_______________„011ЕОриикпрлктикереализлциифгос______
Галанов Александр Борисович
проректор по научной и инновационной работе Института развития образования Республики Башкортостан,
к.п.н., доцент г. Уфа
E-mail: [email protected]
J ^
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Л____________________________________________г
Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения и воспитания одаренных детей в связи с тем, что традиционные подходы организации образовательного процесса не справляются с поставленными задачами. Для решения проблемы, по мнению автора, важно ориентировать одаренных школьников на специальное развитие мышления с помощью комплекса занятий по тренировке наблюдательности, способности оценивать, сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать и т.п.; организацию самостоятельных исследований, приобщение к творческой, исследовательской работе. Необходимо воспитывать устойчивость к стрессам, уверенность в себе, позитивное отношение к миру и принятие других людей, самостоятельность и автономность; мотивацию самоактуализации, самосовершенствования, самореализации в учебной деятельности, в том числе исследовательской.
Ключевые слова: система выявления, поддержки и развития одаренных учащихся, совокупный образовательный продукт, исследовательская деятельность, мотивация самоактуализации, самосовершенствования, самореализации.
Обращаясь к конкретной проблеме самореализации одаренных школьников в исследовательской деятельности, считаем необходимым уточнить некоторые термины.
Самореализация рассматривается нами как развивающееся взаимодействие школьника со своим внутренним миром и внешним. Внешний мир ученика - образовательное пространство, выраженное в деятельностной форме. Наблюдая и оценивания переход потенциальных возможностей школьника в созданный им продукт творческой деятельности, устанавливаем достижение учеником совокупного образовательного продукта, который складывается из внутреннего и внешнего.
Оценить приоритет внутреннего или внешнего продукта сложно. Под внутренним образовательным продуктом мы понимаем опыт, знания, умения школьника. Под внешним - созданный учеником в результате творческой деятельности вещественный продукт. Им может быть решенная задача, литературное произведение, написанная картина и т.д. Но часто по внешнему образовательному продукту мы оцениваем результат деятельности. Хотя, на наш взгляд, личностный рост ученика не менее важный показатель развития творчества и вообще, результат деятельности. Тем не менее, личностный рост
может быть отслежен в результате целенаправленного мониторинга [4,8,13]. Как показал опыт работы Научно-методического центра развития одаренности детей Института развития образования Республики Башкортостан, рейтинговая система оценки достижений учащихся наиболее оптимальная на сегодняшний день форма получения динамики развития школьников.
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на рубеже ХХ и XXI веков. Изменения в осмыслении социальных, культурных, экономических и технических достижений, характерных для глобализации, активизировало создание системы выявления, поддержки и развития одаренных учащихся.
Сегодня проблема развития одаренных школьников связана в первую очередь с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося общества. Решение проблемы, по-видимому, возможно в организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в какой-либо области. Традиционные подходы организации образовательного процесса не справляются с поставленными задачами.
Мировое сообщество начинает понимать, что современный высокотехнологичный мир требует
20
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
нового подхода к образовательной политике. Это заключается в том, что среди целей и задач наиболее важными являются использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии развития личности. На современном этапе развития общества признается комплексный подход «наука-технология-инновация», а современный специалист, работающий в той или иной сфере деятельности, должен обладать ценными знаниями и способностью их применять. Но для этого необходимо объединение ученых и педагогов-практиков по подготовке личности, способной интегрироваться в современный высокотехнологичный мир знаний и информации. Инновации в работе с одаренными детьми - это необходимость, которая обусловлена субъектами обучения. Отрадно отметить, что изложенные выше суждения также нашли отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в которой говорится о необходимости разветвленной системе поддержки талантливых детей [3,9,10].
Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке компетентных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в какой-либо области знаний. Такие учащиеся нуждаются в специализированных подходах по развитию способностей [2]. Перспективы развития таких школьников определяются соотношение их достижений и потенциальными возможностями в академических достижениях, интеллектуальной сфере, творческом и продуктивном мышлении, общении и лидерстве и т.п.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что в американской педагогике особо выделяется творческая одаренность или творческое продуктивное мышление. Американские ученые Дж. Рензулли, Дж. Гилфорд и др. высказывают мысль, что творчество (креативность) является важным компонентом всех видов одаренности.
Ю. А. Бабаевой, С. Д. Дерябо, В. А. Орловым,
В. С. Юркевичем, Е. Л. Яковлевой, В. А. Ясвиным, А. И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению и развитию одаренных детей; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся. Предложены механизмы, способствующие разностороннему развитию каждого школьника через экспериментальную деятельность.
