Библиографический список
1. @ Майкрософт. «Белая книга» - часть 2. «Обучая граждан 21 века» / http://www.it-n.ru/materials.aspx?cat_no=241&d_no=2520
2. Шатова И.В. Методологические подходы к организации тестовой формы контроля знаний учащихся 5-11-х классов с учетом возрастных особенностей. [www документ] - URL:http://festival.1september.ru/articles/521325/
3. Сайт «Коллекция рефератов Revolution». Возрастные, физиологические и психологические особенности школьников 7-9 кл., организация учебной деятельности. [www документ] - URL: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00359699_0.html
4. Зайцева Е.Н.Оценка эффективности самостоятельного обучения студентов в телекоммуникационной среде средствами непараметрической статистики. - IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Kazan. Russia, 9-12 August 2002.
5. Киселева А. В. Критерии оценки знаний учащихся по физике // Фiзiка: праблемы выкладання. - 2002. - № 2.
6. Сайт Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Информационные технологии в преподавании физики [www документ] - URL: http://www.loiro.ru/files/users_27_itvfizike.pdf
7. Тучково | Тучково.су. Сайт города. История Тучково. [www документ] - URL: http://www.tuchkovo.su/stranicy-istorii/istoriya-tuchkovo.htm
8. Андрианова Г.А. Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения. ЦДО «Эйдос», 2005.
9. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
10. Абакарова Т. М.Рейтинговая система оценки успеваемости учащихся на уроках информатики и ИКТ в условиях экспериментальной деятельности. [www документ] - URL: http://festival.1september.ru/articles/609033/
Плониш Юлия Юрьевна,
кандидат биологических наук, учитель биологии МБОУ «Гимназия № 43», г. Омск [email protected]
Системно-деятельностный подход в работе с одаренными детьми по программе авторского кружка эколого-биологической направленности
«Мир, в котором я живу» Аннотация. В статье представлена авторская программа кружка эколого-биологической направленности. Показано, что основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход. Результатом его применения является развитие личности ребенка на основе Универсальных Учебных Действий. Главное достоинство курса по выбору «Школьный экологический мониторинг» является его экспериментальное и практико-ориентированное направление. В результате освоения образовательной программы обучающиеся узнают: о современных исследованиях в области биологии, химии, экологии; их практическое и нравственно-этическое значение; о действиях человека в условиях критических экологических ситуаций; о влиянии естественной среды на здоровье человека (например, геохимических особенностей местности, качества питьевой воды, запылённости атмосферы и т.п.); об оздоровляющем влиянии природных компонентов (растений, рекреационных ресурсов и т.п.). Ключевые слова: авторский кружок, экология, системно-деятельностный подход, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, одаренные дети.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна [5]. Укрепляя свои успехи в различного рода конкурсных мероприятиях у ребенка возникает желание добиваться большего, и тогда одаренный ученик сам начинает «беспокоить» вас для большей реализации своего потенциала с вашей помощью. Вы становитесь для него «путеводителем», который пополняя его жизненный и умственный потенциал, позволяет на определенном временном промежутке достичь конкретно поставленных задач.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, определяет основной результат обучения, в частности развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю».
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Одаренным является ребенок, который самостоятельно, инициативно и бескорыстно стремится к тому, чтобы стать успешным членом нашего общества.
Если рассматривать работу с одаренными детьми как системный процесс, то следует обратить внимание на то, что таких детей в любой школе много и особые их способности проявляются в разных областях. Ведь, на самом деле, в этом и состоит проблема, когда учитель ограничен рамками прохождения школьной программы и не всегда имеет возможность уделить время творческому развитию детей [3].
Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя
и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. [7]
Ребенок тем и отличается от взрослого человека, что он находится в процессе непрерывного развития, постоянного движения вперед. И взрослый человек не есть нечто статическое, устойчивое и неподвижное; жизнь в такой среде, которая не знает вполне устойчивых состояний и все время предъявляет новые требования, такая жизнь вызывает на постоянную активность, все равно творческую или приспособительную, и, таким образом, держит человека в состоянии непрерывного движения. Но ребенок динамичен сугубо; он также испытывает на себе влияние среды, терпит от этого невзгоды или, наоборот, благоденствует, а кроме того, навстречу всему этому идет и его собственный внутренний рост. Он динамичен не только по внешним, но и по своим собственным внутренним основаниям. [1]
Одно из решений реализации системно-деятельностного подхода кроиться в разработке авторской программы кружка эколого-биологической направленности «Школьный экологический мониторинг» «Мир, в котором я живу», которая утверждена на методическом совете гимназии. Именно на занятиях данного кружка у педагога есть возможность дополнить свои уроки, помочь обучающимся развить свои способности в области естественнонаучных дисциплин.
