Научная статья на тему 'Сущность и особенности систем креативного менеджмента на промышленных предприятиях'

Сущность и особенности систем креативного менеджмента на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1175
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ТИПЫ ИННОВАЦИЙ / ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА / ПРИНЦИПЫ / НЕСТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев Антон Михайлович

В статье раскрыта авторская концепция на сущность, содержание, место и роль креативного менеджмента как инструмента креативно-инновационной деятельности на промышленных предприятиях. Предложен системно-креативный подход в качестве методологический основы формирования и развития систем креативного менеджмента на предприятиях как инструмента разработки и реализации нестандартных управленческих решений и управленческих новаций в условиях неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности систем креативного менеджмента на промышленных предприятиях»

Сущность и особенности систем креативного менеджмента на промышленных предприятиях

The nature and characteristics of creative management systems in industrial

plants

Ковалев Антон Михайлович, аспирантМосковской академии Предпринимательства при Правительстве Москвы. e-mail: step-916@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрыта авторская концепция на сущность, содержание, место и роль креативного менеджмента как инструмента креативно-инновационной деятельности на промышленных предприятиях. Предложен системно-креативный подход в качестве методологический основы формирования и развития систем креативного менеджмента на предприятиях как инструмента разработки и реализации нестандартных управленческих решений и управленческих новаций в условиях неопределенности.

Ключевые слова: креативный менеджмент, системный подход, управленческие решения, управленческие новации, инновационный продукт, типы инноваций, инструменты и методы менеджмента, принципы, нестандартные решения

Abstract. The article deals with the author's conception of the essence, content, place and role of creative management as a tool for creative and innovative activity in the industry. We propose a systematic and creative approach as a methodological basis for the formation and development of creative management systems in enterprises as a tool for development and implementation of non-standard management decisions and managerial innovations in the face of uncertainty.

Keywords: creative management, system approach, management decisions, management innovation, product innovation, types of innovation, tools and management methods, principles, innovative solutions

В последнее десятилетие наблюдается тенденция постоянного возрастания масштабов и доли организационно-управленческих новаций в общем объеме инновационной деятельности предприятий.Этому в немалой степени способствует формирование и развитие в системе управления предприятий подсистем креативного менеджмента.

Креативный менеджмент на предприятии представляет собой управление разработкой, принятием и реализацией

нестандартныхуправленческих решений и организационно-управленческих новаций в условиях неопределенности.

Креативный менеджмент отражает специфический аспект управления организацией в условиях непредсказуемости, нестандартных и кризисных ситуаций. Сегодня креативный менеджмент является эффективным инструментом решения трудноразрешимых задач, принятия эффективных нетрадиционных и оригинальных управленческих решений и управленческих новаций.

Объективная необходимость креативного менеджмента в деятельности предприятий в настоящее время обусловлена рядом обстоятельств:

во-первых, постоянно возникающих в различных сферах деятельности предприятий трудноразрешимых проблем;

во-вторых, в условиях неопределенности, турбулентности внешней и внутренней среды на предприятиях все чаще возникает необходимость поиска оперативных нестандартных решений;

в-третьих, в современных условиях лидером бизнеса становятся, как правило, те предприятия, чей управленческий аппарат способен мыслить и действовать креативно, порождать и эффективно реализовывать новые необычные и оригинальные идеи;

в-четвертых, хорошо известно, что новационные преимущества быстро тиражируются конкурентами. В результате этого предприятие, чтобы сохранить свои конкурентные преимущества, должно систематически совершенствовать и воспроизводить новые оригинальные продукты и эффективные управленческие решения;

в-пятых, постоянные измененияво всех сферах общества,регулярно проявляющиеся чрезвычайные ситуации и кризисы, требуют поиска нетрадиционных решений, обоснования эффективных путей развития предприятий. [3]

Однако главным обстоятельством, предопределяющим объективную необходимость формирования креативного менеджмента на промышленных предприятиях в условиях инновационной экономики, является формирование в обществе креативного класса как главной производительной силы общественного производства.[1]

Креативный менеджмент как инструмент научно обоснованного управления используется, как в целях стратегического развития, так и преодоления постоянно возникающих чрезвычайных и кризисных ситуаций, когда требуется осуществить поиск и реализацию принципиально новых путей выживания, продвижения вперед, достижения конкурентоспособности предприятия на рынке.[4]

По своему содержанию креативный менеджмент на промышленных предприятиях представляет собой креативно-инновационную деятельность по управлению творческим процессом разработки и реализации оригинальных управленческих новаций. Это деятельность по выдвижению нестандартных, оригинальных идей и их практической реализации и коммерциализации.