Программа развития одаренных учащихся должна осуществлять применение навыков продуктивного мышления, чтобы дать возможность переосмыслить уже имеющиеся научные знания, опыт, накопленный человечеством, и выдвигать новые идеи. Такая программа для одаренных школьников должна давать им возможность исследовать постоянно изменяющийся поток информации, способствовать подбору и использованию соответствующих методов исследования. Она должна разрабатываться в соответствии с уже установленными принципами, учитывать более высо-
кий уровень мышления, способность к творчеству и его развитию, создавать условия для самореализации личности.
Первоначально важно ориентировать одаренных школьников на специальное развитие мышления. Для этого необходимо разработать комплекс занятий по тренировке наблюдательности, способности оценивать, сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать и т.п.
Затем, на наш взгляд, нужно организовывать самостоятельные исследования. Ученик принимает участие в определении противоречий, формулировании проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения одаренного школьника к творческой, исследовательской работе.
Развитие личности, субъекта деятельности в образовательном процессе предполагает развитие следующих личностных качеств: эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе, позитивного отношения к миру и принятия других людей, самостоятельности и автономности; мотивации самоактуализации, самосовершенствования, развития мотивации учения как важнейшего элемента мотивации самосовершенствования, самореализации в учебной деятельности, в том числе исследовательской.
Понимание самореализации получило многоаспектное рассмотрение в работах социально-философского содержания (Л. Г. Брылева, И. Ф. Ведин, Т А. Ветошкина, A.A. Идинов, B. B. Зотов, Л. Н. Коган, В. И. Муляр, О. Ю. Рыбаков, Л. А. Цыренова, Г. К. Чернявская и др.). Психологические аспекты проблемы обозначены в исследованиях: Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, М. П. Гинзбурга, O.A. Конопкина, Л. А. Коростылевой, Л. Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна и др. [5]
В педагогике интерес к данной проблеме обнаружился лишь в недавнее время в рассмотрении саморазвития личности. Данный интерес связан и с развитием современной парадигмы образования, сочетающей в себе идеи личностно-ориентированного обучения, гуманизации [1,6,12,19].
Характерным ее положением является следующее: «Личность строит себя сама. Отсюда роль педагогики -не формирование, а помощь в нем». Относительно самореализации это особенно значимо, поскольку «человека можно заставить принудить выполнить ту или иную деятельность, но нельзя заставить его реализовать (выполнить) себя» (Л. Н. Коган).
Трудность внедрения на практике исследовательской деятельности заключается в том, что обучение студентов педвузов научной работе фактически не предусмотрено. Курсовые и дипломные работы часто носят реферативный характер. Педагогу, работающему с одаренными детьми необходимо овладевать методологией исследования, умением организовать и сопровождать исследовательскую деятельность [15,16,17].
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
21
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Под исследовательской деятельностью учащихся будем понимать такую форму организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, культуры и искусства. При этом должны быть основные этапы, характерные для научного исследования: постановку проблемы, анализ литературы по данной тематике, выдвижение гипотезы, овладение методикой исследования, сбор личного материала, его анализ и статистическая обработка, обобщение, выводы и т.д. [7,20]
Участие педагогов и школьников в научных обществах развивает способность и умение самостоятельно думать, мыслить не формально. По мнению В.В Краевского, это умение и есть основа того, чтобы потом служить развитию большой науки, научиться управлять любыми техническими устройствами, любой машиной».
Главная цель модернизации образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению.
Многолетний опыт исследовательской деятельности учащихся служит хорошей базой для разработки новых подходов к организации образовательного процесса, мотивирующему одаренных школьников к самореализации.
Как показывает практика организации исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях различного типа и вида, такая работа способствует [11,14]:
• развитию интеллектуальных способностей учащихся;
• развитию интереса к школьному предмету и научной отрасли в целом;
• расширению и актуализации знаний по областям науки;
• созданию потенциала для развития научного образа мышления;
• освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
• формированию мотивации на престижность научной деятельности;
• уважению к фундаментальным наукам;
• формированию коммуникативной компетенции общения между учащимися, педагогами, учеными. А следовательно и обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации, в том числе, компьютерными телекоммуникациями;
• формированию развивающей образовательной среды для школьников;
• профессиональному самоопределению учащихся;
• получению информации о будущей профессии и основных видах ее деятельности и др.
В настоящее время в Республике Башкортостан исследовательская деятельность учащихся представлена разнообразными формами: детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, школы, науч-
ные объединения учащихся (НОУ), малые академии наук (МАН).
