подхода как эффективного инструмента решения проблем инновационного менеджмента предприятий, а также положение о необходимости специальной профессиональной креативной подготовки менеджеров, работающих в сфере управления инновационной деятельностью.
Abstract. The article deals with the theoretical and methodological aspects of the use of system-creative approach to the study of systems of innovation management in enterprises; The features of the concept of "creative innovation management system", defined the characteristics of their formation in the conditions of the innovation and knowledge-based economy;the methodological position of systems development and implementation of innovative management of enterprises and, in particular, the position of having to use the system-creative approach as an effective tool for solving problems of innovation management
companies, as well as the provision requiring special professional training creative managers working in the field of innovation management.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, предприятие, системно-креативный подход, креативные методы менеджмента, креативная система менеджмента, креативная подготовка менеджеров.
Keywords: innovation management, enterprise, system-creative approach, creative methods of management, creative management system, creative training of managers
В настоящее время в зарубежной и отечественной науке и практике большое внимание уделяется развитию инновационного менеджмента как совокупности действий, направленных на управление инновационной деятельностью и инновационными процессами в целях повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий. Такие меры, как правило, направлены на создание и рациональное использование инновационного потенциала, разработку, освоение, распространение и использование технических, технологических, продуктовых, организационно-экономических, маркетинговых, социальных, экологических и иных инноваций.
В условиях перехода к инновационно-информационному обществу управление внедрением достижений научно-технического прогресса на предприятиях становится стратегической функцией менеджмента.
Сегодня существуют различные концептуальные подходы к определению понятия инновационного менеджмента: процессный, функциональный, системный.
В соответствии с процессным подходом под инновационным менеджментом понимается процесс принятия управленческих решений в сфере управления инновационной деятельностью предприятий.
Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент в качестве инструмента функционального управления
предприятием, целью которого является «обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов»1. Таким образом инновационный менеджмент представляется как одно из направлений менеджмента, где в качестве объекта служит инновационный процесс, а главной его целью является процесс управления всеми его стадиями (разработка, адаптация, освоение, коммерциализация и др.).
Вместе с тем эффективность управления инновационной деятельностью на предприятиях не исчерпывается лишь применением процессного и функционального подходов.
Все более важное значение приобретает системный подход. Дело в том, что эффективность инновационного процесса и инновационной деятельности на предприятиях в значительной степени определяется рациональностью совместного взаимодействия всех составляющих их элементов. Очевидно, что в целях успешной инновационной деятельности необходимо осуществлять определенные управленческие воздействия, направленные на упорядочение инновационных процессов.
Это предопределяет необходимость использования на предприятиях организационно-управленческих комплексов по разработке и внедрению новейших достижений научно-технического прогресса, которые, по своей сути, являются системными инструментами управления инновационными процессами и инновационной деятельностью на предприятиях. Такие инструменты получили название систем инновационного менеджмента.
Под системой инновационного менеджмента предприятия обычно понимают процесс подготовки и принятия управленческих решений, цель которого - поддержка и развитие инновационно-технологического
1 http://libsib.ru/innovatsionniy-menedzhment/teoreticheskie-i-metodologicheskie-osnovi-innovatsionnogo-menedzhmenta/osnovnie-íunktsii-innovatsionnogo-menedzhmenta
потенциала. Такая система направлена, прежде всего, на создание инновационных продуктов и их рыночную коммерциализацию.2
Вместе с тем до настоящего времени не решен целый ряд теоретико-методологических вопросов исследования систем инновационного менеджмента предприятий применительно к специфике условий становления инновационно-информационной экономики. К таким специфическим особенностям, прежде всего, относятся:
- во-первых, постоянные изменения, происходящие во внешней и внутренней среде организации как следствие перехода экономики страны к инновационно-информационному способу производства и потребления;
- во-вторых, усложняющиеся системно-технологические, системно-организационные, системно-экономические, системно-информационные и иные связи элементов инновационного менеджмента на предприятии, анализ и развитие которых невозможно осуществлять без масштабного использования адекватной системной методологии;
- в-третьих, ускоряющийся процесс внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, проявляющийся в повышении темпов и сокращении сроков замены устаревших технологий, оборудования, экономических, организационных и иных процессов на более современные вызывает необходимость широкого использования в практике принятия управленческих решений новых, так называемых, креативных технологий;
- в-четвертых, систематические обновления и трансформации в содержании, механизмах, технологиях, техниках, инструментах и методах самостоятельного принятия на предприятиях эффективных нестандартных (некопируемых) управленческих решений требует использования на предприятиях соответствующих методик и методов.