Креативный менеджмент направлен на разработку и внедрение нововведений в управленческой деятельности в вопросах планирования, организации, мотивации, контроля, коммуникаций и технологий принятия

управленческих решений, другими словами, организационно-управленческих новаций.

Организационно-управленческие инновации представляют собой изменения, нововведения в инструментах, методах, технологиях и механизмах процесса управления предприятием, принципиально отличающиеся от предшествующих аналогов, внедренных в управленческую практику и направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.

Организационно-управленческие новации на предприятии являются специфическим объектом управления, особенности которого предопределяются следующими обстоятельствами:

- направленностью стратегического управления предприятий на постоянный инновационный рост, оперативное освоение в деятельности предприятий новейших достижений науки и техники, обеспечивающих интенсификацию текущей хозяйственной деятельности и создание радикальных по характеру новых производственных и рыночных возможностей;

- возрастанием значения финансовых механизмов в деятельности предприятий в целях обеспечения их финансовой устойчивости, оздоровления, снижения расходов;

- повышением роли нематериальных активов предприятий (увеличение их рыночной стоимости) создание продуктовых инноваций, пользующихся повышенным спросам;

- усилением влияния человеческой составляющей в организационной системе предприятия в области эффективности принятия ращений, обеспечения активности, адаптивности и гибкости его поведения в нестабильной рыночной среде и др.;

- возрастанием конкурентной борьбы, обусловившей необходимость для предприятий разрабатывать и реализовать принципиально новые, нестандартные бизнес-идеи и преобразовывать их в прибыльный продукт;

- необходимостью сохранения лидерства и преимуществ на рынке промышленных предприятий, имеющих новационные преимущества, которые очень быстро внедряются конкурентами, что предопределяет постоянное осуществление воспроизводства нестандартных и некопируемыхбизнес-продуктов;

- поиском новых направлений развития предприятий в условиях возникающих кризисов, конфликтов, катастроф, чрезвычайных ситуаций, постоянно требующих принятия нестандартных, а зачастую некопируемых, решений.

Объективная необходимость внедрения креативного менеджмента на промышленных предприятиях объясняется тем, что организационно-управленческие инновации по своей социально-экономической и организационной специфике существенным образом отличаются от технико-технологических новаций и, следовательно, процесс их разработки и внедрения требует использования иных принципов, инструментов и методов.

В результате проведенных исследований были уточнены основные типы инноваций, внедряемые на современных промышленных предприятиях:

I тип - технико-технологические новации.Этот тип новаций, как правило, связан с внедрением новой техники и технологий, со значительными инвестициями и продолжительными периодами их освоения. Этот тип новаций обусловлен спецификой технико-технологической системы промышленных предприятий, работающих по жестко регламентируемым индустриальным технологиям, которые не поддаются сиюминутному изменению и корректировке (стабильная специализация, устойчивая производственная структура, номенклатура производимой продукции, серийность, массовость производства; устойчивые логистические системы, номенклатура используемых материально-технологических ресурсов, комплексная автоматизация и механизация производственных процессов, оборудование и различные технические устройства и т.п.).

Устойчивость организационно-производственных конструкций промышленных предприятий обусловливает значительные сроки изменений технико-технологических параметров в производственных процессах, что, соответственно, предопределяет плавные и значительные по времени изменения системы управления организационно-технологическими процессами.

II тип - организационно-управленческие инновации. Этот тип новаций обусловлен спецификой формирования организационно-управленческой системы промышленных предприятий в условиях инновационно-информационной экономики. Для этого типа новаций характерны относительно незначительные объемы финансирования и относительно сжатые сроки их разработки и внедрения.

Каждый из вышеперечисленных типов инноваций является продуктом различных систем управления инновациями на предприятиях. Поэтому разработка и реализация технико-технологических инноваций является прерогативой инновационного менеджмента, а разработка и внедрение организационно-управленческих инноваций - это функция креативного менеджмента промышленных предприятий.