Данное направление внеурочной деятельности, требует освоения проектных, исследовательских технологий и компетентностного и метапредметного подхода, которые взяты за основу авторской программы. Она составлена на основе ФГОС второго поколения и реализует его основные идеи, где приоритетом является системно-деятельностный подход в обучении: демонстрация внут-рипредметных связей и формирование на этой основе системы метапредметных и предметных компетенций в процессе интенсивной учебной деятельности.
У многих детей в процессе обучения постепенно раскрываются те или иные таланты [1]. Экология формирует содержание экологического образования, а методы экологических исследований в значительной мере отражены в учебной и исследовательской деятельности учащихся. Теория и методика обучения экологии тесно связаны с психологией, которая исследует развитие личности в процессе обучения. Экология представляет собой уникальное явление в современной науке. Знания в области экологии чрезвычайно разнообразные и многоаспектные: от конкретных сведений о практике природопользования до философско-мировоззренческих обобщений, раскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы.
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - сказал когда - то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.
Курс по выбору «Школьный экологический мониторинг» имеет практическую направленность и может быть использован, как подготовительный для реализации самостоятельных научно-исследовательских работ учащихся и подготовки их к научно-практическим конференциям по экологии и другим предметным областям.
Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя - создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться - того, что тормозит развитие. [7]
Конечная цель школьного экологического мониторинга - создание и наблюдение экологического позитива. Данный курс по выбору соответствует курсу методологической направленности и служит основой для усвоения единой междисциплинарной картины мира.
Основными задачами курса являются:
1. Теоретическое изучение, практическое освоение и применение методов и приёмов исследовательской деятельности.
2.Приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной исследовательской работы.
3. Умение оценивать и прогнозировать изменения состояния окружающей среды с помощью специальных методик.
4. Умение оценить экологическую опасность со стороны окружающей среды на жизнь и здоровье человека, используя результаты комплексной оценки состояния окружающей среды и здоровья человека.
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. [7]
Кроме исторического мышления, мы должны развивать у школьников продуктивное мышление, способность к исследовательской деятельности, стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и т.п. На мой взгляд, эту возможность дают исследовательские работы учащихся, особенно те, которые позволяют увидеть связь с другими явлениями жизни и общества.
В результате освоения образовательной программы обучающиеся узнают:
- о современных исследованиях в области биологии, химии, экологии; их практическое и нравственно-этическое значение;
- о действиях человека в условиях критических экологических ситуаций;
- о влиянии естественной среды на здоровье человека (например, геохимических особенностей местности, качества питьевой воды, запылённости атмосферы и т.п.);
- об оздоровляющем влиянии природных компонентов (растений, рекреационных ресурсов и т.п.).
В результате освоения образовательной программы обучающиеся получат опыт:
- использования современных технологий сбора и обработки экспериментальных данных;
- применения научных исследований в исследовательской деятельности;
- выполнения практических работ под руководством учителя;
- работы в соответствии с поставленной задачей проводимого исследования;
- участия в совместной деятельности;
- наблюдения, сравнения,
- умения характеризовать изучаемые объекты, устанавливать взаимосвязь между исследуемыми компонентами.
В результате освоения образовательной программы обучающиеся смогут (самостоятельно):
- сравнивать естественнонаучные и социогуманитарные подходы современной науки к рассмотрению человека, природы и общества;
- приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
- обосновывать значение естествознания и биологии в контексте общечеловеческой культуры;
- характеризовать систему взглядов человека на природу и место в ней самого человека.
Перечень разделов кружка включает изучение следующих разделов:
Раздел 1. Человек и природа.
Раздел 2. Естественная среда и здоровье человека.
Раздел 3. Антропогенная среда и здоровье человека.
Раздел 4. Экологическая безопасность.
Проведение экомониторинга основано на использовании наиболее доступных для учащихся фенологических, биоиндикационных и физико-химических методов, при этом используются приборы, реактивы и оборудование, обычно имеющиеся в каждой школе. Результаты индивидуальных исследований учащихся фиксируются в экологическом дневнике наблюдений (полевом дневнике).
Отчётным документом по исследовательской деятельности в рамках мониторинга является создание экологического паспорта школы, который включает разделы: санитарно-гигиеническая характеристика школьных помещений, экологическая оценка природных сред и объектов (воздух, вода, почва и др.) на ключевых участках, оценка физического развития школьников. Итогом курса по выбору «Школьный экологический мониторинг» может служить отчётная школьная конференция, на которой учащиеся докладывают о результатах своих исследований, делают комплексный анализ экологической ситуации в школе, а также защита индивидуальных и групповых творческих научно-исследовательских проектов по изученным темам.