Решение проблем повышения эффективности систем инновационного менеджмента предприятий с учетом вышеперечисленных особенностей их
2http://libsib.ru/innovatsionniy-menedzhment/teoreticheskie-i-metodologicheskie-osnovi-innovatsionnogo-menedzhmentaMe-straшtsi
развития в условиях инновационно-информационной экономики требует уточнения ряда теоретико-методологических положений.
Первое положение: системы инновационного менеджмента предприятий - креативные системы.
Система инновационного менеджмента - прежде всего креативная система управления инновационным процессом и инновационной деятельностью на предприятиях.
Креативная система инновационного менеджмента - это нестандартная, оригинальная, некопируемая система, созданная для конкретной организации с учетом ее специфики и неповторимости. Такая креативная система в управлении создается руководством и собственниками организаций для использования в данной конкретной организации на основе поиска креативных высокоэффективных путей (мероприятий) достижения корпоративных целей и выполнения корпоративной миссии. Креативная система инновационного менеджмента предприятия - это единая, целостная система, включающая в себя анализ задач; постановку задач; решение задач.3
Креативные системы инновационного менеджмента предприятий представляют собой динамичные системы. С развитием научно-технического прогресса, техники, технологии, социально-экономических отношений они развиваются и трансформируются.
Креативные системы инновационного менеджмента являются вероятностными системами, поскольку их функционирование осуществляется в условиях неопределенности, а, зачастую, и непредсказуемости. Объясняется это тем, что в инновационных процессах сложно однозначно предвидеть возможное многообразие их содержания и последствий.
Поскольку инновационная деятельность и инновационные процессы в условиях неопределенности должны постоянно приспосабливаться к
3 http://kreamozg.ru/bez-rubriki/svoya-sistema-i-sistemnyiy-podhod/
изменяющимся предпосылкам и факторам, креативные системы инновационного менеджмента предприятий являются адаптивными системами.
Креативные системы инновационного менеджмента предприятий относятся к управляемым, то есть кибернетическим системам.
Второе положение: эффективным инструментом решения проблем инновационного менеджмента предприятий является системно-креативный подход.
Постоянное ускорение научно-технического прогресса, усложняющееся многообразие технико-технологических, организационно-экономических, социально-психологических и иных связей между основными элементами инновационного менеджмента, систематически изменяющиеся качественные состояния и количественные характеристики инновационных процессов в условиях информационного технологического способа производства в известной степени трансформируют функции, что проявляется в новых требованиях к содержанию инструментов и методов в сфере инновационного менеджмента.
Системно-креативный подход, как методологический инструмент совершенствования инновационного менеджмента, представляет собой совокупность правил, принципов, норм, ценностных установок и ориентаций инструментов и методов, лежащих в основе управления инновационным
~ 4
процессом и инновационной деятельностью предприятий.
Системно-креативный подход является адекватным способом создания креативных систем управления. Именно сочетание, с одной стороны, системности, то есть познания специфических особенностей взаимосвязей, взаимозависимостей и закономерностей взаимодействия элементов системы конкретной организации, конкретного предприятия, с другой, возможность применения инструментов и методов, техник и технологий принятия
4 http://libsib.ru/innovatsionniy-menedzhment/teoreticheskie-i-metodologicheskie-osnovi-innovatsionnogo-menedzhmenta/osnovnie-íunktsii-innovatsionnogo-menedzhmenta
креативных (нестандартных, оригинальных, некопируемых) управленческих решений позволяет решить проблему создания креативных систем инновационного менеджмента.
Важным преимуществом использования системно-креативного подхода в решении проблем инновационного менеджмента предприятий является то, что с его помощью одновременно осуществляется решение следующих задач:
- определение свойственных лишь данной организации специфических взаимосвязей, взаимозависимостей и закономерностей ее функционирования;
- выявление особенностей сути, содержания и форм проявления проблем развития инновационного менеджмента на конкретном предприятии;
- уточнение креативных методов, целей, содержания постановки задачи создания некопируемой модели развития инновационного менеджмента предприятия в целях повышения эффективности и рациональности использования их потенциала;
Таким образом системно-креативный подход является одновременно и инструментом выявления сути проблем, и методом постановки и решения задач.