Принципиальные социально-экономические, организационно-управленческие и материально-технологические различия, которые предопределяют необходимость применения специфических инструментов и методов управления в инновационном менеджменте (объект управления -технико-технологические инновации) и креативном менеджменте (объект управления - организационно-управленческие инновации) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Социально-экономические, организационные и технико-технологические особенности инновационных продуктов в креативном

и инновационном менеджменте1

ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Инновационный менеджмент Креативный менеджмент

ТИПЫ ИННОВАЦИИ Технико- технологические новации Организационно-управленческие новации

ОБЪЕКТ НОВАЦИЙ Новые техника, технологии и продукты Управленческие отношения и процессы разработки и внедрения управленческих новаций

СФЕРА РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВАЦИИ Подразделения предприятия, средствами и предметами труда которых являются материально-техническая и технологическая производственная база Разнообразные сферы деятельности предприятий вне зависимости от профессиональной деятельности и специализации подразделений

ФОРМА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕННЫХ НОВАЦИЙ Патенты, лицензии, франшиза и т.п. Не имеют общепринятого механизма передачи от разработчика к потребителю, от одного предприятия к другому

МЕХАНИЗМ ТИРАЖИРОВАНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВАЦИЙ Предприятие-разработчик и производитель новаций (Форд и т.п.) Тиражируются и коммерциализируются как позитивный опыт посредством консалтинга

НАЛИЧИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И МОРАЛЬНОГО ИЗНОСА Имеют физический и моральный износ Не имеют физического износа, а подвергаются только моральному износу

ОСОБЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НОВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБМЕНА При передаче в использование потребителю -промышленному предприятию -утрачиваются носителем и передаются предприятию-потребителю При передаче в использование потребителю -промышленному предприятию - не утрачивается носителем, а остаются у организаций-консалтингов и могут при необходимости тиражироваться для внедрения на других предприятиях

Разработка и совершенствование инструментов и методов креативного

менеджмента требует уточнения специфических особенностей

Разработана автором

организационно-управленческих новаций, как объекта управления креативного менеджмента, и их отличий от технико-технологических новаций.

Креативный менеджмент, являясь важнейшим элементом системы управления современных предприятий, представляет специфическую систему управления творческим процессом разработки и внедрения организационно-управленческих новаций, основанных на нестандартных и оригинальных решениях. Другими словами, речь идет о формировании так называемых систем креативного менеджмента предприятий.

Предназначение системы креативного менеджмента предприятия состоит в формировании объективных предпосылок для активизации креативно-инновационной деятельности на промышленных предприятиях в целях обеспечения непрерывного баланса соответствия инновационных технологий управления инновационным технологиям производственной системы предприятия.

Цель функционирования системы креативного менеджмента -обеспечение на основе механизмов поиска и реализации нестандартных и оригинальных решений динамичного, устойчивого, сбалансированного поступательного и эффективного развития промышленных предприятий

Системы креативного менеджмента предприятий, разрабатывая и внедряя управленческие инновации, изменяют организационные структуры управления, бизнес-процессы, происходящие в организации, реализуются в новых алгоритмах и методах принятия и реализации управленческих решений, передаче определенных функций в аутсорсинг, повышении качества обслуживания клиентов, механизмах продвижения производимой продукции на рынок и др.

Основными задачами, стоящими перед системой креативного менеджмента предприятий, являются:

- усовершенствование инструментов и методов менеджмента в процессе реализации основных функций управления предприятием планирования, организации, мотивации, контроля;

- активизация и эффективное использование творческого потенциала управленческого персонала;

- разработку, адаптацию и внедрение нестандартных, некопируемых управленческих решений на основе выдвижения оригинальных идей;

- подготовку рекомендаций по внедрению управленческих новаций в деятельности предприятий;

- комплексную оценку эффективности разрабатываемых и внедряемых креативных управленческих решений.

Достижение целей и задач креативного менеджмента требует совершенствования принципов, механизмов, инструментов и методов разработки и реализации нестандартных управленческих решений и управленческих новаций. Такие механизмы, инструменты и методы должны принципиально отличаться от предшествующих аналогов, внедренных в управленческую деятельность предприятий.