В курсе экологического кружка в качестве диагностики использована анкета на определение уровня экологической культуры старшеклассников по Глазачеву С.Н. и методики Кашлева С.С. [4]
Одной из форм проявления одарённости является создание творческого проекта. Учащийся сам выбирает тему, изучает необходимый ему материал, создаёт эскиз, рисунок, выбирает фотографии, подбирает литературу, рисунки и материал, из которого будет создаваться проект. Выполнение самостоятельной индивидуальной работы, создание детьми своей творческой работы, творческого проекта и его защита позволяют одарённому ребёнку выразить себя, проявить свои творческие способности и задатки. [2]
Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей, по мнению Мартыненко С. Ю., необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы). [6]
По моему мнению, главное не упустить такой шанс, когда вы выявили, нашли такого одаренного, талантливого ребенка, необходимо работать с ним, чтобы не загубить учащегося, не отбить у него желание учиться. Следовательно, вместо того, чтобы пассивно определять одарённость детей, можно активно создать эту одарённость, не зависимо от исходных условий.
Систематические наблюдения над одним и тем же ребенком дают возможность видеть, как быстро изменяется он в своем внешнем и внутреннем облике, как расцветает его личность, усложняясь и дополняясь, день ото дня, месяц от месяца, год от года все новыми чертами. [1]
Итак, в моей работе с одаренными детьми можно выделить четыре основных подхода: индивидуально-ориентированный (учитывает потребности и интересы детей), углубление (более глубокое изучение тем с учетом интересов одаренного ребенка), обогащение (изучение многих тем происходит в интеграции с другими предметами), проблематизация (поиск новых смыслов, альтернативных интерпретаций, развитие рефлексивного сознания).
Основной результат - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие. Библиографический список
1. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1975. С. 44-50.
2. Ильин Е. П. Психология творчества креативности одаренности. СПб., 2009.
3. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов-на-Дону, 2004.
4. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности. Тверь, 2011. Учебное пособие.
5. Психология одаренности: от теории к практике /Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.
6. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема //
7. Педагогика. 2000. №10. С. 87-94.
8. Хуснутдинова Л. Т. Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС (2011 г.) - URL:http://nsportai.ru/nachainaya-shkola/raznoe/doklad-sistemno-deyatelnostnyi-podkhod-v-ramkakh-fgos.
Подгребельная Наталья Ивановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы ФГАОУ
«Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь
«Основы акмеологии» в формировании профессионального саморазвития
студентов магистратуры Аннотация. В статье рассматривается использование курса «Основы акмеологии», в формировании профессионального саморазвития студентов магистратуры.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, компетентность, саморазвитие, самосовершенствование.
Реформы, происходящие в современном российском обществе, касаются сферы образования и ставят перед ней целый ряд новых задач, выполнение которых, целиком и полностью зависит от личности и профессионализма педагога. Сегодня на рынке образовательных услуг все более востребованным становится эмоционально-устойчивый, высококвалифицированный специалист, обладающий способностью к творчеству, рефлексии своей деятельности, специалист, для которого характерна готовность к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.
Согласно С.Л. Рубинштейну, человеческий труд является одним из важнейших средств развития личности. В процессе становления профессионализма деятельности, личность обязательно развивается, причем, как минимум в четырех направлениях: личностно-профессиональном, профессионально-квалификационном, профессионально-должностном и нравственном.
Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное саморазвитие специалиста. Одним из подходов, позволяющих выделить значимые характеристики субъекта в профессиональной деятельности, является созданная Л. М.Поповым [1] модель системно-структурного представления психологической организации человека как субъекта саморазвития.
Основная идея проблемы профессионального саморазвития - это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается.
Особенности структуры и закономерности профессионального и личностного становления диктуют необходимость учета специфики формирования профессионального и личностного самоопределения уже в процессе обучения в вузе. Идея свободного творческого развития личности студента как субъекта образовательной деятельности, формирования их профессиональной пригодности, получает все большее распространение в системе образования.
Известно, что для эффективной профессиональной деятельности важное значение имеет осознанный выбор профессии, сформированное самосознание, осознание своей профессиональной пригодности, а также умение на основе рефлексии развивать необходимые личностные и профессиональные качества. Существует огромная потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, ответственностью, организованностью и творческим потенциалом. В этой связи актуализируются запросы, связанные с проведением научно-практических исследований личностных аспектов возможностей, способов развития и достижения вершин профессионализма, в процессе овладения личностью пространства профессионально-творческого образования, становления, саморазвития и самореализации [2].
В современных исследованиях по педагогике высшей школы определены общие закономерности процесса формирования профессионально-личностного саморазвития учителя (Е. П. Белозер-цев, Н. М. Борытко, А. А. Деркач, Н. К. Сергеев, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова, Е. Н. Шиянов и др.). В связи с этим, признается профессионально-личностное саморазвитие важнейшим элементом профессиональной деятельности, вне которого последняя неэффективна. Новые подходы к решению проблем профессиональной подготовки учителей, обоснованные в трудах Ю. П. Азарова, А. А. Вер-