Системно-креативный подход в управлении инновационными процессами на предприятиях должен осуществляться на основе учета следующих методологических принципов:
принципе целеполагания, предполагающего научно обоснованную постановку целей инноватизационной деятельности предприятия с учетом стоящих задач и имеющихся потенциальных возможностей их достижения;
принципеинновационности, в соответствии с которым разработка и реализация новаций, должна соответствовать новейшим отечественным и зарубежным достижениям научно-технического прогресса;
принципе системности, предполагающем сбалансированное и комплексное обеспечение всех компонентов систем инновационного
менеджмента предприятия (кадровых, финансовых, технических, технологических, организационных, экономических, социальных, экологических и др.);
принципе постоянного совершенствования, развития и адаптации инновационных систем предприятий, в соответствии с которым их динамичное развитие должно осуществляться в соответствии с учетом происходящих изменений во внешней и внутренней среде организации;
принципе альтернативности вариантов направлений деятельности систем инновационного менеджмента предприятий, который предполагает обоснование различных вариантов их инновационной деятельности.
Применение в управлении инновационной деятельности предприятий системно-креативного подхода предполагает использование новых креативных методов решения проблем инновационного менеджмента. Наряду с традиционными методами и технологиями принятия управленческих решений следует использовать такие новые креативные инструменты и методы менеджмента, как «JCAT-analys»
(«Strategicanalysisofthenovationofideas» - стратегический анализ новационных идей), «Analiza przypadków krytycznych», «Narz^dzia i metody rozwi^zywania zlozonych sytuacji problemowych» (выявление, анализ и решение нестандартных проблем), «Creative-online-management» (творческое решение проблем в режиме реального времени), «Стратегический хаос-менеджмент» и др.
Третье положение: формирования креативных систем инновационного менеджмента на предприятиях требует организации соответствующей подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации менеджеров, работающих в сфере управления инновационной деятельностью на предприятиях. Это положение является одним из принципиальных базисных положений повышения эффективности управления инновационной деятельностью и инновационным процессом на предприятии.
Эффективность функционирования системы инновационного менеджмента в значительной степени связана с личностными и межличностными особенностями кадров, осуществляющих управленческую деятельность в сфере инноватизации. Это означает, что управленец, осуществляющий деятельность в сфере инновационного менеджмента, должен обладать специфическими профессионально-психологическими качествами личности менеджера и, прежде всего, нестандартностью, творческой раскрепощенностью, способностью к стратегическому прогнозированию и планированию. Эти и другие качества качество личности становятся принципиальными, поскольку инновационная деятельность возможна лишь при условии свободы нравственно-эмоционального состояния личности управленца.
Список использованной литературы
1. Золотарева А.Ф. Особенности деятельности малых предприятий в инновационной экономике // Человеческий капитал. № 11. 2010.- 0,4 п.л.;
2. Савина М.В. и др. Экономика знаний как объективный и неизбежный путь развития инновационного общества// Вестник Московской государственной академии делового администрирования, №2(8), Серия «Экономика», 2011.-0,5 п.л.;
3. Рогодзиньска М., Савина М.В., Собонь Я, Степанов А.А., Степанов И.А., Современные концепции управления эффективностью инновационной деятельности предприятий(проблемы и перспективы) / Сборник научных трудов международного сообщества ученых России, Польши, Болгарии / Под ред. д.э.н., проф. А.А. Степанова, д.э.н., проф. Я. Собоня.- М.: 11 формат 2013.- 127 с.;
4. Степанов И.А., Ковалев А.М. Критерии-индикаторыэффективностиинновационнойдеятельностипредприятий//Упр авление экономическими системами. Электронный научный журнал№ 71. Дата публикации 25. 11.2014.- 0,5 п.л.
5. http://libsib.ru/innovatsionniy-menedzhment/teoreticheskie-i-metodologicheskie-osnovi-innovatsionnogo-menedzhmenta/osnovnie-funktsii-innovatsionnogo-menedzhmenta (Дата обращения 12.11.2014)
6. http://libsib.ru/innovats(Дата обращения 12.11.2014)
7. http://kreamozg.ru/bez-rubriki/svoya-sistema-i-sistemnyiy-podhod/(Дата обращения 12.11.2014)