Инструментарий креативного менеджмента весьма специфичен. Он должен базироваться на инструментах и методах, позволяющих осуществлять не только разработку и реализацию уже известных, но и принципиально новых, ранее неизвестных нестандартных и некопируемых решениях. Такими инструментами и методами креативного менеджмента сегодня являются: «JCAT-analys» («Strategicanalysisofthenovationofideas» -стратегический анализ новационных идей), «Analiza przypadków krytycznych», «Narz^dzia i metody rozwi^zywania zlozonych sytuacji problemowych» (выявление, анализ и решение нестандартных проблем), «Creative-online-management» (творческое решение проблем в режиме реального времени), «Стратегический хаос-менеджмент» и др.

Методологической основой инструментария креативного менеджмента является системно-креативный анализ. Подобный методологический подход

с успехом применяется на предприятиях промышленности ряда стран Центральной и Восточной Европы.[2]

Системно-креативный анализ является адекватным способом создания систем креативного менеджмента. Именно сочетание, с одной стороны, системности, то есть познания специфических особенностей взаимосвязей, взаимозависимостей и закономерностей взаимодействия элементов системы конкретной организации, конкретного предприятия, с другой, возможность применения инструментов и методов, техник и технологий принятия креативных (нестандартных, оригинальных, некопируемых) управленческих решений позволяет решить проблему создания эффективных систем креативного менеджмента.

Управление развитием и совершенствованием систем креативного менеджмента на предприятиях должно осуществляться на основе научно обоснованных прогнозов, то есть предвидения тенденций технико-технологического, организационно-технологического и социально-экономического развития предприятия на ближайшую и отдаленную перспективы. Подобные разработки должны основываться на принципах системно-креативного подхода к решению проблем, а именно:

- принципе рационального сочетания и применения в процессе разработки нестандартных управленческих решений и управленческих новаций креативных и традиционных методов и моделей их сочетания;

- принципе учета при разработке нестандартных управленческих решений стратегических целей, задач и основных направлений развития предприятия;

- принципе предвосхищения, предполагающем, что разрабатываемые и реализуемые креативные управленческие решения и управленческие новации по результатам их освоения позволят обеспечить либо превзойти планируемые результаты;

- принципе заинтересованности руководителей, управленческого персонала и специалистов в разработке и реализации конкретных креативных управленческих решений и управленческих новаций;

- принципе учета и обеспечения ресурсных потребностей предприятия (человеческих, организационно-экономических, финансовых, материально-технических и др.) для разработки и реализации нестандартных управленческих решений и управленческих новаций;

- принципе научно-практического обеспечения процесса принятия нестандартных управленческих решений и освоения управленческих новаций (контакты и сотрудничество управленческого персонала предприятий с консалтинговыми организациями, учреждениями науки и образования, представителями передовой практики и т.п.);

- принципе системного подхода к обоснованию нестандартных управленческих решений и управленческих новаций в целях обеспечения их сбалансированного и комплексного освоения в увязке со стратегическими и оперативными планами развития предприятия;

- принципеэтапности, предполагающем вариантность разрабатываемых и реализуемых управленческих решений и управленческих новаций в соответствии со специфическими особенностями развития ситуации.

Механизм креативного менеджмента представляет собой комплексприменяемых специфических инструментов, методов и средств управления, взаимодействие которых обеспечивает разработку и реализацию нестандартных управленческих решений и управленческих новаций в условиях неопределенности. Инструменты креативного менеджмента - это совокупность принципов и методов разработки и реализации нестандартных управленческих решений и управленческих новаций в условиях неопределенности для достижения целей и результатов, решения стоящих перед организацией задач.

Список использованной литературы

1. Золотарева А.Ф., Степанов А.А., и др. Креативный класс и проблемы развития инновационных систем в экономике.- М. : ООО «РПЦ Офорт» 2013, 175 с.

2. Ковалев А.М., Бялоблодская С., Собонь Я. и др. Стратегии социально-экономической политики в странах Центральной и Восточной Европы в условиях интеграции. Колл. Монография.- М.: 11 формат, 2015.0,75 п.л.

3. Савина М.В., Степанов И.А. Современные методы подготовки менеджеров// Вестник Московской государственной академии делового администрирования, 2012. №6(18). 0,5 п.л.

4. KostielnikJustyna.Formyaktywnoscirachowejspotykanewprogramach ZielonychSzkol, ZeszytyNaukoweAlmamernr 1 (70) ; Wyd. DrukTurSp. Zo.o. Warszawa, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.