Для Института развития образования Республики Башкортостан можно выделить следующие приоритетные направления развития исследовательской деятельности учащихся:
• повышение квалификации на разных уровнях педагогических кадров для целенаправленной работы с учащимися, предрасположенными к исследовательской деятельности;
• разработка учебно-методических комплектов для работы школьных исследовательских объединений;
• внедрение на всех уровнях дистанционных форм образования одаренных учащихся, ориентированных на развитие интеллектуального и творческого потенциала;
• организация районных, республиканских, межрегиональных проектов исследовательской деятельности учащихся средствами Интернет-технологий;
• расширение психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся и педагогов;
• организация широкого информирования общественности и потенциальных участников об организации и проведению исследовательской деятельности на сайте института.
На наш взгляд, исследовательская деятельность способствует развитию творческого потенциала школьников, что, в целом, положительно отражается на личностном росте.
В настоящее время школы самостоятельно разрабатывают концепции и программы своего развития, могут выбирать или разрабатывать образовательные технологии, при введении ФГОС нового поколения, разрабатывать собственные образовательные программы. Все это потребовало от учителей творчества, знания нормативных документов и умения анализировать ситуацию и литературу.
Умение работать с педагогической литературой, нормативными документами - первый шаг к исследовательской деятельности. Любое научное исследование начинается с анализа проблемы в научной литературе и положению на практике. Исследователю важно определить степень проработанности проблемы, определить из противоречий на практике актуальность. Сложно установить причинно-следственные связи умения учителем анализировать и выходом на уровень научно-исследовательской деятельности. Тем не менее, связь существует и явно прослеживается. Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что научные исследования выступают как средство развития профессионализма [18].
Сегодня остро встает вопрос об учителе современной школы. Особо эта проблема рассматривается в инновационных образовательных учреждениях, например, гимназиях и лицеях. Исторически сложилось так, что в гимназии переводятся общеобразовательные школы при способности педа-
22
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2013
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
гогического выполнять те требования, которые предъявляют государство, ученики и родители к образовательным учреждениям такого типа. Грамотному руководителю необходимо суметь подвигнуть учителя к педагогической деятельности в новых условиях.
Потребность в приобщении учителя к науке стимулируется процедурой аттестации, где получение более высокой категории связано с проведением научно-исследовательской работы. Таким образом, формально оказались напрямую связаны исследовательские умения учителя и его профессионализм. В то же время, такой подход является гарантом того, что научная работа учителя в школе найдет поддержку у администрации и не будет отвлекать учителя от своих профессиональных задач. Практика показала, что научно-исследовательские функции учителя работают на качество его труда, на удовлетворенность результатами собственного труда.
Литература
1. Абрамова М. Н. Исследовательская деятельность как технология становления личности обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2011.- № 2.
2. Белоусова А. К. Диагностика одаренности // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 3.
3. Белякова М. М. Опыт педагогического сопровождения творчески одаренного ребенка к успеху // Эксперимент и инновации в школе.- 2013.- № 1.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.-82 с.
5. Гальперин П., Решетова 3., Талызина Н. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. Материалы к всесоюзной конференции по программированному обучению. М.: МГУ, 1966.39 с.
6. Гзршунский Б. С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. М.: Педагогическое общество России, 2002.- 512 с.
7. Губогло З. И. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2008.- № 3.
8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
9. Дворянцева С. Е. Работа с одаренными детьми - ключевое направление «Нашей новой школы» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2011.-№ 5.
10. Жданова О. А. Система работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2012.-№ 2.
11. Завельский Ю. В., Шаронова Н. В., Гомулина Н. Н. Развитие креативной сферы одарённости на основе формирования у учащихся исследовательских компетенций // Эксперимент и инновации в школе.-2012.- № 3.
12. Заславская О. В., Сальникова О. Е. Одаренные дети как научно-педагогическая проблема // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 6.
13. Климонтова Т. А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 3.
14. Самсонова О. Б., Ткаченко Т. А. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся в учреждении повышенного статуса // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 2.
15. Сиденко А. С. Компоненты исследовательского проекта как средство выстраивания обоснования темы диссертационного исследования // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 2.
16. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.
17. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности -к исследованию // Эксперимент и инновации в школе.-2011.- № 2.
18. Швецова Н. А. Профессиональная компетентность учителя в образовательном процессе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2012.- № 3.
19. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное образование в современной школе.- М.: Сентябрь, 1996.- 96 с.
20. Якушева Н. М. Поисково-исследовательская деятельность в школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010.- № 2.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент
№4, 2013
23